Научная статья на тему 'Институциональное развитие Иркутского межрегионального института общественных наук в 2009 г. . '

Институциональное развитие Иркутского межрегионального института общественных наук в 2009 г. . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональное развитие Иркутского межрегионального института общественных наук в 2009 г. . »

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ / SCIENTIFIC LIFE

Серия «Политология. Религиоведение»

2010. № 1 (4). С. 200-215 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

Институциональное развитие Иркутского межрегионального института общественных наук в 2009 г.

Д. В. Козлов

Иркутский государственный университет,

Межрегиональный институт общественных наук, г. Иркутск

Институциональное развитие Иркутского МИОНа согласно заявленной стратегии подразумевает решение нескольких задач:

1. Развитие межрегионального научно-образовательного комплекса в сфере регионального социально-экономического развития со специализацией на социально-демографических, миграционных процессах, на проблеме влияния геополитических факторов на региональное развитие.

2. Развитие института как научной ресурсной базы для региональных органов государственной власти и местного самоуправления сибирских регионов.

3. Развитие межрегионального центра междисциплинарных гуманитарных исследований, выступающего, с одной стороны, генератором новых исследовательских идей, проектов, направлений, а с другой - организатором и координатором совместных проектов для исследователей разных специальностей и специализаций, представляющих различные регионы.

4. Развитие института как общеуниверситетской структуры инновационных образовательных технологий, ориентирующейся на решение ряда прикладных задач ИГУ, связанных с вхождением университета в Болонский процесс, совершенствованием учебного процесса, внедрением в него новых форм, открытием новых специальностей, сотрудничеством с другими инновационными образовательными программами. Помимо выполнения прикладных задач Институт способен стать площадкой для региональной экспертизы различных программ Министерства образования и науки РФ с целью их реализации на региональном уровне.

На выполнение поставленных задач были направлены следующие мероприятия.

I. Проект «Демографическое развитие региона: вызовы и возможности (на материалах Иркутской области)»

Проект реализуется как практико-ориентированная научно-исследовательская работа в партнерстве с Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, с которым заключено Соглашение о

сотрудничестве. В рамках проекта разрабатывается «Демографический паспорт Иркутской области», представляющий собой информационно-аналитический документ, характеризующий текущую демографическую ситуацию в Иркутской области в целом и в масштабе муниципальных районов. Подготовка Демографического паспорта включена в перечень мероприятий областной государственной социальной программы «Демографическое развитие Иркутской области на 2009-2015 годы», утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22.11.2008 г. № З/44-ЗС.

Разрабатываемый документ, помимо анализа текущей демографической ситуации, включит вариативный демографический прогноз (динамику общей численности населения, отдельных возрастных групп, тренды рождаемости и смертности, оценку вероятного влияния миграции на численность населения). «Демографический паспорт» станет основой для создания системы демографического мониторинга в Иркутской области, а также будет использован в работе Правительства Иркутской области как инструмент демографической экспертизы управленческих решений в области размещения крупных инвестиционных проектов, требующих значительных трудовых ресурсов, планирования развития системы учреждений социальной сферы и т. д.

В рамках реализации проекта выполнен анализ демографической ситуации в Иркутской области на общерегиональном (в масштабе области в целом) и субрегиональном (в разрезе муниципальных образований) уровнях. Установлено, что благоприятные тенденции последних лет (рост рождаемости, снижение смертности) носят временный характер и обусловлены, в первую очередь, структурными характеристиками населения. В настоящее время за счет вступления в фертильный возраст поколения 1980-х гг. значительно повысилось число женщин в возрасте 20-29 лет, на которых приходится основная часть рождений (более 60 %). Меры по стимулированию рождаемости, принятые на федеральном и региональном уровне (введение системы материнского капитала с 2007 г., изменение порядка его использования с 2009 г., повышение единовременного пособия по рождению ребенка и ежемесячных выплат на содержание ребенка), масштабного воздействия на демографическую ситуацию не имеют. Анализ динамики специального коэффициента рождаемости показывает, что за время действия названных мер фактический уровень рождаемости повысился не многим более чем на 15 %. Именно этот показатель и отражает реальный вклад мероприятий федерального и регионального правительств в положительную динамику процессов воспроизводства населения.

Для Иркутской области характерен негативный миграционный тренд. Основным вектором миграции остаются западные регионы России, в которых ведущее место занимают города Москва и Санкт-Петербург и соответствующие области. В Сибирском федеральном округе основными центрами притяжения миграции из Иркутской области остаются Красноярский край и Новосибирская область, как наиболее динамично развивающиеся межрегиональные центры Сибири. При относительно небольших объемах миграционных потерь Иркутской области (4-5 тыс. человек ежегодно), крайне неблагоприя-

тен для области возрастной и образовательный состав мигрантов. Более 50 % миграционной убыли приходится на возраста до 30 лет, около 70 % - на трудоспособные возраста. Вымывание в результате миграции этих возрастов не только сводит на нет небольшой естественный прирост населения (1,0-2,4 тыс. чел в 2008-2009 гг.), но и существенно сокращает демографический потенциал региона.

