сФ^ьЛиша ^Шешмта ^шммфоёма филшмооёой, с^ерм ст^схаюёога^ыяюа
В статье рассмотрены внешние и внутренние финансовые отношения страховых организаций, представлена институциональная структура финансовой среды страхового рынка, формируемая под влиянием условий и факторов, влияющих на финансовые взаимоотношения между его элементами.
Институциональная структура, рынок страховых услуг, финансовые отношения, финансовая среда.
научной литературе был сделан ряд принципиальных выводов о содержании финансовой среды, получивших широкое признание и отражающих тот или иной аспект обоснования характера ее основных элементов. Исследование большого числа публикаций, освещающих данный вопрос, свидетельствует, что те определения, которые даны понятию «финансовая среда», рассматриваются с разных сторон. В Большой советской энциклопедии понятие «среда» в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом: производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное социальное окружение человека, фирмы, коллектива и группы [5].
Финансовая среда как базовый фактор, определяющий специфику и особенности развития анализируемого объекта, одна из наиболее важных, интересных и при этом недостаточно исследованных проблем в отечественной экономической теории и практике. Анализ научных работ, посвященных данной теме, позволяет утверждать, что специалисты в области финансов не ставили финансовую среду специальным предметом исследования. По этой причине на сегодняшний день не сформировалось общепризнанной трактовки ее определения.
Существует большое количество работ, посвященных внешней и внутренней среде, институциональной среде, которые мы тоже включили в спектр научного поиска в целях выявления специфики финансовой среды страхового рынка и с которыми впоследствии установили функциональную взаимосвязь, однако в различных современных экономических источниках финансовая среда имеет, по крайней мере, три значения. Так, в отечественных публикациях, посвященных финансовой среде, последняя отождествляется со средой предпринимательской.
На наш взгляд, данная точка зрения ошибочна, поскольку финансовую среду можно рассматривать как составной элемент предпринимательской среды, более того, определение финансовой среды исходит из сущности финансов и финансовых отношений, которые не обязательно должны быть основаны на предпринимательской деятельности.
Другой, наиболее распространенный, подход основан на отождествлении финансовой среды с финансовым рынком, идентичным рынку денег. При этом собственно денежный рынок, по мнению представителей этого подхода, представляет собой рынок краткосрочных кредитов, предоставляемых на срок менее одного года. А содержание и структура финансового рынка характеризуется наличием развитой системы рынков, субъектов и объектов, институционально представленных кредитной системой и рынком ценных бумаг,
Однако анализируя данное определение, несложно заметить, что финансовый рынок может содержать элементы только внешней финансовой среды. Так, в соответствии с определением финансового рынка, данным в современной экономическом словаре, последний представляет собой совокупность рыночных форм торговли финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, кредитами, депозитами, производными финансовыми инструментами и включает в себя фондовый рынок, кредитный рынок, рынки капитала и мировой финансовый рынок [5].
Одной из немногочисленных работ, посвященных финансовой среде, является исследование Л.Ю. Татариновой, которая предлагает рассматривать последнюю через механизмы действия финансового посредничества (рис. 1) и утверждает, что для успешного развития экономики государство должно активно вмешиваться в создание и развитие финансовой среды.
Из приведенного рисунка следует, что финансовые ресурсы могут поступать к экономическим субъектам только через финансовые рынки и через финансовых посредников. При этом возникает вопрос о необходимости определения финансовых посредников.
Так, полагаем, что коммерческие банки, осуществляющие привлечение и размещение финансовых ресурсов, можно отнести к одному из их видов. В то же время коммерческие банки являются непосредственными участниками финансового рынка. Поэтому приведенный рисунок требует уточнений, хотя и вызывает несомненный научный интерес.
Поэтому мы отдаем предпочтение другой точке зрения, предлагаемой Л.В. Шукловым, где не уделяется внимание непосредственно финансовой среде, однако рассматривается денежный поток через описание его финансового окружения, т.е. среду обращения финансовых ресурсов [3]. Следовательно, выдвигается предположение о том, что финансовые ресурсы обращаются в некой финансовой среде. Т.е., определив сферу обращения финансовых ресурсов страховых организаций, можно определить элементы их финансовой среды.
Относительно страхового рынка можно утверждать, что финансовые ресурсы обращаются между его непосредственными участниками в виде страховых и перестраховочных премий, тантьем, комиссий, выкупных сумм, страховых возмещений и обеспечений, кредитов, налоговых платежей и т.д.
