Научная статья на тему 'Институциализация школ-хозяйств в образовательном пространстве России'

Институциализация школ-хозяйств в образовательном пространстве России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ШКОЛА-ХОЗЯЙСТВО / УСТАВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вифлеемский А.Б.

Устав и наименование школы-хозяйства. Профессиональное обучение. Образовательная программа. Учебно-методические объединения школ-хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциализация школ-хозяйств в образовательном пространстве России»

ПР

И

'Ш'Уссии

Институциализация школ-хозяйств в образовательном пространстве России

Анатолий Борисович Вифлеемский,

действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук e-mail: abw@infonet.nnow.ru

Конкурс им. А.С. Макаренко, ежегодно проводимый редакцией «Народное образование», показывает, что, несмотря на все проблемы с финансированием образования и пренебрежительным отношением государства, школы-хозяйства продолжают работать. Более того, многим сельским школам только такой режим работы позволяет выжить в условиях очередного социально-экономического кризиса, охватившего Россию. Дополнительные финансовые ресурсы, получаемые подсобным школьным хозяйством, служат развитию учебно-материальной базы школы и даже используются на оплату труда учителей.

Институциализация школ-хозяйств в образовательном пространстве России важна прежде всего в рамках собственно образовательной деятельности, которая в школах-хозяйствах принципиально отличается от образовательной деятельности в обычных школах. Сегодня школе-хозяйству приходится отстаивать своё право на особенные образовательные программы, ориентированные на воспитание хозяина земли — труженика. Педагогическая наука должна помочь в разработке примерных основных общеобразовательных программ для школ-хозяйств, учитывающих особенности их деятельности.

• образовательная организация • школа-хозяйство • устав общеобразовательного учреждения • основная и дополнительная общеобразовательные программы • профессиональное обучение

Устав и наименование школы-хозяйства

Важнейший документ, определяющий деятельность школы, — её устав. Требования к уставам регламентированы законом, при этом специфика деятельности школы-хозяйства должна отражаться в её уставе.

В соответствии со статьёй 23 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

наименование образовательной организации должно содержать указание на её тип и организационно-правовую форму. Согласно части 6 статьи 108 Закона об образовании в РФ при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учётом их организационно-правовой формы.

Кроме того, в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на: особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности учащихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие функции).

Согласно части 6 статьи 108 Федерального закона об образовании при переименовании образовательных учреждений их тип указывается с учётом их организационно-правовой формы. Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Федерального закона об образовании.

Таким образом, устав должен отражать особенности деятельности школы в режиме школы-хозяйства, а в наименовании такой школы вполне может быть указано и «школа-хозяйство» как особенность образовательной деятельности с использованием школьного подсобного хозяйства.

Официальные разъяснения положений статьи 23 Федерального закона об образовании содержатся в письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений». В письме обращается внимание

на то, что понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе об образовании в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. Одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций—учреждение (казённое, бюджетное, автономное). Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

Министерство также сообщило, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по её желанию и (или) желанию её учредителя, относятся следующие:

• указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казённое, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях;

• указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;

• указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности учащихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие);

• включение в наименование официального наименования «Российская

Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ;

• использование в наименовании имени гражданина, символики, защищённой законодательством России об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Законом о некоммерческих организациях.

В письме Минобрнауки приводятся различные примеры соответствующих закону переименований, например: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа».

Таким образом, с учётом возможности отражения особенностей осуществляемой образовательной деятельности (таких как использование производственного труда в качестве важного воспитательного фактора) и выполнения дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования (в частности, таких как использование в образовательном процессе возможностей школьного подсобного хозяйства), например, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Малаховская средняя общеобразовательная школа» может быть в рамках приведения наименования к требованиям Федерального закона об образовании, может быть переименовано в Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Малаховская школа -хозя йство».

