Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ РОССИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Терешко Е.К.

Цифровизация строительной отрасли является актуальным направлением развития в современных условиях информационных технологий и цифровой экономики. Она представляет собой процесс внедрения цифровых технологий и инструментов во все этапы жизненного цикла строительства, начиная от проектирования и заканчивая эксплуатацией объекта. Целью исследования является анализ институциональной основы развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России и выявление факторов, ограничивающих его развитие. В исследовании отражены аспекты положительного опыта внедрения цифровых технологий в зарубежных странах, а также проанализирована институциональная среда обеспечивающая развитие цифровых технологий строительной отрасли в регионах России в настоящий момент. Выявлены факторы, ограничивающие развитие цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России. К ним относятся ограниченный доступ к цифровым технологиям, недостаточная институциональная среда в части требований к наполнению и ПО при формировании цифровой модели объекта, отсутствие единой информационной платформы для обмена данными и другие. На основе полученных результатов были предложены рекомендации по улучшению институциональной основы развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России. Сформирована схема институционального развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России. Результаты данного исследования позволяют лучше понять институциональную основу развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России, что может способствовать более эффективному использованию цифровых технологий в отрасли и повышению конкурентоспособности строительного комплекса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL POTENTIAL OF THE CONSTRUCTION COMPLEX IN THE REGIONS OF RUSSIA

Digitalization of the construction industry is an urgent direction of development in modern conditions of information technology and digital economy. It represents the process of introducing digital technologies and tools into all stages of the construction life cycle, starting from design and ending with the operation of the facility. The purpose of the study is to analyze the institutional basis for the development of the digital potential of the construction complex in the regions of Russia and identify the factors limiting its development. The study reflects aspects of the positive experience of the introduction of digital technologies in foreign countries, as well as analyzes the institutional environment that ensures the development of digital technologies in the construction industry in the regions of Russia at the moment. The factors limiting the development of the digital potential of the construction complex in the regions of Russia have been identified. These include limited access to digital technologies, insufficient institutional environment in terms of requirements for content and software when forming a digital model of an object, the lack of a unified information platform for data exchange, and others. Based on the results obtained, recommendations were proposed to improve the institutional framework for the development of the digital potential of the construction complex in the regions of Russia. A scheme of institutional development of the digital potential of the construction complex in the regions of Russia has been formed. The results of this study allow us to better understand the institutional basis for the development of the digital potential of the construction complex in the regions of Russia, which can contribute to more efficient use of digital technologies in the industry and increase the competitiveness of the construction complex as a whole.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ РОССИИ»

Институциональная основа развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России_

Терешко Екатерина Кирилловна

аспирант, ассистент Высшей инженерно-экономической школы, Институт промышленного менеджмента экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, ektereshko@mail.ru

Цифровизация строительной отрасли является актуальным направлением развития в современных условиях информационных технологий и цифровой экономики. Она представляет собой процесс внедрения цифровых технологий и инструментов во все этапы жизненного цикла строительства, начиная от проектирования и заканчивая эксплуатацией объекта. Целью исследования является анализ институциональной основы развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России и выявление факторов, ограничивающих его развитие. В исследовании отражены аспекты положительного опыта внедрения цифровых технологий в зарубежных странах, а также проанализирована институциональная среда обеспечивающая развитие цифровых технологий строительной отрасли в регионах России в настоящий момент. Выявлены факторы, ограничивающие развитие цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России. К ним относятся ограниченный доступ к цифровым технологиям, недостаточная институциональная среда в части требований к наполнению и ПО при формировании цифровой модели объекта, отсутствие единой информационной платформы для обмена данными и другие. На основе полученных результатов были предложены рекомендации по улучшению институциональной основы развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России. Сформирована схема институционального развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России. Результаты данного исследования позволяют лучше понять институциональную основу развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России, что может способствовать более эффективному использованию цифровых технологий в отрасли и повышению конкурентоспособности строительного комплекса в целом. Ключевые слова: цифровизация, цифровой потенциал, строительная отрасль, строительный комплекс, институциональное развитие.

