Институт закупок в условиях цифровой трансформации
Сергеева Светлана Александровна,
кандидат экономических наук, соискатель кафедры управления активами Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации E-mail: ugmzmag@yandex.ru
Создание качественного института обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд остается одной из важнейших задач социально - экономического развития страны, поскольку и контрактная система в сфере закупок, и закупки отдельными видами юридических лиц влияют на достижение целей Национальных проектов, повышение качества жизни населения и др. Цифровая трансформация способствует целенаправленному переходу к содержательно другой модели управления, ориентированной на цифровые технологии и активное их применение в повседневной профессиональной деятельности. Сфера закупок связана абсолютно с каждой отраслью экономики страны и отраслевые цифровые изменения затрагивают все этапы осуществления закупки. В свою очередь цифровая трансформация закупочной деятельности требует не только от заказчиков, поставщиков, но и от всех потребителей результатов закупок товаров, работ, услуг, в том числе и научного сообщества, разработку и внедрение управленческих подходов оперативного взаимодействия между фундаментальными теоретическими исследованиями, прикладными исследованиями и конкретными практическими предложениями по ключевым вопросам совершенствования управления закупками в актуальных социально - экономических условиях.
Ключевые слова: государственные, муниципальные и корпоративные закупки; цифровая трансформация; технологическая основа цифровой трансформации в части закупок.
LQ S Ое
см см о см
Ключевые задачи современного этапа развития страны сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума [8] и в последних Указах Президента [1]. Для специалистов в сфере закупок важны все задачи, но одна из определяющих - это трансфер научных знаний и технологий, а также разработок, в реальную экономику. Закупки для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд являются важнейшим элементом социально-экономического развития страны. Особого внимания сегодня заслуживают закупки высокотехнологичной продукции. Ряд ученых рассматривают закупки как один из ключевых инструментов регулирования устойчивого развития страны, достижения эффективности и результативности деятельности всех экономических субъектов. Вместе с тем, необходимо отметить достаточно неоднозначное толкование сущности термина «государственные закупки» в научной литературе. Анализ диссертационных исследований, монографий, научных статей, докладов в сборниках конференций позволяет сгруппировать авторские трактовки следующим образом:
• в аспекте экономической теории: государственные закупки - это часть товаров, работ или услуг, произведённых в стране либо за её пределами, закупаемых государством через реализацию оптимального размещения собственных ресурсов за счет доходов и расходов государственного бюджета;
• в юридическом аспекте: государственные закупки - это регулирование отношений экономических субъектов, осуществляющих возложенные на них законодательством обязанности по обеспечению необходимыми товарами, работами, услугами нужд государственных и муниципальных учреждений.
Интерес представляют размышления Е..А. Истоминой, выделившей следующие особенности института государственных закупок (рисунок 1):
Исследователь выстраивает авторское понимание рассматриваемого феномена через характеристики определенных позиций - особенностей:
- государство выступает в роли субъекта отношений в сфере закупок для нужд государства, который выполняет конкретные цели и конкретные задачи. Государство является заказчиком на основании деятельности бюджетных учреждений, государственных органов и т.д.;
- есть устоявшиеся направления в системе закупок для нужд государства: обеспечение функционирования казенных, бюджетных и автономных организаций, безопасность и оборона
государства, работа государственного аппарата;
правомочность норм и правил системы закупок для нужд государства. На данный момент есть большая правовая и нормативная база, отвечающая за регламентацию субъектов системы закупок для нужд государства; эволюция института государственных закупок может порождать несоблюдение установленных правил по истечении времени; развитие института закупок для нужд государства может привести к нарушению уже имеющихся правил;
сезонность ряда закупочных направлений [3].
Рис. 1. Особенности института государственных закупок [3]
Федорова И.Ю. и др. считают, что контрактная система в области закупок для нужд государства является особенной системой экономического и финансового взаимодействия, происходящего между субъектами закупочной деятельности, кото-
рые начинают работать друг с другом на основании имеющихся актов и правовой базы для контрактного взаимодействиями. Основными функциями контрактной системы являются:
- регулирование цен, за счёт которого через государственную закупочную систему происходит воздействие на динамику стоимости, стабилизация рынков;
- инновационность, заключающаяся в создании экономического фундамента, необходимого для появления новых видов услуг и товаров с новыми и актуальными свойствами;
- воспроизводственная, заключающаяся в обеспечении нужд государства в работах и услугах, необходимых для экономических связей при активном участии со стороны государства при выполнении государственных закупок;
- социальная, когда на основании увеличения области национального производства появляется множество новых рабочих мест;
- стимулирующая, когда благодаря увеличению объёмов закупки происходит рост общего спроса, в результате чего происходит активная поддержка национальных компаний, развивается экономическая система.
В качестве основных функций государственных (муниципальных) закупок авторы выделяют следующие:
- социальная функция;
- воспроизводственная функция;
- инновационная функция;
- стимулирующая функция;
- функция ценового регулирования;
- перераспределительная функция;
- функция развития конкуренции[7]. Контрактная система в сфере закупок характеризуется принципами, которые лежат в основе осуществления каждой закупки (рисунок 2).
