Научная статья на тему 'Институционализация лоббирования как политического института в условиях демократизации общества'

Институционализация лоббирования как политического института в условиях демократизации общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лоббирование / лоббирование / институты лоббизма / политическое участие / профессиональный лоббизм / групповые интересы / lobbying / lobbying / lobbying institutions / political participation / professional lobbying / group interests

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Брода Сергей Борисович

В статье процесс институционализации лоббизма показано как его развитие в направлении формального политического института, являющегося результатом развития политической системы в условиях ее демократизации. Показано, что современные полиморфные политические системы, институционализирующие лоббизм, демонстрируют направленность на публичное согласование интересов групп взаимодействия, на эффективное изобретение компромиссных решений в условиях конфликтов интересов на основе определенных и признанных правил. Показано, что процесс разработки стандартов по институционализации лоббизма в Европейском Союзе стал происходить под влиянием международных региональных организации, которые создали опорные документы и рекомендации во время активных этапов развития единой Европы. В условиях транснационализации политического пространства это обеспечило развитие механизмов изобретения компромиссных решений в условиях кризиса плебисцитной и расширения конкурентной, представительной демократии. Институционализация лоббизма в Европейском Союзе и странах-членах, приобретение им качеств конвенционной практики группового и индивидуального представительства интересов позволили рассматривать лоббирование как деятельность по компенсации недостатков демократических процедур политического участия и обеспечения противодействия евроскептицизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF LOBBYING AS A POLITICAL INSTITUTION IN THE CONTEXT OF DEMOCRATIZATION OF SOCIETY

In the presented article, the process of institutionalization of lobbying is shown as its development in the direction of a formal political institution, which is the result of the development of the political system in the conditions of its democratization. It is shown that modern polymorphic political systems that institutionalize lobbying demonstrate a focus on public coordination of the interests of interaction groups, on the effective invention of compromise solutions in conditions of conflicts of interest based on certain and recognized rules. It is shown that the process of developing standards for the institutionalization of lobbying in the European Union began to take place under the influence of international regional organizations that created supporting documents and recommendations during the active stages of the development of a united Europe. In the context of the transnationalization of the political space, this ensured the development of mechanisms for inventing compromise solutions in the context of the plebiscite crisis and the expansion of competitive, representative democracy. The institutionalization of lobbying in the European Union and member states, its acquisition of the qualities of the conventional practice of group and individual representation of interests made it possible to consider lobbying as an activity to compensate for the shortcomings of democratic procedures for political participation and to ensure counteraction to Euroscepticism.

Текст научной работы на тему «Институционализация лоббирования как политического института в условиях демократизации общества»

Институционализация лоббирования как политического института в условиях демократизации общества

Брода Сергей Борисович,

аспирант, Российский университет дружбы народов E-mail: mraad2012@mail.ru

В статье процесс институционализации лоббизма показано как его развитие в направлении формального политического института, являющегося результатом развития политической системы в условиях ее демократизации. Показано, что современные полиморфные политические системы, институционализирующие лоббизм, демонстрируют направленность на публичное согласование интересов групп взаимодействия, на эффективное изобретение компромиссных решений в условиях конфликтов интересов на основе определенных и признанных правил. Показано, что процесс разработки стандартов по институционализации лоббизма в Европейском Союзе стал происходить под влиянием международных региональных организации, которые создали опорные документы и рекомендации во время активных этапов развития единой Европы. В условиях транснационализации политического пространства это обеспечило развитие механизмов изобретения компромиссных решений в условиях кризиса плебисцитной и расширения конкурентной, представительной демократии. Институциона-лизация лоббизма в Европейском Союзе и странах-членах, приобретение им качеств конвенционной практики группового и индивидуального представительства интересов позволили рассматривать лоббирование как деятельность по компенсации недостатков демократических процедур политического участия и обеспечения противодействия евроскептицизму.

Ключевые слова: лоббирование, лоббирование, институты лоббизма, политическое участие, профессиональный лоббизм, групповые интересы.

