Научная статья на тему 'Институционально-категориальный анализ экономической сущности научно-технических изменений'

Институционально-категориальный анализ экономической сущности научно-технических изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аронова С. А.

Having non-institutional nature, scientific and technological progress becomes involved in the system of institutionl ties and relations because of the specific role of people and society in the process of its advent, assessment and evolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional and categorical analysis of the economical essence of scientific and technological changes

Having non-institutional nature, scientific and technological progress becomes involved in the system of institutionl ties and relations because of the specific role of people and society in the process of its advent, assessment and evolution.

Текст научной работы на тему «Институционально-категориальный анализ экономической сущности научно-технических изменений»

3. Аренков И.А., Блында С.А., Песоцкая Е.В. Концепция управления маркетинговыми услугами. СПб., 2003.

4. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб., 2000.

5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.,

1999.

6. Березин И.С. // Практический маркетинг.

2001. № 2. С. 5-6.

7. Березин И. Рынок маркетинговых исследова-

ний и консалтинга: состояние, проблемы и перспективы. Режим доступа: ЬйрУМ'я^.

bcimarketing.aha.ru/s_berez.htm. Загл. с экрана.

8. Николайчук Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. СПб., 2005.

9. АнуринВ., МуромкинаИ., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб., 2004.

10. Аренков ИА. Теория и методология принятия маркетинговых решений на принципах бенчмаркинга. СПб., 2000.

11. Берман Б., Эванс Дж. Маркетинг. М., 1993.

12. ДееваЕ. // Маркетинг. 1998. № 4. С. 93-105.

13. ДихтлъЕ., Хершген Е. Практический маркетинг. М., 1995.

14. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. 4-е изд. М., 2005

15. Стоун М., Вудкок Н., Мэтчингел Л. Маркетинг, ориентированный на потребителя / пер. с англ. М. Веселковой. М., 2003.

16. ЧеленковА. // Маркетинг. 1998. № 3. С. 117-122.

17. Keen P.G.W. Shaping the Future: Business Design through Information Technology. Harvard, 1991.

18. Советский энциклопедический словарь. М., 1985.

19. Малый бизнес и инфраструктура. СПб., 1995.

20. Мордовченков Н.В. Методологические основы совершенствования функционирования современной инфраструктуры. Н. Новгород, 2002.

21. Савченко М.В. Инфраструктурное обеспечение предпринимательских структур. СПб.,

2002.

Поступила в редакцию 28.02.2007 г.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

С.А. Аронова

Aronova S.A. Institutional and categorical analysis of the economical essence of scientific and technological changes. Having non-institutional nature, scientific and technological progress becomes involved in the system of institutionl ties and relations because of the specific role of people and society in the process of its advent, assessment and evolution.

Развитие экономисты часто связывают с наличием научно-технических изменений, включая НТП. Тенденции трансформаций развитых стран показывают, что без научнотехнических изменений, характеризующихся научной новизной вводимой в оборот техники, превосходством ее над средним уровнем, быстротой ее ввода, достигнутые данными государствами темпы прироста макроэкономических показателей, уровня доходов населения были бы просто невозможны.

С. Кузнец, проанализировав историю экономического роста развитых стран, сделал вывод о том, что технический прогресс является основой экономического роста, его необходимым условием, хотя и недостаточным [1]. Начиная примерно с 1770 г. средние

темпы роста подушевого дохода составляли в течение примерно 200 лет 2 % в год при росте населения 1 % в год, что означало удвоение доходов на душу населения каждые 35 лет, реального ВНП - каждые 24 года [2]. Имеющаяся информация о динамике ВВП на душу населения в ведущих странах, начиная с середины XIX в., показывает, что в странах-лидерах в области научно-технического прогресса (Великобритания в XIX в., а США - в XX в.) влияние данного фактора на экономический рост было определяющим. В период с 1820 по 1895 гг. среднегодовой темп прироста ВВП на душу населения Великобритании, страны - лидера НТП, достиг 1,4 %, что в 7 раз выше, чем в предыдущий период. Еще более интенсивным был процесс накопления

потенциала НТП в XX в., что наглядно продемонстрировал опыт США, Германии, Японии, России. Начиная с 1983 г., крайне высокую степень прироста ВНП показывает Китай - в среднем не менее 8 % в год. Этот прирост сочетается с существенными научно-техническими новациями. Считается, что в среднем в промышленно развитых странах научно-технический прогресс обеспечивает 2/3 прироста производительности труда [3]. Он имеет и иные благоприятные и неблагоприятные для общества последствия.

В силу наличия соответствующих эмпирических данных, свидетельствующих о вкладе научно-технического прогресса в экономический рост, НТП является составной частью многих моделей экономического роста, вошел в них как один из важнейших его факторов, о чем свидетельствуют труды Р. Солоу [4], Я. Тинберга [5], Э. Денисона [6], Ц. Грилихеса, Д. Йоргенсона [7], Р. Лукаса [8], П. Ромера [9] и др. Более того, в неоклассических моделях НТП он является единственным фактором, определяющим темпы прироста производства на душу населения. Он рассматривается как особая форма прогресса, которая связана с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии. Одним из базовых выводов данных моделей является вывод о том, что степень использования достижений НТП определяет новый тип экономического роста. В то же время сам НТП является составной частью научно-технических изменений, научнотехнического развития. Если процессы экономического роста и развития обычно отражаются показателями роста, то показатели прогресса в значительной мере ориентированы на показатели темпов прироста, которые являются базовыми показателями экономической динамики.

Длительный период времени научнотехнические изменения были объектом пристального внимания зарубежных и российских ученых. Пик публикаций приходится на 60-90-е гг. Затем наметился спад [10-23].

