Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (145).
Право. Вып. 18. С. 47-51.
Н. Ф. Мамедов
ИНСТИТУТ СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Рассматривается один из наиболее сложных аспектов современной теории права — механизм конституционного контроля в международно-правовом аспекте на примере развития конкретного государства.
Ключевые слова: судебный контроль, конституционный контроль, гарантии демократического развития.
Важнейшей гарантией демократического развития государственности в условиях сложившейся социально-политической практики является институт конституционного контроля.
Как известно, конституционный контроль представляет собой особый вид правоохранительной деятельности государства, состоящий в проверке соответствия законов и иных нормативных правовых актов конституции данной страны, осуществляемой независимыми судебными или специальными контрольными органами в связи с обращениями уполномоченных на это лиц или инициативно1.
Впервые конституционный контроль появился в начале XIX в. в США, и к настоящему времени сложились две его основные модели: американская и европейская. Для американской модели характерно возложение конституционного контроля на общую судебную систему2. Другой вариант предполагает создание особого судебного (конституционный суд) или квазисудеб-ного органа (как, например, Конституционный Совет во Франции). В бывших союзных республиках, в том числе в Азербайджане, становление института конституционного контроля происходит в основном в рамках европейской модели. Показательно, что Конституционный Суд Азербайджанской Республики является полноправным членом Организации конференции конституционных судов Европы.
Первый орган судебного конституционного контроля Азербайджана — Конституционный Суд Азербайджанской Республики — был образован 14 июля 1998 года. Правовые основы деятельности Конституционного Суда Азербайджанской Республики (далее — Конституционный Суд) устанавливаются Конституцией Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г., международными соглашениями с участием Азербайджанской Республики, Законом Азербайджанской Республики «О Конститу-
ционном Суде» от 23 декабря 2003 г., другими законами, а также Внутренним Уставом Суда. Так, различным аспектам организации и деятельности Конституционного Суда непосредственно посвящены ст. 86, 88, 102, 103, 104, 107, 125, 130, 153 и 154 Конституции Азербайджанской Республики.
Состав Конституционного Суда образуют 9 судей, назначаемых Милли Меджлисом (однопалатным парламентом) Азербайджанской Республики по представлению Президента Республики. Таким образом, предусмотрена смешанная процедура формирования этого судебного органа (с участием как парламента, так и президента). Также следует отметить, что Конституционный Суд может приступить к исполнению своих полномочий и при назначении семи его судей (как было при его образовании в 1998 г.).
Срок полномочий судей составляет 15 лет, возможности повторного назначения на эту должность не существует. Как и другие судьи, члены Конституционного Суда, осуществляя свои полномочия, независимы, подчинены только Конституции и законам Азербайджанской Республики, несменяемы в течение срока своих полномочий (п. 1 ст. 127 Конституции АР).
Структуру Конституционного Суда составляют две палаты (по 4 и 5 судей) и Пленум, имеющие право выносить решения от имени Суда. Палаты образуются для рассмотрения конституционных жалоб, председательство в них осуществляется поочередно, а председатель Суда принимает участие в их деятельности в качестве рядового судьи. Решения палат являются окончательными и обжалованию не подлежат. Однако при равенстве голосов членов палаты вопрос рассматривается пленарным заседанием Суда. По остальным делам решения принимаются девятью судьями.
Деятельность Суда определяют следующие принципы: его самостоятельность, кол-
легиальность и гласность, верховенство Конституции АР
Говоря о компетенции Конституционного Суда, следует отметить, прежде всего, ее обширность, так как функции Суда выходят за рамки собственно конституционного контроля, определяя его уникальное место в системе высших органов власти Республики.
Так, в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики правильность результатов выборов депутатов в парламент Республики проверяется и утверждается в установленном законом порядке Конституционным Судом (ст. 86), который также официально объявляет итоги выборов Президента Азербайджанской Республики (ст. 102).
Конституционным Судом определяется дата проведения первого заседания Милли Меджлиса в случае, когда после выборов до 10 марта не будут признаны полномочия 83 его депутатов (ст. 88 Конституции АР).