£7

CJ

со

см

см

О)

Z

136

В отчете Организации экономического сотрудничества и развития «лоббирование в XXI веке: прозрачность, честность и доступность» за 2021 год говорится, что лоббирование во всех его формах, включая пропаганду и другие способы воздействия на государственную политику, является законным актом политического участия. Это дает заинтересованным сторонам доступ к разработке и реализации государственной политики. Инклюзивный процесс разработки политики предоставляет возможности для более информированной и более эффективной политики [16].

Процесс преобразования широких практик лоббирования в конвенционную деятельность специалистов с целью реализации политических и экономических интересов групп и эффективного социально-политического представительства давно стала предметом исследования и анализа в работах Крэга Флешера [11], Конор МакГрата [15]. Эти авторы исследовали и определяли профессиональные навыки и функциональную специфику деятельности лоббистов в различных сферах общественной жизни и в политической практике современных социальных систем, включая адвокацию, медиацию, законотворчество и прочее.

О превращении современного лоббизма в профессию пишут Робин Педлер [21], Джордан Грант и Кевин Молони [13]. Механизмы влияния групп интересов на законодателей исследовались в трудах Скотта Эйнсворта [2], Дэвида Остин-Смита [4], Фрэнка Баумгартена и Бети Лич [5], Кеннета Гольдштейна [12], Джеффри Берри [6].

Такой уровень исследовательского интереса, свидетельствует не только об актуальности вопросов легализации и институционализации лоббизма, но и о значительных изменениях в системе социально-политического представительства в условиях транснационализации политического пространства. Цель статьи заключается в исследовании современного уровня институционального закрепления лоббистской деятельности в ЕС как результата длительного процесса публичного признания его роли в политике. Конечно, свидетельством признания лоббизма является прежде всего конвенционная практика, которая закрепляются как на национальном уровне, так и на уровне институтов интегрированного социально-политического пространства с целью упрощения функционирования системы. Политическая система, институционализирующая лоббизм, таким образом демонстрирует направленность на публичное согласование разнородных ожиданий групп, на изобретение компромиссных решений в условиях конфликтов интересов на основе определенных и признанных правил, которые в свою очередь демонстрируют уровень демократического развития. Процесс институционализации лоббизма в условиях транснационального социально-экономического пространства предстал результатом профессионализации лоббирования как специфической политической, политико-правовой, и даже, маркетинговой деятельности.

Еще с середины ХХ века в отдельных странах начали появляться нормативно-правовые акты по урегулированию лоббирования: в США (1945); в Германии (1951); в Австралии (1983); в Канаде (1989). В начале XXI ве-

ка этот процесс ускорился в странах Европы и правила по лоббистской деятельности появились в Польше (2005), Венгрии (2006); Израиле (2008); Франции (2009); Мексике (2010); Словении (2010); Австрии (2012); Италии (2012); Нидерландах (2012); Чили (2014); Великобритании (2014) [17] и других странах. Это актуализировало вопрос о создании на уровне крупных интеграционных систем общей основы для нормативно-правового регулирования практик лоббирования. Начало этого процесса в ЕС связывают с подписанием договора об учреждении Европейского экономического сообщества (1957). В результате чего в 1958 году появились такие институциональные структуры давления как:

1) комитет аграрных организаций в ЕС, лоббировавший интересы европейских фермеров в рамках аграрной политики ЕС;

2) Союз конфедераций предпринимателей и работодателей ЕС, объединивший предпринимателей из стран-членов ЕС, и стран-партнеров. После подписания Единого Европейского акта (1986) расширилась компетенция институтов Европейских сообществ, которые получили полномочия по созданию европейского рынка: установление правового регулирования научно-технической, экологической и региональной политикой.

Одна из первых попыток законодательного урегулирования взаимоотношений между институтами ЕС и лоббистами была осуществлена во время доклада на заседании Европейского парламента в 1989 году [12, С. 60]. Уже в начале 90-х годов появился ряд документов, которые демонстрировали наличие процесса разработки критериев и принципов относительно политико-правовых правил регулирования лоббистской деятельности в ЕС. Так, в 1991 году в докладе Европейскому парламенту «Report on the Code of Conduct Governing Lobbyists» были представлены основные правовые категории лоббистской деятельности и рекомендации по необходимости разработки саморегулируемой модели управления интересами групп [12].

