УДК 330.1; 330.8 ББК 65.49
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА БЕЛАРУСИ
А. Г. БОБРОВА
кандидат экономических наук, заведующая отделом человеческого развития и демографии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Минск, Республика Беларусь Н. М. ЩЕРБИНА заведующая сектором социально-демографической политики Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Минск, Республика Беларусь
Ю. Н. ПЕТРАКОВА старший научный сотрудник Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Минск, Республика Беларусь [email protected]
В статье рассмотрены институциональные аспекты развития человеческого капитала, выделены ключевые социальные институты, формирующие институциональную среду воспроизводства и развития человеческого капитала в Республике Беларусь.
Ключевые слова: человеческий капитал, институциональная среда, социальные институты, образование, здравоохранение.
INSTITUTIONAL ENVIRONMENT FOR REPRODUCTION AND DEVELOPMENT
OF HUMAN CAPITAL OF BELARUS
A. G. BOBROVA PhD in Economics, Head of the Department of human developement and demography Insitute of economy of National Academy of Sciences of Belarus Minsk, Republic of Belarus N. M. SHCHERBINA Head of the Department of social-demoghraphic policy Insitute of economy of National Academy of Sciences of Belarus Minsk, Republic of Belarus
Yu. N. PETRAKOVA senior research associate Insitute of economy of National Academy of Sciences of Belarus Minsk, Republic of Belarus
The article describes institutional aspects of the human capital development, identifies key social institutions that form the institutional environment for human capital reproduction and development.
Keywords: human capital, institutional environment, social institutions, education system, healthcare.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования, накопления, развития и улучшения качественных характеристик человеческого капитала обусловлена необходимостью создания конкурентоспособной, эффективно функционирующей экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны. Интенсивное развитие информационных технологий и, как следствие, изменение требований к образовательным, профессиональным, социальным компетенциям предопределяет лидирующее значение качественных составляющих человеческого капитала во всех сферах экономики. В современных условиях человеческий капитал становится структурообразующим элементом, ключевым ресурсом и целью социально-экономического развития.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Концепция человеческого капитала получила широкое развитие во второй половине ХХ-го века как ответ экономической науки на новые вызовы, стоящие перед постиндустриальным обществом, в котором роль интеллектуальных возможностей человека выросла колоссально.
Фундаментальные основы теории человеческого капитала были сформулированы в работах представителей неоклассического подхода Т. Шульца [1] и Г. Беккера [2], аргументированно доказавших, что производительные, интеллектуальные, творческие способности человека являются главной движущей силой общественного и экономического прогресса. Экономисты-неоклассики обосновали новую парадигму исследований экономических процессов, в центре которой находится человек, его способности, навыки, умения, способные приносить выгоду как носителю человеческого капитала, так и обществу в целом.
Представителями неоклассического подхода человеческий капитал рассматривался на основании универсальной статичной модели, в которой не учитывалась страно-вая специфика общественных отношений, воздействующих на воспроизводство, накопление и развитие человеческого капитала. Институциональный подход значительно расширил рамки анализа феномена человеческого капитала, акцентировав внимание на нормах, правилах и стереотипах, управляющих поведением людей в реальном мире, в конкретной стране, в определенный период времени. В рамках институционального анализа человеческий капитал стал рассматриваться в неразрывной связи с трансформационными процессами, постоянно протекающими во времени в определенной институциональной среде.
Институциональный подход нашел широкое применение в различных общественных науках - в социологии благодаря работам Т. Веблена, У. Митчела, Дж. Коммонса, Т. Парсонса, которые соотносили понятие институтов со стандартизацией, стереотипи-зацией общественной жизни, доминировании в ней шаблонов и установок, определяющих социальные нормы и правила; в экономике - в работах М. Вебера, Т. Веблена, Дж. Коммонса [3]. В Республике Беларусь институциональная школа представлена такими известными учеными-экономистами как С. Ю. Солодовников [4], А. И. Лученок [5] и др. Наибольший вклад в становление институционального анализа процессов формирования и развития человеческого капитала внес лауреат Нобелевской премии по экономике Д. Норт [6].
С точки зрения институциональной теории формирование и развитие человеческого капитала происходит под воздействием институциональной среды, которая представляет собой совокупность функционирующих в обществе институтов, определяющих условия для воспроизводства и развития человеческого капитала и оказывающих на них
прямое и опосредованное воздействие. В свою очередь, институциональная среда формируется в результате взаимодействия институтов, отражающих основные сферы жизнедеятельности человека - политических, правовых, экономических и социальных.
