Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Внесение изменений в устав школы в связи с введением закона «Об образовании в РФ». Неполная нагрузка учителя. Документы, регламентирующие систему оценивания на факультативных занятиях. Международные договоры Российской Федерации о признании иностранных документов об образовании...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

случае сохранения квалификационной категории, так как квалификационная категория присвоена работнику непосредственно по должности «педагог-психолог».

^ Какова должна быть максималь-• ная продолжительность рабочего времени у педагогического работника, являющегося инвалидом второй группы?

Статья 92 Трудового кодекса РФ предусматривает, что для работников, являющихся инвалидами первой или второй группы, устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю.

^ Подскажите, при каком кон-• тингенте учащихся в учреждении среднего профессионального образования должна быть единица заведующего отделением?

Федеральный закон от

29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 28 определяет, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим

федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: установление штатного расписания, а также приём на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей.

Типовых штатов в настоящее время нет, поэтому образовательная организация самостоятельна в вопросах установления штатного расписания. НО

Консультант Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук

^ С введением закона «Об образо-• вании в РФ», что делать с уставом школы: вносить изменения в старый или принимать новый устав?

О.Б.

Посоветуйтесь с учредителем. Согласно ч. 5 ст. 108 ФЗ «Об образовании в РФ» устав организации следует привести в соответствие с Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.

Обратите внимание на письмо Минобрнауки России от

10.06.2013 № ДЛ-151/17

«О наименовании образовательных учреждений»; письмо Ми-

нобрнауки России от

09.07.2013 № ДЛ-187/17

«В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений».

^ Уважаемая Елена Леонидовна, • в одном из своих ответов по вопросу неполной нагрузки учителя Вы ссылаетесь на письмо Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004, где указано, что учебная нагрузка административным работникам устанавливается после того, когда все учителя будут ею обеспечены.

Не могли бы Вы конкретно указать данный раздел письма? Я, к сожалению, не смогла найти эти слова. Дело в том, что в нашей школе завучи протарифицирова-ны на 12-16 часов в неделю, плюс занятия на дому, плюс 8-16 часов в неделю у каждого по замене уроков отсутствующих учителей по любым предметам. Одним словом, своя рука владыка. В то же время у меня как учителя немецкого языка всего 12 часов и 2 часа на дому. Согласие на неполную ставку у меня никто не спрашивал, и я полагала, что меня чем-то догрузят. Увы, даже часы в ГПД дают библиотекарю в её

рабочее время, но не мне. Ларчик открывается просто: три года назад я обращалась в департамент с жалобой на директора школы. И вот теперь прекратили набор в группы немецкого языка, мотивируя тем, что предмет не востребован. Хотя желающие есть, но директор даже запретила мне общаться с детьми и родителями по набору учащихся. Так обязано ли руководство школы озаботиться моей нагрузкой или это не входит в их должностные обязанности? Татьяна

Это очевидная практика. Для заместителей руководителя и директора школы выполнение учебной нагрузки — дополнительная работа и регулируется ст. 60.2 ТК РФ, а для учителей выполнение учебной нагрузки является основной работой. Поэтому по логике регулирования трудовых отношений сначала должны быть соблюдены основные права работников, а только после этого дополнительные. Об этом сделан вывод в письме ЦК профсоюза работников народного образования и науки

РФ от 26.09.2007 № 188

«О вопросах установления и изменения учебной нагрузки учителей»: «руководители образовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей (в том числе учителей, получающих трудовую пенсию) допускать уменьшение их учебной нагрузки, например, в связи с приёмом на работу других учителей, в том числе по совместительству, либо путём перераспределения учебной нагрузки между учителями, либо при предоставлении преподавательской работы лицам, выполняющим её помимо основной работы в том же обра-

зовательном учреждении (включая руководителей и их заместителей)».

Вместо письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004 следует руководствоваться требованиями приказа Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», а также Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012—2014 годы» (утв. Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрна-уки России 22.02.2012 № СОГ-3/12) (вместе с «Рекомендациями о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учётом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях»).

^ Добрый день! Подскажите,

пожалуйста, сколько контрольных работ по общеобразовательным предметам должно быть проведено в год? Где можно посмотреть ответ на этот вопрос? Н.В.

Эти критерии школа устанавливает самостоятельно локаль-

ным актом о внутришкольном контроле.

Какими документами регламентируется система оценивания на факультативных занятиях? Имеет ли право учитель выставлять оценки на факультативных занятиях? В.

Факультативные занятия не предполагают оценивания достижений учащихся. Такие занятия предусмотрены для дополнительного изучения материалов учебной дисциплины, не входящих в основную образовательную программу.

В письме Минобрнауки РФ

от 12.05.2011 № 03-296

«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» указано, что связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.

