Научная статья на тему 'Институциональная модель государственного регулирования социальной ответственности бизнеса'

Институциональная модель государственного регулирования социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
247
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попова Екатерина Владимировна

В статье предложена институциональная модель государственного регулирования социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная модель государственного регулирования социальной ответственности бизнеса»

Институциональная модель государственного регулирования социальной ответственности бизнеса The institutional model of state regulation of social responsibility of business

Попова Екатерина Владимировна аспирант, кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Сургутский государственный университет ХМАО-Югры

k121time@yandex.ru

Аннотация: в статье предложена институциональная модель государственного регулирования социальной ответственности бизнеса.

Annotation: in the article proposed institutional model of state regulation of social responsibility of business.

Ключевые слова: социальная ответственность, институциональная модель, региональная социальная политика.

Keywords: socialresponsibility,the institutional model, regional social policy.

В настоящее время обеспечение социально-экономического развития страны диктует повышенные требования к системе ее базовых институтов. К числу институтов, которые должны выйти на более высокий уровень развития, решать новые задачи и опираться на более зрелое нормативно-правовое обеспечение, относится взаимодействие государства и бизнеса. Подобное взаимодействие, встраиваясь в стратегии развития субъектов федерации, в использование программно-целевых методов управления, способно содействовать решению многих экономических, социальных и иных задач регионального звена российской экономики[5].

По мнению Е.В. Бобровой, региональная власть на сегодняшний день не

может справиться с масштабными задачами в социальной сфере, которые помогают развитию рыночных отношений.Таким образом, власть стремится привлечь к реализации социальной политики крупные российские компании, средний и малый бизнес. Происходит это как через схему уплаты налогов, так и путем привлечения к корпоративной ответственности и благотворительности, которая является добровольным участием компаний в развитии территорий, выходящее за рамки, установленные законом [1].

Как отмечает Е.Д. Разгулина, нынешний курс на децентрализацию управления и перераспределение полномочий еще более подчеркивает важность развития взаимодействия власти и бизнес-структур на субфедеральном уровне [5].

Среди факторов, препятствующих развитию партнерских отношений, самыми значительными, по мнению Е.Д. Разгулиной, являются бюрократизм управленческих структур и недостаток бюджетных средств для финансирования совместных проектов. Следует подчеркнуть, что острой проблемой Е.Д. Разгулина считает слабую вовлеченность органов власти, а также трудности принятия компромиссных решений [5].

Мнение автора совпадает с мнением Е.Д. Разгулиной, что применение механизма взаимодействия региональной власти и бизнес структур при реализации социальной политики способно обеспечить, прежде всего, возможность осуществления общественно значимых проектов, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования, повысить эффективность проектов за счет участия в них частного капитала

[5].

В настоящем исследовании, согласно данным И.С. Галиевой определениям:

- под регионом будет пониматься органическая часть общества и особая интегральная относительно автономная социально-территориальная общность, характеризующаяся целостностью экономической, политической и духовно-культурной жизни, включающая социальные процессы и

социальные отношения, складывающиеся между индивидами, социальными группами, слоями, проживающими на его территории [3, с. 53];

- под региональной социальной политикой будет пониматься многоуровневый процесс взаимодействия региональных институтов государственной, муниципальной власти и самоуправления, общественных организаций, предприятий, социальных общностей, групп и индивидов в процессе осуществления их жизнедеятельности с целью обеспечения согласования, гармонизации, реализации их интересов, стабилизации и целенаправленного развития регионального сообщества в целом [3, с. 53].

По мнению И.С. Галиевой, объектом региональной социальной политики являются регион как особая интегральная общность в целом, отдельные индивиды, социальные общности, проживающие на его территории, социальные отношения, складывающиеся между ними, и социальные региональные процессы. В качестве же субъекта региональной социальной политики выступают [3, с. 50-51]:

- соответствующие органы региональной государственной власти и управления, призванные реализовывать региональную политику на местах, что предполагает формирование соответствующего социального механизма, учитывающего интересы общества, региона и свои собственные потребности;

- общественные организации;

- предприятия;

- социальные группы;

- и отдельные индивиды.

И.С. Галиевавыделяет три основных уровня социальной политики, различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации, -федеральный, региональный и муниципальный [3, с. 51].

На верхнем федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного

финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления. Реализация федеральной социальной политики -важнейший блок региональной политики. Его основа - система социальной защиты населения [3, с. 52].

