Научная статья на тему 'Институционализация сферы государственных услуг: проблемы исследования'

Институционализация сферы государственных услуг: проблемы исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / PUBLIC SERVICES / PUBLIC SERVICES INSTITUTIONALIZATION / PUBLIC SERVICES REGULATION / E-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбакова Ирина Николаевна

Анализируются проблемы институционализации сферы государственных услуг в России, обозначено влияние зарубежных концепций государственного управления, реформирования бюджетной системы страны, применения административных управленческих механизмов и инструментов регулирования государственных услуг на этот процесс. Проведена типологизация государственных услуг. Рассмотрено внедрение и функционирование элементов электронного правительства. Делается вывод о современном состоянии институционализации сферы государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыбакова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalization of the Public Services: Problems of the Study

The problems of institutionalization of the public services in Russia are analyzed, the influence of foreign concepts of public administration, of Russia’s budgetary system restructuring, and of administrative and management regulation mechanisms on this process are marked. The introduction and functioning of e-government elements are considered. A conclusion on the current state of institutionalization of the public services is made.

Текст научной работы на тему «Институционализация сферы государственных услуг: проблемы исследования»

УДК 351

Институционализация сферы государственных услуг: проблемы исследования

И. Н. Рыбакова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Анализируются проблемы институционализации сферы государственных услуг в России, обозначено влияние зарубежных концепций государственного управления, реформирования бюджетной системы страны, применения административных управленческих механизмов и инструментов регулирования государственных услуг на этот процесс. Проведена типологизация государственных услуг. Рассмотрено внедрение и функционирование элементов электронного правительства. Делается вывод о современном состоянии институционализации сферы государственных услуг.

Ключевые слова: государственные услуги; институционализация сферы государственных услуг; регулирование сферы государственных услуг; электронное правительство.

Государственное управление в сфере государственных услуг представляет собой способ реализации функций государства как института власти, решения наиболее общих и жизненно важных проблем взаимодействия государства с гражданским обществом и гражданином, а также одну из форм социальной деятельности в российском социуме.

Исследование данной проблематики подтверждает, что в государственном управлении всегда есть внешнее воздействие (структур государства), сознательное начало (целеполагание государственных руководителей и служащих), проявляющееся в рамках взаимодействия (с муниципальным управлением, институтами социальной самоорганизации). Государственное регулирование в сфере государственных услуг в этом контексте — установление такими субъектами, как органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, общих правил и принципов деятельности на рынке социальных услуг в России.

Иными словами, государственное регулирование в сфере государственных услуг — это, прежде всего, непосредственное предоставление государственных услуг гражданам и организациям при одновременном создании благоприятных условий для деятельности бизнеса, коммерческих и некоммерческих организаций, также предоставляющих социальные услуги, в том числе реализующих государственные услуги для граждан по поручению государственных структур, оказывающих этот вид услуг (договоренности с ними). Сложилось стереотипное представление о том, что государственные структуры предоставляют государственные услуги исключительно гражданам, однако это не соответствует действительности. Так, Министерство образования и науки РФ оказывает их (разрабатывая государственно-образовательные стандарты, системы требований к образовательному процессу и др.) государственным образовательным учреждениям, а те, в свою очередь, — непосредственно гражданам (государственные образовательные услуги). Государственные структуры зарубежных стран давно и успешно делегируют оказание государственных услуг негосударственным структурам и организациям.

© Рыбакова И. Н.

134

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

______________________________Рыбакова И. Н.___________________________

Системообразующим компонентом государственного управления в сфере государственных услуг служит государственный орган; «несущий стержень» организационной структуры в этой области государственного управления — органы исполнительной власти.

Сфера государственных услуг как объект регулирования рассматривается как институционализирующаяся структура, состоящая из взаимообусловленной и взаимозависимой системы специфических элементов. По мнению А. В. Шарова [1], реорганизацию функций и структуры исполнительной власти, в рамках административной реформы 2003—2004 гг. (см. [2]) можно условно разделить на две части: оперативную и институциональную.

Как нам представляется, реформирование управления в сфере государственных услуг не сводится только к трансформации структуры и штатов института предоставления данных услуг гражданам, оно подразумевает также пересмотр полномочий органов исполнительной власти и совершенствование административных механизмов регулирования сферы государственных услуг.

