способствуя ее дальнейшей трансформации [5, с. 179]. Культура индивидуализации демонстрирует независимость молодежи по отношению к классической модели семьи и предполагает прежде всего свободу брачно-семейной самореализации, не ограниченной традиционным социальным опытом и стереотипами.
Сожительство на современном этапе - наиболее приемлемая и доступная практика семейных отношений для молодежи. К тому же оно является решением многих проблем. Во-первых, материальных - не нужно тратиться на свадьбу, деньги можно потратить или на оплату квартиры, или на что-то более необходимое. Во-вторых, психологических - такой союз дает возможность лучше узнать партнера и в случае несовместимости разойтись, в отношениях остается ощущение свободы. В-третьих, сексуальных - выражающихся в наличии постоянного партнера. Но, несмотря на это, сожительство, по сути, является дестабилизатором, не способным удовлетворить потребность в защите.
Библиографический список
1. Демографический ежегодник Саратовской области, 2010 год: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Саратов, 2010.
2. Ярская-Смирпова Е. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
3. Долбик-Воробей T.Ä. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. 2003. № 11.
4. Талалай Ю. С. Социологические методы как инструмент исследования феномена гражданского брака в российском обществе. URL: www.lib.socio.msu.ru (дата обращения: 24.02.2009).
5. Ярская-Смирпова Е.Р., Романов П.В. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М., 2002.
E.V. Kazakova
Institutional Interaction between Labor Market and Education: Conceptual Bases and Classification
The conceptual bases of institutional interaction between labor market and education are considered. Types of institutional interaction are classified. A new approach to the interaction between labor market and education is grounded.
Key words and word-combinations: institutional interaction, labor market, education.
Рассматриваются концептуальные основы взаимодействия институтов рынка труда и образования. Осуществляется классификация видов институционального взаимодействия. Обосновывается новый подход к взаимодействию рынка труда и образования.
Ключевые слова и словосочетания: институциональное взаимодействие, рынок труда, образование.
УДК 316.33 ББК 60.560
Е.В. Казакова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И ОБРАЗОВАНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ
^Зоциальные институты представляют собой устойчивые комплексы формальных норм и правил и неформальных ограничений, основывающиеся на традициях и культурных установках общества. Данные ком-
1 30 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
плексы проявляются в повседневных практиках социальных акторов и регламентируют функционирование сфер общественной жизни. В своей совокупности они составляют каркас общественной системы и призваны поддерживать общество в стабильном состоянии.
Социальные институты современного российского общества находятся в стадии трансформации, что не может не сказаться на выполнении ими своих базовых функций.
В период социальных преобразований нарушается взаимодействие между институтами, что лишает их возможности полноценного функционирования. Одним из примеров может явиться сфера взаимодействия таких институтов, как рынок труда и образование, где наблюдается существенный институциональный дисбаланс, проявляющийся во многих формах, и прежде всего в несоответствии количества и качества выпускаемых специалистов потребностями работодателей.
К аспектам обозначенного несоответствия можно отнести: избыток подготовки специалистов по одним профессиям и нехватку специалистов по другим; несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей; несоответствие ожиданий выпускников учреждений профессионального образования требованиям реальной профессиональной практики. Особо остро эти несоответствия проявляются на уровне взаимодействия учреждений начального профессионального образования и промышленных предприятий. Так, в г. Саратове основное нежелание выпускников учреждений начального профессионального образования, получивших подготовку по промышленным направлениям, работать по профессии связано с низким уровнем развития промышленности региона и низким уровнем заработных плат на предприятиях.
Проблема институционального дисбаланса образования и рынка труда вытекает из несогласованности функционирования данных институтов и целого ряда других институтов, смежных с ними. Это актуализирует исследования в области институционального взаимодействия и требует разработки его концептуальных основ.
В общем виде институциональное взаимодействие можно представить как взаимодействие, акторами которого являются социальные институты и подын-ституциональные образования. Проведенный нами анализ [1; 2] позволяет выделить два основных вида институционального взаимодействия, включающих различную позицию субъектов взаимодействия и глубину самого процесса, позволяющих объяснить содержание данного явления.
Первый вид - механическое институциональное взаимодействие, которое можно определить как взаимодействие субъектов различных институциональных уровней, непосредственно или через агентов проявляющееся через легитимные (закрепленные в законодательстве) институционализированные формы сотрудничества и (или) конкуренции в рамках решения конкретной проблемы, причем решаемая проблема может не носить характера общественной значимости либо носить его опосредованно.
Второй вид - органическое институциональное взаимодействие. Его можно определить как взаимодействие, осуществляемое субъектами различных инсти-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
131
туциональных уровней непосредственно или через агентов. Оно способствует укреплению социальной структуры, превращает субъекты данного взаимодействия в целостный организм, обладающий комплиментарностью своих составляющих, и нивелирует социальные конфликты. Данное взаимодействие проявляется в консолидационных формах решения общественных проблем.
Разделение институционального взаимодействия на механическое и органическое зависит от наличия и степени комплиментарности взаимодействующих сторон как в рамках одного института, так и между несколькими институтами.
