Научная статья на тему 'Институционализация инновационных кластеров'

Институционализация инновационных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА КЛАСТЕРА / INNOVATION CLUSTER / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF THE CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Напольских Д. Л.

Рассматриваются процессы институционализации инновационных кластеров в контексте глобальных тенденций инновационного развития. Анализируется система формальных и неформальных институтов инновационного развития. Обосновывается актуальность анализа инновационного кластера как современного социально-экономического института. Рассматриваются основные факторы формирования и развития инновационного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalizing of innovation clusters

The processes of innovation clusters institutionalization in the context of global trends in innovation is considered. System of formal and informal institutions of innovative development is analyzed. The urgency of the innovation cluster analysis as a modern socio-economic institution. The basic factors of the innovative clusters formation and development are considered.

Текст научной работы на тему «Институционализация инновационных кластеров»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 334.7.01

Д.Л. Напольских

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

Рассматриваются процессы институционализации инновационных кластеров в контексте глобальных тенденций инновационного развития. Анализируется система формальных и неформальных институтов инновационного развития. Обосновывается актуальность анализа инновационного кластера как современного социально-экономического института. Рассматриваются основные факторы формирования и развития инновационного кластера.

Ключевые слова: инновационный кластер, территориальное развитие, региональная инновационная система, институциональная среда кластера.

Начало XXI века ознаменовалось переходом мировой экономики к принципиально новому постиндустриальному хозяйственному укладу, для которого характерны глобальное разделение труда, информатизация экономического пространства и высокие темпы приращения научного знания, а также качественные изменения в содержании институциональной среды социально-экономических взаимодействий. Одной из ключевых тенденций современного этапа развития человеческой цивилизации выступает активизация противоречивых процессов глобализации и регионализации мировой экономики, актуализирующая поиск источников повышения конкурентоспособности российской экономики в области инновационных технологий и новых форм территориальной организации производства. В настоящее время в экономически развитых странах 75-90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, в то время как в Российской Федерации (РФ) данный показатель находится на уровне 10%, что оказывает негативное влияние на динамике основных экономических и социальных индикаторов. Так, по оценкам аналитического центра «Интерфакс-Центра экономического анализа», упущенная выгода российских компаний, связанная с инновационным отставанием, составляет 1214 млрд. долл. в год [1].

Угроза дальнейшего сохранения экспортно-сырьевого характера российской экономики сформировала предпосылки стратегического выбора инновационного сценария развития национальной экономической системы. Социально ориентированный инновационный сценарий экономического развития предполагает децентрализацию инновационной активности и смещение акцента стратегического планирования экономических преобразований на уровень субъектов федерации, в связи с этим возрастает значение совершенствования методологических основ эффективного управления ресурсным потенциалом и процессами модернизации экономических систем российских регионов. В условиях форсированного вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и формирования предпосылок для последующей интеграции российских регионов в глобальную финансово-экономическую систему особую актуальность приобретает проблема формирования и развития инновационных кластеров как «полюсов роста» территориальных экономических систем. Стратегия долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года закрепляет «выявление и развитие территориальных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные мировые рынки» в качестве приоритетного направления инновационного и технологического развития [2].

Ключевой особенностью кластерного подхода к территориальному развитию является комплексный анализ пространственных, организационных и институциональных факторов конкурентоспособности. Как показывает мировой опыт, кластерная концепция экономического роста располагает эффективными инструментами стимулирования территориального развития, способствуя увеличению занятости, росту доходной части региональных бюджетов и др. Развитие инновационных кластеров является одним из ключевых факторов успеха политики комплексной модернизации территориальных экономических систем российских регионов, по-

© Напольских Д.Л., 2014.

49

Новый университет. 2014. № 2(36)

ISSN 2221-7347

сколькунаряду с созданием инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса реализация стратегии кластеризации обеспечивает формирование сетевой структуры взаимодействия инновационных предприятий с органами государственной власти, научно-образовательными учреждениями и институтами гражданского общества. Взаимообусловленность и взаимосвязанность процессов кластеризации территориального развития, а также повышения эффективности процессов генерации и коммерциализации инноваций представляет собой новую экономическую закономерность, позволяющую территориальным экономическим системам сохранять конкурентоспособность в условиях глобального рынка.

Трактовка инновационного кластера как территориально сконцентрированной сети взаимосвязанных высокотехнологичных компаний, институтов генерации знаний и объектов инновационной инфраструктуры, конкретизирует атрибутивный признак инновационности применительно к интегрированным образованиям, поскольку предполагает выделение развитых механизмов генерации и коммерциализации инноваций,а также определяет роль институциональной среды кластера как фактора адаптации его агентов к изменениям глобальной конкурентной среды. В рамках предлагаемого подхода конкурентоспособность территории размещения кластера определяется как концентрированное выражение производственных, научно-технических, организационных институциональных преимуществ, воплощенных в высокотехнологичных товарах и услугах, успешно соперничающих с зарубежными аналогами на внутренних и внешних рынках.