(0 сч о сч

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01206, https://rscf.ru/project/23-28-01206/

Одной из основных целей цифровизации строительной отрасли является повышение ее эффективности и конкурентоспособности. Цифровые технологии позволяют автоматизировать и оптимизировать процессы проектирования, планирования и управления строительным производством, что приводит к сокращению времени и затрат на выполнение работ, а также повышению качества и безопасности строительных объектов. В том числе, отраслевая цифровизация позволяет обеспечить развитие муниципалитетов и регионов посредством интеграции в систему умного города [1]. Для планомерного развития цифровых технологий строительной отрасли внутри муниципалитета необходимо, чтобы была обеспечена благоприятная институциональная среда, следовательно, необходимо проанализировать систему норм, правил и институтов, которые регулируют и организуют деятельность отрасли [2]. В связи с чем, целью исследования является анализ институциональной основы развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России и выявление факторов, ограничивающих его развитие. В соответствии с целью исследования, необходимо: 1) проанализировать опыт других стран в области цифровизации строительной отрасли; 2) изучить существующие нормативные акты и институты, регулирующие деятельность строительного комплекса на территории Российской Федерации; 3) выявить факторы, ограничивающие развитие цифрового потенциала в отрасли; 4) сформировать институциональную схему развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах РФ. Методологической базой исследования выступают методы анализа и синтеза информации.

Рассмотрим существующие мировые тренды цифровизации строительной отрасли. Государства, лидирующие в сфере внедрения BIM-технологий, как правило, высокоразвитые технологические государства, открытые к инновациям, с большим опытом внедрения цифровых решений в другие отрасли и имеющие развитые информационно-коммуникационные технологии. По данным исследования [3], наиболее подготовленными сегодня странами к повсеместному внедрению BIM-технологий в отрасль являются США, Великобритания, Дания, Германия, Нидерланды и Сингапур. В данных странах проводятся государственные инициативы, направленные на поддержку и внедрение BIM-технологий. Эти программы включают в себя разработку национальных стандартов, протоколов, руководящих документов и методических рекомендаций. Кроме того, осуществляется создание и реализация пилотных проектов, а также формирование соответствующих фондов и инициатив, способствующих развитию цифрового потенциала в строительной отрасли [4].

Среди крупных стран, Великобритания достигла наибольших успехов в переводе своей проектно-строительной отрасли на технологию информационного моделирования заданий и сооружений. В Великобритании достигнуты значительные успехи в переводе проектно-строительной отрасли на BIM-технологии благодаря хорошо продуманной и целенаправленной государственной политике, а также высокой готовности строительного сектора к принятию новых технологий [5].

В стратегиях разных государств по стимулированию использования BIM-технологий в строительной отрасли присутствует значительное разнообразие [6]. Как правило, на выбор стратегии существенное влияние оказывают локальные особенности: уровень дохода населения, развитие информационных технологий, особенности климата, рельефа, исторического наследия и т.д. Однако, как показывает данный анализ, основную роль в цифровизации строительной отрасли в стране все же играет именно государственная инициатива и поддержка.

Помимо стран-лидеров, среди наиболее значимых проектов мирового уровня следует отметить проект Building 4.0 CRC — отраслевую исследовательскую инициативу, софинансируемую правительством Австралии. Целью данного проекта является развитие конкурентоспособного на международном уровне, динамичного и процветающего передового производственного сектора Австралии, способного к созданию более качественных зданий с меньшими затратами [7].

В специализированном сборнике исследований в области архитектуры и гражданского строительства [8] итальянские ученые представляют структурированное видение перспектив цифровизации строительной отрасли Италии с учетом локальных особенностей. Так, авторы показывают, что инновации внедряются неравномерно по мере того, как различные исследования стимулируют друг друга, отдельно подчеркивая необходимость междисциплинарных теоретических и прикладных исследований для развития области.

Интересен также опыт внедрения BIM-техноло-гий в развивающихся странах. Так, авторы исследования [9] рассматривают потенциал внедрения BIM в Северной Македонии. По результатам анализа зарубежного опыта и опроса местных профессионалов, авторы определяют препятствия для успешного внедрения BIM и предлагают набор мер по их преодолению, что позволяет сформировать национальную дорожную карту внедрения BIM.

