Научная статья на тему 'Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность'

Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
501
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ / ОМБУДСМАН / OMBUDSMAN / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / SIBERIAN FEDERAL DISTRICT / THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE TERRITORIAL SUBJECT OF THE FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков Николай Алексеевич

В статье рассматривается история и современное состояние института российских уполномоченных по правам человека. Подробное рассмотрены обстоятельства и личность уполномоченных по правам человека в Российской Федерации с 1994 г. до нашего времени, от С. А. Ковалева до Т. Н. Москальковой. Представлены данные по появлению уполномоченных по правам человека в субъектах федерации с 1996 г. (Республика Башкортостан) до 2016 г. (Чукотский автономный округ). Отдельно обстоятельно рассмотрена история назначения уполномоченных по правам человека в субъектах Сибирского федерального округа Красноярском, Алтайском, Забайкальском крае, республиках Алтай, Хакасия, Бурятия, Кемеровской, Томской, Новосибирской, Омской, Иркутской областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of the Russian Commissioners for Human Rights: history and present

In article the history and the current state of institute of the Russian Commissioners for Human Rights is considered. Detailed circumstances and the identity of Commissioners for Human Rights in the Russian Federation from 1994 to our time, from S. A. Kovalyov to T. N. Moskalkova are considered. Data on appearance of Commissioners for Human Rights in territorial subjects of the federation since 1996 are submitted (Republic of Bashkortostan) till 2016 (Chukotka Autonomous District). The history of appointment of Commissioners for Human Rights in subjects of Siberian Federal District Krasnoyarsk, Altai, Zabaykalsky District, the Republics of Altai, Khakassia, Buryatia, the Kemerovo, Tomsk, Novosibirsk, Omsk, Irkutsk regions is separately in details considered.

Текст научной работы на тему «Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность»

25. Сибирская Вандея. Глава 1. Политика и практика «военного коммунизма» [Документы №№ 1-130] Документ № 80 [Электронный ресурс] // Фонд Александра Н. Яковлева. Режим доступа: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/75848.

26. Сибирская Вандея. Глава 1. Политика и практика «военного коммунизма» [Документы №№ 1-130] Документ № 130 [Электронный ресурс] // Фонд Александра Н. Яковлева. Режим доступа: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/75960.

27. Сибирская Вандея. Глава 1. Политика и практика «военного коммунизма» [Документы №№ 1-130] Документ № 90 [Электронный ресурс] // Фонд Александра Н. Яковлева. Режим доступа: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/75869.

28. Сибирская Вандея. Глава 3. Главные сражения. [Документы №№ 253-654] Документ № 275 [Электронный ресурс] // Фонд Александра Н. Яковлева. Режим доступа: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/76672.

29. УК РСФСР 1922 года [Электронный ресурс]. Юридическая Россия. Федеральный правовой портал. Режим доступа: http://www.law.edu.m/norm/norm.asp?normro=1241523.

30. Утевский Б., Шестакова А. Женщина в исправительно-трудовых учреждениях // От тюрем к воспитательным учреждениям : сборник статей. — М.: Сов. законодательство, 1934. — С. 350-366.

Сведения об авторе

Веселова Анна Петровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук. E-mail: avspectr@mail.ru

Information about the author

Veselova Anna Petrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the senior lecturer of the chair of state-legal disciplines, candidate of historical sciences. E-mail: avspectr@mail.ru

УДК 342.72/.73

Н. А. Волков

ИНСТИТУТ РОССИЙСКИХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматривается история и современное состояние института российских уполномоченных по правам человека. Подробное рассмотрены обстоятельства и личность уполномоченных по правам человека в Российской Федерации с 1994 г. до нашего времени, от С. А. Ковалева до Т. Н. Москальковой. Представлены данные по появлению уполномоченных по правам человека в субъектах федерации — с 1996 г. (Республика Башкортостан) до 2016 г. (Чукотский автономный округ). Отдельно обстоятельно рассмотрена история назначения уполномоченных по правам человека в субъектах Сибирского федерального округа — Красноярском, Алтайском, Забайкальском крае, республиках Алтай, Хакасия, Бурятия, Кемеровской, Томской, Новосибирской, Омской, Иркутской областях.

© Волков Н. А., 2016.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; уполномоченный по правам человека в субъекте федерации; омбудсман; Сибирский федеральный округ.