Рис. 2. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Данные принципы представляют собой четкую методологическую основу закупочной деятельности [4;5;6]. Кадыров Н.Е., Орлюк А.В., Строганова Е.В. и др. в своих диссертационных исследованиях убедительно обосновывают предположение о том, что контрактная система - это многофакторное явление, и система законодательно закре-
пленных принципов позволяет регулировать отношения, связанные с обоснованием потребности в закупке, планированием закупок, определением поставщика, заключением контракта, его исполнением, а также аудитом, мониторингом и контролем отношений, возникающих на всех этапах осуществления государственной закупки.
о о со о-
Анализ закупочных практик позволяет утверждать, что закупка является рядом целенаправленных действий, отличающихся цикличностью и направленностью на обеспечение потребностей в услугах, товарах и работах на государственном, муниципальном и корпоративном уровнях. Сегодня на осуществление закупочной деятельности оказывает прямое влияние мировая практика цифро-визации и, как следствие, смещение векторов закупочной деятельности в отраслевых сегментах. Важный фактор внешнего воздействия на подходы к осуществлению государственных закупок -
потребность общества во внутренней и внешней экспертизе качества закупаемых товаров, работ, услуг. Мы наблюдаем усилившуюся потребность общества в публичности и открытости внутренних и внешних финансово-экономических и политических процессов, затрагиваемых системой государственных закупок. Во многом вышеизложенные проблемы помогают решать инструменты нового технологического поколения, цифровой экономики, цифровизации самого процесса закупок и последующей цифровой трансформации. Схематично цифровая трансформация показана на рисунке 3.
Рис. 3. Цифровая трансформация
Q. ©
Forrester —достижение операционной эффективности и гибкости с использованием _цифровых технологий_
Deloitte — экспоненциальный рост связей г Цифровая > к. трансформация ) Gartner — бизнес-модель, создающая ценности и получающая доход
Altimeter Group — привлечение клиентов в любой точке соприкосновения
Рис. 4. Определения сущности термина «цифровая трансформация
В научных источниках представлен достаточно широкий круг определений сущности термина «цифровая трансформация» (рисунок 4).
Цифровая трансформация - это не использование новейших технологий, а целенаправленный переход к другой модели управления, ориентированной на цифровые технологии, позволяющей - быстро меняться,
- использовать технологии для создания бережливых операций и дифференциации,
- высвобождать внутренние ресурсы для выполнения более сложных задач[8].
Анализ научной литературы позволяет выделить следующие технологические основы процесса цифровой трансформации (рис. 5).
Технологические основы процесса цифровой трансформации
Наличие «больших данных» -
будущая основа искусственного интеллекта
Мобильность — возможность получать информацию из любой точки пространства
Социальность — необходимость вовлекать большое число пользователей, выполняющих различные роли
Облачность ■
хранение данных в «облаке»
Рис. 5. Технологические основы процесса цифровой трансформации
И если в XX веке все системы анализа и оптимизации рабочих процессов от теории классического менеджмента до, к примеру, концепции Six sigma, основывались на ручном сборе данных (опросах, хронометражах и других), то диджитализация мировой экономики привела к тому, что теперь у по-
давляющего большинства рабочих процессов есть цифровой след в виде логов - данных, фиксируемых в журналах событий (event logs). Сегодня изменились запросы работодателей к сотрудникам их организаций и вопрос соответствия компетенций выпускников вузов и потребностей рынка тру-
да в условиях цифровой трансформации - один из приоритетных []. Извлечение и автоматизированный анализ данных с целью выявления и устранения узких мест и неэффективностей - process mining (PM) - объединяет понятия data mining (сбор данных) и process management (управление процессами) и отражает суть деятельности технологии.
В международной практике есть пять направлений, в которых используется process mining:
- операционная эффективность, при которой происходит оценка производительности, стоимости процесса производства;
- аудит соответствия, когда определяется соответствие реального процесса запланированному, определяются типовые ошибки и отклонения;
- увеличение качества обслуживаниеб клиентской базы, когда проводится анализ основных направления по работе заказчика с элементами организации;
- управление изменениями, когда происходит сравнение пути процесса до и после изменений;
- цифровой клон, когда создаётся цифровая версия продуктов, функций и процессов организации для быстрого и динамического моделирования путей дальнейшего развития. Технология process mining (Вил ван дер Аалст,
2010) позволяет воссоздать и визуализировать схему бизнес-процессов именно так, как они протекают на самом деле. Обработка и анализ логов позволяет получить безоценочную и комплексную модель события, выявить несоответствия нормативам, дублирование функционала и избыточные расходы, что чрезвычайно важно для эффективной деятельности контрактной системы в сфере закупок.
Process mining не зависит от организационной структуры учреждения и позволяет получить ин-сайты для любого уровня детализации. Именно они дают руководителю понимание не только узких мест в процессах, но и объективную базу для принятия управленческих решений.
