Научная статья на тему 'Институционально-психологические основания успешного развития предпринимательства'

Институционально-психологические основания успешного развития предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнилитская Е.В.

Необходимый с точки зрения сохранения и поддержания конкурентоспособности уровень социально-экономического развития России, может быть достигнут в результате создания системы стимулов для роста предпринимательской деятельности в самом широком смысле этого слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институционально-психологические основания успешного развития предпринимательства»

новый мир

институционально-психологические основания

успешного развития предпринимательства

Необходимый с точки зрения сохранения и поддержания конкурентоспособности уровень социально-экономического развития России, может быть достигнут в результате создания системы стимулов для роста предпринимательской деятельности в самом широком смысле этого слова.

Успехи страны на макроуровне начинаются с конкретного индивида, отдельного домашнего хозяйства, фирмы, отрасли. _ Кроме того, в качестве необходимых, но от_ нюдь не достаточных условий экономического

_ роста следует назвать:

_ - величину и структуру инвестиций (государственных, конкретного предприятия и отдельного вкладчика-потребителя);

_ - уровень доверия экономических агентов к

проводимой политике; _ - адаптивность субъектов хозяйствования к по_ стоянно происходящим изменениям;

_ - модели предпринимательского поведения.

Ключевым для практической реализации имеющейся предпринимательской инициативы по внедрению новаций в различных областях _ жизнедеятельности, с нашей точки зрения, является степень понимания и уровень доверия со стороны хозяйствующих агентов к осуществляемой макроэкономической стратегии, так как в этом случае можно ожидать совпадения целевых векторов в их действиях и возникновения синергетического эффекта. Гнилитская Е.В. К сожалению, исторически в России институты канд. экон. наук, капитализма и предпринимательства всегда ВИНИТИ РАН развивались с некоторым отставанием относительно стран Западной Европы. Например, еще

в XVII веке в Австрии, государствах Германии, в частности в Пруссии, уже осуществлялись вексельные операции, в решении экономических задач участвовали банки, проводилась политика государственных займов, «существовали зачатки биржи»[1]. И такой временной разрыв сохранялся практически всегда. Сегодня перед российским бизнесом стоит задача этот разрыв значительно сократить или полностью устранить.

В мировой практике имеют место различные модели успешного предпринимательского поведения. Если принять в качестве отправной точки психологический фактор, то есть личные характеристики предпринимателя, то можно проследить институциональные корни формирования приоритетов и стимулов ведения бизнеса. Исторически на менталитет предпринимателя влияли уровень культуры, обычаи, социальная значимость, наличие перспектив для себя и потомков, религиозные приоритеты, воспитание и образование, позиция государства по отношению к бизнесу. Обычай представляет собой «социальный инстинкт общества», и человек усваивает не нравственную норму, а «способ действия, который нравственен» [2]. Сложность всестороннего осмысления исторических основ формирования предпринимательского менталитета состоит, по выражению В.О. Ключевского, в том, что «жизненная цельность исторического процесса - наименее податливый предмет исторического изучения» [3].

В качестве весьма важного экономического и социального индикатора уровня и характера предпринимательской активности может рассматриваться инвестиционная составляющая. Инвестиции являются весьма динамичным компонентом национального дохода. «Главной чертой, характеризующей хорошие времена, является превращение в широком масштабе ликвидного капитала в основной капитал. Чтобы понять, почему происходит такое превращение - другими словами, почему растут реальные инвестиции, - необходимо проанализировать факторы, регулирующие объем инве-

_ стиций в основной капитал. Побуждение де-

_ лать инвестиции появляется тогда, когда стои-

_ мость капитальных благ начинает превышать

_ издержки на них» [4].

_ Как подчеркивает д.э.н., профессор А.С. Булатов,

_ «высокая норма валового накопления (более

_ 30%) и высокие темпы экономического роста

_ позволили сначала Японии, а затем еще четы_ рем азиатским «тиграм» - Южной Корее, Син-

_____гапуру, Тайваню, Гонконгу - выйти на высокий

_____уровень экономического развития. Очень вы_____сокая норма валового накопления (около 40%)

наблюдается сейчас в Китае, наиболее дина_ мичной экономике мира (10%-ный рост ВВП в

среднем 1990-2001 гг.)» [5].

