ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2
П.В. Шлыков
ИНСТИТУТ ВАКФА В ТУРЦИИ В 1920-е - 2000-е гг.: СУЩНОСТНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
Статья посвящена исследованию роли одного из главных традиционных исламских институтов - системы вакфов - в современном турецком обществе. На базе обширного источникового материала рассматривается проводившаяся кемалистами в 1920-1930-е гг. политика «секуляризации» вакфов (лишения их возможности осуществлять исконно присущие им социально-культурные функции и экспроприация принадлежавшей им собственности), анализируется феномен «новых вакфов» и связанная с ними функциональная трансформация самого института, выразившаяся в повышенной активности вакфов в сфере политики и экономики.
Ключевые слова: Турция, ислам, вакфы, кемалисты, исламисты.
The article investigates the role and place of a principal traditional Islamic institution - the system of waqfs - in the modern Turkish society. Based on a vast array of primary sources the present paper explores the politics of "secularization" of waqfs led by the Kemalists during the 1920s and 1930s (when waqfs were deprived of implementing their original social and cultural functions and a considerable part of waqf properties were expropriated) and analyses the phenomenon of "new waqfs" and related to them functional transformation of the waqf institution resulted in heightened activity of waqfs in the sphere of politics and economy.
Key words: Turkey, Islam, waqfs, Kemalists, Islamists.
Политическая история Турции последних десятилетий демонстрирует устойчивую тенденцию усиления позиций ислама в общественной жизни. В «самой вестернизированной» мусульманской стране, как нередко именуют Турцию, вместо постепенного снижения роли религии, отхода ее на второй план по мере модернизации и становления институтов гражданского общества ислам оказывал и продолжает оказывать сильное влияние на межличностные и политические отношения. Вместе с ростом значения исламского фактора в политической и социальной жизни страны (с конца 1940-х гг.) начался процесс восстановления институциональных основ ислама. Одной из таких основ по праву можно считать систему вакфов1.
1 В мусульманском праве понятие вакф (араб., мн. ч. аукаф и вукуф) обозначает неотчуждаемое имущество, переданное каким-то одним человеком или даже группой лиц - учредителем/и вакфа (вакиф) - на религиозные и благотворительные цели общине, организации или отдельному человеку. Собственность, переданная в вакф, трактуется как благотворительное учреждение, доходы от которого тем или иным
41
Внимание, которое всегда привлекал к себе институт благотворительной собственности, исторически обусловлено. Достаточно вспомнить, что вакфы со времени возникновения (VIII в.) играли важную роль в формировании и функционировании мусульманского общества и на протяжении столетий доминировали в социально-экономической и религиозной жизни. Они принимали на себя часть функций государства в социальной сфере, а получив широкое распространение в арабо-османском обществе, оказались способны удовлетворять индивидуальные, групповые и государственные нужды2. В этом и кроется удивительная жизнеспособность вакфа, позволившая ему стать одним из редких исламских социально-экономических институтов, который, несмотря на потрясения кемалистской революции, смог не только выжить, но и сохранить потенциально сильные позиции в ключевых сферах общественной жизни.
Создание новой системы контроля и управления вакфами. В наследство от Османской империи Турция получила обширную и разветвленную сеть вакфов (их количество превышало 35 0003) с достаточно разрозненной системой контроля и управления, безуспешные попытки упорядочить которую предпринимали Махмуд II (1808-1839) (учреждение в 1826 г. султанского министерства вакфов4), деятели Танзимата и младотурки (не реализованное постановление о подчинении административных органов вакфов Министерству финансов5). Автономный характер существования вакфов и колоссальный объем финансовых и имущественных ресурсов, которыми они обладали, обусловили повышенное внимание к ним со стороны кемалистов.
Радикальное реформирование системы вакфов в первые десятилетия республиканской истории полностью вписывалось в концепцию Мустафы Кемаля по выстраиванию взаимоотношений между государством и религией. Задача, которую ставила перед собой новая власть, заключалась не столько в отделении религии от государства, сколько в ее подчинении государственной машине.
образом идут на нужды мусульманской общины (уммы). Получателями доходов от вакфов могли быть как отдельные лица (в том числе родственники вакифа, а также их потомки), так и группы людей (например, нуждающиеся, проживающие в том или ином городском квартале), а также общественно-религиозные и социальные институты (мечети, медресе, больницы и т.д.).
2 Deguilhem R. Waqf in the Ottoman Empire to 1914 // Encyclopaedia of Islam, 2nd edition. 12 vol. L.; Leiden., 2003. Vol. 11. P. 87-92.
3 Öztürk N. Türk Yenile^me Tarihi £er9evesinde Vakif Müessesesi. Ankara, 1995. S. 40.
Турецкий «Госплан» оценивал количество созданных в этот период вакфов в 50 000 (DPT, Be§inci Be§ Yillik Kalkinma Pläni. Vakif Özel Ihtisas Komisyonu Raporu. Ankara, 1983. S. 72).
4 Yediyildiz B. Vakif // isläm Ansiklopedisi. istanbul, 1986. C. XIII. S. 153-172.
5 Shaw S.J., Shaw E.K. History of the Ottoman Empire and Modern Turkey. Vol. II. Cambridge, 1977. P. 306-310.
Вытесняя ислам не только из политики и экономики, но и из сферы культуры и образования, государство устанавливало тотальный контроль над духовной жизнью, стремясь разрушить религиозный базис общественной культуры, а вместо традиционных исламских ценностей внедряя новые, прозападные.
После упразднения султаната (1 ноября 1922 г.), провозглашения республики (29 октября 1923 г.) и избрания президентом Мустафы Кемаля настало время активного наступления на институты, которые, с точки зрения кемалистов, не соответствовали новому политическому порядку6. В первую очередь было решено сократить их материально-финансовую базу. «На содержание халифата будет достаточно и меньшего количества ассигнований»7 - писал Ататюрк в начале 1924 г. Исмет-паше в ответ на просьбу халифской администрации о выделении дополнительных средств на содержание халифа и его окружения.
Кемаль в «Речи» 1927 г., ссылаясь на телеграмму, рассказывал, что он вместе с премьер-министром Исмет-пашой, министром национальной обороны Кязым-пашой и начальником Генштаба Февзи-пашой пришел к выводу о том, что необходимо отменить халифат, упразднить министерство по делам Шариата и вакфов (МДШВ) и провести реформы по унификации образования8 (означало закрытие религиозных школ и медресе, роспуск шариатских судов и т.д.). Это и было сделано в рамках «реформ 3 марта 1924 г.»9. Уже 4 марта 1924 г. последний халиф Абдул-Меджид II был выслан в Швейцарию10, и в тот же день было учреждено Управление по делам религии, с того времени и по сей день регулирующее от имени государства всю религиозную деятельность в стране. Под его контроль перешли мечети, а также текке, завие, тюрбе и т.д.
После «передачи вакуфных дел в ведение Главного управления вакфов (ГУВ)», говорилось в ст. 7 закона № 429 о роспуске МДШВ11, все вакфы должны были «перейти в распоряжение нации и эксплуатироваться в соответствии с ее потребностями и интересами»12.
6 См.: Кемаль М. Путь новой Турции. Т. IV. М., 1934. С. 218-219; Atatürk M.K. Nutuk. istanbul, 1975. S. 439-442.
7 Кемаль М. Указ. соч. С. 218-219; Atatürk M.K. Op. cit. S. 479-480.
8 Atatürk M.K. Op. cit. S. 480.
9 Были приняты законы: № 429 о роспуске МДШВ и Генштаба, № 430 об объединении образования и № 431 об упразднении халифата и высылке членов Османской династии (Кемаль М. Указ. соч. С. 351-353; Düstur. Tertip III. Cilt V. Ankara, 1931. S. 665, 667, 668). 8 апреля 1924 г. был принят отдельный закон № 469 о роспуске шариатских судов. См.: Mehakimi §er'iyenin ilgasina ve Mehakim Teçkilatma ait Ah-kami Muaddil 469 Sayili ve 8.04.1924 Tarihli Kanun // Resmi Gazete (RG). 26/04/1924. Sayi 69; Düstur. Tertip III. Cilt V. Ankara, 1931. S. 403.
10 Подробнее об этом см.: Кемаль М. Указ. соч. С. 352-353.
11 RG. 06/03/1340 (1924). Sayi 63; Düstur. Tertip III. Cilt V. Ankara, 1931. S. 665.
12 Türkiye Büyük Millet Meclisi (TBMM). Zabit Ceridesi, 1970. S. 21-24.
С этого времени началось постепенное установление государственного контроля над вакфами, коснувшееся в первую очередь религиозно-культурных и просветительских учреждений (школы, медресе, библиотеки, текке, завие, тюрбе, затем соборные и малые мечети).
Непроизводительный («покорный и фаталистический», согласно официальной терминологии тех лет) характер этих институтов, дававших кров и кормивших массу религиозных служителей (проповедников, шейхов, дервишей, мулл и т.д.), казался кемалистам несовместимым с современным государством. Не решившись полностью упразднить институт вакфа, кемалисты, по выражению известного турецкого историка Халима Кунтера, попытались его в некотором смысле «секуляризировать», чтобы «поставить на службу турецкому национализму»13. Следуя этой установке, многие общественно-политические деятели в то время стали основывать «светские вакфы»14, связь которых с религией всячески отрицалась.
На дальнейшую судьбу вакфов и других исламских институтов повлияли события, связанные с активизацией антикемалистской оппозиции в меджлисе и в рядах высшей бюрократии, протестами в исламском мире по поводу упразднения халифата, выступлениями курдов в конце 1924 г. и восстанием шейха Саида в 1925 г. под знаменами защиты ислама. Осложнение внутриполитической обстановки побудило кемалистов перейти к усилению секуляризации, дальнейшему вытеснению ислама из социально-культурной среды. В июне 1925 г. суд независимости15 в Диярбакыре, приговорив к смертной казни лидеров курдского восстания, одновременно объявил о закрытии дервишеских обителей (текке, завие) (соответствующий закон № 67716 был утвержден 30 ноября 1925 г.).
