Институциональная модель государственного регулирования социальной ответственности бизнеса The institutional model of state regulation of social responsibility of business
Попова Екатерина Владимировна аспирант, кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Сургутский государственный университет ХМАО-Югры
k121time@yandex.ru
Аннотация: в статье предложена институциональная модель государственного регулирования социальной ответственности бизнеса.
Annotation: in the article proposed institutional model of state regulation of social responsibility of business.
Ключевые слова: социальная ответственность, институциональная модель, региональная социальная политика.
Keywords: socialresponsibility,the institutional model, regional social policy.
В настоящее время обеспечение социально-экономического развития страны диктует повышенные требования к системе ее базовых институтов. К числу институтов, которые должны выйти на более высокий уровень развития, решать новые задачи и опираться на более зрелое нормативно-правовое обеспечение, относится взаимодействие государства и бизнеса. Подобное взаимодействие, встраиваясь в стратегии развития субъектов федерации, в использование программно-целевых методов управления, способно содействовать решению многих экономических, социальных и иных задач регионального звена российской экономики[5].
По мнению Е.В. Бобровой, региональная власть на сегодняшний день не
может справиться с масштабными задачами в социальной сфере, которые помогают развитию рыночных отношений.Таким образом, власть стремится привлечь к реализации социальной политики крупные российские компании, средний и малый бизнес. Происходит это как через схему уплаты налогов, так и путем привлечения к корпоративной ответственности и благотворительности, которая является добровольным участием компаний в развитии территорий, выходящее за рамки, установленные законом [1].
Как отмечает Е.Д. Разгулина, нынешний курс на децентрализацию управления и перераспределение полномочий еще более подчеркивает важность развития взаимодействия власти и бизнес-структур на субфедеральном уровне [5].
Среди факторов, препятствующих развитию партнерских отношений, самыми значительными, по мнению Е.Д. Разгулиной, являются бюрократизм управленческих структур и недостаток бюджетных средств для финансирования совместных проектов. Следует подчеркнуть, что острой проблемой Е.Д. Разгулина считает слабую вовлеченность органов власти, а также трудности принятия компромиссных решений [5].
Мнение автора совпадает с мнением Е.Д. Разгулиной, что применение механизма взаимодействия региональной власти и бизнес структур при реализации социальной политики способно обеспечить, прежде всего, возможность осуществления общественно значимых проектов, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования, повысить эффективность проектов за счет участия в них частного капитала
[5].
В настоящем исследовании, согласно данным И.С. Галиевой определениям:
- под регионом будет пониматься органическая часть общества и особая интегральная относительно автономная социально-территориальная общность, характеризующаяся целостностью экономической, политической и духовно-культурной жизни, включающая социальные процессы и
социальные отношения, складывающиеся между индивидами, социальными группами, слоями, проживающими на его территории [3, с. 53];
- под региональной социальной политикой будет пониматься многоуровневый процесс взаимодействия региональных институтов государственной, муниципальной власти и самоуправления, общественных организаций, предприятий, социальных общностей, групп и индивидов в процессе осуществления их жизнедеятельности с целью обеспечения согласования, гармонизации, реализации их интересов, стабилизации и целенаправленного развития регионального сообщества в целом [3, с. 53].
По мнению И.С. Галиевой, объектом региональной социальной политики являются регион как особая интегральная общность в целом, отдельные индивиды, социальные общности, проживающие на его территории, социальные отношения, складывающиеся между ними, и социальные региональные процессы. В качестве же субъекта региональной социальной политики выступают [3, с. 50-51]:
- соответствующие органы региональной государственной власти и управления, призванные реализовывать региональную политику на местах, что предполагает формирование соответствующего социального механизма, учитывающего интересы общества, региона и свои собственные потребности;
- общественные организации;
- предприятия;
- социальные группы;
- и отдельные индивиды.
И.С. Галиевавыделяет три основных уровня социальной политики, различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации, -федеральный, региональный и муниципальный [3, с. 51].
На верхнем федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного
финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления. Реализация федеральной социальной политики -важнейший блок региональной политики. Его основа - система социальной защиты населения [3, с. 52].
На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки к региональным проблемам. Социальная политика региона ориентирована, прежде всего, на максимальный учет специфических региональных факторов протекания социальных процессов. Соответственно, этот блок предполагает корректировку основных направлений федеральной социальной политики в соответствии с местными особенностями и установление, и реализацию региональных социальных гарантий, расширяющих федеральные. Региональная социальная политика -составная часть политики региона. В качестве основных ее задач выступают: снижение социальной напряженности в регионе; обеспечение социальной ориентированности экономики; обеспечение социальной защищенности малообеспеченных групп населения и регулирование внутрирегиональных различий в уровнях развития и уровнях жизни [3, с. 52].