На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки к региональным проблемам. Социальная политика региона ориентирована, прежде всего, на максимальный учет специфических региональных факторов протекания социальных процессов. Соответственно, этот блок предполагает корректировку основных направлений федеральной социальной политики в соответствии с местными особенностями и установление, и реализацию региональных социальных гарантий, расширяющих федеральные. Региональная социальная политика -составная часть политики региона. В качестве основных ее задач выступают: снижение социальной напряженности в регионе; обеспечение социальной ориентированности экономики; обеспечение социальной защищенности малообеспеченных групп населения и регулирование внутрирегиональных различий в уровнях развития и уровнях жизни [3, с. 52].

Местный, муниципальный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования. Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном

уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные конкретные требования к социальной политике. Регулирование развития социальных процессов в рамках отдельных городов, районов, организаций способствует обеспечению стабильного развития региона в целом [3, с. 52].

По мнению И.С. Галиевой, базовым элементом структуры социальной политики в регионе с содержательной точки зрения являются основные направления. Основные направления могут конкретизироваться в форме региональных местных законов, указов, программ, единовременных решений, отдельных мер и конкретных мероприятий [3, с. 53].

Российский экономист Е.А. Лубашев отмечает, что в последние годы все больше полномочий в сфере социальной политики передается на уровень субъектов РФ [4, с. 50]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что реализация региональной социальной политики является одной из важнейших задач органов управления субъектов РФ.

Согласно данному Е.А. Лубашевым определению, региональная социальная политика - это целенаправленная деятельность органов власти по обеспечению во взаимодействии с бизнес-сообществом, общественными институтами и населением сбалансированного социального развития региона [4, с. 51].

Е.А. Лубашев, в своей работе, исходя из генеральной цели эффективной социальной политики, а именно достижение сбалансированного социального развития, выделил следующие региональные функции социальной политики, представленные в таблице 1 [4, с. 51].

Таблица 1

Функции региональной социальной политики [4, с. 51]

Функция Характеристика

Демографическая функция Регулирование естественного прироста населения и миграционных процессов

Защитная функция Обеспечение защиты всех категорий граждан от внутренних внешних угроз.

Функция обеспечения Поддержание приемлемого уровня жизни населения

Функция адаптации и социализации Обеспечения для всех граждан возможности профессиональной и социальной реализации

Экономическая функция Создание условий для развития региона, создание новых рабочих мест и поддержка предпринимательства, развитие и защита частной собственности

Функция развития Стимулирование граждан к совершенствованию

Интегративная функция Объединение усилий органов государственной и муниципальной власти, хозяйствующих субъектов, некоммерческих организаций с целью развития социально-экономических систем региона

Регулятивная функция Регулирование процессов, происходящих в социальной сфере

Функция организации и контроля Осуществление текущего и операционного контроля над процессами, происходящими в рамках социального развития, с целью своевременной корректировки действий

Воспитательная и образовательно-просветительская функция Способствование повышению образованию и профессиональному становлению граждан

Идеологическая функция Формирование определенного типа мировоззрения у населения

Политическая Повышение лояльного отношения к власти со стороны населения и обеспечение политической стабильности

Анализ содержания таблицы привод к выводу, что региональная социальная политика имеет достаточно широкую сферу применения, затрагивая самые различные стороны жизни населения.

Е.А. Лубашев выделяет три основных критерия для дифференциации направлений региональной социальной политики [4, с. 54]:

- сферный (в сфере социально-трудовых отношений; в сфере охраны здоровья; в сфере образования; в сфере культуры и досуга; жилищная политика и т.д.);

-объектный, определяющий ориентацию региональной социальной политики на социально-демографические группы населения (региональная социальная политика в отношении детей и подростков, в отношении молодежи, женщин, пожилых людей, инвалидов, работающих и т.д.);

-проблемно-ориентированный, предполагающий решение в рамках региональной социальной политикиосновных проблем (региональная социальная политика, направленная на снижение криминализации и маргинализации, региональная социальная политика в сфере урегулирования конфликтов и т.д.).

Социальная политика в системе социальной ответственности как институт представляет собой совокупность норм и правил, устанавливаемых государственными и общественными органами, и регулирующих общественное поведение в социальной сфере. Проводя иерархический анализ института социальной политики, экономист В.В. Волошин выделил

следующие уровни [2]:

1. Институт государственной социальной политики - совокупность норм и правил, регламентирующих общественное поведение на уровне государства в целом, и реализуемых через государственные механизмы социальной политики, а также федеральный инфраструктурный комплекс.

2. Институт региональной социальной политики - совокупность норм и правил, регулирующих общественное поведение на территории региона, и реализуемых через региональные механизмы социальной политики, которые основываются на механизмах федерального уровня, а также инфраструктурный комплекс региона.

