ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Для цитирования: Щербакова В.А. Институциализация социальных сетей. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. № 3, 2018. С. 93-99.
Автор: ЩЕРБАКОВА В.А.
ЩЕРБАКОВА Виктория Андреевна - аспирант кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, пр. Вернадского,84. E-mail: v. a. shcherbakova@gmail. com
Аннотация. Информационные технологии и изменение способов коммуникации затрагивают все сферы жизни общества, интернет и социальные сети, в частности, становятся одним из самых важных средств межличностного взаимодействия. Социальные сети выходят за рамки канала коммуникации и начинают выполнять ряд общественно-значимых социальных функций. В научной статье рассматриваются признаки институциализации социальных сетей. Сложность анализа социальных сетей как социального института требует комплексного подхода для выявления явных и латентных функций данного явления. Процесс формирования социального института последователен и проходит несколько этапов, финалом институциализации является создание статусно-ролевой структуры, которая социально одобрена большей частью участников процесса. Социальные сети не являются полностью сформировавшимся и кристаллизовавшимся социальным институтов, но процесс структуризации уже начался.
Ключевые слова. Социальные сети, эволюция социальных сетей, социальный институт, институциализация, коммуникация.
В конце XX века новые информационные технологии и изменения в способах коммуникации затронули все сферы жизнедеятельности общества. Изучением последствий внедрения Интернета и новых коммуникационных технологий стали заниматься социологи, политологи, экономисты, юристы, философы. Особенности постиндустриального общества изучались Д. Беллом, М. Маклюэном, Э.Э. Тоффлером [Bell], [Маклюэн], [Тоффлер]. Также информационную эпоху и сетевое общество исследовал М. Кастельс, который рассматривал каким образом развиваются технические инновации, и как они внедряются в сферы жизни общества [Кастельс].
В современном мире все процессы общественной жизни неразрывно связаны со сферой технической, а именно развитием компьютеров и технологий, обработкой и хранением информации, а также коммуникаций посредством средств новых технологий. Взаимодействие при помощи компьютеров, смартфонов и сети Интернет кажется неотъемлемой частью жизни, и личность
неуклонно погружается в виртуальную среду. Интернет воспринимается уже не как средство передачи данных, а как важнейшее средство межличностного взаимодействия. Отдельное место в системе массовой коммуникации заняли социальные сети. Они становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и начинают выполнять функции социального института.
Социальные сети приобретают черты формирующегося социального института, имеющего большое влияние на молодежь, что актуализирует их научное изучение.
Социальный институт, как организованная система связей и социальных норм, объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Ныне используемые два основных подхода к пониманию социального института. Первый подход Герберта Спенсера, который делает акцент на функциональной составляющей социального института. Второй подход Торстейна Веблена, который выделяет в качестве основной нормативную составляющую социального института.
Герберт Спенсер, рассматривая общество как социальный организм, выделил в нем элементы, или «органы», выполняющие определенные функции, эти элементы он назвал «социальные учреждения». Г. Спенсер выделил производительную, распределительную и регулятивную функции социальных учреждений. Эти функции берут на себя и выполняют домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные учреждения [Спенсер].
Торстейн Веблен в своей работе «Теория праздного класса» дает следующее определение социального института. «Институты — это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций... превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе. привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди» [Веблен: 201]. В данном подходе социальными институтами являются устойчивые модели поведения, которые способствуют удовлетворению потребностей человека.
Интегрируя два подхода к пониманию социального института, С.С. Фролов говорит о том, что существуют явные и латентные (скрытые) функции социальных институтов. К явным функциям относятся в первую очередь следующие функции [Фролов: 168-171]:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений -поддержание системы норм и правил, стандартизирующих поведение членов общества и обеспечение тем самым социальной структуры общества;
2. Регулятивная - регулирование взаимоотношений членов общества путем выработки шаблонов поведения;
3. Интегративная - упорядочивание системы взаимодействий и сплочение членов общества;
4. Транслирующая - передача социального опыта;
5. Коммуникативная - распространение информации. Латентные функции не входили в первоначальное назначение социальных институтов, но возникли в ходе развития и функционирования общества. Социальные сети возникли как средство коммуникации, однако, в процессе развития интернета и технологий, их функции расширились и на данный момент можно выделить следующие функции социальных сетей:
1. Коммуникативная - социальные сети позволяют людям общаться и обмениваться информацией;
2. Образовательная - возможность расширения образовательного процесса в пространстве и времени, обмен опытом;
3. Экономическая - со временем, в социальных сетях появилась возможность монетизации и построения собственного бизнеса;
4. Социальная - социальные сети обладают большим набором инструментов для самопрезентации личности, выражения собственного мнения, а также получения признания и уважения;
5. Рекреативная - разнообразие контента (текстов, видео, игр) позволяет пользователям социальной сети отдохнуть и организовать свой досуг;
6. Функция выражения, формирования общественного мнения и консолидации - социальные сети имеют все инструменты для того, чтобы быть площадкой для выражения индивидами своего мнения, что приводит к возникновению лидеров мнений, консолидации сторонников той или иной позиции, а затем трансляции этого мнения в «оффлайн»;
7. Регулятивная - социальные сети позволяют выражать одобрение или неодобрение контенту, тем самым происходит саморегуляция и отбор той информации, которая актуальна и приемлема для пользователей. Понятие социального института связано с упорядочиванием,
формализацией и стандартизацией общественных связей и отношений, этот процесс называется институционализацией. Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов [Фролов: 162]:
• возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
• формирование общих целей;
• появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
• появление процедур, связанных с нормами и правилами;
• институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
• установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
• создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.