В настоящее время ряд авторов отмечают, что, несмотря на то, что все ускоряющийся научно-технический прогресс охватывает все сферы хозяйственной жизни, в современных работах по экономической теории это явление представлено скудно [24, 25]. Более того, сам названный термин стал как бы

«немодным», чаще его меняют на более широкое понятие «инновационное развитие», причем это прослеживается не только в содержательном плане, но даже в статистическом, т. к. термин «статистика научно-технического прогресса» заменен термином «статистика науки, инноваций и информационных технологий». Представляется, что это связано с тем, что движущей силой НТП является появление и внедрение нововведений. Но инновации возможны не только в науке, технике, технологии, но и в политике, управлении, культуре, экологии и т. д. Поэтому переход от научно-технического развития к инновационному - это переход от частного к общему.

Принципиальным является соотношение показателей научно-технических изменений и научно-технического прогресса. Оно не может быть отнесено к явным. С точки зрения формальной логики любые изменения, любое развитие могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Более того, лингвистически термин «прогресс» определяется как «движение вперед, от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему, развитие нового, передового» [26]. В философии попытки разработать универсальный критерий прогресса не увенчались успехом. Несмотря на выделенные признаки такого критерия, указывается, что он всегда должен дополняться по отношению к конкретной сфере дополнительным критерием. Поэтому вопрос о прогрессивности той или иной тенденции весьма сложен во всех отраслях.

Философы и социологи всегда отмечали, что прогресс всегда относителен [28]. Для определения того, подчинены ли изменения прогрессу, нужно устанавливать критерии и так называемые «системы отсчета», т. е. устанавливать тот исходный пункт, по отношению к которому рассматривается ряд изменений. Прогресс всегда конкретен.

Все вышеизложенное касается и научнотехнического прогресса. С одной стороны, с каждым нововведением осуществляется перераспределение факторов производства, которое выражается в изменении производительности производства. Увеличиваются объемы производства, продолжительность жизни, темпы прироста населения. Признавая наличие неблагоприятных последствий

Сферы применения в материальном мире

_0

|ш о. £ ш о §2 ' ^ ^ 0-ош

I*

и

о

1. Увеличение степени дифференцированное™ системы, сопряженное с интегрированностью ее частей

2. Усиление мобильности, эффективности и надежности материальных систем, увеличение их способности преодолевать __________противоречия___________

3. Воспроизведение в расширяющихся масштабах основных Функций системы

4. Рост автономности системы по отношению к внешним условиям

5. Усиление степени организации, степени целостности системы

Системно-структурный ъ Неорганическая природа

\ N ^

Функциональный ъ Органический мир

\ N ^

Гуманитарный ъ Общество

\ \1 '

Рис. 1. Критерии наличия прогресса ([27])

научно-технического прогресса, нельзя не отметить, что общая тенденция развития позитивна. Но с другой стороны, поскольку не все подобные изменения ведут к положительным сдвигам, отождествлять все инновации с прогрессом нельзя. Есть и определенный дуализм прогресса - при внедрении нового любой вид деятельности одновременно может как воссоздаваться, так и разрушаться. Поэтому речь идет об определении критерия, который разграничит прогрессивное изменение от регрессивного. Данных критериев, как нам представляется, может быть два - объективный и субъективный (оценочный). Объективный критерий может применяться при сопоставлении прошлых и появившихся инноваций в научно-технической сфере в системе однотипных координат. Например, изобретение химических удобрений дало возможность повысить урожайность сельскохозяйственных культур по сравнению с показателями аграрного производства до применения этих удобрений при прочих равных условиях. Вводя экономический оборот «при прочих равных условиях», мы абстрагируемся от некоторых негативных последствий

данного процесса. Субъективный критерий -это та оценка, которую имеет то или иное научно-техническое новшество с позиций конкретного общества. В настоящее время мировое сообщество отрицательно отнеслось к возможности осуществления клонирования человека, несмотря на наличие положительного опыта в отношении животных, считая, что реализация на практике данного научного достижения нанесет невосполнимый ущерб всему человечеству. Поэтому названное изобретение остается невостребованным и, более того, порицаемым в области применения. Парадоксально, но субъективный критерий в определении прогрессивности того или иного научно-технического достижения является приоритетным. Уже в этом проявляется включенность категории научнотехнического прогресса в институциональные взаимосвязи. В целом соотношение вышерассмотренных категорий можно отобразить следующим образом (они сравнимы и подчинены друг другу, то есть НТП входит в объем научно-технических изменений, а последние - в объем понятия «инновационное развитие»):

Рис. 2. Соотношение категорий «инновационное развитие», «научно-технические изменения», научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс как в экономической литературе прошлых лет, так и в современной, определяется весьма расплывчато, например как «поступательное, взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие науки и техники» [29-31]. С точки зрения содержательных формулировок можно выделить условно три направления: охарактери-зовывание сущности НТП через взаимосвязь элементов; через получаемые позитивные результаты; как процесса; как результативнопроцессного явления (смешанный).

В рамках первой точки зрения наиболее очевидными элементами являются наука, техника, технология, поэтому НТП рассматривается как «взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой - в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях» [23, с. 11]. Основное здесь - указание на характер взаимных влияний элементов. Эта позиция не нова. Она содержится не только в экономических работах, но и в трудах философов, просветителей прошлых столетий. Так, в философских работах, относящихся к эпохе нового времени (Ф. Бэкон), есть указание на то, что достижения науки должны стимулировать разработку новых технических решений и приводить к увеличению количества и улучшению качества производимых благ в целях достижения общего благосостояния. Игнорируемый ныне современными исследователями К. Маркс в «Философско-экономических рукописях 1844 года» выдвинул тезис о том, что не только техника содействует развитию науки, но и наука является мощным фактором технического прогресса [32].

В рамках другого подхода авторы упор делают на усовершенствования эволюционного и революционного плана в получении новых знаний, в распространении новых техники и технологии на базе действующих научно-технических принципов [33].

