Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ СМИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ'

ИНСТИТУТ СМИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
146
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРОНАТАЛИСТСКАЯ ПОЛИТИКА / СМИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА / МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саитова Дарья Георгиевна, Бахтина Марина Сергеевна

Демографическая политика России является одной из значимых составляющих социальной политики, однако на протяжении шести прошедших лет наблюдается ухудшение демографической ситуации, сопровождающееся резким сокращением показателей рождаемости и естественного прироста. Все это время государственные органы активно реализуют различные меры демографической политики, используя преимущественно меры материального стимулирования, поэтому соблюдение баланса материальных, информационных и административных мер остается насущным вопросом. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о недостаточно активном участии средств массовой информации (СМИ) в освещении мер демографической политики, направленных на стимулирование рождаемости, при этом публикации социально-демографической направленности являются важной составляющей при формировании общественного мнения. В данной статье рассматривается использование возможностей СМИ как инструмента демографической политики и поддержки семьи, материнства и детства. Авторами проанализированы материалы, размещенные на официальном сайте регионального органа власти, ответственного за реализацию демографической политики, а также публикации средств массовой информации, подготовленные на основе этих материалов. В 2021 г. почти 27% публикаций на официальном сайте регионального органа власти, ответственного за реализацию демографической политики, были посвящены вопросам поддержки семьи, материнства и детства. На каждую новость на сайте, связанную с пронаталистской политикой, в среднем было размещено в 14 раз больше публикаций в региональных СМИ, что подтверждает возможность использования потенциала такого института для поддержки и продвижения родительства. Среди наиболее частых тематик публикаций удалось выявить два направления: публикации о материальных мерах поддержки семей с детьми, а также награждение многодетных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Саитова Дарья Георгиевна, Бахтина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF DEMOGRAPHIC POLICY IMPLEMENTATION IN RUSSIA: REGIONAL EXPERIENCE

Russian demographic policy is one of the significant components of its social policy, while over the past six years there has been a negative trend in the demographic situation, accompanied by a sharp decline in birth rates and natural increase. At the same time, state bodies have been actively implementing various measures of demographic policy, using mainly financial incentives, but their arsenal was insufficient. As a hypothesis of the study, we made an assumption about the insufficiently active participation of the media in covering demographic policy measures aimed at stimulating the birth rate, while social and demographic publications are an important component in shaping public opinion. The paper discusses the usage of mass media institutes’ potential as an instrument of demographic policy and support for the family, motherhood and childhood. The authors analyzed the materials posted on the official website of the regional authority responsible for the demographic policy, as well as media publications prepared on these materials. In 2021, almost 27% of publications on the official website of the regional authority responsible for the demographic policy were devoted to family support, motherhood and childhood. On average, there were 14 times more publications in the regional media, which confirms the potential of using this institution to support and promote fertility. Among the most frequent topics of publications were releases on financial measures to support families with children, as well as awarding families with many children.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ СМИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ»

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

DOI x0.x9x8x/demis.2022.2.4.7 EDN ^РН!Г

ИНСТИТУТ СМИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ

Саитова Д. Г.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия Е-таИ: dgsaitova@gmail.com

Бахтина М. С.

НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия Е-таИ: msbakhtina@edu.hse.ru

Для цитирования: Саитова, Д. Г. Институт СМИ в контексте реализации демографической политики России: региональный опыт / Д. Г. Саитова, М. С. Бахтина // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2, № 4. С. 95-109. DOI 10.1918ШешЬ.2022.2.4.7. EDN ГМ'ШУ.

Аннотация. Демографическая политика России является одной из значимых составляющих социальной политики, однако на протяжении шести прошедших лет наблюдается ухудшение демографической ситуации, сопровождающееся резким сокращением показателей рождаемости и естественного прироста. Все это время государственные органы активно реализуют различные меры демографической политики, используя преимущественно меры материального стимулирования, поэтому соблюдение баланса материальных, информационных и административных мер остается насущным вопросом. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о недостаточно активном участии средств массовой информации (СМИ) в освещении мер демографической политики, направленных на стимулирование рождаемости, при этом публикации социально-демографической направленности являются важной составляющей при формировании общественного мнения. В данной статье рассматривается использование возможностей СМИ как инструмента демографической политики и поддержки семьи, материнства и детства. Авторами проанализированы материалы, размещенные на официальном сайте регионального органа власти, ответственного за реализацию демографической политики, а также публикации средств массовой информации, подготовленные на основе этих материалов. В 2021 г. почти 27% публикаций на официальном сайте регионального органа власти, ответственного за реализацию демографической политики, были посвящены вопросам поддержки семьи, материнства и детства. На каждую новость на сайте, связанную с пронаталистской политикой, в среднем было размещено в 14 раз больше публикаций в региональных СМИ, что подтверждает возможность использования потенциала такого института для поддержки и продвижения родительства. Среди наиболее частых тематик публикаций удалось выявить два направления: публикации о материальных мерах поддержки семей с детьми, а также награждение многодетных семей.

Ключевые слова: демографическая политика; пронаталистская политика; СМИ; средства массовой информация-поддержка семьи; поддержка материнства; методы социально-психологического воздействия.