Выполнен анализ демографической ситуации в муниципальных образованиях (МО) второго уровня области (муниципальные районы и городские округа). Проведена группировка МО по характеру демографических процессов и миграционного движения. Выделены 4 группы районов и 8 подгрупп:

1) МО с естественным и миграционным приростом (1а - МО, где естественный прирост выше миграционного прироста; 1б - МО, где миграционный прирост выше естественного прироста); 2) МО с естественным приростом и миграционной убылью населения (2а - МО, в которых естественный прирост выше миграционной убыли; 2б - МО, где миграционная убыль превышает естественный прирост); 3) МО с естественной убылью и миграционным приростом (За - МО, в которых миграционный прирост выше, чем естественная убыль; Зб - МО, где миграционный прирост не перекрывает естественную убыль); 4) МО, характеризующиеся естественной и миграционной убылью населения (4а - МО, в которых естественная убыль выше миграционной; 4б -МО, где миграционная убыль превышает естественную убыль).

Проведенная группировка МО Иркутской области позволила сделать вывод о том, что в большинстве районов области, имеющих естественный прирост, тем не менее, отмечается общая убыль населения. При этом большая часть миграционного оттока приходится на молодежные группы и детей. Таким образом, все положительные изменения в демографической сфере нивелируются сохраняющимся миграционным оттоком. Единственным исключением является зона Иркутской агломерации, включающая 3 города и часть территории двух сельских районов, а также входящие в сферу ее влияния один средний город (Усолье-Сибирское) и сельский (Усольский) район. В обозначенной зоне уровень естественного прироста невысок, однако он подкреплен заметным миграционным притоком, что стимулирует рост численности населения агломерации и повышение ее удельного веса в общей численности населения области.

Для выявления текущих и перспективных трендов внутриобластной миграции был проведен статистический и картографический анализ данных процессов. Выявлено, что основной точкой притяжения внутриобластной миграции является зона Иркутской агломерации, на которой замыкается большинство векторов миграции в области. При этом миграция, как правило, носит ступенчатый характер: наибольший приток в агломерацию идет из средних городов области, которые в свою очередь являются точками притяжения для мигрантов из прилегающих к ним сельских районов.

Таким образом, внутриобластная миграция населения Иркутской области играет роль механизма урбанизации, перераспределяя сельское население в города области и за ее пределы. С одной стороны, данный процесс благо-

приятен для ситуации на рынке труда, снижая конкуренцию за рабочие места в сельских районах, где число вакансий серьезно ограничено. С другой стороны, подобный характер миграции подрывает демографический потенциал области, так как основной «резерв» для демографического роста сосредоточен именно в сельских районах области. Сохранение сложившихся миграционных трендов серьезно углубит демографический спад, прогнозируемый уже в среднесрочной перспективе.

Для выполнения вариативного демографического прогноза в июле-сентябре 2009 г. проведено социологическое исследование (анкетный опрос) женщин репродуктивного возраста Иркутской области. Опрос проводился по представительной выборке и был ориентирован на выявление основных установок репродуктивного поведения женщин: намерения рождения ребенка, условий рождения второго и последующих детей. В анкету вошли вопросы о влиянии мер федеральной и региональной демографической политики на принятие женщиной решения о рождении детей. Сейчас ведется обработка и статистический анализ материалов исследования. Полученные результаты позволят сформировать сценарные условия для построения демографического прогноза на период до 2020 г.

В рамках подготовки «Демографического паспорта Иркутской области» сделано аналитическое описание демографической ситуации в области, анализ миграционных трендов (внешних и внутренних для области), выполнена характеристика демографической ситуации для всех МО второго уровня области. Разработан комплект диаграмм, графиков и карт, отражающих текущее состояние и перспективы демографической сферы Иркутской области на среднесрочную перспективу. В декабре 2009 г. состоялась презентация подготовленного документа.

Разрабатываемый документ ориентирован, прежде всего, на использование в текущей аналитической работе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Предполагается, что полученные результаты будут использованы для прогноза развития системы социального защиты и обслуживания, разработки перспективных изменений в размещении учреждений образования и здравоохранения на территории области. Кроме того, разработанный прогноз численности трудоспособного населения по муниципальным образованиям области позволит проводить экспертизу крупных инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территории области, с точки зрения обеспеченности трудовыми ресурсами.