Есть трактовки, объединяющие вышеприведенные. НТП в их рамках воспринимается как сложное производственно-экономическое явление, объединяющее три достаточно самостоятельных социально-экономических процесса: процесс формирования

знаний, процесс создания нововведений и

процесс реализации нововведений в видах деятельности (технологиях) [34].

Несмотря на имеющиеся различия, приведенные формулировки близки в том, что ни одна из них явно не показывает связи НТП с экономикой. В них анализируется внутреннее содержание данного явления. Институциональный вид трактовки такой категории проблематичен, поскольку сам научно-технический прогресс имеет вид сугубо объективного процесса, но сама его оценка, оценка его последствий, внешние эффекты, которые он порождает, характер условий, стимулирующих или препятствующих создание и внедрение его результатов, а также характер их применения имеет сугубо институциональный вид. Так, порох, вполне объективное новшество эпохального типа, был изобретен в Китае, но его применение в условиях данной страны весьма существенно отличалось от применения в других странах, военное его применение стало возможным только в Европе.

Еще один важный аспект проблемы связан с отличиями научно-технического прогресса от иных форм прогресса: общественного (социального), культурного, политического, правового. С одной стороны, научно-технический прогресс не может быть отделен от деятельности человека, поэтому может быть отнесен к общественному прогрессу и является одним из его видов. Он связан с каждой из разновидностей общественного прогресса и оказывает воздействие как на них, так и сам испытывает их влияние. Это включает его в систему институциональных связей и отношений. Особенно тесным образом он оказывается переплетенным с экономическим прогрессом, что и подтверждают модели экономического роста. Но, с другой стороны, он единственный из всех видов общественного прогресса, который основывается на прогрессе в органическом и неорганическом мире. НТП активно воздействует на объекты данных миров (увеличение продолжительности жизни человека, появление материалов, несуществующих в природе) и в то же время использует наблюдаемые свойства органических и неорганических объектов в создаваемых технике, технологиях (форма птичьего крыла - в форме крыла самолета; форма подводных лодок связана с формой большинства рыб и т. д.). Это позволяет определить взаимосвязь НТП с другими видами прогресса следующим образом:

Рис. 3. НТП как составная часть прогресса

Прогресс, как известно, протекает в эволюционной или революционной форме, отличающихся скоростью происходящих изменений, их объемами в конкретный момент времени, значимостью для последующих этапов. Революционные изменения связывают с эпохальными изобретениями, которые позволяют решить проблемы и задачи, которые не могли быть успешно разрешены на прежнем уровне знания, техники, технологии. Это тот качественный скачок, который подготавливается на длительных количественных параметрах. При этом тот базисный уровень развития, который был ранее достаточным, должен быть полностью исчерпан.

Но представляется не совсем верным отождествление научно-технической эволюции только с улучшающими изменениями или микроинновациями [35-36]. В работе П.А. Сорокина приводится динамика естественнонаучных открытий и технических изобретений в западном мире в 1501-1900 гг. с выделением периодов наибольшей научнотехнической активности [19, с. 317], но данные этапы не всегда совпадают с эпохальными открытиями. Так, появление паровой машины (1764-1784 гг.) предшествует периоду 1801-1900 гг., когда было сделано наибольшее число открытий и изобретений. В эволюционном процессе также появляются крупные открытия, но они не всегда дожидаются своего часа и могут быть либо не реализованы в производстве, либо использоваться с существенным временным лагом. Неслучайно Н.Д. Кондратьев считал наличие изобретений в области науки и техники условием необходимым, но недостаточным для

внедрения в производство, для этого нужно иметь экономические условия их реализации [37]. Актуально это стало в настоящий период времени, так как для осуществления и реализации научно-технических изобретений необходимо соответствующее финансирование. Целый ряд новаций в России остался невостребованным или нереализованным на рубеже 90-х гг. из-за трансформационного кризиса. Экономические условия - не единственный фактор воздействия.

Необходимо, как нам представляется, учитывать и социальную потребность (заказ), выраженную в явной или неявной форме. История нашей страны достаточно хорошо это подтверждает. Так, прогресс в области естественнонаучных исследований, особенно военного характера, и застой в области общественно-научных исследований в годы функционирования командно-административной

системы связан именно с социальным заказом властных структур. О наличии социальной потребности свидетельствует и тот факт, что многие изобретения и научные теории одновременно разрабатывались в разных странах с примерно одинаковым уровнем развития (уже упоминавшаяся паровая машина и др.).

Важны и соответствующие институциональные образования - научно-исследовательские лаборатории, ассоциации, правовое регулирование режима интеллектуальной собственности, патентное право, программирование научно-исследовательских процессов. В частности, наличие различных научных фондов позволяет в условиях кризиса финансирования в определенной мере решить проблему реализации научных проек-

тов, то есть они способны обеспечить экономические условия развития инновационного процесса. Не мене важна их информационная роль, поскольку именно через данные сообщества исследователи могут получать доступ к необходимой информации, что позволяет прекратить дублирование открытий, сокращает асимметрию информации, позволяет улучшить ее качество. Не случайно информационный ресурс рассматривается в настоящее время как один из видов экономических ресурсов. Это обусловило активное развитие в XX в. различных научных фондов и сообществ. Через данные сообщества может формироваться социальный заказ на НИОКР, так как существует конкурсный отбор проектов и объявление приоритетных направлений разработок. Не только их наличие или отсутствие, но и характер их действия может ускорять или замедлять осуществление и реализацию усовершенствований.