В приказе Минобразования

РФ от 09.03.2004 № 1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» определено, что часы регионального (национально-регионального) компонента

и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы учащихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

В письмах Минобразования РФ

от 14.01.1999 № 27/11-12

«О Примерном учебном плане вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (заочная форма обучения)»;

от 21.08.1998 № 1250/14-12

«О Примерном учебном плане вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации (заочная форма обучения с сессионным режимом занятий)» для заочников рекомендовано факультативы, индивидуальные консультации включать в общее расписание занятий (примерно 2 часа в неделю).

В основу разработки локального нормативного акта можно взять нормы письма Минпроса СССР от 16.01.1975 № 3-М «О введении «Типового положения о факультативных занятиях в общеобразовательной школе». Факультативные занятия должны предусматриваться специальным расписанием и проводиться до или после уроков.

При проведении факультативных занятий должны найти примене-

ние различные формы и методы обучения и виды учебной работы учащихся, способствующие развитию у них познавательной и творческой активности, в том числе лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты, доклады и другие формы самостоятельной работы учащихся.

При комплектовании групп для изучения факультативных курсов не допускается проведение отборочных испытаний и проверок.

Можно ли принять на должность учителя по двум учебным предметам одновременно (например, учитель математики и физики, учитель химии и биологии и т.д.)? Галина Павловна

Традиционно должность именуется по одному предмету, а вот нагрузка по предметам (тарификация) может быть разная. Всё зависит от того, какова структура штата Вашей организации. Возможно, школа маленькая и это позволяет назначать специалистов сразу на все родственные дисциплины, в таком случае можно и наименования предметной области указывать в трудовом договоре работника по фактически выполняемой работе. Для руководителя важно понимать, по какой должности имеется вакансия, для того, чтобы при появлении специалиста по данному предмету обеспечить равную занятость работников и повысить качество обучения. Отсюда должности традиционно именуются по одной учебной дисциплине.

^ Разъясните, пожалуйста, • Приказ № 1035 от 2 сентября 2013 г.

Марина Николаевна

Приказ Минобрнауки России

от 02.09.2013 № 1035

«О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» можно найти на сайте Минобрнауки РФ, СПС «КонсультантПлюс». Упоминаемые в данном приказе письма не являются нормативными правовыми актами. Они не были официально опубликованы. С 1993 года они не имели юридических последствий.

При организации обучения больных детей на дому следует руководствоваться приказом Минобразования РФ

от 09.03.2004 № 1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», учитывая то, что федеральный компонент учебного плана является обязательным для всех учащихся независимо от того, где они проходят обучение по программам общего образования.

^ Надо ли писать ежегодный приказ

по образовательному учреждению о переводе детей по окончании учебного года или достаточно только решения педсовета? Например, ребёнок учился в 5А классе, станет учиться в 6А классе с нового учебного года. Алла Гаврииловна

Приказ является началом образовательных отношений. Он обязателен для того, чтобы признать законность нахождения выпускников 5-го класса в 6-м классе. Удивительно, что Вы об этом спрашиваете. Обратите внимание на ч. 1 ст. 53 ФЗ «Об образовании в РФ».

^ В каком объёме в общеобразовательной организации должен быть реализован БУП специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7, 8 вида (утверждены приказом МО РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п), если решением ПМПК ученикам рекомендовано индивидуальное обучение по данным программам (классов данной направленности в ОУ нет, обучение ведётся индивидуально). Все ли предметы необходимо изучать и ат-тестовывать учащихся? Юлия Салаватовна

В данной ситуации следует помнить, что дети, обучающиеся по программам школ 7-го вида, проходят государственную итоговую аттестацию и получают аттестат такой же, как и дети без ограниченных возможностей здоровья. Поэтому программа обучения таких учащихся должна быть максимально приближена к требовани-

ям федерального компонента плана, утв. приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Учащиеся, обучающиеся по программе для школ 8-го вида не проходят государственную итоговую аттестацию и не получают аттестат. У них другие задачи по освоению программ общего образования. Для таких учеников важна ориентация на профессию, которую они будут осваивать после школы. Поэтому для них важно выполнение требований учебного плана, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

^ Дочь имеет гражданство России, но 9-й класс окончила и получила свидетельство в Киргизии. Может ли она с этим документом поступить в колледж? Или обязательно необходимы российские документы об окончании? Елена

Да, может. В письме МИД России от 19.06.2012 № 9333/дп «О междуна-

родных договорах о признании документов об образовании» (вместе с «Международными договорами Российской Федерации о признании иностранных документов об образовании, учёных степенях и учёных званиях») представлен обновлённый список международных договоров Российской Федерации о признании иностранных документов об образовании, учёных степенях и учёных званиях, подготовленный на основе данных, имеющихся в МИД России. В вашем случае применяются следующие соглашения:

• о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества в области образования от

11 декабря 2009 года (вступило в силу для России 14.04.2011; участники: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан);

• о взаимном признании эквивалентности документов

о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании от 15 сентября 2004 года (вступило в силу для России 27.09.2005; участники: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан). НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.