Лицо, избранное Президентом Азербайджанской Республики, приносит присягу в присутствии судей Конституционного Суда (ст. 103 Конституции АР).
Активная роль Конституционного Суда предусмотрена и в процедурах досрочного прекращения полномочий Президента Азербайджанской Республики.
Так, при уходе в отставку Президента Азербайджанской Республики его заявление об отставке представляется в Конституционный Суд, который, удостоверившись, что Президент подал заявление об отставке лично, принимает решение о принятии отставки Президента (п. II ст. 104 Конституции АР).
В случае сообщения о полной утрате Президентом по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочия парламент Республики обращается в Конституционный Суд для выяснения этого факта, который принимает решение по этому вопросу большинством в шесть голосов судей. При неподтверждении Судом этого факта вопрос считается исчерпанным (п. III ст. 104 Конституции АР).
При отрешении от должности Президента Конституционный Суд инициирует перед парламентом вопрос об его отрешении на основании заключения Верховного Суда; поддерживает решение парламента об отрешении, которое должно быть подписано председателем Суда (ст. 107 Конституции АР).
Также Конституционный Суд рассматривает дела о запрещении политических партий и иных общественных объединений при осуществлении ими антиконституционной деятельности.
Важным полномочием Конституционного Суда является предварительная дача заключения по предложениям об изменениях текста Конституции АР, предложенных Милли Меджлисом или Президентом (ст. 153). При этом на конституционном уровне (ст. 154 Конституции АР) установлен запрет для Суда принимать какие-либо решения по изменению Конституции Азербайджанской Республики, принятой путем референдума.
Логичным в этой связи выглядит и отсутствие у Конституционного Суда права законодательной инициативы (субъекты этого права перечислены в п. I ст. 96 Конституции АР). Такое исключение из компетенции Суда указанного права объясняется, видимо, тем, что законопроект, предлагаемый Конституционным Судом, может стать предметом его рассмотрения в дальнейшем, что вызовет сомнения в беспристрастности Суда3.
Все рассмотренные выше функции Конституционного Суда, осуществляемые им на основе установленных Конституцией Азербайджанской Республики и иными законами полномочий, можно рассматривать, соглашаясь с Н. В. Витруком, в качестве дополнительных4. На наш взгляд, перечисленные функции определяют место Конституционного Суда в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, его роль в системе сдержек и противовесов.
Традиционными для органов конституционного контроля функциями, присущими и Конституционному Суду Азербайджанской Республики, являются толкование конституции и законов, а также решение споров по разграничению полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями. Данные функции наиболее тесно и непосредственно связаны с конституционным контролем.
Так, в соответствии со ст. 130 Конституции Азербайджанской Республики Конституционный Суд разрешает споры по разграничению полномочий между ветвями власти по запросам Президента, Милли Меджлиса, Кабинета Министров Азербайджанской Республики, Верховного Суда и Прокуратуры, а также Али Меджлиса (парламента) Нахчыванской Автономной Республики. По запросам тех же
субъектов, а также судов Конституционный Суд дает официальное толкование Конституции и законов Азербайджанской Республики (п. IV и VI ст. 130 Конституции АР).
Основной функцией Конституционного Суда Азербайджанской Республики, определяющей смысл его учреждения в составе государственного аппарата и деятельности, является, конечно, непосредственное осуществление конституционного контроля.
Как уже было отмечено ранее, суть конституционного контроля состоит в проверке на соответствие конституции различных объектов контроля по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа5.
В соответствии с п. III ст. 130 Конституции Азербайджанской Республики вопросы конституционности решаются Судом по запросам следующих субъектов:
Президента Азербайджанской Республики;
Милли Меджлиса Азербайджанской Республики;
Кабинета Министров Азербайджанской Республики;
Верховного Суда Азербайджанской Республики;
Прокуратуры Азербайджанской Республики;
Али Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики;
Уполномоченного по правам человека Азербайджанской Республики — омбудсмена (в связи с принятием нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, актов муниципалитетов и судов, нарушающих права и свободы человека).
Таким образом, осуществление конституционного контроля по инициативе самого Конституционного Суда не предусмотрено.
