Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРОТЕСТА ИНТЕРНЕТ-ЭПОХИ В СИСТЕМЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРОТЕСТА ИНТЕРНЕТ-ЭПОХИ В СИСТЕМЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
протест / Интернет / государство / национальная безопасность / права человека / protest / Internet / state / national security / human rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павел Николаевич Астапенко

Протест интернет-эпохи не отражает реальные запросы и недовольство населения, как в предыдущие эпохи. Право на протест активной частью избирателей понимается исключительно в революционнорадикальном аспекте и форме: ■ публичное требование (призывы) изменения политической ситуации (курса, режима) либо отмены состоявшегося решения органа государственной власти, результатов волеизъявления и т.п.; ■ коллективные публичные действия, направленные на побуждение властей к выполнению озвученных требований. Протест перестал быть исключительно событием физическим и национального масштаба. Участие в каждом протесте принимают граждане других государств, солидарные с протестующими. Интернет позволяет аккумулировать ресурсы недовольных граждан со всего мира и направить их в конкретную страну. Институциональная система уязвима перед подобной силой и возможностями. Конституционное законодательство демократических стран, включая Российскою Федерацию, нуждается в уточнении права на протест на конституционном уровне. Необходим базовый перечь протестных активностей, рассматриваемых как неконституционные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institutional nature of the protest of the Internet-era in the system of a democratic state

The protest of the Internet era does not reflect the real needs and discontent of the population, as in previous eras. An active part of voters understands the right to protest exclusively in a revolutionary-radical aspect and form: ■ a public demand (calls) for a change in the political situation (course, regime), or the cancellation of a decision by a public authority, the results of an expression of will, etc.; ■ collective public action aimed at encouraging the authorities to comply with the voiced requirements. The protest has ceased to be an exclusively physical and national event. Citizens of other states take part in each protest, in solidarity with the protesters. The Internet allows you to accumulate the resources of dissatisfied citizens from all over the world and direct them to a specific country. The institutional system is vulnerable to such power and opportunity. The constitutional legislation of democratic countries, including the Russian Federation, needs to clarify the right to protest at the constitutional level. A basic list of protest activities considered unconstitutional is needed.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРОТЕСТА ИНТЕРНЕТ-ЭПОХИ В СИСТЕМЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10510

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПРОТЕСТА ИНТЕРНЕТ-ЭПОХИ В СИСТЕМЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

Павел Николаевич АСТАПЕНКО, профессор кафедры конституционного и международного права Смоленского государственного университета, доктор юридических наук, доцент E-mail: as.pavel@list.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Протест интернет-эпохи не отражает реальные запросы и недовольство населения, как в предыдущие эпохи.

Право на протест активной частью избирателей понимается исключительно в революционно-радикальном аспекте и форме:

■ публичное требование (призывы) изменения политической ситуации (курса, режима) либо отмены состоявшегося решения органа государственной власти, результатов волеизъявления и т.п.;

■ коллективные публичные действия, направленные на побуждение властей к выполнению озвученных требований.

Протест перестал быть исключительно событием физическим и национального масштаба. Участие в каждом протесте принимают граждане других государств, солидарные с протестующими. Интернет позволяет аккумулировать ресурсы недовольных граждан со всего мира и направить их в конкретную страну. Институциональная система уязвима перед подобной силой и возможностями.

Конституционное законодательство демократических стран, включая Российскою Федерацию, нуждается в уточнении права на протест на конституционном уровне. Необходим базовый перечь протестных активностей, рассматриваемых как неконституционные.

Ключевые слова: протест, Интернет, государство, национальная безопасность, права человека.

Annotation. The protest of the Internet era does not reflect the real needs and discontent of the population, as in previous eras.

An active part of voters understands the right to protest exclusively in a revolutionary-radical aspect and form:

■ a public demand (calls) for a change in the political situation (course, regime), or the cancellation of a decision by a public authority, the results of an expression of will, etc.;

■ collective public action aimed at encouraging the authorities to comply with the voiced requirements.

The protest has ceased to be an exclusively physical and national event. Citizens of other states take

part in each protest, in solidarity with the protesters. The Internet allows you to accumulate the resources of dissatisfied citizens from all over the world and direct them to a specific country. The institutional system is vulnerable to such power and opportunity.