Вскоре был принят написанный по швейцарскому образцу Гражданский кодекс (17 февраля 1926 г.)17, полностью отменяющий
13 Kunter H.B. Türk Vakiflarinin Milliyetçilik Cephesi // Vakiflar Dergisi (VD). Cilt III. 1956. S. 1-11.
14 Пример вакфа бывшего депутата Резы Нура очень показателен. В акте основания фонда, зарегистрированном 1 апреля 1924 г. в Синопе, он подчеркивал, что «в противовес подобным документам османской эпохи он ничего не ожидает от потустороннего мира, а хочет помочь воспитанию и процветанию молодых турок» (Kunter H.B. Op. cit. S. 1-11).
15 Суды независимости - созданные в сентябре 1920 г. чрезвычайные трибуналы по борьбе с дезертирством, государственной изменой и другими преступлениями против Турецкого государства, их приговоры обжалованию не подлежали. Суды продолжили свое существование и после провозглашения республики (1923) и были упразднены лишь в 1927 г.
16 Закон № 677 «О закрытии текке, завие и тюрбе и об упразднении званий смотрителей тюрбе и ряда других должностей» (Tekke ve Zaviyelerle Türbelerin §eddine ve Türbedarliklar ile Bir Takim Unvanlarin Men ve ilgasina Dair 677 Sayili Kanun // RG. 13/12/1341 (1925). Sayi 243; Düstur. Tertip III. Cilt VII. Ankara, 1931. S. 113; Edip K. Kanunlarimiz. Ankara, 1929. S. 18).
17 Türk Kanunu Medenisi (Закон № 743 от 17 февраля 1926 г.) (RG, 04/04/1926, Sayi 339. S. 743; Düstur. Tertip III. Cilt VII. Ankara, 1933. S. 479).
знаменитый Меджелле - многотомный свод османских законов, сохранявший еще во многом положения Шариата. Новый кодекс, установивший в Турции светские принципы частного и семейного права, стал следующим шагом в понижении общественного и правового статуса вакфов. В нем кемалисты, стремясь разорвать генетическую связь вновь создаваемых вакфов с прежними, а новые нормы и их лексикон со старыми традициями, ввели термин «фонд», или «учреждение/организация» (тесис), призванный заменить и вытеснить понятие «вакф». Впредь «вакфами» должны были именоваться лишь «фонды», созданные в дореспубликанское время еще по старым исламским законам (ст. 8 процессуального закона № 864)18.
Завершилось правовое оформление новой системы управления вакфами к 1935 г., когда был принят Закон № 2762 о вакфах, определяющий положение и регулирующий деятельность «старых вак-фов»19. Разработан он был под руководством шведского профессора Ханса Лимана, специально приглашенного для этого еще в 1929 г.20 Именно в этот период была введена классификация вакфов, существующая в Турции до сих пор: разделение их на две группы - «старые (дореспубликанские)» и «новые», созданные в соответствии с нормами Гражданского кодекса и до 1967 г. именовавшиеся просто «учреждениями/организациями»21.
Создание ликвидационной комиссии и формирование стратегии изъятия и распродажи вакуфного имущества. Действия кемалистов по «секуляризации» и жесткому подчинению вакфов государству, равно как и негативное отношение к унаследованным от Османской империи социальным институтам отражало их желание стать доминирующей идеологической силой в турецком обществе. В ст. 7 закона № 429 о роспуске МДШВ, где речь шла о создании ГУВ, подчеркивалось, что принятые установления, «регулирующие вакуфные дела», не являются окончательными и носят «временный
18 Kanun-u Medeni'nin Suret-i Mer'iyeti ve §ekl-i Tatbiki Hakkinda 864 sayili Kanun // Edip K. Kanunlarimiz. Ankara, 1929. S. 489-501.
19 2762 Sayili Vakiflar Kanunu (вступил в силу в начале 1936 г.) (RG. 13/06/1935. Sayi 3027; Düstur. Tertip III. Cilt XXI. Ankara, 1936. S. 586).
20 В первую очередь закон регулировал следующие положения: состав управляющих органов и контрольных инстанций «старых вакфов», их обязанности, правоспособность вакфов, механизм изменения условий вакфие (учредительного акта о создании вакфа; его устава), процедуру замены имущества, назначения мютевелли (управляющего), круг его обязанностей и санкции, применяемые к нему; вопросы ликвидации имущества вакфов, сдаваемых в аренду, способы и правила получения компенсаций; принципы управления общинными и ремесленными вакфами и т.д.
21 К «старым» вакфам относились так называемые выморочные вакфы, подконтрольные непосредственно ГУВ, а также «присоединенные» вакфы, у которых были свои распорядители (мютевелли) (ГУВ только осуществляло надзор). «Новые» же вакфы отличались тем, что создавались в соответствии с нормами Гражданского кодекса, управлялись собственными административными органами и лишь контролировались ГУВ «от имени государства».
характер». Поставить точку в «вакуфных делах» правительство решило спустя два года: 21 марта 1926 г. кабинет министров принимает постановление № 2472 о создании комиссии из представителей министерств внутренних дел, финансов, просвещения, торговли, здравоохранения и социального обеспечения и ГУВ для подготовки предложений по проекту ликвидации вакфов22. Для назначения в состав комиссии высокопоставленных чиновников 18 апреля 1926 г. это постановление было разослано в министерства, а 28 апреля - в ГУВ. Уже 16 мая 1926 г. проект был подготовлен и направлен в канцелярию премьер-министра, о чем свидетельствует служебная записка замдиректора ГУВ Шюкрю Бекита23. Однако «решить проблему вакфов» (фактически подрыва материальной базы ислама и его институтов в Турции) в революционном темпе принятием одного-двух законов и созданием ликвидационной комиссии оказалось невозможным. В то же время от самой идеи никто отказываться не собирался: продолжалась распродажа собственности «исчерпавших себя» вакфов, неуклонно росло число вакуфных школ, медресе и библиотек, переданных в руки муниципалитетов и общественных организаций.
В 1931 г. во время выборов в Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) большинство кандидатов в депутаты в своих выступлениях и программных заявлениях особое место отводили проблеме «ликвидации вакфов», необходимости ее скорейшего осуществления24. Наконец, в 1937 г. в структуре ГУВ создается особое подразделение - комиссия по ликвидации. Ее главная задача состояла в передаче большей части вакуфной собственности общественным организациям и государственным учреждениям (в соответствии с новыми законами, решениями и указаниями правительства), проведении реформы по «оптимизации» состава административного аппарата ГУВ и сокращению численности его сотрудников, а также в организации аукционов по продаже вакуфной собственности. Правительство, по-видимому, хотело, с одной стороны, ускорить процесс ликвидации вакфов, а с другой - напрямую им управлять, поэтому поручило специалистам из Главной инспекции контроль за действиями местных властей и чиновников ГУВ (решение № 1386/6 от 24 апреля 1937 г.)25. И, судя по стремительному росту количества национализированных объектов вакуфной собственности в 1930-е гг., такой механизм «ликвидации вакфов» в руках кемалистов оказался весьма эффективным.
22 Vakiflarm tasfiyesine dair proje... // Ba^bakanlik Cumhuriyet Ar§ivi (Tarih: 21/3/1926 Sayi: 3473 Dosya: 223-11 Fon Kodu: 30. 18.1.1 Yer No: 18.26. 11).
23 ÖztürkN. Türk Yenile§me... S. 379-380.
24 Sefer Eronat. 07.05.1940 Tarihinde Evkaf Umum Müdürlügü'ne Sunulan Rapor. Цит. по: Öztürk N. Azinlik Vakiflari. Ankara, 2003. S. 47.
25 Öztürk N. Türk Yenile§me... S. 381.
Национализация коснулась практически всех вакуфных учреждений: образовательных (школы, медресе, библиотеки, завие), религиозно-культурных (мечети, тюрбе, текке), а также коммерческой вакуфной собственности (земельных угодий, доходных домов, постоялых дворов).
Распродажа собственности культурно-просветительских вакфов. Вакуфные средние и начальные школы и медресе вместе с остальными вакуфными культурно-образовательными заведениями (библиотеки, завие и т.п.) были переданы в ведение Министерства просвещения, которое впредь должно было распоряжаться и средствами, выделяемыми на их содержание (ст. 1-3 закона № 430 «Об объединении образования»)26. При этом ГУВ было предписано ежегодно перечислять Министерству просвещения 140 тыс. лир, а мютевелли выморочных и присоединенных вакфов - выделять местным муниципалитетам средства на содержание школ, выведенных
27
из их подчинения27.
Ожесточенная борьба за право контроля над собственностью культурно-просветительских вакфов разгорелась между тремя ведомствами - ГУВ, Министерствами внутренних дел и просвещения. Министерства настаивали на том, чтобы вместе со школами, медресе и библиотеками органам просвещения и муниципалитетам были переданы в собственность все пришкольные земельные участки и находящаяся там недвижимость, а часть вакуфных зданий, не представляющих исторической ценности, после реставрации и переоборудования под учебные корпуса регистрировать в кадастре за муниципальными органами образования. Фактически от ГУВ требовали передать муниципалитетам не только собственно вакуфные образовательные учреждения, но и целый корпус объектов, мало связанных с образованием28. Когда межведомственное противостояние серьезно обострилось, правительство специальным распоряжением
26 Düstur. Tertip III. Cilt V. Ankara, 1931. S. 667. Тем самым права на использование недвижимого имущества вакуфных школ и медресе, равно как и на источники их содержания (т.е. доходные объекты соответствующих вакфов), также переходили к Министерству просвещения.