ОПЫТ

Введение

Демографическая политика России как часть социальной политики [х, с. 74] является необходимым элементом деятельности государственной власти, направленным в том числе на улучшение качества и уровня жизни граждан. Результаты этой политики раскрываются через три ключевых направления: рождаемость, смертность и миграция. В последние годы наиболее пристальное внимание со стороны государственных органов уделяется стимулированию рождаемости. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 202Х г. суммарный коэффициент рождаемости составляет х,505 родившихся детей в расчете на одну женщину1, что недостаточно для простого воспроизводства населения. Такие негативные тенденции наблюдаются в нашей стране последние несколько лет, несмотря на применяемые в этот период беспрецедентные экономические меры государственной демографической политики, например, такие как материнский капитал, направленные на повышение рождаемости, и семейной политики, ориентированные на поддержку семьи, материнства и детства. Именно поэтому в рамках данной статьи предпринята попытка оценить другие аспекты деятельность органов власти, ответственных за демографическую политику, и, в первую очередь, информационное сопровождение такой деятельности и использование возможностей информационной подсистемы системы мер поддержки рождаемости для стимулирования репродуктивного поведения. Данные аспекты рассматриваемой проблемы изучены на примере одного из регионов Российской Федерации и проведен анализ деятельности Министерства социальной политики Свердловской области - органа власти, ответственного за реализацию демографической политики на уровне региона.

Обзор научной литературы

В общественном дискурсе в ответ на снижение рождаемости [2, с. Х72] наблюдаются значительные изменения, и с каждым годом вопросам родительства и стимулирования рождаемости уделяется все большее внимание. Коэффициент рождаемости входит в число статистических показателей, поэтому его низкие значения повлекли за собой ряд управленческих мер, направленных на изменение динамики данного показателя [2, с. Х74]. Такой дискурс поддерживается в том числе и средствами массовой информации. Использование СМИ и пропаганды относят к группе методов демографической политики социально-психологического воздействия. Традиционно авторы настоящей статьи выделяют всего четыре группы методов демографической политики, включая вышеназванные методы социально-психологического воздействия:

- экономические методы (пособия, выплаты и др.);

- административно-правовые методы (нормативно-правовые акты и пр.);

- методы социально-психологического воздействия (использование СМИ и пропаганды, информирование граждан и др.);

- методы организационного характера [3, с. 20].

При этом эксперты по-разному оценивают результативность указанных групп методов. Так, результаты экспертного опроса, проведенного в 20x8-20x9 гг. среди специалистов из хх субъектов РФ и четырех зарубежных государств, связанных по роду своей деятельности с демографией, свидетельствуют о том, что методы социаль-

1 Демография // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https:// rosstat. gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 08.10.2022).

но-психологического воздействия являются вторыми по результативности. Оценка степени результативности различных методов демографической политики представлена на рис. х. Диаграмма показывает, какая доля экспертов считает выбранную группу методов более результативной и приоритетной.

■ Экшшашчздкие: ыетчщы Административно- правовые Методы сониальЕпыгсиколоЕическсЕО возденсши Методы организационного характера

Рис. 1. Результативность методов демографической политики по оценкам экспертов, 2018-2019 гг. [3, с. 95].

Fig. 1. Effectiveness of demographic policy methods according to experts, in 2018-2019

В рамках современной демографической политики России наиболее широко используются экономические методы. Так, в национальном проекте «Демография», который является одним из главных документов демографической политики, в числе ключевых механизмов стимулирования населения к деторождению особо можно выделить семейный (материнский) капитал. Помимо единоразовых выплат при рождении ребенка также предусмотрены иные льготы и пособия, однако в совокупности они не приносят желаемого эффекта в виде долговременного увеличения суммарного коэффициента рождаемости, а преимущественно сдвигают календарь рождений. Важно отметить, что экономические меры поддержки семей с детьми направлены в том числе на повышение уровня жизни семей, несущих иждивенческую нагрузку. Данные меры применяются наиболее широко, поскольку ориентированы на подход, который объясняет демографический спад рядом проблем социально-экономического характера.

Менее широко распространен подход, в рамках которого причиной демографического спада выступают устойчивые ориентации населения на малодетность. Репродуктивные установки за последние 10 лет у мужчин снизились с 1,94 до 1,83; у женщин с 1,99 до 1,77 [4, с. 70-72]. В то же время фактическое рождение детей всегда несколько ниже, чем ожидаемое. Исходя из данного подхода к народонаселению, органам государственной власти необходимо акцентировать внимание на методах социально-психологического воздействия, способных повлиять на репродуктивные установки мужчин и женщин.

На наш взгляд, недостаточное внимание этой группе методов демографической политики обусловлено тем, что в настоящее время инструмент СМИ используется как вспомогательный, тогда как ориентация на малодетность может быть решена только при активном участии СМИ и иных информационных источников, воздействующих на репродуктивные установки.

На данный момент СМИ недостаточно используются в демографической политике, поскольку осуществляют исключительно просветительскую функцию, а, напри-

мер, когнитивно-коммуникативная и образовательная функции средств массовой информации задействованы более слабо. В основном деятельность СМИ в рамках демографической политики сводится к информированию граждан о мерах экономической поддержки, однако и она оказывается недостаточной, поскольку результаты опросов граждан свидетельствуют о низкой информированности о демографической политике в целом. Так, осведомленность граждан о национальном проекте «Демография» в 2022 г., по данным ВЦИОМ, зафиксирована на уровне 70%2. В то же время о материнском капитале осведомлены 82%3, что свидетельствует о том, что часть опрошенных вообще не слышала о национальном проекте «Демография», но информирована об одной из значимых мер демографической политики.

