Научная статья на тему 'Институциональные аспекты развития сферы жилищно-коммунальных услуг в Республике Крым'

Институциональные аспекты развития сферы жилищно-коммунальных услуг в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INSTITUTIONS / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / URBAN ENVIRONMENT / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симченко Наталия Александровна, Горячих Мария Владимировна, Андрющенко Елена Станиславовна

В статье рассматриваются институциональные аспекты развития жилищно-коммунальной инфраструктуры в Республике Крым. На основе анализа проблемных вопросов в развитии жилищно-коммунальной инфраструктуры региона предложены направления институционального обеспечения модернизации данной сферы в обеспечении качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симченко Наталия Александровна, Горячих Мария Владимировна, Андрющенко Елена Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional aspects of the development of housing and communal services in the Republic of Crimea

The article deals with institutional aspects of the development of housing and communal infrastructure in the Republic of Crimea. The authors analyzed the problematic issues in the development of the housing and communal infrastructure of the region. The directions of institutional support for the modernization of this sphere in ensuring the quality of life of the population are proposed.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты развития сферы жилищно-коммунальных услуг в Республике Крым»

свою очередь, терморегуляционные клапаны наиболее эффективны только при определенном (в зависимости от модели - параллельном или последовательном) способе подачи воды к отопительным радиаторам.

Особую актуальность приобретают следующие мероприятия, способные существенно уменьшить риск или потери от него в рамках проекта. Достаточно эффективным способом снижения уровня риска по инновационно-инвестиционным процессам является создание резервных фондов различных видов ресурсов, включая финансовые [1, 15]. Использование этого инструмента связано с поиском эффективной величины резервов. В настоящее время в строительной сфере применяются показатели общих норм непредвиденных расходов, с учетом которых проводится оценка отечественных проектов [2, 57]. В последнее время широкое распространение получило участие специализированных организаций в процессе проектирования и строительства объектов по вопросам внедрения инноваций, так называемое научное сопровождение организациями, являющимися разработчиками. При этом, несмотря на увеличение расходов, данный инструмент снижения рисков обладает высокой эффективностью в рамках строительных инновационных проектов. Благодаря накопленному ими конкретному опыту внедрения инноваций происходит повышение качества строительной продукции при максимальном снижении рисков реализации проектов. Вместе с тем, можно предложить включение элементов страхования инвестиционных потерь в договор на научное сопровождение и технический мониторинг. Исходя из этого, важно определение факта наступления страхового случая как события, вызванного негативными отклонениями от ожидаемых результатов, несмотря на точное соблюдение рекомендаций сопровождающей организации.

Обобщая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что использование в строительной сфере при формировании системы управления инновационно-инвестиционными процессами комплекса мероприятий, позволяющих свести нежелательные последствия рисков к приемлемому минимуму, способствует дос-

тижению долгосрочногостабилизирующего эффекта данных мер. И, в первую очередь, следует отметить наиболее эффективные из них, связанные с формированием резервов непредвиденных расходов и заключение контрактов на научное сопровождение инновационных проектов. Таким образом, в свете проведенного исследования существующих подходов к учету и минимизации рисков, учитывая важность и необходимость построения эффективного механизма организации инновационно-инвестиционных процессов, представляется целесообразным интегрировать указанные факторы в единую систему управления инновационными инициативами строительных предприятий и инвестиционных решений, обеспечивающих достижение их конкурентных преимуществ на современном этапе развития российской экономики.

Литература:

1. Егорова М.А., Селютина Л.Г. Финансовый аспект теории эффективного управления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2009.- №3. - С. 11 -17.

2. Егорова М.А., Селютина Л.Г., Доржиева Ц.-Д.Д. Управление инвестициями: учебное пособие. -СПб.: СПбГУТ, 2012. - 90 с.

3. Костецкий Д.А. Проблемы инновационного развития строительства // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 4-1 (44). - С. 78-80.

4. Малеева Т.В., Селютина Л.Г. Перспективы развития агломераций в России // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 10. - С. 124126.

5. Малеева Т.В., Соколова О.Л. Накопительно-ипотечная система как инновационная форма реализации механизма социально-экономической защиты военнослужащих // KANT. - 2016. - № 4 (21).-С. 148-153.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]: http:// www.pravo.gov.ru.

7. Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // KANT. - 2015. - № 2 (15). - С. 71-72.

8. Сорокин Д.Н. Современные аспекты управления персоналом в инновационной среде // Символ науки. - 2016. - №4. - С. 218-220.

9. John S. Brown, John Hagel III. The next frontier of innovation //The McKinsey Quarterly. - 2005. - № 3. -p. 83-91.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Simchenko Nataly Alexandrovna, DSc of Economics, Professor Goryachikh Maria Vladimirovna, Associate Professor

I

LH

s о

z

О X

о

rt

■X ■X ■X

222

Andryushchenko Elena Stanislavovna, Associate Professor

Department of Economic Theory, institute of Economics and Management, Crimean Federal University named after V. /. Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea

The article deals with institutional aspects of the development of housing and communal infrastructure in the Republic of Crimea. The authors analyzed the problematic issues in the development of the housing and communal infrastructure of the region. The directions of institutional support for the modernization of this sphere in ensuring the quality of Ufe of the population are proposed.