Местный, муниципальный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования. Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном
уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные конкретные требования к социальной политике. Регулирование развития социальных процессов в рамках отдельных городов, районов, организаций способствует обеспечению стабильного развития региона в целом [3, с. 52].
По мнению И.С. Галиевой, базовым элементом структуры социальной политики в регионе с содержательной точки зрения являются основные направления. Основные направления могут конкретизироваться в форме региональных местных законов, указов, программ, единовременных решений, отдельных мер и конкретных мероприятий [3, с. 53].
Российский экономист Е.А. Лубашев отмечает, что в последние годы все больше полномочий в сфере социальной политики передается на уровень субъектов РФ [4, с. 50]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что реализация региональной социальной политики является одной из важнейших задач органов управления субъектов РФ.
Согласно данному Е.А. Лубашевым определению, региональная социальная политика - это целенаправленная деятельность органов власти по обеспечению во взаимодействии с бизнес-сообществом, общественными институтами и населением сбалансированного социального развития региона [4, с. 51].
Е.А. Лубашев, в своей работе, исходя из генеральной цели эффективной социальной политики, а именно достижение сбалансированного социального развития, выделил следующие региональные функции социальной политики, представленные в таблице 1 [4, с. 51].
Таблица 1
Функции региональной социальной политики [4, с. 51]
Функция Характеристика
Демографическая функция Регулирование естественного прироста населения и миграционных процессов
Защитная функция Обеспечение защиты всех категорий граждан от внутренних внешних угроз.
Функция обеспечения Поддержание приемлемого уровня жизни населения
Функция адаптации и социализации Обеспечения для всех граждан возможности профессиональной и социальной реализации
Экономическая функция Создание условий для развития региона, создание новых рабочих мест и поддержка предпринимательства, развитие и защита частной собственности
Функция развития Стимулирование граждан к совершенствованию
Интегративная функция Объединение усилий органов государственной и муниципальной власти, хозяйствующих субъектов, некоммерческих организаций с целью развития социально-экономических систем региона
Регулятивная функция Регулирование процессов, происходящих в социальной сфере
Функция организации и контроля Осуществление текущего и операционного контроля над процессами, происходящими в рамках социального развития, с целью своевременной корректировки действий
Воспитательная и образовательно-просветительская функция Способствование повышению образованию и профессиональному становлению граждан
Идеологическая функция Формирование определенного типа мировоззрения у населения
Политическая Повышение лояльного отношения к власти со стороны населения и обеспечение политической стабильности
Анализ содержания таблицы привод к выводу, что региональная социальная политика имеет достаточно широкую сферу применения, затрагивая самые различные стороны жизни населения.
Е.А. Лубашев выделяет три основных критерия для дифференциации направлений региональной социальной политики [4, с. 54]:
- сферный (в сфере социально-трудовых отношений; в сфере охраны здоровья; в сфере образования; в сфере культуры и досуга; жилищная политика и т.д.);
-объектный, определяющий ориентацию региональной социальной политики на социально-демографические группы населения (региональная социальная политика в отношении детей и подростков, в отношении молодежи, женщин, пожилых людей, инвалидов, работающих и т.д.);
-проблемно-ориентированный, предполагающий решение в рамках региональной социальной политикиосновных проблем (региональная социальная политика, направленная на снижение криминализации и маргинализации, региональная социальная политика в сфере урегулирования конфликтов и т.д.).
Социальная политика в системе социальной ответственности как институт представляет собой совокупность норм и правил, устанавливаемых государственными и общественными органами, и регулирующих общественное поведение в социальной сфере. Проводя иерархический анализ института социальной политики, экономист В.В. Волошин выделил
следующие уровни [2]:
1. Институт государственной социальной политики - совокупность норм и правил, регламентирующих общественное поведение на уровне государства в целом, и реализуемых через государственные механизмы социальной политики, а также федеральный инфраструктурный комплекс.
2. Институт региональной социальной политики - совокупность норм и правил, регулирующих общественное поведение на территории региона, и реализуемых через региональные механизмы социальной политики, которые основываются на механизмах федерального уровня, а также инфраструктурный комплекс региона.