В Свердловской области мониторинг общественного мнения в целях определения уровня осведомленности граждан о реализации национальных проектов в 2021 г. представлен на сайте «Национальные проекты России4. Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» объединены общими вопросами, что не позволяет вычленить осведомленность именно о демографической составляющей. В целом, по результатам опроса, 63% респондентов слышали о реализации данных национальных проектов5. Среди региональных проектов, наиболее известных жителям Свердловской области, все входят в состав национального проекта «Здравоохранение», исходя из чего можно сделать вывод о том, что граждане недостаточно осведомлены о национальным проекте «Демография». Среди программ, от которых граждане в наибольшей степени ожидают результатов, также все относятся к национальному проекту «Здравоохранение». С учетом этих данных нами проведено практическое исследование использования потенциала СМИ в рамках реализации демографической политики в Свердловской области.

Методы исследования и источники информации

Наше исследование направлено на то, чтобы оценить представленность материалов и публикаций органов власти, ответственных за реализацию демографической политики в регионе, в региональных средствах массовой информации. Для целей нашего исследования важно оценить те публикации, которые посвящены вопросам поддержки семьи, материнства и детства. Для этого на первом этапе важно оценить количество и регулярность таких публикаций непосредственно со стороны органа власти. Среди большого числа государственных и негосударственных органов и организаций, которые занимаются вопросами поддержки семьи, материнства и детства, большая часть полномочий по реализации демографической политики в рассматриваемом нами регионе сконцентрирована в руках Министерства социальной политики Свердловской области, которое является органом государственной власти,

2 Национальные проекты - 2022: информированность и отношение // Всероссийский центр изучения общественного мнения : [сайт]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ nacionalnye-proekty-2022-informirovannost-i-otnoshenie (дата обращения: 09.10.2022).

3 Опрос показал, что информированность россиян о нацпроектах выросла// Национальные проекты РФ // Национальные Проекты России : [сайт]. URL: https://национальныепроектырф/news/ opros-pokazal-chto-informirovannost-rossiyan-o-natsproektakh-vyrosla (дата обращения: 09.10.2022).

4 Результаты мониторинга общественного мнения в целях определения уровня осведомленности граждан о реализации в Свердловской области национальных проектов в 2021 году // Региональные проекты Свердловской области : [сайт]. URL: https://pro-proekt.egov66.ru/files/2 C5FBEEB64795F7C47A3956776C1DE34.pdf (дата обращения: 09.10.2022).

5 Там же.

ответственным за реализацию семейной и демографической политики в регионе. Поскольку за данным органом исполнительной власти закреплен основной объем полномочий в сфере поддержки семьи, материнства и детства, на базе материалов именно этого органа власти нами и было проведено исследование использования им потенциала СМИ в рамках демографической политики. Таким образом, объектом нашего исследования послужили материалы и публикации Министерства социальной политики Свердловской области по вопросам поддержки семьи, материнства и детства. На первом этапе источником информации для исследования послужил официальный сайт Министерства социальной политики Свердловской области - msp. midurai.ru. Исследование проведено за период продолжительностью один календарный год, предшествующий году проведения исследования. Вследствие чего в выборочную совокупность попали все публикации на официальном сайте Министерства социальной политики Свердловской области из раздела «Новости» за 2021 г. Объем сплошной выборки составил 142 текста. В качестве метода исследования выбран контент-анализ. Все публикации, которые попали в выборку, были проанализированы по тематике с использованием ключевых слов, присущих каждой теме, например, таких как, «семья», «родитель», «ребенок», «старшее поколение», «пожилые люди», «инвалид», «волонтер» и другие. Также была проанализирована частота публикаций по различной тематике.

На втором этапе исследования нами была предпринята попытка оценить представленность материалов, подготовленных и опубликованных Министерством социальной политики Свердловской области в региональных СМИ. Для этого из сплошной выборки публикаций на официальном сайте этого Министерства из раздела «Новости» за 2021 г. были выбраны только те материалы, которые были посвящены вопросам поддержки семьи, материнства и детства. Далее, также с использованием метода контент-анализа, нами была проведена оценка частоты публикаций материалов с официального сайта Министерства социальной политики Свердловской области в СМИ. Ввиду того, что средства массовой информации редко публикуют у себя пресс-релизы в нередактируемом виде, для каждой публикации на сайте Министерства социальной политики области, посвященной вопросам поддержки семьи, материнства и детства, были выбраны ключевые слова из заголовка и лида пресс-релиза Дальнейший поиск публикаций в СМИ проводился по этим же ключевым словам с учетом временного интервала. Период, за который были проанализированы публикации в СМИ по данным ключевым словам, составлял один месяц после размещения пресс-релиза. Такая продолжительность периода для анализа выбрана с большим запасом, потому как на практике средства массовой информации размещают на своих ресурсах пресс-релизы в течение 1-3 дней, максимум - в течение одной недели, после их публикации на официальном сайте органа власти. Факт размещения СМИ материала спустя более длительный период скорее говорит о том, что источником для публикации послужил не пресс-релиз, то есть не деятельность Министерства социальной политики Свердловской области, а какой-то иной источник информации, например, публикация в другом СМИ. Для целей нашего исследования такие публикации не подходят, так как нам было важно оценить не просто представленность темы поддержки семьи и родительства в СМИ, а принципиально проследить именно результативность деятельности органа государственной власти, ответственного за реализацию демографической политики. С учетом указанных выше временных ограничений на втором этапе исследования в выборку попали публикации крупней-

