Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИПРА 1974-1987 ГГ.: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИПРА 1974-1987 ГГ.: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КИПР / КИПР / ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов Алексей Витальевич, Данилова Елена Валерьевна, Данилов Валерий Витальевич

В 1960 г. Кипр получил независимость от британской короны. Молодое государство стало перед выбором организации собственного экономического курса. Полномасштабному и комплексному экономическому развитию мешал внутриобщинный конфликт, а также постоянное вмешательство стран-гарантов, которые были установлены согласно Лондонско-Цюрихскому компромиссу.Последствием этого стал «Кипрский конфликт», который фактически разделил остров на две части. Данный раздел в определенной степени предопределил раздельное экономическое развитие в обеих частях острова - южной и северной.Турецкое вторжение нанесло серьезный удар по экономике Кипра и, в частности, по сельскому хозяйству, туризму, горнодобывающей промышленности и разработке карьеров.Потеря порта Фамагуста, который обрабатывал до 83% генеральных грузов, и закрытие международного аэропорта Никосии дополнительно осложнило экономическое положение Кипра.Положение дел требовало от правительства решительных мер по преодолению кризиса и поиску новых путей развития экономики страны. В дальнейшем, действия, принятые руководством республики, и усилия народа Кипра по возврату к полноценному функционированию экономики назовут «экономическим чудом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF CYPRUS 1974-1987: POLITICAL ASPECTS

In 1960, Cyprus gained independence from the British crown. The young state faced the choice of organizing its own economic course. Full-scale and comprehensive economic development was hampered by the intra-communal conflict as well as the constant intervention of the guarantor countries which were established according to the London-Zurich compromise.The consequence of this was the “Cyprus conflict” which actually divided the island into two parts. This separation to a certain extent predetermined the separate economic development in both parts of the island - southern and northern.The Turkish invasion dealt a severe blow to the Cyprus economy and in particular to agriculture, tourism, mining and quarrying.The loss of the port of Famagusta, which handled up to 83% of general cargo and the closure of the Nicosia international airport additionally complicated the economic situation in Cyprus.The state of affairs required the Cypriot government to take decisive measures to overcome the crisis and seek new ways of developing the country’s economy. The actions taken by the leadership of the republic and the efforts of the people of Cyprus to return to the full functioning of the economy will be called in the future as an “economic miracle”.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИПРА 1974-1987 ГГ.: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Институционализация экономического развития Кипра 1974-1987 гг.: политические аспекты

Данилов Алексей Витальевич,

аспирант РУДН (Российский университет дружбы народов). E-mail: danalessio@ya.ru

Данилова Елена Валерьевна,

кандидат исторических наук, доцент РУДН (Российский университет дружбы народов) E-mail: alendan@mail.ru

Данилов Валерий Витальевич,

преподаватель РУДН (Российский университет дружбы народов)

E-mail: Vv.danilov@cloud.com

В 1960 г. Кипр получил независимость от британской короны. Молодое государство стало перед выбором организации собственного экономического курса. Полномасштабному и комплексному экономическому развитию мешал внутриобщинный конфликт, а также постоянное вмешательство стран-гарантов, которые были установлены согласно Лондонско-Цюрихскому компромиссу.

Последствием этого стал «Кипрский конфликт», который фактически разделил остров на две части. Данный раздел в определенной степени предопределил раздельное экономическое развитие в обеих частях острова - южной и северной. Турецкое вторжение нанесло серьезный удар по экономике Кипра и, в частности, по сельскому хозяйству, туризму, горнодобывающей промышленности и разработке карьеров. Потеря порта Фамагуста, который обрабатывал до 83% генеральных грузов, и закрытие международного аэропорта Никосии дополнительно осложнило экономическое положение Кипра.

Положение дел требовало от правительства решительных мер по преодолению кризиса и поиску новых путей развития экономики страны. В дальнейшем, действия, принятые руководством республики, и усилия народа Кипра по возврату к полноценному функционированию экономики назовут «экономическим чудом».