На наш взгляд, можно говорить о том, что социальные сети начали процесс институциализации. Рассмотрим перечисленные выше этапы институциализации применительно к социальным сетям.
На первом этапе возникают потребности, которые удовлетворяются через организованные совместные действия. Современный мир не представляется возможным без Интернета и компьютерных технологий, человек неизбежно оказывается вовлеченным в виртуальное пространство.
Американское агентство UM проводит исследование пользователей социальных сетей под названием «Wave» с 2006 года37. Трекинговое исследование даёт возможность сделать вывод о том, что с каждым годом увеличивается степень включенности в социальные сети, они становятся новым языком общения, новым коммуникативным пространством, заменяющим реальный мир и погружающий пользователя в особое информационное поле. Социальные сети стали частью ежедневной коммуникации, именно оттуда узнают последние новости, там же делятся ими друг с другом. Таким образом, социальные сети удовлетворяют потребность организации коммуникации в виртуальном пространстве.
На следующем этапе институциализации формируются общие цели. Как было рассмотрено выше, социальные сети выполняют ряд социально-значимых функций, то есть ряд общественных потребностей удовлетворяется через социальные сети.
После формирования общих потребностей и целей появляются процедуры, связанных с нормами и правилами поведения; происходит институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие всеми членами социального института, их практическое применение, а затем устанавливается система социального контроля, позитивных и негативных санкций для поддержания норм и правил.
Контроль может быть формальный, со стороны разработчиков социальных
" " " 38 39
сетей, так как у каждой социальной сети, есть свои правила пользования3839. Например, разработчики могут блокировать пользователей и удалять размещенный ими контент за нарушение правил пользования социальной сетью. Также, в социальных сетях существуют способы выражения отношения к контенту, который размещают другие пользователи, то есть социальная оценка. Социальные оценки, получившие визуализацию в социальных сетях, являются формой неформального контроля со стороны пользователей. С помощью выражениями пользователями одобрения или неодобрения контент фильтруется и регулируется пользователями сети.
37 Wave - Social media study. [Электронный ресурс]. URL: http://wave.umww.com/
38 Правила пользования Сайтом ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/terms.
39 Условия использования YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.eom/t/terms.
Социальные сети являются не только каналом коммуникации, но еще и способ самовыражения и самопрезентации. Особенностью социальных сетей является необходимость размещения «аватара» (своей фотографии) и информации о себе. Конструирование профиля пользователя в социальной сети выступает способом интеграции индивида в структуру социальной сети, профиль становится механизмом идентификации и самоидентификации, самовыражения, стремления к признанию [Гримов: 59-66]. В профиле отображается все, что социально значимо для индивида. На страницу пользователя попадает весь тот контент, с которым он себя отождествляет, связывает, желает показать, что он связан с ним. Профиль пользователя визуализирует социальные смыслы и передает сообщения о ценностных ориентациях пользователя. Контент регулируется системой социального контроля со стороны социальной сети и других пользователей.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальные сети начали процесс институциализации, и процесс их структуризации происходит на протяжении последних лет.
Источники
Бондаренко, С. В. (2004) Социальная структура виртуальных сетевых сообществ: дис. доктора. соц. наук.
Браславец, Л.А. (2009). Социальные сети как средство массовой информации // Вести ВГУ. №1. С. 125-130.
Веблен, Т. (1984). Теория праздного класса. Москва. Прогресс.
Верченов, Л.Н., Ефременко Д.В., Тищенко В.И. (2013). Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества. Москва. ИНИОН РАН.
Градосельская Г. В. (2001) Анализ социальных сетей: дис. кандидата соц.
наук.
Гримов О.А. (2013). Самопрезентация личности в социальных сетях // Социология. №2. С. 59-66.
Дюркгейм Э. (2003). Социология. Ее предмет, метод, предназначение, Москва. Канон.
Емелин В.А. (1999). Информационные технологии в контексте постмодернистской философии. / дис. канд. филос. наук.
Кравченко С.А. (2013). Социологический энциклопедический толковый словарь. Москва. Изд-во МГИМО-Университета.
Лещенко А.М. (2011). Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе: дис. канд. филос. наук.
Маклюэн М. (2003). Понимание Медиа: внешние расширения человека / Москва. КАНОН-пресс-Ц.
Назаров М.М. (2003). Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. Москва. УРСС.