Чем выше уровень комплиментарности, тем ближе взаимодействие к органическому виду. Например, во взаимодействии учреждений начального профессионального образования (подынституциональная компонента института образования) и предприятий-работодателей (подынституциональная компонента рынка труда) при решении проблемы молодежной безработицы комплимен-тарность выражается в соответствии объема и качества подготовки требованиям работодателей. Значит, учреждения начального профессионального образования должны готовить столько рабочих и такой квалификации, чтобы большая их часть трудоустроилась по специальности, обеспечивая тем самым заполнение рабочих мест на предприятиях, что, в свою очередь, способствует развитию производства. Комплиментарность, таким образом, будет определяться двумя показателями: уровнем соответствия количества подготовленных кадров требованиям предприятий-работодателей и уровнем соответствия качества подготовленных кадров требованиям предприятий-работодателей.
Одним из механизмов, на примере которого можно проиллюстрировать сценарии органического и механического взаимодействия, является заключение договора сотрудничества между учебным заведением и предприятием.
Министерство образования выдает учебным заведениям количественные показатели плана набора. Согласно этим данным учебные заведения заключают с предприятиями договоры сотрудничества на подготовку кадров (на прохождение практики с последующим трудоустройством). Объем приема учащихся утверждается министерством занятости, труда и миграции региона на основании данных договоров сотрудничества. Таким образом предполагается гарантировать занятость будущих выпускников, и только после этого осуществляется прием учащихся.
Сценарий механического взаимодействия в этом случае содержит достаточно часто повторяющиеся риски. На практике работодатель часто завышает свои потребности, и договоры заключаются на подготовку заведомо большего количества рабочих, чем необходимо на данном предприятии, а когда молодые люди заканчивают обучение, предприятия не всегда выполняют обязательства в части трудоустройства выпускников. Учебное заведение может обратиться в судебные органы с целью призвать предприятие к выполнению обязательств по договору. Однако на практике это приведет к ситуации, когда с данным учебным заведением не станут заключать договоры в будущем. Поэтому руководство учебного заведения прибегает к решению вопросов трудоустройства выпускников своими силами.
Низкая степень комплиментарности проявляется также в несоответствии качества подготовки требованиям работодателей. Так, предприятиями востре-
132 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
бованы высококвалифицированные кадры, способные в кратчайшие сроки приступить к самостоятельному выполнению трудовых функций. Но слабая материально-техническая база и нехватка мастеров производственного обучения значительно снижают качество подготовки учащихся. Вместе с тем предприятия, как правило, не берут на себя обязательства по финансированию и кадровому обеспечению процесса подготовки, уповая в данном вопросе на решения государственных органов [3, с. 29-30]. Что же касается квалификации выпускников, то по окончании обучения, согласно Государственному образовательному стандарту, выпускнику присваивается 3-й или 4-й (повышенный) разряд, тогда как на предприятии востребованы рабочие 5-6-го разряда. Таким образом, трудоустраивая выпускника с 3-4-м разрядом, предприятие берет на себя обязательства по дополнительному обучению и присвоению более высокого разряда.
В случае, когда предприятие соблюдает обязательства по трудоустройству и дополнительной подготовке на рабочем месте молодых работников, повышается уровень комплиментарности, что приближает взаимодействие к органическому виду.
Как показал пример, сценарий механического взаимодействия социальных институтов не всегда предполагает конструктивный результат для всех его субъектов. Механическое институциональное взаимодействие определяется в основном взаимодействием на уровне формальных норм и правил, закрепленных формальным законодательством. Так, порядок корректировки объема приема учащихся в учебные заведения закреплен формальными нормами, в том числе и в вопросах заключения между учебным заведением и предприятием договора на подготовку. Существуют и формальные нормы, принуждающие предприятия выполнять обязательства по трудоустройству выпускников, к которым не прибегают представители учебных заведений в силу неформальных ограничений.
Помимо формальных норм и правил, институт содержит неформальную компоненту, основанную на социальных практиках и культурных традициях. Именно распространенные социальные и деловые практики современного российского общества допускают отказ предприятий от своих обязательств по трудоустройству выпускников, без каких-либо санкций. В условиях жесткой конкуренции учебных заведений договоры сотрудничества с предприятиями на подготовку кадров обеспечивают выживаемость учебного заведения, однако приводят к формированию асимметричных форм взаимодействия.
Сценарии органического взаимодействия, напротив, предполагает конструктивное сотрудничество, при котором учебным заведениям предоставляется достоверная информация, выполняются обязательства по договорам сотрудничества, что, в свою очередь, обеспечивает выживание учебного заведения, трудоустройство выпускников и заполняемость рабочих мест на предприятиях.
Институциональное взаимодействие может проявляться на различных уровнях институциональной системы, что позволяет осуществить классификацию институционального взаимодействия рынка труда и образования в зависимости отуровней его проявления.