В 1992 году Комиссия ЕС одобрила коммюнике «открытый и структурированный диалог комиссии со специальными группами интересов» [3], в котором устанавливались правила взаимодействия лоббистов и европейских служащих. В 1996 году Европейский парламент одобрил «Кодекс поведения лоббистов» [7].

С целью стимулирования регистрации лоббистов было предложено предоставить им право свободного доступа к помещениям Европейского парламента с целью участия в работе органов парламента. В 2003 году был принят известный Акт «лоббирование в Европейском Союзе: действующие нормы и правила», определявший виды лоббистов, формы их деятельности, модели взаимодействия лоббистов с должностными лицами ЕС, и специфику нормативного регулирования лоббирования на наднациональном уровне и в отдельных государствах-членах. Но Акт не имел юридической обязательной силы при применении [14].

Первым международным документом, определявшим руководящие принципы управления по устранению рисков неправомерного влияния, а также неравенства в силе влияния стали принятые Советом ОЭ-СР 18 февраля 2010 года рекомендации «о принципах прозрачности и честности в лоббировании» [18]. В этом документе понятие «лоббирование» определялось как «общение с государственным служащим с целью воздействия на законодательство, политику или административные решения, которое часто фокусируется на законодательной ветви власти на национальном и субнациональном уровнях. Но оно имеет место и в органах исполнительной власти, например, чтобы

влиять на принятие нормативных актов или разработку проектов и контрактов». Термин «государственные должностные лица» включает государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности в органах исполнительной и законодательной власти, независимо от того, избраны они или назначены. Рекомендация установила «10 принципов прозрачности и честности лоббирования» [18].

Следующим международным документом стала рекомендация Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)) «лоббирование в демократическом обществе (Европейский кодекс надлежащего поведения в отношении лоббирования)» 2010 года, в котором дана рекомендация Комитету министров Совета Европы придерживаться следующих правил: разграничить лоббирование как профессиональную оплачиваемую деятельность и деятельность организаций гражданского общества; усилить прозрачность в сфере лоббирования; установить ограничение времени в течение которого запрещено осуществление лоббистской деятельности для политиков, государственных служащих, членов групп давления и бизнеса после увольнения их с должности; обеспечить регистрацию субъектов лоббистской деятельности; привлечь лоббистских организаций к разработке законопроектов в этой сфере [19].

В документе отмечалось, что лоббистская деятельность как в Брюсселе, так и в Страсбурге наблюдалась во время процесса объединения и расширения ЕС. В Брюсселе активны более 15 000 групп с особыми интересами, более 2 600 из которых имеют постоянные представительства и осуществляют лоббистскую деятельность в институтах Европейского Союза [19].

Ассамблея Совета Европы длительное время пыталась влиять на процессы урегулирования лоббистских практик. Об этом напоминают ее рекомендации и резолюции по борьбе с коррупцией (резолюция 1214 (2000)), по финансированию политических партий (рекомендация 1516 (2001)), по имплементации передовой практики в избирательных вопросах, касающихся политических партий (резолюция 1264 (2001) и резолюция 1546 (2007)), по корпоративной этике в Европе (резолюция 1392 (2004)), по конфликту интересов (резолюция 1554 (2007)), относительно состояния демократии и прав человека в Европе (резолюция 1547 (2007) и рекомендация 1791 (2007)), а также серии отчетов по мониторингу демократии в государствах-членах. Поэтому в 2010 году обеспокоенность ассамблеи Совета Европы фактом, что к 2010 году «среди 14 стран, регулирующих лоббирование, только 4-и европейские страны приняли закон по этому вопросу», и что «такая ситуация может подорвать демократические принципы», звучала не предвзято.