Правовые и политические институты, формирующие институциональную среду развития человеческого капитала - законодательная и нормативно-правовая база, органы исполнительной и законодательной власти, определяющие правовые и регулирующие нормы социально-экономического развития. Социальные институты - семья, институты качества жизни (сфера образования, система здравоохранения, рынок жилья, инфраструктура) - определяют социальные условия, влияющие на развитие человеческого капитала. Экономические институты - рынок труда, институт собственности, финансовые институты, институт предпринимательства - формируют экономические условия развития человеческого капитала.
Совокупность данных институтов воздействует на развитие человеческого капитала посредством различных инструментов, свойственных каждому из них.
Институциональная среда не является статичной. Изменение отдельных институтов в процессе адаптации к внешним условиям вызывает трансформацию институциональной среды в целом, что позволяет сохранить целостность общества и его внутреннюю «логику».
Воспроизводство населения является первым этапом в процессе формирования человеческого капитала. На рисунке 1 представлены базовые составляющие институциональной среды воспроизводства населения.
Программы демографической безопасности Законодательство Социальная защита
Институт собственности Институт предпринимательства Рынок труда Финансовые институты
Институт семьи Система здравоохранения Сфера образования
Рынок жилья Религия и культура
Рисунок 1 - Институциональная среда воспроизводства населения
В широком смысле воспроизводство населения представляет собой совокупность трёх видов движения населения: естественного, пространственного (миграция) и социального (социальная мобильность). Согласно демографической энциклопедии, воспроизводство населения - это постоянное возобновление поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности, а также связанных с ними других демографических процессов, протекающих в рамках определенных общественных (социальных, экономических и т. д.) отношений [7, с. 127]. Таким образом, на формирование процессов воспроизводства населения оказывают влияние отношения, т. е. правила поведения, в обществе. С точки зрения теории институционализма - это формальные и неформальные институты, создающие институциональную среду воспроизводства населения.
115
Современная демографическая ситуация в Беларуси характеризуется суженым режимом воспроизводства населения [8, с. 322]. Это означает, что в будущем численность трудовых ресурсов страны продолжит сокращаться, вместе с тем будет расти доля лиц пенсионного возраста. Оба указанных момента могут негативно повлиять на социально-экономическое развитие страны: сокращение численности экономически активного населения при сохранении существующей производительности труда приведет к замедлению роста ВВП на душу населения; сокращение численности детей в ближайшей перспективе поспособствует включению в трудовую деятельность большего количества женщин, но в долгосрочном периоде приведет к недостатку трудовых ресурсов; рост численности населения старших возрастов усугубит проблемы солидарной пенсионной системы Беларуси и увеличит потребность в трансфертах из бюджета.
С целью предупреждения отрицательных тенденций в воспроизводстве населения на государственном уровне разрабатываются программы в области демографической безопасности, направленные на стабилизацию численности населения, достижение и сохранение положительных тенденций в области рождаемости и смертности, привлечение трудовых ресурсов, отвечающих требованиям экономики. Эффективность мер демографической безопасности во многом определяется развитием системы институтов, вовлеченных в процессы воспроизводства населения. Посредством взаимодействия различных институтов общества складывается определенная демографическая ситуация, которая составляет основу для воспроизводства населения.
Формирование, развитие и накопление человеческого капитала происходит в процессе взаимодействия ключевых социальных институтов - института семьи, института образования, института здравоохранения, культуры и др.
Институт семьи на протяжении длительного исторического развития доказал свою эффективность в процессе формирования и развития человеческого капитала. Взаимодействие формальных правил и неформальных норм, принятых в обществе относительно создания и функционирования института семьи, оказывает непосредственное влияние на процессы рождаемости и смертности, а также опосредованно воздействует на миграцию населения. Так, по традициям современного белорусского общества уровень рождаемости коррелирует с брачным статусом потенциальных родителей. Коэффициенты брачной рождаемости у женщин, состоящих в зарегистрированном браке, значительно выше, чем соответствующие коэффициенты у женщин, состоящих в незарегистрированном браке, и у женщин, вообще не состоящих в браке [9, с. 112]. Традиция рождения детей в зарегистрированном браке не всегда положительно сказывается на уровне рождаемости, т. к. ограничивает возможности женщины иметь желаемое количество детей независимо от брачного статуса. Во многих странах Европы (Швеция, Франция) уровень рождаемости выше белорусского именно благодаря демократичным взглядам на «сожительство» и рождение детей вне брака. Однако стоит понимать, что регулирование внебрачной рождаемости возможно, как с помощью неформальных традиций и устоев, так и посредством изменения формальных правил. Так, в Беларуси законодательство в области социальной защиты матерей одиночек, предусматривающее дополнительные выплаты для этой категории граждан, отчасти спровоцировало рост внебрачной рождаемости. По данным переписи в 1999 году было 5-6 % союзов, которые не зарегистрированы, а по последней переписи — уже 8 % [10]. С отменой дополнительных выплат в 2013 г. целесообразность в гражданском браке с экономической точки зрения сократилась.