_ Еще в Программе 1893 г. С.Ю. Витте определял

правительственную политику как содействие «прочному и широкому развитию всех отрас-

_ лей перерабатывающей промышленности» [6],

что и в современных условиях российской экономической действительности могло бы спо-_ собствовать подъему отраслей высокой степени переработки.

_ Мировой опыт свидетельствует, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в стратегической перспективе основывается не столько на ресурсных возможностях экономики, сколько на инновациях. «Сами по себе полезные ископаемые

_ не дадут преимуществ России в обеспечении

национальной конкурентоспособности, если не произойдет существенной подвижки в каче-_ ственном росте человеческого ресурса» [7], поскольку со стороны государства необходима принципиальная поддержка главного в наступившем веке ресурса стратегического успеш-

_ ного развития - человеческого капитала.

_ Предприниматели могут, в том числе, эффектив-

_ но развивать венчурный бизнес. Основными ис-

_ точниками венчурного капитала являются кор__поративные структуры:

инвестиции являются весьма пенсионные фонды, бан-

__ки, страховые компании,

_динамичнъм компонентом крупные промышлен-

__ные корпорации. Соглас-

национального дохода но внесенной в 2003 году

на рассмотрение в Пра- в России предполагается

вительство РФ Концеп-

ции развития венчурной сформировать в ближайшие

индустрии, в России

предполагается сформи- несколько лет десять венчурных

ровать в ближайшие не- _

сколько лет десять вен- фондов _

чурных фондов. _

В октябре 2003 г. в Перми прошла четвертая _

венчурная ярмарка (модель организации взята _

из опыта США), где среди потенциальных ин- _

весторов отмечен рост числа отечественных _

компаний. Перспективными для венчурных _

инвестиций считаются отрасли новых матери- _

алов, энергетика и компьютерные технологии. _

Развитие венчурной индустрии в России суще- _

ственно сдерживается отсутствием реальной _

поддержки в области участия в инвестицион- _

ных рисках со стороны государства, действенных стимулов для бизнеса вкладывать средства в высокорисковые проекты, неразвитостью инновационной инфраструктуры [8]. _

С целью оценки уровня инновационного развития страны в мировой экономической прак- _

тике используется расчет сводного инновационного индекса по национальным хозяйственным комплексам [9]. Параметрами для его рас- _

чета выступают индикаторы с разными весовыми значениями. Среди них: выпускники в сфе- _

ре науки и технологий (в категории 20-29 лет, _

%); государственные расходы на НИОКР (% от _

ВВП); расходы бизнеса на НИОКР (% от ВВП); количество патентных заявок на миллион жителей (в 2002 г. в странах ЕС - 7373,2, а в России _

- только 614,4); инновационные расходы в _

промышленности (к валовому обороту, %); ин- _

новационные расходы в сфере услуг (к валовому обороту, %); информационные и коммуни- _

кационные технологии (% от ВВП); количество _

пользователей сети Интернет на 1000 человек. _

В 2002 г. значения сводного инновационного _

индекса для хозяйственной системы России

составлял 0,59 (для стран ЕС - 1,0). По данным _

Европейского патентного ведомства (European _

Patent Office - EPO), за 2002 г. в странах ЕС поступило 160,4 тыс. патентных заявок.

В современных экономических условиях инновации создают стратегические преимущества в наиболее высококонкурентных областях. В жесткой конкуренции побеждает та корпорация, которая не только быстрее и качественнее производит новые технологии, но может оперативнее воплотить их в новый продукт и грамотно выйти с ним на мировой рынок. Однако при этом необходимо учитывать степень негативного психологического воздействия на восприятие инновационных продуктов и технологий. Сопротивление персонала нововведениям, эгоистичность их поведения можно рассматривать как следствие недостаточной ориентированности технического развития на социальные интересы и усиление трудовой мотивации. В противовес этому целесообразно выделить внутреннюю и внешнюю мотивацию восприятия нововведений.