Следовательно, можно предположить, что финансовая среда страхового рынка состоит из совокупности объектов, условий и факторов, которые оказывают влияние на перераспределение финансовых ресурсов между участниками страховых отношений.
Следует прежде всего остановиться на самой дефиниции понятий «факторы» и «условия», поскольку лингвистическое различие между ними предполагает и разный экономический смысл. Так, согласно определению, данному в Толковом словаре русского языка, условие -это обстоятельство, от которого что-то зависит, а также данные требования, из которых необходимо исходить [4]. Фактор же согласно Словарю современных понятий и терминов (factor -буквально делающий) определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса или явления либо его отдельные черты [1].
В связи с этим под финансовой средой можно понимать совокупность активных условий и факторов, действующих на страховой рынок и влияющих на финансовые взаимоотношения между его участниками. При этом необходимо учитывать, что финансовая среда складывается из микросреды и макросреды.
Безусловно, составляющие страхового рынка охватывают самый широкий спектр внешних и внутренних финансовых отношений. Однако применительно к рынку страховых услуг понятие финансовой среды, ее макро- и микросоставляющие требуют уточнения и дополнения.
Для начала обратимся к институтам макросреды страхового рынка. Внешняя, или макро, среда представляется как сложная, многомерная полифункциональная система, выступающая в виде структурно-пространственного окружения. Внешнюю среду страхового рынка мож-
но определить как совокупность элементов (институтов, процессов, отношений и т.д.), непосредственно влияющих на его становление и развитие. Изучение различных теоретических источников позволяет утверждать, что элементы внешней среды целесообразно подразделить на пять укрупненных групп.
Первая группа элементов состоит из важнейших государственных институтов, регулирующих страховые отношения (ФСФР, Минфин).
Во вторую группу включены комплексы общественных отношений: правовых, экономических, социокультурных и политических, выраженных, соответственно, в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил и другие факторы.
Третья группа включает финансово-кредитные организации, к которым относятся коммерческие банки, ПИФы, инвестиционные компании и др.
Четвертая включает институты, непосредственно принимающие участие в осуществлении страховой деятельности, к которым относятся страховые и перестраховочные организации, потребители страховых услуг и т.д.
И последняя, пятая группа состоит из представителей аффилированных услуг, т.е. услуг, которые предоставляются в процессе страховой деятельности для ее успешного осуществления. К таким услугам следует отнести деятельность сюрвейеров, аварийных комиссаров, страховых агентов, страховых брокеров, специализированных и многопрофильных консультантов и пр.
Внутренняя среда в страховании может видоизменяться под влиянием внешней среды, поскольку в ней проявляется конечный итог функционирования субъекта хозяйствования. Однако диалектическая взаимосвязь внутреннего и внешнего не позволяет установить четкую границу между внутренней и внешней средой. Можно утверждать, что внутренняя среда полностью управляется страховщиком. Прежде всего к ней относятся такие управляемые переменные, как страховые продукты, система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, система тарифов и др.
К внутренней среде относятся также управляемые страховщиком переменные, направленные на достижение цели по завоеванию рынка: материальные, финансовые и людские ресурсы страховой организации, которые определяют положение данного страховщика на рынке. Особое значение имеют финансовое положение страховщика и доверие к нему со стороны финансовых институтов. Важно также наличие подготовленного квалифицированного персонала, который способен вести эффективную страховую деятельность. Совокупность всех этих факторов определяет устойчивость функционирования страховой организации на рынке, ее имидж, который оказывает существенное влияние на формирование спроса на страховые услуги.
К основным факторам внешней среды, на которые страховая организация может оказывать частично управляющее воздействие, относятся следующие:
рыночный спрос - один из главных факторов внешней среды. На него направлены основные усилия рыночной деятельности страховщика. Мотивация принятия решений потенциальным страхователем основывается именно на способности формирования рыночного спроса;
конкуренция - важный фактор внешнего окружения, на который направлено управляющее воздействие страховой организации. Страховые организации испытывают жесткую конкуренцию со стороны других страховщиков, ПЙФов, коммерческих банков, НПФов и т.д.;
фактор технической оснащенности страховой организации - это оснащение компьютерной техникой, каналами электронной связи. Данный фактор относится к внешнему окружению и как и рыночный спрос, и конкуренция диктует потребность в дальнейшем развитии технического обеспечения процесса страхования и всей собственной инфраструктуры страховщика (агентств, представительств, филиалов).
