СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.334.3:316.4
Социология и жизнь
DOI: 10.12737/11671
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Бараночников В.А.1
Статья содержит проект программы институционального воздействия на уровень социальной напряженности. Автор рассматривает перспективные направления государственного регулирования уровня социальной напряженности с учетом наиболее значимых факторов данного явления, предлагает конкретные задачи в выделенных сферах социально-экономической политики, определяет принципы реализации программы. В статье особое место отводится ожидаемым результатам программы по каждому из направлений, что позволит оценить ее эффективность.
Ключевые слова: социальная напряженность, социальная структура, государственное регулирование, институциональное воздействие, социальноэкономическая политика
INSTITUTIONAL IMPACT ON THE LEVEL OF SOCIAL TENSION
BARANOCHNIKOV V.A. - Postgraduate student at the Department of Sociology and Psychology of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
The article contains the draft of the program of institutional impact on the level of social tension. The author considers perspective directions of state regulation of the level of social tension taking into account the most significant factors of this phenomenon, offers specific objectives in the allocated spheres of social and economic policy, defines the principles of implementation of the program. In the article the special attention is paid for the expected results of the program for each of the directions that will allow to estimate its efficiency.
Keywords: social tension, social structure, state regulation, institutional influence, social and economic policy.
Бараночников Василий Андреевич - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, аспирант кафедры социологии и психологии управления (Россия, Орел), e-mail: [email protected]________________________________________________________
Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10
15
СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
В данной статье рассмотрена программа снижения уровня социальной напряженности. Настоящая программа направлена на создание эффективных механизмов воздействия на уровень социальной напряженности, обеспечение последовательной реализации государственной политики в социально-экономической сфере, повышение уровня жизни населения, формирование механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, повышение прозрачности процедуры принятия и реализации управленческих решений в наиболее значимых для населения сферах, развитие институтов гражданского общества.
Программа должна стать основой для выработки комплексного подхода к решению проблемы государственного регулирования уровня социальной напряженности в условиях трансформации социальной структуры современного российского общества на основе учета наиболее значимых факторов данного явления.
Таким образом, с помощью данной программы предлагается решить следующую системную проблему: создание условий для последовательного социально-экономического развития, предотвращающих возможность резкого повышения уровня социальной напряженности и ее проявления в форме массовых протестных акций1.
Адресатами программы являются:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- научные и образовательные организации;
- общественные организации, объединения, в том числе созданные с участием государства, и иные негосударственные некоммерческие организации социальной направленности;
- бизнес сообщество;
- местные жители.
Целью программы является создание условий, обеспечивающих последовательное и системное решении задач социальноэкономического развития по приоритетным для обеспечения социальной стабильности направлениям, что предполагает в конечном итоге повышение уровня жизни населения, обеспечение прав, свобод и законных интересов и тем самым устранение причин для роста социальной напряженности.
Данная цель реализуется в процессе решения конкретных задач по следующим направлениям деятельности:
1. Совершенствование механизмов социальной поддержки граждан - создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки и повышение доступности социального обслуживания населения.
2. Обеспечение повышения качества коммунальных услуг - повышение качества и надежности предоставления жилищнокоммунальных услуг населению.
1 Голенкова З.Т. Избранные труды. -М.: Новый хронограф, 2014.
16
Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10
СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
3. Содействие занятости населения - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
4. Обеспечение экономического развития и перехода к инновационной модели экономики - создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, повышение эффективности государственного управления.
5. Повышение эффективности системы здравоохранения - обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
6. Обеспечение развития информационного общества - повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий1.
В результате определения шести основных направлений в рамках реализации программы институционального воздействия на уровень социальной напряженности, в каждом из указанных направлений представляется целесообразным выделить подзадачи и наметить ожидаемые результаты их реализации.
1. В направлении совершенствования механизмов социальной поддержки граждан можно выделить следующие подзадачи:
- выполнение государственных обязательств государства по социальной поддержке граждан;
- обеспечение потребностей в социальном обслуживании наиболее нуждающихся категорий: граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей;
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
- повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг2.
Ожидаемые результаты реализации подзадач:
- снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;
- создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения.
2. В направлении обеспечения повышения качества коммунальных услуг можно выделить следующие подзадачи:
1 Дементьева И.Н. Социально-экономические и общественно-политические аспекты формирования протестного потенциала в регионе // Мониторинг общественного мнения. - 2013. -№ 6(118). С. 39-50.
2 Осеев А.А. Социальная напряженность и социальные конфликты в российском
обществе: предпосылки, стадии развития и индикаторы // Социальная политика и социология. -2014.- № 4 (105).- С. 69-83___________________________________
Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10
17
СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
- повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов;
- создание условий для увеличения объема капитального ремонта жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности;
- стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением.
Ожидаемый результат реализации подзадач - повышение удовлетворенности населения Российской Федерации уровнем жилищнокоммунального обслуживания.
3. В направлении содействия занятости населения можно выделить следующие подзадачи:
- предотвращение роста напряжённости на рынке труда;
- привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
- содействие поддержанию высокой квалификации и здоровья работников;
- обеспечение защиты трудовых прав граждан.
Ожидаемые результаты реализации подзадач:
- создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
- предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;
- удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции;
- снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
- создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем разработки и утверждения профессиональных стандартов;
- обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
- обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
- поддержание социальной стабильности в обществе.
