Научная статья на тему 'Институт семьи как объект социальной политики государства'

Институт семьи как объект социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2729
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ-ДОХОДЫ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. / FAMILY / BUDGET / INCOME AND EXPENSES / STANDARD OF LIVING / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жадан И. Э.

В работе раскрыты актуальные вопросы развития института семьи в России. Показаны ее социально-экономический статус, предпринимательская активность, уровень жизни, функции, инвестиционный потенциал и др. Проанализирована роль государства в период рыночных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTION OF FAMILY AND STATE SOCIAL POLICY

The article deals with topical problems of family institution development in Russia. The author shows social and economic status of family, its business initiative, standard of living, functions, investment potential etc. The role of government in transitional economy with regard to family institution is analysed.

Текст научной работы на тему «Институт семьи как объект социальной политики государства»

♦-------------------------------------------------

Подводя итоги, необходимо сказать, что конкуренция - многогранное явление и имеет множество форм (демпинг, бенчмаркинг, РР, экономическая разведка и промышленный шпионаж, слияния и поглощения и др.). Все эти формы имеют свои особенности в российской практике. Но их объединяет одно - быстрые темпы внедрения в российскую экономику. При сохранении таких темпов развития экономика России сможет перейти на новый этап развития конкуренции и конкурентоспособности как на внутреннем, так и на международном уровне.

1. Герасимов П. А. Конкурентная разведка в коммерческом банке //Банковское дело. 2006. № 8.

2. Гопубева Т.Г., Елисеев О.Н. Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления организацией //Качество. Инновации. Образование. 2002. № 1.

3. Коробов Ю. И. Теория и практика конкуренции. Саратов, 1996.

4. Радыгин А. Российский рынок слияний и поглощений: этапы, особенности, перспективы //Вопросы экономики. 2009. № 10.

удк 330.567.28 и.Э. Жадан

ИНСТИТУТ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В работе раскрыты актуальные вопросы развития института семьи в России. Показаны ее социально-экономический статус, предпринимательская активность, уровень жизни, функции, инвестиционный потенциал и др. Проанализирована роль государства в период рыночных преобразований.

Ключевые слова: семья, бюджет, расходы-доходы, уровень жизни, социальная политика.

I.E. Zhadan

INSTITUTION OF FAMILY AND STATE SOCIAL POLICY

The article deals with topical problems of family institution development in Russia. The author shows social and economic status of family, its business initiative, standard of living, functions, investment potential etc. The role of government in transitional economy with regard to family institution is analysed.

The key words: family, budget, income and expenses, standard of living, social policy.

Проводимые в 1990-е гг в обществе реформы оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности (резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание). Углубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции. Кризис состояния института семьи требует усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению и развитию.

Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи эффективнее решаются с помощью специально-организованной системы государственной семейной политики. Это составная часть социальной политики, направленной на институт семьи с целью укрепления, развития и защиты ее прав, обеспечения правового регулирования ее отношений с государством.

Семейная политика также может быть определена как комплекс практических мер, предоставляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых - улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества. Семейная политика нацелена на смягчение экономических проблем семьи, на боле полное удовлетворение семейных нужд. «Семейная политика, - по мнению ученого социолога А.И. Антонова, - это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и тп., направленная на возрож-

дение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная на укрепление семьи как социального института» [1, с. 617].

Основной объект государственной семейной политики - семья, предмет - совокупность специфических проблем семьи. Они отличаются от общих социальных проблем, характерных для всего населения страны, и связаны с системой здравоохранения, образования, культуры, занятости. Семейную политику часто отождествляют с демографической и общей социальной политикой.

Государство признает социальные права семьи и необходимость их законодательного закрепления. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации. Семье предоставляется полноценный социальный статус, ее интересы целенаправленно учитываются в процессе социально-экономического и культурного развития общества, деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональных программ.

По своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, социализирующей, воспитательной). Важ-

ным условием эффективности семейной политики является дифференцированный подход, учитывающий особенности социально-экономического развития страны, исторического этапа трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их доходов, потребностей и интересов.