27 Это продолжалось 12 лет - вплоть до 1937 г., когда правительство приняло ряд уточняющих постановлений (15.04.1937 за № 6/1299 и от 25.05.1937 за № 6/1839) (Evkaf Umum Müdürlügü. Mecmua Ankara, 1942. S. 6, 8, 9-10].
28 Дело в том, что зачастую школы, медресе, курсы по изучению Корана располагались в других вакуфных зданиях и религиозно-культурных комплексах - мечетях, кюллие, текке, завие и т.д. ГУВ, указывая на то, что по закону об объединении образования должно было вывести из своего ведения лишь образовательные учреждения (т.е. вакуфные здания, которые были изначально построены как школа), отстаивало право сохранить за вакфами остальную культурно-религиозную собственность - большое число мечетей, текке и завие, временно использовавшихся как школы.
(от 1 сентября 1925 г. за номером 6/4115) исключило из перечня изымаемого у вакфов имущества имареты, текке, завие и относящуюся к ним недвижимость, подтвердив права органов просвещения и муниципалитетов на действующие и разрушенные школы, медресе, здания курсов изучения Корана, а также библиотеки, студенческие общежития, столовые и т.д. Вся эта собственность регистрировалась за муниципальными департаментами образования29.
Вслед за этими постановлениями последовали другие, согласно которым здания школ при мечетях могли быть востребованы государством, и если тот или иной мютевелли хотел, чтобы его вакф получал арендную плату за эти постройки, то он должен был выкупить у государства этот участок и здание по рыночной цене, определяемой
" " " 30
местной администрацией вилайета30.
Хорошо видно, как применялись эти законы и постановления на примере такого административного и культурного центра, как Кастамону. В 1925 г. муфтий Кастамону обратился с официальной жалобой в Управление по делам религии на действия местных властей, которые, вопреки постановлению правительства, запрещавшего продажу медресе, прикрепленных к мечети, решили выставлять их на аукционы. Однако, как видно из публикаций турецких авторов, отслеживавших положение наиболее значимых вакуфных комплексов, никакие общественные силы были уже не способны остановить набиравшую обороты национализацию вакуфной собственности.
Так, Назифу Озтюрку в 1989 г. удалось выяснить судьбу некоторых вакуфных объектов Кастамону, проданных таким образом. Согласно его данным, на земле медресе Тевфика, относившегося к вакфам Мердие и Табанилизаде Мехмеда-эфенди в районе мечети Насруллы, были построены лавки (в настоящий момент в собственности местной Торгово-промышленной палаты), медресе Абдулхаки Нумание стало использоваться под нужды Общества шоферов, медресе Махмудие (Шадырваналты), относившееся к вакфу Нуруллаха Кады, - превратилось в дом культуры с общественным парком, медресе Сыддыкие и Зияйе - в кофейню, на земельном участке медресе Энисие построили жилые дома, на месте медресе Семихие (Сыртлызаде) - административное здание кооператива «Озлем», на месте медресе Исфендияр - здание кооператива «Панджар» и т.д.31 При этом по схожей схеме здания школ и медресе продавались не
29 Edip K. Op. cit. S. 307.
30 Это действительно уникальный пример того, как закон позволял сначала конфисковывать и национализировать вакуфную собственность без какой-либо компенсации и возмещения, а затем давал возможность держателю вакфа вновь купить по рыночной цене то, чем он обладал десятилетиями или даже веками.
31 ÖztürkN. Türk Yenileçme... S. 388-391.
только в Кастамону. В вилайетах Анталья, Синоп, Эрзурум положение культурно-просветительских вакфов было аналогичным32.
Судьба мечетей, принадлежащих вакфам. Схожая участь была уготована и вакуфным мечетям, переданным в 1924 г. вместе с их персоналом в ведение вновь созданного Управления по делам религии (ст. 1 закона N° 429)33. При этом на содержание около 5 тыс. человек персонала нового ведомства и других служителей религии предписывалось выделять ежегодно 600 тыс. лир из доходов вакфов34.
Проблема мечетей лежала в иной плоскости. Она была частью вопроса о судьбе «исчерпавших себя вакфов», т.е. вакфов, не способных решать уставные задачи. К 1920-м гг. необходимость в проведении описи и инвентаризации главных культовых сооружений стала особенно острой. Финансовые трудности напрямую коснулись и вакфов, которые были уже не в состоянии выделять необходимые средства на реставрацию и ремонт мечетей, находящихся у них «на иждивении». К тому же военные конфликты унесли немало жизней, и многие мечети остались просто без прихожан35.
В 1927 г. правительство решает начать кампанию по инвентаризации и обследованию крупных (соборных) и малых мечетей36. 8 января 1928 г. последовало соответствующее постановление правительства № 606137, по которому все мечети подлежали инспекции и оценке специалистами Управления по делам религии.
32 Ibid. S. 389, 398.
В связи с тем, что продажей культурно-просветительских вакфов занимались муниципалитеты и представители Министерства просвещения, участие в их судьбе ГУВ свелось к минимуму. Так, за период с 1926 по 1972 г. ГУВ было выставлено на торги: 11 медресе, 19 участков земли при медресе, 15 школ, 28 пришкольных земельных участков.
33 Однако уже в 1932 г. ст. 5 закона № 429 была отменена, а ГУВ вновь получил право решать кадровые вопросы в мечетях (Решение Совета министров от 4 января 1932 г. № 670) [icra Vekilleri Heyeti'nin 4 Kanunusani 1932 Tarih ve 670 Sayili Karar // RG. 1932. Sayi 1997; Düstur. Tertip IlI.Cilt XIII. Ankara, 1944. S. 77-78].
34 1 341 Sene-i Muvazene-i Umumiye Kanunu. Ankara, 1925. S. 5. Сумма передавалась не напрямую, а через Министерство финансов.
Для сравнения: расходная часть бюджета ГУВ на 1924 г. составляла 3 187 792 лир при доходах в 3 203 257 лир (Düstur. Tertip II. Cilt V. Ankara, 1931. S. 848).
Положение действовало вплоть до 1950 г., когда было отменено [Muhasebe-i Umumiye Kanununun 109 uncu Maddesinin H Fikrasinin Kaldirilmasi Hakkinda 23.3.1950 Tarihli ve 5635 Numarali Kanun // RG, 29/03/1950, Sayi 7469; Düstur, Tertip III. Cilt XXXI. Ankara, 1950. S. 1957].
35 Velikahyaoglu N. Anadolu'nun iskäni ve islämla^masmda Dervi^lerin Rölü (XIII-XV Yüzyillarda) // ilim ve Sanat, Mayis-Haziran, 1987. istanbul, 1987. S. 72. Все вместе это послужило причиной исчезновения многих религиозно-культурных учреждений.
36 Соответствующее положение было прописано в бюджете на 1927 г. (1927 Sene-i Maliyesi Muvazene-i Umumiye Kanunu // RG. 1927.VIII. S. 2509-2512; Düstur. Tertip III. Cilt VIII. Ankara, 1946. S. 190-193).
37 icra Vekilleri Heyeti'nin 8 Kanunusani 1928 Tarih ve 6061 Sayili Karar. Цит. по: ÖztürkN. Türk Yenile§me... S. 474.
4 ВМУ, востоковедение, № 2
В соответствии с принятыми законами обследование и инвентаризация мечетей должны были начаться с 1927 г., а с 1935 г. те из них, что оказались бы выведенными из числа действующих, подлежали продаже (закон № 2845 от 15 ноября 1935 г.38). Однако на самом деле решение проблемы пришедших в упадок мечетей происходило по-другому. Как видно из сводных данных распродажи вакуфной недвижимости, мечети стали выставляться на торги уже с 1927 г. Так, в 1927 г. по предложению ГУВ и решению Совета министров в Сивасе была продана малая мечеть за 99 лир и соборная мечеть Хаджи Иззет-паши за 623,9 лир, в Измире - мечеть Мюлхака Лютфи-бея за 800 лир, в Стамбуле - соборная мечеть Яшмакчи Шуд-жеаддина. В некоторых случаях мечети распродавались даже без проведения необходимой ревизии и минуя процедуру «выведения за штат». В 1928 г. с разрешения ГУВ в Газиантепе таким образом была продана 61 единица благотворительной собственности вакфов, а в Амасье для выставления на торги мечети не потребовалось даже соответствующего распоряжения ГУВ39.
В период с 1927 по 1936 г., когда в вилайетах были созданы Управляющие советы вакфов, распродажа мечетей осуществлялась на основании решения Совета министров и предложений ГУВ. Закон о вакфах № 2762 (1935 г.) ввел запрет на продажу вакуфных объектов, обладающих архитектурной и исторической ценностью (ст. 10), а в остальном лишь упорядочил существующие процедуры (только впредь вместо ГУВ с предложениями о продаже должны были выступать вакуфные советы). Поэтому после 1935 г. для определения «архитектурной и исторической ценности» конкретных религиозно-культурных комплексов стали привлекать сотрудников Министерства национального просвещения - учителей начальных школ, чиновников среднего звена. Часто заключение о продаже принималось одним человеком, а вместо подробного описания мечети в акте значился лишь земельный участок и «заброшенные вакуфные строения» (видимо, считалось, что объявления о продаже с такими формулировками не должны были вызывать негативного резонанса среди населения).
Так, решение о продаже четырех соборных и восьми малых мечетей в Анталье как «не имеющих исторической и архитектурной ценности» и четырех соборных мечетей в Кахраманмараше приняли местные чиновники министерства просвещения, а мечети Ахи Мусы (конец XII в.) в Харпуте - учитель начальной школы40.
