Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №4(22)
4
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 336.713.2
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Н.В. Алексеева, Н.В. Таланова
Дано авторское суждение о структуре современной банковской системы РФ, произведен обзор актуальных направлений и новаций регулирования кредитно-банковской системы.
Ключевые слова: кредитная система; элементы банковской системы; мегарегулятор; антикризисное регулирование.
N.V. Alexeeva, N.V. Talanova. INSTITUTIONAL ASPECTS OF DEVELOPMENT AND THE ACTUAL DIRECTIONS OF REGULATION OF CREDIT SECTOR OF ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
The author's judgment about structure of a modern banking system of the Russian Federation is given, the review of the actual directions and innovations of regulation of a credit banking system is made.
Keywords: credit system; elements of the banking system; the mega-regulator; anti-crisis regulation.
Кредитная система в институциональном аспекте - совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих всю сферу кредитных отношений. Современная кредитная система развитых стран состоит из следующих основных звеньев: центрального банка, государственных или полугосударственных банков; банковского сектора; специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений: страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний, кредитных союзов и пр.
Таким образом, банковская система является основой кредитной системы страны и предполагает наличие единого регулирующего и контролирующего органа в сфере денежно-кредитных отношений, единого источника разрешительных документов для организаций банковского сектора на проведение профессиональной деятельности на отдельных финансовых рынках. Стандартная структура кредитной системы свидетельствует о том, что
совокупность кредитно-финансовых институтов страны - это более широкое понятие, чем банковская система; предполагает выделение в отдельный уровень специализированных кредитно-финансовых институтов, регистрация и регулирование деятельности которых на финансовых рынках осуществляется отдельными, специализированными государственными органами. Данная практика построения кредитной системы как трехуровневой совокупности кредитно-финансовых институтов, осуществляющих финансовое посредничество, длительное время реализовывалась и в России. Так, Федеральным законом от 02.12.1990 г № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что элементами банковской системы Российской Федерации являются Банк России, кредитные организации и представительства иностранных банков [1]. При этом ЦБ РФ осуществляет регистрацию, лицензирование, контроль кредитных организаций; выступает как регулятор их деятельности на кредитном,
валютном рынках и рынке драгоценных металлов.
Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. выявил серьезные недостатки системы регулирования и надзора на финансовых рынках во всем мире. Результатом явились масштабные реформы финансового регулирования. Ключевым направлением реформ в США, Евросоюзе и других странах стало усиление контроля за системными рисками на финансовом рынке, охват регулированием и надзором новых продуктов и услуг, внедрение механизмов предотвращения, раннего реагирования и разрешения кризисных ситуаций [6].
Российский опыт преодоления финансового кризиса 2008 г также выявил важность оперативного принятия решений по стабилизации финансовой системы, предоставлению дополнительной ликвидности финансовым рынкам. В сентябре 2012 г. был подготовлен документ, инициирующий создание мегарегулятора финансовых рынков Российской Федерации. В докладе Правительства РФ «О совершенствовании системы регулирования и надзора на финансовых рынках» было указано, что в России целесообразно продолжить реформу системы регулирования и надзора на финансовых рынках, а именно: предлагалось передать Банку России полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР).
Следует отметить, что в других развитых странах мегарегулятор в системе надзора создан не был. Официальная причина решения по созданию в России мегарегулятора на базе ЦБ РФ сводится к тому, что необходимо обеспечить возможность Банка России предоставлять ликвидность любому участнику финансовой системы [7]. Необходимость создания единого органа управления финансовым рынком обосновывалась также несогласованностью действий существующих регуляторов. С 1 сентября 2013 г. Банку России были переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков [8].
Таким образом, зафиксировано распространение регулятивных функций ЦБ РФ на все финансовые рынки, деятельность специализированных кредитно-финансовых институтов, составляющих третий уровень кредитной системы. В настоящее время Закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельнос-
ти в соответствии с федеральными законами. Некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: профессиональных участников рынка ценных бумаг; субъектов страхового дела; негосударственных пенсионных фондов; микрофинансовых организаций; кредитных потребительских кооперативов; жилищных накопительных кооперативов; актуарную деятельность; ломбардов и т.д. (всего 18 видов деятельности) [2].