Еще один важный фактор влияния - это культурная система ценностей. Если рассматривать историю процесса эволюции обществ, то нетрудно заметить, что ряд эпо-

хальных научных и технических изобретений были сделаны в древности и в средние века в азиатских и латиноамериканских странах, которые в эпоху нового и отчасти новейшего времени в научно-техническом плане переживали явный упадок. И, наоборот, Европа, переживавшая кризис в эпоху феодализма, очень быстро наверстала упущенное в науке и технике в последующие годы, с которыми как раз и связывают понятие научно-технического прогресса. Во многом это связано с различными координатами системы ценностей в западном и азиатском мире. Последний во многом основан на канонах и традициях, поэтому существует различие и в сферах применения инновационных достижений.

Данная связь не однонаправлена - научно-технические изменения также оказывают воздействие на экономические и социальные условия жизнедеятельности общества, развитие соответствующих институтов. В целом, модель формирования и взаимодействия научно-технических изменений с экономическими и социальными условиями представлена нами на рис. 4.

Рис. 4. Механизм формирования и взаимосвязи научно-технических изменений с институциональной системой

Вполне очевидным является взаимосвязь институциональной и экономической системы в рамках данной модели взаимодействия.

Человек напрямую не включен в систему научно-технического прогресса, но он является именно тем элементом, без которого само явление невозможно и обезличено. Во-первых, сами научно-технические изменения являются результатом деятельности человека. Во-вторых, они ориентированы на потребности человека и общества. В-третьих, они оказывают воздействие на человека, что рассматривается на уровне последствий НТП. И, наконец, в-четвертых, оценка прогрессивности или регрессивности изменения в данной сфере осуществляется через критерии, сформированные человеком.

С учетом вышеизложенного научнотехнический прогресс можно определить как составную часть инновационного развития, сложное явление, которое вызвано соответствующими экономическими, институциональными, духовными и социальными предпосылками развития общества, связано с потребностями человека, основано на взаимо-обогащающем и стимулирующем друг друга влиянии науки, техники и технологии, осуществляемыми человеком; результативно выражается во внедрении на практике экономически эффективных научно новых техники, технологии, форм организации производства и оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности общества.

Возникает вопрос: в какой момент наука и техника начинают объединяться в своем развитии, образуя единый процесс? Для этого необходимо четко представлять специфические черты научно-технического прогресса. Традиционно считается, что чертами НТП являются: 1) опережающее развитие фундаментальных научных исследований и фундаментальных наук; 2) ускорение процесса реализации научных открытий через систему прикладных наук в технических устройствах, приспособлениях и технологических процессах; 3) невозможность создания наиболее высокопродуктивных технологий на чисто эмпирической основе без применения науки; 4) увеличение капитале- и наукоемкости технических и технологических систем и соответствующее уменьшение ресурсов и трудоемкости на единицу продукции [31, с. 399-400]. Эти критерии могут позволить определить -

до каких пор развитие науки и техники идет как эволюция двух самостоятельных направлений человеческого творчества, а с какого времени они переплетаются настолько тесно, что их сложно разделять между собой.

Технические изменения возникли в момент зарождения человеческого общества. Более того, можно утверждать, что в какой-то степени зарождение общества связано с применением прародителями человека технических приспособлений в процессе освоения мира. Но техника опередила появление научного знания, вопрос о времени происхождения которого является до сих пор спорным. Если судить о науке как способе познания мира, то она зародилась в эпоху древности (зарождение астрономии, математики приходится на У-ТТТ тыс. до н. э.); если говорить о ней как об особом общественно востребованном виде человеческой деятельности, то возникновение науки приходится на рубеж нашей эры; если рассматривать науку как социальный институт, то его истоки относятся к ХУТТ в. Традиционным оставалось то, что в течение длительного периода взаимосвязь науки и техники не являлась явной. Они развиваются без явной обусловленности друг другом. Научный и технический прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоятельными потоками человеческой деятельности. Материальное производство эволюционировало в основном за счет накопления эмпирического опыта. Почти параллельно с этим шел медленный прогресс в научно-теоретических знаниях о природе, которые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существенного влияния на производство.

Традиционно выделяются по характеру взаимодействия науки и техники и содержанию научно-технических инноваций три периода: 1) ХУТ - конец ХУТТТ вв.; 2) конец ХУТТТ - первая половина XX вв.; 3) вторая половина XX - начало ХХТ вв.

Первый этап, с одной стороны, можно связать с развитием мануфактурного производства, а с другой - с научной революцией ХУТ-ХУТТ вв., связанной с разработкой точного математического естествознания и светскими либерально ориентированными концепциями личности, государства, права. Впервые наука и технический прогресс нача-

ли сближаться именно в ХУТ-ХУТТТ вв., когда нужды мануфактурного производства, торговли, мореплавания потребовали решения практических задач [38]. Иными словами, зарождение научно-технического прогресса можно увязать с постановкой производственной деятельностью задач, которые не могли быть решены без специальных научных исследований. Так, стремление использовать водяные мельницы для расширяющегося производства на мануфактурах вызвало теоретические исследования некоторых механических процессов, обусловив создание таких теорий и учений, как теория махового колеса и маховых движений, учение о сопротивлении и трении [39]. Но это был своего рода инкубационный период, в течение которого достижения науки стимулируют развитие производства и совершенствование техники в форме отдельных эпизодических фактов.

Следующий этап взаимосвязи науки и техники связывают с развитием машинного производства и промышленным переворотом конца ХУТТТ в., а также так называемым классическим периодом развития науки и новой научной революцией рубежа ХТХ-ХХ в. Это индустриальная эпоха. Наука и техника начинают взаимно стимулировать ускоряющиеся темпы развития друг друга. Возникают специальные звенья научно-исследовательской деятельности, призванные доводить теоретические решения до технического воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производственные исследования. Появляются международные научные организации, действующие на постоянной основе. Государство пытается начать координировать и регулировать сферу НИОКР. Научно-техническая деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеческого труда. Для НТП в целом становится характерна триада элементов: наука - техника - продукт, показывающая, что новые знания реализуются прежде всего в новой технике и в новой продукции. С 1870 г. в эту триаду входит и технология [14, с. 4]. Для данного этапа НТП характерна 4-х элементная форма: наука - технология -техника - продукт.

