новый мир
институционально-психологические основания
успешного развития предпринимательства
Необходимый с точки зрения сохранения и поддержания конкурентоспособности уровень социально-экономического развития России, может быть достигнут в результате создания системы стимулов для роста предпринимательской деятельности в самом широком смысле этого слова.
Успехи страны на макроуровне начинаются с конкретного индивида, отдельного домашнего хозяйства, фирмы, отрасли. _ Кроме того, в качестве необходимых, но от_ нюдь не достаточных условий экономического
_ роста следует назвать:
_ - величину и структуру инвестиций (государственных, конкретного предприятия и отдельного вкладчика-потребителя);
_ - уровень доверия экономических агентов к
проводимой политике; _ - адаптивность субъектов хозяйствования к по_ стоянно происходящим изменениям;
_ - модели предпринимательского поведения.
Ключевым для практической реализации имеющейся предпринимательской инициативы по внедрению новаций в различных областях _ жизнедеятельности, с нашей точки зрения, является степень понимания и уровень доверия со стороны хозяйствующих агентов к осуществляемой макроэкономической стратегии, так как в этом случае можно ожидать совпадения целевых векторов в их действиях и возникновения синергетического эффекта. Гнилитская Е.В. К сожалению, исторически в России институты канд. экон. наук, капитализма и предпринимательства всегда ВИНИТИ РАН развивались с некоторым отставанием относительно стран Западной Европы. Например, еще
в XVII веке в Австрии, государствах Германии, в частности в Пруссии, уже осуществлялись вексельные операции, в решении экономических задач участвовали банки, проводилась политика государственных займов, «существовали зачатки биржи»[1]. И такой временной разрыв сохранялся практически всегда. Сегодня перед российским бизнесом стоит задача этот разрыв значительно сократить или полностью устранить.
В мировой практике имеют место различные модели успешного предпринимательского поведения. Если принять в качестве отправной точки психологический фактор, то есть личные характеристики предпринимателя, то можно проследить институциональные корни формирования приоритетов и стимулов ведения бизнеса. Исторически на менталитет предпринимателя влияли уровень культуры, обычаи, социальная значимость, наличие перспектив для себя и потомков, религиозные приоритеты, воспитание и образование, позиция государства по отношению к бизнесу. Обычай представляет собой «социальный инстинкт общества», и человек усваивает не нравственную норму, а «способ действия, который нравственен» [2]. Сложность всестороннего осмысления исторических основ формирования предпринимательского менталитета состоит, по выражению В.О. Ключевского, в том, что «жизненная цельность исторического процесса - наименее податливый предмет исторического изучения» [3].
В качестве весьма важного экономического и социального индикатора уровня и характера предпринимательской активности может рассматриваться инвестиционная составляющая. Инвестиции являются весьма динамичным компонентом национального дохода. «Главной чертой, характеризующей хорошие времена, является превращение в широком масштабе ликвидного капитала в основной капитал. Чтобы понять, почему происходит такое превращение - другими словами, почему растут реальные инвестиции, - необходимо проанализировать факторы, регулирующие объем инве-
_ стиций в основной капитал. Побуждение де-
_ лать инвестиции появляется тогда, когда стои-
_ мость капитальных благ начинает превышать
_ издержки на них» [4].
_ Как подчеркивает д.э.н., профессор А.С. Булатов,
_ «высокая норма валового накопления (более
_ 30%) и высокие темпы экономического роста
_ позволили сначала Японии, а затем еще четы_ рем азиатским «тиграм» - Южной Корее, Син-
_____гапуру, Тайваню, Гонконгу - выйти на высокий
_____уровень экономического развития. Очень вы_____сокая норма валового накопления (около 40%)
наблюдается сейчас в Китае, наиболее дина_ мичной экономике мира (10%-ный рост ВВП в
среднем 1990-2001 гг.)» [5].
_ Еще в Программе 1893 г. С.Ю. Витте определял
правительственную политику как содействие «прочному и широкому развитию всех отрас-
_ лей перерабатывающей промышленности» [6],
что и в современных условиях российской экономической действительности могло бы спо-_ собствовать подъему отраслей высокой степени переработки.