Нургалеева Л.В. (2005). Нестрогие коммуникационные альянсы. Проблемы и особенности взаимодействия сетевых сообществ // Гуманитарная информатика: сб. статей. Томск: Изд-во Том. ун-та. №2. С.28-36.
Платов А.В. (2007). Социальные сети: феномен коллективного разума. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nestor.minsk.by/sr/2007/04/sr70414.html. Спенсер Г. (1997). Синтетическая философия СПб.
Фролов С.С. (1996). Социология - 2-е изд., перераб. и доп. Москва. Издательская корпорация «Логос».
Фуко М. (1996). Археология знания. К. Ника-Центр. Шарков Ф.И. (2010). Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва. Дашков и Ко, 2010. 296 с.
Adamic L., & Adar E. (2005). How to search a social network. In: Social Networks, № 27(3).
Barnes J. (1954). Class and Committees in a Norwegian Island Parish. In: Human Relations. P. 118.
Boase J., Horrigan J., Wellman B., Rainie L. (2006) The strength of internet ties. Washington DC. Pew Internet and American Life Project.
Castells М. (1989). The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring, and the Urban Regional Process. Oxford.
Castells, Manuel and Cardoso, Gustavo, eds. (2005). The Network Society: From Knowledge to Policy. Washington.
Wellman B., Salaff J., Dimatrova D., Garton L., Gulia M., Haythornthwaite C. (2016). Computer Networks as Social Networks: Collaborative Work, Telework, and Virtual Community. Annual Review of Sociology.
Wellman B. (2001). Physical Place and Cyber Place. In: International Journal of Urban and Regional Research.
Wellman B., Haythornthwaite C. (2016). The Internet in Everyday Life. Oxford. Blackwell.
INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL NETWORKS
For citation: Shcherbakova V.A. Institutionalization of Social Networks. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.3. 2018. P. 93-99.
Author: SHCHERBAKOVA V.A.
SHCHERBAKOVA Victoria A., graduate student of the Department of Public Relations and Mediapolicy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: v.a. shcherbakova@gmail.com
Abstract. Information technologies and changing of communication's methods affect all spheres of society, the Internet and social networks, become one of the most important means of interpersonal interaction. Social networks go beyond the channel of communication and begin to perform several socially significant social functions. The scientific article examines the signs of the institutionalization of social networks.
The complexity of the analysis of social networks as a social institution requires an integrated approach to identify the explicit and latent functions of this phenomenon. The process of forming a social institution is consistent and goes through several stages, the final of institutionalization is the creation of a status-role structure, which is socially approved by most of the participants in the process. Social networks are not fully formed and crystallized social institutions, but the process of structuring has already begun.
Keywords: Online social networks, social networks, network evolution, social institution, institutionalization, communication.
References
Bondarenko, S.V. (2004) Social Structure of Virtual Network Communities: dis. the doctors. soc. sciences. (In Rus.).
Braslavets, L.A. (2009). Social Networks As a Means of Mass Information. In: VSU Bulletin. No. 1. P. 125-130. (In Rus.).
Veblen T. (1984). The Theory of an Idle Class. Moscow. Progress. (In Rus.). Verchenov L.N., Efremenko D.V., Tishchenko V.I. (2013). Social Networks and Virtual Networked Communities. Moscow. INION RAS. (In Rus.).
Gradoselskaya G.V. (2001) Analysis of Social Networks: dis. candidate of social. sciences. (In Rus.).
Grimov O.A. (2013). Self-presentation of Personality in Social Networks. In: Sociology. No. 2. P. 59-66. (In Rus.).
Durkheim E. (2003). Sociology. Its Subject, Method, Purpose. Moscow. Canon. (In Rus.).
Emelin V.A. (1999) Information Technology in the Context of Postmodern Philosophy. dis. cand. phil. sciences. (In Rus.).
Kravchenko S.A. (2013). Sociological Encyclopedic Explanatory Dictionary. Moscow. MGIMO-University Publishing. (In Rus.).
Leschenko A.M. (2011) Social Networks As a Mechanism for Constructing Communication in Modern Society: dis. cand. philos. sciences. (In Rus.).
McLuhan M. (2003). Understanding Media: External Expansions of Man. Moscow. CANON-Press-C. (In Rus.).
Nazarov M.M. (2003). Mass Communication in the Modern World: Methodology of Analysis and Practice of Research. Moscow. URSS. (In Rus.).
Nurgaleyeva, L.V. (2005). Lax Communication Alliances. Problems and Features of Interaction between Networked Communities. In: Humanitarian informatics. coll. articles. Tomsk. TSU Publishing. No. 2. P.28-36. (In Rus.).
Platov, A.V. Social networks: the phenomenon of collective intelligence. / ed. A. Platov. [Electronic resource]. Access mode: http://www.nestor.minsk.by/sr/2007/04/sr70414.html
Spencer G. (1997). Synthetic Philosophy, St. Petersburg. (In Rus.). Frolov S.S. (1996). Sociology. 2 ed. Moscow. "Logos". (In Rus.). Foucault M. (1996). Archeology of knowledge. Nick-Center. (In Rus.).