Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА'

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кантор В. З., Никулина Г. В., Немирова Н. В.

Введение. В условиях регионализации образования важное значение приобретает сбалансированное развитие и региональных систем специального образования, что в числе прочего должно предполагать институционализацию психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с глубоким нарушением зрения. В данном контексте актуализируются вопросы управленческого обеспечения институционализации такого сопровождения, которые, однако, применительно к слепым и слабовидящим обучающимся до настоящего времени не становились предметом эмпирического изучения в региональном разрезе. Материалы и методы. В основу исследования был положен контент-анализ документов, размещенных на официальных сайтах 85 региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Он проводился в соответствии со структурно-логической схемой, которая исходит из наличия пяти иерархических уровней представления информации. В качестве единиц счета были определены 12 лексем, отражающих статус слепых и слабовидящих обучающихся как целевой группы психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы. В случае обнаружения в документах данных лексем осуществлялся их контекстуальный анализ. Результаты исследования. В документах региональных органов управления образованием на всех уровнях представления информации - стратегическом уровне (уровне целеполагания), уровне нормативного обеспечения, уровне инфраструктурного обеспечения, уровне методического обеспечения и операциональном уровне - искомые лексемы представлены в единичных случаях. При этом они используются преимущественно в узком контексте, к тому же не выявляющем в рамках региональных систем специального образования инициативную и последовательную управленческую позицию в сфере институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся. Обсуждение и выводы. Полученные исследовательские материалы свидетельствует о том, что вопросы институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся не входят на местах в круг основных приоритетов управленческой деятельности в сфере образования и соответствующие управленческие практики, реализуемые в рамках региональных систем специального образования, редуцированы. Следовательно, межрегиональное образовательное пространство в настоящее время недостаточно организовано с точки зрения институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей и ее управленческого обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кантор В. З., Никулина Г. В., Немирова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN IN THE EDUCATION SYSTEM: REGIONAL MANAGEMENT PRACTICE

Introduction. In the conditions of regionalization of education, the balanced development of regional systems of special education is also of great importance, which, among other things, should involve the institutionalization of psychological and pedagogical support for children with disabilities, including children with severe visual impairment. In this context, the issues of management support for the institutionalization of such support are updated, which, however, in relation to blind and visually impaired students have not yet become the subject of empirical study in the regional context. Materials and methods. The study was based on a content analysis of documents posted on the official websites of 85 regional executive authorities that manage education. It was carried out in accordance with the structural and logical scheme, which proceeds from the five hierarchical levels of information presentation. 12 lexemes were identified as units of account; they reflect the status of blind and visually impaired students as a target group for psychological and pedagogical support and correctional work. If these lexemes were found in the documents, their contextual analysis was carried out. Results. In the documents of regional educational authorities at all levels of information presentation - the strategic level (goal-setting level), the level of regulatory support, the level of infrastructure support, the level of methodological support and the operational level - the required lexemes are presented in isolated cases. At the same time, they are used mainly in a narrow context, which, moreover, does not reveal an initiative and consistent managerial position in the field of institutionalization of psychological and pedagogical support for blind and visually impaired students within the framework of regional systems of special education. Discussion and conclusions. The obtained research materials indicate that the issues of institutionalization of psychological and pedagogical support for blind and visually impaired students are not included in the field of the main priorities of management activities in the field of education and the corresponding management practices implemented within the framework of regional systems of special education they are also reduced. Consequently, the interregional educational space is currently insufficiently organized in terms of the institutionalization of psychological and pedagogical support for blind and visually impaired children and its management support.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»

С. 60-87

|6о|

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Научная статья УДК 376.32

DOI 10.35231/18186653_2022_4_60

OPEN

Институционализация психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей в системе образования: региональная управленческая практика*

Введение. В условиях регионализации образования важное значение приобретает сбалансированное развитие и региональных систем специального образования, что в числе прочего должно предполагать институционализацию психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с глубоким нарушением зрения.

В данном контексте актуализируются вопросы управленческого обеспечения институционали-зации такого сопровождения, которые, однако, применительно к слепым и слабовидящим обучающимся до настоящего времени не становились предметом эмпирического изучения в региональном разрезе.

Материалы и методы. В основу исследования был положен контент-анализ документов, размещенных на официальных сайтах 85 региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Он проводился в соответствии со структурно-логической схемой, которая исходит из наличия пяти иерархических уровней представления информации.

В качестве единиц счета были определены 12 лексем, отражающих статус слепых и слабовидящих обучающихся как целевой группы психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы. В случае обнаружения в документах данных лексем осуществлялся их контекстуальный анализ.

Результаты исследования. В документах региональных органов управления образованием на всех уровнях представления информации - стратегическом уровне (уровне целеполагания), уровне нормативного обеспечения, уровне инфраструктурного обеспечения, уровне методического обеспечения и операциональном уровне - искомые лексемы представлены в единичных случаях. При этом они используются преимущественно в узком контексте, к тому же не выявляющем в рамках региональных систем специального образования инициативную и последовательную управленческую позицию в сфере институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся.

Обсуждение и выводы. Полученные исследовательские материалы свидетельствует о том, что вопросы институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся не входят на местах в круг основных приоритетов управленческой деятельности в сфере образования и соответствующие управленческие практики, реализуемые в рамках региональных систем специального образования, редуцированы. Следовательно, межрегиональное образовательное пространство в настоящее время недостаточно организовано с точки зрения институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей и ее управленческого обеспечения.

Ключевые слова: слепые и слабовидящие дети, обучающиеся, региональная система специального образования, региональные органы управления образованием, институционализация, контент-анализ.

Для цитирования: Кантор В. З., Никулина Г. В., Немирова Н. В. Институционализация психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей в системе образования: региональная управленческая практика // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2022. - №4. - С. 60-87. DOI 10.35231/18186653_2022_4_60

* Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ на 2022 г. на выполнение работы по проведению фундаментального научного исследования «Дети с нарушениями зрения как целевая группа психолого-педагогического сопровождения в системе

© Кантор В. З., Никулина Г. В., Немирова Н. В., 2022

В. З. Кантор, Г. В. Никулина, Н. В. Немирова

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена Санкт-Петербург, Российская Федерация

2022. vol. 4 Pp.60-87

SPECIAL (CORRECTIONAL) PEDAGOGICS |6i|

Original article UDC 376.32

DOI 10.35231/18186653_2022_4_60

Institutionalization of Psychological and Pedagogical Support for Blind and Visually Impaired Children in the Education System: Regional Management Practice

Vitaly Z. Kantor, Galina V. Nikulina, Natalia V. Nemirova

Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University) Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. In the conditions of regionalization of education, the balanced development of regional systems of special education is also of great importance, which, among other things, should involve the insti-tutionalization of psychological and pedagogical support for children with disabilities, including children with severe visual impairment.

In this context, the issues of management support for the institutionalization of such support are updated, which, however, in relation to blind and visually impaired students have not yet become the subject of empirical study in the regional context.

Materials and methods. The study was based on a content analysis of documents posted on the official websites of 85 regional executive authorities that manage education. It was carried out in accordance with the structural and logical scheme, which proceeds from the five hierarchical levels of information presentation.

12 lexemes were identified as units of account; they reflect the status of blind and visually impaired students as a target group for psychological and pedagogical support and correctional work. If these lexemes were found in the documents, their contextual analysis was carried out.

Results. In the documents of regional educational authorities at all levels of information presentation -the strategic level (goal-setting level), the level of regulatory support, the level of infrastructure support, the level of methodological support and the operational level - the required lexemes are presented in isolated cases. At the same time, they are used mainly in a narrow context, which, moreover, does not reveal an initiative and consistent managerial position in the field of institutionalization of psychological and pedagogical support for blind and visually impaired students within the framework of regional systems of special education.