Кроме того, предварительные результаты проекта вызвали интерес у руководства ряда муниципальных образований Иркутской области. В настоящее время ведутся предварительные консультации о выполнении аналогичных работ для нескольких сельских районов области, нуждающихся в анализе и прогнозе демографической ситуации, миграционных процессов для планирования развития системы сельского расселения, разработки схем размещения социальных учреждений, развития транспортной сети и т. д. Представляется важным и то, что администрации районов принципиально готовы выстраивать сотрудничество на хоздоговорной основе.

Таким образом, результаты проекта являются остро востребованными региональными органами государственной власти и муниципального самоуправления. Фактически, реализация проекта позволяет получить информационно-аналитическую базу для разработки большинства программ и планов развития территории, позволяет более рационально распределять бюджетные средства, эффективнее выстраивать работу административных органов.

II. Проект «Система образования и региональные рынки труда»

Работа по проекту начата в феврале 2009 г. в партнерстве с Региональным центром содействия трудоустройству выпускников, Советом ректоров Иркутской области, кадровым агентством «Профессионал», а также Центром содействия трудоустройству выпускников Иркутского государственного университета.

Совершенствование системы профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников - одна из основных проблем современного российского вуза, и от того, насколько грамотно и обдуманно он будет решен на уровне учебного заведения высшего профессионального образования, зависит будущее развитие вуза, его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Проблема успешного трудоустройства выпускников особенно обостряется в период кризиса. Многие выпускники рискуют вообще не найти работу - это специалисты в области экономики, управления, юриспруденции, финансов и менеджмента.

Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются: низкая эффективность механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг; отсутствие у большинства выпускников учреждений профессионального образования необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями; практическое отсутствие нормативной и законодательной базы, регулирующей проблему трудоустройства выпускников вузов.

Формирование системы содействия трудоустройству выпускников в Иркутской области было начато в конце 1990-х гг. - с принятием «Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования», утвержденной Министерством образования и Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Опорой для формирования региональной системы содействия трудоустройства выпускников является созданный в Иркутске в 2006 г. на базе ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» Региональный центр содействия трудоустройству выпускников. Региональный ЦСТВ осуществляет следующие функции: информационной координации; сотрудничества в проведении совместных семинаров, конференций; анализа взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе; установления контактов с федеральными органами власти, ЦЗН, зарубежными партнерами.

На основании опыта и поддержки Регионального ЦСТВ, происходило становление ЦСТВ в других вузах Иркутска. В настоящее время созданы и

успешно осуществляют свою деятельность ЦСТВ Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, Иркутского государственного педагогического университета, Иркутского государственного технического университета, Иркутского государственного лингвистического университета, Иркутского государственного университета путей сообщения.

Для оценки основных направлений деятельности ЦСТВ Межрегиональный институт общественных наук при ИГУ в партнерстве с Региональным Центром содействия трудоустройству при БГУЭП разработал исследование «Система адаптации выпускников вуза к рынку труда». Цели исследования -анализ основных направлений деятельности вузовских систем содействия трудоустройству, форм и методов обучения студентов и выпускников правилам эффективного трудоустройства, а также степени востребованности обучающих программ, направленных на адаптацию выпускников на рынке труда. Исследование проводится в форме анкетного опроса среди специалистов служб содействия трудоустройства иркутских вузов, а также методом интервьюирования экспертов. Результаты исследования наряду с презентацией обучающей программы «Эффективное поведение на рынке труда» предполагается представить ректоратам БГУЭП, ИГУ, Центрам содействия трудоустройству выпускников иркутских вузов, а также другим заинтересованным структурам вузов Иркутска.

Анализируя результаты исследования, можно говорить о достаточно активной политике иркутских вузов в области содействия трудоустройству своих выпускников. Их деятельность охватывает такие основные направления: информационное обеспечение студентов и выпускников по перечням востребованных профессий и организация соответствующей профориентационной работы; предоставление информации о вакансиях; взаимодействие с работодателями: презентации профессий; семинары и конференции. Среди наиболее распространенных и оптимальных форм взаимодействия между работодателями и вузами можно отмечают: целевую подготовку студентов для своих предприятий, участие менеджмента компаний в учебном процессе и в работе аттестационных комиссий, проведение ярмарок вакансий, проведение конкурсов именных стипендий, предоставление мест практики и кураторство, корпоративные формы взаимодействия (создание учебных центров, учреждение фондов развития образования и науки).

