СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ В РАМКАХ
КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Гусева Е.В.
Гусева Елена Викторовна - магистрант, кафедра правоохранительной деятельности и адвокатуры, юридический институт Федеральное бюджетное государственное учреждение высшего образования Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: в статье уделяется внимание на организации адвокатуры и деятельности адвокатов на основании Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.
Ключевые слова: адвокат, адвокатура, юридическая помощь, адвокатская деятельность, юридические услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 312 утверждена государственная программа «Юстиция». В рамках реализации данной государственной программы Министерством юстиции Российской Федерации разработана Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Данная Концепция предполагает изменение рынка юридических услуг путем трансформации коммерческой юридической деятельности в адвокатскую и объединение всех частнопрактикующих юристов на основе принципов организации адвокатского сословия.
Подготовка и принятие Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи вызваны, по мнению разработчиков данной концепции, тем, что в Российской Федерации современный рынок профессиональной юридической помощи представлен группами участников с разными условиями регулирования в части допуска к профессии, требований к субъектам, механизмов корпоративного регулирования, мер ответственности за нарушение правовых норм и этических правил [2, с. 3].
Проект Концепции опубликован в ноябре 2017 года и предполагает проведение поэтапной реформы рынка юридических услуг, которая продлится с 2017 по 2022 годы в рамках государственной программы «Юстиция».
Проект Концепции на первом этапе реформы предполагает следующие преобразования:
1. Планируется объединение в адвокатские сообщества, то есть будет представлен выбор из тех форм адвокатских образований, которые существуют в настоящее время. Создание новых коммерческих форм не запланировано. Таким образом, адвокаты будут иметь возможность создания в коллективных целях адвокатских сообществ в форме коммерческих корпоративных организаций (общество с ограниченной ответственностью, непубличное акционерное общество, полное товарищество, производственный кооператив);
2. Адвокат будет иметь возможность работать с адвокатским образованием по трудовому договору, а также будут установлены требования о повышении квалификации адвокатов с определенной периодичностью. Введение специализации адвокатов в определенной отрасли права (должно подтверждаться
35
специализированным сертификатом) позволит адвокатам оказывать юридическую помощь на более профессиональном уровне.
3. Режим налогообложения не будет зависеть от формы адвокатского образования и заключенного соглашения об оказании юридической помощи. Здесь речь идет об освобождении от налога на добавленную стоимость услуг, оказываемых адвокатскими образованиями, о сохранении уплаты ими страховых взносов и о возможности применении упрощенной системы налогообложения адвокатскими образованиями, действующими в форме коммерческих корпоративных организаций.
4. Предоставление возможности адвокатам участвовать в деятельности по государственным закупкам.
5. Необходимость обязательной регистрации в реестре иностранных адвокатов и юристов, оказывающих юридическую помощь на территории России.
Второй этап реализации Концепции предполагает временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, посредством разработки нормативных правовых актов. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» для приобретения статуса адвоката кандидату необходимо сдать квалификационный экзамен, состоящий из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования.
Также второй этап реализации Концепции предполагает формирование нормативных предпосылок для создания практики «pro bono» в адвокатской среде (от лат. pro bono public - ради общественного блага) - оказание юридических услуг на безвозмездной основе.
Адвокатские образования, оказывающие помощь «pro bono», будут получать дополнительные преференции, например, размещение заказов на оказание юридических услуг для государственных нужд [3].
Использование в адвокатской деятельности системы «pro bono» создаст предпосылки для более эффективного оказания бесплатной юридической помощи нуждающимся гражданам.
Третий этап реализации Концепции предполагает прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке. Таким образом, к окончанию третьего этапа реализации Концепции планируется полный переход всех заинтересованных представителей адвокатского сообщества в адвокатуру.
Кроме того, в проекте Концепции указывается, что различия в правовом режиме ответственности юристов не соответствуют интересам потребителей, лишенных прав на получение качественных услуг. Решение данной проблемы станет возможно не только путем привлечения к ответственности непрофессиональных юристов - консультантов, но и путем объединения юридической профессии на базе адвокатуры [3].
Установление повышенных требований к лицам, которые претендуют на звание адвоката, преследует цель создания гарантий предоставления высокой квалифицированной юридической помощи и максимального соблюдения прав граждан.
Преимущество адвокатской монополии в том, что качество юридических услуг повышается за счет личной заинтересованности адвоката. Если у доверителей есть претензии к лицу со статусом адвоката, то на него всегда можно пожаловаться в адвокатское сообщество. Дисциплинарная ответственность адвоката, вплоть до аннулирования свидетельства о праве заниматься адвокатской деятельностью -реально работающий инструмент, который применяется к недобросовестным членам адвокатского сообщества.