Государство обеспечивает единство реализации цели и принципов семейной политики на федеральном, региональном, местном уровнях. Субъекты Федерации, органы местного самоуправления дополняют и реализуют меры семейной политики на основе установленных семье государственных гарантий функционирования, обеспечивают координацию действий негосударственных субъектов семейной политики.

Таким образом, при формировании и проведении семейной политики важно учитывать ее основные принципы, которые определяются историческими, этническими, религиозными, культурными традициями, материальными возможностями общества, социально-демографической ситуацией.

Основным является принцип самостоятельности, суверенности семьи. Этот принцип означает ее определенную независимость от государства, возможность самостоятельно принимать решения, касающиеся семейной жизни. Другим важнейшим принципом семейной политики является принцип свободы выбора ролевых функций и типа семьи.

Принцип общественного договора предполагает согласованную регламентацию взаимоотношений семьи и государства. Принцип единства семейной политики на федеральном и региональных уровнях означает, что ее цели едины для всей страны. Семье, независимо от места ее проживания, гарантируется предоставление минимальных социальных гарантий и льгот, установленных на федеральном уровне. Это наиболее важные и основные принципы семейной политики, но существует и много других.

В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Институциональные интересы семьи не учитывались. Государство исходило из своих экономических, производственных, оборонных потребностей, демографической ситуации. Политика в отношении семьи проявлялась прежде всего в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семей с детьми. С 20-х гг до первой половины 30-х гг. XX в. эта политика была направлена на оказание помощи городским женщинам, сочетающим материнские обязанности с трудом в общественном производстве. Со второй половины 1930-х гг до 1970-х гг. особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и многодетности, что было связано с огромными потерями населения в годы Великой Отечественной войны. В 1970 - 1980 гг государство концентрирует усилия на преодолении малообеспеченности семей с детьми, стимулировании рождаемости, поддержке родителей в воспитании детей.

В условиях социальной трансформации российского общества 1990-х гг. семья не стала полноценным объектом государственной политики. Ее интересы и запросы как социального института мало учитывались. Кризис института семьи требовал усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению. В этих

изменившихся политических и экономических условиях происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отражение в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, в отраслевом законодательстве. Были сформированы инфраструктуры, занимающиеся проблемами семьи, женщин и детей. На федеральном уровне в структуре Министерства социального развития был образован Департамент проблем семьи, женщин и детей. Аналогичные структуры были сформированы на региональном и муниципальных уровнях. Соответствующие комитеты и комиссии появились при законодательных органах.

В 1990-е гг. начала реализовываться президентская программа «Дети России». Она состояла из ряда целевых программ, направленных на укрепление российской семьи. В конце 1995 г. был введен в действие новый Семейный кодекс, ориентированный на более полное правовое обеспечение гарантий и прав в сфере семейных отношений. И только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в Указе Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики», которым созданы предпосылки для входа на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики.

В настоящее время согласно Конституции РФ семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Основными направлениями семейной политики являются:

- улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;

- обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;

- оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;

- обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;

- защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;

- усиленное внимание к неполным, имеющим де-тей-инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности;

- всесторонняя подготовка молодежи к браку и семейной жизни и планированию семьи;

- профилактика семейного неблагополучия и др.

Все это предполагает комплексный подход к семье,

способность всех субъектов семейной политики отстоять ее интересы. Таким образом, по своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества.

Приоритетным направлением семейной политики как на государственном, так и на региональном уровне является обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья предоставляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также приписывается роль связующего звена между удовлетворением индивидуальных потребностей семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей.

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: по болезни, нетрудоспособности вследствие старости или возраста, что не позволяет человеку вступить в сферу производственных отношений, вследствие экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.

В широком смысле социальная защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации. В частности, в ст. 38 Основного закона написано, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [2].

Государственная социальная помощь - новый вид материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствую-

щем субъекте РФ. Величина прожиточного минимума в целом по России определяется ежеквартально Правительством РФ, а в субъектах РФ - их органами исполнительной власти. В настоящее время величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации составляет 4 005 руб. на душу населения, для трудоспособного населения - 4 330 руб. (установлено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №347). Для Саратовской области этот показатель составляет 4 125 руб. для трудоспособного населения. Объем государственной помощи предопределяется величинами прожиточного минимума: чем больше разница между величиной прожиточного минимума и величиной дохода малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина - тем больше размер пособий, выплачиваемых в рамках государственной помощи.