В то же время в каждом отдельном вузе в силу специфики, определенных объективных и субъективных факторов более развито то или иное направление работы. Деятельность ЦСТВ Иркутского государственного технического университета эффективно осуществляет на практике мероприятия по взаимодействию с работодателями. В настоящее время заключено 56 долгосрочных многопрофильных договоров с крупными компаниями, а также более 1000 договоров с предприятиями малого и среднего бизнеса. В партнерстве с работодателями действуют программы «Профессиональный старт» и «Наставничество», вводится программа профориентационной работы на территории дислокации компаний-партнеров. Иркутский государственный университет путей сообщения совершенствует практику подготовки и трудоуст-

ройства студентов в рамках отраслевых образовательных кластеров, суть которых заключается в объединении во главе с ведущим отраслевым вузом учреждений среднего профессионального образования, базовых предприятий, органов служб занятости. Эффективность трудоустройства выпускников Иркутской государственной сельскохозяйственной академии обусловлена качественным маркетинговым исследованием потребностей работодателей аграрного сектора Иркутской области, а также подготовкой студентов и адаптацией к рынку труда выпускников посредством двухуровневой (образовательный и производственный уровни) модели подготовки специалиста.

В целях совершенствования подготовки специалистов, учета требований работодателей и рынка труда в вузах проводится соответствующая исследовательская деятельность. В этом отношении можно отметить деятельность Лаборатории социологических проблем и инноваций Иркутского государственного университета (исследования по определению ключевых требований работодателей к выпускникам в новых условиях, а также механизмов взаимодействия работодателей с вузом); Центра комплексных социологических исследований Иркутского государственного технического университета (исследования «Как Вы оцениваете свои перспективы на рынке труда» - для выпускников 2008 г. и «Оценка качества трудоустройства выпускников Технического университета 2000-2008 гг.»). Интересен опыт маркетинговой деятельности Байкальского государственного университета экономики и права: на кафедре экономики труда и управления персоналом работа над учебными планами и содержанием преподаваемых дисциплин в рамках регионального компонента основывается на результатах проводимых с 1998 г. маркетинговых исследований рынка труда специалистов по труду и кадрам.

Учитывая разнообразные практики повышения качества трудоустройства Иркутской области, все же нужно отметить недостаточную проработанность такого компонента системы содействия трудоустройству, как профориентационная деятельность на всех этапах обучения в вузе. Принципиально важной представляется задача адаптации выпускников к рынку труда посредством введения специальных обучающих технологий, которые помогают каждому выпускнику осознать ситуацию предстоящего поиска работы, сформулировать и реализовать основные шаги по ее достижению.

В этой связи особенно значимой представляется деятельность в рамках проекта Межрегионального института общественных наук при Иркутском государственном университете по разработке и апробации обучающих технологий, формирующих у выпускников умения и навыки эффективного трудоустройства.

В течение февраля-апреля 2009 г. в рамках проекта Межрегионального института общественных наук «Система образования и региональные рынки труда» в Иркутском государственном университете была проведена серия лекций и консультаций по тематике «Выпускник вуза и рынок труд». В марте проект был представлен на совещании деканов университета. Руководители факультетов и институтов проявили активное участие в организации лекций. Слушателями лекций стали студенты 4-5-х курсов Института социальных

наук, факультета филологии и журналистики, школы «public relations», Института математики, экономики и информатики, Международного института экономики и лингвистики, биологического факультета, географического факультета, факультета психологии, факультета сервиса и рекламы.

Оценка актуальных для учащихся знаний по данной тематике была получена как из устного обсуждения, так и по результатам анализа анкет обратной связи (350 анкет). Практически все слушатели лекций отметили важность для себя вопросов адаптации к рынку руда, высказав при этом озабоченность перспективами своего трудоустройства, особенно в период кризиса. Наибольший интерес вызвали те разделы лекции, которые содержали информацию о востребованности выпускников определенных специальностей на региональном рынке труда, о содержании профессий, возможности развития ключевых профессиональных компетенций в смежных профессиях, а также о правилах составления резюме, сопроводительного письма, прохождения интервью с работодателем. В то же время была выявлена неготовность выпускника к таким действиям, как оценка собственных возможностей («образ профессионала»), а также планирование активных самостоятельных шагов по поиску работы.

В апреле-июне 2009 г. участниками проекта МИОНа был разработан учебный курс «Эффективное поведение на рынке труда». Этот курс направлен на получение углубленных знаний, умений и навыков при решении вопроса трудоустройства и построения карьеры у студентов и выпускников вуза, что должно способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Содержание курса включает следующие основные темы: «Особенности регионального рынка труда», «Основные понятия профессиональной деятельности», «Технология эффективного трудоустройства (определение круга вакансий, источники информации о рабочих местах, самостоятельный поиск вакансий, составление профессионального резюме, телефонное обращение к работодателю, собеседование)», «Прием на работу (заключение трудового договора)», «Адаптация на рабочем месте». Также составлен пакет раздаточного материала, включающий описание практических заданий для работы на практических занятиях и необходимые информационные материалы. В сентябре-октябре проходила апробация курса на факультетах сервиса и рекламы ИГУ (специальность «реклама»), а также на факультете филологии и журналистики ИГУ (специальность «специалист по связям с общественностью»). Результаты апробации в настоящее время анализируются, проводится доработка некоторых разделов курса.