N. A. Volkov

INSTITUTE OF THE RUSSIAN COMMISSIONERS FOR HUMAN RIGHTS: HISTORY AND PRESENT

In article the history and the current state of institute of the Russian Commissioners for Human Rights is considered. Detailed circumstances and the identity of Commissioners for Human Rights in the Russian Federation from 1994 to our time, from S. A. Kovalyov to T. N. Moskalkova are considered. Data on appearance of Commissioners for Human Rights in territorial subjects of the federation — since 1996 are submitted (Republic of Bashkortostan) till 2016 (Chukotka Autonomous District). The history of appointment of Commissioners for Human Rights in subjects of Siberian Federal District — Krasnoyarsk, Altai, Zabaykalsky District, the Republics of Altai, Khakassia, Buryatia, the Kemerovo, Tomsk, Novosibirsk, Omsk, Irkutsk regions is separately in details considered.

Keywords: Commissioner for Human Rights in the Russian Federation; the Commissioner for Human Rights in the territorial subject of the federation; ombudsman; Siberian Federal District.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ первого созыва 17 января 1994 г. назначила первого Уполномоченного по правам человека в РФ. Им стал Сергей Адамович Ковалев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого (1993-1995 гг.), второго (1995-1999 гг.) и третьего (2000-2003 гг.) созывов, член фракции «Союз Правых Сил» (СПС), член Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, одновременно продолжавший возглавлять Комиссию по правам человека при Президенте РФ [1]. 10 марта 1995 г. Дума отменила свое решение от 17 января 1994 г. о назначении Ковалева.

20 мая 1998 г. Олег Орестович Миронов, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, депутат Государственной Думы РФ (фракция КПРФ) по итогам рейтингового голосования получил 340 голосов и 22 мая тайным голосованием был назначен на должность федерального Уполномоченного.

13 февраля 2004 г. по предложению Президента России В. В. Путина Государственная Дума РФ назначила Уполномоченным по правам человека в Рос-

сийской Федерации Владимира Петровича Лукина, доктора исторических наук, профессора, депутата Государственной Думы РФ (фракция «Яблоко»). 18 февраля 2009 г. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ В. П. Лукин назначен на должность федерального Уполномоченного по правам человека на второй пятилетний срок. Предложение о назначении В. П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ Д. А. Медведевым.

18 марта 2014 г. по представлению В. В. Путина новым федеральным Уполномоченным по правам человека назначена Элла Александровна Памфилова, известный в России правозащитник, бывший председатель Комиссии при Президенте РФ по правам человека, преобразованной впоследствии в Совет при Президенте по правам человека и развитию гражданского общества. В связи с назначением ее указом Президента членом Центральной избирательной комиссии РФ (а затем и избранием Председателем ЦИК) 25 марта 2016 г. Государственная Дума освободила Э. А. Памфилову от должности

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

22 апреля 2016 г. новым Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации назначена Татьяна Николаевна Москалькова, депутат Государственной Думы РФ двух созывов (2007-2011 гг. и 2011-2016 гг.), генерал-майор МВД, доктор юридических и философских наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Разработка региональной нормативной базы института омбудсмана началась еще до вступления в силу Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в котором существовавшая в то время одна из статей (ст. 5) давала право регионам учреждать у себя аналогичный институт. Так, раньше чем на федеральном уровне были приняты соответствующие законы в Республике Башкортостан и Свердловской области, там же избраны и первые региональные парламентские омбудсманы.

Вообще первый в России региональный Уполномоченный был назначен в 1996 г. в Республике Башкортостан (Ч. Б. Газизов). В 1997 г. эта должность появилась в Свердловской области (В. В. Машков), в 1998 г. — в Смоленской (В. Н. Осин), в 1999 г. — в Саратовской (А. С. Ландо) и Астраханской (В. В. Виноградов), в 2000 г. — в Волгоградской области (М. А. Таранцов) и Республике Татарстан (Р. Г. Вагизов). В 2001 г. уполномоченные по правам человека появились сразу в 9 субъектах РФ [3].

По времени появления Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации ситуация выглядит следующим образом: 1996 г.— в 1 субъекте (Республика Башкортостан), 1997 г. — в 1 субъекте (Свердловская область. Кроме того, в Астраханской области в 1997 г. был назначен исполняющий обязанности Уполномоченного по правам человека, однако в результате

политической борьбы легитимный Уполномоченный появился в области только в 1999 г. В Архангельской области также в 1997 г. был назначен исполняющий обязанности Уполномоченного по правам человека, в 1998 г. эта должность была ликвидирована, и легитимный региональный Уполномоченный был назначен только в 2002 г.), 1998 г. — в 1 субъекте (Смоленская область), 1999 год — в 2 субъектах (Саратовская и Астраханская области),