Discussion and conclusions. The obtained research materials indicate that the issues of institution-alization of psychological and pedagogical support for blind and visually impaired students are not included in the field of the main priorities of management activities in the field of education and the corresponding management practices implemented within the framework of regional systems of special education they are also reduced. Consequently, the interregional educational space is currently insufficiently organized in terms of the institutionalization of psychological and pedagogical support for blind and visually impaired children and its management support.

Key words: blind and visually impaired children, students, regional system of special education, regional educational authorities, institutionalization, content analysis.

For citation: Kantor, V. Z., Nikulina, G. V., Nemirova, N. V. (2022) Institudonalizadya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya slepyh i slabovidyashchih detej v sisteme obrazovaniya: regional'naya upravlencheskaya praktika [Institutionalization of Psychological and Pedagogical Support for Blind and Visually Impaired Children in the Education System: Regional Management]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 60-87. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_4_60

Введение

Важной тенденцией и одним их базовых принципов развития современного образования выступает его регионализация [4; 34; 35], которая, с одной стороны, является фактором сбалансированного социально-экономического развития территорий с учетом специфичных для них условий и возможностей жизнедеятельности, кадрового потенциала и т.п. [30], а с другой - способствует достижению ряда значимых эффектов в собственно образовательной сфере региона, будь то обеспечение ее целостности и самодостаточности, стимулирование развития в регионе собственной оригинальной системы непрерывного образования, актуализация стремления и возможностей каждого жителя региона к общекультурной идентификации и др. [11; 39].

При этом регионализация отражает диалектическое единство процессов дифференциации и интеграции в образовании. Так, в Российской Федерации «осуществление государственной политики регионализации предполагает выработку каждым регионом ... самостоятельной региональной политики, обеспечивающей, с одной стороны, развитие целостной региональной системы образования отражающей его специфические социально-экономические проблемы, национальные культурные традиции, а с другой - разработку механизма интеграции с образовательными системами других регионов России и вхождения в качестве составной части в федеральное образовательное пространство, сохранения его целостности и качественной определенности» [17, с. 11].

Закономерно поэтому, что проблематика регионализации образования достаточно активно разрабатывается в научно-практической плоскости как применительно к разным уровням образования - от дошкольного [см., напр.: 14; 24] до профессионального [13; 33.; 32], так и к различным направлениям образования - математическому [6], художественному [23], физическому [12], языковому [10], социально-экологическому [20] и др.

Между тем анализ сущностных характеристик регионализации образования дает основания для вывода о том, что она выступает как «управленческая проблема, решаемая путем создания общественно-организационных и управлен-

ческих механизмов реализации социально-образовательных функций с учетом геополитических и социокультурных факторов» [19, с. 395].

При этом очевидно, что соответствующая управленческая практика должна охватывать все подсистемы, входящие в состав региональной системы образования. Одной из таких подсистем, причем весьма специфичной, является региональная система специального образования, выступающая как платформа реализации особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разного возраста и различных нозологических групп [9; 28; 31]. Своеобразие данной системы обнаруживается в аспектах ее проектирования, организации нормативно-правового обеспечения и др. [1; 21], значимых именно в управленческом плане.

Вместе с тем в качестве одного из показателей эффективности управления региональными системами специального образования может и должен рассматриваться уровень институционализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях региона, тем более, что в практике ощущается дефицит региональных моделей такого сопровождения при ограниченной транслируемости имеющихся [5].

В подобной плоскости, однако, проблема функционирования региональных систем специального образования до настоящего времени не исследовалась. В результате отсутствуют эмпирически фундированные представления о реалиях институционализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на региональном уровне управления образованием.

В полной мере это касается и психолого-педагогического сопровождения такой категории детей с ОВЗ, как слепые и слабовидящие дети. Выраженная специфика образовательных потребностей детей данной категории обусловливает их нуждаемость в особом по направлениям и содержанию психолого-педагогическом сопровождении в образовательной организации [25]. Однако масштабы институционализации этого сопровождения в региональной управленческой практике остаются неизученными, что препятствует уяснению потенциала ее совершенствования в соответствующем аспекте.

Путь к восполнению данного пробела лежит через проведение исследования, в фокусе которого находились бы не отдельные региональные системы специального образования, а весь комплекс таких систем.

Подобное исследование и было осуществлено с целью оценки состояния региональной управленческой практики в сфере институционализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в системе их образования.

Реализация этой цели потребовала решения таких взаимосвязанных задач, как:

• выявление институционализированных форматов психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей в региональных системах специального образования;

• сравнение интенсивности и объема институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей в различных региональных системах специального образования.

В основу исследования была положена гипотеза о неоднородности межрегионального образовательного пространства в аспекте институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей и ее управленческого обеспечения.

Обзор литературы

Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ как «комплексная работа, направленная на психолого-педагогическую поддержку и помощь ребенку, консультирование родителей, помощь родителям и педагогам в решении задач, связанных с развитием, воспитанием, социализацией ребенка», выступает в качестве одного из определяющих факторов оптимизации социально-образовательного статуса таких детей [15, с. 47].

В полной мере это относится и к слепым и слабовидящим детям, чья нуждаемость в таком сопровождении обусловливается выраженными особенностями образовательных потребностей в сочетании со специфическими трудностями социализации при зрительной депривации [2; 3]. Более того, в связи

с имплементацией инклюзии в образовании детей с глубоким нарушением зрения, являющейся одной из значимых характеристик современного образовательного ландшафта в целом [см., напр.: 38] и актуализирующей ряд важных в психолого-педагогическом плане аспектов работы с детьми данной нозологической группы [8; 36-37], подобная нуждаемость существенно усиливается. И потому реализация психолого-педагогического сопровождения входит в контекст создания для детей с нарушениями зрения специальных условий в общеобразовательных учреждениях [26].

Откликом на этот социально-образовательный запрос становится активная апробация и внедрение в регионах эффективных практик психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей в образовательных организациях, причем речь идет и о специальных школах-интернатах для детей с нарушением зрения [27; 29]1, и о школах, реализующих инклюзивный формат их обучения [22; 16].

Между тем результаты специального многолетнего экспериментального исследования, позволившего выявить и ранжировать факторы, негативно влияющие на эффективность психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих учащихся в образовательном процессе, свидетельствуют о том, что если действие некоторых из этих факторов, связанных с недостаточной готовностью и компетентностью персонала, может и должно быть купировано за счет усилий и внутренних ресурсов самой образовательной организации, то нейтрализация действия других, внешних по отношению к образовательной организации, факторов, будь то неоптимальность медицинского сопровождения обучающихся с нарушениями зрения и не вполне удовлетворительная работа районных психолого-медико-педагогических консультаций, а также отсутствие единой диагностической базы применительно к детям соответствующей категории, со всей очевидностью требует реализации системных управленческих мер со стороны региональных структур.

Следовательно, наличие успешного опыта реализации психолого-педагогического сопровождения слепых и сла-

1 См. также: Кузнецова Ю. Л. Опыт организации службы психолого-педагогического сопровождения в школе для слепых и слабовидящих детей: URL: https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-organizaci-sLuzhby-psihoLogo-pedagogicheskogo-soprovozhdenija-v-shkoLe-dLja-sLepyh-i-sLabovidjaschih-detei.htmL

бовидящих детей в отдельно взятых образовательных организациях тех или иных регионов еще отнюдь не означает подлинную институционализацию такого сопровождения в региональной управленческой практике в целом. Тем самым, необходимым становится специальный, основанный на методах научного исследования, мониторинг состояния этой практики в соответствующем ее аспекте с максимальным региональным охватом.

Материалы и методы

В основу исследования был положен контент-анализ, предметом которого выступили управленческие практики в сфере институционализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения.