Презентация обучающей программы «Эффективное поведение на рынке труда», рекомендаций по включению курса в образовательную практику, содержания семинара для преподавателей этого курса прошла в декабре 2009 г. на заседании Совета ректоров Иркутской области.

Другим направлением работ в рамках проекта МИОНа «Система образования и региональные рынки труда» является формирование Информационного пакета для выпускника вуза, включающего актуальную информацию о ведущих компаниях работодателях региона, программах стажировок, содер-

жании профессий и карьерных альтернативах для молодых специалистов, а также рекомендации по правилам поведения на рынке труда. Для участия в этой работе привлечены профильные структуры ИГУ: Лаборатория практической психологии ИГУ, Юридическая клиника Юридического института ИГУ. Каждая из этих структур создает оригинальный, основанный на анализе собственных материалов и с использованием собственных методик продукт. В частности, в рамках проекта МИОНа Лабораторией практической психологии ИГУ проведено исследование «Формирование карьерной компетенции выпускника ИГУ», на основании которого с привлечением дополнительной информации был составлен блок для информационного пакета «Советы психолога выпускнику». Лаборатория социологических проблем и инноваций, основываясь на предшествующей работе по вопросам социального партнерства вузов и работодателей, в рамках проекта МИОНа систематизировала и обобщила информацию о ведущих компаниях-работодателях региона. Юридическая клиника ИГУ в рамках проекта МИОНа провела работу по составлению блока «Юридическое сопровождение выпускника вуза».

Необходимо отметить, что плоды этой совместной работы распространяются за рамки непосредственных результатов по проекту МИОНа. В перспективе Лаборатория практической психологии ИГУ, Юридическая клиника Юридического института ИГУ могут быть инициаторами, а также привлекаться к участию в вузовских мероприятиях по содействию трудоустройству выпускников, а также формированию региональной системы содействия трудоустройству выпускников вузов. Одним из результатов такого сотрудничества по проекту МИОНа должно стать проведение запланированной на апрель 2010 г. конференции «Инновационные практики содействия трудоустройству выпускников». Очень интересным представляется возможность создания и развития на базе МИОНа межвузовской структуры «Центр развития профессиональной карьеры», которая может принять на себя задачи эффективного межведомственного взаимодействия в рамках системы содействия трудоустройству выпускников вузов. В качестве основной цели деятельности «Центра развития профессиональной карьеры» можно определить создание условий для повышения конкурентоспособности молодежи и ее социальной адаптации на рынке труда с помощью оказания комплекса услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке и социальной адаптации.

Таким образом, можно говорить о четко выраженной межфакультетской и межвузовской структуре проекта. Важным также является сотрудничество с Министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, региональными центрами занятости населения, с бизнес-структурами (кадровыми агентствами, Торгово-промышленной палатой, Ассоциацией предпринимателей Иркутской области), с Центрами содействия трудоустройству выпускников Дальневосточного, Новосибирского, Омского, Томского государственных университетов, Центром управления проектами Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.

III. Важной составляющей институционального развития МИОНа является развитие сотрудничества с Министерством образования и науки РФ, связанного, в том числе, с участием в различных федеральных целевых программах.

Эксперты МИОНа выступили разработчиками проекта «Миграции и диаспоры в социокультурном, политическом и экономическом пространстве Сибири, XIX - нач. XXI вв». Проект реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме: «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области исторических наук» (государственный контракт № 02.740.11.0347 от 20 июля 2009 г.). Проект связан с результатами исследований по миграционной, социокультурной и демографической проблематике, реализованных в 2003-2009 гг. в рамках различных мионовских программ.

Миграции и сформированные за счет них диаспоральные сообщества для Сибири на протяжении более чем двух веков являются ключевым фактором развития. На рубеже XX-XXI вв. этот фактор стал критично определять тренды дальнейшей судьбы Сибири: именно миграция может обеспечить сибирские регионы населением, трудовыми ресурсами, обеспечить ее социально-экономическое развитие и сохранение ее роли в жизни страны. Вместе с тем миграционные процессы являются для Сибири не только возможностью, но и вызовом, поскольку формируют новые сообщества, далеко не всегда вписанные в социокультурное и политическое пространство региона.