ших функционирующих общественно-политических региональных и муниципальных СМИ, в том числе публикации в журналах, газетах, ТВ и радио, а также на сайтах прессы, порталах и информагентств. Публикации СМИ в социальных сетях не учитывались. В качестве инструмента для отбора публикаций использовалась информационно-поисковая система «АПИ-Мониторинг»6. Всего за 2021 г. в выборку попали 525 публикаций в 155 региональных СМИ. Перечень средств массовой информации, которые попали в выборку, с указанием типа СМИ представлен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень СМИ, публикации которых попали в выборку

Table 1

List of media in the sample

Тип СМИ

Число источников

Наименование СМИ

Газеты

47

«АиФ - Урал», «Алапаевская искра», «Артемовский рабочий», «Ачитская газета», «Березовский рабочий», «Бисертские вести», «Вести севера», «Восточная провинция», «Восход», «Вперед», «Все будет!», «Глобус», «Голос Верхней Туры», «Городской вестник», «Диалог», «За большую Дегтярку», «Звезда», «Знамя победы», «Золотая горка», «Известия-Тур», «Каменская газета», «Камышловские известия», «Карпинский рабочий», «Кировградские вести», «Коммунар», «КП - Екатеринбург», «Красноуральский рабочий», «Любимый город Заречный», «МК - Урал. Свердловская и Курганская области», «Народное слово», «Наше слово», «Нейва», «Новое время», «Областная газета», «Пламя», «Пригородная газета», «Призыв», «Режевская весть», «Резонанс», «Родники ирбитские», «Российская газета. Неделя. Урал», «Серовский рабочий», «Среднеуральская волна», «Тагильский рабочий», «Уральский рабочий», «Уральский трубник», «Шалинский вестник»

Информационные агентства

13

АПИ, ИА ЕАН, ИА Уралинформбюро, Интерфакс - Урал, Накануне. RU, Новый день - Екатеринбург, ТАСС - Урал, УралБизнесКонсалтинг, JustMedia, Kriknews.ru, Sm.news - Екатеринбург, URA.RU, Znak.com

Порталы

66.ru, Агентство новостей v-tagile.ru, Бизнес России. Свердловская область, Виртуальный Каменск-Уральский, Все новости Нижнего Тагила, Городской портал Верхней и Нижней Салды, ГрифонИнфо, ИА Между Строк, Информационный гид АСБЕСТА, Информационный портал Свердловской области, ИП Деловой квартал - Екатеринбург, Красноуфимск Он-Лайн, Перво.ру, Перво66.ру, Первоуральск.ру, ПроВолчанск.ги, ПроСевероуральск.ги, Сайт Бизнес журнал - Урал, Тавдинка.рф, Трансинформ, Уральский меридиан, Beloyarka.com, E1.ru, Ekabu.ru, Ekbcash.ru, Ekburg.ru, Goroda96.ru, Gorodskoyportal.ru, Irbit.info, Iserov.ru, Krasnoturinsk.info, Krasnoturinsk.org, Ku.life, Ku66.ru, Kushva-online.ru, NashKamensk.ru, Novouralsk NEWS, Polevskoy24.ru, ProSosvu.ru, Sibir.info, SREDNEURALSK.ru, Stagila.ru, Sysertnews.ru, TagilCity.ru, Tksmi. ru, U-mama.ru, UPmonitor.ru, Uraldobro.ru, Uralnew.ru, Ural-News.net, Vkrasnoufimske.ru

АПИ-Мониторинг : [сайт]. URL: http ://www. api-monitoring .ru/ (дата обращения: 08.10.2022).

51

Сайты прессы 35 34374.^0, Интернет-сайт АиФ - Урал, Сайт «Коммерсантъ-Урал. Екатеринбург», Сайт «Православная газета. Екатеринбург», Сайт газеты «Час Пик», Сайт газеты «Асбестовский рабочий», Сайт газеты «Вестник», Сайт газеты «За большую Дегтярку», Сайт газеты «Знамя Победы», Сайт газеты «Золотая горка», Сайт газеты «Народное слово», Сайт газеты «Уральский рабочий», Сайт газеты «ВСЕ БУДЕТ!», Сайт газеты «Глобус», Сайт «Российская газета - УрФО», Сайт североуральской газеты «Наше слово», Твой-район.рф, A-gazeta.ru, Arti-westi.ru, Berinfo.ru, Gazeta-star. ги, Gorodns.ru, Kam-news.ru, Kchetverg.ru, Kommunar96.ru, Krsgazeta. ш, Neyva-news.ru, Oblgazeta.ru, Propolevskoy.ru, Serov-rb.ru, Tagilka.ru, VKarpinsk.info, Vremya-nt.ru, Vremya-tura.ru, Zar-yarmarka.ru

Сайты ТВ и радио и телеканалы 9 «4 канал. Новости. Итоги дня», «ОТВ. События», Сайт телекомпании 4 канал, Сайт телекомпании ГТРК «Урал», Сайт телекомпании ОТВ, Телекомпания «Телекон» - Нижний Тагил, Gongmedia.ru, Kanals.ru, Radioc.ru

Таким образом, проводимое исследование предусматривало последовательное выполнение двух следующих этапов:

х) анализ материалов официального сайта Министерства социальной политики Свердловской области7 по тематике и регулярности публикаций по вопросам поддержки семьи, материнства и детства;

2) анализ использования СМИ материалов с сайта Министерства социальной политики Свердловской области в своих публикациях или частоты публикации этих материалов в СМИ.