Третий этап связывают с научно-техническими революциями второй половины XX в. В этот период наука выходит на первый план и

тянет за собой развитие техники и технологии. Для XX в. стало традицией материализация научного интеллекта в новых поколениях техники. В решении технических задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технического прогресса прямо или косвенно влияют также многие направления общественных наук. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство ЭВМ и др.

Во второй половине XX в. принято выделять две научно-технические революции: 50-60 гг. и последней четверти столетия [40]. Первая НТР базировалась на освоении атомной энергии, космоса, квантовой электроники; электронных преобразователей энергии; создании лазерной техники, кибернетики, первых ЭВМ; развитии синтетических материалов. Ее истоки - в крупнейших открытиях в области естественных (биология, химия, физика) и технических наук. Она стала основой длительного периода высоких темпов экономического роста на основе массового вовлечения в производство новейших идей и технологий, сравнительно дешевых природных ресурсов.

Вторая НТР основана на развитии микроэлектроники, биотехнологии, массовой информатизации процессов. Многие открытия делаются на стыке наук. Все это вызвало качественные преобразования во всех сферах применения производственной техники, техники связи и транспорта. Был осуществлен переход к промышленному освоению космоса. Произошли радикальные перемены в формах организации производства - осуществлен переход от индустриальных гигантов к малым и средним предприятиям с изменяемыми и гибко программируемыми производствами. Для данного этапа характерен переход к ресурсосберегающим, экологически чистым технологиям. С точки зрения экономики все это позволило создавать конечный продукт с меньшими затратами имеющихся ресурсов, что порождает, в свою очередь, снижение цены продажи и переводит ряд продуктов из категории элитного потребления и применения в массовый сегмент.

Характерной чертой научно-технического прогресса становится его охват не только

промышленности, но и многих других сторон жизнедеятельности: сельского хозяйства, транспорта, связи, медицины, образования, быта. Формирование технологии как особо сложной суперсистемы, включающей в себя не только набор и последовательность операций по использованию техники, но и ряд социальных, экономических, экологических, гуманитарных и управленческих подсистем взаимодействия и опосредствований, радикально меняет характер взаимодействия науки, техники и человека. Основной единицей анализа становится уже не техника, к которой применяется в качестве совершенствующего фактора научное знание, а технология, включающая в себя науку. Более того, не только технология становится научной, но и наука оказывается общественно оправданной и целесообразной, когда она делается технологичной. В результате этого процесса существенно размывается грань между наукой и технологией, что оказывает принципиальное влияние на структуру общества, культуру, быт, мировоззрение, производственные отношения и общественное сознание. Современная технология существует как сумма или система технологий, в которых стержневую роль все в большей степени начинает играть информационная технология. Такие современные технологии, как биотехнология, генная инженерия, космическая технология, технология связи и т. п., невозможны без информационной технологии и без общей высокой интеллектуализации техники и технологических процессов. В результате этого радикально меняются условия и содержание труда, резко повышаются квалификация и уровень информированности работников.

Представленную выше эволюцию научно-технического прогресса можно представить в виде табл. 1.

В целом, эволюция взаимодействия науки и техники идет от первенства техники в этой стихийного эпизодического характера взаимосвязи к направляемому взаимодействию при первенстве науки.

В рамках единого течения научнотехнических изменений нельзя не отметить, что в различные периоды времени, в разных странах НТП неодинаков. Существуют различные виды научно-технического прогресса. Их можно различать по таким критериям, как характер экономии определенных ресур-

сов в процессе замещения техники и технологии (капиталосберегающий, трудосберегающий, нейтральный); отдача (возрастающий, снижающийся, постоянный); сбалансированность (сбалансированный, несбалансированный); по преобладанию в потреблении определенных ресурсов (капиталоемкий, трудоемкий, нейтральный); по масштабности проявления (локальный, глобальный); по отраслям и сферам деятельности; по направленности изменений (конструкторский, технологический); по степени относительности (относительный (при постоянной капиталовооруженности) и абсолютный (растут все показатели); по приоритетной ориентированности (социально-направленный, индустриально-направленный, военно-направленный); по наличию целенаправленного воздействия (стихийный, направляемый) и т. д. Каждая из подобных характеристик позволяет осуществлять качественное сопоставление научнотехнических изменений во времени и пространстве.

Значение научно-технического прогресса велико и рассматривается с точки зрения его воздействия на различные показатели развития. Через это значение лучше всего и прослеживается связь данного явления с экономикой. В рамках современных исследований присутствие научно-технического прогресса ограничено определенной схемой: внедрение в практику на микроуровне достижений НТП влечет, как правило, увеличение прибыли экономического агента, что обуславливает стимул предпринимателей к постоянному инвестированию средств в НИОКР. С помощью техники, воплощающей достижения НТП, повышается эффективность производства. Формируется интенсивная составляющая экономического роста. Последняя переменная представляет разницу между приростом продукции и приростом физических ресурсов, расходуемых в производстве: рабочей силы (рабочего времени), капитала (орудий труда) и природного сырья и энергии. Нельзя не согласиться с тем, что чем больше разница в эффективности между вводимой в эксплуатацию и вытесняемой техникой и технологией, тем больше отдача от вложений в модернизацию производства [42]. Соответственно, высокая отдача от вложений стимулирует рост последних. В свою очередь, от интенсивности роста капиталовложений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Эволюция научно-технического прогресса (составлено по [14, 39, 41])

Период Сущность периода Характер взаимосвязи науки, техники, технологии Основные изобретения периода Институциональные последствия