Похожие исследования проводятся в Китае [10], Швейцарии [11], Чехии [12], Нигерии [13], Малайзии [14] и многих других странах. Это показывает, что тренд цифровизации процессов планирования, проектирования, строительства, управления и трансформации застроенной среды повсеместен и охватывает страны с самым разным уровнем ВВП, технологического развития и политического строя. Создание соответствующих государственных структур, модернизация правовой системы, а также привлечение ведущих экспертов индустрии к созданию от-

раслевых стандартов являются первоосновой цифровой трансформации процессов проектирования жилых зданий на уровне государства. Взаимодополняющие государственные инициативы играют ключевую роль в данном процессе. Кроме того, нельзя недооценивать маркетинговые аспекты внедрения BIM-технологий на уровне компаний-застройщиков [3].

В Российской Федерации действует план поэтапного внедрения BIM-технологий - Постановление №331 «Об установлении случаев, при которых застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства» [15] (постановление вступило в силу в 2021г., ежегодно вносятся правки и дополнения, последняя редакция будет действовать до 1 сентября 2029 года) [16]. С 1 января 2022 года на территории РФ BIM-модели являются неотъемлемой частью при заключении госконтрактов (финансирование за счет средств бюджетов РФ) на возведение объектов капитального строительства [17]. Отметим, что в рамках внесенных правок от 20.12.2022г. в Постановление №331 с 1 июля 2024 г. «применение технологий информационного моделирования станет обязательным для застройщиков, осуществляющих деятельность» [18] в рамках Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [19]. С 2022 года действует технический комитет (ТК) «Информационное моделирование» [20]. Активно внедряются стандарты на уровне государственного регулирования:

- СП 333.1325800.2020 (ранняя редакция СП 333.1325800.2017) «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» (введен 01.07.2021).

- СП 328.1325800.2020 (ранняя редакция СП 328.1325800.2017) «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели» (введен 01.07.2021).

- СП 301.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами» (введен 02.03.2018).

- СП 331.1325800.2017«Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах» (введен 19.03.2018).

При этом использование BIM-технологий регулируется следующими нормативными актами:

- ГОСТ Р 57310-2016 «Руководство по доставке информации. Методология и формат» (введен 01.07.2017), создан на основе ИСО 29481-1:2010.

- ГОСТ Р ИСО 12006-2-2017 «Основы классификации информации» ^Шу 01.10.2017).

О *

О X

о

S

S *

и

с т ■и о s т о а г

о т

09 8)

3

сч о сч

- ГОСТ Р ИСО 22263-2017 «Структура управления проектной информацией» (введен 01.10.2017).

- ГОСТ Р ИСО 12006-3-2017 «Основы обмена объектно-ориентированной информацией» (введен 01.10.2017).

- ГОСТ Р 57309-2016 «Руководящие принципы по библиотекам знаний и библиотекам объектов» (введен 01.07.2017) на основе ИСО 16354:2013.

- ГОСТ Р 57311-2016 «Требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства» (введен 01.07.2017).

- ГОСТ Р 57563-2017 «Основные положения по разработке стандартов информационного моделирования зданий и сооружений» (введен 01.10.2017) на основе ИСО 12911:2012.

На стадии разработки находится ГОСТ Р 10.00.0007-202Х (проект, первая редакция) «Единая система информационного моделирования. Основные положения по разработке стандартов информационного моделирования зданий и сооружений».

В рамках изменений, внесенных в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации установлена возможность использования региональной нормативной базы. Утвержден глоссарий технологии информационного моделирования (ТИМ), содержащий классификатор строительной информации, который размещен на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, на сайте также доступны ряд XML-схем. [21].

Таким образом, регламентирование использования BIM-технологий в задачах проектирования и строительства свидетельствует о двусторонней мотивации перехода на BIM, как со стороны бизнеса, так и со стороны государственных экспертиз, в т.ч. на региональном уровне при развитии цифрового потенциала строительного комплекса региона.

Рассматривая вопрос регулирования, стимулирования и реализации инновационной деятельности, а также процессов цифровизации на территориях регионов РФ стоит отметить, что он подкрепляется нормативными документами национального уровня - Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы [22] и Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [23]. Также действует Указ Президента РФ О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [24] согласно которому выявлены приоритеты и перспективы развития коррелирующие с развитием цифрового потенциала строительного комплекса региона, а именно: «а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта; ж) возможность эффективного ответа российского общества на

большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.» [24].