38 Cami ve Mescitlerin Tasnifine ve Tasnif Harici Kalacak Cami ve Mescit Hademesine Verilecek Muhassasat Hakkinda 15 Te^rinisani 1935 Tarih ve 2845 Numarali Kanun // RG. 22/11/1935. Sayi 3163; Düstur. Tertip III. Cilt XVII. Ankara, 1936. S. 13-14.
39 ÖztürkN. Türk Yenile§me... S. 485-489.
40 Ibid. S. 487.
Пик аукционных продаж мечетей пришелся на 1935-1945 гг. В этот период для выставления на торги требовалось лишь решение комиссии из чиновников Министерства просвещения, не обладающих достаточной компетенцией для определения исторической ценности той или иной мечети. Лишь к концу 1940-х гг. вопрос о продаже конкретных культовых и исторических сооружений начинают рассматривать на более высоком уровне. Например, акт о продаже мечети Хаджи Реджепа (Боялы) в Сивасе «как не имеющей культурно-исторической ценности» был подписан министром национального просвещения Хасаном Али Юджелем (1945)41.
Примечательно, что пересмотреть эти решения и признать то или иное строение памятником старины было невозможно - ст. 1 закона № 2845 «О процедуре классификации мечетей» вводила запрет на это. Так, в 1936-1939 гг. не удалось вернуть в число действующих мечети Солак Синана (район Ускюдара, построена в 1548 г.) и Эсир Кемальэддина (район Гедикпаша, Эминёню) в Стамбуле, мечеть Амбар-реиса в Конье и т.д.42 Несмотря на требования стамбульского Управления музеями, Совет вакфов был категоричен в своем следовании букве закона.
Как видно, кемалистские власти были настойчивы в стремлении сократить число действующих вакуфных мечетей до минимума, национализировать их собственность и т.д. Значительная часть общества была настроена против такой политики, поэтому многие мечети, даже «выведенные за штат» и проданные с аукционов, фактически оставались нетронутыми и не использовались новыми владельцами43.
В масштабах всей страны по результатам первой ревизии (1928) число существующих мечетей сократилось на 26,5%44. Не удовлетворившись этим, правительство в 1932 г. издало новую инструкцию по инвентаризации, а в 1935 г. ВНСТ приняло закон № 2845 о проведении повторной инвентаризации45. Это означало, что количество крупных и малых мечетей, выведенных «за штат», должно было еще более увеличиться. И действительно, в ходе первой ревизии, например в Бурсе, в числе действующих было оставлено 64 мечети, из которых в ходе второй ревизии 24 были закрыты для проведения богослужений46.
41 Ibidem .
42 Ibid. S. 488.
43 Подробнее см.: Akagündüz Ü.Ö. Satilan Cami ve Mescitlerin Sessiz £igligi // Aksyon (Haftalik Haber Dergisi). Sayi: 689/ Tarih: 18-02-2008.
44 20. Cumhuriyet Yilinda Vakiflar. Ankara, 1943. S. 15.
45 Cami ve Mescitlerin Tasnifine ve Tasnif Harici Kalacak Cami ve Mescit Hademesine Verilecek Muassasät Hakkinda 15 Te^rinisäni 1935 Tarih ve 2845 Numarali Kanun (RG. 22/11/1935. Sayi 3163; Düstur. Tertip III. Cilt XVII. Ankara, 1936. S. 13-14).
46 Türk Vakiflari. istanbul, 1996. S. 52.
В письме ГУВ (от 28 января 1937 г. за № 201537/10) в канцелярию председателя правительства говорилось о необходимости сокращения действующих мечетей еще на 50%47. Таким образом, их общее количество должно было уменьшиться более чем в два раза. Действительно, как и в Бурсе, во многих других районах так и происходило. Например, в Газиантепе из 39 мечетей (1935) действующими остались 17, а 22 были выведены за штат (т.е. 56,41%)48. Всего за период с 1926 по 1949 г. (во время существования монопартийного режима) было продано 3279 объектов из вакфов религиозно-благо-
49
творительных учреждений49.
Изъятие и перераспределение вакуфных земель и недвижимости. Параллельно процессу передачи вакуфных религиозно-благотворительных учреждений в распоряжение разных государственных ведомств и общественных организаций шла систематическая продажа обширных вакуфных земель и коммерческой недвижимости.
Все это осуществлялось, с одной стороны, в рамках еще османского закона от 19 мая 1911 г. (1327) о процедуре продажи выморочного вакуфного имущества местными управлениями вакфов, с другой - по решению правительства от 1926 г. о льготных схемах продажи вакуфной собственности ее арендаторам и другим заинтересованным лицам (с определенными скидками, в рассрочку и т.д.)50. При этом финансовому управлению вакфов было предписано предоставлять ипотечные кредиты на выкуп вакуфных земель51. После принятия этих постановлений только в Стамбуле за год было «освоено» более 3 тыс. объектов вакуфной недвижимости52.
Принятый в 1935 г. закон № 2762 также поощрял упрощенный порядок передачи вакуфного имущества новым владельцам (ст. 10). В обосновании к ст. 10 и 12 говорилось, «что в прежние времена Шариат и другие правовые установления крайне затрудняли какие-либо операции с вакуфной недвижимостью - ее продажу или замену. в результате многие вакуфные сооружения пришли в запустение. республиканские власти, принимая все это во внимание, стремятся исправить ситуацию»53. Закон подтверждал право местных управлений ГУВ решать вопрос о продаже или замене того или иного вакуфного имущества.
47 ÖztürkN. Türk Yenile§me... S. 489.
48 Türk Vakiflari... S. 52.
49 Cumhuriyet'in 50. Yilinda Vakiflar. istanbul, 1973. S. 268.
50 Evkaf Umum Müdürlügü. Büt9e Kanunu. Ankara, 1926. S. 3, Md. 4.
51 Evkaf Umum Müdürlügü'nün, Cumhuriyetin ilk On Senesindeki i§ler Hakkinda Rapordur. Ankara, 1933. S. 14.
52 Türk Vakiflari. S. 52-53.
53 TBMM Zabit Ceridesi, 1935. Cilt XXXII. S. 3-4; Evkaf Umum Müdürlügü. 4 Te^rinievvel 1926 Tarihinden Evvel Vücüt Bulmu§ Olan Vakiflarin Ne Suretle idare Edilecegi Hakkinda Muhtelif Layihalar. Ankara, 1933. S. 122.
Спустя всего десять месяцев, 20 апреля 1936 г. принимается еще один закон № 2950 «О продаже вакуфного имущества в рассрочку и использовании полученных от продажи средств...»54. Согласно его положениям «выплаты за вакуфные земли и другую недвижимую собственность, стоимость которой превышает 2 тыс. лир, могли производиться в рассрочку в течение как минимум пяти лет» (ст. 1). Это касалось любого вакуфного имущества (будь то соборная или малая мечеть, сад, лес, поля и т.д.).
Проблема раздела и распределения вакуфной недвижимости решалась не только посредством аукционов. В 1920-1930-е гг. был принят целый ряд законов, по которым многие вакуфные объекты были в прямом смысле слова экспроприированы. Так, закон № 442 «О деревне» от 18 марта 1924 г. передавал в руки деревенских властей и «юридических лиц» часть вакуфной собственности, давал право туркам-мухаджирам (иммигрантам, прибывшим в 1920-х гг. из балканских стран55) и лицам, переселенным по политическим мотивам из одних районов страны в другие, осваивать вакуфные чифтлики56. За счет вакуфной собственности решалась и проблема наделения землей и жилищем почти полумиллиона мигрантов, перемещенных в Турцию по Конвенции об обмене населением между Грецией и Турцией, подписанной еще во время первой сессии Лозаннской конференции 30 января 1923 г.57
Большая часть вакуфных чифтликов и лесов передавалась в ведение Министерства финансов для последующего распределения среди переселенцев58. Не попавшие в это число вакуфные угодья в соответствии с новыми законами и специальными правительствен-
54 Vakif Mallarin Taksitle Satilmasi ve Kiraya Verilmesi ve Sati§ Paralarmm Kulla-nilmasi ve Emaneten idare Edilen Mülhak Vakiflardan idare ve Tahsil Masrafi Alinmasi Hakkinda Kanun // RG. 27/04/1936, Sayi 3289; Düstur. Tertip III. Cilt XVII. Ankara, 1936. S. 501-502.
55 Согласно официальной статистике, в страну за период 1921-1928 гг. прибыли и получили жилище 463,5 тыс. человек, причем основными регионами их размещения были те, где раньше проживало много греческих семей - Эдирне, Балыкэсир, Стамбул, Бурса, Измир, Текирдаг и др. (istatistik Yilligi. Cilt 2. 1929. Ankara, 1929. S. 41-45, 64-65).
56 RG. 07/04/(1340) 1924, Sayi 68; Düstur. Tertip III. Cilt V. Ankara, 1931. S. 696.
57 Конвенция предусматривала выселение в Грецию примерно 1,5 млн турецких греков и около 500 тыс. турок и других мусульман соответственно из Греции в Турцию. Эти меры были вызваны тем, что греко-турецкая национальная рознь, достигшая во время войны колоссального напряжения, требовала коренного решения этой проблемы путем ликвидации соприкосновения друг с другом обеих этнических общностей.
Об этом см.: Миллер А.Ф. Очерки новейшей истории Турции. М.; Л., 1948. С. 144-145; Еремеев Д.Е. Становление республиканской Турции (1918-1939 годы). М., 2004. С. 123.
58 Evkaf Umum Müdürlügü. Büt9e Kanunu. Ankara, 1927. S. 3/6; Sarkis K. Sicilli Kavanini. istanbul, 1927. S. 750-752.
ными постановлениями по разным льготным схемам продавались все тем же новым поселенцам.