С позиций институционального подхода сфера государственных услуг рассматривается как совокупность институциональных параметров структур, выполняющих однородные функции по обеспечению потребностей в некоммерческом продукте — государственной услуге, а также непосредственных источников их государственного финансирования (см. рисунок).

Институциональные параметры структуры сферы государственных услуг:

ФОИВ, РОИВ — соответственно федеральные и региональные органы исполнительной власти; ООГУ — основание оказания государственной услуги

Возникновение термина «государственная услуга» связывается с зарождением в конце 1980-х гг. концепции «нового государственного управления». В ее контексте государство рассматривается как специфическая бизнес-структура, предоставляющая услуги гражданам и юридическим лицам. На рубеже 2000-х гг. данная концепция

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

135

________________________Личность. Общество. Государство__________________

получила широкое хождение в России. Необходимость придать государственному управлению экономическую эффективность повлекла за собой применение подходов, прежде не применявшихся в этой сфере, а именно стандартов государственной деятельности и ее измеряемых целевых показателей, элементов аутсорсинга и конкуренции [3—5].

Как считает И. Н. Барциц, введение в науку управления понятия «публичная (государственная и муниципальная) услуга» также связано с утверждением «концепции эффективного государственного менеджмента, вместе с которой в государственный сектор вошли стандарты и приемы рыночной экономики... предоставление услуг, оказываемых населению (налогоплательщикам). С учетом этого применительно к органам государственного и муниципального управления стала использоваться формула соответственно государственных и муниципальных услуг» [6, с. 128—129]. Наконец, уточненное и расширенное понятие «государственная услуга» было закреплено в Федеральном законе Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [7].

К стержневым административным механизмам данный закон относит регулирование сферы услуг, а инструментом повышения качества государственного управления служат административные регламенты и стандарты: «Административный регламент — нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной и муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной и муниципальной услуги» [7, ст. 2]. Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг содержат подробные описания последовательности действий и сроки их осуществления, необходимые для достижения установленных результатов.

Применение административных регламентов способствует реализации законодательно закрепленных мер оптимизации состава и полномочий органов исполнительной власти, а именно устранению дублирующих административных действий и сокращению количества документов, которые должен представить получатель государственной услуги [8]. Использование принципа «одного окна», а также межведомственных согласований при предоставлении государственной услуги посредством информационно-коммуникационных технологий, уменьшение срока исполнения государственной функции повышают качество оказания государственных услуг и могут обеспечить полноценную антикоррупционную экспертизу.

К регламентационным элементам институционализирующейся сферы государственных услуг можно отнести правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, а также правила проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг.

Важным этапом в совершенствовании процесса оказания государственных услуг в России является формирование клиентоориентированного подхода, в контексте регулирования государственных услуг подразумевающего максимальное подстраивание процесса оказания услуги под мнение и ощущение потребителя. Как отмечает Е. А. Карловская: «Ориентация на потребителя индуцирует интерес к клиент-ори-ентированному государственному управлению как разновидности субъект-ориен-тированного управления. Клиент-ориентированное государственное управление представляет собой процесс определения и достижения целей производителей государственных услуг за счет инициирования и максимального удовлетворения потребностей клиентов (получателя государственных услуг), а также установления долгосрочных проактивных отношений с ними» [9, с. 103].

136

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

________________________________Рыбакова И. Н.____________________________

Современной открытой формой взаимодействия административных структур, выстраивающих коммуникации в сфере государственных услуг между организационными структурами, предоставляющими государственные услуги в электронном виде, и гражданами и представителями бизнес-организаций — потребителями государственных услуг, является «Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации» (www.gosuslugi.ru). На региональном уровне с ним интегрированы порталы государственных услуг регионов. Отметим, что именно на региональных порталах в основном осуществляется взаимодействие граждан и бизнеса с органами государственной власти.

«Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации» (далее Портал) — федеральная государственная информационная система, в содержательную основу которой заложен сформированный Сводный реестр государственных услуг (функций), состоящий из баз данных Федерального реестра государственных услуг, реестра государственных услуг субъектов РФ и реестра муниципальных услуг. Коммуникация потребителя и поставщика услуг на Портале выстраивается с помощью информации из этих баз данных о государственных и муниципальных услугах, а также услугах организаций (в том числе подведомственных услугах подведомственных учреждений), порядке их предоставления и необходимых документах, утвержденных административными регламентами. Поставщики услуг представлены на Портале федеральными органами власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, муниципальными органами власти, местными администрациями, внебюджетными фондами и организациями.