Keywords: institutions; housing and communal services; urban environment; modernization.

УДК332.025.12 ВАК РФ 08.00.05

© Симченко H.A., 2018 © Горячих М.В., 2018 © Андрющенко Е.С., 2018

СИМЧЕНКО Наталия Александровна, доктор экономических наук, профессор

ГОРЯЧИХ Мария Владимировна, доцент goryachih@ieu. cfuv.ru

АНДРЮЩЕНКО Елена Станиславовна, старший преподава тель; кафедра Экономической теории, Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ А СПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ

КРЫМ

В статье рассматриваются институциональные аспекты развития жилищно-коммунальной инфраструктуры в Республике Крым. На основе анализа проблемных вопросов в развитии жилищно-коммунальной инфраструктуры региона предложены направления институционального обеспечения модернизации данной сферы в обеспечении качества жизни населения. Ключевые слова: институты; жилищно-коммунальное хозяйство; городская среда; модернизация.

I

Современное развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры региона определяет уровень качества жизни населения. Коммунальное хозяйство является той сферой экономики, от эффективного функционирования которой во многом зависит экономическое благополучие граждан и экологическая безопасность территории. При детальном рассмотрении сферы ЖКХ на полуострове можно выделить такие проблемные вопросы, как: неудовлетворительное состояние материально-технической базы ЖКХ; неравномерность распределения уровня обеспеченности централизованными системами ЖКХ; отсутствие общих отраслевых схем водоснабжения, во-доотведения, теплоснабжения; наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления; отсутствие инфраструктуры по утилизации и переработке отходов.

Поэтому при определении стратегической цели в развитии жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым учитывались такие аспекты, как создание комфортных условий жизнедеятельности населения полуострова посредством формирования современной системы коммунальной инфраструктуры, включая водообеспе-чение, водоотведение и обращение с отходами.

В разработанной "Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года" были выделены приоритеты развития отрасли ЖКХ:

1. Повышение качественных характеристик жилищного фонда Республики Крым, его обслуживания и содержания.

2. Развитие и модернизация систем водоснабжения и водоотве-дения Республики Крым: улучшение качества услуг водоснабжения и водоотведения; обеспечение качества очистки сточных вод.

3. Развитие и реконструкция систем теплоснабжения: реализация мероприятий по модернизации систем коммунальной теплоэнергетики.

4. Модернизация сферы обращения с отходами.

Состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры Республики Крым характеризуется высоким уровнем износа, низкими коэф-

фициентами полезного действия, большими потерями ресурсов. Управляющие компании и частные коммунальные фирмы не могут обеспечить качественное управление и обслуживание ввиду низкой квалификации сотрудников, отсутствия ресурсов, а также действенных правовых норм по привлечению этих компаний и фирм к ответственности за ненадлежащее качество работ и услуг [4].

Решение вышеуказанных проблем возможно путем выполнения трех этапов. Во-первых, развитие, модернизация или реконструкция систем водоснабжения и водоотведения. Во-вторых, охрана природы и объектов питьевого водоснабжения и водоотведения, в частности: строительство, модернизация или реконструкция сооружений для механической и биологической очистки сточных вод, внедрения современных методов обработки и утилизации осадков; строительство, модернизация или реконструкция канализационных сетей, коллекторов и глубоководных выпусков очищенных сточных вод. В-третьих, повышение эффективности использования материальных и энергетических ресурсов, в частности: внедрение систем автоматизации процессов очистки, подачи и распределения питьевой воды; проведение аудита функционирования насосных станций; внедрение систем повторного использования промывных вод на фильтровальных сооружениях водоочистных станций; внедрение энергосберегающих мероприятий.

В связи с вышеизложенными аспектами была разработана "Государственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015 - 2017 годы" [5] для объединения и координации деятельности исполнительных органов государственной власти по реализации мероприятий, связанных с обеспечением благоприятных условий проживания населения Республики Крым и реализации государственных полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основными целями такой Программы являются: улучшение жилищныхусловий населе-

ния Республики Крым; обеспечение населения Республики Крым питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям; модернизация, реконструкция и строительство водопроводных и канализационных сетей, модернизация объектов водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Республики Крым с применением прогрессивных технологий и оборудования. В таблице 1 представлено институциональное обеспечение развития жилищно-коммунального хозяйства в Республике Крым.

Таблица 1 - Формальные институты развития жилищно-коммунальной сферы в Республике Крым

Направления развития Регламентирующий документ

1. Разработка и утверждение программ комплексного развития муниципальных образований. 1. Перечень поручений Президента РФ № Пр-608 от 09.08.2015 года; 2. Распоряжение Правительства РФ № 1493р от 22.08.2011 года.