Результаты

В результате последовательного выполнения запланированных этапов исследования нами получены результаты, которые также структурированы по двум разделам: х) тематика и регулярность публикаций органа власти, ответственного за реализацию демографической политики;

2) активность использования СМИ публикаций органа власти, ответственного за реализацию демографической политики.

1. Тематика и регулярность публикаций органа власти, ответственного за реализацию демографической политики

За 202х г. на сайте Министерства социальной политики Свердловской области было опубликовано х42 пресс-релиза, то есть в среднем почти х2 публикаций в месяц. На практике это достаточно высокий уровень публикационной активности, если она ведется регулярно. Однако на протяжении года регулярность публикаций, представленная на рис. 2, носит волнообразный характер и не отличается системностью.

7 Министерство социальной политики Свердловской области : [сайт]. URL: https://msp. midural.ru/ (дата обращения: 08.10.2022).

25

5

a

Январь Февраль Марг Апрель Май Нюнь ;!;г :;, Лиj'w Секгяйрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Рис. 2. Частота публикации пресс-релизов на официальном сайте Министерства социальной политики Свердловской области, всего в 2021 г.

Fig. 2. Frequency of press releases' publication on the official website of the Ministry of Social Policy of the Sverdlovsk Region, total in 2021

Стандартное отклонение от среднемесячного значения составляет около пяти публикаций (а = 4,68). При этом коэффициент вариации количества публикаций равен почти 40% (CV = 39,6%), что свидетельствует о неоднородности публикационной активности Министерства социальной политики Свердловской области. Более трети, а именно 35,2%, всех публикаций приходится на три месяца в начале года (февраль-апрель), а последующие пики волн находятся ниже данного максимума.

Анализ распределения публикаций на сайте по темам или основным направлениям деятельности Министерства социальной политики Свердловской области позволяет выделить ТОП-5 тем, которым уделялось наибольшее внимание в 2021 г. Соотношение количества пресс-релизов по разным направлениям деятельности анализируемого Министерства представлено на рис. 3.

Рис. 3. ТОП-5 тем пресс-релизов Министерства социальной политики Свердловской области в 2021 г. Fig. 3. TOP-5 topics of press releases of the Ministry of Social Policy ofthe Sverdlovsk Region, in 2021

В 2021 г. Министерство социальной политики Свердловской области в рамках своей информационной политики наибольшее внимание уделяло вопросам поддержки семьи, материнства и детства. Этой теме было посвящено почти 27% всех публикаций на официальном сайте за рассматриваемый период. Второе по весу среди других публикаций направление деятельности Министерства в течение года - во-лонтерство, благотворительность и работа НКО. При всем при том по этой теме было опубликовано уже на 40% меньше пресс-релизов, чем по вопросам демографической политики в отношении семей с детьми. На третьем и четвертом месте почти в равном объеме на сайте представлены публикации по вопросам поддержки старшего поколения и инвалидов, а на пятом месте - меры социальной поддержки преимущественно для малоимущих граждан, а также для различных категорий граждан, направленные на сокращение их расходов на транспорт и досуг (транспортная и Пушкинская карты).

Публикации по этим ТОП-5 темам в 2021 г. занимают почти 81% всех публикаций на сайте Министерства социальной политики Свердловской области. Остальные публикации посвящены вопросам социальной поддержки детей-сирот, организации работы Министерства, закупкам и борьбе с коррупцией, профилактике заболеваний, экологическому просвещению и др.

Частота публикации пресс-релизов по теме поддержки семьи, материнства и детства на сайте Министерства социальной политики Свердловской области отличалась еще меньшей регулярностью, чем публикация пресс-релизов на сайте в целом, однако заданный волнообразный тренд в рамках публикации названной темы также поддержан, но с большим перекосом по количеству публикаций в начале года: 47,4% публикаций по вопросам семейной и демографической политики приходилось на три месяца в начале года (февраль-апрель). Среди публикаций по теме поддержки семьи, материнства и детства стандартное отклонение от среднемесячного значения также составляет около пяти публикаций (а = 5,25). При этом коэффициент вариации публикаций по анализируемой теме более чем в четыре раза выше, чем в целом по всем публикациям (СУ = 165,7%), что свидетельствует об очень высокой степени неоднородности публикационной активности Министерства социальной политики Свердловской области по теме поддержки семьи, материнства и детства. По содержанию опубликованные материалы преимущественно посвящены следующим вопросам:

1) порядок осуществления выплат семьям с детьми и материнского капитала;

2) награждение семей (преимущественно многодетных) знаками отличия или в связи с победой в конкурсах;

3) защита жилищных и имущественных прав детей;

4) мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ).