Анализ инновационных кластеров с использованием модели «тройной спирали» позволил выявить диалектическую взаимосвязь между этапами развития интегрированного образования и жизненным циклом инновации. Многосубъектный состав участников контрактных отношений в составе кластера может быть классифицирован в соответствии с субъектным составом модели «тройной спирали», т.е. представляется возможным выделить в составе участников кластера «государство» (органы государственной власти и местного самоуправления), «бизнес» (коммерческие организации независимо от вида экономической деятельности) и «университеты» (некоммерческие организации, осуществляющие образовательную и научноисследовательскую деятельность и наделенные правом ведения предпринимательской деятельности в рамках уставных целей и задач). Перечисленные участники кластера вступают в явные и неявные неполные контракты, которые предусматривают гибридную форму институциональной организации, а также двух- или трехстороннее управление. Подобный тип контрактации выступает формой снижения трансакционных издержек, объем которых в рамках кластера ниже относительно иерархической и рыночной форм институциональной организации [3].

Исследование кластера как динамической системы позволяет сделать вывод, что в зависимости от этапа жизненного цикла базисных и системных инноваций, определяющих технологическое ядро интегрированного образования, приоритетными становятся отношения с участием различного состава субъектов кластера. На этапе генерации инноваций приоритет принадлежит отношениям «государство-университет», на этапе внедрения инноваций - отношениям «университет-бизнес», на этапе коммерциализации инноваций и их трансформации в традиции - отношениям «бизнес-государство». Реализация инновационного процесса в рамках кластерного образования обусловливает то, что коммерциализация инноваций и их трансформация в традиции инициирует начало нового цикла инноваций, тем самым инновационный процесс приобретает перманентный характер. Для реализации инновационного потенциала кластера контрактные отношения с участием его субъектов должны структурироваться соответствующим составом институтов, ориентированных преимущественно на выполнение функций институциональной конкуренции и институционального новаторства. Совокупность подобных формальных и неформальных институтов представляет собой институциональную среду, которая может трактоваться как эффективная, если обеспечивает высокую плотность и интенсивность трансакций с участием инновационно ориентированных экономических агентов, способствует снижению трансакционных издержек защиты прав интеллектуальной собственности, издержек поиска научно-технической информации, издержек ведения переговоров и заключения контрактов с участием инновационно ориентированных агентов, издержек принуждения к исполнению контрактных обязательств контрагентами, издержек мониторинга рынка продуктовых и процессных инноваций. Эффективность институциональной среды повышается в случае однонаправленности действия формальных и неформальных институтов [4, 5].

50

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Исследование инновационных кластеров как сети контрактов подтвердило противоречивый характер их сущности, что принимает форму разнонаправленной динамики трансакционных издержек в результате реализации кластерных стратегий. Реализация преимуществ кластеризации предполагает необходимость создания эффективной институциональной среды взаимодействий участников интегрированного образования, которая создает предпосылки для разрешения противоречий между отношениями сотрудничества и соперничества, между отношениями внутрифирменной иерархии и горизонтальными рыночными взаимосвязями, между процессами территориального и кластерного развития, между интересами агентов и принципалов в рамках агентских отношений. Развитие территории размещения инновационного кластера, в свою очередь, обусловлено процессами самоорганизации и партнерства экономических агентов кластера, обеспечивающих формирование инновационного сообщества как субъекта развития территории, действующего в партнерстве с региональным руководством. Сетевой характер агентских взаимодействий в рамках кластера обуславливает активность агентов-инноваторов, адаптивность и восприимчивость агентов-имитаторов, а также эффективность агентов-фасилитаторов.

Библиографический список:

1. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики [Электронный ресурс] // Аналитический центр «Интерфакс-Центр экономического анализа» Режим доступа: http://www.buzdalin.ru/text/innovation_rus.pdf (дата обращения: 28.02.2014).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/(дата обращения: 28.02.2014).

3. Ялялиева, Т.В. Проблемы и стратегия развития государственного контроля как одного из самых эффективных функциональных элементов управления // Инновационные технологии управления и права. № 1-2, 2012. С. 50-59.

4. Ялялиева, Т.В. Систематизация нормативного регулирования государственного контроля как эффективной функции государственного управления // Новый университет. Серия: Экономика и право. № 8 (30). 2013. С. 41-45.

5. Бурков А.В., Мурзина Е.А. Интегрированная система учета на малых предприятиях как способ совмещения бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов // Инновационное развитие экономики. 2012. № 8. С. 104-116.

6. Шемякина М.С. Доходы, освобождаемые от налогообложения в 2009 г. // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 9-3. С. 101-104.

7. Яшин А.А. Планирование налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет республики Марий Эл на 2013-2014 гг. // Вестник магистратуры. 2013. № 10. С. 74-76.

8. Шемякина М.С. Концептуальная модель планирования налоговых доходов в бюджетную систему // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5 (34). С. 108-111.

9. Бурков А.В., Мурзина Е.А. Принципы налогового планирования / В сборнике: Вузовская наука -региону материалы пятой всероссийской научно-технической конференции, 21 февраля 2007 года: в 2 т. отв. ред. Шорин В.А.. Вологда, 2007. С. 90-92.

Статья поступила в редакцию 31.01.2014.

НАПОЛЬСКИХ Дмитрий Леонидович - аспирант, Поволжский государственный технологический университет.

kkk

UDC 334.7.01

D.L. Napolskikh

INSTITUTIONALIZING OF INNOVATION CLUSTERS

The processes of innovation clusters institutionalization in the context of global trends in innovation is considered. System offormal and informal institutions of innovative development is analyzed. The urgency of the innovation cluster analysis as a modern socio-economic institution. The basic factors of the innovative clusters formation and development are considered.

Keywords: innovation cluster, regional development, regional innovation system, the institutional environment of the cluster.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.