Семья и брачный статус оказывают значительное влияние не только на рождаемость, но и на уровень смертности и состояние здоровья населения. Формирование здорового образа жизни, рождение и воспитание физически и нравственно здорового поко-
ления прежде всего зависят от семейного воспитания [11]. Как показывают исследования, люди, живущие в семье, ведут более здоровый образ жизни, а население, состоящее в браке, имеет ниже показатели смертности, чем их ровесники, не состоящие в браке [12]. Еще в XIX веке было установлено, что никогда не состоявшие в браке, а также вдовые мужчины умирают значительно чаще, чем женатые люди в том же возрасте. Эта же закономерность распространяется и на женщин, но среди них различия в уровне смертности в зависимости от брачного статуса не так велики, как среди мужчин.
Воспитание детей, повышение образовательного и культурного уровня членов семьи, сохранение здоровья и формирование качеств, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда - это основные функции семьи, которые могут рассматриваться как инвестирование в человеческий капитал. Часть этих инвестиций осуществляется в виде затрат времени и соответствующих усилий внутри самих домохозяйств (уход, воспитание и т. д.), другая часть, поступая на рынок, формирует спрос на услуги образования, здравоохранения и других отраслей социально-культурной сферы, а также выступает в виде затрат на поиск более выгодных сфер приложения труда (расходы на трудовую миграцию, поиск работы).
Фундаментальной основой формирования и накопления человеческого капитала выступают сферы здравоохранения и образования, обеспечивающие условия для всестороннего развития человека, поддержания долгой и здоровой жизни [13, с. 200].
Специфика феномена здоровья как одного из основных составляющих человеческого капитала состоит в том, что его одновременно можно рассматривать как необходимое условие для полноценного развития человека и общественного воспроизводства. Здоровье, таким образом, воспринимается не столько как возможность физически благополучного существования, сколько как способность эффективного выполнения социальных и экономических функций. Качество общественного здоровья убедительно отражает условия жизни и служит показателем эффективности институтов здравоохранения.
Институт здравоохранения оказывает значительное влияние как на процессы воспроизводства, так и на процессы сохранения и повышения качественных характеристик человеческого капитала. На протяжении последнего столетия постоянное развитие системы здравоохранения привело к беспрецедентному сокращению уровня смертности, научные разработки последних десятилетий в области репродуктивной медицины способствуют повышению рождаемости. На сегодняшний день с точки зрения развития человеческого капитала перед системой здравоохранения стоит задача по увеличению ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения, в том числе здоровой ОПЖ, сокращению младенческой и материнской смертности, сокращению смертности населения в трудоспособном возрасте. Методы, используемые системой здравоохранения для выполнения поставленных задач, в последние годы претерпевают изменения: осознается важность превентивных мер на всех уровнях развития здравоохранения.
За последние годы в Беларуси произошли существенные изменения в системе здравоохранения: внедрено программно-целевое планирование и начата работа по переходу финансирования организаций здравоохранения на бюджетирование по результатам; создана многоуровневая система оказания медицинской помощи, включая республиканские научно-практические центры. Разработана и выполняется система социальных стандартов, определяющих минимальные гарантии по обеспечению медицинским обслуживанием жителей республики.
Белорусская модель здравоохранения отличается сформированной системой социальных стандартов, которая определяет минимальный уровень гарантий для жителей страны. К основным нормативам относятся:
- обеспеченность врачами первичного звена,
- обеспеченность койками стационаров с круглосуточным пребыванием,
- обеспеченность аптеками,
- обеспеченность бригадами скорой помощи,
- санитарно-техническое обеспечение организаций здравоохранения,
- наличия транспортного средства,
- наличие аптечной организации для агрогородков.