Можно выявить ряд факторов, ограничивающих развитие цифрового потенциала строительного комплекса, а именно:

1. Недостаток информационной культуры и осведомленности в отрасли. Многие участники строительного комплекса могут быть недостаточно знакомы с возможностями использования цифровых технологий в своей работе.

2. Отсутствие единых стандартов и нормативных актов, регулирующих использование цифровых технологий в строительстве, особенно при создании цифровых моделей зданий, которые постепенно становятся обязательными при прохождении экспертизы и получении разрешения на строительство. Необходимо сформировать единый свод правил по созданию цифровых моделей, с предъявляемыми требованиями к их наполнению, а также с указанием ПО. Важным является и обоснование того, как между собой должны быть взаимосвязаны разделы проектирования [25, 26], а также полнота наполнения информационной модели.

3. Высокая стоимость внедрения и обновления цифровых технологий. Внедрение новых систем и программ может требовать значительных финансовых затрат, особенно для малых и средних предприятий.

4. Недостаток квалифицированных специалистов, способных эффективно работать с цифровыми технологиями. Необходимо проводить постоянное обучение персонала и привлекать специалистов с соответствующими навыками и квалификацией.

5. Ограниченная доступность высокоскоростного интернета и недостаточная развитость информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в регионах. Данный фактор может препятствовать эффективной работе с цифровыми технологиями и использованию онлайн-сервисов.

6. Сложные процедуры и требования при внедрении новых технологий могут замедлять процесс и создавать дополнительные сложности для участников строительного комплекса.

7. Недостаток взаимодействия и сотрудничества между различными участниками строительного комплекса. Отсутствие эффективных механизмов обмена информацией и сотрудничества может затруднять использование цифровых технологий для улучшения процессов и результатов строительства.

В связи с чем, вопрос развития строительного комплекса РФ в условиях цифровизации экономики необходимо решать посредством формирования взаимосвязанных структур управления, направленных на целостное развитие цифрового потенциала строительного комплекса через призму отдельных субъектов федерации. Представляется целесообразным формирование комплекса мер, способствующих развитию строительного комплекса в регио-

нах РФ через осуществление регулирующих механизмов посредством взаимосвязанной деятельности представителей региональной власти, бизнес структур и местного населения. Деятельность действующих лиц должна быть скоординирована и направлена на развитие и реализацию цифрового потенциала внутри субъекта федерации. Драйвером цифрового развития внутри регионов следует принять строительную отрасль, посредством развития цифрового потенциала строительного комплекса конкретного региона. В связи с чем, органы региональной власти при реализации проекта развития цифрового потенциала региона со стороны строительного комплекса там, должны принимать во внимание нормативно-законодательные документы федерального уровня, а именно: Стратегию социально-экономического развития РФ, Стратегию развития информационного общества РФ, Стратегию научно-технологического развития РФ, Стратегию развития строительной отрасли РФ, а также перечень программ и проектов, нацеленных на развитие инновационного и цифрового потенциала отраслей и комплексов РФ, в т.ч. строительного комплекса. Также, для реализации регионального проекта развития цифрового потенциала строительного комплекса необходимо действие таких документов, как:

1. Стратегии социально-экономического развития региона. Данный документ должен отражать планомерное развитие субъекта федерации с выделением приоритетных зон и программ их развития.

2. Стратегии развития строительного комплекса региона. Документ должен разрабатываться в соответствии с особенностями территорий отражая перечень мер необходимых для развития строительного комплекса. Стратегия должны быть составной частью стратегии социально-экономического развития региона, а также взаимосвязанной со стратегией развития цифрового потенциала строительного комплекса региона. Целесообразно проводить стратегическую инициативу по блокам «Обучение, развитие и инновации», «Промышленность и предпринимательство», «Общество и рынок», «Финансы региона» [27].