Так, по постановлению № 4450 Совета министров от 18 декабря 1926 г. вакуфные леса в районе Ыстыранджа и деревни Сарай59 распределялись среди мигрантов и местных крестьян. Другой пример: по предложению ГУВ и постановлению правительства № 4451 от 18 декабря 1926 г. вакуфный лес, находящийся в окрестностях Стамбула в районе деревни Теркоз Балабанбуму, было решено передать деревенской администрации за 8 тыс. лир, при этом на лот делалась скидка в 2 тыс. лир, а окончательный расчет было предписано произвести в течение четырех лет (в четыре этапа по 1,5 тыс. лир). По постановлению правительства № 7959 от 1 мая 1929 г. вакуфный сосновый лес на острове Чамлыджа сдавался в аренду Стамбульскому муниципалитету на 20 лет всего за 200 лир в год. В Бурсе в деревне Биляды Юнус вакуфный чифтлик безвозмездно передавался жителям этого района, а обширный чифтлик вакфа Караджа-бея Балыклы разделялся между 249 жителями деревень Султание, Исметпаша, Акхисар, Киразлы и Топхисар за 60 тыс. лир (12 тыс. авансом, остальное в рассрочку на четыре года)60.
Между тем до 1945 г. турецкое правительство фактически так и не приступило к аграрной реформе - реальному переделу земли в пользу крестьян. Безземельные и малоземельные крестьяне мало выиграли от осуществленной властями в 1925-1935 гг. передачи казенных и вакуфных земель частным владельцам. Эти земли попали в руки зажиточной верхушке крестьянства. Правда, законодательные акты предусматривали продажу казенных угодий в первую очередь безземельным крестьянам, а потом тем, кто располагал участками менее 4,5 га. Однако наиболее ценные земли - виноградники, оливковые плантации и орешники - подлежали продаже с торгов и доставались лицам, предложившим наибольшую цену.
После окончания Второй мировой войны для решения проблемы малоземелья крестьян под давлением радикального крыла кемалис-тов, возглавляемого Реджепом Пекером, был принят закон № 4753 «О наделении крестьян землей»61 от 11 июня 1945 г., призванный расширить рамки аграрной реформы, укрепить позиции кемалис-тов как в деревне, так и в обществе в целом и подорвать влияние крупных землевладельцев62. Закон также прописывал процедуру экспроприации вакуфных земель и передачу недвижимости для
59 Расположены в окрестностях Стамбула.
60 ÖztürkN. Türk Yenile§me... S. 432-435.
61 RG. 15/06/1945, Sayi 6032; Düstur. Tertip III. Cilt XXVI. Ankara, 1945. S.1169-1182.
62 См.: Шлыков В.И. Кризис кемалистского режима в Турции во второй половине 40-х годов XX века // Труды Института практического востоковедения. Т. 1. М., 2005. С. 248-249.
инвестиций даже без проведения аукционных торгов. Среди земель, подлежащих изъятию, закон указывал на «все угодья, находящиеся в присоединенных и выморочных вакфах» (ст. 14, а). Руководствуясь этим положением, в 1947-1964 гг. было роздано 80 861 дёнюм ва-куфных земель63. Наряду с этим шли масштабные продажи вакуфной недвижимости. Так, в районе Узункёпрю (Эдирне) из вакфа Мурада II (1421-1451) был продан 641 дёнюм земли за 25 тыс. лир, в Бейоглу (Стамбул), из вакфа Беязида II (1481-1512) 11 земельных участков было передано посольству США за кредит в 10 млн дол., в Улусе из вакфа Кызылбея - участок под строительство Сельскохозяйственного банка за 16 260 лир64.
Вакуфная недвижимость могла изыматься и продаваться практически по любому поводу и без малейших колебаний. Изначально продажей вакуфной недвижимости занимались местные управления вакфов вместе с Сельскохозяйственным банком, однако этот тандем оказался не очень продуктивным. Так, в Стамбуле в 1932 г. было реализовано «заброшенных» вакфов на 63 тыс. лир, «исчерпавших себя» вакфов на 16 тыс. лир, арендуемой вакуфной недвижимости на 15 тыс. лир. Год от года вырученные от продаж суммы ощутимо снижались: в 1933 г. продано «заброшенных» вакфов на 38 тыс. лир, «исчерпавших себя» вакфов на 23 тыс. лир, арендуемой вакуфной недвижимости на 14 тыс. лир; в 1934 г. «заброшенных» вакфов на 20 тыс. лир, «исчерпавших себя» вакфов на 5,4 тыс. лир, арендуемой вакуфной недвижимости на 2 тыс. лир65. Несмотря на это, в течение 15 лет (1920-1935) до создания Управляющего совета вакфов было продано 5375 единиц вакуфной недвижимости, а за первый год работы совета - 3187 (т.е. за 16 лет лишь силами ГУВ было продано 8562 вакфа).
В целом по стране в рамках реализуемой программы ликвидации вакфов к 20-й годовщине республики (1943 г.) было продано коммерческой недвижимости на 6 млн лир, благотворительных заведений на 2,8 млн лир66. По подсчетам турецких исследователей, за 20 лет из имущества вакфов было продано 67,9% коммерческой и 32,1% благотворительной недвижимости.
Новые вакфы: функциональная трансформация института. Вторая половина XX столетия стала переломной эпохой в истории вакфов. Несмотря на все прямые и косвенные усилия кемалистской власти, направленные на ликвидацию системы вакфов, она сохранилась и, что еще более удивительно, стала возрождаться, найдя новые формы для своего существования и развития.
63 52,65% всех национализированных земель. См.: Tarakli D. £ift9iyi Topraklan-dirma Kanunu ve Uygulama Sonu9lari. Ankara, 1976. S. 107-109.
64 ÖztürkN. Türk Yenile§me... S. 435.
65 20. Cumhuriyet Yilinda Vakiflar. Ankara, 1943. S. 10-20.
66 Ibid. S. 14, 16.
55
10 ВМУ, востоковедение, № 4
Динамика распродажи религиозно-благотворительной собственности вакфов в 1926-1972 гг. (классификация по сфере деятельности)
1200 1000 800 600 400 200 0
---Религия------Образование----Социальные услуги--Экономика и др.-ВСЕГО
Источники: 20. Cumhuriyet Yilinda Vakiflar. Ankara, 1943; Cumhuriyet'in 50. Yilinda Vakiflar. istanbul, 1973.
Реставрации вакфов способствовал целый ряд факторов, отразивших глубокие изменения во внешней и внутренней политике Турции после окончания Второй мировой войны. Среди них - перестройка политической системы, переход от диктатуры Народно-республиканской партии (НРП) к многопартийности в соответствии с новыми ориентирами послевоенной вестернизации и ослабление «кемалистского режима», усиление либеральных тенденций и становление национального капитала67, турецко-американское сближение и знакомство с деятельностью европейских и американских благотворительных фондов, желание удовлетворить религиозно и консервативно настроенные круги общества и необходимость привлечения в экономику страны частных инвестиций. К тому времени процесс кемалистских преобразований исчерпал себя, и страна вступала в новый период своей республиканской истории, по многим параметрам - политическим, идеологическим и другим - характеризуемый как период «посткемализма»68. В совокупности все это привело к
67 Bilici F. Sociabilité et expression politique islamistes en Turquie: les nouveaux waqfs // Revue française de science politique. Vol. 43. N 3 (1993). P. 420.
68 Подробнее об этом см.: История Востока: В 6 т. Т. 6: Восток в новейший период (1945-2000 гг.). М., 2008. C. 332-339; Киреев Н.Г. История Турции - XX век. М., 2007. C. 281-288.
изменению в отношении официальных властей к институту вакфа в Турции, сделало возможным осуществление проекта масштабного реформирования вакуфной системы69.
Принятие поправок к Гражданскому кодексу (известных как Закон о вакфах N° 903 от 13 июля 1967 г.)70, содержащих значительное число положений, заимствованных, с одной стороны, из Шариата, а с другой - из норм гражданского права, действующего в США71, придало мощный импульс возрождению вакфов в Турции, о чем свидетельствует стремительный рост их числа в последующие годы. Так, если за 44 года - с момента провозглашения республики в 1923 г. до 1967 г. - было основано всего лишь 73 вакфа. За 18 лет с 1967 по 1985 г. этот показатель составил 1877 новых вакфов. За период с 1986 по 1996 г. - количество вакфов ежегодно увеличивалось более чем на 100, достигнув в 1996 г. максимального значения в 439 новых вакфов в год72. К началу 2009 г. их совокупное число превысило 5 тыс.73
Бессрочный характер вакфов, в равной степени действительный для всех их типов и не зависящий от личности основателя74, обеспечил этим организациям финансовую стабильность, оградил их, по выражению турецкого историка Фарука Билиджи, «от рисков лаицизма и политических волн»75. Именно по этой причине, а отнюдь не в погоне за обещанными налоговыми льготами76, после воен-
69 См. об этом: BolakA. Yeni Vakiflarin Ekonomik ve Sosyal Etkileri ne Olabilir? // V. Vakif Haftasi, Restorasyon ve Vakiflarin Ekonomik ve Sosyal Etkinlikler Semineri, 7-13, Aralik 1987. P. 223-225; Qzakga M. A History of Philanthropic Foundations: The Islamic World from the Seventh Century to the Present. Istanbul, 2000. P. 123.
70 903 Sayili Vakiflar Kanunu (13/07/1967 Tarihli) // RG. 24/07/1967. Sayi 12655.
71 I§eri A. Amerikan Vakiflari Üzerine bir inceleme. Ankara Üniversitesi Hukuk Fakültesi Dergisi. 3-4, 1971. S. 269-298.
Следующим шагом на пути либерализации законодательства о негосударственных общественных фондах стало принятие поправок к Гражданскому кодексу в 2001 г. (Закон № 4721 от 22 ноября 2001 г.), что способствовало дальнейшему росту независимых источников финансирования в социальном секторе (Türk Medeni Ka-nunu (22/11/ 2001 Tarihli ve 4721 Sayili Kanun) // RG. 08/12/2001. Sayi 24607).