В настоящее время вышеперечисленные показатели являются основными индикаторами оценки эффективности институтов здравоохранения и определяют приоритеты инвестирования сферы здравоохранения в Республике Беларусь.
Решения об инвестициях в капитал здоровья принимаются как на уровне государства, так и индивидами. По данным обследования домашних хозяйств в 2016 г. в среднем одним домашним хозяйством на здравоохранительные цели затрачивалось 31,1 руб. в месяц (4,6 % общего объема потребительских расходов). В среднем за год в составе расходов на здравоохранение доля затрат на лекарства и аптекарские товары составляет около 72 %, на медицинские услуги - на уровне 24 %, на санаторно-курортное обслуживание - около 4 %. В общем объеме потребительских расходов удельный вес расходов на здравоохранение при ранжировании домашних хозяйств по 20 % группам отличается не существенно. В то же время доля расходов на здравоохранение в потребительских расходах ниже в той 20-процентной группе, которая находится в начале «иерархической лестницы» по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов (3,3 %). Она имеет тенденцию к повышению по мере улучшения социально-экономического положения домашнего хозяйства, достигая почти 5 %-го значения в наиболее состоятельных семьях.
Институт образования встроен в матрицу формирования и развития человеческого капитала на всех этапах жизненного цикла индивида. Формирование человеческого капитала начинается еще в детстве, в школьные годы первоначально формируется базис последующего увеличения человеческого капитал.
Первичная социализация индивида и развитие навыков поведения в обществе формируется посредством системы детских дошкольных учреждений. В 2016 г. охват учреждениями дошкольного образования детей в возрасте от 1 года до 5 лет составил 75 %, от 3 до 6 лет - 93,9 %. Следующей ступенью получения образования являются общеобразовательные школы, где закладываются знания и навыки, применяемые индивидом в дальнейшей трудовой деятельности. Доступ к среднему образованию на протяжении последних десятилетий значительно расширился. Совокупный охват общим средним образованием достигает 100 % [14, с. 203]. В 2016 г. доля учащихся в учреждениях общего среднего образования к численности лиц 7-17 лет составила 96 %.
Уровень образования населения в республике на протяжении последних десятилетий постоянно изменялся в сторону увеличения доли лиц с более высокой ступенью образования. По данным переписи 1989 г. 843,2 тысяч населения республики в возрасте 15 лет и старше имели законченное высшее образование, по переписи 1999 г. их численность увеличилась до 1133,5 тысяч. По переписи 2009 г. до 1530,6 тыс. человек.
Коэффициент охвата молодежи высшим образованием - отношение численности студентов учреждений высшего образования к численности населения в возрасте 17-21 года - с 2000 года вырос более чем на 60 % и в 2015 году составил 93,8 %. Беларусь по данному показателю опередила все страны СНГ и соседние страны (Молдова - 41,2 %, Украина -82,3 % (2014г.), Польша - 71,2 % (2014 г.), Литва - 68,5 %), а также высокоразвитые страны (Финляндия - 88,7 % (2014 г.), США - 86,7 % по данным за 2014 г.) [15, с. 50].
Уровень образования оказывает прямое воздействие на возможности реализации накопленного человеческого капитала. Как показывают исследования [16] по странам
Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), существуют взаимосвязи заработной платы и уровня образования:
- чем выше степень образованности, тем выше заработная плата индивида;
- разница в доходах между младшими и старшими работниками увеличивается с уровнем образования, принося пользу более образованным пожилым работникам. Индивиды с более высоким уровнем образования имеют больше шансов быть нанятыми на работу и обладают большими возможностями для приобретения опыта на рабочем месте;
- лица с образованием ниже среднего имеют наименьшую вероятность оказаться получателями высоких и сверхвысоких доходов. В среднем по странам ОЭСР только 3 % людей с уровнем образования ниже среднего получают доход в два раза превышающий средний уровень дохода по стране.
ВЫВОДЫ
Институциональная среда развития человеческого капитала - это сложная система социальных, экономических, правовых институтов, определяющих базовые условия формирования, развития и сохранение наиболее значимых свойств и качеств человека. В качестве социальных институтов, формирующих институциональную среду развития человеческого капитала, наиболее значимую роль играют институты семьи, образования и здравоохранения.