4. В направлении обеспечения экономического развития и перехода к инновационной модели экономики можно выделить следующие подзадачи:
- создание условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации;
- создание благоприятной конкурентной среды;
- повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства;
- устранение избыточного регулирования и неоправданного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов;
- повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
18
Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10
СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
- повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов;
- формирование экономики знаний и высоких технологий;
- совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости;
- повышение качества государственного и муниципального управления;
- совершенствование сбора, обработки и предоставления статистической информации.
Ожидаемые результаты реализации подзадач:
- улучшение условий ведения бизнеса в Российской Федерации;
- снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение уровня коррупции;
- снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;
- превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;
- создание эффективной нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- обеспечение высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
- обеспечение организаций народного хозяйства специалистами в области управления, отвечающими современным требованиям экономики;
- повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
- повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов их реализации.
5. В направлении повышения эффективности системы здравоохранения можно выделить следующие подзадачи:
- обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
- повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи;
- развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также технологий персонализированной медицины;
- повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10
19
СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
- развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения;
- обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями;
- обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
-повышение эффективности и прозрачности контрольнонадзорных функций в сфере охраны здоровья.
Ожидаемые результаты реализации подзадач:
- создание устойчивой мотивации населения к ведению здорового образа жизни;
- повышение удовлетворённости населения качеством медицинской помощи;
- создание условий для получения любым гражданином страны независимо от его места жительства гарантированного объёма медицинской помощи, удовлетворяющей единым требованиям по доступности и качеству;
- формирование научно-образовательных кластеров на базе лучших медицинских университетов;
- установление единых государственных приоритетов в области биомедицины, создание новых научных школ;
- повышение социальной привлекательности, уровня квалификации медицинских кадров и престижа профессии, в том числе на основе существенного увеличения заработной платы;
- создание условий для роста численности населения и увеличения продолжительности жизни.
6. В направлении обеспечения развития информационного общества можно выделить следующие подзадачи:
- обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий;
- развитие технической и технологической основы становления информационного общества;
- предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.
Ожидаемые результаты реализации подзадач:
- создание на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
- принципиальный рост качества и доступности услуг почтовой связи, создание спектра новых услуг для населения на всей территории страны на базе почтовых отделений;
- высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление большинства юридически значимых действий в электронном виде;
- обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;
20
Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10
СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
- развитие социальной самоорганизации и социального партнерства власти, бизнеса и общественности на основе использования информационных технологий;
- сокращение «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп;
- развитие сервисов на основе информационных и телекоммуникационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения;
- предоставление возможности осуществления трудовой деятельности дистанционно и содействие самозанятости;
- достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа1.
Принципами реализации программы институционального воздействия на уровень социальной напряженности следует определить: 1) системность; 2) последовательность; 3) открытость.
1. Принцип системности заключается во взаимосвязи всех реализуемых в рамках программ задач, необходимости своевременного реагирования на изменения ситуации по всем направлениям, возможности достижения конечной цели только с учетом выполнения каждой из задач в полном объеме.
2. Принцип последовательности предполагает очередность решения обозначенных задач. Соответствие данному принципу обеспечивается нацеленностью адресатов программы, в первую очередь органов власти на достижение результатов по каждому из направлений, своевременностью и полнотой анализа имеющихся и требуемых ресурсов, осознанием ответственности за результат.
3. Принцип открытости заключается в доступности для населения информации о принимаемых в рамках каждой задачи мерах, сроках их выполнения, вносимых коррективах, возможности свободной и открытой дискуссии о ходе и перспективах реализации программы, наличии общественного контроля за деятельностью органов власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, бизнес-сообщества.
Библиография/References:
Голенкова З.Т. Избранные труды. - М.: Новый хронограф, 2014. -
343 с.
Дементьева И.Н. Социально-экономические и общественнополитические аспекты формирования протестного потенциала в реги- 1
1 Плюснин Ю.М. Скрытая социальная напряженность в российском обществе: Политика: Анализ. Хроника. Прогноз.// Журнал политической философии и социологии политики. -2013. - № 2 (69). -С. 6-38__________________________
Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10
21
СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ
оне // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 6(118). - С. 3950.
Осеев А.А. Социальная напряженность и социальные конфликты в российском обществе: предпосылки, стадии развития и индикаторы // Социальная политика и социология. - 2014. - № 4 (105). - С. 69-83.
Плюснин Ю.М. Скрытая социальная напряженность в российском обществе // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). - 2013. - № 2 (69). - С. 6-38.
Golenkova, Z.T. (2014) Izbrannye trudy [Chosen works]. - M.: Novyj hronograf — 343 p. (In Russ.)
Dement'eva, I.N. (2013) Sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestven-no-politicheskie aspekty formirovaniia protestnogo potentsiala v regione [Social and economic and political aspects of formation of protest potential in the region] // Monitoring obshhestvennogo mnenija [The Monitoring of Public Opinion]. - №. 6(118), - P. 39-50. (In Russ.)
Oseev, A.A. (2014) Social'naja naprjazhennost' i social'nye konflikty v rossijskom obshhestve: predposylki, stadii razvitija i indikatory [Social tension and the social conflicts in the Russian society: prerequisites, stages of development and indicators] // Social'naja politika i sociologija [Social policy and sociology]. - №. 4 (105). - P. 69-83. (In Russ.)
Pljusnin, Ju.M. (2013) Skrytaja social'naja naprjazhennost' v rossijskom obshhestve [The hidden social tension in the Russian society] // Politija: Analiz. Hronika. Prognoz (Zhurnal politicheskoj filosofii i sociologii politiki). - №. 2 (69). - P. 6-38. (In Russ.)
22
Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10