Ключевые слова: Республика Кипр, Кипр, экономика, экономическое развитие, экономические отношения.

<п ■_

CJ

см см

Публикация выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства РУДН. Российский университет дружбы народов (РУДН) 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

События 1974 г. стали во многом определяющими для Кипра, поскольку в тот год ушло в историю единое политико-экономическое пространство на острове. Такое неоднократно случалось в годы «холодной войны»: в Германии, Вьетнаме, Корее. Однако во всех случаях раздел происходил по идеологическим причинам межблокового противостояния. На Кипре же ситуация наблюдается кардинально иная: пробужденное резкими шагами Афин и несговорчивостью Анкары (которые, к слову, находились в рядах одного военно-политического блока - НАТО) в 1960-1974 гг. многовековое противостояние между двумя разными этносами Кипра - греками и турками претерпело этап эскалации, который закончился формированием совершенного иной системы координат на Кипре. В 1983 г. была создана признанная только Турцией Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК). По мнению Европейского суда по правам человека ТРСК должна считаться марионеточным государством под контролем Турции [1].

После турецкого вторжения на остров в 1974 г. произошло фактическое разделение страны на два отдельных международных и хозяйственных субъекта, которые по отдельности начали выстраивать экономику. Потери земли и личной собственности киприотов-греков на оккупированных территориях были огромными: почти 40% территории было потеряно вместе с примерно двумя третями производственных ресурсов и активами основного капитала. Киприоты также потеряли Фамагусту, единственный глубоководный порт страны и Никосийский международный аэропорт. Большая часть плодородных сельскохозяйственных земель, а также традиционные туристические места отдыха остались в северной части острова. Экономика острова распалась, треть жителей острова покинули свои дома и не имели средств к существованию, а многие фермерские, производственные и коммерческие отношения были разрушены.

Таким образом, экономика Кипра стала характеризоваться ещё более ограниченными размерами и ограниченной ресурсной базой, что сокращало потенциал для экономического роста. Кипр также пострадал в 1973 и 1979 гг. от первого и второго повышения цен на нефть. Однако, экономический кризис, связанный с энергетикой, был не столь значительным по сравнению с последствиями турецкой интервенции 1974 г., которая закончилась фактическим разделом страны.

Существующее положение дел требовало от руководства республики Кипр решительных мер и проведения скоординированой политики для преодоления кризиса в экономике. В частности, оно приняло агрессивную программу конструктивных дефицитных расходов, дало экономические стимулы в виде целевых инвестиций, которые позволили экономике Кипра выйти на уровень до 1974 г. в течение всего нескольких лет. По сути, произошло «экономическое чудо», совершенное кипрским руководством и народом.

Большие усилия по перезапуску экономики были сосредоточены на мобилизации всех имеющиеся ресурсов для содействия производительной занятости. Следствием вторжения стало резкое сокращение рабочей силы, поскольку рабочие турко-киприоты перебрались в оккупированную северную часть острова, а также многие греки-киприоты эмигрировали из страны.

Важным аспектом политики, принятой после турецкого вторжения, было поощрение киприотов к временному поиску работы за границей. В 1977 г. 14 700 киприотов (7,3% экономически активного населения) были рабочими-мигрантами в Греции, Болгарии, странах Ближнего Востока и тд., что привело к росту поступлений иностранной валюты на Кипр [2].

Учитывая очень высокий уровень безработицы, государство сконцентрировалось на продвижении отраслей, требующих труда с относительно высокой добавленной стоимостью, а также инфраструктурных проектов. Эта стратегия подкреплялась экспансионистская фискальной и денежно-кредитной политикой. В частности, частному сектору были предоставлены налоговые льготы для реализации проектов, которые уменьшили число безработных. Кроме того, налогово-бюджетная политика предполагала значительно более высокие расходы на основные инфраструктурные проекты - дороги, школы, новый аэропорт, новые провинциальные больницы и модернизацию портов Ларнаки и Лимассола, а также развитие промышленных зон. Значительные суммы были потрачены на строительство поселений для беженцев, а также предоставлены ссуды на поддержку и возрождение более широкого сельскохозяйственного сектора.

