Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУТЫ / SELF-REGULATING ORGANIZATION / INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE / CONSTRUCTION / REGIONAL ECONOMY / INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворова Е.А., Проскурнова К.Ю.

Актуальность рассматриваемой в статье темы обусловлена тем, что современная государственная политика направлена на увеличение вовлеченности гражданского общества в рассмотрение вопросов, касающихся развития страны, в целом, и регионов, в частности, и в их практическую реализацию. Одним из инструментов вовлечения в данный процесс профессионального сообщества является формирование саморегулируемых организаций. В настоящее время институт саморегулируемых организаций реализуется в сфере аудиторской, проектной, изыскательной, строительной, оценочной деятельности, арбитражном управлении, атомной и финансовой отраслях и др.Целью исследования является определение взаимосвязи между процессами развития региональной экономики и использованием ресурсов институциональной инфраструктуры саморегулируемых организаций. В статье осуществлен анализ институциональной инфраструктуры саморегулируемых организаций на примере российской строительной отрасли. В работе были использованы методы исследований институциональной инфраструктуры саморегулируемых организаций строительного комплекса, конструирование логических схем, а также абстрактно- логические, табличные и экспертные научные методы. В статье рассматриваются вопросы развития институциональной инфраструктуры, которая должна способствовать более эффективному функционированию не только самих саморегулируемых организаций, но и всей отрасли, в рамках которой они функционируют. На основе анализа действующей системы аттестации в строительной отрасли предложены инструменты по развитию кадрового состава и потенциала. Анализ инфраструктуры региона исходит из функционирования формальных институтов как в части действующих нормативно-правовых основ, так и необходимости взаимодействия саморегулируемых организаций и органов государственной власти. Учет влияния неформальных норм и правил, характерных для отрасли и саморегулируемых организаций, является предметом дальнейших исследований. В рамках проведенного исследования предложены мероприятия, реализация которых позволит регулярно повышать уровень квалификации сотрудников саморегулируемых организаций, передавать и проводить обмен опытом и знаниями между поколениями в профессиональной среде. Материалы статьи могут быть использованы в своей деятельности представителями бизнеса и органов государственной власти, преподавателями, а также могут быть полезны в процессе обучения и научных исследований студентам и аспирантам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ROLE OF SELF-REGULATING ORGANIZATIONS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

The relevance of the topic addressed in the article is due to fact that modern state policy is aimed at increasing the involvement of civil society in consideration of issues relating to development of the country and regions and in their practical implementation. One of the tools for involving professional community in this process is the formation of self-regulatory organizations. At present, the institute of self-regulating organizations is being implemented in the areas of auditing, design, survey, construction, appraisal activities, arbitration management, the nuclear and financial industries, etc. The aim of the study is to determine the relationship between processes of development of the regional economy and the use of institutional infrastructure resources of self-regulatory organizations.The article analyzes the institutional infrastructure of self-regulatory organizations on the example of the Russian construction industry.We used the research methods of institutional infrastructure of self-regulating organizations of the construction complex, the construction of logic circuits, as well as abstract logical, tabular and expert scientific methods. The article discusses the development of institutional infrastructure, which should contribute to more efficient functioning of not only the self-regulatory organizations themselves, but also the entire industry within which they operate. Based on the analysis of the current certification system in the construction industry, tools for the development of personnel and potential have been proposed. The analysis of the infrastructure of the region is based on the functioning of formal institutions, both in terms of the existing legal framework and the need for interaction between self-regulating organizations and government. Accounting for the impact of informal norms and rulesspecific to the industry and self-regulatory organizations is the subject of further research.As part of the study, proposed activities, the implementation of which will regularly improve the skills of employees of self-regulating organizations, transfer and conduct the exchange of experience and knowledge between generations in a professional environment.The materials of the article can be used in their activities by representatives of business and public authorities, teachers, and can also be useful in the process of teaching and research to students and graduate students.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Интеллект. Инновации. Инвестиции / Intelligence. Innovations. Investment • № 4, 2019

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330, 332 DOI: 10.25198/2077-7175-2019-4-21

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Е.А. Ворова

Международная академия бизнеса и новых технологий, Ярославль, Россия e-mail: vorova@mail.ru

К.Ю. Проскурнова

Ярославский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Ярославль, Россия

e-mail: proskurnova@hotmail.com

Аннотация. Актуальность рассматриваемой в статье темы обусловлена тем, что современная государственная политика направлена на увеличение вовлеченности гражданского общества в рассмотрение вопросов, касающихся развития страны, в целом, и регионов, в частности, и в их практическую реализацию. Одним из инструментов вовлечения в данный процесс профессионального сообщества является формирование саморегулируемых организаций. В настоящее время институт саморегулируемых организаций реализуется в сфере аудиторской, проектной, изыскательной, строительной, оценочной деятельности, арбитражном управлении, атомной и финансовой отраслях и др.