Также Ассамблея приветствовала факт, что Европейский парламент был первым институтом, который урегулировал лоббистскую деятельность в собственных структурах, создав реестр европейских лоббистов 23 июня 2008 года и Этический кодекс лоббистов, позволяющий стандартизацию этой деятельности на европейском уровне, укрепляет культуру диалога, демократию, через закрепление дополнительных механизмов участия граждан, уменьшение дистанции между ними и органами принятия политических решений [19].

Рекомендации ПАСЕ «лоббирование в демократическом обществе (Европейский кодекс надлежащего поведения в отношении лоббирования)» 2010 года, были поддержаны Европейской комиссией «демократия через право» (Венецианской комиссией), группой государств против коррупции (GRECO) и Конференцией международных неправительственных организаций (International

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

u

CM О)

Non-governmental Organisations, INGOs). Следовательно, состоялось официальное признание практик лоббирования и интитуционализация лоббизма на уровне Совета Европы.

В том же 2010 году ПАРЕ приняла резолюцию 1744 «Вне институциональные актеры в демократической системе» [20]. В резолюции отмечалось, что в условиях кризиса демократии, снижения интереса и участия в политике из-за потери доверия граждан к государственным и политическим институтам ассамблея Совета Европы подчеркивает особую поддержку вне институциональным субъектам политического процесса [21, с. 4]) -«профсоюзам, официальным консультативным органам, деловым кругам, заинтересованным и влиятельным группам, правозащитным организациям, лобби и сетям влияния... СМИ, организациям гражданского общества, религиозным организациям, которые часто преследуют политические цели и склонны влиять на политические решения», поскольку «традиционные государственные политические институты - парламенты, правительства, судебная система, а также политические партии-не являются единственными участниками демократического политического процесса».

Принимая во внимание как положительные, так и отрицательные стороны лоббирования как деятельности внеинституциональных актеров политической системы ПАСЕ, определяла, что она считает, что политические и государственные институты должны активно привлекать внеинституциональных субъектов и граждан к процессу принятия решений» [20]. Ради содействия этому процессу, был представлен доклад комиссия Совета Европы» за демократию через право «(Венецианской комиссии)» о роли внеинституциональных актеров в демократические системе [21]. В докладе отмечалось, что для отграничения лоббирования от деятельности, которая является неотъемлемой частью представительского или институционального процесса, комиссия определяла для применения две спецификации:

1) лоббирование осуществляется «внеинституцио-нальным» актером, то есть юридическим лицом, не являющимся при этом Институтом публичной власти или институтом с конституционным мандатом;

2) лоббирование включает прямое или опосредованное вознаграждение лоббистов за услуги, выражаемые попытках повлиять на решение, то есть осуществлять эту деятельность на профессиональной основе. Важно, что этот критерий призван исключить из определения форм лоббизма такие как демократическое участие, обращение в парламент, действия обычных граждан. Список основных внеинституциональных актеров / групп интересов / лоббистов содержит реестр Европейской комиссии: профессиональные консультанты, юридические фирмы, внутренние корпоративные лоббисты, профессиональные ассоциации, профсоюзы, НПО и общественные организации, аналитические центры, академические организаций, представители религиозных организаций [21, С. 4-5].

Венецианская комиссия определяла следующие формы лоббирования: прямое общение с политиками и с государственными служащими (как внутри, так и за пределами институциональных помещений); предоставление советов или консультаций официальным лицам на временной или регулярной основе; предоставление проектов отчетов государственным служащим, в которых описываются детали политики; поддержание неформальных контактов с политиками или государственными служащими, включая телефонные разговоры; официальные или приглашенные консультации через институциональные каналы; участие в слушаниях; участие в делегации

или конференции; отправка информации или документов политикам и государственным служащим.

При этом, комиссия признала, что будет чрезмерным, если определять лоббированием попытки повлиять на политику через открытое участие в публичном дискурсе (интервью, коммюнике, распространение позиционных документов и/или отчетов и т.д.) [12, С. 4-5]. Связывая лоббирование как технику представления и реализации интересов групп с процессом демократического развития, в докладе Венецианской комиссии отмечалось, что в Европе есть две идеальные модели демократии:

1) модель демократии, построенная на идее общих интересов, которая предполагает, что не только парламентарии и члены правительства выполняют государственную функцию, но и граждане, участвующие в публичных дебатах;

2) конкурентная модель демократии, предполагает, что общее благо или общий интерес рассматривается как сумма конкурирующих частных (индивидуальных) интересов [12, с. 6].