Генеральную совокупность составили 85 региональных органов исполнительной власти (министерства, департаменты, комитеты и т.п.), в полномочия которых входит государственный контроль за деятельностью образовательных организаций, функционирующих на территории региона, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Контент-анализу подвергались документы, размещенные на официальных сайтах этих региональных органов исполнительной власти.

В качестве единиц счета были определены лексемы «слепые обучающиеся», «слабовидящие обучающиеся», «слепые и слабовидящие обучающиеся», «психолого-педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение слепых», «психолого-педагогическое сопровождение слабовидящих», «психолого-педагогическое сопровождение слепых и слабовидящих», «коррекция», «коррекционная работа», «коррекция/коррекционная работа со слепыми», «кор-рекция/коррекционная работа со слабовидящими», «коррек-ция/коррекционная работа со слепыми и слабовидящими».

Контент-анализ проводился в соответствии со структурно-логической схемой, которая исходит из наличия пяти иерархических уровней представления информации (см. рисунок) и продуктивность использования которой была подтверждена в исследовательской практике в области обра-

зования и психолого-педагогической реабилитации слепых и слабовидящих [7; 18].

Рисунок. Структурно-логическая схема представления информации на сайте органа исполнительной власти

Применительно к предпринятому исследованию данная схема предполагает, что если региональными органами управления образованием системно реализуется линия на институционализацию психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения, то это должно получать свое отражение в документах, относящихся ко всем пяти уровням представления информации, ибо факт публичного декларирования задач психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения на стратегическом уровне свидетельствует о соответствующем целеполагании в рамках управленческой практики, а актуализация соответствующих аспектов и на операциональном уровне, с оценкой имеющихся ресурсов - о воплощении заявляемых целевых установок и, тем самым, об осуществлении полного цикла ин-ституционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся в регионе.

В итоге поиск единиц счета велся в документах следующих типов, размещенных на сайтах региональных органов управления образованием:

• стратегический уровень - стратегия и/или программа развития образования в регионе, планы и/или отчеты, дорожные карты и т.п.;

• уровень нормативного обеспечения - локальные нормативные документы, регулирующие работу региональных образовательных организаций, устав, внутренние положения/регламенты, должностные инструкции и т.п.;

• уровень инфраструктурного обеспечения - документы, характеризующие обеспечение работы образовательных организаций в регионе, их ресурсное и материально-техническое обеспечение и оснащение, наличие специального оборудования для слепых и слабовидящих, социальную помощь и т.п.;

• уровень методического обеспечения - методические разработки образовательных организаций в регионе, публикации по вопросам реализации программ психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих, инструкции/памятки для членов образовательных организаций, рекомендации для учителей, родителей, учащихся и т.п.;

• операциональный уровень - адаптированные/специальные условия проведения занятий, инклюзивная составляющая программ, специальные мероприятия социально-интеграционной направленности и т.п.

В рамках поиска фиксировались:

• наличие/отсутствие требуемых документов;

• наличие/отсутствие в найденных документах выделенных лексем.

При отсутствии на сайте регионального органа управления образованием документов определенного уровня осуществлялся переход к поиску документов, относящихся к следующему уровню иерархии. В случае обнаружения в документах искомых смысловых единиц проводился их контекстуальный анализ. Дальнейшая обработка осуществлялась с использованием возможностей программы Excel.

Результаты исследования

Региональные управленческие практики в сфере инсти-туционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей: целеполагание

По результатам контент-анализа на сайтах 21 регионального органа исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, документы, относящиеся

к стратегическому уровню представления информации, обнаружены не были. Таким образом, объем выборочной совокупности на уровне целеполагания составил 64 региональных органа управления образованием. При этом искомые единицы счета были зафиксированы на сайтах только 48 из них.

Лексема «психолого-педагогическое сопровождение» фигурирует в документах стратегического уровня, размещенных на сайтах 35 региональных органов управления образованием, лексемы «коррекция» и «коррекционная работа» - соответственно 11 и 10. Между тем единица счета «слепые обучающиеся» была найдена в документах только 18, единица счета «слабовидящие обучающиеся» - 11, а единица счета «слепые и слабовидящие обучающиеся» - и вовсе лишь 6 региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования.

Более того, деятельность в сфере психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих или коррек-ционную работу с ними на уровне целеполагания декларируют на своих сайтах органы управления образованием только трех регионов - Республики Карелия, Республики Хакасия и Ленинградской области. При этом Министерство образования и спорта Республики Карелия оказывается единственным региональным органом управления образованием, на сайте которого в целеполагающих документах содержится прямое указание о «психолого-педагогическом сопровождении слепых и слабовидящих», а также о «коррекции/коррекционной работе со слепыми и слабовидящими». Более того, в стратегических документах именно этого регионального ведомства фиксируется максимальное по выборке число искомых лексем - 11 из 12, тогда как на сайтах 24 региональных органов управления образованием встречается лишь 1 лексема, на сайтах 11 соответствующих региональных органов - 2, на сайтах 6 - 3 лексемы, на сайтах 3 - 4/5 лексем.

Что же касается контекста, в котором в документах стратегического уровня употребляются единицы счета, то он преимущественно связан с реализацией на местах федеральных законодательных и подзаконных актов в сфере образования, федеральных государственных образовательных стандартов, адаптированных основных образовательных программ и т.п.

Также контекст задается, - и это важно в плане целеполага-ния в управленческой деятельности по институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей в региональных системах образования, -установками национального проекта «Образование», в том числе федерального проекта «Современная школа», а также обязательствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части создания региональной «дорожной карты» по внедрению инклюзивного общего и дополнительного образования, обеспечению специальных условий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в целом на долгосрочный период. Инициативные же региональные проекты в сфере образования, декларируемые на стратегическом уровне, апеллируют только к понятиям «коррекция» и/или «психолого-педагогическое сопровождение».

Вместе с тем инициативных проектов такого рода, ориентированных именно на слепых и слабовидящих детей как целевую группу психолого-педагогического сопровождения в системе образования, контент-анализ не выявил. Региональные же управленческие практики - как они предстают в документах стратегического уровня - имеют одинаковую структуру, содержание и подходы как применительно к слепым, так и к слабовидящим обучающимся.

Региональные управленческие практики в сфере институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей: нормативное обеспечение

В ходе контент-анализа документы, относящиеся к уровню представления информации, отражающему нормативное обеспечение, не были обнаружены на сайтах 11 региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Вследствие этого объем выборочной совокупности применительно к документам данного уровня составил 74 региональных органа управления образованием. Искомые же единицы счета были зафиксированы на сайтах только 55 из них.

При этом лексема «психолого-педагогическое сопровождение» является здесь одной из наиболее востребованных, фигурируя в нормативных документах, размещенных

на сайтах 39 региональных органов управления образованием. В свою очередь, единицы счета «слепые обучающиеся» и «слабовидящие обучающиеся» были зафиксированы в нормативных документах соответственно 25 и 21 регионального органа управления образованием, а интегральная лексема «слепые и слабовидящие обучающиеся» - 14.

Вместе с тем единица счета «психолого-педагогическое сопровождение слепых» представлена в нормативных документах органов управления образованием лишь четырех регионов - Рязанской, Мурманской областей, Республики Хакасия и Ямало-Ненецкого автономного округа, а лексемы «психолого-педагогическое сопровождение слабовидящих» и «психолого-педагогическое сопровождение слепых и слабовидящих» - в документах органа управления образованием только одного региона - Республики Хакасия.

В свою очередь, единицу счета «коррекция» используют в документах уровня нормативного обеспечения 25 региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, единицу счета «коррек-ционная работа» - 14. Однако в соотнесении с обучающимися с нарушением зрения вопрос о коррекции/коррекционной работе ставится в нормативных документах органов управления образованием лишь двух регионов - Новгородской и Ленинградской областей. При этом на сайте Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области на уровне документов нормативного обеспечения фиксируется наибольшее по выборке число единиц счета - 7 из 12 искомых, в то время как на сайтах 18 региональных органов управления образованием в размещенных на них документах соответствующего уровня встречается всего одна единица счета, на сайтах 12 - лишь 2 единицы счета, на сайтах 9 - 3 единицы счета, на сайтах 6 - 4/5 единиц счета, а на сайтах 3 - 6 единиц счета.