The constitutional legislation of democratic countries, including the Russian Federation, needs to clarify the right to protest at the constitutional level. A basic list of protest activities considered unconstitutional is needed.

Keywords: protest, Internet, state, national security, human rights.

Предметом исследования является определение сущностных особенностей протеста и протестных активностей1, имеющих место в системе демократического государства интернет-эпохи2.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Под интернет-эпохой понимается период в государственно-правовом развитии демократического государства, для которого характерно массовое распространение и внедрение интернет-сервисов, технологий в систему государ-

ственного управления и администрирования (90-е годы прошлого века).

Протест в системе демократического государства имеет две основных трактовки:

■ протест определяется как право на сопротивление, включая вооруженное противостояние и отстранение легальных властей;

■ протест — одна из форм выражения конституционных прав граждан, естественное и неотъемлемое право на выражение (индивидуальное или коллективное) несогласия с действиями и политикой властей.

Лидеры буржуазных революций Нового времени активно использовали право на сопротивление в качестве мобилизации сторонников и идеологического обоснования своих действий. В Декларации независимости США указано, что «в случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство ... когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа»3.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозглашает «сопротивление угнетению» «естественным и неотъемлемым правом человека»4.

Конституции, принятые после Второй мировой войны, рассматривают протест во втором значении.

Протест — конституционное право граждан, реализация которого обусловлена соблюдением ряда условий: оговоренные с властью сроки и место проведения, обеспечение общественного порядка и т.п.

Демократия — не только власть народа, но и еще процедура. Соблюдение процедур при реализации протестного права является универсальным требованием демократического государства. Есть исключения, как в Конституции ФРГ (ст. 20)5. Однако подобное можно объяснить особыми историческими факторами и условиями становления существующего демократического режима.

Международные акты в области права прав человека провозглашают народные суверенитет и приоритет прав и свобод человека. Право на сопротивление, если и имеет место, то исключительно в форме гипотетического допущения6.

Институционально-процедурные аспекты права на протест являются компромиссом, по-

зволяющим гражданам реализовывать естественное право (права), с одной стороны, а, с другой стороны, гарантируют безопасность протестующим и минимум неудобств для граждан, не участвующих в протесте.

Следует различать собственно протест — право и протестную активность — действия (акции) гражданина и граждан, связанные с реализацией протеста.

Протестная активность — неотъемлемый элемент протеста. Однако его не следует понимать как вторичный.

Протестная активность интернет-эпохи — перманентное состояние активного меньшинства7. Она имеет место даже тогда, когда нет протеста — публичной акции.

Гражданин получил возможность выражать протестную активность в альтернативном виртуальном пространстве.

События последнего десятилетия, начиная с так называемой «арабской весны» и заканчивая армянской революцией «Мой шаг», свидетельствуют, что природа протеста и механизм реализации данного права претерпевает существенные изменения. Протест перестает быть исключительно конституционным правом граждан, приобретая новое качество.

Протест как форма народовластия

Протест приобретает черты, которые позволяют говорить о нем как об одной из высших форм непосредственной демократии. В конституционном законодательстве любого государства предусмотрены митинги, шествия, пикетирование и другие формы активности граждан, которые можно отнести к протесту. Поэтому в трактовке протеста как формы народовластия нет ничего особенного, за исключением трех аспектов:

1) идеология чистого протеста — протест без четких целей и требований. Активное меньшинство рассматривает протест в качестве формы народовластия, имеющей преимущество перед выборами и референдумами. Протест понимается как безусловное и абсолютное право:

■ не ограниченное процедурами и институциональными механизмами,

■ требующее от политиков мгновенной реакции и исполнения заявленных требований.

Требования протестующих подвижны и максимально детерминированы сиюминутными событиями. Их исполнить трудно. Тем более доминирует желание протестовать и не соглашаться с легальной властью даже после удовлетворения значимых требований;

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

2) перманентная активность. Протестная активность до Интернета — разовые акции, продолжительность которых редко превышала световой день. Отдельные граждане могли протестовать неделями, вплоть до установки палаток. Подобное было исключительным и рассматривалось как индивидуальная акция конкретного гражданина.

В интернет-эпоху протестные акции приобретают длительный характер. Протестующие буквально оккупируют или захватывают центральные площади и улицы, правительственные задания и отказываются их покидать. Иногда даже в тех случаях, когда требования уже выполнены (Гонконг, 2019);

3) структуризация протестной активности. Реализация права на протест сопровождается созданием альтернативных общественных структур и появлением новых лидеров, позиционирующих себя как представителей всего населения.