В 2012 году, в соответствии с межведомственным соглашением между Европейским парламентом и Комиссию ЕС был создан так называемый Реестр прозрачности «о создании открытого реестра организаций и самозанятых частных лиц, участвующих в разработке и реализации политики ЕС» (Transparency register) [1]. Перезаключение в 2014 году, настоящее соглашение состоялось с целью создать систему постоянного обновления информации о заинтересованных сторонах, осуществляющих профессиональное представительство интересов в органах публичной власти ЕС.

Введение реестра, как отмечено в преамбуле соглашения, было обосновано двумя факторами. Во-первых, взаимодействие органов публичной власти ЕС с общественностью является постоянным, законным и необходимым для качества демократии, обеспечивая таким образом адекватную политику, соответствующую реалиям настоящего. Во-вторых, граждане вправе ожидать, что профессиональное представительство интересов общественности в органах государственной власти ЕС является прозрачным и соответствует закону, а также предусматривает уважение к этическим принципам, избегая при этом чрезмерного давления, незаконного или привилегированного доступа к информации или лицам, принимающим решения.

Реестр прозрачности предоставляет гражданам прямой и единый доступ к информации о том, кто влияет на информирование клиентов об их правовом статусе; мероприятий по досудебному примирению или посредничеству (это касается всех секторов бизнеса в ЕС); деятельности субъектов социального диалога в рамках договора (профсоюзы, ассоциации работодателей и т.д.); ответов на прямые и индивидуальные запросы институтов ЕС, депутатов Европарламента и прочее [1, С. 120121].

Межинституциональное соглашение не только в значительной степени объединило существующие ранее разрозненные нормы, но также ввело значимые изменения ключевых понятий в отношении процесса лоббирования. Так, отмечалось, что под лоббирование следует понимать все действия, которые прямо или косвенно влияют на формулировку и осуществление политики и законодательного процесса в ЕС. В том числе осуществляемые через аутсорсинг, СМИ, посредников, широкие общественные массы другое. Среди других действий указаны различные экспертизы, общение с сотрудниками институтов ЕС, организации встреч, круглых столов и тому подобное.

Также была детально регламентирована процедура рассмотрения жалоб и принятия мер в случае нарушения правил деятельности лоббистов. Было установлено, что все лица, получившие запись в реестре прозрачности, обязаны соблюдать Кодекс поведения, который является структурным элементом реестра и распространяет свое действие как на организации, так и на самостоятельно занятых лиц. В случае же их нарушения Регистрация лоббиста приостанавливается или такой исключается из реестра на один или два года, что лишает их права доступа в помещение Европарламента.

Кроме того, Кодекс поведения члена Европарламента и Кодекс поведения члена Европейской комиссии определяют правовой статус объекта лоббирования. В начале третьего десятилетия XIX века, на уровне ЕС прозрачность лоббистской деятельности обеспечивается не только через добровольный реестр лоббистов, но и через обнародование программ ключевых должностных лиц ЕС [16;10]. С 31 января 2019 года Регламент Европейского парламента требует от членов Европейского парламента, которые играют ведущую роль в разработке и обсуждении законодательства, публиковать для каждого отчета информацию о своих запланированных встречах с лоббистами. Их призывают не встречаться с незарегистрированными лоббистами. Это правило касается докладчиков, теневых докладчиков и председателей комитетов Европейского парламента. 15 декабря 2020 года, Европейский парламент, Совет ЕС и ЕК достигли согласия по усилению реестра прозрачности.