2. Активность использования СМИ публикаций органа власти, ответственного за реализацию демографической политики

Всего в 2021 г. после публикации пресс-релизов Министерства социальной политики Свердловской области крупнейшими общественно-политическими региональными и муниципальными средствами массовой информации было размещено 525 публикаций. Помесячный график соотношения количества пресс-релизов и публикаций СМИ по вопросам поддержки семьи, материнства и детства представлен на рис. 4.

Рис. 4. Соотношение количества пресс-релизов и публикаций СМИ по теме поддержки семьи, материнства и детства в Свердловской области в 2021 г. Fig. 4. The ratio of the number of press releases and media publications on the topic of family support, motherhood and childhood in the Sverdlovsk region, in 2021

Пресс-релизы на официальном сайте

и Пирядок семейных вкщщг Награждение и поощрение семей Защита прав детей Мероприятия для летен с ОВЧ

i 1у0аикащ{и СМИ

5; 1%

56;

11%

1 Bi; 35%

2Я1; 53%

■ - Пирядок семейных вкщщт

Награждение и поощрение семей

Защита прав детей

Мероприятия .тля детей с ОВЧ

Рис. 5. Распределение по содержанию количества пресс-релизов и публикаций СМИ

в Свердловской области в 2021 г. Fig. 5. Distribution by content of press releases and media publications in the Sverdlovsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

region, in 2021

В среднем на один пресс-релиз приходилось почти 14 публикаций в региональных или муниципальных СМИ. Вместе с тем по ряду пресс-релизов публикации в СМИ полностью отсутствовали. По содержанию соотношение количества пресс-релизов и публикаций СМИ отличалось. Среди всех публикаций СМИ, которые попали в выборку, 53% сообщений были посвящены награждению семей (преимущественно многодетных) знаками отличия или в связи с победой в конкурсах, тогда как в пресс-релизах удельный вес этой темы составлял лишь 37%. Проблемам защиты жилищных и имущественных прав детей и мероприятия для детей с ограниченными

возможностями здоровья в СМИ было уделено существенно меньшее внимание, чем на сайте Министерства социальной политики Свердловской области. Распределение опубликованных материалов по различным аспектам реализации демографической политики представлено на рис. 5.

Обсуждение

Метод контент-анализа активно применяется учеными-социологами, тогда как в демографических исследованиях он пока не получил столь широкого распространения [5, с. 27]. Однако в последние годы появляется все больше научных работ, в которых такой метод используется для анализа демографических явлений, процессов и демографической политики в целом. Так, в своих недавних исследованиях И. Е. Ка-лабихина, В. В. Канищев, А. Н. Плужников предприняли попытку оценить преемственность демографической политики в разные периоды [6, с. 18-19] и на разных уровнях власти [5, с. 27], отмечая, что отсутствие такой преемственности приводит к «непониманию задач исполнителями, к невосприятию населением мер политики, к риску снижения ее результативности» [6, с. 25]. Довольно часто контент-анализ применяется для исследования представленности в СМИ отдельных тем, например, формирования самосохранительного и репродуктивного поведения [7, с. 103], или образов (семьи [8, с. 6], материнства или родительства), что позволяет «выявлять тенденции формирования общественного мнения о демографических проблемах» [7, с. 104].

В рамках настоящей работы была предпринята попытка объединить обе группы исследований для того, чтобы оценить информационное сопровождение реализации демографической политики региональными органами власти и потенциал участия средств массовой информации этом процессе. Рассматривая потенциал СМИ в плане содействия реализации демографической политики, следует отметить, что средства массовой информации выступают не только в качестве транслятора уже принятых управленческих решений, но и являются инструментом, воздействующим на принятие решений, в том числе репродуктивных.

Результаты исследования Ю. Р. Вакуленко [9, с. 5] показывают, что темы, связанные с демографической составляющей в печатных СМИ, в частности, в периодических изданиях «Российская газета» и «Комсомольская правда», пользуются широким спросом со стороны аудитории. Данные публикации многоаспектны и включают в себя различные направления, начиная от освещения мер экономической поддержки и заканчивая брачностью и старением населения. Так, автором исследования был сделан вывод о равномерности распределения составляющих демографической политики в печатных СМИ. Анализируемые печатные издания представляют государственную позицию, что обуславливает позитивную направленность большинства публикаций.

Одновременно с этим В. В. Тучкова в своем исследовании современной семьи в зеркале российского телевидения [8, с. 6] приходит к выводу, что такой вид СМИ как телевидение транслирует желаемую демографическую модель, пропагандируя многодетность, поскольку данные Росстата по фактическим показателям численности многодетных семей и частота упоминания этих аспектов в СМИ существенно разнятся. Так, неполные семьи практически не упоминаются несмотря на то, что в действительности они составляют существенную долю от числа всех российских семей. Также в значительном количестве материалов СМИ продвигаются семейные

ценности, тогда как антисемейные настроения, к примеру, темы абортов или чай-лдфри, встречаются достаточно редко. Сюжеты на российском телевидении преимущественно посвящены государственным программам по улучшению жилищных условий, поддержке материнства и детства, а также проблемам материального положения семьи и ее безопасности.

В целом российские исследователи разделяют точку зрения авторов об актуальности использования СМИ как инструмента демографической политики. Количество таких научных исследований невелико, но в проанализированных нами исследованиях авторы отмечают широкую заинтересованность как СМИ, так и населения, в публикациях по социально-демографической тематике.

Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо оценивать соотношение и распределение по содержанию пресс-релизов и публикаций СМИ в сравнении с рядом показателей, в частности:

1) количеством публикаций в СМИ по другим схожим социальным темам,

2) аналогичным показателем в других регионах, либо

3) показателем по итогам размещения, например, платных публикаций в СМИ.

Однако в целом результаты проведенного нами исследования свидетельствуют

о наличии заинтересованности СМИ данной тематикой и их готовности на безвозмездной основе публиковать информацию о реализации демографической политики. Выявленный потенциал можно использовать для повышения результативности мер демографической политики.

Выводы

Двухэтапный анализ публикаций Министерства социальной политики Свердловской области и последующих публикаций в крупнейших общественно-политических СМИ региона за 2021 г. позволяет оценить публикационную активность органа государственной власти, ответственного за реализацию демографической политики, а также возможности использования потенциала СМИ для продвижения целей, направлений и результатов демографической политики. Публикационная активность органа власти отличается высокой частотой, но при этом высокой неоднородностью регулярности публикаций, особенно по теме поддержки семьи, материнства и детства. Содержательно почти 70% публикации затрагивают две темы:

1) порядок осуществления выплат семьям с детьми и материнского капитала;

2) награждение семей (преимущественно многодетных) знаками отличия или в связи с победой в конкурсах.

Данные темы вызывают интерес у региональных средств массовой информации, поэтому многие из СМИ охотно их публикуют даже на безвозмездной основе.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что потенциал СМИ можно использовать для поддержки реализации демографической политики на региональном уровне. Вместе с тем органам власти, ответственным за реализацию демографической политики, необходимо, в первую очередь, придать этому процессу системный характер и уделять дополнительное внимание тем темам, которые будут интересны как СМИ, так и будущим и молодым родителям.

Список литературы

1. Елизаров, В. В. Теория и практика демографической политики в СССР // Статистика и экономика. 2017. № 5. С. 71-84. ЭО1 10.21686/2500-3925-2017-5-71-84. ЕБЫ ZSJNSB.

2. Саитова, Д. Г. Изменение общественно-политического дискурса как ответ на снижение рождаемости // Парадигмы и модели демографического развития : сборник статей XII Уральского демографического форума : в 2-х томах. Том II. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2021. С. 169-176. DOI 10.17059/udf-2021-4-16. EDN ZPHZWR.

3. Гончарова, Н. П. Демографическая политика в современной России: особенности реализации и методика оценки результативности : монография / Н. П. Гончарова, А. А. Еремин, Е. В. Тарасова. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 135 с. ISBN 978-5-4499-0205-4. EDN NNYBHF.

4. Захаров, С. В. Репродуктивные установки населения России: есть ли повод для оптимизма? / С. В. Захаров, Е. В. Чурилова // Вестник общественного мнения. 2019. № 2(129). С. 69-89. EDN ZGQEFO.

5. Канищев, В. В. Контент-анализ демографической политики в нечерноземных областях центральной России в ежегодных докладах и отчетах губернаторов и глав муниципальных образований / В. В. Канищев, А. Н. Плужников // Аграрная история. 2021. № 8. С. 26-44. DOI 10.52270/27132 447 2022 11 62. EDN IUYQBX.

6. Калабихина, И. Е. Современная социально-демографическая политика в России: есть ли преемственность в концептуальных подходах в документах 2007-2017 гг. // Женщина в российском обществе. 2019. № 4. С. 14-28. DOI 10.21064/WinRS.2019.4.2. EDN TJCOXI

7. Ростовская, Т. К. Информационное поле формирования самосохранительного и репродуктивного поведения акторов (по результатам контент-анализа СМИ) / Т. К. Ростовская, Е. Н. Васильева // Информационное общество. 2022. № 5. С. 99-105. DOI 10.52605/16059921 2022 05 99. EDN BSSBIQ.

8. Тучкова, В. В. Современная семья в зеркале российского телевидения // Медиаскоп. 2012. № 2. С. 6. EDN PEYFZB.

9. Вакуленко, Ю. Р. Специфика освещения проблемы демографии в печатных СМИ // Ога-рев-Online. 2016. № 12(77). С. 5. EDN XABWIF.

Сведения об авторах:

Саитова Дарья Георгиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.

Контактная информация: e-mail: dgsaitova@gmail.com; ORCIDID: 0000-0002-0265-074X; РИНЦ Author ID: 962832; Web of Science Researcher ID: AAD-1056-2022; Scopus Author ID: 57220859881.

Бахтина Марина Сергеевна, магистрант, Институт демографии, НИУ «Высшая школа экономики»; главный специалист-эксперт, Департамент координации программ и проектов, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: msbakhtina@edu.hse.ru; ORCID ID: 0000-0002-4476-2117.

Благодарности и финансирование:

Исследование проведено в рамках проекта «Институты поддержки российской пронаталистской политики: потенциал и перспективы влияния на рост рождаемости», поддержанного Советом по грантам Президента Российской Федерации на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-1327.2022.2).