В процессах воспроизводства и развития человеческого капитала особая роль принадлежит институту семьи. Воспитание детей, их социализация, инвестирование в образование и сохранение здоровья, формирование качеств, повышающих конкурентоспособность членов семьи на рынке труда - основные функции семьи, способствующие развитию человеческого капитала. В результате функционирования институты здравоохранения создаются базовые условия для сохранения человеческого капитала здоровья. Институты образования формируют условия для повышения образовательного уровня, накопление образовательного капитала, что впоследствии способствует увеличению доходов человека и обеспечивает экономический рост и рост благосостояния страны в целом.
Состояние институциональной среды и устойчивость социальных институтов оказывают воздействие на все характеристики человеческого капитала и определяют возможности для его эффективной реализации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Schultez, T. W. Investment in Human Capital / T. W. Schultez. - N. Y., 1971. - P. 249
2. Беккер, Г. Человеческое поведение / Г. Беккер. Экономический подход. - М. ВШЭ, 2003. - 671 с.
3. Кристиневич, С. А., Омельянюк, А. М. Институциональные условия воспроизводства человеческого капитала в инновационной экономике / С. А. Кристиневич, А. М. Омельянюк. - Монография. - Брест: Издательство БрГТУ, 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://et.bstu.by/wp-content/uploads/2011/06/krist_omel_ monograf.pdf - Дата доступа: 06.02.2018
4. Солодовников, С. Ю. Институциональные матрицы: сущность, персонификация и ее генезис (политико-экономические очерки) / С. Ю. Солодовников. - Мн.: Право и экономика, 2006. - 530 с.
5. Лученок, А. И. Влияние институциональной политики на экономический рост / А. И. Лученок // Экономический вестник университета. Сб. научных трудов. Переяс-лавль-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды, 2017. - Т. 32/1. - C. 168-177.
6. Норт, Д. Институциональные изменения: рамки анализа / Д. Норт // Вопросы экономики. - 199l. - № 3. - С. 6.
I. Демографическая энциклопедия / Редкол.: Ткаченко А. А., Аношкин А. В. Денисенко М. Б. и др. - М.: ООО «Издательство «Энциклопедия», 2013. - 944 с.
8. Петракова, Ю. Н. Институциональная среда демографического развития Республики Беларусь / Ю. Н. Петракова // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы: сборник научных статей. В 4 ч. Ч. 3 / Редкол.: В. И. Бельский [и др.]. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2017. - 357 с. - С. 320-324.
9. Шахотько, Л. П., Шахотько, Д. В. Брачность и рождаемость в Беларуси / Л. П. Шахотько, Д. В. Шахотько // ДемоскопWeekly [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2011/ 0469/tema05.php - Дата доступа: 15.08.201l.
10. Социальные выплаты и льготы матерям-одиночкам [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bobrmama.by/poleznyj-sunduchok/sotsialnaya-pomoshch/560-sotsialnye-vyplaty-i-lgoty-materyam-odinochkam.html - Дата доступа: 06.0l.201l.
II. Шахотько, Л. П. Домохозяйство, семья и семейная политика в Беларуси / Л. П. Шахотько, Д. В. Шахотькао; Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики Минск: Беларуская навука, 2018 - 400 с.
12. Синельников, А. Б. Влияние брачного статуса на самооценку состояния здоровья / А. Б. Синельников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/ content/ view/332/30/lang.ru/ - Дата доступа: 23.06.201l.
13. Бедность и всеобщее благосостояние в Республике Беларусь за последнее десятилетие: тенденции, движущие силы и вызовы. Отчет Всемирного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/145591508 2608l0l08/pdf/120346-RUSSIAN-WP-P158105-PUBLIC-RusBelarusSPJunefinal.pdf. -Дата доступа: 13.09.2017.
14. Доклад о человеческом развитии 2016. Человеческое развитие для всех и каждого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/ files/HDR2016_RU_Overview_Web.pdf. - Дата доступа: 13.09.2017.
15. Боброва, А. Г., Петракова, Ю. Н., Щербина, Н. М. Государственное регулирование социальной сферы и пути его совершенствования / А. Г. Боброва, Ю. Н. Петракова, Н. М. Щербина. - Наука и инновации. - № 4 (158). - 2016. - С. 48-52.
16. Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1l8l/eag-2014-en. - Дата доступа: 22.11.201l.