2000 г. — в 2 субъектах (Волгоградская область и Республика Татарстан),

2001 г. — в 9 субъектах (Республика Калмыкия, Амурская область, Красноярский край, Калининградская, Пермская, Московская, Кемеровская, Самарская и Липецкая области), 2002 г.— в 4 субъектах (Республика Коми, Архангельская область, Краснодарский край и Ставропольский край), 2003 г. — в 7 субъектах (Алтайский край, Республика Саха (Якутия), Республика Ингушетия, Калужская область, Приморский край, Брянская область, Карачаево-Черкесская Республика. При этом Уполномоченный по правам человека в КЧР был избран в декабре 2003 г., а принял присягу и вступил в должность в феврале 2004 г.), 2004 г. — в 2 субъектах (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, впоследствии упраздненный и вошедший в состав Красноярского края, и Нижегородская область), 2005 г. — в 3 субъектах (Удмуртская Республика, Курская и Новгородская области), 2006 г. — в 3 субъектах (Чеченская Республика, Республика Дагестан и Хабаровский край), 2007 г. — в 10 субъектах (Республика Мордовия, Республика Алтай, Ростовская, Иркутская и Тверская области, город Санкт-Петербург, Кабардино-Балкарская Республика, Омская область, Ненецкий автономный округ и Орловская область), 2008 г. — в 4 субъектах (Пензенская область, Республика Карелия, Республика Адыгея и Ульяновская область. При этом УПЧ в Ульяновской области была назначена в

декабре 2008 г., а вступила в должность с 1 января 2009 г.), 2009 г. — в 3 субъектах (Белгородская область, город Москва и Республика Северная Осетия — Алания), 2010 г. — в 7 субъектах (Псковская, Кировская, Ленинградская области, Забайкальский край, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Томская область), 2011 г. — в 8 субъектах (Воронежская и Ивановская области, Еврейская автономная область, Республика Хакасия, Камчатский край, Костромская, Оренбургская и Рязанская области), 2012 г. — в 5 субъектах (Сахалинская и Тульская области, Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Ямало-Ненецкий автономный округ), 2013 г. — в 6 субъектах (Вологодская, Тюменская, Ярославская, Мурманская, Владимирская и Новосибирская области), 2014 г. — в 4 субъектах (Тамбовская область, Республика Крым, Республика Бурятия и Курганская область), 2015 г. — в 2 субъектах Российской Федерации (Магаданская область и город федерального значения Севастополь), и, наконец, 2016 г. — в 1 субъекте — в Чукотском автономном округе.

Таким образом, на 1 октября 2016 г. уполномоченные по правам человека назначены и работают в 84 субъектах РФ из 85. На сегодняшний день пока нет регионального государственного правозащитника только в 1 субъекте — в Республике Тыва.

В Сибирском федеральном округе первым уполномоченным по правам человека стал уполномоченный в Красноярском крае Иннокентий Егорович Жмаков, бывший заместитель главы администрации Октябрьского района г. Красноярска, избранный Законодательным собранием 8 февраля 2001 г. [2]. 22 октября 2003 г. на заседании Думы был принят закон «Об Уполномоченном по правам человека в Таймырском автономном округе». 1 июня 2004 г. на заседании окружной Думы уполномоченным по правам человека в Таймырском (Долгано-Ненецком) авто-

номном округе был назначен Владимир Иванович Лузгин, депутат окружной Думы, председатель комиссии по бюджету и налогам. 16 мая 2005 г. на пленарном заседании Таймырской окружной Думы депутаты рассмотрели его заявление и освободили от занимаемой должности по состоянию здоровья. В связи с происходившими в это время процессами по объединению Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в один субъект Федерации, работа по избранию новой кандидатуры вместо В. И. Лузгина не проводилась. 3 апреля 2008 г. в связи с окончанием срока полномочий И. Е. Жмакова новым уполномоченным объединенного Красноярского края Законодательным собранием избран Марк Геннадьевич Денисов, советник губернатора края, кандидатура которого была выдвинута главой региона и советом Гражданской ассамблеи края. В связи с истечением пятилетнего срока полномочий 23 апреля 2013 г. М. Г. Денисов назначен на эту должность повторно.

В Кемеровской области закон «Об Уполномоченном по правам человека в Кемеровской области» был принят областным Советом народных депутатов 29 ноября 2000 г. и подписан губернатором области 28 декабря. Первым уполномоченным по правам человека в области по представлению губернатора А. Г. Тулеева 27 июня 2001 г. назначен Николай Алексеевич Волков, депутат областного Совета народных депутатов, председатель комитета по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности, председатель Политсовета Кемеровской региональной организации партии «Единство», кандидат философских наук [4]. 28 июня 2006 г. он избран областным Советом народных депутатов на второй пятилетний срок. 7 июля 2011 г. в связи с окончанием второго срока полномочий назначен на третий пятилетний срок. 29 июня 2016 г. он назначен региональным

уполномоченным на четвертый срок полномочий.