Вместе с тем если общий контекст употребления единиц счета в документах уровня нормативного обеспечения преимущественно задается формированием региональной нормативно-правовой базы функционирования системы образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в целом, то лексема «слепые и слабовидящие обучающиеся» в основном используется в контексте регламентации итоговой аттестации детей с на-

рушениями зрения, изменения санитарных правил, а также в связи с работой межведомственных комиссий и подготовкой информационных справок о состоянии системы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. При этом единица счета «слабовидящие обучающиеся» востребована больше, чем единица счета «слепые обучающиеся».

Что же касается лексем «психолого-педагогическое сопровождение» и «коррекция/коррекционная работа», представленных в широком контексте деятельности региональных органов управления образованием, то в развороте именно на слепых и слабовидящих обучающихся они трактуются лишь в контексте обеспечения детей с нарушением зрения медико-психолого-педагогическим сопровождением в период адаптации к новым условиям при внедрении ФГОС основного общего образования или изменения действующих санитарных правил для обучающихся со зрительной патологией.

Региональные управленческие практики в сфере ин-ституционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей: инфраструктурное обеспечение

По результатам контент-анализа на сайтах 16 региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, не были найдены документы, относящиеся к уровню инфраструктурного обеспечения управленческой практики в соответствующем ее аспекте. Тем самым, объем выборочной совокупности в данном случае составил 69 региональных органов управления образованием. Искомые единица счета, однако, были зафиксированы на сайтах лишь 49 из них.

При этом наиболее активно востребуется лексема «психолого-педагогическое сопровождение»: она фигурирует на сайтах 31 регионального органа управления образованием в документах, касающихся инфраструктурного обеспечения. Единицы счета «коррекция» и «коррекционная работа» обнаружены в документах такого рода, размещенных на сайтах 22 и 19 региональных органов управления образованием соответственно. Между тем лексема «слепые обучающиеся» встречается в подобных документах, пред-

ставленных на сайтах только 11 региональных органов управления образованием, лексема «слабовидящие обучающиеся» -15, а интегральная лексема «слепые и слабовидящие» - лишь 13.

При этом собственно «психолого-педагогическое сопровождение слепых» в документах, относящихся к уровню инфраструктурного обеспечения его институционализации, декларируют на своих сайтах органы управления образованием только двух регионов - Вологодской и Иркутской областей, а «психолого-педагогическое сопровождение слабовидящих» - лишь одного региона: Алтайского края. Интегральная же лексема «психолого-педагогическое сопровождение слепых и слабовидящих» на сайтах региональных органов управления образованием в документах соответствующего уровня не представлена вовсе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь, единица счета «коррекция/коррекци-онная работа» применительно к детям с нарушением зрения используется в документах уровня инфраструктурного обеспечения, размещенных на сайтах органов управления образованием трех регионов - Вологодской области, Республики Алтай и Иркутской области. При этом на сайте Департамента образования Вологодской области в документах данного уровня фиксируется наибольшее число единиц счета - 8 из 12 искомых. Между тем на сайтах 15 региональных органов управления образованием в документах аналогичного уровня фиксируется лишь одна единица счета, на сайтах 14 -2 единицы счета, на сайтах 11 - 3 единицы счета, на сайтах 7 - только 4 единицы счета и на сайте 1 - 7 единиц счета.

Во всех случаях искомые лексемы в документах уровня инфраструктурного обеспечения употребляются на сайтах региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в контексте совершенствования материально-технической базы подведомственных образовательных организаций. Единица счета «слепые обучающиеся» в документах фигурирует в связи с открытием новых объектов инфраструктуры и подразделений в существующих образовательных организациях, а также в связи с закупкой книг и дидактических материалов, приобретением специальных технических средств. Анализ контекста

употребления единицы счета «слабовидящие обучающиеся» свидетельствует о том, что акцент в данном случае делается на проведении ремонта зданий действующих образовательных организаций для слабовидящих детей, а также на закупке и модернизации технических средств для прохождения слабовидящими обучающимися итоговой аттестации.

Что же касается использования лексем «психолого-педагогическое сопровождение» и «коррекция/коррекционная работа» применительно к слепым и слабовидящим обучающимся, то в документах уровня инфраструктурного обеспечения, размещенных на сайтах региональных органов управления образованием, они предстают в контексте осуществления ремонта школ для детей этой категории и выделения из региональных бюджетов средств на укрепление их материально-технической базы - прежде всего, речь идет об обновлении оснащения кабинетов для психолого-педагогического сопровождения, мастерских, а также оборудования для проведения различных терапевтических мероприятий в отношении детей с нарушениями зрения.

Региональные управленческие практики в сфере инсти-туционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей: методическое обеспечение

Результаты проведенного контент-анализа фиксируют тот факт, что на сайтах 12 региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в принципе отсутствуют документы, относящиеся к методическому уровню представления информации, и потому объем выборочной совокупности в данном случае составил 73 региональных органа управления образованием, причем искомые единицы счета были зафиксированы на сайтах только 67 из них.

В методических документах лексема «психолого-педагогическое сопровождение» встречается на сайтах 57 региональных органов управления образованием, лексемы «коррекция» и «коррекционная работа» - соответственно 45 и 27.

Вместе с тем единица счета «слепые обучающиеся» в документах методического характера обнаруживается на сайтах 21 регионального органа управления образованием, единица

счета «слабовидящие обучающиеся» - на сайтах 23, а интегральная формула «слепые и слабовидящие обучающиеся» - на сайтах 19 региональных органов управления образованием.

При этом лексему «психолого-педагогическое сопровождение слепых» в своих методических документах декларируют органы управления образованием только двух регионов - Алтайского края и Иркутской области, лексему «психолого-педагогическое сопровождение слабовидящих» -трех регионов: Мурманской, Иркутской областей и Севастополя; также в соответствующих документах органов управления образованием Мурманской и Иркутской областей представлена интегральная лексема «психолого-педагогическое сопровождение слепых и слабовидящих».

Единица счета «коррекция/коррекционная работа» в соотнесении с обучающимися с нарушением зрения упоминается в методических документа, размещенных на сайтах органов управления образованием Республики Татарстан, Алтайского края и Мурманской области.

При этом на сайте Министерства образования и науки Мурманской области в представленных на нем документах методического характера фиксируется наибольшее число единиц счета - 10 из 12 искомых. На сайтах же 16 региональных органов управления образованием в методических документах обнаруживается лишь одна единица счета, на сайтах 17 - 2 единицы счета, на сайтах 11 - 3 единицы счета, на сайтах 11 - 4 единицы счета, на сайтах 3 - 5 единиц счета, на сайтах 5 - 6 единиц счета и на сайте 1 - от 7 до 9 единиц счета.

Контекст же, в котором лексемы «психолого-педагогическое сопровождение» и «коррекция/коррекционная работа» используются региональными органами управления образованием в документах методического уровня, идентичен: помимо методических рекомендаций, касающихся реализации федерального образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и вопросов организации экспертных дискуссий, он задается и тематикой курсов повышения квалификации, а также методическими рекомендациями для сотрудников образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ и желающих принять участие в профессиональных конкурсах.

Вместе с тем методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения именно слепых и слабовидящих обучающихся, а также коррекционной работы с ними в документах методического уровня, представленных на сайтах региональных органов управления образованием, в контекстуальном плане ограничивается лишь обменом экспертным опытом и созданием справочных материалов для родителей детей с нарушением зрения.