Чтобы решить проблему неравенства доходов, был принят закон, обеспечивающий более справедливое распределение доходов между различными группами населения. Заработная плата в среднем была сокращена на 25% в соответствии с принятым Законом о заработной плате 1974 г. [3] Данный закон был введён для фирм, пострадавших от вторжения, с целью сохранении и увеличения штата. Сэкономленные таким образом средства были переведены в Фонд помощи перемещённым и страдающим. Также были сокращены расходы связанные с арендной платой, согласно принятому Закону о жилой недвижимости в 1974 г. [3] Закон предусматривал пропорциональное снижение арендной платы для коммерческой недвижимости и охраняемых арендаторов.

Кроме того, в 1974 г. был принят Закон о прекращении трудовых отношений, устанавливая процедуры и требования для прекращения трудового договора. Также был принят Закон о государственной помощи

Правительством Кипра были приняты меры по оживлению частного сектора, снижению нормативного коэффициента ликвидности банков и введению штрафной системы для банков, имеющих избыточную ликвидность. Последняя мера была направлена на поощрение банковского кредитования частного сектора. Также поддержано финансирование мероприятий, определённых как «приоритетные сектора» через специальный фонд, созданный при Центральном банке Кипра (ЦБК), введены государственные гарантии по кредитам лиц, работающих в этих секторах, и выпуск облигаций, запущенные Кипрским банком развития стоимостью 1 млн кипрских фунтов.

В результате усилий по восстановлению экономики частный сектор быстро вырос, и экономическая активность в целом пережила быстрое и впечатляющее восстановление. К 1977 г. были достигнуты условия полной занятости населения, что было названо международными организациями как «экономическое чудо».

В то же время внутренний спрос на промышленность резко вырос, из-за перемещённого населения, лишённого товаров длительного пользования и товаров народного потребления. Также демонстрировался неожиданно высокий иностранным спрос на кипрские промышленные товары, особенно из арабских стран. Как результат, промышленный экспорт в процентах от общего экспорта товаров вырос с 37,6% в 1975 г. до 55,1% в 1980 г.[3]

На Кипре, занятость населения осуществлялась за счёт вторичного и, особенно, третичного сектора. В частности, к 1990 г. количество рабочих в обрабатывающей промышленности увеличилось до 48,5 тыс., с 24,3 тыс. в 1975 г .; в строительстве до 23,2 тыс. с 8,9 тыс.; в оптовой и розничной торговле до 36,8 тыс. с 16,2 тыс.; В финансовом посредничестве, недвижимости, аренде и коммерческой деятельности до 16,2 тыс. с 5,4 тыс.

Как уже упоминалось, трудоустройство киприотов за рубежом сыграло важную роль в решении масштабной проблемы безработицы. Об этом также свидетельствует резкий рост банковских переводов кипрских рабочих в годы после вторжения. Таким образом, благодаря интенсивному использованию ресурсов, особенно перемещённой рабочей силе и доступному сырью, восстановлению инфраструктуры и открытию нового аэропорта в Ларнаке, а также ориентации производства на внешние рынки, в течение одного года после вторжения удалось избежать экономического краха.

Показатели экономики в вышеупомянутый период поддерживались рядом благоприятных внешних факторов. Во-первых, Кипр извлек выгоду из роста покупательской способности арабских стран за счет последовательного увеличения цен на нефть. Во-вторых, после того как в Ливане началась гражданская война и он перестал быть логистическим центром на Ближнем Востоке, Кипр постепенно превратился в его потенциального преемника; в то же время, многие ливанские компании и граждане нашли убежище на Кипре, так как близость как к арабским странам, так и к Европе, надежная телекоммуникационная сеть, частое воздушное сообщение, умеренный климат и дружественная социальная среда стали местом выбора для многочисленных иностранных компаний, бежавших из Ливана после кризиса. В-третьих, иностранная помощь как в денежной, так и в натуральной форме, восполнила значительные пробелы в удовлетворении потребностей беженцев, а также удовлетворило финансовые потребности большой части страны. В частности, иностранная финансовая помощь помогла финансировать бюджетный дефицит.