Объектами конституционного контроля в Азербайджанской Республике являются:
1) законы Азербайджанской Республики, указы и распоряжения Президента Азербайджанской Республики, постановления Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, постановления и распоряжения Кабинета Министров Азербайджанской Республики, нормативные правовые акты центральных органов исполнительной власти — оцениваются на соответствие Конституции Азербайджанской Республики;
2) указы Президента Азербайджанской Республики, постановления Кабинета Министров
Азербайджанской Республики, нормативные правовые акты центральных органов исполнительной власти — оцениваются на соответствие законам Азербайджанской Республики;
3) постановления Кабинета Министров Азербайджанской Республики и нормативные правовые акты центральных органов исполнительной власти — оцениваются на соответствие указам Президента Азербайджанской Республики;
4) решения Верховного Суда Азербайджанской Республики — оцениваются в предусмотренных случаях на соответствие Конституции и законам Азербайджанской Республики;
5) акты муниципалитетов — оцениваются на соответствие Конституции и законам Азербайджанской Республики, указам Президента Азербайджанской Республики, постановлениям Кабинета Министров Азербайджанской Республики (в Нахчыванской Автономной Республике — Конституции и законам Нахчыван-ской Автономной Республики и постановлениям Кабинета Министров Нахчыванской Автономной Республики);
6) не вступившие в силу межгосударственные договоры Азербайджанской Республики — оцениваются на соответствие Конституции Азербайджанской Республики, межправительственные договоры Азербайджанской Республики — оцениваются на соответствие Конституции и законам Азербайджанской Республики;
7) Конституция и законы Нахчыванской Автономной Республики, постановления Али Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики, постановления Кабинета Министров Нахчыванской Автономной Республики — оцениваются на соответствие Конституции Азербайджанской Республики; законы Нахчы-ванской Автономной Республики, постановления Кабинета Министров Нахчыванской Автономной Республики — оцениваются на соответствие законам Азербайджанской Республики; постановления Кабинета Министров Нахчыванской Автономной Республики — оцениваются на соответствие указам Президента Азербайджанской Республики и постановлениям Кабинета Министров Азербайджанской Республики.
Внимательное рассмотрение сформулированного в Конституции Азербайджанской Республики перечня объектов конституционного надзора дает представление об иерархии
нормативных правовых актов Азербайджана, в том числе Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республики. Это также наглядно демонстрирует ключевую роль Конституционного Суда в обеспечении одного из основных принципов законности, цементирующих всю правовую систему государства, — иерархической соподчиненности и непротиворечивости нормативных правовых актов различной юридической силы.
Высшей целью государства согласно ст. 12 Конституции Азербайджанской Республики является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Другой важнейшей функцией Конституционного Суда, непосредственно связанной с конституционным контролем, является защита прав и свобод человека и гражданина. Как отмечается некоторыми исследователями, функция защиты конституции и защиты прав и свобод человека и гражданина является двуединой и неделимой, сквозной при осуществлении любых полномочий конституционного суда6.
Следует отметить, что Конституцией Азербайджанской Республики предусмотрен достаточно демократичный характер установленных для регулирования отношений защиты правил, в ней закреплен институт индивидуальной конституционной жалобы или конституционного ампа-ро. В соответствии с п. V ст. 130 Конституции АР каждый вправе в установленном законом порядке обжаловать в Конституционный Суд Азербайджанской Республики нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти, акты муниципалитетов и судов, нарушающие его права и свободы, для решения вопросов их конституционности и в целях восстановления нарушенных прав и свобод человека.
Закон Азербайджанской Республики «О Конституционном Суде» от 23 декабря 2003 г. детализирует это конституционное положение. В соответствии со ст. 34.1 Закона любое физическое или юридическое лицо может подать в суд конституционную жалобу, если считает, что применяемый в деле нормативный акт противоречит положениям Конституции Азербайджанской Республики, в связи с чем выносится постановление о приостановлении действия обжалованного нормативного акта до окончательного решения по делу.