Региональные управленческие практики в сфере институ-ционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей: операциональный уровень

По результатам проведенного контент-анализа на сайтах 14 региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, документов, относящихся к операциональному уровню представления информации, обнаружено не было. Тем самым, объем выборочной совокупности здесь составил 71 региональный орган управления образованием. При этом искомые единицы счета зафиксированы на сайтах только 62 из них.

Лексема «психолого-педагогическое сопровождение» в документах, отражающих операциональные аспекты деятельности, встречается на сайтах 39 региональных органов управления образованием.

Единица счета «коррекция» присутствует в документах такого рода, представленных на сайтах 28 региональных органов управления образованием, единица счета «коррекци-онная работа» - 22.

Между тем лексема «слепые обучающиеся» найдена в документах операционального уровня на сайтах 28 региональных органов управления образованием, лексема «слабовидящие обучающиеся» - 21, а интегральная лексема «слепые и слабовидящие» - 25.

Что же касается единицы счета «психолого-педагогическое сопровождение слепых», то она в документах операционального характера представлена на сайте органа управления образованием только одного региона - Алтайского края, а единица счета «психолого-педагогическое сопровождение слабовидящих» обнаруживается в соответствующих доку-

ментах органов управления образованием двух регионов -Вологодской и Псковской областей. При этом органы управления образованием Псковской области и Новгородской области в своих документах используют в операциональной плоскости и лексему «психолого-педагогическое сопровождение слепых и слабовидящих».

В свою очередь, единица счета «коррекция/коррекцион-ная работа» применительно к слепым и слабовидящим обучающимся фигурирует в документах операционального уровня, размещенных на сайтах органов управления образованием города Севастополя и Республики Карелия.

При этом на сайтах Комитета по образованию Псковской области и Департамента образования и науки города Севастополя в документах, относящихся к операциональному уровню представления информации, фиксируется наибольшее число единиц счета - 7 из 12 искомых, тогда как на сайтах 18 региональных органов управления образованием встречается только одна единица счета, на сайтах 14 - 2 единицы счета, на сайтах 10 - 3 единицы счета, на сайтах 11 - 4 единицы счета, на сайтах 4 - 5 единиц счета, а на сайтах 3 - 6 единиц счета.

Контекст, в котором искомые единицы счета предстают в документах операционального уровня, размещенных на сайтах региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, связан прежде всего с реализацией программам и проектов в области дополнительного образования детей с ОВЗ (кружки, секции, работа творческих коллективов), организацией их спортивной деятельности, в том числе соревновательной, а также с проведением конкурсов различного уровня и разной тематической направленности, праздников и фестивалей, общественных, благотворительных и волонтерских мероприятий.

В целом в этом же контексте в документах операционального уровня региональными органами управления образованием используются и лексемы «слепые обучающиеся», «слабовидящие обучающиеся» и «слепые и слабовидящие обучающиеся», однако лексема «слепые обучающиеся» в отличие от остальных упоминается и в контексте отчетной информации о выполнении межведомственных планов по вопросам образования инвалидов и детей-инвалидов.

Единицы счета «психолого-педагогическое сопровождение» и «коррекция / коррекционная работа» используются в документах операционального уровняв в одинаковом контексте, который, однако, определяется не только мероприятиями, программами и проектами для детей с ОВЗ, но и мероприятиями для их родителей, а также - в разрезе единицы счета «коррекция / коррекционная работа» - научными конференциями.

Что же касается контекста использования данных лексем применительно к слепым и слабовидящим обучающимся, то в документах операционального уровня он ограничивается лишь спортивными, общественными мероприятиями и организацией праздников и фестивалей.

Обсуждение и выводы

Результаты проведенного исследования, в основе которого лежал контент-анализ сайтов региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, свидетельствуют о том, что вопросы психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся являются одними из наименее представленных и наименее разработанных в документах, определяющих функционирование региональных систем специального образования. Это указывает на недостаточный уровень инсти-туционализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с глубоким нарушением зрения в региональной управленческой практике, в чем, в свою очередь, отражается дискретность и асинхронность процессов регионализации образования применительно к детям данной нозологической категории.

Что касается уровней управленческого обеспечения ин-ституционализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения, то наиболее разработанным, по результатам исследования, является уровень методического обеспечения, а наименее разработанным - стратегический уровень, т.е. уровень целеполагания. Однако и уровень методического обеспечения институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся оказывается недостаточным, ибо среднее чис-

ло регионов, где управленческая практика в сфере образования опирается на соответствующую документальную базу, не превышает 17 при медианном значении 11, а модальном -2 (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная представленность информации на сайтах региональных органов управления образованием

Уровень представления информации Число сайтов на которых найдены единицы счета

Модальное Медианное Среднее Максимальное

значение значение значение значение

Методическое обеспечение 2 11 17,17 57

Операциональный уровень 1 11,5 14,33 39

Нормативное обеспечение 1 9 12,33 39

Инфраструктурное обеспечение 1 7 9,92 31

Целеполагание 2 4,5 8,50 35

На уровне же целеполагания, помимо крайне низких значений показателей общей обеспеченности управленческой практики в сфере специального образования документами стратегического характера (среднее число регионов, в которых такие документы имеются, - 8 при медианном значении - 4, модальном - 2), обнаруживается редуцирование регионального компонента стратегического планирования развития системы образования, включая управленческие практики в сфере институционализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения.

Более того, на всех уровнях региональной управленческой практики в сфере специального образования именно проблематика психолого-педагогического сопровождения и коррекции развития слепых и слабовидящих обучающихся предстает как наименее разработанная (см. табл. 2).

При этом применительно к каждому из уровней управленческого обеспечения институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих обучающихся лидирующие позиции занимают разные региональные системы специального образования.

Тем самым в межрегиональном образовательном пространстве в целом отсутствует своего рода «опережающая группа», в которую бы входили региональные системы специ-

ального образования, успешно реализующие управленческие практики на всех уровнях институционализации психолого-педагогического сопровождения детей с глубоким нарушением зрения, и которая бы выступала драйвером масштабирования данного процесса.

Таким образом, результаты проведенного исследования, подтверждая положенную в его основу гипотезу, свидетельствуют о неоднородности этого пространства в аспекте институционализации психолого-педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей и ее управленческого обеспечения.

Таблица 2

Слепые и слабовидящие обучающиеся как целевая группа психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы: сравнительная представленность проблематики на сайтах региональных органов управления образованием

Среднее чисо сайтов

Уровень представления информации Слепые и слабовидящие обучающиеся Психолого-педагогическое сопровождение слепых и слабовидящих Коррекция/ коррекщонная работа со слепыми и слабовидящими

Целеполагание „, 10,0 5,4

Нормативное обеспечение 20,0 11,3 8,6

Инфраструктурное обеспечение 13,0 8,5 9,2

Методическое обеспечение 21,0 16,° 15,8

Операциональный уровень 24,7 ,0 10,8

Список литературы

1. Баранова М. Л. Проектирование и организация региональных систем специального образования: дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 2005. - 545 с.

2. Денискина В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения // Дефектология. - 2012. - №6. - С. 17-24.

3. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. - 2012. - №5. - С. 3-12.

4. Журавлева И. А. Регионализация образования, сущность и концептуальные основания: дис. ... канд. филос. наук. - Иркутск, 2002. - 134 с.

5. Золоткова Е. В., Малышева М. И. Региональная модель комплексного сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 339-343. [Элек-

тронный ресурс]. URL: https://top-technologies.ru/ru/art:id.e/view?id=35911 (дата обраще- |8i| ния: 16.10.2022).

6. Иванова А. В., Бугаева А. П. Регионализация математического образования в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-3. - С. 497-501. [Электронный ресурс]. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35301 (дата обращения: 16.10.2022).