Данная исследовательская проблематика понимается в большинстве случаев как социологическая и изучается в ретроспективе 15-20 лет. Однако специфика сибирских регионов обусловлена историческими процессами ее заселения, формирования культурно-исторических общностей, провинций, особой системы социальных отношений. Это обусловливает необходимость проведения компаративного анализа миграционных процессов и формирования диаспоральных сообществ в сибирских регионах в достаточно длительной ретроспективе. Подобное исследование позволит связать исторический процесс формирования населения Сибири, его отдельных социальных групп со спецификой современных миграционных и диаспоральных процессов в регионе, выявить ключевые аспекты позитивного и негативного воздействия этих процессов на развитие региона, формирование региональной идентичности.

Целями проекта являются:

1) изучение целостного процесса воздействия миграции и диаспораль-ных сообществ на развитие Сибири на основе оригинальных исследований и новейших результатов российских и зарубежных разработок в области истории Сибири и социальной истории;

2) расширение сложившегося у заявителя исследовательского коллектива за счет молодых исследователей и межрегиональных связей;

3) закрепление в сфере научных исследований молодых исследователей социальной истории Сибири.

В рамках исследования предполагается решение следующих исследовательских задач:

— разработка методологических подходов и методического инструментария для анализа миграции и формирования диаспоральных сообществ в Сибири на протяжении 200 лет как единого процесса, в том числе через широкое применение методов историко-социологического анализа и компьютерных технологий (ГИС, СУБД);

— определение основных этапов миграционных процессов и формирования региональных сообществ Сибири на протяжении XIX - нач. XXI вв. как единого процесса;

— обоснование основных аспектов воздействия сформированных миграцией диаспоральных и иных сообществ на характер социокультурного, политического и экономического развития сибирских регионов;

— выявление специфики изучаемого процесса в Западной и Восточной Сибири;

— выделение ключевых результатов рассматриваемого процесса, воздействующих на современные и потенциальные тренды развития региона;

— определение специфики региональной идентичности в Сибири как регионе миграционного формирования населения и значительного числа диас-поральных и иных социокультурных сообществ.

В результате реализации проекта будет разработана методология анализа миграции и формирования диаспоральных сообществ в Сибири на протяжении 200 лет как единого процесса, с выявлением межрегиональной дифференциации между западносибирскими и восточносибирскими регионами, особенностей исторических этапов данного процесса. В ходе исследований будут разработаны новые и адаптированы имеющиеся методы исследования, в том числе методы смежных наук (социология, демография, культурная ан-тролопогия) и точных наук (методы математического анализа), компьютерных технологий (геоинформационные системы, распределенные базы данных). Результаты исследования будут представлены в коллективных и индивидуальных монографиях, статьях в ведущих российских и зарубежных периодических изданиях, на международных конференциях в России и за рубежом. Результаты будут представлены в форме распечаток электронных публикаций, оттисков или ксерокопий опубликованных статей, ксерокопий опубликованных тезисов докладов на конференциях и принятых к печати рукописей статей.

В рамках реализации проекта будут подготовлены к защите 2 докторских и 4 кандидатских диссертаций. По исследовательской проблематике проекта будут защищены 8 дипломных работ, разработаны или модернизированы 7 специальных учебных курсов.

В настоящий период начата реализация первого этапа проекта. Исследования носят базовый характер и направлены на подготовку методологической и методической базы дальнейшего исследования. В рамках этапа обоснована методология исследования миграционных и диаспоральных процессов в регионах Сибири как исторически развивающегося процесса. Для обосно-

вания методологии исследования проведен анализ отечественной и зарубежной литературы. Установлено, что большинство исследователей рассматривает миграционные и диаспоральные процессы либо изолированно и в относительно непродолжительной ретроспективе, либо на протяжении длительного периода, но в локальных регионах. В отечественной историографии заселение Сибири рассматривается преимущественно как процесс колонизации, расширение ареала империи. Для исследований, посвященных XIX в., характерен более историко-нарративный подход, либо взгляд на заселение сибирских территорий как на процесс движения имперского фронтира. В работах, посвященных событиям XX в., преобладают историко-демографическое описание и аналитика, построенная на методах миграциологии и демографии. Изучение миграционных и диаспоральных процессов рубежа XX-XXI вв. выстраивается преимущественно в рамках социологического подхода.

Таким образом, существенной проблемой для рассмотрения миграционных и диаспоральных процессов в Сибири в длительной исторической ретроспективе является разнородность методологических подходов к изучению одного объекта, искусственное разделение изучаемых процессов на хронологические периоды, что не позволяет рассмотреть их преемственность и взаимосвязи. Предложенный методологический подход основан на использовании единых методик для анализа миграционных и диаспоральных процессов в Сибири на протяжении более 100 лет. Объект исследования рассматривается как единый исторический процесс формирования сибирского общества как сложной системы мигрантских (в том числе диаспоральных) групп и местного населения в многообразии стратегий и практик их взаимодействия. Исследование основано на использовании социально-исторического подхода, предполагающего отход от фактографичности, нарратива в пользу культурносоциального и историко-политического анализа.