ХУТ -конец ХУТТТ вв. Мануфактурный период (инкубационный для взаимодействия науки и техники) Эпизодическая связь науки и техники. Техника определяет задачи научных исследований Появление книгопечатанья, формирование гелиоцентрической картины мира, появление микроскопа, термометра, телескопа, барометра, воздушного насоса; маятниковых часов, сеялки, первого работающего парового двигателя, открытие законов всемирного тяготения, Ньютона, Бойля, основ гидравлики Переход от ремесленной к мануфактурной стадии производства, формирование инженерного труда как особого вида трудовой деятельности. Возникновение и развитие системы высшего и среднего профессионального образования. Возникновение научного приборостроения. Преимущественное развитие естественнонаучных исследований, ориентированных на производство. Начинается дифференциация наук

конец ХУТТТ -первая половина XX вв. Индустриальный период -конец ХУТТТ -1870 г Техника определяет задачи научных исследований Наука и техника начинают взаимно стимулировать ускоряющиеся темпы развития друг друга Появление таких изобретений, как: паровая машина, механический ткацкий станок, литой плуг; паровоз; электромотор, динамо-машина; велосипед, дирижабль, пулемет, «кольт», динамит, фотография, вулканизация, хирургический антисептик. Начало производство стали в открытых печах. Появление периодической системы Менделеева, законов Менделя, Ома, Гей-Люсака, Брюстера, теории групп, выявление ядра клетки, электромагнетизма, броуновского движения Промышленный переворот. Ускорение темпов экономического роста и роста доходов населения наиболее развитых стран. Переход от мануфактурного к индустриальному способу производства, быстрая урбанизация Возникновение специализированных научных институтов, включая первые международные организации, действующие на непостоянной основе. Развитие гуманитарного знания наряду с естественнонаучным направлением

Индустриальный период -1870 г. - первая половина XX вв. Техника определяет задачи научных исследований Наука становится функцией процесса производства. Реализация взаимодействия науки, техники и технологии Исследование строения вещества, изучение проблем энергии, создание новой физической картины мира. Появление телефона, электролампы накаливания, молочного сепаратора, кассового аппарата, дизельного двигателя, синтетического каучука, бытового холодильника, замороженной пищи, летательных аппаратов, электроники, быстрое развитие транспорта, медицинских препаратов, создание кинематографа, реактивного двигателя, автопилота, целлофана, акваланга, изменение техники связи, появление теории относительности, квантовой теории, эволюционного учения Дарвина, учения о пространственно-временном континууме Г. Минковского Определяющая роль играет прогресс в технике и технологии материального производства, Осуществлен переход к массовому, непрерывнопоточному производству, параллельно идут дифференциация отраслей науки и ее интеграция (возникновение астрофизики, геохимии и т. д.), новации касаются быта. Первые попытки координации научных исследований государствами, образование международных научных постоянно-действующих организаций. Активная военная направленность исследований. Изобретательство становится видом профессиональной деятельности

вторая половина ХХ -начало ХХТ вв. Постиндустриальный период -40-60 гг. XX века Систематическая постоянная связь ускоряющих друг друга науки, техники, технологии. Размывается грань между наукой и технологией Освоение атомной энергии, космоса, квантовой электроники; электронных преобразователей энергии; создании лазерной техники, кибернетики, первых ЭВМ; развитии синтетических материалов Традицией стало материализация научного интеллекта в новых поколениях техники. В решении технических задач участвуют биологи, физиологи, ПСИХОЛОГИ, ЛИНГВИСТЫ, логики. Развитие сферы услуг и сокращение сферы промышленности, сельского хозяйства

70-е гг. XX века -начало ХХТ века Микроэлектроника, биотехнология, массовая информатизация процессов; переход к промышленному освоению космоса; ресурсосберегающим, экологическим технологиям новые формы организации производства, создание единого информационного пространства Возникновение «новой ЭКОНОМИКИ».. Теоретические знания в качестве детерминанты экономического развития сменяет экспериментальное и обыденное. Изменения уровня массового обучения. Рост квалификации работников

зависит скорость технического обновления производства, что в конечном итоге находит отражение в темпах роста производительности всего народного хозяйства. Научнотехнический прогресс приводит к структурной трансформации экономики, что находит отражение в изменении структуры занятости,

производства, потребления, доходов, цен, что приводит к новому качеству экономического роста, проявляющегося в усилении его социальной направленности. Экономический рост подстегивает дальнейшее вложение в НИОКР. Схематически данный процесс можно представить следующим образом:

Внедрение

НТП

Рост

экономической

эффективности

производства

Новое качество экономического роста

|\Г

Рост отдачи от инвестиций

Изменение структуры производства Изменение структуры _______занятости_______

Изменение структуры доходов

Изхменение структуры потребления

Изменение структуры _________цен__________

Рост фондоотдачи

Сокращение энергоемкости

Рост производительности труда

Сокращение материалоемкости

Снижение

себестоимости

ПРОДУКЦИИ

Появление качественно иной продукции

Появление новых видов продукции и услуг

Рост прибыли

Увеличение

скорости

обновления

производства

Рост инвестиций в НИОКР

1 Структурная

трансформация

Л экономики

Рис. 5. Воздействие НТП на экономическое развитие

Таблица 2

Вклад основных факторов производства в обеспечение экономического роста США (без учета поправок на повышение качества труда и капитала)

Автор и год исследования* Изучаемый период времени Затраты капитала, % Затраты труда, % НТП, % Эффект масштаба, %

Абрамовиц (1956) 1869-1953 22 33 48

Солоу (1957) 1909-1949 21 24 51

Хендрик (1961) 1889-1953 21 34 44

Денисон (1962) 1909-1929 26 32 33 10

1929-1957 15 16 58 12

Денисон (1967) 1950-1962 25 19 47 9

Кузнец (1971) 1889-1929 34 32 34

1929-1957 8 14 78

1950-1962 25 19 56

Йоргенсон и Грилихес (1972) 1950-1962 40 8 51

Хендрик (1973) 1948-1966 21 24 56

Денисон (1979) 1929-1976 15 26 50 9

Денисон(1985) 1929-1982 19 26 46 9

Йоргенсон, Гэллон и Фраумени (1987) 1948-1979 12 20 69

* Отклонение суммарных значений от 100 % в ряде случае вызвано погрешностями округления