Целью исследования является определение взаимосвязи между процессами развития региональной экономики и использованием ресурсов институциональной инфраструктуры саморегулируемых организаций.

В статье осуществлен анализ институциональной инфраструктуры саморегулируемых организаций на примере российской строительной отрасли.

В работе были использованы методы исследований институциональной инфраструктуры саморегулируемых организаций строительного комплекса, конструирование логических схем, а также абстрактно-логические, табличные и экспертные научные методы.

В статье рассматриваются вопросы развития институциональной инфраструктуры, которая должна способствовать более эффективному функционированию не только самих саморегулируемых организаций, но и всей отрасли, в рамках которой они функционируют. На основе анализа действующей системы аттестации в строительной отрасли предложены инструменты по развитию кадрового состава и потенциала. Анализ инфраструктуры региона исходит из функционирования формальных институтов как в части действующих нормативно-правовых основ, так и необходимости взаимодействия саморегулируемых организаций и органов государственной власти. Учет влияния неформальных норм и правил, характерных для отрасли и саморегулируемых организаций, является предметом дальнейших исследований.

В рамках проведенного исследования предложены мероприятия, реализация которых позволит регулярно повышать уровень квалификации сотрудников саморегулируемых организаций, передавать и проводить обмен опытом и знаниями между поколениями в профессиональной среде.

Материалы статьи могут быть использованы в своей деятельности представителями бизнеса и органов государственной власти, преподавателями, а также могут быть полезны в процессе обучения и научных исследований студентам и аспирантам.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, институциональная инфраструктура, строительство, региональная экономика, институты.

Для цитирования: Ворова Е. А., Проскурнова К. Ю. Институциональная роль саморегулируемых организаций в развитии региональной экономики // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - № 4. -С. 21-28. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-4-21.

INSTITUTIONAL ROLE OF SELF-REGULATING ORGANIZATIONS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

E.A. Vorova

International Academy of Business and New Technologies (Academy MUBiNT), Yaroslavl, Russia e-mail: vorova@mail.ru

K.Yu. Proskurnova

Yaroslavl branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Yaroslavl, Russia e-mail: proskurnova@hotmail.com

Abstract. The relevance of the topic addressed in the article is due to fact that modern state policy is aimed at increasing the involvement of civil society in consideration of issues relating to development of the country and regions and in their practical implementation. One of the tools for involving professional community in this process is the formation of self-regulatory organizations. At present, the institute of self-regulating organizations is being implemented in the areas of auditing, design, survey, construction, appraisal activities, arbitration management, the nuclear and financial industries, etc.

The aim of the study is to determine the relationship between processes of development of the regional economy and the use of institutional infrastructure resources of self-regulatory organizations.

The article analyzes the institutional infrastructure of self-regulatory organizations on the example of the Russian construction industry.

We used the research methods of institutional infrastructure of self-regulating organizations of the construction complex, the construction of logic circuits, as well as abstract logical, tabular and expert scientific methods.

The article discusses the development of institutional infrastructure, which should contribute to more efficient functioning of not only the self-regulatory organizations themselves, but also the entire industry within which they operate. Based on the analysis of the current certification system in the construction industry, tools for the development ofpersonnel and potential have been proposed. The analysis of the infrastructure of the region is based on the functioning offormal institutions, both in terms of the existing legal framework and the need for interaction between self-regulating organizations and government. Accounting for the impact of informal norms and rules specific to the industry and self-regulatory organizations is the subject of further research.

As part of the study, proposed activities, the implementation of which will regularly improve the skills of employees of self-regulating organizations, transfer and conduct the exchange of experience and knowledge between generations in a professional environment.

The materials of the article can be used in their activities by representatives of business and public authorities, teachers, and can also be useful in the process of teaching and research to students and graduate students.

