Научная статья на тему 'Институт уголовно-правовой охраны личности и статуса лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность'

Институт уголовно-правовой охраны личности и статуса лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Домахина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт уголовно-правовой охраны личности и статуса лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность»

© 2006 г. Е.В. Домахина

ИНСТИТУТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЛИЧНОСТИ И СТАТУСА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В связи со значительным ростом количества преступных посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и оскорблений представителей власти в конце XX - начале XXI вв. в России резко обозначилась проблема правовой охраны сотрудников правоохранительных органов. Законодатель еще 20 апреля 1995 г. принял ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[1]. Для реализации отдельных положений этого законодательного акта в УК РФ 1996 г. были сформулированы нормы, которые в целом образуют уголовно-правовой институт охраны личности и статуса лица, осуществляющего правоохранительную деятельность.

Несомненно, проблема уголовно-правовой охраны сотрудников правоохранительных органов является частью более общей проблемы охраны авторитета и дееспособности государственной власти и управленческой деятельности государственных органов. Даже при самых совершенных законодательных актах актуальной является именно реализация норм права, восстановление нарушенных прав и социальной справедливости. Авторитет государства и деятельность его специально управомоченных органов являются гарантией стабильности в обществе, что особенно актуально во время переустройства общества и государства на новых политических и экономических началах.

В правоохранительных органах трудятся сотрудники, которых закон и наделяет определенными функциями и полномочиями по реализации законодательных предписаний. Поэтому эти лица должны быть защищены правом не только как обычные граждане, но и как лица, наделенные особым правовым статусом. Конечно же, в данном случае речь не идет об умалении прав обычного гражданина, а только о дополнительной защите именно правового статуса лица, позволяющего ему реализовать предписанные законом и иными нормативными актами функции. Поэтому трудно согласиться с высказываемой в научной литературе точкой зрения о том, что речь идет о становлении нового правового явления - «института уголовно-правовой охраны личности сотрудников правоохранительных органов». Некоторые авторы делают акцент именно на личности сотрудников, ссылаясь на концептуальное положение о первостепенной защите личности. На наш взгляд, это утверждение не только неверно, но и противоречит действующей Конституции РФ, в частности, ст. 19.

Более верным представляется положение о защите лиц, наделенных особым правовым статусом. Понятно, что правовой статус хотя и отделен от конкретной личности (им может быть наделен любой гражданин), но выражается всегда через определенного носителя -человека, обладающего биологическими, психофизиологическими и личностными особенностями. Поэтому в

законе и указывается на ответственность за посягательство на телесную неприкосновенность (ст. 317, 318 УК РФ) или на личное достоинство человека (ст. 319 УК РФ) как носителя особого правового статуса, о чем говорится в соответствующей диспозиции статьи - «сотрудник правоохранительного органа», «представитель власти», «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа» и т. п. Законодатель использует термин «личность» в контексте уголовного закона, он обращается к этому понятию, указывая на комплексный объект посягательства в наименовании раздела VII УК РФ «Преступления против личности», а в ст. 60 -на «личность виновного», причем в контексте индивидуализации уголовного наказания, а не основания привлечения к уголовной ответственности и квалификации содеянного.

Необходимо отметить, что рассматривая содержание правоохранительной деятельности, мы исходим из общепринятого взгляда на то, что любая деятельность как социально-правовое явление - это форма реализации определенной функции государства. Последняя включает в себя обеспечение законности и охраны правопорядка (в широком смысле) и, являясь внутренней функцией государства, обеспечивает охрану общественных отношений и именуется правоохранительной. Правоохранительная функция реализуется через деятельность правоохранительных органов, которая в той или иной степени обеспечивает необходимый уровень охраны общественных отношений.

В свое время одним из тех, кто первым обратил внимание на необходимость применения системного подхода к исследованию правоохранительных органов, был А.Г. Братко. В настоящее время уже общепринятым считается следующий подход к этой проблеме: «Система правоохранительных органов - это урегулированная законом (в исключительных случаях иным подзаконным актом) совокупность сложно организованных и взаимосвязанных между собой и со средой видов органов, предназначенных для осуществления одной или одновременно нескольких правоохранительных функций в особом порядке (процессуальная форма), между отдельными элементами каждого из которых (органов) устанавливается определенный характер связи (субординация и координация)» [2].