Такое воздействие вполне очевидно. В 50-80-е гг. в СССР и за рубежом был проведен ряд исследований, связанных с определением вклада научно-технического прогресса в обеспечение экономического роста. В 60-е гг. российские ученые Б. Михалевский и С. Соловьев, осуществив факторный анализ экономического роста в СССР, пришли к выводу, что 32 % данного роста приходится на научно-технический прогресс, что также является немалой величиной [43]. Обобщение выводов зарубежных исследований по вкладу НТП в экономический рост США было совершено А.А. Дагаевым (табл. 2) [15, с. 57].

Приведенные результаты показывают, что научно-технический прогресс, по мнению всех зарубежных авторов, являлся базовым фактором экономического роста в США. Ни в одной из оценок нет элемента, внесшего больший вклад ни в один из рассматриваемых периодов.

Научно-технический прогресс во многом определяет международную конкурентоспособность страны, как в реальном плане, так и в оценочном.

С точки зрения реальной конкурентоспособности очевидно, что, если рассмотреть, какие страны относятся к развитым, то яв-

ным является преобладание в них последних технологических укладов. Можно сослаться на соответствующее исследование О. Сирот-кина [44] (рис. 6.).

Что касается оценочной конкурентоспособности, то специалистами Всемирного экономического форума ежегодно публикуется Доклад о мировой конкурентоспособности, который содержит рейтинг стран, оценивающий уровень благосостояния стран и перспектив их экономического роста и составляющийся по данным официальной статистики и данных экспертного опроса, в котором учитывается уровень развития современных технологий.

К сожалению, иные вопросы остаются за пределами исследований. Перечень данных вопросов обширен: НТП и доходы населения; НТП и человеческий капитал; НТП и распределительные процессы и иные. Их можно рассмотреть при анализе иных функций научно-технического прогресса. Они достаточно многообразны. В исследованиях внедрение НТП приводит к повышению эффективности производства, интенсификации отмечают социальную, экономическую, информационную [45; 46; 36]. Экономическая функция более детально рассмотрена нами

Рис. 6. Высокие технологии и ступени прогресса производительности (производительность универсального оборудования = 1) [44]

выше. Ее сущность состоит в том, что экономического роста, возрастанию темпов прироста макроэкономических показателей.

К экономической функции тесно примыкает социальная, поскольку по мере внедрения достижений НТП прослеживается тенденция роста уровня квалификации работников, их образования, во многом доходов, высвобождается дополнительное время для досуга, возрастает роль творчества в трудовой деятельности, облегчается быт людей, качественно меняется занятость, меняется само содержание труда. Недаром одним их объектов исследования стало влияние НТП на структуру рабочей силы [47; 18]. Взаимосвязь данных параметров с экономическими, их неразделимость заставляет иной раз объединять эти функции в одну.

Наиболее проблематична информационная функция, так как нет единообразия в ее трактовке. Ее пытаются увидеть и в появлении новой информации (нового знания), и в информатизации всех процессов в обществе, и в появлении информационного ресурса, помимо известных из классической теории труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Представляется, что все эти элементы и составляют сущность информационной функции НТП, она имеет комплексный, системный характер и в силу сложности не может проявляться только в одном элементе.

Научно-технический прогресс приводит не только к позитивным сдвигам в социально-экономическом и институтциональном развитии. В определенной степени он способствует неравномерности развития стран, приводит к повышению уровня загазованности, запыленности атмосферы, к наличию вредных выбросов, экологическим и техногенным катастрофам, на этапе введения трудосберегающих технологий повышается уровень безработицы ит. п. Иными словами, налицо внешние отрицательные эффекты воздействия.

В частности, разрыв между странами, первыми ставшими на путь индустриализации, и остальным миром стал интенсивно возрастать в XIX и XX вв. Это неоднократно отмечалось в исследованиях по экономике развития. Так, в теориях эндогенного экономического роста утверждается, что временное или длительное торможение экономиче-

ского роста и научно-технического прогресса в стране ведет к хроническому, все более сильному ее отставанию от передовых стран. Эта идея подтверждается и статистическими данными. Так, в 1913 г. разрыв между наиболее и наименее развитыми странами стал десятикратным, а к концу 1970-х гг. приблизился к тридцатикратной отметке [49]. Это связано с тем, что когда скорость обновления капитала снижается, а скорость накопления НТП превышает скорость его расходования, то превосходство передовой техники над средним уровнем техники увеличивается. Более того, лишь ограниченное число стран способно осваивать самую передовую технику и мобилизовать достаточные ресурсы для интенсивного обновления капитала. Даже в конце 1990-х гг. свыше 90 % платежей по международным лицензионным соглашениям о продаже передовых технических идей поступало от развитых стран [50]. Развивающиеся страны, за редким исключением, к которым относятся, например, новые индустриальные страны, не имеют условий и возможностей для внедрения капиталоемких технологий, ибо это приводит к негативным социальным последствиям.