_ Мировой опыт свидетельствует, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в стратегической перспективе основывается не столько на ресурсных возможностях экономики, сколько на инновациях. «Сами по себе полезные ископаемые
_ не дадут преимуществ России в обеспечении
национальной конкурентоспособности, если не произойдет существенной подвижки в каче-_ ственном росте человеческого ресурса» [7], поскольку со стороны государства необходима принципиальная поддержка главного в наступившем веке ресурса стратегического успеш-
_ ного развития - человеческого капитала.
_ Предприниматели могут, в том числе, эффектив-
_ но развивать венчурный бизнес. Основными ис-
_ точниками венчурного капитала являются кор__поративные структуры:
инвестиции являются весьма пенсионные фонды, бан-
__ки, страховые компании,
_динамичнъм компонентом крупные промышлен-
__ные корпорации. Соглас-
национального дохода но внесенной в 2003 году
на рассмотрение в Пра- в России предполагается
вительство РФ Концеп-
ции развития венчурной сформировать в ближайшие
индустрии, в России
предполагается сформи- несколько лет десять венчурных
ровать в ближайшие не- _
сколько лет десять вен- фондов _
чурных фондов. _
В октябре 2003 г. в Перми прошла четвертая _
венчурная ярмарка (модель организации взята _
из опыта США), где среди потенциальных ин- _
весторов отмечен рост числа отечественных _
компаний. Перспективными для венчурных _
инвестиций считаются отрасли новых матери- _
алов, энергетика и компьютерные технологии. _
Развитие венчурной индустрии в России суще- _
ственно сдерживается отсутствием реальной _
поддержки в области участия в инвестицион- _
ных рисках со стороны государства, действенных стимулов для бизнеса вкладывать средства в высокорисковые проекты, неразвитостью инновационной инфраструктуры [8]. _
С целью оценки уровня инновационного развития страны в мировой экономической прак- _
тике используется расчет сводного инновационного индекса по национальным хозяйственным комплексам [9]. Параметрами для его рас- _
чета выступают индикаторы с разными весовыми значениями. Среди них: выпускники в сфе- _
ре науки и технологий (в категории 20-29 лет, _
%); государственные расходы на НИОКР (% от _
ВВП); расходы бизнеса на НИОКР (% от ВВП); количество патентных заявок на миллион жителей (в 2002 г. в странах ЕС - 7373,2, а в России _
- только 614,4); инновационные расходы в _
промышленности (к валовому обороту, %); ин- _
новационные расходы в сфере услуг (к валовому обороту, %); информационные и коммуни- _
кационные технологии (% от ВВП); количество _
пользователей сети Интернет на 1000 человек. _
В 2002 г. значения сводного инновационного _
индекса для хозяйственной системы России
составлял 0,59 (для стран ЕС - 1,0). По данным _
Европейского патентного ведомства (European _
Patent Office - EPO), за 2002 г. в странах ЕС поступило 160,4 тыс. патентных заявок.
В современных экономических условиях инновации создают стратегические преимущества в наиболее высококонкурентных областях. В жесткой конкуренции побеждает та корпорация, которая не только быстрее и качественнее производит новые технологии, но может оперативнее воплотить их в новый продукт и грамотно выйти с ним на мировой рынок. Однако при этом необходимо учитывать степень негативного психологического воздействия на восприятие инновационных продуктов и технологий. Сопротивление персонала нововведениям, эгоистичность их поведения можно рассматривать как следствие недостаточной ориентированности технического развития на социальные интересы и усиление трудовой мотивации. В противовес этому целесообразно выделить внутреннюю и внешнюю мотивацию восприятия нововведений.
Например, внешняя положительная мотивация проявляется, если внедрение новшества усиливает побуждение к труду через повышение личных доходов или через снижение психологической стоимости трудовой деятельности. Внешняя отрицательная мотивация восприятия нового может иметь место в случае, когда повышается риск ухудшения положения работника, возрастает опасность потери места в результате роста производительности труда. Таким образом, «...нововведение получает поддержку в том случае, если оно ведет к усилению внутренних и внешних положительных мотивов труда и ослабляет внешние отрицательные мотивы» [10].