72 Aydin D., Saglam N. Kar Amaci Gütmeyen Sektör Olarak Vakiflar. Eski^ehir, 1999. S. 34.
73 По данным ГУВ - http://www.vgm.gov.tr/02_VakiflarHakkinda/005_YeniVakiflar/ yeni_vakif_sonuc.cfm
74 Это важно в первую очередь в отношении исламистских вакфов.
75 Bilici F. Op. cit. P. 418.
76 Вакфы могли получить освобождение от налогов постановлением Совета министров, если использовали 80% своего бюджета на деятельность, направленную на «облегчение бремени государства», т.е. на финансирование образования, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды, здравоохранения, взаимопомощи, обороны и т.д. (ст. 4-5 закона № 903). Однако на практике эта льгота предоставлялась крайне редко. На январь 2009 г. насчитывалось 238 вакфов, имеющих льготы по налогообложению [http://www.gib.gov.tr/index.php?id=406], при общей численности более пяти тысяч.
ных переворотов 1971 и 1980 гг. значительная часть общественных организаций и особенно те, которые были связаны с религиозной деятельностью, быстро преобразовались в вакфы.
Либерализация законодательства и достаточно благожелательный настрой турецких властей (правоцентристских правительств Тургута Озала, Сулеймана Демиреля и др.) в отношении вакфов не только способствовали росту независимых источников финансирования в социальном секторе, но также привели и к неожиданному результату - стремительному увеличению в 1980-1990-е гг. числа вакфов, связанных с влиятельными суфийскими братствами (тари-катами) и крупными происламскими холдингами.
На первых порах исламистские вакфы взялись за расширение религиозного образования: основание новых школ имамов-хатибов, курсов по изучению Корана и теологических факультетов, финансирование их деятельности и помощь учащимся в них студентам. Следующим шагом стало создание исламистских вакфов взаимо-помощи77, у истоков которых стояло сотрудничество с исламскими финансовыми организациями, борющимися против западных идеологий, а также вакфов исламских исследований, для которых были характерны амбициозные программы в области издательской деятельности (публикации научных трудов, журналов, выпуск аудио-и видеоматериалов).
С появлением в 1970 г. «первой последовательно происламской»78 Партии национального порядка (ПНП) Неджметтина Эрбакана активность религиозных организаций и вакфов еще более возросла, чему немало способствовала деятельность ее идеологической преемни-цы79 - Партии национального спасения (ПНС), входившей в период с 1974 по 1978 г. в состав различных коалиционных правительств, как правых, так и левых. Выпускники финансируемых вакфами религиозных школ находили применение не столько в мечетях (в среднем
77 Один из самых первых вакфов данного типа - основанный в 1970 г. Вакф выпускников Анкарской школы имамов-хатибов.
78 См.: ПоцхверияБ.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии. М., 2004. С. 58-59; Шлыков П.В. Политический ислам в Турции: поиски новой идентичности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2008. № 4. С. 57.
79 Партия национального порядка была распущена в 1971 г. после военного переворота и воссоздана в 1972 г. под названием Партия национального спасения (1973-1980), вновь распущенной в 1981 г. и вновь воссозданной в 1983 г. под именем Партия Благоденствия (1985-1999), преемницей которой стала Партия Добродетели (1999-2001). В 2001 г. с окончательным расколом движения Милли Гёрюш, в рамках которого и создавались все эти партии, традиционалисты основывают Партию счастья, а реформисты - Партию справедливости и развития (Подробнее об этом см.: Поцхверия Б.М. Указ. соч. С. 56-70; Шлыков П.В. Эволюция концепции политического ислама в Турции // Турция накануне и после парламентских выборов 2007 г. М., 2008. С. 115-147).
лишь 10%), сколько в сфере науки, бизнеса, во властных структурах80. Военные и гражданские власти ничего не противопоставляли этому, даже наоборот укрепляли основы этих организаций, делая обязательным изучение ислама во всех начальных и средних школьных учебных заведениях, уравнивая в правах окончивших обычные школы и школы имамов-хатибов. Получилось, что при косвенной и даже прямой поддержке правительственных чиновников государственные структуры - от образования до безопасности, от здравоохранения до органов провинциальной администрации - стали заполняться исламистскими кадрами81. Все более очевидным становилось тяготение к исламу в духовной и интеллектуальной жизни Турции82.
Вакуфные организации и подконтрольные им структуры функционируют по системе клиентелизма и самовоспроизводства. Те, кто получил во время своего обучения финансовую помощь, прошел через клубы, где практикуется интенсивная религиозная индоктринация, становятся ревностными приверженцами исламистского движения и соответствующего вакфа, впоследствии сами основывают новые вакфы и активно выступают в поддержку исламистских сил83.
Для движений политического ислама вакфы оказались важнейшей составляющей успеха. В 1970-х гг. политики, связанные с ПНС, смогли через посредство вакфов сформировать достаточную финансовую базу своей партии.
Основанный в 1975 г. с бюджетом в 200 тыс. турецких лир, в период, когда ПНС входила в состав правительственной коалиции, Вакф национальной молодежи (ВНМ) фактически избежал, как и
80 Подробнее см.: Devlet ile Toplum Arasinda bir Okul: imam Hatip Liseleri... Bir Kurum: Diyanet içleri Baçkanligi (Türkiye Ekonomik ve Sosyal Etüdler Vakfi Demokratikleçme Programi). istanbul, 2007; Bilici F. Op. cit. P. 422.
81 Yavuz M.H., Özcan N.A. Crisis in Turkey: The Conflict of Political Languages // Middle East Policy. Vol. 14, Issue 3 (Fall 2007). P. 118-136.
82 Яркое подтверждение тому - стотысячные тиражи научно-популярных книг, посвященных исламу, таких издательств, как iSAM (islam Araçtirmalari Merkezi), растущая популярность нурджистов (последователей Саида Нурси (1873-1960)) и публикаций трудов Фетхулахха Гюлена (род. в 1941 г. ) и т.п.
83 Официальные материалы молчат о принципах работы этих организаций в сфере политики. Связи вакфов с политическими партиями носят скрытый характер и не афишируются, причина этого - правовой статус вакфов, не позволяющий им иметь тесные связи с политическими движениями. К тому же ст. 68 Конституции 1982 г. (измененная только в 1995 г.) лишила партии возможности создавать вак-фы, организации за рубежом или молодежные объединения. Между тем во время правления Партии Отечества (ПО) (1983-1991) многие вакфы были основаны политическими и государственными деятелями, в частности министрами, в то время как значительное число вакфов функционировало как органы, параллельные политическим партиям. Достаточно известен случай вакфа поддержки турецких женщин, основанного женой Тургута Озала Семрой Озал, в качестве организации, выступающей в поддержку ПО. Другой пример - вакф турецких очагов, созданный в 1989 г. активистами националистической праворадикальной Партии националистического движения.
все другие вакфы, роспуска военными властями после переворота 12 сентября 1980 г. В значительной мере именно благодаря этому вакфу политическая преемница ПНС - Партия благоденствия (ПБ), основанная в 1983 г., унаследовала прежнюю финансовую и кадровую базу, позволившую ей быстро реорганизоваться84. Схожую роль сыграл вакф «Единство» в судьбе ныне правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Основанный в 1986 г. Исмаилом Кахраманом - лидером Союза турецких студентов-националистов, образованного еще в 1916 г. и запрещенного руководством НРП в 1936 г., но воссозданного в 1946 г., вакф «Единство» стал преемником этой религиозно-националистической организации85. Ядро учредительного и управляющего совета вакфа составили выпускники Института социальных наук, созданного по инициативе Союза в 1971 г. для идеологического воспитания турецкой молодежи - будущей элиты страны - в духе «истинных» моральных и национальных ценностей. К слову, Реджеп Эрдоган в свое время обучался в этом институте (1974-1975), а когда в 1994 г. его избрали мэром Стамбула, многие воспитанники вакфа смогли занять разные руководящие должности в стамбульском муниципалитете.
Расцвет исламистских вакфов очень волновал секуляристски настроенную часть общества. После известных событий февраля 1997 г. (отставки правительства Неджметтина Эрбакана и последующего запрета ПБ) Совет национальной безопасности (СНБ) попытался ужесточить государственную политику в отношении вакфов. Последовательно были отменены налоговые льготы, установленные законом № 903, а допустимые размеры пожертвований - ограничены86. В 1998 г. Министерство юстиции выступило с инициативой ревизии ключевых положений Гражданского кодекса. В частности, предлагалось ввести понятие «достаточности первичной базы» для основания нового вакфа87, предоставить Министерству внутренних
84 По всей Турции ВНМ, закрытый в 2000 г., но вскоре воссозданный уже как Ассоциация анатолийской молодежи (Radikal. 2002. 19 nov.; Sabah. 2004. 4 June; Yeni Asya. 2004. 12 dec.), располагал более 70 отделениями (т.е. практически во всех илях) и около 40 ячейками в Стамбуле. Наиболее крупные филиалы издавали журналы, организовывали проведение конференций, выделяли стипендии студентам. ВНМ формировал свои ресурсы главным образом за счет даров и пожертвований членов партии, капиталов, обеспечиваемых западноевропейскими ячейками Милли Гёрюш и арабскими финансовыми компаниями.