Встречи лоббистов с руководителями этих структур должны проходить при условии регистрации в реестре прозрачности. Кроме того, некоторые страны-члены будут применять этот принцип к встречам со своими постоянными представительствами во время председательства в Совете ЕС (один раз в 13 лет) и шесть месяцев перед ним [8]. Новое межведомственное соглашение ЕС требует, чтобы чиновники раскрывали информацию о встречах с лоббистами. Например, в отношении Президента Европейского парламента будет применяться правило «добровольной прозрачности», в отношении Президента ЕС - «обязательная прозрачность», в отношении председателя Совета ЕС - «отсутствует требование прозрачности» [16; 10; 9].

Реестр прозрачности открывается для добровольного участия других институтов, органов, офисов и агентств ЕС, а также постоянных представительств стран-членов при Союзе. Официальное подписание соглашения и вступление в силу состоялось в 2021 году после официального принятия тремя учреждениями. Выводы. Следовательно, лоббирование является заметной и влиятельной чертой современных политических систем в условиях усложнения политического пространства и оформления интегрированных социально-экономических систем во всем мире.

Лоббирование из широкой неконвенционной практики постепенно превратилось в высококвалифицированную профессиональную деятельность, без которой невозможно представительство групповых интересов на уровне многосложных политических систем. С самого начала строительства единой Европы лоббирование было ключевой практикой согласования интересов разрозненных групп и силой, которая влияла на направления интеграционных процессов. Это повлияло и то, что институционализация лоббизма происходила под влиянием международных организации, которые создали опорные документы и рекомендации по внедрению стандартных практик регулирования лоббирования.

Принятие нормативных рекомендаций по лоббистской практике повлияло на стандартизацию корпоратив-

ных норм в середине объединенной Европы и внедрение этических правил взаимодействия между гражданами и политической властью. Институционализация лоббизма и приобретение им качеств конвенционной практики группового и индивидуального представительства интересов позволяют рассматривать лоббирование как деятельность по компенсации недостатков демократических процедур политического участия и обеспечения противодействия евроскептицизму.

Литература

1. Agreement between the European Parliament and the European Commission on the transparency register for organisations and self-employed individuals engaged in EU policy-making and policy implementation 2014. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TX-T/?uri=uriserv: 0J.L_.2014.277.01.0011.01.ENG (accessed 10.06.2023).

2. Ainsworth S.H. The Role of Legislators in the Determination of Interest Group Influence. Legislative Studies Quarterly. 1997. Vol. 22 (November). Р. 517-533.

3. An open and structured dialogue between the Commission and special interest groups. URL: http://www00. unibg.it/dati/corsi/68030/38337-comunic%20comm%20 1993.pdf. (accessed 15.09.2022).

4. Austen-Smith D, Wright J.R. Competitive Lobbying for a Legislator's Vote. Social Choice and Welfare. 1992. № 9 (April). Р. 229-257.

5. Baumgartner F. R., Leech B.L. Basic Interests: The Importance of Groups in Politics and in Political Science. Princeton: Princeton University Press. 1998. 248 р.

6. Berry J.M. The New Liberalism: The Rising Power of Citizen Groups. Washington: Brookings Press. 1999. 220 р.

7. Code of Conduct governing lobbyists. Rules of Procedure of the European Parliament. URL: http://www. europarl.europa.eu/sides/getLastRules.do?refer-ence=ANN-09&language=EN. (accessed 15.09.2022).

8. EU. European Parliament. Transparency: key MEPs to declare meetings with lobbyists, 2019. URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/headlines/ eu-affairs/20190124ST024226/transparency-key-mepsto-declare-meetings-with-lobbyists. (accessed 16.10.2022).

9. EU. Joint Transparency Register Secretariat. Transparency Register Implementing Guidelines, 2020. URL: http://ec.europa.eu/transparencyregister/public/ openFile.do?fileName=guidelines_en.pdf. (accessed 16.10.2022).

10. European Commission. Press Release. Agreement on a Mandatory Transparency Register, 2020 URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ IP_20_2425. (accessed 10.10.2022).

11. Fleisher C.S. Managing business political activities in the USA: bridging between theory and practice - another look. Journal of Public Affairs. 2002. Vol. 1, Is. 4. P. 376-381.