7. Кантор В. З., Немирова Н. В., Казанкин В. В. Психолого-педагогическая реабилитация как практика институционализированного сообщества инвалидов по зрению // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2020. -№ 2. - С. 33-56.

8. Кантор В. З., Никулина Г. В., Никулина И. Н. Уровень развития коммуникативной компетентности младших школьников со зрительной недостаточностью в различных институционально-образовательных условиях // Интеграция образования. - 2021. -Т. 25. - № 2. - С. 321-339.

9. Кобрина Л. М., Логинова Е. Т., Никитина М. И. Опыт и перспективы развития образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Ленинградской области // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2017. - №4. - С. 242-250. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/opyt-i-perspektivy-razvitiya-obrazovatelnyh-sistem-dlya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-invalidov-v-leningradskoy (дата обращения: 23.10.2022).

10. Коренева А. В., Девяткова Т. Н. Регионализация обучения русскому языку как условие формирования культуроведческой компетенции/ под ред. А. В. Кореневой: монография. - М.: Русайнс, 2021. - 159 с.

11. Коротков А. М., Сергеев Н. К. Регионализация как тенденция развития современного российского образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - №5 (138). - С. 4-9.

12. Кулешов Е. А. Роль регионализации физического образования для устойчивого экономического развития региона (на примере Кузбасса) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2019. - №5. - С. 65-68.

13. Листвин А. А. Регионализация профессионального образования: механизмы реализации // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №3 (41). -

C. 162-165. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-professionalnogo-obrazovaniya-mehanizmy-realizatsii (дата обращения: 18.10.2022).

14. Лопсонова З. Б. Регионализация содержания дошкольного образования в условиях введения ФГОС // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - 2014. №4-1. - С. 12-17. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ regionalizatsiya-soderzhaniya-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-vvedeniya-fgos (дата обращения: 18.10.2022).

15. Матайс М. И., Хачатрян Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2019. - Т. 11. -№ 6-1. - С. 45-49.

16. Меджидова С. Г., Ихлазов Г. И., Рамазанова Р. М. Психолого-педагогическое сопровождение слабовидящих и незрячих детей в общеобразовательной школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №65-4. - С. 316-318. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-slabovidyaschih-i-nezryachih-detey-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 22.10.2022).

17. Наумов С. В. Регионализация образования и стратегии управления его развитием // Интеграция образования. - 2004. №4 (37). - С. 11-18. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-i-strategii-upravleniya-ego-razvitiem (дата обращения: 19.10.2022).

18. Немирова Н. В., Кантор В. З. Исследование потребностей педагогических коллективов школ в условиях институционализации инклюзивного образования слепых и слабовидящих // Science for Education Today. - 2020. - № 3. - С. 28-44.

19. Николаева А. Д., Чудиновских А. В. Региональное образование как научно-педагогическая категория // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-2. - С. 392-

|82| 396. [Электронный ресурс]. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36458 (дата обращения: 18.10.2022).

20. Ниязова А. А, Галагузова Ю. Н. Регионализация социально-экологического образования: подходы и содержание // Педагогическое образование в России. - 2018. -№2. - С. 35-39.

21. Пенина Т. А. Организационно-педагогическое обеспечение региональной системы специального образования: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 217 с.

22. Родин М. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в массовой школе: дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2014. -242 с.

23. Сальдаева О. В. О регионализации художественного образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. -2008. - №7. - С. 153-163. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-regionalizatsii-hudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.10.2022).

24. Серегина О. Ю. Регионализация современного дошкольного образования // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: материалы II Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Липецк, 25 сент. 2020. - Липецк: Изд-во Липецкого государственного педагогического университета им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - С. 126-130.

25. Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение / В. З. Кантор, Г. В. Никулина, Е. Б. Быкова и др. Монография для тифлопедагогов-практиков - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. - 240 с.

26. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / отв. ред. С. В. Алехина; под. ред. Е. В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 56 с.

27. Суворина Н. П. Психологическое сопровождение слепых и слабовидящих подростков по формированию Я-концепции как фактора социальной адаптации в школе-интернате // Вестник практической психологии образования. - 2021. - Т. 18. - № 1. -C. 71-80.

28. Суворова И. В. Региональная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Томской области // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. № 6 (147). - С. 131-138. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-sistema-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-detey-invalidov-v-tomskoy-oblasti (дата обращения: 16.10.2022).

29. Трутнева Е. И., Мазепа Е. М. Система психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате для слепых и слабовидящих как средство социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения // Наука и социум: материалы всерос. науч.-практич. конф., Нобосибирск, 25 мая 2019. - Новосибирск: АНО ДПО СИПППИСР, 2019. -С. 146-152. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-v-shkole-internate-dlya-slepyh-i-slabovidyaschih-kak-sredstvo-sotsializatsii-i (дата обращения: 23.10.2022).

30. Шабанова М. М., Алиева Р. Р. Регионализация образования как важный фактор сбалансированного социально-экономического развития региона // Гуманизация образования. - 2010. - №1. - С. 68-73. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-kak-vazhnyy-faktor-sbalansirovannogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona (дата обращения: 16.10.2022).

31. Юдина И. А., Корякина Т. Г. К проблеме регионализации системы ранней помощи (на примере Республики Саха (Якутия)) // Мир науки, культуры, образования. -2019. - №6 (79). - С. 297-300. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/k-probleme-regionalizatsii-sistemy-ranney-pomoschi-na-primere-respubliki-saha-yakutiya (дата обращения: 17.10.2022).

32. Albia J. E., Chan, S.-J. Understanding regionalisation in Philippine higher education // Higher Education Evaluation and Development. - 2017. - Vol. 11. - No. 2. - Pp. 95-110. DOI: 10.1108/HEED-07-2017-0003.

33. Chou M. H., Ravinet P. The Rise of 'Higher Education Regionalism': An Agenda for Higher Education Research / Huisman, J., de Boer, H., Dill, D.D., Souto-Otero, M. The Palgrave International Handbook of Higher Education Policy and Governance. - London: Palgrave Macmillan, 2015. https://doi.org/10.1007/978-1-137-45617-5_20.

34. Emmerich M. Regionalisierung und Schulentwicklung: Bildungsregionen als Modernisierungsansätze im Bildungssektor. https://doi.org/10.1007/978-3-531-18942-0_14.

35. Jungermann A., Manitius V., Berkemeyer N. Regionalisierung im schulischen Kontext. Ein Überblick zu Projekten und Forschungsbefunden// Journal for educational research online. -2015. - Vol. 7. - No 1. - S. 14-48. DOI: 10.25656/01:11046.

36. Kantor V. Z., Nikulina G. V., Nikulina I. N. The Impact of the Institutional Learning Environments on the Development of Self-Attitude In Pupils With Vision Deficiency // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. - 2017. - Vol. 9 (10). - Pp. 1912-1917. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31045803 (дата обращения: 16.10.2022).

37. Martínez S. S., Asorey M. F., Parrilla Á. Investigación Participativa con Jóvenes con Discapacidad Visual: Cuando los Relatos de Exclusión e Inclusión Salen a la Calle // Revista Internacional de Educacion para la Justicia Social. - 2019. - Vol. 8 (2). - Pp. 49-64. DOI: 10.15366/ riejs2019.8.2.003.

38. Miyauchi H. A Systematic Review on Inclusive Education of Students with Visual Impairment // Education Sciences. - 2020. - Vol. 10 (11). - No 346. DOI: 10.3390/ educsci10110346.

39. Turri R. The Role of Regionalization in Public Education: senior theses. - Hartford: Trinity College, 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalrepository.trincoll.edu/ theses/81 (дата обращения: 16.10.2022).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Baranova, M. L. (2005) Proektirovanie i organizaciya regionaL'nyh sistem special'nogo obrazovaniya [Design and organization of regional special education systems: dis. ... doc. ped. sciences]. Sankt-Peterburg. (In Russian).