Протест как публично-медийное событие

Протест — публично-медийное событие. Ключевым является не достижение заявленных требований, а привлечение общественного внимания и демонстрация доказательств «преступлений режима».

Публичная составляющая протеста — это общественная поддержка, оказываемая его участникам.

Медийная — известность, отражение протеста в СМИ и соцсетях (комментарии и количество созданных групп поддержки). Протест как событие возникает только тогда, когда получает медийное освещение.

В настоящее время нет ни одного протеста, который бы не освещался участниками в соцсе-тях, включая прямые трансляции.

Протест интернет-эпохи — это протест в прямом эфире. Средства массовой информации могут игнорировать протест, не упоминать или давать предвзятую информацию. Тем не менее информации о протесте будет чрезвычайно много. Практически каждый участник может транслировать события в прямом режиме. Достаточно иметь смартфон, страницу в соцсети и выход в Интернет.

Трудно выделить, что первично: публичная или медийная составляющая. Протест, который не освещается в соцсетях, никогда не получит должной общественной поддержки и освещения в СМИ. Однако чтобы это произошло, протест уже должен вызвать реакцию общества и иметь общественную поддержку.

Общественная поддержка в доинтернетную эпоху достигалась, во-первых, статусом инициатора протеста — профсоюзы, партии и другие общественные объединения, во-вторых, количеством участников протеста.

Статус инициатора позволял оценить возможности протестующих и серьезность их намерений. Численность членов общественного объединения была известна заранее, как и их действия в условиях протеста. Рост участвующих в протесте достигался в основном посредством поддержки заявленных требований со стороны других организационных участников.

В условиях Интернета названные факторы сохраняют актуальность. Однако их значение изменяется. Статус инициатора протеста имеет кратковременный эффект в основном на стадии подготовки. Количество участвующих приобрело критичное значение. Каждый участник имеет аккаунт в соцсетях. Он, как правило, освещает свое присутствие. Соответственно, чем больше участников, тем быстрее количество упоминаний и информации о протесте достигнет порогового значения, привлекая повышенное внимание других граждан и СМИ.

Протест перестал быть исключительно событием физическим и национального масштаба. Участие в каждом протесте принимают граждане других государств, солидарные с протестующими. Физические ограничения на участие максимального количества протестующих, обусловленные численностью населения той или иной страны, перестали быть доминантной. Публичный потенциал сторонников любого протеста теоретически глобален, т.е. безграничен.

Индекс протестной активности

Значение и масштаб протеста можно охарактеризовать посредством индекса медийности и публичности.

1. Локально-региональный. Протест, известность которого не выходит за границы муниципалитета или региона. Нет освещения в мейнст-римовских аккаунтах и глобальных СМИ.

2. Национальный. Протест, получивший известность и общественное внимание в масштабах всей страны. «Желтые жилеты» во Франции и его аналоги в других странах — типичный пример.

Имеет собственные упоминания (хештеги) и освещение в соцсетях, глобальных СМИ.

3. Континентальный. Скоординированная протестная активность в масштабах целого континента. Например, европейское детское движение против потепления климата.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Имеет активное продвижение в соцсетях, поддержку известных блогеров, а также собственные рубрики в глобальных СМИ.

4. Глобальный. Протестная активность, осуществляемая в масштабах всей планеты, как ни странно, но имеет меньшую публичность, чем континентальный протест. Объяснить подобное можно тем, что протестная активность имеет практически ежедневные проявления в различных странах. Нет новизны. Поэтому глобальный протест характеризуется циклами активности, приуроченными к памятным датам, знаковым событиям и т.п.

«Оккупируй Уолт Стрит», #МеТоо — классические примеры глобальной протестной активности.

В индексе прослеживаются несколько закономерностей.

Индекс может рассматриваться как единый, отражающий общий уровень медийности и публичности, так и по отдельности, характеризуя один из элементов. Однако привести пример протеста, имеющего национальный индекс публичности, но при этом локально-медийный, невозможно. Обратное явление становится все более распространенным: уровень известности и количества сообщений в соцсетях превышает уровень реальной общественной поддержки.