3.Институт местной социальной политики - совокупность местных норм и правил, реализуемых через локальные механизмы, базирующиеся на федеральных и региональных, а также местную инфраструктуру.

4. Институт социальной политики предприятия - характерен для отдельно взятого предприятия.

Как отмечает В.В. Волошин, особенность каждого института заключается в том, что при установлении своих собственных норм и правил он опирается на нормы и правила вышестоящего института [2].

Проанализировав вышеизложенное, мы предлагаем выделить три уровня управления социальной ответственностью бизнеса (рисунок 1):

- высший (институциональный);

- средний (уровень региона);

- ниже среднего (уровень муниципалитета);

- низший (уровень предприятий).

Рисунок 1. Уровни управления социальной ответственностью бизнеса

В.В. Волошин, рассматривая институт социальной политики с точки зрения регулируемых сфер общественного поведения, выделил следующие институты: труда, доходов, жилищный, здравоохранения, образования. Каждый из них представляет собой совокупность норм и правил, регулирующих общественное поведение в определенной сфере: условия труда, уровень доходов, занятость, здравоохранение, образование [2].

Соотношение иерархической институционализации социальной политики и ее институционализации по сферам представлено в таблице2, предложенной В.В. Волошиным.

Таблица 2

Институционализация социальной политики [2]

Иерархическая Институционализация социальной политики по сферам

институционализация воздействия

социальной политики Труд Доходы Жилье Здравоохранение Образование

государственная + + + + +

региональная + + + + +

местная + + + +

предприятия + + + + +

Строки в таблице 2 отражают иерархическое строение социальной политики, а столбцы - сферы влияния этих норм и правил. На пересечении строк и каждого из столбцов формируются частные институты социальной политики, например, институт государственной политики труда или институт

региональной политики доходов [2].

С точки зрения В.В. Волошина, и нам стоит с этим согласиться, сущность региональной социальной политики заключается в следующем: базируясь на принципах, устанавливаемых на федеральном уровне, она должна реализовываться с учетом особенностей конкретного региона [2].

Принимая за основу полученные в ходе проведенного исследования положения, нами предлагается следующая институциональная модельгосударственного регулирования социальной ответственности бизнеса (рисунок 2).

Рисунок 2. Институциональная модель государственного регулирования

социальной ответственности бизнеса

Под институциональной средой в исследовании мы понимаем совокупность основополагающих институтов, а также методы государственного регулирования.

Структура институциональной среды социальной ответственности

бизнеса представляет собой упорядоченную совокупность политических, экономических, юридических и социальных институтов, в основе которых выступают нормы и правила социальной жизни общества, функционирования политической и экономической сфер, базовые правовые нормы - Конституция РФ, федеральные и иные законы и т.п. Система находится в постоянном развитии: нормы и правила появляются, получают свое развитие, дополняются новыми и исчезают.

Прямые методы государственного регулирования - это непосредственное властное воздействие государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Косвенные методы государственного воздействия - это совокупность косвенных средств государственного влияния на деятельность субъектов экономики.

Особое значение в институциональной среде имеет регулятивный аспект, включающий в себя административные, экономические и социальные методы государственного регулирования социальной ответственности бизнеса.

Для формирования институциональной среды социальной ответственности бизнеса важно законодательное регулирование. С этой точки зрения важен легитимный аспект, определяющий правовое поле функционирования социальной ответственности бизнеса. Законодательство, регулирующее социальную ответственность бизнеса, не должно противоречить конституционным нормам, Международным стандартам. В состав законодательства входят федеральные законы и подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства, акты министерств и ведомств).

Использование предложенной институциональной модели как инструмента для анализа хода трансформационных процессов позволяет, по нашему мнению, регулировать содержание и перспективы развития социальной ответственности бизнеса в России.

Список литературы:

1. Боброва, Е.В. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики / Е.В. Боброва // Экономика и социум. - 2013. -№ 4-1 (9). - С. 138-142.

2. Волошин, В.В. Механизмы реализации экономически эффективной социальной политики на региональном уровне : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ростовский государственный университет. Ростов-на-Дону, 2004.

3. Галиева, И.С. Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных Российских условиях / И.С. Галиева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2013. - Т. 13. № 3. - С. 50-54.

4. Лубашев, Е.А. Региональная социальная политика: теоретические основы, функции и принципы / Е.А. Лубашев // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2013. - № 15. - С. 50-54.

5. Разгулина, Е.Д. Партнерские отношения органов власти и бизнеса в регионе: состояние и проблемы / Е.Д. Разгулина // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 9 (19). - С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.