На судебные акты жалобы подаются в случае неприменения судом обязательного нормативного юридического акта, или когда суд применил
такой акт, использование которого необязательно, а также при неправильном толковании судом правового акта. Эти жалобы подаются после их рассмотрения судами всех инстанций, но не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения последней судебной инстанции, а в случае нарушения права заявителя на обращение в суд — в течение трех месяцев со дня его нарушения. Однако согласно статье 34.5 Закона при невозможности предотвращения тяжелого и невосполнимого вреда заявителю в результате нарушения его прав и свобод другими судами жалоба может быть направлена непосредственно в Конституционный Суд, рассматривающий обращения не по фактическим обстоятельствам, которые остаются в юрисдикции судов общей компетенции, а исключительно по правовым вопросам. Он проверяет соответствие норм материального и процессуального права, а также судебных решений нормам Конституции Азербайджанской Республики и законодательства.
Введению в 2002-2003 гг. в Конституцию Азербайджанской Республики и законодательство института индивидуальной конституционной жалобы предшествовал определенный период научно-практического исследования его актуальности в условиях азербайджанской правовой системы. Неоднократно проводились конференции и научные семинары, в ходе которых было признано, что обращение в Конституционный Суд через иные судебные органы является неэффективным средством правовой защиты, в Суд предпочтительно обращаться напрямую7.
Решения Конституционного Суда окончательны, не могут быть отменены, изменены и официально истолкованы, имеют обязательную силу на всей территории Азербайджанской Республики. Законы и другие акты либо их отдельные положения, межправительственные договоры Азербайджанской Республики утрачивают силу, а межгосударственные договоры Азербайджанской Республики не вступают в силу в срок, установленный решением Конституционного Суда. Таким образом, конституционный контроль в Азербайджане носит постановляющий, а не консультативный характер.
Постановления Конституционного Суда публикуются в официальных государственных газетах Азербайджанской Республики. В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики «О применении Закона Азербайджанской Республики
«О Конституционном Суде» от 12 февраля 2004 г. решения Пленума Конституционного Суда публикуются в газетах «Азербайджан», «Республика», «Халг газети» и «Бакинский рабочий».
Какого-либо специального механизма исполнения решений Конституционного Суда в Азербайджане не существует, и это в целом соответствует практике постановляющего конституционного контроля в рамках его европейской модели. Не останавливаясь на теоретических аспектах, можно назвать эти решения самоис-полнимыми, в большинстве случаев не требующими какой-либо деятельности по обеспечению их исполнения, т. е. самообеспечиваемыми8.
Таким образом, роль Конституционного Суда Азербайджанской Республики в социальнополитической жизни страны зависит от реализации его потенциала как ценности демократической государственности. В Республике созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки для обеспечения конституционализма и защиты прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и для отстаивания суверенитета народа Азербайджана как единственного источника государственной власти Республики.
Примечания
1 См., напр.: Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В. Е. Крутских. М., 1998. С. 145-146.
2 Подробнее см., напр.: Брежнев О. В. «Американская» модель судебного конституционного контроля (генезис и основные черты) // Конституц. и муницип. право. 2005. № 6. С. 30-32.
3 См.: ХаритоновН. Н. Функции органов конституционного контроля // Конституц. и муницип. право. 2003. № 5. С. 48.
4 См.: Витрук Н. В. Цель, задачи и функции конституционного правосудия в государствах новой демократии // Справ. правовая система «Гарант».
5 Подробнее см., напр.: Яценко В. Н. Судебный контроль нормативных актов // Государство и право. 2005. № 11. С. 22-29.
6 См.: Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М., 1997. С. 160-161; Куликов А. В. Развитие функции защиты прав и свобод человека в деятельности органов конституционной юстиции (сравнительно-правовой аспект) // Конституц. и муницип. право. 2007. № 10. С. 27-28.
7 Право должно соотноситься с общественными процессами: Интервью с председателем Конституционного Суда Азербайджанской Республики Фархадом Абдуллаевым от 14 июля 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.zerkalo.az
8 Подробнее см., напр.: Кальяк А. М. Самоисполнимость решений конституционных судов (на примере постсоциа-листических государств) // Конституц. и муницип. право. 2006. № 10. С. 35-38.