Негативные и позитивные результаты воздействия научно-технических изменений на человека и общество могут прямо предусматриваться субъектами инноваций и поэтому заслуживают быть отнесенными к предусматриваемым последствиям. Например, изобретение атомного оружия было направлено на уничтожение и устрашение человечества или отдельной его части. Такие последствия, как правило, не приводят к дальнейшему ускорению прогресса с учетом достигнутой цели. После ее достижения могут предприниматься меры, прямо направленные на торможение дальнейших исследований в данном направлении. Так, после применения атомного оружия в Японии и появление его у идеологических антагонистов (СССР, Китай, Великобритания, США, Франция) международное сообщество предприняло ряд мер, направленных на его нераспространение вплоть до применения санкций к неподчинившимся субъектам. Но также существует ряд последствий, которые прямо не были предусмотрены, но, тем не менее, проявились для третьих субъектов: загазованность в результате работы автомо-

билей, повышение квалификации работников, поскольку реализация технических усовершенствований требует повышения квалификации работников. Именно данные результаты приводят к возникновению потребности в дальнейших усовершенствованиях, максимизирующих полезность и сводящих к минимуму отрицательные экстерналии. Так, выявление излучения мониторов, негативно воздействующих на здоровье человека, обусловило создание жидкокристаллических экранов.

Все названные последствия могут проявляться в разных сферах - экономической, социальной, духовной, экологической, информационной, политико-правовой, соответственно, приобретают характер, присущий соответствующей области. Так, с одной стороны, расширяя объем информации, которой владеет общество и каждый отдельный его член, научно-технический прогресс приводит и к большей информационной асимметрии. В

частности, развитие средств массовой информации позволило в большей степени манипулировать общественным сознанием.

Можно утверждать, что научно-технический прогресс порождает наибольшее число различных экстерналий позитивного и негативного плана. Именно через эти влияния и проявляется взаимодействие научнотехнических изменений с иными процессами.

Но помимо явно выраженных положительных и отрицательных последствий, можно наблюдать последствия, которые являются нейтральными. Так, дальнейшее повышение скорости выполнения операций персональными компьютерами будет, несомненно, технической новацией, но в силу неизмененное™ функциональным возможностей человека, вряд ли окажется полезным или вредным для него.

Все последствия НТП можно представить в виде следующей схемы:

Последствия научно-технического прогресса

f *

Позитивные Нейтральные Негативные

Рис. 7. Классификация последствий научно-технического прогресса

Таким образом, научно-технический прогресс, будучи явлением неинституционального характера, оказывается вовлеченным в систему институциональных связей и отношений из-за особой роли человека и общества в его появлении, оценке и эволюции.

1. Кузнец С. // Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России / под ред.

Ю.В. Яковца. СПб., 2003.

2. Тодаро М. Экономическое развитие. М., 1997. С. 109.

3. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Политическая экономия / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Че-человой. М., 1998. С. 109.

4. Solow R. // Review of Economics and Statistics. 1957. August. V. 39. № 3.

5. Tinbergen J. Contributions to economic analysis. Amsterdam, 1954; Тинберген Я., Босс X. Математические модели экономического роста. М., 1967.

6. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М., 1971.

7. Griliches Z, Jorgenson D. // Review of Economic Studies. 1967. July.

8. Lucas R. // Journal of Monetary Economics. 1988. № 22.

9. Romer P. // Journal of Political Economy. 1990. № 98 (5). P. 11.

10. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

11. Бобров А.Л., Миндели Г.З. Вопросы моделирования НТП. М., 1977.

12. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. М., 1990.

13. Глазьев С.Ю., ЛьвовД.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М., 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. 1870-1917 гг. М., 1988.

15. Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М., 1994.

16. Кругликов А.Г. Системный анализ научнотехнических нововведений. М., 1991.

17. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

18. Оппендендер КХ. Технический прогресс: цели, воздействие, результаты. М., 1981.

19. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

20. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М., 1989.

21. Хикс Дж. Стоимость и капитал. М., 1988.

22. Эпохальные инновации XXI века. М., 2004.

23. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М., 1988.

24. Анчишкин А.И. Наука. Техника. Экономика. М., 1989. С. 7.

25. ВереникинА.О., Волошин Д.И // Экономический рост и вектор развития современной России / под ред. К.А. Хубиева. М., 2004. С. 151.

26. Словарь иностранный слов. М., 1987. С. 401.

27. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. С. 486-493.

28. Сорокин П.А. // Новые идеи в социологии: сб. третий. СПб., 1914. С. 116.

29. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 1998. С. 522.

30. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., 1990. С. 879.

31. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинцева и др. М., 1989. С. 399.

32. Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 388.

33. Покровский В.А. Ускорение НТП: организация и методы. М., 1986. С. 14.

34. ЛукашевВ.И // Вестн. ВНИИЖТ. 2002.

35. Несветайлов Г.А. Интенсификация академической науки. Мн., 1986. С. 14.

36. Харлампиева А.С. Социально-экономические проблемы ускорения НТП в условиях переходной экономики: дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2003. С. 15.

37. Кондратьев В. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М., 2002. С. 382.

38. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1989. С. 146-147.

39. Виргинский B.C. Очерки истории науки и техники XVI-XIX веков. М., 1984. С. 11-12.

40. Яковец Ю.Ф. История цивилизаций. М., 1997. С. 200-201.

41. Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993.

42. Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования. М., 2005. С. 192.

43. Экономико-математические методы. 1966. № 6. С. 119-132.

44. Сироткин О. // Экономист. 1998. № 4. С. 3.

45. Брусов А.Г. НТП как фактор экономического роста: дис. ... канд. эконом. наук. Чебоксары,

2000.

46. Веселова С.А. НТП как фактор экономического роста: механизм воздействия и социальноэкономические противоречия: дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2003.

47. Бушмарин И.В. Развитые капиталистические страны: использование трудовых ресурсов. М., 1975.

48. Иванов Н.П. НТР и проблемы структуры рабочей силы. М., 1978.

49. Dosi G., Fabiani S. // The Economics of Growth and Technical Change. Technologies, V'Nations, Agents. Aldershot, Edward Elgar, 1994. P. 122.

50. International Balance of Payments Statistics Yearbook. Washington, 2002. 2 Monthly Bulletin of Statistics // United Nations. 2002. № 11. P. 180.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.