В качестве ключевых для исследования определены следующие сферы:

1. Демографические и миграционные процессы и система расселения региона.

2. Государственная политика и государственное управление этномигра-ционными процессами.

3. Диаспоростроительство. Интеграционные и адаптационные процессы. Этническое разделение труда.

4. Стереотипы, образы, фобии в массовом сознании принимающего общества и мигрантских групп. Властный дискурс в восприятии миграционных и диаспоральных процессов.

Для реализации методологического подхода предложено использование методов историко-демографического анализа, основанного на формировании электронных баз данных (статистических материалов и нормативноюридических актов), построенных по унифицированной архитектуре и располагающих единым ссылочно-аналитическим аппаратом.

Новым является использование методик анализа периодики, применяющихся преимущественно для изучения современных СМИ, для анализа периодических изданий начала XX в. Это позволит провести компаративный

анализ по единым параметрам, выявить эволюцию смыслов и образов, транслируемых и формируемых через СМИ. Для анализа политики региональных властей в отношении миграции, мигрантов и диаспор предложено формирование базы данных нормативно-правовых документов рубежа XIX-XX и XX-XXI вв. База данных будет выстроена по единой архитектуре и снабжена специально разработанным поисково-аналитическим аппаратом, позволяющим формировать подборки документов разных хронологических периодов по заданным параметрам.

Институционально проект предусматривает научное взаимодействие экспертов - представителей Омского, Алтайского, Амурского, Иркутского государственных университетов, Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск), Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН. В последнем случае речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве МИОНа и Центра также в рамках программы Российской академии наук «Фундаментальные проблемы пространственного развития России». Проект предусматривает активизацию сотрудничества с Научной библиотекой МИОНа и Государственным архивом Иркутской области. Данное направление институционального развития Иркутского МИОНа предусматривает также дальнейшее расширение сотрудничества с Министерством образования и науки РФ в рамках разработки проектов по разным гуманитарным отраслям знания, а также по задействованию других мероприятий данной ФЦП. В рамках данной работы была также проведены презентация результатов деятельности МИОНа в Тихоокеанском государственном университете (г. Хабаровск), Европейском университете (Санкт-Петербург); обсуждение проекта проходило и в рамках конференции «Сибирское общество в контексте мировой и российской истории (XIX-XXI вв.)» (1-2 октября 2009 г.). Конференция была подготовлена совместно с Министерством культуры и архивов Правительства Иркутской области (административная и финансовая поддержка), Иркутским институтом повышения квалификации работников образования (научно-организационная поддержка), в рамках традиционного фестиваля «Дни русской духовности и культуры «Сияние России». Конференция была посвящена 200-летию со дня рождения генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского.

IV. Программа институционального развития МИОНа самым тесным образом также связана с развитием библиотеки МИОНа, в частности, с новыми формами работы, а также с использованием уже накопленных данных.

В этих рамках был проведен научно-практический семинар «Интеграция информационных ресурсов библиотек МИОНа и университета в контексте формирования единого информационно-образовательного пространства вуза и региона» (26-28 октября 2009 г.). Во время семинара обсуждались проблемы развития библиотеки МИОНа. В частности, это развитие предусматривает задействование ресурсов проекта Роснауки (см. выше) для создания информационного пространства на базе существующих ресурсов НБ ИГУ. Это предусматривает: выявление изданий по теме проекта в фонде редких книг и ру-

кописей, формирование коллекции и создание электронной БД; перевод в цифровой формат фонда дореволюционных региональных периодических изданий (более 80 назв., отдельные - датируются второй половиной XIX в.1); проведение библиографических разысканий, сбор источников, раскрывающих тему проекта советского и постсоветского периода; создание электронной БД; создание Интернет-каталога по теме проекта. Проект также предусматривает организацию оперативного доступа руководителям и исполните -лям проекта к создаваемым в рамках проекта электронным БД, оцифрованным газетам через локальную сеть университета в учебных библиотеках, с рабочих мест участников проекта (количество должно быть ограничено в целях обеспечения безопасности АБИС НБ); выполнение тематических запросов участников проекта по различным аспектам проекта с использованием информационных ресурсов библиотеки, в т. ч. и интернет-ресурсов; оформление заказов в службы электронной доставки документов (ЭДД) для получения электронных копий статей, отсутствующих в НБ. Был проведен также анализ возможностей использования библиотеки МИОНа как ресурса развития различных отраслей гуманитарного знания в ИГУ.