Таким образом, цифровая трансформация способствует целенаправленному переходу к содержательно другой модели управления, ориентированной на цифровые технологии и активное их применение в повседневной профессиональной деятельности. Сфера закупок связана абсолютно с каждой отраслью экономики страны и отраслевые цифровые изменения затрагивают все этапы осуществления закупки. В свою очередь цифровая трансформация закупочной деятельности требует не только от заказчиков, поставщиков, но и от всех потребителей результатов закупок товаров, работ, услуг, в том числе и научного сообщества, активизировать и разработку, и внедрение управленческих подходов оперативного взаимодействия между фундаментальными теоретическими исследованиями, прикладными исследованиями и конкретными практическими предложениями по клю-
чевым вопросам совершенствования управления закупками в актуальных социально - экономических условиях.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». - Режим доступа: СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 03.07.2022).
2. Гладилина И.П. Соответствие компетенций выпускников вузов и потребностей рынка труда в условиях цифровой трансформации// Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С. 10-14.
3. Истомина Е.А. Особенности современной модели института государственных закупок в России//Вестник Челябинского государственного университета. - https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/osobennosti-sovremennoy-modeli-instituta-gosudarstvennyh-zakupok-v-rossii
4. Кадыров Н.Н. Совершенствование государственного управления в сфере каталогизации объектов закупок в Российской Федерации. Диссерт. на соиск... канд. экон.н. - М. - МГИ-МО. - 2022. - С. 158.
5. Орлюк А.В. Управление закупочной деятельностью на основе компетентностного подхода. Диссерт. на соиск. канд. экон.н. - М. - МГИ-МО. - 2021. - С. 175.
6. Строганова Е.В. Развитие государственной системы закупок на основе риск - ориентированного подхода. - Диссерт. на соиск. канд. экон.н. - М. - МГИМО. - 2021. - С. 175.
7. Федорова И., Фрыгин А., Седова М., Прокофьев М.: Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов: монография. -М. - 2020 - С.242.
8. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - 2022.06.17. - URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/68669 (дата обращения: 28.06.2022).
9. Forrester: электронный ресурс: https://www.for-rester.com/blogs/category/digital-transformation/
PROCUREMENT INSTITUTE IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION
Sergeeva S.A.
Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
The creation of a high-quality institution for ensuring state, municipal and corporate needs remains one of the most important tasks for the socio-economic development of the country, since both the contract system in the field of procurement and procurement by certain types of legal entities affect the achievement of the goals of National projects, improving the quality of life of the population, etc. Digital transformation contributes to a purposeful transition to a meaningfully different management model focused on digital technologies and their active use in everyday professional activities. The scope of procurement is connected with absolutely every sector of the coun-
C3
о
CO £
m Р
СГ
от А
IE
try's economy, and sectoral digital changes affect all stages of procurement. In turn, the digital transformation of procurement requires not only from customers, suppliers, but also from all consumers of the results of procurement of goods, works, services, including the scientific community, the development and implementation of management approaches for operational interaction between fundamental theoretical research, applied research and specific practical proposals on key issues of improving procurement management in the current socio-economic conditions.
Keywords: state, municipal and corporate purchases; digital transformation; technological basis for digital transformation in terms of procurement.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of April 25, 2022 No. 231 "On the announcement of the Decade of Science and Technology in the Russian Federation". - Access mode: SPS ConsultantPlus (date of access: 07/03/2022).
2. Gladilina I.P. Correspondence of the Competences of University Graduates and the Needs of the Labor Market in the Conditions of Digital Transformation // Modern Pedagogical Education. 2022. No. 1. S. 10-14.
3. Istomina E.A. Features of the modern model of the institution of public procurement in Russia // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - https://cyberleninka.ru/article/in/osobennosti-sovremennoy-modeli-instituta-gosudarstvennyh-zakupok-v-rossii
4. Kadyrov N.N. Improving public administration in the field of cataloging objects of procurement in the Russian Federation. Dissert. for the solicitation... cand. econ.n. - M. - MGIMO. -2022. - P. 158.
5. Orlyuk A.V. Procurement management based on a competency-based approach. Dissert. for the solicitation. cand. econ.n. -M. - MGIMO. - 2021. - P. 175.
6. Stroganova E.V. Development of a public procurement system based on a risk-based approach. - Dissertation. for the solicitation... cand. econ.n. - M. - MGIMO. - 2021. - P. 175.
7. Fedorova I., Frygin A., Sedova M., Prokofiev M.: State and municipal purchases as a tool to improve the efficiency of budget expenditures: monograph. - M. - 2020 - P. 242.
8. Plenary session of the St. Petersburg International Economic Forum [Electronic resource] // Official website of the President of Russia. - 2022.06.17. - URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/68669 (date of access: 06/28/2022).
9. Forrester: electronic resource: https://www.forrester.com/blogs/ category/digital-transformation/
a.
e
CM CM
o
CM