По итогам данных преобразований можно констатировать идентичность для российской практики функционирования и регулирования финансовых рынков понятий «банковская система» и «кредитная система»; распространение понятия «банковская система» на всю совокупность кредитно-финансовых институтов. В соответствии с указанными изменениями в банковском законодательстве к кредитно-финансовым институтам могут быть отнесены Банк России, кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), некредитные финансовые организации. При этом ЦБ РФ аккумулирует в себе цели и функции всех существовавших на российских финансовых рынках органов государственного регулирования.
Эксперты отмечают как положительные, так и отрицательные последствия данных преобразований, формирования единого финансового регулятора. Не все согласны с тем, что его появление - результат естественного развития финансовых рынков; есть риск, что это снизит конкуренцию и эффективность финансовых рынков [8].
Создание новой институциональной структуры кредитно-банковской системы было нацелено на повышение ее устойчивости и регулируемости. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено, что низкие устойчивость и защищенность национальной финансовой системы являются главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности (п. 48, 55 Стратегии). В свою очередь, в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. заявлено о переходе от принципов отраслевого (функционального) регулирования финансового рынка к принципам государственного регулирования рисков, возникающих на финансовом рынке (рисков финансовой устойчивости, недобросовестной деятельности и нарушения прав инвесторов и участников рынка) [3].
Рассмотрим актуальные направления и новации в регулировании отдельных секторов системы кредитно-финансовых институтов в
6
вестник Российского университета кооперации. 2015. №4(22)
рамках деятельности созданного финансового мегарегулятора.
Повышение требований к минимальному уставному капиталу страховщиков определило новый импульс к сокращению количества участников страхового рынка. На 31 декабря 2014 г. в едином государственном реестре было зарегистрировано 411 страховщиков против 469 по итогам 2012 г. Страховой рынок РФ характеризуется высоким уровнем концентрации. Разрыв между крупными компаниями и остальными страховщиками усиливается: темп прироста взносов у компаний из ТОП-20 значительно превышает среднерыночный уровень (35% и 21% соответственно за 2014 г.). В 2014 г. объем страхового рынка, который пришелся на долю 50-ти крупнейших страховщиков, составил 85,3% страховых премий [4]. Начало функционирования в сентябре 2012 г. Службы Банка России по финансовым рынкам (далее - СФР) определило активизацию надзорных мероприятий, первым результатом чего стало банкротство крупной страховой компании ОСАО «Россия» [8].
В целом основные актуальные тенденции регулирования рынка следующие: расширение и дифференциация функций служб и департаментов ЦБ РФ по регулированию страхового рынка, сокращение количества страховщиков, стимулирование их укрупнения, повышение требований к финансовой устойчивости, поддержка усиления концентрации на страховом рынке РФ.
В сфере банковского сектора основной, наиболее ощутимой инициативой современного ЦБ РФ стало усиление деятельности по выявлению кризисных явлений, недобросовестного поведения банков, административному регулированию их деятельности. В качестве причин усиления этого курса эксперты называют необходимость снизить отток капитала, увеличить сбор налогов за счет сокращения серого сектора экономики, ограничить риски деятельности в целях защиты интересов кредиторов [7].
Начиная с назначения главой ЦБ РФ Э. На-биуллиной, Банк России как мегарегулятор отозвал лицензии примерно у 120 банков страны. Самое резонансное, крупное по последствиям для вкладчиков событие - банкротство Мастер-Банка. В рамках банковского регулирования ЦБ РФ объявил о создании списка из нескольких десятков системно значимых банков, для поддержания которых монетарные власти при появлении кризисных явлений в экономике будут использовать бюджетные средства.
В рамках мер по повышению доверия к банкам, стимулированию сбережений, обес-
печению роста ресурсов банков за счет источников на внутреннем рынке с 29 декабря 2014 г. повышен уровень гарантирования вкладов граждан до 1400 тыс. руб.; с 1 января 2014 г. страхованию подлежат денежные средства не только физических лиц, но и индивидуальных предпринимателей; с 1 января 2015 г. вводятся механизмы страхования номинальных счетов, открытых опекунами и попечителями [5].
В рамках мер по дифференциации банков по уровню риска их деятельности, укреплению устойчивости системы страхования вкладов граждан устанавливается механизм дифференциации ставок взносов в фонд обязательного страхования, резкое разграничение системных и прочих банков.