Статья поступила в редакцию 12.09.2022; принята в печать 10.11.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

MEDIA INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF DEMOGRAPHIC POLICY IMPLEMENTATION IN RUSSIA: REGIONAL EXPERIENCE

Daria G. Saitova

Ural Federal University named after the first Président of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia E-mail: dgsaitova@gmail.com

Marina S. Bakhtina

HSE University, Moscow, Russia E-mail: msbakhtina@edu.hse.ru

For citation: Daria G. Saitova. Media Institutions in the Context of Demographic Policy Implementation in Russia: Regional Experience // D. G. Saitova, M. S. Bakhtina. DEMIS. Demographic Research. 2022. Vol. 2, No. 4. P. 95-109. DOI 10.19181/ demis.2022.2.4.7. EDN ILPHFY.

Abstract. Russian demographic policy is one of the significant components of its social policy, while over the past six years there has been a negative trend in the demographic situation, accompanied by a sharp decline in birth rates and natural increase. At the same time, state bodies have been actively implementing various measures of demographic policy, using mainly financial incentives, but their arsenal was insufficient. As a hypothesis of the study, we made an assumption about the insufficiently active participation of the media in covering demographic policy measures aimed at stimulating the birth rate, while social and demographic publications are an important component in shaping public opinion. The paper discusses the usage of mass media institutes' potential as an instrument of demographic policy and support for the family, motherhood and childhood. The authors analyzed the materials posted on the official website of the regional authority responsible for the demographic policy, as well as media publications prepared on these materials. In 2021, almost 27% of publications on the official website of the regional authority responsible for the demographic policy were devoted to family support, motherhood and childhood. On average, there were 14 times more publications in the regional media, which confirms the potential of using this institution to support and promote fertility. Among the most frequent topics of publications were releases on financial measures to support families with children, as well as awarding families with many children.

Keywords: demographic policy; pronatalist policy; mass media; family support; motherhood support; methods ofsocio-psychological influence.

References

1. Elizarov, V. V. Theory and Practice of Population Policies in the Soviet Union. Statistics and Economics. 2017. No. 5. P. 71-84. DOI 10.21686/2500-3925-2017-5-71-84. (In Russ.)

2. Saitova, D. G. Changing Public and Political Discourse as a Response to Reducing Fertility. Paradig-my i modeli demograficheskogo razvitiya [Paradigms and models of demographic development] : Proceedings of the XII Ural Demographic Forum: in 2 vols. Vol. II. Yekaterinburg : Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2021. P. 169-176. DOI 10.17059/udf-2021-4-16. (In Russ.)

3. Goncharova, N. P. Demograficheskaya politika v sovremennoy Rossii: osobennosti realizatsii i metodi-ka otsenki rezul'tativnosti [Demographic policy in modern Russia: features of implementation and methodology for assessing performance] : monograph / N. P. Goncharova, A. A. Eremin, E. V. Tarasova. Moscow ; Berlin : Direct-Media, 2020. 135 p. ISBN 978-5-4499-0205-4. (In Russ.)

4. Zakharov, S. V. Russia's Populace's Notions on Reproduction: Is There Basis for Optimism? / S. V. Zakharov, E. V. Churilova. The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions. 2019. No. 2(129). P. 69-89. (In Russ.)

5. Kanishchev, V. V. Content-Analysis of Demographic Plots in the Reporting Documentation of the Regions of the South of European Russia / V. V. Kanishchev, A. N. Pluzhnikov. Agrarian History. 2021. No. 8. P. 26-44. DOI 10.52270/27132447_2022_11_62. (In Russ.)

6. Kalabikhina, I. E. Modern Socio-Demographic Policy in Russia: Is There Any Continuity in Conceptual Approaches in the Documents of 2007-2017. Woman in Russian Society. 2019. No. 4. P. 14-28. DOI 10.21064/WinRS.2019.4.2. (In Russ.)

7. Rostovskaya, T. K. Information Field for the Formation of Self-Preservation and Reproductive Behavior of Actors (Based on the Results of Media Content Analysis) / T. K. Rostovskaya, E. N. Vasilieva. Information Society. 2022. No. 5. P. 99-105. DOI 10.52605/16059921_2022_05_99. (In Russ.)

8. Tuchkova, V. V. Modern Family in the Mirror of the Russian Television. Mediascope. 2012. No. 2. P. 6. (In Russ.)

9. Vakulenko, Yu. R. Specifics of Covering Demographic Issues in Print Media. Ogarev-Online. 2016. No. 12(77). P. 5. (In Russ.)

Bio note:

Daria G. Saitova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Technology of State and Municipal Administration, Institute of Economics and Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia

Contact information: e-mail: dgsaitova@gmail.com; ORCID ID: 0000-0002-0265-074X; RSCI Author ID: 962832; Web of Science Researcher ID: AAD-1056-2022; Scopus Author ID: 57220859881.

Marina S. Bakhtina, Master's Student, Institute of Demography, HSE University; Chief Specialist-Expert, Department for Coordinating Programs and Projects, Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: msbakhtina@edu.hse.ru; ORCID ID: 0000-0002-4476-2117.

Acknowledgements and financing:

The study was conducted as part of the project "Russian Pro-Natalist Policy Support Institutions: Potential and Prospects for Influencing Birth Rate Growth" supported by the Council for Grants of the President of the Russian Federation for State Support to Leading Scientific Schools of the Russian Federation (SS-1327.2022.2).

Received on 12.09.2022; accepted for publication on 10.11.2022.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.