В последние годы доля людей с доходами ниже величины прожиточного минимума постепенно снижается (табл. 1). Тому есть несколько причин: это естественное отражение роста экономики, рост сектора теневой экономики, люди стали быстрее приспосабливаться к рыночным условиям.

Т а б л и ц а 1

Численность населения с денежными доходами ниже

величины прожиточного минимума*

Годы 2002 2003 2004 2005 2006

В млн человек 35,6 29,3 25,2 25,2 21,6

В процентах от общей численности населения 24,6 20,3 17,6 17,7 15,3

* Источник: Российский статистический ежегодник: 2007 г. М., 2007. С. 344.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций. Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и их ликвидации. Расходы государства на выплату пособий и социальную помощь растут из года в год. Это демонстрирует табл. 2.

Государство предоставляет населению социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации (табл. 3).

Т а б л и ц а 2

Расходы на выплату пособий и социальную помощь, млн руб.*

Г оды 2002 2003 2004 2005 2006

Расходы на выплату пособий и социальную помощь, всего 128 703 141 319 141 013 314 912 467 523

В том числе: - пособия по временной нетрудоспособности 62 699 70 335 69 204 65 072 81 296

- семейные и материнские пособия, из них: 43 721 46 143 45 024 46 736 57 811

по беременности и родам 8 604 10 724 12 079 14 403 19 109

при рождении ребенка 5 732 6513 6 490 8 192 11 047

по уходу за ребенком до 1,5 года 5 176 5 656 5 641 5 632 7 607

по уходу за детьми-инвалидами 267 307 345 374 424

ежемесячное пособие на ребенка 23 942 22 943 20 469 18 135 19 624

- пособия и материальная помощь безработным 10 598 13 002 13 937 16 452 19 530

- другие виды пособий и социальной помощи 3 159 4 011 4 294 178 177 300 949

* Источник: Российский статистический ежегодник: 2007 г. М., 2007. С. 402.

--------♦

Т а б л и ц а 3

Основные социальные гарантии государства, руб.*

Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007

Оплата труда и пенсия (в месяц)

Минимальный размер оплаты труда 450,0 600,0 720,0 800,0 1 100,0

Размер базовой части трудовой пенсии: по старости 522,4 598,0 660,0 954,0 1 035,1

Пособия

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет медицинских учреждений в ранние сроки беременности (до 12 недель) 300 300 300 300 300

Родовой сертификат - - - 7 000 10 000

Единовременное пособие при рождении ребенка 4 500 4 500 6 000 8 000 8 000

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью - - - - 8 000

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет: 500 500 500 700 -

по уходу за первым ребенком - - - - 1 500

по уходу за вторым и последующими детьми - - - - 3 000

Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна - - - - 4 000

Размер оплаты труда приемных родителей - - - - 2 500

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - - - - 250 000

Стипендии (в месяц)

Минимальный размер стипендии: | 1 1 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студентам государственных, муниципальных вузов 200 400 400 600 600

Студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования 70 140 140 210 210

* Источник: Российский статистический ежегодник: 2007 г. М., 2007. С. 405.

Семейная политика является единой на всей территории нашей страны и достигается посредством соединения усилий государства и общественных организаций. Усиление потребности в детях и повышение доли семей с тремя детьми происходит не сразу, для этого требуется не менее 30 лет, поскольку лаговый эффект социальных норм ослабевает через одно демографическое поколение как минимум [1, с. 632]. Увеличение репродуктивных норм требует укрепления посреднической роли семьи в

отношениях государства и личности, возврата ряда перехваченных у семьи другими социальными институтами функций, повышения автономности семьи в экономической и социальной деятельности.

1. Антонов А.И. Социология семьи: учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2007.

2. Конституция Российской Федерации. М., 2007.

3. Российский статистический ежегодник: 2007 г. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.