2. Deniskina, V. Z. (2012) Osobye obrazovatel'nye potrebnosti detej s narusheniem zreniya [Special educational needs of children with visual disorders]. DefektoLogiya - DefectoLogy. Vol. 6. Pp. 17-24. (In Russian).

3. Deniskina, V. Z. (2012) Osobye obrazovatel'nye potrebnosti, obuslovlennye narusheniyami zreniya i ih vtorichnymi posledstviyami [Special educational needs caused by visual disorders and their secondary consequences]. DefektoLogiya - DefectoLogy. Vol. 5. Pp. 3-12. (In Russian).

4. Zhuravleva, I. A. (2002) RegionaLizaciya obrazovaniya, sushchnost' i konceptuaL'nye osnovaniya [Regionalization of education, essence and conceptual foundations: dis. ... cand. philosophy sciences]. Irkutsk. (In Russian).

5. Zolotkova, E. V., Malysheva, M. I. (2016) Regional'naya model' kompleksnogo soprovozhdeniya mladshih shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'noj organizacii [Regional model of primary school students with disabilities' integrated support in educational organizations]. Sovremennye naukoemkie tekhnoLogii -Modern high technoLogies. Vol. 5-2. Pp. 339-343. Available at: https://top-technologies.ru/ru/ article/view?id=35911 (accessed 16 October 2022). (In Russian).

6. Ivanova, A. V., Bugaeva, A. P. (2015) Regionalizaciya matematicheskogo obrazovaniya v duhovno-nravstvennom stanovlenii podrastayushchego pokoleniya [Regionalization of mathematical education in spiritual and noral formation of the younger]. Sovremennye naukoemkie tekhnoLogii - Modern high technoLogies. Vol. 12-3. Pp. 497-501. Available at: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35301 (accessed 16 October 2022). (In Russian).

7. Kantor, V. Z., Nemirova, N. V., Kazankin, V. V. (2020) Psihologo-pedagogicheskaya reabilitaciya kak praktika institucionalizirovannogo soobshchestva invalidov po zreniyu [Psychological and pedagogical rehabilitation as practice of the institutionalized community of visually impaired people]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University JournaL. Vol. 2. Pp. 33-56. (In Russian).

8. Kantor, V. Z., Nikulina, G. V., Nikulina, I. N. (2021) Uroven' razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti mladshih shkol'nikov so zritel'noj nedostatochnost'yu v razlichnyh institucional'no-obrazovatel'nyh usloviyah [Development of communicative competence in junior high school students with visual impairment in different institutional and educational

I84I settings]. Integraciya obrazovaniya - Integration of Education. Vol. 2. Pp. 321-339. DOI 10.15507/1991-9468.103.025.202102.321-339. (In Russian).

9. Kobrina, L. M., Loginova, E. T., Nikulina, M. I. (2017) Opyt i perspektivy razvitiya obrazovatel'nyh sistem dlya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidov v Leningradskoj oblasti [Experience and prospects for the development of educational systems for persons with disabilities and the disabled in the Leningrad Region]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. Vol. 4. Pp. 242-250. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-i-perspektivy-razvitiya-obrazovatelnyh-sistem-dlya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-invalidov-v-leningradskoy (accessed 23 October 2022). (In Russian).

10. Koreneva, A. V., Devyatkova, T. N. (2021) Regionalizaciya obucheniya russkomu yazyku kak uslovie formirovaniya kul'turovedcheskoj kompetencii [Regionalization of teaching the Russian language as a condition for the formation of cultural competence] Moskva: Rusajns. (In Russian).

11. Korotkov, A. M., Sergeev, N. K. (2019) Regionalizaciya kak tendenciya razvitiya sovremennogo rossijskogo obrazovaniya [Regionalization as a trend in the development of modern Russian education]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Ivzestia of the Volgograd State PedagogicalUniversity. Vol. 5 (138). Pp. 4-9. (In Russian).

12. Kuleshov, E. A. (2019) Rol' regionalizacii fizicheskogo obrazovaniya dlya ustojchivogo ekonomicheskogo razvitiya regiona (na primere Kuzbassa) [The role of regionalization of physical education for the sustainable economic development of the region (on the example of Kuzbass)]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki - Modern Science: actual problems of theory and practice. Vol. 5. Pp. 65-68. (In Russian).

13. Listvin, A. A. (2012) Regionalizaciya professional'nogo obrazovaniya: mekhanizmy realizacii [Regionalization of Vocational Education: Implementation Mechanisms]. Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta - Cherepovets State University Bulletin. Vol. 3 (41). Pp. 162-165. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-professionalnoo-obrazovaniya-mehanizmy-realizatsii (accessed 18 October 2022). (In Russian).

14. Lopsonova, Z. B. (2014) Regionalizaciya soderzhaniya doshkol'nogo obrazovaniya v usloviyah vvedeniya FGOS [Content regionalization of preschool education in context of Federal State Education Standard introduction]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya - BSU bulletin. Philosophy. Vol. 4-1. Pp. 12-17. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/regionalizatsiya-soderzhaniya-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-vvedeniya-fgos (accessed 18 October 2022). (In Russian).

15. Matais, M. I., Khachatryan, L. A. (2019) Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obucheniya detej s OVZ [Psychological and pedagogical support for the education of children with disabilities] Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl' - Historical and Social-Educational Idea. Vol. 11. (6-1). Pp. 45-49. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-45-49. (In Russian).

16. Medzhidova, S. G., Ihlazov, G. I., Ramazanova, R. M. (2019) Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie slabovidyashchih i nezryachih detej v obshcheobrazovatel'noj shkole [Psychological and pedagogical support of diagnostic and visual children in a general educational school]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education. Vol. 65-4. Pp. 316-318. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-slabovidyaschih-i-nezryachih-detey-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (accessed 22 October 2022). (In Russian).

17. Naumov, S. V. (2004) Regionalizaciya obrazovaniya i strategii upravleniya ego razvitiem [Regionalization of education and strategies of its management]. Integraciya obrazovaniya -Integration of Education. Vol. 4 (37). Pp. 11-18. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ regionalizatsiya-obrazovaniya-i-strategii-upravleniya-ego-razvitiem (accessed 19 October 2022). (In Russian).

18. Nemirova, N. V., Kantor, V. Z. (2020) Issledovanie potrebnostejpedagogicheskih kolle-ktivov shkol v usloviyah institucionalizacii inklyuzivnogo obrazovaniya slepyh i slabovidyashchih [Research on the needs of school teaching staff within the framework of institutionalization of inclusive education for the blind and visually impaired]. Science for Education Today. Vol. 3. Pp. 28-44. DOI: 10.15293/2658-6762.2003.02]. (In Russian).

19. Nicolaeva, A.D., Chudinovskay, A. V. (2016) Regional'noe obrazovanie kak nauchno-pedagogicheskaya ka tegoriya [Regional education as a scientific educational category]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern high technologies. Vol. 12-2. Pp. 392-396. Available at: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36458 (accessed 18 October 2022). (In Russian).

20. Niyazova, А. А, Galaguzova, Y. N. (2018) Regionalizaciya social'no-ekologicheskogo obrazovaniya: podhody i soderzhanie [Regionalization of social and ecological education: approach and content]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical Education in Russia. Vol. 2. Pp. 35-39. (In Russian).

21. Penina, T. A. (2008) Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie regional'noj sistemy special'nogo obrazovaniya [Organizational and pedagogical support of the regional system of special education: dis. ... cand. ped. sciences]. Sankt-Peterburg. (In Russian).

22. Rodin, M. V. (2014) Osobennosti psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya detej mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniyami zreniya v massovoj shkole [Peculiarities of psychological and pedagogical support for the development of children of primary school age with visual impairments in a mass school: dis. ... cand. psychol. sciences]. Nizhnij Novgorod. (In Russian).