85 Страницы официальной истории Союза, закрытого после переворота 1980 г., см.: http://www.mttb.org.tr/sayfa.asp?id=1
86 Bailar S. Yeni Vakiflar Hukuku: Düzeltilmi§, Geni§letilmi§, Yenilenmi§. Ankara, 2000. S. 1383.
87 Иными словами, если раньше для учреждения нового вакфа необходимо было лишь выделить для вакфа определенную недвижимость или наличные средства в качестве первичного капитала, то теперь требовалось получить заключение чиновников из ГУВ, насколько этот капитал достаточен для учреждения данного вакфа.
дел право временно закрывать вакфы, подозреваемые в нарушении законодательства, не дожидаясь решения суда, и т.д.88 Однако этим инициативам воспротивились влиятельные вакфы (такие, как Коч Вакфы, Сабанджи Вакфы), руководство которых инициировало серию судебных процессов и обращение к президенту Сулейману Демирелю. В итоге законопроект так и остался на бумаге89. Впрочем, это не спасло некоторые подобные институты от роспуска: за период с 1999 по 2004 г. было ликвидировано 306 вакфов90.
СНБ здесь проявил осторожность и потребовал закрыть лишь те вакфы, связь которых с фундаменталистами и сепаратистами была доказана. Объяснялось это тем, что центральная власть и военная элита сами оценили позитивный эффект от деятельности вакфов. Главную роль сыграло и то, что к этому времени существовал ряд «государственных вакфов» (в том числе для поддержки сил полиции, турецких военно-морских и военно-воздушных сил и др.), общая стоимость активов которых в 1996 г. достигла 22 трлн турецких лир. Это в два с лишним раза превосходило аналогичный показатель самого крупного турецкого вакуфного комплекса, принадлежащего Вехби Кочу91.
Последние десятилетия развития вакфов в Турции были неразрывно связаны с появлением в 1990-е гг. «секуляризованной системы вакфов». Речь идет об организации «Третий сектор Турции», или ТЮСЕВ, как ее кратко именуют по первым буквам официального названия (Тюркие Ючюнджю Сектёр Вакфы). Идея ее создания появилась в 1992 г., когда под эгидой ЮНЕСКО в Париже была проведена научно-практическая конференция «Новая Европа», определившая стратегии развития добровольных фондов и ассоциаций как третьего сектора экономики, где главная цель не максимизация прибыли, а оказание помощи нуждающимся и развитие духовных производительных сил. Взяв на вооружение новые концепции филантропических фондов, в 1993 г. 16 богатых вакфов решили объединить усилия и создали «вакуфную федерацию» - ТЮСЕВ. Противопоставив систему вакфов частному и государственному секторам экономики, члены ТЮСЕВ стали рассматривать ее как некий «демократический инструмент» и «институт влияния», позволяющий «эффективно повышать активность людей в различных сферах общественной жизни»92.
88 Ballar S. Op. cit. S. 1383-1391.
89 Оба законопроекта были возвращены на доработку в правительство с пожеланиями сохранить налоговые льготы для вакфов и отменить ограничение (не более 5% от основного капитала) на пожертвования (Baloglu Z. Turkiye'e Vakiflar ve Dernekler, Sorunlar ve Degiçme Yapisal Uyum Onerileri. istanbul, 2000. S. 16-17).
90 Turkiye Uçuncû Sector Vakfi (TUSEV) 2004 Yili Donem Sonu Yonetim Kurulu Raporu [http://www.tusev.org.tr/userfiles/image/2004%20faaliyet%20raporu.pdf]
91 Aydin D., Saglam N. Op. cit. S. 61.
92 Cumhuriyet. 1992. 25 оИ.; Milliyet. 1993. 10 Jan.; http://www.tusev.org.tr
Буквально за несколько лет ТЮСЕВ, возглавляемый крупнейшими корпорациями Коч и Сабанджи, превратился в мощную организацию, представляющую более 100 вакфов, ассоциаций и негосударственных общественных организаций (НПО)93. Поставив перед собой задачу выйти в авангард движения по модернизации турецкого социума, укреплению институтов гражданского общества и обеспечению скорейшего вступления Турции в ЕС, ТЮСЕВ активно мобилизует общественные силы и организации на участие в «проектах гражданской инициативы» по основным направлениям: экономика, культура, право и политика. Через аффилированные общественно-политические и научно-исследовательские структуры ТЮСЕВ оказывает правовую поддержку компаниям и фондам, работающим в «третьем секторе», активно лоббирует либеральные законопроекты, в числе которых новый закон об ассоциациях (23 ноября 2004 г.) и вакфах (20 февраля 2008 г.)94.
Некоторые итоги эволюции института вакфа в Турции XX в. Страницы истории вакфов в республиканский период полны драматических коллизий. Экспроприация части фондов, пересмотр законодательства, попытки «секуляризовать» вакфы и поставить их на службу государственным интересам - таковы особенности развития вакфов в XX столетии не только в Турции, но и во многих других государствах Ближнего и Среднего Востока (Сирия, Египет, Марокко, Иран и т.д.)95. Турецкий опыт последних десятилетий очень интересен с точки зрения адаптации такого традиционного института, как вакф, к насущным проблемам современного общества, использования возможностей вакфа в целях социальной мобилизации. Экономические отчеты и планы, разнообразные статистические материалы, содержащие сведения о социально-экономическом развитии Турецкой Республики, содержат красноречивые данные, свидетельствующие о значительном вкладе вакфов в формирование гражданского общества в стране. Необходимость развития организаций гражданского общества и значительного увеличения числа новых вакфов и ассоциаций
93 Ballar S. Op. cit. S. 925.
94 5253 Sayili Dernekler Kanunu [RG, 23/11/2004, Sayi 25649], 5737 Sayili Vakiflar Kanunu (RG. 27/02/2008. Sayi 26800).
95 Подробнее об этом см.: Çizakça M. Op. cit. P. 119-232; Malik S.J. Waqf in Pakistan: Change in Traditional Institutions // Die Welt Des Islams. Internationale Zeitschrift Für Die Geschichte Des Islams In Der Neuzeit. N.S. Band XXX. Leiden, 1990. P. 63-97; Slim S. Problems of Waqf in the 20th Century in Lebanon // Les fondations pieuses (waqf) en Méditerranée: enjeux de société, enjeux de pouvoir / Ed. by R. Deguilhem., A. Hé-nia. Koweït, 2004. P. 131-156; Belhachmi Z. Revealing al-Waqf as a Systemic Cultural Policy of Governance // Les fondations. P. 173-202; Kogelmann F. Some Aspects of the Development of the Islamic Pious Endowments in Morocco, Algeria and Egypt in the 20th Century // Les fondations. P. 343-394; Deguilhem R. On the Nature of Waqf. Pious Foundations in Contemporary Syria: A break in the Tradition // Les fondations. P. 395-430
встречает поддержку и понимание в обществе, нередко становится темой номер один на страницах турецких изданий96.
Принятие закона 1967 г. и стремление использовать международный опыт благотворительных фондов (прежде всего идею добровольной деятельности на общее благо, когда частные и правительственные организации параллельно занимаются общественными делами и несут ответственность за их исполнение97) сыграли решающую роль в возрождении системы вакфов, возвращении им части прежних позиций в обществе.
Существенная поддержка со стороны правительств, пришедших к власти после военного переворота 12 сентября 1980 г., установка на возвращение к традиционной для Турции системе ценностей как препятствию распространению левых идей позволила вакфам стать фактором мобилизации и социализации, экономическим инструментом, который используется представителями разных социальных групп в таких областях, как образование, защита окружающей среды, здравоохранение, защита детства и прав женщин, распространение и сохранение турецкой культуры. Наряду с этим вакфы выполняют также роль социальных, страховых и пенсионных фондов, обеспечивают материальную базу исследовательских центров и осуществляют финансирование всего спектра религиозной исламской деятельности в Турции. При этом вакф как институт лишь отчасти утратил свою религиозную составляющую - существование «государственных» вакфов поддержки полиции или вооруженных сил компенсируется сохранением принципов религиозного благочестия в деятельности большинства благотворительных вакфов98.
Активность вакфов в сфере экономики стала причиной их использования для решения определенных политических задач, далеко выходящих за рамки «оживления традиции в современной форме», о которой говорили архитекторы реформы 1967 г.
Так, для исламистов вакфы вошли в число одного из основных инструментов социального действия: посредством своей многосторонней деятельности (публикации, собрания, конференции) они стали широко использоваться для мобилизации на поддержку раз-
96 Türkiye istatistik Yilligi 1997-2008. Ankara, 1998-2009; Civil Society in the Grip of Nationalism. Istanbul, 2000. P. 11-25, 99-142; Civil Society in Turkey: An Era of Transition. CIVICUS Civil Society Index. Country Report for Turkey. Istanbul, 2006; Шлыков П.В. Гражданское общество в Турции: иллюзии и реальность// Восток (Oriens). 2009. № 1. C. 109-122.
97 См.: Воронин С.В. «Благотворительные» фонды США (мифы и действительность). Л., 1973; Нильсен В. Крупнейшие американские фонды. М., 1976; Воронин С.В. Теории «филантропии». М., 1981; Charity, Philanthropy, and Civility in American History. Cambridge, 2004; Philanthropy, Patronage, and Civil Society: Experiences from Germany, Great Britain, and North America. Bloomington, 2004.
98 См. устав Коч Вакфы: The Vehbi Koç Foundation. Twenty-Five Years of Philanthropy, 1969-1994. istanbul, 1995. P. 1.
нообразных исламистских движений финансовых и человеческих ресурсов. Фонды, созданные исламистами, оказались далеки как от традиционного исламского вакфа, так и филантропических организаций западного образца: они не служили формированию сферы индивидуальной свободы, а наоборот замыкали индивидуума в кругу общины, ставили его под защиту определенной идеологической
99
группы, используя непрочность его экономического положения99.