Устав школы-хозяйства необходимо будет изменять в соответствии с новыми требованиями, согласно которым ряд положений устава необходимо будет перенести в локальные акты. В качестве основной цели деятельности школы-хозяйства в уставе можно написать:

«образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе обеспечивающих дополнительное развитие навыков производственного труда и трудовое воспитание учащихся».

В уставе образовательной организации должны содержаться следующие сведения (наряду с информацией, предусмотренной законодательством):

• тип образовательной организации: для школы-хозяйства типом образовательной организации будет являться общеобразовательная организация;

• учредитель или учредители: как правило, школы-хозяйства имеют в качестве учредителей органы местного самоуправления, при этом функции и полномочия учредителей обычно возлагаются на органы управления образованием соответствующего муниципального образования.

• виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности. Согласно требованиям статьи 23 Федерального закона об образовании общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Кроме того, школы-хозяйства могут реализовать образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

• структура и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Школы-хозяйства, как правило, имеют свои специфические органы самоуправления, обеспечивающие успешную деятельность подсобного

хозяйства, школьного производства, в которые активно вовлечены учащиеся. Такие органы управления школой-хозяйством следует также отражать в её уставе.

Образовательная программа школы-хозяйства

Исходя из сформулированной основной цели деятельности школы-хозяйства становится понятно, что ключевой вопрос инсти-туциализации школ-хозяйств — определение специфики реализуемых такими школами образовательных программ.

Прежде всего отметим, что специфика образовательной деятельности школы-хозяйства отражается во всех реализуемых ею образовательных программах. И все они должны быть приведены в соответствие с требованиями нового Федерального закона об образовании.

Школы-хозяйства, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Акценты на трудовом образовании, воспитании хозяина должны пройти по всем утверждённым школами-хозяйствами образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Также школы-хозяйства для достижения своих целей развития навыков производственного труда и трудового воспитания учащихся реализуют дополнительные общеобразовательные программы и программы профессионального обучения, позволяющие дать выпускнику рабочую профессию.

Основные и дополнительные образовательные программы утверждаются в установленном порядке образовательным

учреждением самостоятельно, их согласование или утверждение органами управления образованием не требуется.

Как указывается в Письме Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной основной образовательной программы имеет рекомендательный характер.

Учебный план как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Основная образовательная программа, а значит, и учебный план утверждаются в соответствии с уставом школы.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об образовании в РФ» федеральные государственные образовательные стандарты включают в требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объёму; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 661. Согласно пункту 5 Правил проекты стандартов могут быть разработаны в инициативном порядке на безвозмездной основе. При этом разработанные проекты направляются разработчиками в Минобрнауки

России для рассмотрения и утверждения. Стандарт утверждается Минобрнауки РФ.

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона «Об образовании в РФ» примерные основные образовательные программы разрабатываются с учётом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим федеральным законом. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ (государственная информационная система). Информация в реестре общедоступна.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, их экспертизы и ведения реестра, особенности разработки, включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим федеральным законом.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учётом их уровня и направленности (в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, их экспертизы и ведения реестра утверждён приказом Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594.

Примерные программы включают:

• рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности,

• планируемые результаты освоения образовательной программы,

• примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных. услуг по реализации образовательной программы.

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки РФ и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования (далее — разработчики).

Таким образом, представляется целесообразным создание учебно-методического объединения школ-хозяйств в системе общего образования России (УМО ШХ), которое бы разработало примерную программу по уровням общего среднего образования для школ-хозяйств. При этом на первом этапе УМО ШХ могло бы разработать примерные рабочие программы по отдельным учебным предметам в соответствии со спецификой школ-хозяйств. Также УМО ШХ могло бы давать обоснованные заключения на авторские программы педагогов школ-хозяйств, облегчая их использование в образовательной деятельности школ-хозяйств.

В письме Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03 — 255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» констатируется, что

программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы.

Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к её компетенции, в компетенции школы и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использовать в структуре основной образовательной программы школы решается самой школой. И рецензии опытных педагогов, которые вошли бы в УМО ШХ, на авторские программы учебных предметов помогли бы школам-хозяйствам в формировании основной образовательной программы, соответствующей новым ФГОС всех уровней общего образования.