Таким образом, экономический рост Кипра после турецкого вторжения поддерживался как экзогенными, так и эндогенными факторами. Экзогенные факторы способствовали быстрому восстановлению экономической активности, хотя решающую роль в этом отношении сыграло трудолюбие и гибкость кипрской рабочей силы, а также творческий предпринимательский дух кипрских бизнесменов. Дополнительные важные стимулы экономика получила за счет соответствующей налогово-бюджетной политики, а также благодаря сотрудничеству между правительством, профсоюзами и работодателями.

В течение 1980-х гг. туристический сектор становится основным двигателем экономики. Однако это же десятилетие ознаменовалось началом проблем, связанных с давлением, которое туризм оказывает на природные и человеческие ресурсы. Кроме того, был создан высокий бюджетный дефицит, и конкурентоспособность производства понесла убытки в результате усилий по прямому сокращению безработицы за счет продвижения

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

<п

I_

и

см см

трудоемких проектов. Инфляционное давление усилилось в контексте второго нефтяного кризиса 1979 г., а инфляция достигла 13,5% в 1980 г. В ответ денежно-кредитная политика стала ещё более жёсткой, в виде более высокого коэффициента ликвидности и временного кредитного потолка, тем самым вернув инфляцию к нормальному уровню.

В середине 1980-х гг. экономика в полной мере использовала положение острова как торгового посредника между Европой и Ближним Востоком. Быстро наращивался реэкспорт товаров и услуг, а также развивалась туристическая индустрия.

Важное место в восстановлении экономики было отведено государственным планам. Первый план действий в чрезвычайной экономической ситуации охватывал 1975-1976 гг. Он был направлен на реализацию жилищной программы для беженцев. План также побуждал правительство для стимулирования экономики (т.е. внутреннего спроса в целом и инвестиций, в частности) путём принятия экспансионистской фискальной и денежно-кредитной политики. Этот план также содержал новую стратегию развития, в которой экономика Кипра возникла как центр услуг и торговли для региона.

Второй план действий в чрезвычайной экономической ситуации (охватывающий период с 1977 по 1978 гг.) [4] был направлен на решение основной проблемы безработицы и продолжал возрождать деятельность частного сектора. В этот период высокий уровень наблюдались целевые инвестиции, а экспорт стал основным импульсом для роста.

Результаты двух планов действий в чрезвычайных ситуациях были положительными. Экономика росла примерно на 6% в год, а уровень безработицы снизился примерно до 2% в 1978 г. Это была беспрецедентная ситуация (уровень безработицы составлял 30% на конец 1974 г.). Экономика работала в условиях полной занятости. Экспорт товаров и услуг рос в среднем почти на 20% ежегодно в период с 1974 по 1978 год, в то время как импорт товаров и услуг вырос на 16%. Это свидетельствовало о повышенной зависимости от импортного сырья, материалов и готовой продукции после потери большей части ресурсов из-за интервенции. Инвестиции в основной капитал увеличились с 18,5% в 1975 г. до 30,2% в 1978 г. Инвестиции осуществлялись за счёт внутренних сбережений правительства Кипра, которые составили 44,7% всех инвестиций и 31,1% профинансированы за счёт иностранных сбережений. Также были чистые переводы, в рамках которых 13,5% инвестиции и 10,7% инвестиций были профинансированы за счёт иностранной помощи а также денежных переводов кипрских рабочих.

Однако успех имел свою цену, увеличение внутреннего потребления и рост цен на нефть вызвали некоторый перегрев экономики. Следовательно, уровень инфляции достиг 7,4% в 1978 г. Кроме того, увеличился дефицит текущего счета платёжного баланса, достигнув 11,6% ВВП в 1978 г.

Третий план чрезвычайных экономических действий на 1979-1981 гг. учитывал перегрев экономики и принимал ограничительную денежную политику. В этот период политика стимулирования экспорта и импортозамеще-ния была приняты для увеличения роста производительности [5].