В практической деятельности компаний применяется довольно широкий диапазон методов работы с коллективом для преодоления сопротивления персонала организации проводимым изменениям. Среди таких методов следует отметить:
-разъяснение (вызывает доверие к будущим изменениям, но занимает много времени);
- участие персонала в переговорах и принимаемых фирмой соглашениях;
- кооптацию (передачу лидеру группы ключевой роли в подготовке и проведении изменения);
- принуждение (действу- устойчивое развитие ет достаточно быстро,
но рискованно из-за воз- производства и поддержка его
можности настроить
людей против инициа- конкурентоспособности
торов изменений).
Наиболее вероятна ус- базируетсяне столько на
пешность внедрения из-
менений в тех случаях, ресурсных возможностях
когда выбор методов
последователен и учи- экономики, сколько на
тывает:
а) мощность и вид про- инновациях _
гнозируемого сопротивления персонала;
б) положение инициаторов изменений в части доверия коллектива;
в) объем необходимой для проведения изменения информации, волю и властные полномочия для их реализации;
г) актуальность предлагаемых изменений и последствия возможного сопротивления [11]. _
Американские компании, осознавая важность _
отбора и подготовки персонала как стратеги- _
ческого конкурентного ресурса, в кадровой работе используют метод планирования человеческих ресурсов, включающий анализ перспективных потребностей по отдельным категориям персонала исходя из долгосрочных целей
компании. При этом составляются списки на _
продвижение специалистов по карьерной лестнице с учетом их готовности занять ту или
иную должность на момент составления списков, необходимости дополнительной подготовки молодых специалистов и прохождения ими промежуточных должностных ступеней.
Весь объем работы по управлению персоналом _
компании выполняет специальная кадровая служба, состоящая из отделов: трудовых отношений; занятости; управления персоналом; _
заработной платы; условий труда и борьбы с травматизмом; обучения кадров; учета; делопроизводства. В составе кадровой службы работают квалифицированные специалисты - _
социологи, специалисты по управлению персоналом и трудовым отношениям. В крупных
компаниях кадровая служба реализует ряд программ, направленных на непрерывную подготовку и переподготовку своих сотрудников, на разработку и реализацию всего комплекса мер по мотивации персонала [12].
ов
Литература
1. Кулишер ИМ. История русского народного хозяйства /Под ред. дэн, проф. МГ. Покидченко, кэ.н, доц. ЕН. Калмычковой. - Серия «Российская экономическая мысль».- М.: Наука, 2004.- С. 680.
2. Шестун Е. Православная педагогика. - М.: Православная педагогика, 2001. - С. 22.
3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1.- М.: Мысль, 1993. - С.48.
4. Классики кейнсианства: В 2-х т. Т.Н. Экономические циклы и национальный доход. /Э. Хансен. Сост.:. АГ.Худокормов. - М.: Экономика, 1997. - С. 126.
5. Булатов АС. Россия в мировом инвестиционном процессе //Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 76.
6. Витте СЮ. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. - СПб., 1912. - С. 41.
7. ПороховскийАА Глобальная составляющая национального развития // Философия хозяйства,- М.: ТЕИС, 2004. № 3 (33). С. 20.
8. Развитие механизмов финансирования в инновационной сфере // Российская экономика в 2003 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 25. - М.: ИЭПП, 2004. - С.276-277.
9. Индикаторы конкурентоспособности и качества жизни: инструмент оценки результативности госполитики. -М: ТЕИС, 2004- - С.36-37.
10. Круглова НЮ. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. -М.: Изд. РДЛ, 2001. -С. 281.
11. Менеджмент технологических инноваций / Под ред. С.В. Валдайцева, Н.Н. Молчанова. - СПб.: Изд. Санкт-Петербургского Университета, 2003. - С. 239-24112. Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века/ Отв. ред. СМ. Рогов. -С. 80-82.