К неуправляемым со стороны страховой организации факторам относятся составляющие внешней среды, которые окружают рыночную систему и действуют на нее ограничивающе. К ним относятся государственно-политическое окружение, социальное окружение, конъюнктура мирового страхового рынка.
Государственное регулирование, расстановка политических сил оказывают влияние на коммерческую деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность. Часто игнорирование страховой организацией этических
требований общества ведет к ограничительным юридическим мерам по отношению к ней. Общественное неодобрение рыночных «махинаций» отдельных страховщиков, участившихся во время кризиса и ставших достоянием средств массовой информации, становится ограничивающим фактором в формировании спроса на страховые услуги.
Здесь следует отметить, что деятельность всех перечисленных институтов, являющихся элементами институциональной структуры финансовой среды страхового рынка, тесно переплетена и взаимообусловлена. Вместе они образуют систему со сложными прямыми и обратными связями.
Безусловно, перечисленные элементы институциональной структуры финансовой среды страхового рынка не являются исчерпывающими, поскольку всю их совокупность описать достаточно сложно в силу разнообразия финансовых отношений его участников.
При этом необходимо отметить, что последняя подвержена влиянию множества условий, под влиянием чего формируется инфраструктурное обеспечение. В современных условиях институциональное развитие страхового рынка характеризуют следующие ключевые тенденции.
Укрупнение страховых организаций. Страховщики укрупняются как за счет привлечения инвесторов, так и с помощью операций по слиянию и поглощению. Закономерным образом число их сокращается, что происходит также вследствие перехода ряда страховщиков, особенно региональных дочерних компаний, на положение филиалов компаний федерального уровня, либо в результате присоединения мелких участников рынка к более крупным. При этом характерным является рост количества сделок по созданию страховых групп. Основные причины консолидации страхового бизнеса, на наш взгляд, заключаются в следующем:
ужесточение требований в отношении размеров уставного капитала и инвестирования страховых фондов;
ужесточение требований к организации внутреннего контроля страховых организаций;
увеличение уровня выплат по массовым видам страхования;
перераспределения страхового капитала между крупными финансово-промышленными группами.
Структура национального страхового рынка приводится в соответствии с европейскими нормами ведения бизнеса по страхованию жизни (накопительному страхованию) и страхованию иному, чем страхование жизни (рисковому страхованию).
В составе компаний-лидеров отечественного страхового рынка присутствует много кэптивных страховщиков (компаний, входящих в финансово-промышленные группы, обслуживающих их риски по более низким тарифам и имеющих долю страхования материнских компаний свыше 50%).
Обозначив институциональную структуру финансовой среды страхового рынка, рассмотрим финансовые отношения страховых компаний, опосредованные взаимодействием с элементами институциональной структуры, и отметим, что внешние финансовые отношения страховщика складываются следующим образом (рис. 2).
Внешние финансовые отношения страховых организаций
____-П-________Л-________-П-________Л-____
| „ || !] Страховщики, лизинга- ! | !
I Кредитная система, 11 Бюджетная и 1 I вые компаНии незави- 1 Международные
| рынок ценных бумаг 11 налоговая системы 11 симые оценщики и др ¡' страховые организации |
I__________л__________\1.__________] ¡.__________]
Рис. 2. Внешние финансовые отношения страховых организаций
с финансовой системой государства (бюджетно-налоговые, страховые, социальные платежи и трансферты);
с кредитной системой и рынком ценных бумаг (ссудные, депозитные и другие услуги, инвестирование средств страховых резервов);
с другими предприятиями (аренда, комиссионные вознаграждения агентам, брокерам, финансовые отношения с сюрвейерами, аджастерами, аварийными комиссарами, коммерческое кредитование, прямое инвестирование, объединение в страховые пулы, ассоциации и союзы, сострахование и др.);
о
еа о™,
¡»»Ц
о
О О
<г>
\
с международными организациями (кредитование, страхование, перестрахование). Внутренние финансовые отношения страховщика складываются так (рис. 3): с собственниками предприятия (формирование капитала, распределение прибыли); с перестраховщиками (передача части рисков в перестрахование, опосредующее оплату перестраховочной премии и получение тантьемы);
с физическими и юридическими лицами - покупателями страховых услуг (страховые взносы, премии, страховые выплаты);
с работниками (по социальным инвестициям, социальным налогам и выплатам, выплате заработной платы, финансовому стимулированию из прибыли).