3. Стратегии развития цифрового потенциала строительного комплекса региона. Документ должен разрабатываться в соответствии с: 1) уровнем развития человеческого капитала, который заключается в наборе необходимых знаний и умений для реализации проектов развития строительного комплекса субъекта, а также научно-технологической базой; 2) базой информационно-коммуникационных технологий, которые уже есть в регионе и могут обеспечивать процесс цифрового развития строительного комплекса там; 3) базой инновационного развития отрасли, которая позволит осуществить переход к осуществлению взаимосвязанных цифровых процессов внутри строительного комплекса региона. Стратегия должны быть составной частью стратегии социально-экономического развития региона, а также взаимосвязанной со стратегией развития строительного комплекса региона. Стратегическую инициативу также целесообразно проводить

по блокам «Обучение, развитие и инновации», «Промышленность и предпринимательство», «Общество и рынок», «Финансы региона».

При действии выявленных нормативно-законодательных документов регионального уровня станет возможным развитие региональной инновационной системы (РИС) с выделенным главным фактором ее развития - цифровизацией строительного комплекса. Следовательно, характерные особенности развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах РФ представим в виде схемы на рис. 1.

Рисунок 1. Институциональная схема развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах РФ

Построенная схема наглядно характеризует развитие того или иного региона РФ в контексте развития цифрового потенциала строительного комплекса там. При реализации данного подхода в прочих отраслях народного хозяйства ожидается ускоренное развитие, т.к. строительная отрасль выступает горизонтальной структурой.

Результаты данного исследования позволяют лучше понять институциональную основу развития цифрового потенциала строительного комплекса в регионах России в соответствии с проведенным анализом, а предложенная институциональная схема наглядно отражает перечень документов к разработке и внедрению, а также их взаимосвязь с уже разработанными и внедренными документами.

Литература

1. Tereshko E., Rudskaya I. A Systematic Approach to the Management of a Construction Complex under the Conditions of Digitalization //International Journal of Technology. - 2021. - Т. 12. - №. 7. - С. 1437-1447.

2. Мезенин В. Г., Кудряшова В. В. Цифровизация экономики: стратегия, масштабы и институциональная среда //Вестник екатерининского института. -2018. - №. 1. - С. 19-29.

3. Федоров А. А. Анализ стратегий внедрения информационного моделирования в лидирующих

О х о

Z

о г s

а

с т ■и о s т о а

Г

о т

го а

странах //Инженерный вестник Дона. - 2019. - №. 4 (55). - С. 21.

4. Explaining the levels of BIM. BIMPLUS. URL: bimplus.co.uk/analysis/explaining-levels-bim (дата обращения 19.05.2023).

5. Талапов В. В. Анализ опыта внедрения информационного моделирования в Великобритании //Ба-ландинские чтения. - 2019. - Т. 14. - №. 1. - С. 8993.

6. Федоров А. А., Петров К. С. Анализ стратегий внедрения BIM в странах-лидерах //Актуальные проблемы науки и техники. 2019. - 2019. - С. 344-345.

7. Building 4.0 CRC. URL: https://building4pointzero.org/ (дата обращения 19.05.2023).

8. Brumana R. et al. Survey and scan to BIM model for the knowledge of built heritage and the management of conservation activities //Digital Transformation of the Design, Construction and Management Processes of the Built Environment; Daniotti, B., Gianinetto, M., Della Torre, S., Eds. - 2020. - С. 391-400.

9. Stojanovska-Georgievska, L.; Sandeva, I.; Krleski, A.; Spasevska, H.; Ginovska, M.; Panchevski, I.; Ivanov, R. Perez Arnal, I.; Cerovsek, T.; Funtik, T. BIM in the Center of Digital Transformation of the Construction Sector—The Status of BIM Adoption in North Macedonia. Buildings 2022, 12, 218. https:// doi.org/10.3390/buildings12020218 (дата обращения 15.05.2023).

10. Zheng Y., Tang L. C. M., Chau K. W. Analysis of Improvement of BIM-Based Digitalization in Engineering, Procurement, and Construction (EPC) Projects in China //Applied Sciences. - 2021. - Т. 11. -№. 24. - С. 11895.

11. Naneva A. et al. Integrated BIM-based LCA for the entire building process using an existing structure for cost estimation in the Swiss context //Sustainability. - 2020. - Т. 12. - №. 9. - С. 3748.