В условиях отсутствия норм регулирования в отношении ограничения долговой нагрузки заемщиков, требований по необходимости оценки кредитоспособности в сфере потребительского кредитования активно развивается сектор микрокредитования. Микрофинансовых организаций (МФО) в России зарегистрировано более чем в три раза больше, чем банков [8]. Очевидно, что услуги по предоставлению небольших ссуд рассчитаны на наименее обеспеченные слои населения, чья долговая нагрузка продолжает увеличиваться, снижая качество жизни заемщика и его близких. Новые изменения в законодательстве МФО направлены на усиление дисциплины в данном сегменте, в первую очередь на ужесточение требований к порядку внесения МФО в реестр микрофинансирования и к условиям договора потребительского кредитования; необходимы для укрепления доверия к МФО, стимулирования конкуренции на рынке потребительского кредитования в России и отсечения теневого рынка МФО [4].
Данные нововведения позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время мегарегу-лятор активно реализует механизм антикризисной поддержки финансового (банковского) сектора как основную цель своего создания [6].
В рамках повышения устойчивости функционирования кредитно-финансовых институтов и защиты интересов пользователей финансово-банковских продуктов ЦБ РФ как мегарегулятором разработаны «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг.». Здесь представлена дорожная карта с мероприятиями на следующие три года.
Так, на 2016 г. запланировано «уточнение подходов к расчёту собственных средств кредитных организаций в части недопущения
включения в расчёт источников фиктивного капитала», а также «повышение минимального размера уставного капитала и собственных средств небанковских кредитных организаций» [4]. По документу развитие финансового рынка преследует три основные цели: повышение уровня и качества жизни россиян за счёт использования финансовых инструментов, содействие экономическому росту за счёт предоставления доступа к долговому и долевому финансированию и создание условий для роста непосредственно самой финансовой индустрии [4].
Таким образом, наиболее актуальными характеристиками современного регулирования системы кредитно-финансовых институтов считаются поддержка государственного сектора, концентрация рынков, усиление надзорных мероприятий, применение административных (прямых) методов регулирования, что в целом говорит о формировании системы антикризисного регулирования финансовых рынков, предполагающей жесткую дифференциацию кредитно-финансовых организаций, в том числе по риску, повышение прозрачности их деятельности для пользователей и регулятора, расширение государственной поддержки системно значимых банков, что в итоге свидетельствует о поступательной реализации стратегии концентрации, сжатия и повышающегося уровня государственного регулирования кредитно-банковской системы.
Список литературы
1. О банках и банковской деятельности: фе-дер. закон от 02.12.1990 г. № 395-1: по состоянию на 13 июля 2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ: по состоянию на 05.10.2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 2043-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Алексеева Н.В. Актуальные направления государственного регулирования финансовых рынков в РФ // Роль и приемы совершенствования бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента на предприятиях в современных условиях: сб. науч. ст. Чебоксары: филиал СПб-ГЭУ в г. Чебоксары, 2014. С. 5-12.
5. Алексеева Н.В. Особенности функционирования системы страхования вкладов населения в России и направления ее совершенствования // Социогуманитарные и правовые проблемы современного общества: материалы XVI межвуз. науч. конф. по общегуманитарным, правовым и экономическим вопросам (27 февраля 2015 г.). Чебоксары: ЧФ МГЭИ; ООО ИД «Пегас», 2015. С.53-60.
6. Алексеева Н.В., Карницкая Э.Н. Современные приемы и направления обеспечения устойчивости функционирования банковского сектора Российской Федерации // Экономика и менеджмент: актуальные вопросы теории и практики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей вузов, ученых и специалистов, посвящ. 20-летию экономического образования в ННГА-СУ. Н. Новгород, 2015. С. 123-126.
7. Изюмова А.С. Обеспечение устойчивости банковской системы России в посткризисных условиях // Банковские услуги. 2015. № 9. С. 12-21.
8. Информационный банковский портал. URL: http:// www.banki.ru/ru/ (дата обращения: 24.11.2015).
9. Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг.: стратегия (проект) ЦБ РФ от 02.12.2015 г. // Официальный сайт ЦБ РФ.
АЛЕКСЕЕВА Наталья Викторовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. Е-mail: [email protected]
ТАЛАНОВА Наталья Владимировна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. Е-mail: [email protected]
ALEXEEVA, Natalya Viktorovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
TALANOVA, Natalya Vladimirovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]