Описанные выше подходы, технологии и решения позволяют реализовать внешнее взаимодействие структур управления, оказывающих государственные услуги (с гражданами и юридическими лицами, потребляющими этот вид услуг). Структурный анализ Портала позволяет сделать вывод о комфортности получения государственных услуг для потребителя, несмотря на то, что некоторые форматы взаимодействия не отработаны до конца.

Стандартизация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде — новый административный механизм, стимулирующий субъекты Российской Федерации к переводу услуг в цифровую форму. Она также является институциональным компонентом сферы государственных услуг.

Наряду с внешними процесс институционализации этой сферы включает внутренние взаимодействия (самих поставщиков услуг), выстраиваемые посредством создания федеральной государственной информационной системы межведомственного электронного взаимодействия.

К механизмам, способствующим этому, можно отнести «Портал методической поддержки реализации Федерального закона № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”» (www.210fz.ru), разработанный Центром региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ для сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и прочих учреждений, оказывающих государственные и муниципальные услуги.

Институционализация современной сферы государственных услуг сопряжена с системными рисками и кризисами, чем вызвана необходимость постоянного их мониторинга, подготовки и реализации мер их предотвращения и смягчения, а также формирования эффективной системы управления рисками, позволяющей

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

137

________________________Личность. Общество. Государство__________________

обеспечивать прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций и быстрое реагирование [11]. Внедрение данного механизма в сфере государственных услуг актуально и своевременно.

К ключевым индикаторам институционализации сферы государственных услуг относится показатель качества государственных услуг, реализуемый через нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность властных институтов. Он определяется исполнением требований указанного законодательства, удовлетворенностью конкретных потребителей, а в рамках целевых программ — степенью достижения качественных и количественных показателей их выполнения, выражающейся в удовлетворенности конкретного потребителя услуги.

Институционализация сферы государственных услуг предполагает совершенствование показателей, характеризующих эффективность ее функционирования. К ним относятся уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг; доля получателей электронных государственных услуг; доля потребителей, обслуженных по принципу «одного окна»; время ожидания в очереди при обращении гражданина с целью получить государственные услуги; среднее число обращений представителей бизнеса в целях получения одной государственной или муниципальной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности.

В рамках административной реформы с 2008 г. проводится мониторинг внедрения административных регламентов. Его результаты показывают, что административные регламенты решили главную задачу: позволили описать и упростить административные процедуры, обобщить нормативную правовую базу, регулирующую предоставление государственных услуг, и определить основные направления оптимизации (сроки, административные процедуры и количество документов, требуемых для получения услуги).

В послании Президента РФ о бюджетной политике в 2013—2015 гг. в контексте бюджетирования, ориентированного на результат, подчеркнута необходимость повысить качество предоставляемых населению государственных услуг. Поставлена задача повсеместно внедрить и обеспечить практическую реализацию нового административного механизма регулирования сферы государственных услуг — государственного (муниципального) задания. В его рамках предполагается формулирование четких требований к количественным и качественным показателям оказания государственных услуг, в том числе путем разработки стандартов качества и административных регламентов их предоставления.

Децентрализация в сфере государственных услуг (передача полномочий по реализации различных программ из центра на более низкие уровни управления) названа одним из стратегических приоритетов. Среди механизмов продвижения данного приоритета в сферу государственного регулирования можно назвать предоставление государственных услуг за счет бюджетных средств не только государственными и муниципальными учреждениями, но и частными организациями [11].

Интегральным информационным компонентом, объединяющим структуры управления в социокультурном пространстве сферы государственных услуг, является многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Использование принципа «одного окна» в МФЦ призвано разрушить многие административные барьеры. Непосредственная работа с получателем государственных услуг, возможность получения потребителем нескольких услуг одномоментно, оперативность, комфортность и клиентоориентированность

138

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

___________________________________Рыбакова И. Н.________________________________

входят в число главных задач МФЦ. Структурам, участвующим в предоставлении услуг, удается заметно снизить расходы на взаимодействие с их получателями за счет сокращения штата сотрудников, офисных площадей и затрат на автоматизацию.

Новая форма предоставления услуг — с использованием универсальной электронной карты (УЭК) — повышает эффективность взаимодействия граждан с государственными органами власти, ускоряет предоставление государственных услуг, способствует реализации принципов информационной открытости и прозрачности работы государственных учреждений, чем препятствует коррупции и взяточничеству в этой сфере.