12. Pruskova K. Beginning of real wide us of BIM technology in Czech Republic //IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - IOP Publishing, 2019. - Т. 471. - №. 10. - С. 102010.

13. Olanrewaju O. I. et al. Drivers for implementation of building information modeling (BIM) within the Nigerian construction industry //Journal of Financial Management of Property and Construction. - 2021.

14. Zulkefli N. S., Mohd-Rahim F. A., Zainon N. Integrating building information modelling (Bim) and sustainability to greening existing building: Potentials in malaysian construction industry //International Journal of Sustainable Construction Engineering and Technology. - 2020. - Т. 11. - №. 3. - С. 76-83.

15. Постановление Правительства РФ от 05.03.2021 №331.

16. Дополнение в Постановлении Правительства РФ от 05.03.2021 №331 (ред. от 20.12.2022).

17. Минстрой России. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 №

п 331.

g 18. Постановление Правительства РФ от

N 20.12.2022 №2357.

f4 19. Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ

2 (ред. от 28.12.2022).

20. Минстрой России. Новости. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/sostoyalos-pervoe-zasedanie-tekhnicheskogo-komiteta-tk-505-informatsionnoe-modelirovanie/ (дата обращения 17.05.2023).

21. Письмо Минстроя России от 17.04.2023 №10629-0Г/14.

22. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203

23. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7

24. Указ Президента Российской Федерации О Стратегии научно-технологического развития РФ (с изменениями на 15.03.2021). URL: https://docs.cntd.ru/document/420384257 (дата обращения 17.05.2023).

25. Терешко Е. К., Рудская И. А. Цифровой потенциал строительного комплекса: понятие, сущность и проблемы развития //n-Economy. - 2020. - Т. 13. -№. 3. - С. 27-40.

26. Колчин В. Н. Применение BIM-технологий в строительстве и проектировании //Инновации и инвестиции. - 2019. - №. 2. - С. 209-214.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Kozlov A., Gutman S., Tereshko E. Analysis of the Industry and Entrepreneurship component of the Murmansk region construction complex strategic chart. E3S Web of Conferences, 91, 05011 (2019).

Institutional basis for the development of the digital potential of the

construction complex in the regions of Russia Tereshko E.K.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Digitalization of the construction industry is an urgent direction of development in modern conditions of information technology and digital economy. It represents the process of introducing digital technologies and tools into all stages of the construction life cycle, starting from design and ending with the operation of the facility. The purpose of the study is to analyze the institutional basis for the development of the digital potential of the construction complex in the regions of Russia and identify the factors limiting its development. The study reflects aspects of the positive experience of the introduction of digital technologies in foreign countries, as well as analyzes the institutional environment that ensures the development of digital technologies in the construction industry in the regions of Russia at the moment. The factors limiting the development of the digital potential of the construction complex in the regions of Russia have been identified. These include limited access to digital technologies, insufficient institutional environment in terms of requirements for content and software when forming a digital model of an object, the lack of a unified information platform for data exchange, and others. Based on the results obtained, recommendations were proposed to improve the institutional framework for the development of the digital potential of the construction complex in the regions of Russia. A scheme of institutional development of the digital potential of the construction complex in the regions of Russia has been formed. The results of this study allow us to better understand the institutional basis for the development of the digital potential of the construction complex in the regions of Russia, which can contribute to more efficient use of digital technologies in the industry and increase the competitiveness of the construction complex as a whole. Keywords: digitalization, digital potential, construction industry, construction

complex, institutional development. References

1. Tereshko E., Rudskaya I. A Systematic Approach to the Management of a

Construction Complex under the Conditions of Digitalization //International Journal of Technology. - 2021. - Т. 12. - №. 7. - С. 1437-1447.

2. Mezenin V. G., Kudryashova V. V. Digitalization of the economy: strategy,

scale and institutional environment //Bulletin of the Catherine Institute. -2018. - No. 1. - pp. 19-29.

3. Fedorov A. A. Analysis of information modeling implementation strategies in

leading countries //Engineering Bulletin of the Don. - 2019. - №. 4 (55). -P. 21.