2. Выявление объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в отношении которых ранее не было проведено техническое обследование. 1. Федеральный закон №416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении»; 2. Федеральный закон №190-ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении».

3. Выявление бесхозяйственных объектов ЖКХ. Распоряжение Совета министров РК №1573-р от 26.12.2014 года.

4. Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Постановление Правительства РФ №1451 от 26.12.2015 года «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств ГК - Фонда содействия реформированию ЖКХ».

5. Разработка программ производственного контроля качества питьевой воды Постановление Правительства РФ №10 от 06.01.2015 года «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

6. Размещение информации в государственной информационной системе ЖКХ. Федеральный закон №209-ФЗ от 21.07.2014 года «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

7. Формирование и утверждение региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2015 года. Распоряжение Правительства РФ №1743-р от 26.09.2013 года.

К приоритетам реализуемой в Республике Крым государственной политики в сфере реализации Программы относятся:

-улучшение качества коммунальных услуг, предоставляемых населению Республики Крым, обеспечение надежности работы жилищно-коммунальной инфраструктуры;

- повышение эффективности работы жилищно-коммунальной сферы Республики Крым.

Совет министров Республики Крымутвердил 19 октября 2017 года целевую модель "Развитие жил и щ но- комму нал ьн ого хозя й ства Респу блики Крым на 2017-2020 годы". Утверждённая "дорожная карта" подразумевает длительную и разнообразную работу с документами и различными планами.

До 1 января 2020 года в Республике Крым должны определиться, как именно обеспечить 90 % населения качественной питьевой водой, сократить количество аварий и чрезвычайных ситуаций при транспортировке и распределе-

I

UJ

S ^

О ш

Z

О X

о ^

■X ■X ■X

224

нии питьевой воды. Также в целевой модели прописаны меры по борьбе с задолженностями за услуги ЖКХ.

В начале 2017 г. был проведен мониторинг эффективности Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым за 2016 г. Согласно принятой методике Министерством ЖКХ Республики Крым и официальным данным [6] были получены следующие результаты:

1. Степень реализации мероприятий оценивается как доля мероприятий Программы, выполненных в полном объеме, по следующей форме:

СРм = = — = 0,93, м М 15

где Мв - количество выполненных мероприятий Программы в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в 2016 г.;

М - общее количество мероприятий Программы, запланированных к реализации в 2016 г.

2. Степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджетных и иных источников ресурсного обеспечения Программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования Программы и основных мероприятий Программы, по каждому источнику ресурсного обеспечения:

а) по бюджету Республики Крым составила 0,98;

б) по Федеральному бюджету - 0,93.

3. Оценка эффективности использования средств бюджета рассчитывается для программы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета по следующей формуле:

эис =

CP м 0,93 0,96

СС

= 0,97

уз

'общ

где Эис-эффективность использования средств бюджета;

СРМ- степень реализации мероприятий о Программе;

ССу3общ - степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета.

Общий объем выполнения Программы и освоения средств Федерального бюджета и бюджета Республики Крым составил 96,24%.

Таким образом, существующие проблемы развития жилищно-коммунальной инфраструктуры в Республике Крым свидетельствуют о необходимости применения системного подхода к их решению. Средства на модернизацию инфраструктуры водоснабжения,теплоснабжения, очистки сточных вод заложены в различных государственных программах. Однако решение проблем на системной основе требует формирования институциональной среды развития форм муниципально-частно-го партнерства с целью привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас в Республике Крым есть уникальная возможность создать новую высокотехнологичную отрасль, используя лучший опыт, накопленный в России и за рубежом.

Примечания:

1. Лацко Р. Экономические проблемы окружающей среды. - М.: Прогресс, 1979. - 214 с.

2. Дятел Е.П. Экономическая сущность и формы реализации жилищно-коммунальных услуг : монография / Е.П. Дятел, Э.Ф. Подылина, Н.В. Голо-молзина. - М. : БИБКОМ, 2012. - 144 с.

3. Кузнецов И.А., Шевяков А.Ю. Экономическая безопасность экологического состояния человека в коммунальной сфере // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10. - №3.

- С. 47-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ризов А.Д., Угольников В.В. Экономика моногородов: инновационные производства, способствующие развитию градостроительства, ЖКХ, здравоохранения // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально-экономических исследований. - Пермь, 2016.

- С.67-69.

5. Постановление Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 N 33 (ред. от 16.02.2017) "Об утверждении Государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы" Режим доступа: http://minek.rk.gov.ru/rus/info.php? ¡с1=627260

6. Отчеты о деятельности Министерства ЖКХ. Режим доступа: http://mzhkh.rk.gov.ru/rus/reports.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FEATURES OF CRISIS MONITORING

Stelmakh Veniamin Sergeevich, Postgraduate student, Department of Economics of Enterprise and Management, Khabarovsk State University of Economics and Law, Khabarovsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.