REFERENCES
1. Schultez, T. W. Investment in Human Capital / T. W. Schultez. - N. Y., 19l1. -
P. 249
2. Bekker, G. Chelovecheskoe povedenie / G. Bekker. Ehkonomicheskij podhod. - M. VSHEH, 2003. - 6l1 s.
3. Kristinevich, S. A., Omel'yanyuk, A. M. Institucional'nye usloviya vospro-izvodstva chelovecheskogo kapitala v innovacionnoj ehkonomike / S. A. Kristinevich, A. M. Omel'yanyuk. - Monografiya. - Brest: Izdatel'stvo BrGTU, 2008 [Ehlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://et.bstu.by/wp-content/uploads/2011/06/krist_omel_monograf. pdf - Data dostupa: 06.02.2018
4. Solodovnikov, S. Yu. Institucional'nye matricy: sushchnost', personifikaciya i ee ge-nezis (politiko-ehkonomicheskie ocherki) / S. Yu. Solodovnikov. - Mn.: Pravo I ehkonomika, 2006. - 530 s.
5. Luchenok, A. I. Vliyanie institucional'noj politiki na ehkonomicheskij rost / A. I. Luchenok // Ehkonomicheskij vestnik universiteta. Sb. nauchnyh trudov. Pereyaslavl'-Hmel'nickij GPU imeni Grigoriya Skovorody, 2017. - T. 32/1. - C. 168-177.
6. Nort, D. Institucional'nye izmeneniya: ramki analiza / D. Nort // Voprosy ehkonomiki. - 1997. - № 3. - S. 6.
7. Demograficheskaya ehnciklopediya / Redkol.: Tkachenko A. A., Anoshkin A. V. Denisenko M. B. i dr. - M.: OOO «Izdatel'stvo «EHnciklopediya», 2013. - 944 s.
8. Petrakova, Yu. N. Institucional'naya sreda demograficheskogo razvitiya Res-publiki Belarus' / Yu. N. Petrakova // Strategiya razvitiya ehkonomiki Belarusi: vyzovy, instrumenty realizacii i perspektivy: sbornik nauchnyh statej. V 4 ch. CH. 3 / Redkol.: V. I. Bel'skij [i dr.]. -Minsk: Institut sistemnyh issledovanij v APK NAN Belarusi, 2017. - 357 s. - S. 320-324.
9. SHahot'ko, L. P., Shahot'ko, D. V. Brachnost' i rozhdaemost' v Belarusi / L. P. Shahot'ko, D. V. Shahot'ko // DemoskopWeekly [Ehlektronnyj resurs] - Rezhim do-stupa: http://demoscope.ru/weekly/2011/ 0469/tema05.php - Data dostupa: 15.08.2017.
10. Social'nye vyplaty i l'goty materyam-odinochkam [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://bobrmama.by/poleznyj -sunduchok/sotsialnaya-pomoshch/560-sotsialnye- vy-platy-i-lgoty-materyam-odinochkam.html - Data dostupa: 06.07.2017.
11. SHahot'ko, L. P. Domohozyajstvo, sem'ya i semejnaya politika v Belarusi / L. P. Shahot'ko, D. V. Shahot'kao; Nacional'naya akademiya nauk Belarusi, Institut ehkonomiki Minsk: Belaruskaya navuka, 2018 - 400 s.
12. Sinel'nikov, A. B. Vliyanie brachnogo statusa na samoocenku sostoyaniya zdo-rov'ya / A. B. Sinel'nikov [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://vestnik.mednet.ru/ content/ view/332/30/lang.ru/ - Data dostupa: 23.06.2017.
13. Bednost' i vseobshchee blagosostoyanie v Respublike Belarus' za poslednee de-sya-tiletie: tendencii, dvizhushchie sily i vyzovy. Otchet Vsemirnogo banka [Ehlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://documents.worldbank.org/curated/en/145591508260870708/pdf/120346-RUSSIAN-WP-P158105-PUBLIC-RusBelarusSPJunefinal.pdf. - Data dostupa: 13.09.2017.
14. Doklad o chelovecheskom razvitii 2016. CHelovecheskoe razvitie dlya vsekh i ka-zhdogo [Ehlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://hdr.undp.org/sites/default/ files/HDR2016_RU_0verview_Web.pdf. - Data dostupa: 13.09.2017.
15. Bobrova, A. G., Petrakova, Yu. N., Shcherbina, N. M. Gosudarstvennoe reguli-rovanie social'noj sfery i puti ego sovershenstvovaniya / A. G. Bobrova, Yu. N. Petrakova, N. M. SHCHerbina. - Nauka i innovacii. - № 4 (158). - 2016. - S. 48-52.
16. Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing [Ehlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2014-en. - Data dostupa: 22.11.2017.
Статья поступила в редакцию 14 февраля 2018 года.