Внутренние финансовые отношения страховых организаций
I
Собственники
I
Страхователи
!!
Перестраховщики
Л-
¡1
Работники предприятия
I предприятия 11
I___________I ■.
Рис. 3. Внутренние финансовые отношения страховых организаций
Т.е. внешние финансовые отношения на страховом рынке проявляются при взаимодействии с внешней финансовой средой, а внутренние финансовые отношения проявляются во внутренней финансовой среде.
В связи с отсутствием единообразия в представлении институциональной структуры финансовой среды страхового рынка и складывающихся финансовых отношений предлагаем рассмотреть ее авторскую визуализацию, представленную на рис. 4.
с;
I-
со ш
о
X
го
О)-О
Государство
Федеральная служба по финансовым рынкам | Налоговая система Бюджетная система |
Регулирование деятельности субъектов страхового рынка, установление штрафов за нарушение законодательства, регламентирование финансовых коэффициентов поддержания ликвидности и платежеспособности страховых организаций, нормирование величины уставного капитала, налоговые платежи, страховые платежи, бюджетные ассигнования и др.
Т
I
Рынок страховых услуг
ш
Аутсорсинг, лизинг, сострахование, перестрахование, посредничество, оценка имущества, оценка риска, оценка ущерба от наступления страхового случая, кредиты, займы, размещение средств страховых резервов и др.
Перестраховщики, страховые агенты, сурвейеры, аджастеры, аварийные комиссары и др. Небанковские финансовые институты Коммерческие банки РЦБ
Субъекты рынка страховых услуг, в том числе международного
а
г
о
-I
тз
£Ц X
о ш
Рис. 4. Институциональная структура финансовой среды страхового рынка
Особенность предложенной интерпретации институциональной структуры финансовой среды заключается в выделении элементов финансовой среды, условия и факторы деятельности которых оказывают непосредственное влияние на развитие страхового рынка.
При этом необходимо отметить, что любая совокупность элементов финансовой среды не позволяет описать все многообразие условий и факторов, воздействующих на страховой рынок. Например, отношения между предприятием и аффилированными лицами, отношения между участниками вертикальной, горизонтальной, диагональной интеграции, не имеющей статуса единого юридического лица, макроэкономические показатели, такие как инфляция, курс валюты и др.
С учетом структуры страхового рынка среди финансовых факторов, влияющих на его устойчивое развитие, следует выделить величину страховых премий и тантьем, размер страховых выплат, комиссионные вознаграждения страховым посредникам, налоговые отчисления, налоговые льготы, бюджетные ассигнования, процентные ставки по кредитам коммерческих банков, доходы и расходы населения и др.
Под финансовыми условиями устойчивого развития страхового рынка будем понимать требования и объективные обстоятельства, без которых это развитие не представляется возможным. Выделим ключевые из них.
Методологические основания - наличие способов организации и осуществления как теоретических исследований в отношении формирования устойчивой финансовой среды страхового рынка, так и практических приемов построения устойчивой финансовой среды, в частности посредством трансплантации опыта развитых стран.
Методический инструментарий - формирование единой, комплексной и обязательной к применению методики оценки степени устойчивости финансовой среды розничного сегмента страхового рынка. Разработка системы индикаторов, позволяющих осуществлять контроль за достижением целей устойчивого развития, управлять этим процессом, статистически оценивать эффективность используемых средств и уровень достижения поставленных целей.
Условия обмена и распределения финансовых ресурсов в рамках розничного сегмента рынка страховых услуг.
Таковы, на наш взгляд, важнейшие условия и факторы, влияющие на устойчивое развитие финансовой среды розничного страхового рынка. Вместе с тем повторим, что переставленная институциональная структура, условия и факторы не являются исчерпывающими, они лишь отражают ключевые аспекты поддержания устойчивости. Кроме того, для ее обеспечения необходимы определенные меры, которые должны быть предприняты соответствующими органами власти, способными ускорить и гармонизировать процесс формирования устойчивой финансовой среды российского рынка страховых услуг.
Литература
[1] Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В.А. Макаренко. - М.: Республика, 2000.
[2] Татаринова ЛЮ. Влияние финансовой среды на развитие розничного банкинга в России II Финансы и кредит. -2011.-№22(454).
[3] Шукпов Л.В. Финансовый менеджмент в условиях кризиса. Опыт компаний малого и среднего бизнеса. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
[4] Ийр/Лшмйаззез.ш/а!^ - Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
[5] http://slovary.yandex.ru.