Подобный парадокс объясняется просто. Уровень публичной поддержки имеет физическое ограничение.

Участники протеста — граждане конкретной страны. Могут быть граждане-гастролеры, однако их количество в общей массе незначительно. Они, как правило, устраивают акции поддержки и солидарности в собственной стране, а не в стране протеста. Это не оказывает быстрого воздействия на публичность протеста в стране-инициаторе.

Индекс имеет поступательное и обратно поступательное развитие. Протест, за незначительным исключением, располагает трансформационным потенциалом роста: от локального до глобального. Каждый протест может стать глобальным, соответственно, изменив индекс.

Трансформация протеста не является поступательно-линейной. Протест, ставший глобальным, может снова вернуться на уровень локальной поддержки и известности. Рост протеста не гарантирует сохранения нового большего качества. «Желтые жилеты» начинали как региональное движение, быстро достигшее национального масштаба, однако затем количество участни-

ков стало уменьшаться, протест вновь вернулся на региональный уровень.

Уровень медийности и публичности — индивидуальные величины для каждого протеста. Правило «чем больше, тем масштабнее протест» не имеет прямой причинно-следственной зависимости. Количество важно, но гораздо важнее медийная и публичная поддержка протеста известными блогерами.

Информации о протестах чрезвычайно много. Она наслаивается и интерполируется. Медий-ность придает протесту качество, отсутствовавшее в доинтернетную эпоху. Протесту не обязательно быть успешным в плане достижения заявленных требований. Успешным будет признан любой протест, который останется в соцсетях.

Выводы и обобщения

Протест интернет-эпохи не отражает реальные запросы и недовольство населения, как в предыдущие эпохи.

Просматривается два глобальных изменения, характерных для большинства демократических государств.

Право на протест активной частью избирателей понимается исключительно в революционно-радикальном аспекте и форме:

■ публичное требование (призывы) изменения политической ситуации (курса, режима) либо отмены состоявшегося решения органа государственной власти, результатов волеизъявления и т.п.;

■ коллективные публичные действия, направленные на побуждение властей к выполнению озвученных требований.

Публично-медийная составляющая позволяет трансформировать любое бытовое недовольство в явление, создающее угрозы национальной безопасности и существованию легальной политической системы.

Интернет позволяет аккумулировать ресурсы недовольных граждан со всего мира и направить их в конкретную страну. Институциональная система, даже сверхдержав, уязвима перед подобной силой и возможностями. Конституционное законодательство демократических стран, включая Российскою Федерацию, нуждается в уточнении права на протест на конституционном уровне. Необходим базовый перечь протес-тных активностей, рассматриваемых как неконституционные.

Поправки в Конституцию России 2020 г. провозгласили неконституционными призывы и

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

действия, направленные на отчуждение части территории страны. Целесообразно использовать данный подход, дав исчерпывающий перечень подобных действий, имеющих форму протестной активности, закрепив в отдельном федеральном конституционном законе.

1 Выводы и обобщения, представленные в публикации, являются результатом анализа успешных (требования протестующих удовлетворены полностью или частично; протест привел к отставке высших должностных лиц) протестов, состоявшихся в период с 2011-го по 2019 г.

2 Демократическое государство рассматривается в качестве собирательного понятия, под которым понимается форма организации и осуществления публичной власти, для которой характерно:

1) признание прав и свобод в качестве высшей ценности и обязанности государства;

2) народный суверенитет — признание граждан единственным источником власти в государстве;

3) народное представительство;

4) система публичных легальных процедур.

3 Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / Под ред. О.А. Жидкова. М.: Прогресс: Универс, 1993.

4 Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2006.

5 «1) Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2) Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия.

(3) Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом.

(4) Если иные средства не могут быть использованы, все немцы имеют право на сопротивление любому, кто предпринимает попытку устранить этот строй». (См.: Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2006)

6 Например, Всеобщая декларация прав человека: «принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения» (Преамбула) // https://www.un.org/ru/ доситеПз/дес1_сопу/дес1агаиош/десШг^Мт1

7 Граждане, имеющие электоральную поддержку, являющуюся недостаточной для делегирования представителей в органы власти; по этой причине, как правило, игнорирующие выборы.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Международное право

Схемы и определения

Ю.А. Цветков

Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.

ISBN 978-5-238-03325-9

В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.

Для студентов юридических вузов.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.