23. Saldaeva, O. V. (2008) O regionalizacii hudozhestvennogo obrazovaniya. [On the regionalization of art education]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta - The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University. Vol. 7. Pp. 153-163. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-regionalizatsii-hudozhestvennogo-obrazovaniya (accessed 18 October 2022). (In Russian).

24. Seregina, O. Y. (2020). Regionalizaciya sovremennogo doshkol'nogo obrazovaniya [Regionalization of modern preschool education] Regional'naya kul'tura kak komponent soderzhaniya nepreryvnogo obrazovaniya [Regional culture as a component of the content of continuous education]. Proceedings of the II All-Russian scientific-practical. conf. with international participation, dedicated to the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War. Lipetsk, 25 Sept. 2020. Lipetsk: Publishing House of the Lipetsk State Pedagogical University. P. P. Semenov-Tyan-Shansky. Pp. 126-130. (In Russian).

25. Kantor, V.Z., Nikulina, G.V., Bykov, E.B. (2021) Slepye i slabovidyashchie deti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: kompleksnoe soprovozhdenie [Blind and visually impaired children in the system of continuous education: comprehensive support]. Sankt-Peterburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. (In Russian).

26. Samsonova, E. V. (2012) Sozdanie special'nyh uslovij dlya detej s narusheniyami zreniya v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Creation of special conditions for children with visual impairments in educational institutions]. Moskva: MGPPU.(In Russian).

27. Suvorina, N. P. (2021) Psihologicheskoe soprovozhdenie slepyh i slabovidyashchih podrostkov po formirovaniyu YA-koncepcii kak faktora social'noj adaptacii v shkole-internate [Psychological support of blind and visually impaired teenagers for the formation of self-construction as a factor of social adaptation in a boarding school]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya - Bulletin of Psychological Practice in Education. Vol. 18 (1). Pp. 7180. DOI: 10.17759/bppe.2021180108. (In Russian)

28. Suvorova, I. V. (2014) Regional'naya sistema obrazovaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i detej-invalidov v Tomskoj oblasti [Educational system of handicapped and special needs children in Tomsk region]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin. Vol. 6 (147). Pp. 131-138. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-sistema-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-detey-invalidov-v-tomskoy-oblasti (accessed 16 October 2022). (In Russian).

29. Trutneva, E. I., Mazepa, E. M. (2019) Sistema psihologo-pedagogicheskogo sopro-vozhdeniya v shkole-internate dlya slepyh i slabovidyashchih kak sredstvo socializacii i integracii lic s narusheniyami zreniya [The system of psychological and pedagogical support in a boarding school for the blind and visually impaired as a means of socialization and integration of persons with visual impairments] Proceedings of the all-Russian. scientific-practical. conf Science and society. Nobosibirsk, 25 May, 2019. Novosibirsk: ANO DPO SIPPPISR. Pp. 146-152. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/sistema-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-v-shkole-internate-dlya-slepyh-i-slabovidyaschih-kak-sredstvo-sotsializatsii-i (accessed 23 October 2022). (In Russian).

30. Shabanova, M. M., Alieva, R. R. (2010) Regionalizaciya obrazovaniya kak vazhnyj faktor sbalansirovannogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Regionalization of education as an important factor in the balanced socio-economic development of the region]. Gumanizaciya obrazovaniya - Humanization of Education. Vol. 1. Pp. 68-73. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalizatsiya-obrazovaniya-kak-vazhnyy-faktor-sbalansirovannogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona (accessed: 16 October 2022). (In Russian).

31. Yudina, I. А., Koryakina, Т. G. (2019) K probleme regionalizacii sistemy rannej pomoshchi (na primere Respubliki Saha (YAkutiya) [The problem of regionalization of early

|86| support system (on the example of the republic of Sakha (Yakutia)]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The world of science, culture and education. Vol. 6 (79). Pp. 297-300. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-regionalizatsii-sistemy-ranney-pomoschi-na-primere-respubliki-saha-yakutiya (accessed 17 October 2022). DOI: 10.24411/1991-54972019-10128. (In Russian).

32. Albia, J. E., Chan, S.-J. (2017) Understanding regionalisation in Philippine higher education. Higher Education Evaluation and Development. Vol. 11 No. 2. Pp. 95-110. DOI: 10.1108/HEED-07-2017-0003.

33. Chou, M.-H., Ravinet, P. (2015) The Rise of 'Higher Education Regionalism': An Agenda for Higher Education Research. 10.1007/978-1-137-45617-5_20.

34. Emmerich, M. (2010) Regionalisierung und Schulentwicklung: Bildungsregionen als Modernisierungsansätze im Bildungssektor [Regionalization and school development: Educational regions as modernization approaches in the education sector]. DOI: 10.1007/978-3-531-18942-0_14.

35. Jungermann, A., Manitius, V., Berkemeyer, N. (2015) Regionalisierung im schulischen Kontext. Ein Überblick zu Projekten und Forschungsbefunden [Regionalization in the school context. An overview of projects and research findings]. Journal for educational research online. Vol. 7. No 1. Pp. 14-48. DOI: 10.25656/01:11046.

36. Kantor, V. Z., Nikulina, G. V., Nikulina, I.N. (2017) The Impact of the Institutional Learning Environments on the Development of Self-Attitude In Pupils With Vision Deficiency. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. Vol. 9 (10). Pp. 1912-1917. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31045803 (accessed 16 October 2022).

37. Martínez, S. S., Asorey, M. F., Parrilla, Á. Investigación Participativa con Jóvenes con Discapacidad Visual: Cuando los Relatos de Exclusión e Inclusión Salen a la Calle [Participatory Research with Young People with Visual Impairment: When Exclusion and Inclusion Stories Hit the Streets]. Revista Internacional de Educacion para la Justicia Social - International Journal of Education for Social Justice. Vol. 8 (2). Pp. 49-64. DOI: 10.15366/riejs2019.8.2.003.

38. Miyauchi, H. (2020) A Systematic Review on Inclusive Education of Students with Visual Impairment. Education Sciences. Vol. 10 (11). No 346. https://doi.org/10.3390/ educsci10110346.

39. Turri, R. (2005) The Role of Regionalization in Public Education: senior theses. Hartford: Trinity College. Available at: https://digitalrepository.trincoll.edu/theses/81 (accessed 16 October 2022).

Вклад соавторов

Кантор В. З.: формироваие замысла и программы исследования, научное редактирование материала;

Никулина Г. В.: обоснование и отбор единиц анализа, тифлопедагогическая экспертиза эмпирических данных и их интерпретации;

Немирова H. В.: реализация процедуры контент-анализа и первичное описание его результатов.

Co-authors' contribution

Kantor V. Z.: formation of the concept and research program, scientific editing of the material;

Nikulina G. V.: substantiation and selection of units of analysis, tiflopedagogic examination of empirical data and their interpretation;

Nemirova N. V.: the implementation of the content analysis procedure and the primary description of its results.

Сведения об авторах jgyj

Кантор Виталий Зорахович, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-9700-7887, e-mail: v.kantor@mail.ru

Никулина Галина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-8601-8655, e-mail: gnikulina40@gmail.com

Немирова Наталья Викторовна, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-0674-5260, e-mail: nnemirova@yandex.ru

About the authors

Vitaly Z. Kantor, Dr. Sci. (Ped.), Full Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University), Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-00029700-7887, e-mail: v.kantor@mail.ru

Galina V. Nikulina, Dr. Sci. (Ped.), Full Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University), Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-00018601-8655, e-mail: gnikulina40@gmail.com

Natalia N. Nemirova, Cand. Sci. (Sociol.), Associated Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University), Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 00000002-0674-5260, e-mail: nnemirova@yandex.ru

Поступила в редакцию: 26.10.2022 Принята к публикации: 07.11.2022 Опубликована: 29.12.2022

Received: 26 October 2022 Accepted: 07 November 2022 Published: 29 December 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.