В рамках семинара также состоялось обсуждение роли мионовских информационных ресурсов в развитии библиотек (на примере Научной библиотеки Бурятского государственного университета). Большой интерес вызвали выступления, позволившие сравнить возможные пути развития «библиотечного порядка знаний», с точки зрения возможности введения различных инноваций в информационном обеспечении науки и образования (на примере НБ Сибирского федерального университета, г. Красноярск) и сравнения с зарубежным опытом (Болонский университет, Италия и University of Illinois, США).

Развитие новых форм работы библиотеки МИОНа связано с изменениями в информационном обеспечении деятельности института. В данный момент разработан и запущен новый сайт МИОНа с возможностью работы закрытого форума, с сохранением библиотеки электронных ресурсов МИО-На. Предполагается выделение отдельного пространства на сайте для освещения и координации деятельности по проекту Роснауки.

V. Выводы

Таким образом, можно говорить о продолжении институционального оформления Иркутского МИОНа. Все перечисленные выше проекты связаны с оформлением институциональной среды института (на уровне межфакуль-тетского сотрудничества; на уровне формирования внутрирегиональной межвузовской кооперации; формирования межрегинального экспертного сообщества с привлечением столичных и международных экспертов). Деятельность института в данный момент напрямую связана с сотрудничеством с различными органами региональной власти, с бизнес-сообществом, с региональными аналитическими центрами (Центр независимых социальных исследований

1 Известно, что информация по заявленной теме находит свое отражение в таких газетах, как «Восточное обозрение», «Иркутские губернские ведомости», «Сибирь» и др.

и образования, Фонд регионального развития Иркутской области), со СМИ. Важно отметить и подключение МИОНа к финансированию по линии Министерства образования и науки РФ (ФЦП). В планах МИОНа - расширение сотрудничества с региональными органами власти, в частности, по проблемам интеграции и социальной адаптации мигрантов и репатриантов в регионе, что может быть связано с организацией (во взаимодействии с государственными и общественными структурами стран СНГ и региона) «миграционных мостов», позволяющих привлекать трудовых мигрантов, проводя отбор до выезда на место работы, проезд, регистрацию и устройство на месте работы организованных групп иногородних и иностранных работников; организацию модульных программ обучения для трудовых мигрантов, позволяющих им быстро осваивать профессиональные стандарты предприятия-работодателя. В данном случае необходимым условием является учет опыта такой работы, накопленного фондом «Новая Евразия».

Очень важным направлением развития института может стать создание на его площадке Международного института по изучению миграций во Внутренней Азии. Миграционные процессы в таком огромном и ключевом регионе, как Внутренняя Азия, являются важнейшим фактором его развития. Это процессы взаимосвязаны и взаимозависимы, потому нуждаются в комплексном изучении. Пока этого нет, и не очень выражена тенденция к координации усилий. Создание занимающейся этими проблемами институции позволило бы вывести исследования на качественно новый уровень. Эта институция может не быть привычным по советской эпохе научноисследовательским учреждением с постоянным штатом, бюджетом и т. д. На первом этапе это может быть клуб, минимально формализованное сообщество институтов и отдельных ученых, заинтересованных в координации усилий, совместной работе, регулярном обмене идеями и информацией. Предполагается минимум формальных обязательств участников. Повторимся, что Иркутский МИОН может стать подходящей площадкой для формирования такой институции. Имеются сложившийся научный коллектив, прочная репутация, серия успешно выполненных проектов, публикации. Что важно для реализации этой идеи, так это обширные и довольно прочные международные связи, опыт совместной работы с иностранными специалистами. Имеется готовность МИОНа предоставить организационные возможности для создания такой площадки. Очень важно, что начавшийся большой миграционный проект по линии Роснауки дает возможность приступить к реализации этой идеи. В целях реализации этих планов можно пригласить для участия в большой конференции по проекту, намеченной на сентябрь-октябрь 2010 г., японских, индийских, монгольских, казахстанских партнеров, а также представителей сибирских и дальневосточных институций, занимающихся этими исследованиями. Со многими уже велись предварительные переговоры, и они готовы приехать даже при условии частичного возмещения расходов. Их участие усилит конференцию - и одно это уже оправдает расходы и усилия. Но при этом в качестве отдельного мероприятия вполне возможно провести первичные переговоры и обсуждения для того, чтобы запустить данный процесс.

Данное направление предусматривает и поиск дополнительных международных партнеров для сотрудничества.

Institutional Development of the Irkutsk Interregional Social Sciences Institute in 2009

D. V. Kozlov

Interregional Social Sciences Institute, Irkutsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Козлов Дмитрий Викторович - науч- Kozlov Dmitriy Viktorovich - Scientific ный директор Межрегионального ин- Director of the Interregional Social Sci-ститута общественных наук при ИГУ, ences Institute, Candidate of Historical Sci-кандидат исторических наук, доцент, ence, Associate Professor, e-mail: e-mail: [email protected] [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.