Институциональное взаимодействие на уровне индивидов, социальных групп и ассоциаций (носителей ролей и статусов) проявляется во взаимодействии
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
133
между руководителями и сотрудниками предприятий, организаций и учебных заведений. Институциональное взаимодействие подынституциональных составляющих (субъектов) конкретного института проявляется во взаимодействии ступеней образовательной системы, а также во взаимодействии предприятий и органов занятости в вопросах трудоустройства безработных граждан. Институциональное взаимодействие подынституциональных составляющих (субъектов) конкретного института с другими социальными институтами их подынститу-циональными составляющими) может проявляться во взаимодействии между учебными заведениями и предприятиями и организациями - потенциальными работодателями. Институциональное взаимодействие между социальными институтами в рамках социальной системы подразумевает комплекс перечисленных элементов взаимодействия. Институциональное взаимодействие на уровне макроинститутов (под макроинститутами подразумевается экономика, политическая структура и идеология [4, с. 17-20]) создает условия для эффективного взаимодействия всех общественных институтов, в том числе рынка труда и образования.
Каждый элемент взаимодействия на своем уровне имеет свои цели и задачи, но конечной общей целью для каждого из них будет поддержание общества в стабильном состоянии. В случае взаимодействия рынка труда и образования к таким целям можно отнести воспроизведение трудового капитала общества, снижение социальной напряженности и уровня преступности (а таковые явления являются наиболее частым следствием молодежной безработицы) и улучшение экономической ситуации в регионе.
Институциональная схема взаимодействия обеспечивается, в частности, благодаря наличию агентов взаимодействия - посредников, которые при эффективном функционировании будут способствовать укреплению институциональной структуры общества. В зависимости от наличия агентов институциональное взаимодействие можно разделить на опосредованное и непосредственное.
При опосредованном институциональном взаимодействии для установления институциональных комплиментарных связей необходимо вмешательство посредников - государства, организаций, ассоциаций. Во взаимодействии рынка труда и образования такими посредниками выступают органы власти (например, Министерство образования, Министерство труда, занятости и миграции, Комитет по занятости), региональные службы занятости. К негосударственным организациям-посредникам можно отнести такие общественные организации, как Торгово-промышленная палата, консультационные советы (с участием представителей работодателей и учебных заведений), ресурсные центры.
Непосредственное институциональное взаимодействие эволюционирует из опосредованного. Оно характеризуется высокой степенью комплиментарности институтов и осуществляется путем применения механизмов саморегулирования. Для достижения непосредственного институционального взаимодействия необходим длительный период развития и становления институтов, а также, в процессе этого становления, создание и укрепление институциональных взаимосвязей. Когда исчезает необходимость в посредниках, поддерживающих компли-ментарность, опосредованное взаимодействие перетекает в непосредственное.
134 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Институциональное взаимодействие может проявляться в организованном и стихийном видах.
Под организованным видом подразумевается взаимодействие акторов институциональной системы, основанное на фиксированных правилах. Оно имеет более стабильные черты. К организованному взаимодействию рынка труда и образования можно отнести заключение долгосрочных договоров сотрудничества на прохождение учащимися и студентами производственной практики с возможностью последующего трудоустройства, создание и активное функционирование консультационных советов, регулярное проведение «круглых столов» и совещаний, посвященных вопросам трудоустройства молодых специалистов.
Стихийное взаимодействие основано, скорее, на неформальных ограничениях, межличностных отношениях активных участников взаимодействия (в основном должностных лиц) и регламентировано механизмами социальных сетей. Стихийное институциональное взаимодействие проявляется обычно в виде разовых контактов, направленных на решение конкретного вопроса, не предполагает длительного сотрудничества, а также может не иметь формального закрепления. К стихийным видам непосредственного взаимодействия можно отнести заключение разовых договоров между учебным заведением и предприятием, организацией на прохождение практики студентом. Речь идет о стихийном взаимодействии, когда договоры заключаются на срок прохождения практики, причем студент сам предлагает учебному заведению заключить договор именно с этой организацией на основании того, что в этой организации работает кто-то из родственников или знакомых студента. Такая форма взаимодействия отличается высокой степенью комплиментарности, однако имеет краткосрочный характер. Стихийные взаимодействия институтов в практиках российского общества встречаются наиболее часто, в них велика роль межличностных отношений.
Таким образом, концептуальные основы институционального взаимодействия базируются на изучении внутриинституциональных и межинституциональных взаимосвязей и их роли в функционировании каждого института. На основе исследования институционального взаимодействия рынка труда и образования можно выявить источники дисбаланса в их взаимодействии, построить модель эффективного взаимодействия данных институтов, разработать комплекс мероприятий по нивелированию существующего дисбаланса.
Библиографический список
1. Казакова Е.В. Теоретические аспекты институционального взаимодействия // Государственная власть и общественное устройство в полиэтнической социокультурной среде современной России: сб. науч. трудов. Саратов, 2009. С. 154-156.
2. Институциональные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Актуальные проблемы современного менеджмента: сб. науч. трудов. Саратов, 2009. Вып. 2. С. 98-104.
3. Дудник А.И. О подготовке квалифицированных рабочих // Развитие кадрового потенциала Саратовской области: сб. материалов. Саратов, 2007. С. 29-31.
4. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социс. 2001. № 2. С. 13-23.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 135