Например, внешняя положительная мотивация проявляется, если внедрение новшества усиливает побуждение к труду через повышение личных доходов или через снижение психологической стоимости трудовой деятельности. Внешняя отрицательная мотивация восприятия нового может иметь место в случае, когда повышается риск ухудшения положения работника, возрастает опасность потери места в результате роста производительности труда. Таким образом, «...нововведение получает поддержку в том случае, если оно ведет к усилению внутренних и внешних положительных мотивов труда и ослабляет внешние отрицательные мотивы» [10].

В практической деятельности компаний применяется довольно широкий диапазон методов работы с коллективом для преодоления сопротивления персонала организации проводимым изменениям. Среди таких методов следует отметить:

-разъяснение (вызывает доверие к будущим изменениям, но занимает много времени);

- участие персонала в переговорах и принимаемых фирмой соглашениях;

- кооптацию (передачу лидеру группы ключевой роли в подготовке и проведении изменения);

- принуждение (действу- устойчивое развитие ет достаточно быстро,

но рискованно из-за воз- производства и поддержка его

можности настроить

людей против инициа- конкурентоспособности

торов изменений).

Наиболее вероятна ус- базируетсяне столько на

пешность внедрения из-

менений в тех случаях, ресурсных возможностях

когда выбор методов

последователен и учи- экономики, сколько на

тывает:

а) мощность и вид про- инновациях _

гнозируемого сопротивления персонала;

б) положение инициаторов изменений в части доверия коллектива;

в) объем необходимой для проведения изменения информации, волю и властные полномочия для их реализации;

г) актуальность предлагаемых изменений и последствия возможного сопротивления [11]. _

Американские компании, осознавая важность _

отбора и подготовки персонала как стратеги- _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческого конкурентного ресурса, в кадровой работе используют метод планирования человеческих ресурсов, включающий анализ перспективных потребностей по отдельным категориям персонала исходя из долгосрочных целей

компании. При этом составляются списки на _

продвижение специалистов по карьерной лестнице с учетом их готовности занять ту или

иную должность на момент составления списков, необходимости дополнительной подготовки молодых специалистов и прохождения ими промежуточных должностных ступеней.

Весь объем работы по управлению персоналом _

компании выполняет специальная кадровая служба, состоящая из отделов: трудовых отношений; занятости; управления персоналом; _

заработной платы; условий труда и борьбы с травматизмом; обучения кадров; учета; делопроизводства. В составе кадровой службы работают квалифицированные специалисты - _

социологи, специалисты по управлению персоналом и трудовым отношениям. В крупных

компаниях кадровая служба реализует ряд программ, направленных на непрерывную подготовку и переподготовку своих сотрудников, на разработку и реализацию всего комплекса мер по мотивации персонала [12].

ов

Литература

1. Кулишер ИМ. История русского народного хозяйства /Под ред. дэн, проф. МГ. Покидченко, кэ.н, доц. ЕН. Калмычковой. - Серия «Российская экономическая мысль».- М.: Наука, 2004.- С. 680.

2. Шестун Е. Православная педагогика. - М.: Православная педагогика, 2001. - С. 22.

3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1.- М.: Мысль, 1993. - С.48.

4. Классики кейнсианства: В 2-х т. Т.Н. Экономические циклы и национальный доход. /Э. Хансен. Сост.:. АГ.Худокормов. - М.: Экономика, 1997. - С. 126.

5. Булатов АС. Россия в мировом инвестиционном процессе //Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 76.

6. Витте СЮ. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. - СПб., 1912. - С. 41.

7. ПороховскийАА Глобальная составляющая национального развития // Философия хозяйства,- М.: ТЕИС, 2004. № 3 (33). С. 20.

8. Развитие механизмов финансирования в инновационной сфере // Российская экономика в 2003 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 25. - М.: ИЭПП, 2004. - С.276-277.

9. Индикаторы конкурентоспособности и качества жизни: инструмент оценки результативности госполитики. -М: ТЕИС, 2004- - С.36-37.

10. Круглова НЮ. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. -М.: Изд. РДЛ, 2001. -С. 281.

11. Менеджмент технологических инноваций / Под ред. С.В. Валдайцева, Н.Н. Молчанова. - СПб.: Изд. Санкт-Петербургского Университета, 2003. - С. 239-24112. Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века/ Отв. ред. СМ. Рогов. -С. 80-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.