Keywords: self-regulating organization, institutional infrastructure, construction, regional economy, institutions

Cite as: Vorova Ye.A., Proskurnova K.Yu. (2019) [Institutional role of self-regulating organizations in the development of the regional economy]. Intellekt. Innovatsi. Investitsii [Intellect. Innovation. Investments]. Vol. 4, pp. 21-28. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-4-21.

Введение

Современный этап развития российского общества характеризуется необходимостью усиления роли использования различных форм публичного регулирования экономической деятельности. Нестандартные и инновационные решения по предупреждению и преодолению кризисных ситуаций, возникающих в национальной экономике, и, что более важно, реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития страны приобретают все более актуальное значение. Наиболее перспективные направления роста связаны с сокращением административного вмешательства государства в функционирование экономики и использованием потенциала саморегулирования, которое позволит вовлечь профессиональное и гражданское

сообщество в решение стоящих перед российской экономикой задач [8].

Базой развития экономики любого региона является инфраструктура [2]. Под инфраструктурой понимают совокупность материально-технических средств, трудовых и интеллектуальных ресурсов, институциональных и организационно-правовых форм ведения экономической деятельности, обеспечивающих функционирование и развитие экономики территории [14].

Несоответствие существующей инфраструктуры современным реалиям предполагает проведение ее реформирования, что является одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в Российской Федерации. Экономическое и социальное развитие региона в целом

определяется имеющимися у него инфраструктурным обеспечением, существующими формальными и неформальными институтами и степенью их развитости, что обуславливает необходимость исследования взаимосвязи процессов развития экономики региона и институциональной инфраструктуры.

Институциональная инфраструктура и саморегулируемые организации

Институциональная часть инфраструктуры региона включает в себя две составляющие - формальную и неформальную. Если формальная составляющая полностью зависит от государственных и муниципальных органов управления, а также от принимаемых в организациях локальных нормативных актов, то неформальная включает в себя все привычные образцы поведения хозяйствующих субъектов, стереотипы, традиции и неписанные нормы и правила, соблюдаемые всеми и большинством экономических агентов региона.

Одним из элементов, обеспечивающих развитие материальной части инфраструктуры региона, является строительная отрасль. Анализируя нормативно-правовые основы саморегулируемых организаций (СРО) строительного комплекса можно выделить их основные цели и задачи [11]:

1. Качественное функционирование института саморегулирования.

2. Создание единой информационной системы.

Саморегулируемые организации и инфраструктура СРО представляют собой систему, которая должна быть сформирована с учетом стандартов системы управления качеством, в том числе за счет внедрения цифровых инновационных информационных систем управления. Частные и государственные инвестиции в модернизацию региональной инфраструктуры могут способствовать структурным преобразованиям и многогранному развитию территории. При этом следует соблюдать сопряженность подобной модернизации с экономическим развитием региона, при котором темпы обновления территориальной инфраструктуры не должны быть ниже темпов прогрессивных изменений в соответствующем регионе.

В ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации отражено, что саморегулируемые организации могут разрабатывать квалификационные стандарты, содержащие требования, предъявляемые к членам СРО [4]. С учетом того, что строительную отрасль можно отнести к быстро изменяющейся, то все работники должны проходить повышение квалификации, регулярно обновляя и совершенствуя свои знания, умения и способности, а также доказывать свою состоятельность к работе для того, чтобы в полной мере соответствовать квалификационным требованиям, отраженным в стандартах СРО, и стремительно развивающим-

ся условиям рынка. Кроме того, сами строительные организации должны создавать все современные условия труда для своих сотрудников: оборудованные помещения, наличие лицензионного программного обеспечения, регулярно обновляемые научно-технические документы и т.п.

В отношении предпринимательских структур, выполняющих работы в строительной сфере, действуют законодательно установленные следующие барьеры: имущественный, финансовый и образовательный.

На наш взгляд, образовательный «барьер» является определяющим среди всех, т. к. именно он отражает уровень квалификации и направление профессиональной деятельности работника. Человеческий фактор отражает наибольшую степень риска в деле обеспечения и соблюдения безопасности в строительстве. Саморегулируемые организации, которые для российской действительности продолжают оставаться новым типом компаний и объединений, основанных на принципах западной организационной (корпоративной) культуры, принимают на себя ответственность за обеспечение безопасности и повышение качества осуществляемых работ и оказываемых услуг [10].