12. Goldstein K.M. Interest Groups, Lobbying, and Participation in America. Cambridge: Cambridge University Press. 1999. 158 р;

13. Jordan G., Moloney K. Why Companies Hire Lobbyists. Service Industries Journal. 1996. Vol.16, Is. 2. Р. 242258. URL: https://ur.booksc.me/book/36076224/fc0264. (accessed 15.10.2022).

14. Lobbying in the European Union: current rules and practices. URL: http://www.europarl.europa.eu/Reg-Data/ etudes/etudes/join/2003/329438/DG-4-AFC0_ ET(2003)329438_EN.pdf. (accessed 15.10.2022).

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

IE

u~

15. McGrath C. The Ideal Lobbyst: Personal Characteristics of Effective Lobbyists. Journal of Communication Management. December 2005. JCOM 10,1. P. 67-79. DOI: 10.1108/13632540610646382;

16. OECD. Lobbying in the 21st Century. Transparency, Integrity and Access. OECD Publishing, Paris, May 20, 2021. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/ c6d8eff8-en/index.html?itemId=/content/publication/ c6d8eff8-en. (accessed 10.11.2022).

17. OECD. Lobbying. 2022. URL: https://www.oecd.org/cor-ruption/ethics/lobbying/. (accessed 15.10.2022).

18. OECD. Recommendation of the Council on Principles for Transparency and Integrity in Lobbying. OECD/LEGAL/0379 Ta C/M (2010) 3/PROV. February 18, 2010. URL: https://legalinstruments. oecd.org/en/ instruments/OECD-LEGAL-0379?_ ga=2.80245783.1899335524.1665248008-1431016265.1665248008. (accessed 25.10.2022).

19. PACE. Lobbying in a democratic society (European code of good conduct on lobbying) Recommendation PACE Rec. 1908 26/04/2010. Doc. 12438 URL: https:// pace.coe.int/pdf/7fad1 b4e56165b10 fd7885f521 c66b-710d4a2c98085e522747803b93b32c8f46/recommen-dation%201908.pdf. (accessed 25.10.2022).

20. PACE. Resolution 1744 (2010) "Extra-institutional actors in the democratic system". The Parliamentary Assembly of the Council of Europe (PACE). 23 June 2010. URL: https://assembly.coe.int/nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=17884&lang=en. (accessed 25.10.2022).

INSTITUTIONALIZATION OF LOBBYING AS A POLITICAL INSTITUTION IN THE CONTEXT OF DEMOCRATIZATION OF SOCIETY

Broda S.B.

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

In the presented article, the process of institutionalization of lobbying is shown as its development in the direction of a formal political institution, which is the result of the development of the political system in the conditions of its democratization. It is shown that modern polymorphic political systems that institutionalize lobbying demonstrate a focus on public coordination of the interests of interaction groups, on the effective invention of compromise solutions in conditions of conflicts of interest based on certain and recognized rules. It is shown that the process of developing standards for the institutionalization of lobbying in the European Union began to take place under the influence of international regional organizations that created supporting documents and recommendations during the active stages of the development of a united Europe. In the context of the transnationalization of the political space, this ensured the development of mechanisms for inventing compromise solutions in the context of the plebiscite crisis and the expansion of competitive, representative democracy. The institutionalization of lobbying in the European Union and member states, its acquisition of the qualities of the conventional practice of group and individual representation of interests made it possible to consider lobbying as an activity to compensate for the shortcomings of democratic procedures for political participation and to ensure counteraction to Euroscepticism.

Keywords: lobbying, lobbying, lobbying institutions, political participation, professional lobbying, group interests.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Agreement between the European Parliament and the European Commission on the transparency register for organisations and self-employed individuals engaged in EU policy-making and policy implementation 2014. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-

<n ■_

u

content/en/TXT/?uri=uriserv: OJ.L_.2014.277.01.0011.01.ENG (accessed 10.06.2023).

2. Ainsworth S.H. The Role of Legislators in the Determination of Interest Group Influence. Legislative Studies Quarterly. 1997. Vol. 22 (November). P. 517-533.