Взгляд на развитие экономики за период 19751981 гг. показывает впечатляющие темпы роста в среднем на 10% в год в реальном выражении. Это связано с иностранным спросом на товары и услуги, который вырос в среднем на 15% в постоянных ценах. Что касается производства, то ведущими секторами были туризм,

строительство и производство. В этот период правительство регулярно инвестировало более 30% ВВП в восстановление утраченного производственного потенциала, а также экономической и социальной инфраструктуры. Так, появилось большое количество новых возможностей трудоустройства. Уровень безработицы в 1981 г. составлял 2,6% от экономически активного населения.

Основная цель Четвертого плана действий в чрезвычайных ситуациях на 1982-1986 гг. [6] - компенсировать экономический рост денежной стабильностью. В этот период было решено принять новую стратегию, сосредоточив внимание на капитале, а не на трудоёмких проектах. Решение проблемы внешней и внутренней нестабильности предлагалось за счёт уменьшения фискального дефицита. ВВП достиг средних реальных темпов роста почти в 6% годовых, что намного выше запланированной цели в 4% из-за развития туризма. Инфляция снизилась с 10,8% в 1981 г. до 1,2% в 1986 г. из-за резкого снижения цен на нефть на мировом рынке и улучшения условий торговли.

Период 1987-1988 гг. ознаменовался снижением импортных пошлин в рамках реализация соглашения о таможенном союзе с ЕС. В течение этого периода экономический рост определялся экспортом, и среднегодовой рост реального ВВП был около 7,9% из-за продолжающегося быстрого роста доходов от туризма и промышленного экспорта. Уровень безработицы снизился до 2,8% в 1988 г., в то время как инфляционное давление оставалось умеренным. Впервые (1987-88) с момента интервенции, текущий счёт платёжного баланса продемонстрировал профицит для экономики Кипра. Однако импорт увеличивался намного быстрее и полностью исчез профицит счета текущих операций, достигнутый в 1987-1988 гг. [3]

В целом экономика показала относительно хорошие результаты в трёх областях: а именно, в экономическом росте, полной занятости и умеренной стабильности в период с 1976 по 1988 гг.

В этот период ВВП рос в среднем на 8,4% в год в реальном выражении. ВНП на душу населения в постоянных ценах увеличился с 932 кипрских фунтов в 1975 г. до 2325 кипрских фунтов в 1989 г. и это был один из самых высоких показателей в Средиземноморье. Правительство Кипра поддержало частный сектор посредством налоговых льгот, займов гарантии для экспортных отраслей, а также грантов и ссуд сельскому хозяйству, производственному сектору и строительству. Это способствовало «экономическому чуду».

Оккупация Турцией почти двух пятых страны в 1974 г. с перемещением около одной трети всего населения нанесла серьёзный удар по экономическому развитию острова. Благодаря активным усилиям реальный рост экономики был возобновлён. В период между 1975 и 1983 гг. годовой показатель роста оценивается в среднем около 10%. С 1983 г. экономика кипрско-греческого сектора процветала, а безработица и инфляция оставались относительно низкими. Туризм обеспечил основной рычаг экономического роста и многие районы острова прошли технологическую модернизацию.

Греки-киприоты продемонстрировали свою экономическую состоятельность, восстановив экономику в кратчайшие сроки. Руководство Республики Кипр приняло агрессивную программу конструктивного дефицитного финансирования, экономических стимулов и целевых инвестиций, благодаря которой экономика за несколько лет достигла уровня до 1974 г. Это было поразительным достижением, поскольку разделение острова стоило республике значительной части ее сельскохозяйственных и производственных активов.

В мае 1987 г. ЕС и Кипр подписали протокол о 15-летнем Таможенном соглашении. Таможенный союз постепенно устранил большинство торговых барьеров с Европой в течение 10-летнего периода (1987-1997 гг.) и отменил тарифы для кипрских промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции. Согласно протоколу, также оказывалась финансовая помощь для содействия урегулированию конфликта.