Инфраструктура саморегулируемых организаций представляет собой многофункциональный кластер, включающий в себя специализированные подкластеры, выполняющие определенные функции, который выступает как:

- профессиональное экспертное сообщество;

- ассоциация, ориентированная на повышение качества и конкурентоспособности предоставляемых услуг;

- система саморазвивающихся организаций, отвечающих нормативным и социально-экономическим требованиям.

Формирование институциональной инфраструктуры, регламентирующей деятельность по обслуживанию членов СРО, направлено на обеспечение качественного функционирования саморегулируемых организаций. Реализация данного процесса может быть выполнена на основе кластерного подхода, т.е. создания, например, кластера институтов повышения квалификации, кластера институтов сертификации и качества и т.д. Развитие формальных институтов будет способствовать повышению ответственности и формированию новых правил и норм в неформальных институтах, действующих в строительной отрасли [13]. Развитие неформальных институтов эволюционным путем займет более продолжительный период времени, чем такое же развитие формальных институтов, но положительные тенденции могут способствовать более эффективному функционированию всей отрасли и региона.

В условиях саморегулирования региональная инфраструктура проектно-строительного комплекса представлена страховыми, образовательными, рекламными и полиграфическими организациями, а также производителями и поставщиками информационно-правовой и научно-технической документации, программного обеспечения. Наибольший удельный вес имеют региональные межотраслевые СРО. В каждом регионе может быть одна или несколько СРО. В то же время центры инфраструктуры могут обслуживать всех членов СРО независимо от их принадлежности.

Непрерывное образование как основа развития саморегулируемых организаций, в частности, и региональной экономики, в целом

В настоящее время функционирует Единая система аттестации руководителей и специалистов

Анализируя сегодняшнее состояние учебных образовательных центров - основного элемента инфраструктуры СРО - следует отметить, что практически все они сформированы на базе существующих вузов, что совершенно не отвечает целям и задачам СРО. Кроме того, предлагаемые элементы инфраструктуры должны соответствовать унифицированным требованиям независимо от региональной принадлежности. Так, например, институты повышения квалификации должны быть аккредитованы Советом национальных объединений или Национальными объединениями и функционировать по программам, разработанным не Министерством науки и высшего образования РФ, а по программам, разработанным Национальными объединениями СРО, т.е. профильными организациями. В свою очередь, центр сертификации должен пройти аккредитацию в Ростехнадзоре, а центр негосударственной экспертизы - в Министерстве труда и социальной защиты РФ.

В то же время остальные центры могут функционировать на региональном или межрегиональном

строительного комплекса (ЕСА), разработанная Национальным объединением строителей «НОС-СТРОЙ». Соответствие требованиям при выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается на основе аттестации в Единой системе аттестации, что также дает возможность оценить соответствие установленным критериям существующего уровня знаний работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших заявление на вступление в саморегулируемую организацию.

В таблице 1 представлены некоторые показатели работы Единой системы аттестации. За 6 лет работы системы количество выданных аттестатов выросло почти на 80%, число аттестованных специалистов на 90% при общем показателе положительного прохождения тестирования более 87% к 2019 году.

уровне, отвечая требованиям, которые предъявляет СРО [3]. Для этого могут быть сформированы координационные советы на региональном уровне и уровне федерального округа.

В состав инфраструктуры СРО входит и институт повышения квалификации и переподготовки, функцией которого является подготовка сотрудников и специалистов, востребованных в строительном комплексе. Кадровые ресурсы, а именно специалисты, должны регулярно проходить повышение квалификации. Процесс формирования специалистов влияет на эффективную реализацию производственных процессов, что, в свою очередь, ведёт к развитию региональной экономики и инфраструктуры региона в целом [6]. При этом программы, реализуемые институтом повышения квалификации, должны соответствовать не только квалификационным стандартам, разрабатываемым СРО, но и тем профессиональным стандартам, которые в настоящее время приняты в рамках программного комплекса «Профессиональные стандарты».