Кампания по закрытию исламистских вакфов, деятельность ТЮСЕВ и принятие в 2008 г. нового закона № 5737100, нацеленного на расширение географии общественно-деловой активности вакфов и привлечение к их деятельности иностранных филантропических организаций и меценатов, - представляют еще один возможный вариант развития этого института, его превращения в структуру, более близкую к международным благотворительным фондам. Однако с уверенностью утверждать, что траектория эволюции вакфов будет именно такой, не позволяет вековой опыт турецкой политики с ее непредсказуемостью и неожиданными поворотами.
Список литературы
Воронин С.В. «Благотворительные» фонды США (мифы и действительность). Л., 1973.
Воронин С.В. Теории «филантропии». М., 1981.
Еремеев Д.Е. Становление республиканской Турции (1918-1939 годы). М., 2004.
История Востока: В 6 т. Т. 6: Восток в новейший период (1945-2000 гг.) М., 2008.
Кемаль М. Путь новой Турции. Т. IV. М., 1934. Киреев Н.Г. История Турции - XX век. М., 2007. Миллер А.Ф. Очерки новейшей истории Турции. М.; Л., 1948. Нильсен В. Крупнейшие американские фонды. М., 1976.
Поцхверия Б.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии. М., 2004. С. 58-59. Шлыков В.И. Кризис кемалистского режима в Турции во второй половине 40-х годов XX века. // Труды Института практического востоковедения. Т. 1. М., 2005. С. 244-268. Шлыков П.В. Гражданское общество в Турции: иллюзии и реальность // Восток
(Oriens). 2009. № 1. С. 110-132. Шлыков П.В. Парадоксы возрождения вакфов в современной Турции // Современная Турция: проблемы и решения. М., 2006. С. 67-100. Шлыков П.В. Политический ислам в Турции: поиски новой идентичности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2008. № 4. С. 56-79.
99 Bilici F. Op. cit. P. 412-434; Шлыков П.В. Парадоксы возрождения вакфов в современной Турции // Современная Турция: проблемы и решения. М., 2006. С. 67-100.
100 5737 Sayili Vakiflar Kanunu // RG. 27/02/2008. Sayi 26800.
Шлыков П.В. Эволюция концепции политического ислама в Турции // Турция накануне и после парламентских выборов 2007 г. М., 2008. С. 115-147.
Baçbakanlik Cumhuriyet Arçivi (Tarih: 21/3/1926 Sayi: 3473 Dosya: 223-11 Fon Kodu: 30. 18.1.1 Yer No: 18.26.11).
1341 Senesi Muvazene-i Umumiye Kanunu. Ankara, 1925.
Düstur. Tertip III. Cilt V, VII, VIII, XIII, XVII, XXI, XXVI, XXXI. Ankara, 1931-1950.
Resmi Gazete (RG). 06/03/1340 (1924). Sayi 63; RG. 07/04/1340 (1924). Sayi 68; RG. 26/04/1340 (1924). Sayi 69; RG. 04/04/1926. Sayi 339; RG. 09/01/1932. Sayi 1997; RG. 13/06/1935. Sayi 3027; RG. 22/11/1935. Sayi 3163; RG. 27/04/1936. Sayi 3289; RG. 15/06/1945. Sayi 6032; RG. 29/03/1950. Sayi 7469; RG. 24/07/1967. Sayi 12655; RG. 08/12/2001. Sayi 24607; RG. 23/11/2004. Sayi 25649; RG. 27/02/2008. Sayi 26800.
Evkâf Umum Müdürlügü (EUM). Bûtçe Kanunu. Ankara, 1926, 1927, 1942.
EUM'nün, Cumhuriyetin ilk On Senesindeki içler Hakkinda Rapordur. Ankara, 1933.
Türkiye Büyük Millet Meclisi (TBMM) Zabit Ceridesi, 1935 (S. 3-4), 1970 (S. 21-24).
Atatürk M.K. Nutuk. istanbul, 1975. S. 439-442.
Aydin D., Saglam N. Kâr Amaci Gütmeyen Sektör Olarak Vakiflar. Eskiçehir, 1999.
Ballar S. Yeni vakiflar hukuku: düzeltilmi§, geniçletilmiç, yenilenmiç. Ankara, 2000.
Baloglu Z. Türkiye'e Vakiflar ve Dernekler, Sorunlar ve Degiçme Yapisal Uyum Önerileri. istanbul, 2000.
Belhachmi Z. Revealing al-Waqf as a Systemic Cultural Policy of Governance // Les fondations pieuses (waqf) en Méditerranée: enjeux de société, enjeux de pouvoir / Ed. by R. Deguilhem, A. Hénia. Koweït, 2004. P. 173-202.
Bilici F. Sociabilité et expression politique islamistes en Turquie: les nouveaux waqfs // Revue française de science politique. Vol. 43. N 3 (1993). P. 412-434.
BolakA. Yeni Vakiflarin Ekonomik ve Sosyal Etkileri ne Olabilir? // V. Vakif Haftasi, Restorasyon ve Vakiflarin Ekonomik ve Sosyal Etkinlikler Semineri, 7-13. Aralik, 1987. P. 213-225.
Charity, Philanthropy, and Civility in American History. Cambridge, 2004.
Civil Society in the Grip of Nationalism. Istanbul, 2000.
Civil Society in Turkey: An Era of Transition. CIVICUS Civil Society Index. Country Report for Turkey. Istanbul, 2006.
Çizakça M. A History of Philanthropic Foundations: The Islamic World from the Seventh Century to the Present. Istanbul, 2000.
Cumhuriyet'in 50. Yilinda Vakiflar. istanbul, 1973. S. 268.
Deguilhem R. Waqf in the Ottoman Empire to 1914. // Encyclopaedia of Islam, 2nd edition. 12 vol. L. - Leiden., 2003. Vol. 11. P. 87-92.
Deguilhem R. On the Nature of Waqf. Pious Foundations in Contemporary Syria: A break in the Tradition // Les fondations pieuses (waqf) en Méditerranée: enjeux de société, enjeux de pouvoir / Ed. by R. Deguilhem, A. Hénia. Koweït, 2004. P. 395-430.
Devlet ile Toplum Arasinda bir Okul: imam Hatip Liseleri... Bir Kurum: Diyanet içleri Baçkanligi. (Türkiye Ekonomik ve Sosyal Etüdler Vakfi Demokratikleçme Programi) istanbul, 2007.
20. Cumhuriyet Yilinda Vakiflar. Ankara, 1943.
5 ВМУ, востоковедение, № 2
Edip K. Kanunlarimiz. Ankara, 1929.
Evkâf Umum Müdürlügü. 4 Teçrinievvel 1926 Tarihinden Evvel Vücüt Bulmuç Olan Vakiflarin Ne Suretle idare Edilecegi Hakkinda Muhtelif Lâyihalar. Ankara, 1933.
istatistik Yilligi. Cilt 2. 1929. Ankara, 1929.
i§eri A. Amerikan Vakiflari Üzerine bir inceleme // Ankara Üniversitesi Hukuk
Fakültesi Dergisi, 3-4, 1971. S. 269-298. Kogelmann F. Some Aspects of the Development of the Islamic Pious Endowments in Morocco, Algeria and Egypt in the 20th Century // Les fondations pieuses (waqf) en Méditerranée: enjeux de société, enjeux de pouvoir / Ed. by R. Deguilhem, A. Hénia. Koweït, 2004. P. 343-394. Kunter H.B. Türk Vakiflarinin Milliyetçilik Cephesi // Vakiflar Dergisi (VD). Cilt III. 1956. S. 1-11.
Malik S.J. Waqf in Pakistan: Change in Traditional Institutions // Die Welt Des Islams. Internationale Zeitschrift Für Die Geschichte Des Islams In Der Neuzeit. N.S. Band XXX. Leiden, 1990. P. 63-97. Öztürk N. Türk Yenileçme Tarihi Çerçevesinde Vakif Müessesesi. Ankara, 1995. Öztürk N. Azinlik Vakiflari. Ankara, 2003.
Philanthropy, Patronage, and Civil Society: Experiences from Germany, Great Britain,
and North America. Bloomington, 2004. Sarkis K. Sicilli Kavanini. istanbul, 1927.
Slim S. Problems of Waqf in the 20th Century in Lebanon. // Les fondations pieuses (waqf) en Méditerranée: enjeux de société, enjeux de pouvoir. Deguilhem R., Hénia A. (ed.) Koweït, 2004. P. 131-156; Tarakli D. Çiftçiyi Topraklandirma Kanunu ve Uygulama Sonuçlari. Ankara, 1976. Türkiye istatistik Yilligi 1997-2008. Ankara, 1998-2009.
Türkiye ^üncü Sector Vakfi (TÜSEV) 2004 Yili DÖnem Sonu Yönetim Kurulu Raporu [http://www. tusev. org. tr/userfiles/image/2004%20faaliyet%20raporu. pdf]
Velikâhyaoglu N. Anadolu'nun iskâni ve islâmlaçmasinda Derviçlerin Rölü (XIII-XV
Yüzyillarda) // ilim ve Sanat, Mayis-Haziran, 1987. istanbul, 1987. S. 65-77. Yavuz M.H., Özcan N.A. Crisis in Turkey: The Conflict of Political Languages // Middle East Policy. Vol. 14. Issue 3 (Fall 2007). P. 118-136.
Периодические издания
Cumhuriyet, Milliyet, Radikal, Sabah, Yeni Asya, Zaman. Интернет-ресурсы
Vakiflar Genel Müdürlügü - http://www.vgm.gov.tr
Gelir idaresi Baçkanligi - http://www.gib.gov.tr/
Milli Türk Talebe Birligi - http://www.mttb.org.tr/sayfa.asp?id=1
Türkiye ^üncü Sektör Vakfi - http://www.tusev.org.tr
Сведения об авторе: Шлыков Павел Вячеславович, аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]