Создание УМО школ-хозяйств

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и действуют в соответствии с положениями, утверждёнными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования.

Приказом Минобрнауки России от 15.10.2014 № 1322 утверждено Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе общего образования, согласно пункту 3 которого учебно-методические объединения создаются по виду образования — общему образованию.

Федеральные учебно-методические объединения создаются: Минобрнауки России по виду образования — общему образованию;

• иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в зависимости от специфики образовательной деятельности в сфере общего образования (при необходимости).

Региональные учебно-методические объединения создаются органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, по виду образования — общему образованию (при необходимости).

Учебно-методическое объединение для решения задач, установленных настоящим Типовым положением, имеет право в соответствии с законодательством России: распространять информацию о своей деятельности; вносить в органы государственной власти предложения по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования, содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти по вопросам деятельности системы общего образования; участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и других документов по вопросам образования; оказывать информационные, консультационные и экспертные услуги в сфере своей деятельности.

Основные направления деятельности учебно-методических объединений являются:

• в сфере федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: подготовка предложений в Минобрнауки России по проектам федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; методическое сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

• в сфере примерных основных общеобразовательных программ (далее — примерные программы): разработка примерных программ; взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ, указанными в части 12 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», религиозными организациями (централизованными религиозными организациями) при экспертизе примерных программ; обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения примерных программ;

• в сфере государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования: мониторинг реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования; участие в разработке контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций учащихся;

• в сфере профессионального совершенствования деятельности педагогических работников: участие в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам общего образования; участие в разработке профессиональных стандартов.

Типовое положение устанавливает, что при создании учебно-методического объединения определяется организация, на базе которой создаётся объединение (далее — ответственная организация), утверждается Положение о нём и его председатель. Такой ответственной организацией для УМО школ-хозяйств мог бы стать Федеральный институт развития образования, если, конечно, федеральный орган исполнительной власти будет заинтересован в развитии специфики образовательной деятельности школ-хозяйств в сфере общего образования.

При отсутствии возможности создать специализированное УМО школ-хозяйств его можно включить в работу уже созданного УМО общего образования. Типовое положение предоставляет учебно-методическим объединениям право при необходимости создавать секции, рабочие группы, отделения: по уровням общего образования; по направлен-ностям (профилям) образовательных программ; по обеспечению деятельности учебно-методического объединения в отдельных регионах. Таким образом, могут быть созданы секции школ-хозяйств при федеральном УМО общего образования, секции сельскохозяйственного профиля и т.п.

Приказом Минобрнауки России от 25.03.2015 № 277 создано федеральное Учебно-методическое объединение по общему образованию на базе Российской академии образования. Председатель федерального УМО по общему образованию — президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая.

Совершенствование законодательства об образовании

Статьёй 86 Федерального закона об образовании установлены особенности обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних

учащихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. В рамках обучения по образовательным программам основного и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних учащихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями «Президентское кадетское училище», «Суворовское военное училище», «Нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус».

Между тем в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях многополярного мира.

Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120 утверждена Доктрина продовольственной

безопасности страны, согласно которой продовольственная безопасность России — одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения её государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета — повышения качества жизни российских граждан путём гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В школах-хозяйствах фактически реализуются программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общераз-вивающими программами и программами профессионального обучения, имеющими целью подготовку несовершеннолетних учащихся к трудовой деятельности в сельском хозяйстве (преимущественно). В этой связи и при необходимости решать государственную проблему обеспечения продовольственной безопасности страны полагаем необходимым внести дополнения в Федеральный закон об образовании и определить особенности обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам и программам трудового обучения, имеющим целью подготовку несовершеннолетних учащихся к трудовой деятельности в общеобразовательных организациях со специальным наименованием «школа-хозяйство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.