Таблица 1. Статистические показатели работы ЕСА в 2013-2018 гг. [5]

Показатель На дату

31.12.2013 31.12.2014 31.12.2015 31.12.2016 31.12.2017 31.12.2018

количество

выданных аттестатов 196910 255706 310240 343022 352837 354150

в ЕСА

количество

аттестованных 84108 111164 136663 153181 158930 159838

специалистов в ЕСА

проходят тестирование 85.2% 86.1% 86.9% 87.4% 87.6% 87.6%

положительно

В настоящий момент в рамках данного проекта различными организациями и ассоциациями разработано и утверждено Министерством труда и социальной защиты 72 профессиональных стандарта, имеющих отношение к строительной отрасли (п. 41, 42, 34 раздела F «Строительство» по ОКВЭД). Данные профессиональные стандарты не охватывают все направления в строительной отрасли, но тем не менее создают основу для разработки

образовательных программа по повышению квалификации и, в том числе, образовательных программ в сфере высшего образования, т. е. происходит внедрение нового образовательного стандарта, основанного на реализации программ с учетом профессиональных стандартов.

Обобщенно схему влияния СРО строительной отрасли на региональную экономику можно представить следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема влияния СРО строительной отрасли на региональную экономику

Искусственно поддерживаемый дефицит на строительных рынках, неосведомленность потенциальных клиентов о существующих стандартах качества продукции, услуг и работ в строительной отрасли «консервируют» низкую производительность труда в строительном комплексе. Устаревшие технологии, несовершенная и требующая реорганизации система труда, невысокий уровень проработанности проектной документации и низкое качество строительных материалов, строительно-монтажных работ, несоблюдение требований охраны труда и высокая степень травматизма являются, с одной стороны, следствием низкого уровня инфраструктурного обеспечения процессов строительного производства, с другой - причиной, которая создает препятствия для организации современных ассоциаций передовых строительных предприятий, развития конкуренции в строительной отрасли, роста себестоимости продукции строительства [1].

Таким образом, формирование саморегулируемых организаций в регионе является основным фактором развития институциональной инфраструктуры строительного комплекса, что, как эффект домино, может способствовать устойчивому развитию других отраслей, непосредственно свя-

занных со строительной сферой, и регионов в целом [15].

Функционирование российских саморегулируемых организаций в своей перспективе должно быть направлено на обеспечение существующих общественных потребностей, создание возможностей дополнительного альтернативного способа предоставления экономических благ и услуг. Развитие саморегулируемых организаций не только в строительной отрасли, но и других отраслях способно повысить уровень конкуренции между различными секторами экономики, что может положительно сказаться на динамике внедрения и протекания инновационных процессов.

Развитие человеческого потенциала саморегулируемых организаций

Для каждого региона характерны свои проблемы, но их объединяет наиболее общая для всех -избыток специалистов старшего поколения и недостаток молодёжи. Исследуя институциональную инфраструктуру СРО и ее кадровый потенциал, особое внимание уделяется изучению использования информационных систем, позволяющих оказывать влияние на их развитие.

В рамках деятельности системы можно выделить несколько уровней управления:

1 уровень - управление непосредственно СРО;

2 уровень направлен на управление функционированием проектной организации;

3 уровень - это уровень, посвященный системе управления персоналом. Именно на данном уровне проявляется множество проблем, требующих качественно нового подхода. Одним из вариантов решений могут стать:

1. Возможности использования информационно-аналитических систем, позволяющих формировать «электронный паспорт» или портфолио отдельных сотрудников и предприятий, на основании чего появляется потенциал формирования кластеров высококлассных специалистов и организаций. Это дает возможность управлять его развитием, повышением квалификации по необходимым направлениям, присоединением различных групп специалистов на разных стадиях развития, что будет создавать и развивать кадровый потенциал членов СРО, получающих знания в рамках институциональной инфраструктуры, а именно на базе института повышения квалификации, переподготовки руководителей и специалистов проектно-строительного комплекса.

2. Создание «Школы молодых специалистов» на базе институциональной инфраструктуры СРО. Из-за того, что старшее поколение специалистов уходит из данного сектора и при этом наблюдается нехватка молодых специалистов, отрасль может оказаться в ситуации острого дефицита кадров, обладающих достаточным уровнем профессиональных знаний и квалификации. Необходимо на основе реального состояния проектно-строитель-ного комплекса объединить усилия по созданию кластера высокопрофессиональных специалистов за счет привлечения, с одной стороны, опытных специалистов для передачи знаний и умений, с другой стороны - молодых специалистов, желающих эти знания получить и реализовать на практике [7]. Крайне важным является выстраивание системы преемственности. Построение обратной связи как между персоналом и руководством компаний, так и вовлечение молодых сотрудников позволит получать дополнительную информацию об имеющихся

недостатках в действующей системе взаимоотношений внутри компании, выявлять слабые места в рабочем процессе, что позволит усовершенствовать деятельность предприятия, повысить эффективность функционирования [12].