Литература

1. Milano, Enrico (2006). Unlawful Territorial Situations in International Law: Reconciling Effectiveness, Legality and Legitimacy

2. Matsis, S. (1992) Chapter 5 in E.I. Demetriades, W.J. House, N.F. Khoury and S. Matsis(eds), Population and Human Resources Development in Cyprus: Research and Policy Issues, Department of Statistics and Research, Ministry of Finance, Cyprus.

3. Central bank of Cyprus. The Cyprus Economy. Historical Review, Prospects, Challenges. [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.scribd.com/docu-ment/288209973/CBC-book-EN (дата обращения: 15.10.2020)

4. Second Emergency Economic Plan [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dgepcd.gov.cy/dgepcd/dgep-cd.nsf/DAC9DB84689DF1BCC225839800497B61/$-file/5-Second%20Emergency%20Economic%20Ac-tion%20Plan%20(1977-1978).pdf (дата обращения: 15.11.2020)

5. Third Emergency Economic Plan [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dgepcd.gov.cy/dgepcd/dge-pcd.nsf/DAC9DB84689DF1BCC225839800497B61/$-file/6-Third%20Emergency%20Economic%20Ac-tion%20Plan%20(1979-1981)%20Summary.pdf (дата обращения: 15.11.2020)

6. Fourth Emergency Economic Plan [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cyprusdigitallibrary.org.cy/ items/show/1162 (дата обращения: 16.11.2020)

INSTITUTIONALIZATION OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF CYPRUS 1974-1987: POLITICAL ASPECTS

Danilov A.V., Danilova E.V., Danilov V.V.

RUDN University (Peoples' friendship university of Russia)

In 1960, Cyprus gained independence from the British crown. The young state faced the choice of organizing its own economic course. Full-scale and comprehensive economic development was hampered by the intra-communal conflict as well as the constant intervention of the guarantor countries which were established according to the London-Zurich compromise.

The consequence of this was the "Cyprus conflict" which actually divided the island into two parts. This separation to a certain extent predetermined the separate economic development in both parts of the island - southern and northern.

The Turkish invasion dealt a severe blow to the Cyprus economy and in particular to agriculture, tourism, mining and quarrying. The loss of the port of Famagusta, which handled up to 83% of general cargo and the closure of the Nicosia international airport additionally complicated the economic situation in Cyprus. The state of affairs required the Cypriot government to take decisive measures to overcome the crisis and seek new ways of developing the country's economy. The actions taken by the leadership of the republic and the efforts of the people of Cyprus to return to the full functioning of the economy will be called in the future as an "economic miracle".

Keywords: Republic of Cyprus, Cyprus, economy, economic development, economic relations.

References

1. Milano, Enrico (2006). Unlawful Territorial Situations in International Law: Reconciling Effectiveness, Legality and Legitimacy

2. Matsis, S. (1992) Chapter 5 in EI Demetriades, WJ House, NF Khoury and S. Matsis (eds), Population and Human Resources Development in Cyprus: Research and Policy Issues, Department of Statistics and Research, Ministry of Finance, Cyprus.

3. Central bank of Cyprus. The Cyprus Economy. Historical Review, Prospects, Challenges. URL: https://ru.scribd.com/docu-ment/288209973/CBC-book-EN (date accessed: 15.10.

4. Second Emergency Economic Plan - URL: http://www.dge-pcd.gov.cy/dgepcd/dgepcd.nsf/DAC9DB84689DF1BC-C225839800497B61/$file/5-Second%20Emergency%20 Economic%20Action%20Plan%20(1977-1978).pdf (date accessed: 11/15/2020)

5. Third Emergency Economic Plan - URL: http://www.dge-pcd.gov.cy/dgepcd/dgepcd.nsf/DAC9DB84689DF1BC-C225839800497B61/$file/6-Third%20Emergency%20Econom-ic%20Action%20Plan%20(1979-1981)%20Summary.pdf (date access: 11/15/2020)

6. Fourth Emergency Economic Plan - URL: http://www.cyprusdig-itallibrary.org.cy/items/show/1162 (date accessed: 11/16/2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.