Если рассматривать судебное представительство, то роль адвоката является большой. Благодаря знаниям и практическому опыту адвокат находит правильный подход к делу и клиенту, подбирает необходимые доказательства, строит линию защиты и компетентно ведет себя на судебном заседании. Лицо, незнакомое с судебным процессом или недостаточно компетентное, уже на первых стадиях дела
36
сталкивается с трудностями. Таким образом, роль адвоката в судопроизводстве, а также других формах правовой помощи является определяющей.
Относительно принятого проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи уже сформировались различные мнения.
Среди положительных моментов Концепции следует отметить мнение статс-секретаря Федеральной палаты адвокатов К. Добрынина о том, что «проект Минюста по регулированию рынка профессиональной юридической помощи в Российской Федерации поможет консолидации юридического сообщества, распространит профессиональные стандарты и приведет к адвокатской монополии, а также не вызывает агрессивных споров внутри профессионального сообщества». Среди эффективных нововведений он также отмечает «появление новых правовых форм, позволяющих гибко функционировать адвокатским образованиям, юридическому бизнесу или консалтингу» [4].
В целом положительной позиции относительно Концепции придерживается профессор П.В. Крашенинников: «предложено уменьшить разнообразие субъектов, оказывающих юридическую помощь, за счет придания статуса адвоката представителям юридического бизнеса и правозащитным юридическим консультантам НКО», а также установление требований о вступлении в адвокатуру для граждан, систематически занимающихся юридической практикой, при несоблюдении которых они должны прекратить заниматься данной деятельностью. По мнению П.В. Крашенинникова, важной новеллой является «создание крупных адвокатских образований в сфере организации адвокатуры, способных конкурировать с иностранными юридическими фирмами» [5].
Однако проект имеет ряд рисков, связанных с неготовностью общества к реформе рынка таких услуг. В связи с этим появились негативные оценки Концепции, среди которых следует отметить точку зрения адвоката Московской коллегии адвокатов «Межрегион» Евстигнеевой И.С., которая приводит следующие факты о предстоящей реформе рынка юридических услуг: мнение Н.Я. Соколова «об отсутствии независимости юристов, не обладающих статусом адвоката, при осуществлении ими профессиональной деятельности» [6, с. 13]. Также в числе аргументов мнение члена Экспертного Совета при Минюсте России, профессора Власова А.А., который опасается за «намерение государства существенно «наполнить» и «разбавить» традиционную адвокатуру многочисленными юристами, либо автоматически, либо путем приема экзаменов, переводя их из статуса «консалтинговых юристов», оказывающих юридические услуги, в статус адвокатов» [6, с. 14].
Таким образом, перед принятием Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи нужно предусмотреть способы повышения доверия к адвокатуре и обеспечить эффективное правовое регулирование организации адвокатуры и адвокатской деятельности. В этой связи действующее законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре и об оказании бесплатной юридической помощи в России будет подвергнуто внесению определенных изменений в случае утверждения Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, которая предусматривает повышение качества юридических услуг за счет их оказания ограниченным кругом лиц, имеющих высокую квалификацию.
Главный приоритет Концепции - обеспечить качественной юридической помощью всех, кто в ней нуждается. Как показывает мировой опыт, эта цель достижима только при условии, если все участники рынка юридической помощи, которые на постоянной основе занимаются судебным представительством и правовым консультированием, подчиняются единым правилам.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21.11.2011 №324-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2011. № 48. Ст. 6725.
2. Власенко В.Н., Михалева А.Е. Правовой режим ответственности юристов в свете проекта концепции регулирования рынка юридической помощи // Адвокатская практика, 2017. № 3. С. 3-8.
3. Проект Распоряжения Правительства Российской Федерации «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: minjust.ru/ru/deyatelnost-v-sfere-advokatury/koncepciya-regulirovaniya-rynka-professionalnoy-yuridicheskoy/ (дата обращения: 01.04.2018).
4. Информационное агентство «РИА--Новости». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/society/20171117/1509038424.html/ (дата обращения: 01.04.2018).
5. Общероссийская общественная организация Ассоциация юристов России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.alrf.ru/blog/pavel-krasheninnikov-o-koncepcii-regulirovaniya-rynka-professionalnojyuridicheskoj-pomoshhi/ (дата обращения: 01.04.2018).
6. Евстигнеева И.С. О некоторых аспектах реформы российской адвокатуры в контексте государственной программы «Юстиция» // Адвокатская практика, 2014. № 3. С. 12-17.