В различных правоохранительных органах действуют и различные функционеры, наделенные, как правило, только им присущими правоохранительными функциями, поэтому обладающие особым правовым статусом. Но в целом к сотрудникам правоохранительных органов в силу предписания законодательных актов можно отнести следующих лиц: сотрудника правоохранительного органа - гражданина Российской Федерации, исполняющего в установленном Федеральным Законом порядке обязанности прокурора;

следователя - лица, производящего дознание и осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; сотрудника органа внутренних дел, охраняющего общественный порядок и обеспечивающего общественную безопасность, исполнение определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудника уголовно-исполнительной системы, исполняющего приговоры судов (судей) по уголовным делам; сотрудников органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции; сотрудника таможенных органов; судебного исполнителя; сотрудника федеральных органов государственной охраны, а также иных лиц, осуществляющих обязанности в органах, для которых охрана правопорядка, согласно закону, является основной или одной из основных задач.

Сотрудники этих органов, как, впрочем, и все физические лица, находятся под охраной уголовного закона, т. е. все уголовно-правовые нормы, охраняющие человека и гражданина, его основные права и свободы, в полной мере распространяются и на этих лиц. Но в отличие от других физических лиц вышеперечисленные сотрудники обладают особым правовым статусом, который позволяет им в полной мере выполнять определенные правоохранительные функции. С целью защиты именно их особого правового статуса законодатель и вводит специальные нормы в уголовное законодательство.

На основе анализа действующего уголовного законодательства мы приходим к выводу, что рассматриваемый нами институт уголовно-правовой охраны личности и статуса лица, осуществляющего правоохранительную деятельность, включает в себя как общие, так и специальные нормы Особенной и Общей частей УК РФ. Следовательно, можно выделить нормы уголовного права, образующие институт уголовно-правовой охраны личности, ее общеправового и особого правового статуса (в рассматриваемом контексте статус лица, осуществляющего правоохранительную деятельность).

Конечно же, мы отдаем себе отчет в том, что любая норма УК РФ направлена на охрану личности, но мы выделяем только те, которые имеют ярко выраженную специфическую направленность на охрану личности или предоставляющую ей определенные права для самозащиты своих законных интересов.

В Общей части мы выделили группу норм, сформулированных в гл. 8 УК, - «Обстоятельства, исключающие преступность деяния». Нормы этой главы в полной мере распространяются на всех физических лиц независимо от их правового статуса. Наиболее ярко это видно на примере института необходимой обороны. В ч. 2 ст. 37 УК РФ сказано: «Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти».

Среди норм Особенной части надо назвать нормы раздела VII УК РФ, в которых основным объектом выступают те или иные права и свободы человека и гражданина, а также те, в которых эти объекты являются дополнительными, например, нормы гл. 25 УК «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Необходимо отметить, что эти нормы в полной мере относятся и к лицам, обладающим особым правовым статусом, в тех случаях, когда посягательство на них осуществляется вне связи с их служебной или профессиональной деятельностью.

Теперь проанализируем те уголовно-правовые нормы, которые и образуют институт уголовно-правовой охраны личности и статуса лица, осуществляющего правоохранительную деятельность. Кроме вышеперечисленных норм Общей части УК, которые также имеют непосредственное отношение к рассматриваемому уголовно-правовому институту, более подробно рассмотрим нормы Особенной части УК, образующие этот институт. Большая их часть сосредоточена законодателем в гл. 31, 32 УК РФ «Преступления против правосудия» и «Преступления против порядка управления».

Эти группы норм расположены таким образом, что охраняют определенные общественные отношения в зависимости от характера (вида) правоохранительной деятельности. Законодатель, несомненно, исходил из конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации на законодательную, судебную и исполнительную (ст. 10 Конституции).

Группа норм, охраняющих деятельность лиц, осуществляющих правосудие, выделена в отдельную главу. При этом законодатель не ограничился защитой только судей, но специально указал на других лиц, участвующих в отправлении правосудия. Сюда же включены и нормы, обеспечивающие уголовно-правовую охрану прокурора, следователя, лица, производящего дознание, и других участников уголовного процесса, так как без обеспечения нормальной деятельности этих лиц невозможно надлежащее отправление правосудия. К институту уголовно-правовой охраны этих лиц и их правового статуса можно отнести следующие нормы уголовного права: ст. 294 УК РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования); ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование); ст. 296 УК РФ (угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования); ст. 297 УК РФ (неуважение к суду); ст. 298 УК РФ (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя); ст. 304 УК РФ (провокация взятки либо коммерческого подкупа); ст. 311 УК РФ (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса).