Реализация современных форм интернет-взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, продолжение продвижения и ввода комплекса технологий электронного правительства, направленных на внедрение и широкое применение информационно-коммуникативных технологий, а также на повышение удобства и комфортности получения организациями и представителями гражданского общества электронных услуг и информации о деятельности органов государственной власти, значительно повысили рейтинг России среди стран, использующих в государственном управлении технологии электронного правительства.

В ежегодном отчете об исследовании вопросов электронного правительства за 2012 г., опубликованном Департаментом по социальным и экономическим вопросам ООН [12, с. 30], Российская Федерация поднялась сразу на 32 позиции и заняла, таким образом, 27-е место в интегральном рейтинге. По индексу электронной вовлеченности (e-Participation) Россия вошла в число 20 ведущих стран мира и сохранила эту позицию в 2014 г. [13]. Кроме того, она заняла первое место среди стран с высоким значением индекса развития электронного правительства (EGDI), опередив Литву и Швейцарию. Таким образом, можно говорить о приближении организации предоставления электронных государственных услуг гражданам РФ к стандартам мировой практики.

Итак, институционализация сферы государственных услуг в России находится на этапе становления. Отметим, что не только управленческие структуры испытывают трудности при переходе к информационной открытости, но и сами граждане не вполне готовы к инновационным формам взаимодействия с органами государственного управления. Управленческие структуры, регулируя сферу государственных услуг, внедряя и продвигая в нее инновационные административные механизмы, должны ориентироваться на достижение стратегических целей повышения уровня удовлетворенности граждан, малого и среднего бизнеса получением государственных и муниципальных услуг, доступности услуг для граждан, бизнеса и других организаций, упрощения процедур взаимодействия государства с гражданами, снижения коррупционных рисков и роста эффективности бюджетных расходов.

Литература

1. Шаров А. В. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 19—28.

2. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.

3. Hood Ch. The “New Public Management” in the 1980s: Variations on a Theme // Accounting, Organizations and Society. 1995. Vol. 20. № 2—3. P. 93—100.

4. Drechsler W. The Rise and Demise of the New Public Management // Post-autistic Economics Review [email journal]. 2005. Issue 33 (September 14). P. 17—28. URL: http://www.paecon.net/PAEReview/ issue33/Drechsler33.htm (accessed: 31.03.2015).

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

139

_______________________________Личность. Общество. Государство________________________________

5. Байдаков С., Озеров Г., Савельев О. Многофункциональный центр предоставления государственных услуг: модель, назначение и принципы организации: Опыт Центрального административного округа г. Москвы. М.: Олимп-Бизнес, 2013. 185 с.: ил.

6. Барциц И. Н. Система государственного и муниципального управления: в 2 т. М.: Изд-во РАГС, 2011. Т. 2. 487 с.

7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон от 28.07.2010 № 210-ФЗ // Бюджетный учет. 2010. № 9 (69). С. 36—49.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р // Российская газета: Интернет-портал. 2011. 28 июня. URL: http://www.rg.ru/2011/06/28/koncepciya-site-dok. html (дата обращения: 31.03.2015).

9. Карловская Е. А. Статичность и динамичность сферы государственных услуг // Ars Adminis-trandi (Искусство управления). 2011. № 1. С. 96—104.

10. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011. № 861 (ред. от 16.02.2015) «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175491/ (дата обращения: 31.03.2015).

11. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013— 2015 гг. // Президент России [Электронный ресурс]. 2012. 28 июня. URL: http://news.kremlin.ru/ acts/15786 (дата обращения: 31.03.2015).

12. United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People // United Nations Public Administration Network (UNPAN) [Web source]. URL: http://unpan3.on.org/egovkb/Portals/egovkb/ Documents/un/2012-Survey/unpan048065.pdf (accessed: 31.03.2015).

13. United Nations E-Government Survey 2014: E-Government for the Future We Want // United Nations Public Administration Network (UNPAN) [Web source]. URL: http://unpan3.un.org/egovkb/Portals/ egovkb/Documents/un/2014-Survey/E-Gov_Complete_Survey-2014.pdf (accessed: 31.03.2015).

Рыбакова Ирина Николаевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры организационного проектирования систем управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). E-mail: [email protected]

140

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (5) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.