Главная цель создания «Школы молодых специалистов» - это не передача теоретических знаний, которые специалист получает во время профильного обучения, а практико-ориентированный подход, позволяющий не учить «знанию», а учить «умению» проектировать. Проблема реализации заключается в понимании и заинтересованности самих членов СРО. Очень важна инициатива самих саморегулируемых организации в поддержании данного процесса, поскольку проблемы кадров, которые не проявились на данный момент, обязательно появятся в будущем, если не будет пересмотрен подход к формированию и развитию человеческих ресурсов [9].

Заключение

Анализ институциональной инфраструктуры саморегулируемых организаций позволяет выявить не только тесную взаимосвязь различных секторов экономики и отраслей, но и взаимозависимость при обеспечении экономического развития регионов. С четом того, что строительная отрасль обладает «опережающим эффектом» по отношению к другим отраслям в рамках экономического цикла, то постоянное развитие элементов институциональной инфраструктуры СРО (особенно тех, которые по основному виду деятельности относятся к смежным отраслям, например, образование) позволит ускорить процессы экономического роста и одновременно с этим получать информацию и данные, предупреждающие о возможной тенденции к спаду и отражающие специфику экономической ситуации конкретного региона.

Таким образом, постоянное совершенствование институциональной инфраструктуры, в первую очередь, в части образовательной и нормативной среды, будет способствовать более широкому и эффективному формированию и развитию института саморегулируемых организаций не только в строительной, но и других отраслей отечественной экономики, что позволит стимулировать социально-экономической рост региона.

Литература

1. Ворова Е. А. Управление развитием инфраструктуры строительного комплекса региона // Вестник СамГУПС. - 2010. - № 1. - С. 21-25.

2. Гапоненко Ю. В. Инновационные процессы в инфраструктурном обеспечении экономического роста региона // Вестник ВолГУ. Серия 10: Инновационная деятельность. - 2014. - № 1. - С. 6-10.

3. Герасимов А. А. Нормативно-правовые основы деятельности саморегулируемых организаций как субъектов гражданского права // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. - С. 77-81.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1. - Ст. 16.

5. Единая система аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса [Электрон-

ный ресурс]. - Режим доступа: http://nostroyatt.ru/start/#!start (дата обращения 06.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Конотопов А. И. Уровни осуществления пространственных инноваций // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 3 (22). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDF/61EVN314.pdf (дата обращения 06.03.2019).

7. Леонтьева Л. С., Конотопов А. И., Ильин А. Б. Управление пространственным инновациями: монография. - М.: Изд-во МИИГАиК, 2016. - 142 с.

8. Масюк Н. Н., Маркин Д. Н. Формирование и становление института саморегулирования предпринимательской деятельности в России // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 4 (52). - С. 147-149.

9. Московкин В. М., Сизьунго М. Динамика объектов российской региональной инновационной инфраструктуры // Научный результат. Серия «Экономические исследования». - 2015. - № 3. - С. 64-85.

10. Петров Д. А. Функции саморегулируемой организации // Вестник ВолГУ Серия 5: Юриспруденция. - 2015. - № 2. - С. 79-87.

11. Поддубная Д. А. Роль саморегулируемых организаций в государственном механизме управления // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1. - С. 124-126.

12. Проскурнова К. Ю., Акимова Ю. Н. Влияние кризисных ситуаций на развитие организационной культуры компании // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.science-education.ru/121-18528 (дата обращения 06.03.2019).

13. Сунгатуллина Л. А. Функции саморегулируемых организаций // Ученые записки Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - № 4. - С. 118-129.

14. Теребова С. В. Инновационная инфраструктура в регионе: проблемы и направления развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 6 (36). - С. 199-212.

15. Чекмачев И. Ю., Иода Е. В. Инжиниринговый центр как элемент инновационной инфраструктуры региона // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 9. - С. 84-95.

References

1. Vorova, E.A. (2010) [Managing the development of building complex infrastructure of the region]. Vestnik SamGUPS [Bulletin of SSTU]. Vol. 1, pp. 21-25. (In Russ.)