4. Explaining the levels of BIM. BIMPLUS. URL: bimplus.co.uk/analysis/explaining-levels-bim (дата обращения 19.05.2023).

5. Talapov V. V. Analysis of the experience of implementing information

modeling in the UK //Balandinsky readings. - 2019. - Vol. 14. - No. 1. -pp. 89-93.

6. Fedorov A. A., Petrov K. S. Analysis of BIM implementation strategies in

leading countries //Actual problems of science and technology. 2019. -

2019. - pp. 344-345.

7. Building 4.0 CRC. URL: https://building4pointzero.org/ (дата обращения

19.05.2023).

8. Brumana R. et al. Survey and scan to BIM model for the knowledge of built

heritage and the management of conservation activities //Digital Transformation of the Design, Construction and Management Processes of the Built Environment; Daniotti, B., Gianinetto, M., Della Torre, S., Eds. -

2020. - С. 391-400.

9. Stojanovska-Georgievska, L.; Sandeva, I.; Krleski, A.; Spasevska, H.;

Ginovska, M.; Panchevski, I.; Ivanov, R. Perez Arnal, I.; Cerovsek, T.; Funtik, T. BIM in the Center of Digital Transformation of the Construction Sector—The Status of BIM Adoption in North Macedonia. Buildings 2022, 12, 218. https:// doi.org/10.3390/buildings12020218 (дата обращения 15.05.2023).

10. Zheng Y., Tang L. C. M., Chau K. W. Analysis of Improvement of BIM-Based

Digitalization in Engineering, Procurement, and Construction (EPC) Projects in China //Applied Sciences. - 2021. - Т. 11. - №. 24. - С. 11895.

11. Naneva A. et al. Integrated BIM-based LCA for the entire building process using an existing structure for cost estimation in the Swiss context //Sustainability. - 2020. - Т. 12. - №. 9. - С. 3748.

12. Pruskova K. Beginning of real wide us of BIM technology in Czech Republic //IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - IOP Publishing, 2019. - Т. 471. - №. 10. - С. 102010.

13. Olanrewaju O. I. et al. Drivers for implementation of building information modeling (BIM) within the Nigerian construction industry //Journal of Financial Management of Property and Construction. - 2021.

14. Zulkefli N. S., Mohd-Rahim F. A., Zainon N. Integrating building information

modelling (Bim) and sustainability to greening existing building: Potentials in malaysian construction industry //International Journal of Sustainable Construction Engineering and Technology. - 2020. - Т. 11. - №. 3. - С. 76-83.

15. Decree of the Government of the Russian Federation No. 331 dated

05.03.2021.

16. Supplement in the Decree of the Government of the Russian Federation dated 05.03.2021 No. 331 (ed. dated 20.12.2022).

17. The Ministry of Construction of Russia. Resolution of the Government of the

Russian Federation No. 331 dated 05.03.2021.

18. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2357 dated

20.12.2022.

19. Federal Law No. 214-FL of 30.12.2004 (as amended on 28.12.2022).

20. The Ministry of Construction of Russia. News. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/sostoyalos-pervoe-zasedanie-tekhnicheskogo-komiteta-tk-505-informatsionnoe-modelirovanie / (accessed 17.05.2023).

21. Letter of the Ministry of Construction of Russia dated 17.04.2023 No. 10629-

OG/14.

22. Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030", approved by Presidential Decree No. 203 of May 9, 2017

23. Passport of the national project "National Program "Digital Economy of the Russian Federation" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 7 dated 04.06.2019

24. Decree of the President of the Russian Federation On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation (as amended on 03/15/2021). URL: https://docs.cntd.ru/document/420384257 (accessed 17.05.2023).

25. Tereshko E. K., Rudskaya I. A. Digital potential of the construction complex:

concept, essence and problems of development //n-Economy.- 2020. -Vol. 13. - No. 3. - pp. 27-40.

26. Kolchin V. N. Application of BIM technologies in construction and design //Innovation and investment. - 2019. - No. 2. - pp. 209-214.

27. Kozlov A., Gutman S., Tereshko E. Analysis of the Industry and Entrepreneurship component of the Murmansk region construction complex strategic chart. E3S Web of Conferences, 91, 05011 (2019).

О *

о

X

о

3

s *

ai

с т ■и о s т о а г

о т

09 8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.