3. An open and structured dialogue between the Commission and special interest groups. URL: http://www00.unibg.it/da-ti/corsi/68030/38337-comunic%20comm%201993.pdf. (accessed 15.09.2022).

4. Austen-Smith D, Wright J.R. Competitive Lobbying for a Legislator's Vote. Social Choice and Welfare. 1992. № 9 (April). P. 229-257.

5. Baumgartner F. R., Leech B.L. Basic Interests: The Importance of Groups in Politics and in Political Science. Princeton: Princeton University Press. 1998. 248 p.

6. Berry J.M. The New Liberalism: The Rising Power of Citizen Groups. Washington: Brookings Press. 1999. 220 p.

7. Code of Conduct governing lobbyists. Rules of Procedure of the European Parliament. URL: http://www.europarl.europa.eu/ sides/getLastRules.do?reference=ANN-09&language=EN. (accessed 15.09.2022).

8. EU. European Parliament. Transparency: key MEPs to declare meetings with lobbyists, 2019. URL: https://www.europarl.eu-ropa.eu/news/en/headlines/eu-affairs/20190124STO24226/ transparency-key-mepsto-declare-meetings-with-lobbyists. (accessed 16.10.2022).

9. EU. Joint Transparency Register Secretariat. Transparency Register Implementing Guidelines, 2020. URL: http://ec.europa. eu/transparencyregister/public/openFile.do?fileName=guide-lines_en.pdf. (accessed 16.10.2022).

10. European Commission. Press Release. Agreement on a Mandatory Transparency Register, 2020 URL: https://ec.europa. eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_2425. (accessed 10.10.2022).

11. Fleisher C.S. Managing business political activities in the USA: bridging between theory and practice - another look. Journal of Public Affairs. 2002. Vol. 1, Is. 4. P. 376-381.

12. Goldstein K.M. Interest Groups, Lobbying, and Participation in America. Cambridge: Cambridge University Press. 1999. 158 p;

13. Jordan G., Moloney K. Why Companies Hire Lobbyists. Service Industries Journal. 1996. Vol.16, Is. 2. P. 242-258. URL: https:// ur.booksc.me/book/36076224/fc0264. (accessed 15.10.2022).

14. Lobbying in the European Union: current rules and practices. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/ etudes/etudes/ join/2003/329438/DG-4-AFCO_ET(2003)329438_EN.pdf. (accessed 15.10.2022).

15. McGrath C. The Ideal Lobbyst: Personal Characteristics of Effective Lobbyists. Journal of Communication Management. December 2005. JCOM 10,1. P. 67-79. DOI: 10.1108/13632540610646382;

16. OECD. Lobbying in the 21st Century. Transparency, Integrity and Access. OECD Publishing, Paris, May 20, 2021. URL: https:// www.oecd-ilibrary.org/sites/c6d8eff8-en/index.html?itemId=/ content/publication/c6d8eff8-en. (accessed 10.11.2022).

17. OECD. Lobbying. 2022. URL: https://www.oecd.org/corruption/ ethics/lobbying/. (accessed 15.10.2022).

18. OECD. Recommendation of the Council on Principles for Transparency and Integrity in Lobbying. OECD/LE-GAL/0379 Ta C/M (2010) 3/PROV. February 18, 2010. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/ instruments/OECD-LE-GAL-0379?_ga=2.80245783.1899335524.1665248008-1431016265.1665248008. (accessed 25.10.2022).

19. PACE. Lobbying in a democratic society (European code of good conduct on lobbying) Recommendation PACE Rec. 1908 26/04/2010. Doc. 12438 URL: https://pace.coe.int/pdf/7fad-1b4e56165b10 fd7885f521c66b710d4a2c98085e522747803b-93b32c8f46/recommendation%201908.pdf. (accessed 25.10.2022).

20. PACE. Resolution 1744 (2010) "Extra-institutional actors in the democratic system". The Parliamentary Assembly of the Council of Europe (PACE). 23 June 2010. URL: https://assembly.coe.int/ nw/xml/XRef/Xref-XML2HTML-en.asp?fileid=17884&lang=en. (accessed 25.10.2022).

OJ O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.