3.Институт местной социальной политики - совокупность местных норм и правил, реализуемых через локальные механизмы, базирующиеся на федеральных и региональных, а также местную инфраструктуру.
4. Институт социальной политики предприятия - характерен для отдельно взятого предприятия.
Как отмечает В.В. Волошин, особенность каждого института заключается в том, что при установлении своих собственных норм и правил он опирается на нормы и правила вышестоящего института [2].
Проанализировав вышеизложенное, мы предлагаем выделить три уровня управления социальной ответственностью бизнеса (рисунок 1):
- высший (институциональный);
- средний (уровень региона);
- ниже среднего (уровень муниципалитета);
- низший (уровень предприятий).
Рисунок 1. Уровни управления социальной ответственностью бизнеса
В.В. Волошин, рассматривая институт социальной политики с точки зрения регулируемых сфер общественного поведения, выделил следующие институты: труда, доходов, жилищный, здравоохранения, образования. Каждый из них представляет собой совокупность норм и правил, регулирующих общественное поведение в определенной сфере: условия труда, уровень доходов, занятость, здравоохранение, образование [2].
Соотношение иерархической институционализации социальной политики и ее институционализации по сферам представлено в таблице2, предложенной В.В. Волошиным.
Таблица 2
Институционализация социальной политики [2]
Иерархическая Институционализация социальной политики по сферам
институционализация воздействия
социальной политики Труд Доходы Жилье Здравоохранение Образование
государственная + + + + +
региональная + + + + +
местная + + + +
предприятия + + + + +
Строки в таблице 2 отражают иерархическое строение социальной политики, а столбцы - сферы влияния этих норм и правил. На пересечении строк и каждого из столбцов формируются частные институты социальной политики, например, институт государственной политики труда или институт
региональной политики доходов [2].
С точки зрения В.В. Волошина, и нам стоит с этим согласиться, сущность региональной социальной политики заключается в следующем: базируясь на принципах, устанавливаемых на федеральном уровне, она должна реализовываться с учетом особенностей конкретного региона [2].
Принимая за основу полученные в ходе проведенного исследования положения, нами предлагается следующая институциональная модельгосударственного регулирования социальной ответственности бизнеса (рисунок 2).
Рисунок 2. Институциональная модель государственного регулирования
социальной ответственности бизнеса
Под институциональной средой в исследовании мы понимаем совокупность основополагающих институтов, а также методы государственного регулирования.
Структура институциональной среды социальной ответственности
бизнеса представляет собой упорядоченную совокупность политических, экономических, юридических и социальных институтов, в основе которых выступают нормы и правила социальной жизни общества, функционирования политической и экономической сфер, базовые правовые нормы - Конституция РФ, федеральные и иные законы и т.п. Система находится в постоянном развитии: нормы и правила появляются, получают свое развитие, дополняются новыми и исчезают.
Прямые методы государственного регулирования - это непосредственное властное воздействие государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
Косвенные методы государственного воздействия - это совокупность косвенных средств государственного влияния на деятельность субъектов экономики.
Особое значение в институциональной среде имеет регулятивный аспект, включающий в себя административные, экономические и социальные методы государственного регулирования социальной ответственности бизнеса.
Для формирования институциональной среды социальной ответственности бизнеса важно законодательное регулирование. С этой точки зрения важен легитимный аспект, определяющий правовое поле функционирования социальной ответственности бизнеса. Законодательство, регулирующее социальную ответственность бизнеса, не должно противоречить конституционным нормам, Международным стандартам. В состав законодательства входят федеральные законы и подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства, акты министерств и ведомств).
Использование предложенной институциональной модели как инструмента для анализа хода трансформационных процессов позволяет, по нашему мнению, регулировать содержание и перспективы развития социальной ответственности бизнеса в России.
Список литературы:
1. Боброва, Е.В. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики / Е.В. Боброва // Экономика и социум. - 2013. -№ 4-1 (9). - С. 138-142.
2. Волошин, В.В. Механизмы реализации экономически эффективной социальной политики на региональном уровне : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ростовский государственный университет. Ростов-на-Дону, 2004.
3. Галиева, И.С. Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных Российских условиях / И.С. Галиева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2013. - Т. 13. № 3. - С. 50-54.
4. Лубашев, Е.А. Региональная социальная политика: теоретические основы, функции и принципы / Е.А. Лубашев // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2013. - № 15. - С. 50-54.
5. Разгулина, Е.Д. Партнерские отношения органов власти и бизнеса в регионе: состояние и проблемы / Е.Д. Разгулина // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 9 (19). - С. 1.