Как видно, законодатель придает большое значение именно защите законного отправления правосудия и свя-

занной с ним уголовно-процессуальной деятельности по предварительному расследованию преступлений.

Что же касается других видов правоохранительной деятельности, то они являются одним из видов исполнительной деятельности органов государственной власти и управления. Законодатель не мог оставить без внимания вопросы уголовно-правовой защиты этой категории лиц. Именно в развитии института уголовно-правовой охраны представителей власти, в том числе сотрудников правоохранительных органов, и находит свое выражение, с одной стороны, уровень уголовно-правовой охраны общественных отношений, обеспечивающих порядок управления, общественный порядок и сохранение общественной безопасности, а с другой - меняющееся на различных этапах развития общества отношение государства к человеку как социальной ценности. Как мы уже отмечали, недостаточная правовая защищенность субъектов управления, в том числе и субъектов правоохранительной деятельности, является одним из факторов снижения авторитета власти, ее действенности, приводит к большим социально-политическим издержкам.

Необходимо выделить следующие нормы, включаемые в институт уголовно-правовой охраны личности и статуса лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность: ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа); ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти); ст. 319 (оскорбление представителя власти); ст. 320 УК РФ (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа).

В этих нормах закреплен новый механизм охраны общественных отношений в сфере государственного управления, в основу которого положены характер и степень применяемого насилия к представителям власти и сотрудникам правоохранительных органов.

При рассмотрении вопросов квалификации преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) необходимо уяснить, что ст. 317 УК РФ является специальной нормой по отношению к п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Первый вывод, который необходимо сделать о квалификации данного вида преступлений, следующий. В ч. 3 ст. 17 УК РФ указано, что «если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме». Но такая квалификация по ст. 317 УК РФ возможна только в том случае, если все признаки, перечисленные в диспозиции статьи, полностью совпадают с признаками конкретного деяния. Если же нет тождества этих признаков, то квалификация осуществляется по другим статьям уголовного кодекса.

Например, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи не с охраной общественного порядка или обеспечением общественной

безопасности, а с выполнением иных служебных задач, подлежит квалификации не по ст. 317 УК РФ, а по п. «6» ч. 2 ст. 105 УК РФ (если наступила смерть потерпевшего), так как убийство является преступлением с материальным составом. Если же смерть потерпевшего не наступила по независящим от виновного обстоятельствам, то его деяние следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и п. «6» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Аналогично должен решаться вопрос квалификации, когда убийство или покушение на убийство сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких хотя и совершенно при выполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, но по мотивам личных неприязненных отношений, сложившихся на бытовой, семейной, служебной или иной почве, следует квалифицировать по статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за преступления против личности.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи с исполнением первыми обязанностей по предварительному расследованию преступлений (в том числе в форме дознания) либо по исполнению приговора, решения суда или иного судебного акта следует квалифицировать не по ст. 317 УК РФ, а по ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование).

Если виновный, совершая посягательство на жизнь человека, не знал и по обстоятельствам дела не мог знать, что посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего, исполняющих функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, содеянное следует квалифицировать по статьям Особенной части УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в связи с осуществлением первыми охраны общественного порядка или обеспечения общественной безопасности следует квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 111 УК РФ.

Пункт «б» ч. 2 ст. 112 УК РФ предусматривает умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в ст. 111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

На наш взгляд, особенности квалификации рассматриваемых преступлений обусловливают необходимость единого подхода на уровне рекомендаций Пленума Верховного суда для данной категории дел. В частности, необходимо толкование понятий «наси-

лие» (ст. 318 УК РФ), «публичность» (ст. 319 УК РФ), «тяжкие последствия» (ч. 2 ст. 320 УК РФ).

В результате проведенного исследования мы приходим к выводу о том, что институт уголовно-правовой охраны личности и статуса лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, содержит нормы уголовного права, охраняющие общественные отношения в изучаемой сфере, а также общеправовой и особый правовой статус лиц, осуществляющих различные виды правоохранительной деятельности от преступных посягательств.

Ростовский государственный университет

Литература

1. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

2. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М., 1991.

30 октября 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.