2. Gaponenko, Yu.V. (2014) [Innovative processes in the infrastructure of economic growth of the region]. VestnikVolGU. Ser. 10: Innovacionnaya deyatel'nost' [Bulletin of VolSU. Ser.10: Innovative activity]. Vol.1, pp.610. (In Russ.)

3. Gerasimov A.A. (2010) [Regulatory framework for the activities of self-regulatory organizations]. Biznes v zakone [Business in law]. Vol. 1, pp. 77-81. (In Russ.)

4. Russian Federation. Town Planning Code of the Russian Federation (2005). Collected Legislation of the Russian Federation (No. 1). (In Russ.)

5. Unified certification system for managers and building complex specialists. Available at: http://nostroyatt. ru/start/#!start (accessed 06.03.2019) (In Russ.)

6. Konotopov, A.I. (2014) [Spatial innovation implementation levels]. Internet-zhurnal «Naukovedenie» [Online-magazine "Science"]. Vol. 3 (22). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN314.pdf (accessed 06.03.2019) (In Russ.)

7. Leont'eva, L.S., Konotopov, A.I., Il'in, A.B. (2016) Upravlenie prostranstvennym innovaciyami [Spatial innovation management]. Moscow: Publishing House of Moscow State University of Geodesy and Cartography (MIIGAiK), 142 p. (In Russ.)

8. Masyuk, N.N., Markin, D.N. (2014) [Formation and formation of the institution of self-regulation of entrepreneurial activity in Russia]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of the modern economy]. Vol. 4 (52), pp. 147-149. (In Russ.)

9. Moskovkin, V.M., Ciz'ungo, M. (2015) [Dynamics of objects of the Russian regional innovation infrastructure]. Nauchnyj rezul'tat. Seriya «Ekonomicheskie issledovaniya» [Scientific result. Series "Economic Research"]. Vol. 3, pp. 64-85. (In Russ.)

10. Petrov, D.A. (2015) [Functions of the self-regulatory organization].Vestnik VolGU. Seriya 5: Yurisprudenciya [Bulletin of VolSU. Ser.5: Jurisprudence]. Vol. 2, pp. 79-87. (In Russ.)

11. Poddubnaya, D.A. (2015) [The role of self-regulatory organizations in state governance mechanism]. Vestnik ekonomiki, prava i sociologii [Bulletin of Economics, Law and Sociology]. Vol. 1, pp.124-126. (In Russ.)

12. Proskurnova, K.Yu., Akimova, Yu.N. (2015) [The impact of crisis situations on the development of company's organizational culture]. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. Vol. 1. Available at: www.science-education.ru/121-18528 (accessed 06.03.2019) (In Russ.)

13. Sungatullina, L.A. (2014) [Functions of self-regulatory organizations]. Uchenye zapiski Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki [Scientific notes Kazan. un-that. Ser. Humanity science]. Vol. 4, pp. 118-129. (In Russ.)

14. Terebova, S.V. (2014) [Innovative infrastructure in the region: problems and directions of development]. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognozi [Economic and social changes: facts, trends, forecast]. Vol. 6 (36), pp. 199-212. (In Russ.)

15. Chekmachev, I.Yu., Ioda, E.V. (2014) [Engineering center as an element of innovation infrastructure of the region]. Social'no-ehkonomicheskie yavleniya i processi [Socio-economic phenomena and processes]. Vol.9, pp. 84-95. (In Russ.)

Информация об авторах:

Елена Александровна Ворова, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, SPIN-код РИНЦ: 4693-2972, Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), Ярославль, Россия

e-mail: vorova@mail.ru

Ксения Юрьевна Проскурнова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, SPIN-код РИНЦ: 2742-9482, Ярославский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Ярославль, Россия e-mail: proskurnova@hotmail.com

Статья поступила в редакцию 25.03.2019; принята в печать 05.06.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors:

Elena Aleksandrovna Vorova, Candidate of Economical Sciences, Associated professor of department «Management», International Academy of Business and New Technologies (MUBiNT), SPIN-code RSCI: 46932972, Yaroslavl, Russia e-mail: vorova@mail.ru

Ksenia Yurievna Proskurnova, Candidate of Economical Sciences, Associated professor of department «Economy and Finance», Yaroslavl branch of The Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Financial University under the Government of the Russian Federation», SPIN-code RSCI: 27429482, Yaroslavl, Russia

e-mail: proskurnova@hotmail.com

The paper was submitted: 25.03.2019. Accepted for publication: 05.06.2019. The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.