В Алтайском крае работа над законом о краевом уполномоченном по правам человека началась в 2002 г. 16 октября состоялись общественные слушания по законопроекту «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». Слушания были организованы комитетом по правовой политике краевого Совета народных депутатов и Алтайской краевой общественной организацией «Школа реальной политики». В слушаниях приняли участие представители 12 общественных организаций. 31 октября того же года на 29-й сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов этот закон был принят. 27 февраля 2003 г. уполномоченным по правам человека по предложению главы администрации Алтайского края Александра Сурикова назначен Юрий Александрович Вислогузов, бывший заместитель главы администрации края, курировавший вопросы социальной политики [3]. 24 апреля 2008 г. на сессии Алтайского краевого Совета Ю. А. Вислогузов назначен уполномоченным по правам человека в Алтайском крае на второй срок. В связи с окончанием его полномочий новым уполномоченным по правам человека в Алтайском крае 30 мая 2013 г. назначен Борис Владимирович Ларин, заместитель губернатора Алтайского края.

8 февраля 2007 г. в Республике Алтай уполномоченным по правам человека назначен Семен Семенович Шефер, депутат Госсобрания — Эл Курултай Республики Алтай, председатель комитета по правовой политике и местному самоуправлению. 16 марта 2012 г. депутаты Республики Алтай на очередной парламентской сессии переизбрали С. С. Шефера региональным уполномоченным на второй срок полномочий.

30 мая 2007 г. появился уполномоченный по правам человека и в Иркутской области. Им стал бывший председатель областного законодательного собрания, член Совета Федерации Феде-

рального собрания РФ Иван Зигмундо-вич Зелент. В связи с окончанием его полномочий новым региональным уполномоченным по правам человека 20 июня 2012 г. назначен Валерий Алексеевич Лукин, депутат Законодательного собрания Иркутской области (заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике), бывший заместитель председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов.

27 сентября 2007 г. уполномоченным по правам человека в Омской области назначен Василий Васильевич Пронников, бывший председатель Омского областного суда, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук. 27 сентября 2012 г. В. В. Пронников назначен уполномоченным по правам человека в Омской области на второй срок полномочий. В связи с досрочным окончанием второго срока полномочий по собственному желанию новым уполномоченным по правами человека в Омской области 9 июля 2015 г. назначен Лохичев Виктор Михайлович, судья Омского областного суда.

17 марта 2010 г. на заседании краевого Законодательного собрания уполномоченным по правам человека в Забайкальском крае назначен Николай Николаевич Каргин, начальник управления государственной службы и кадровой политики в администрации губернатора региона, бывший начальник управления по взаимодействию с общественными организациями и СМИ. 18 февраля 2015 г. он назначен на второй срок полномочий.

17 декабря 2010 г. на заседании государственной Думы Томской области на должность регионального уполномоченного по правам человека назначена Нелли Степановна Кречетова, бывший заместитель главы администрации (губернатора) Томской области по информационной политике, международным и общественным связям, начальник департамента международных и

региональных связей Администрации Томской области, председатель Томского отделения «Союза правых сил», кандидат исторических наук. 23 апреля 2013 г. Законодательная дума Томской области проголосовала за досрочную отставку Нелли Кречетовой с поста уполномоченного по правам человека в Томской области. Этому предшествовало расследование специальной парламентской комиссии, которая пришла к выводу, что Н. С. Кречетова «ненадлежаще исполняла обязанности и не соблюдала ограничений для лиц, замещающих государственные должности». В ежегодном докладе о соблюдении прав человека за 2013 г. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукин назвал отстранение от должности Нелли Кречетовой за «ненадлежащее исполнение своих обязанностей» «апробацией» одной из «типовых технологий ограничения независимости уполномоченного по правам человека» в России. 27 июня 2013 г. новым уполномоченным по правам человека в Томской области назначена Елена Геннадьевна Карташова, начальник Управления Министерства юстиции Российской федерации по Томской области.

23 марта 2011 г. на должность уполномоченного по правам человека в Республике Хакасия назначен Александр Ильич Чистотин, бывший заместитель начальника ОВД г. Абакана, командир ОМОН и заместитель начальника тыла МВД по Республике Хакасия, первый заместитель руководителя регионального исполнительного комитета ВПП «Единая Россия». В связи с окончанием срока полномочий 27 апреля 2016 г. на 28-й сессии Верховного Сове-

та Республики Хакасия по предложению главы Республики Виктора Зимина А. И. Чистотин назначен на должность уполномоченного по правам человека на второй срок.

В Новосибирской области 28 ноября 2013 г. на должность уполномоченного по правам человека назначена Нина Николаевна Шалабаева, бывший заместитель председателя избирательной комиссии Новосибирской области, руководитель аппарата Новосибирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

В Республике Бурятия 5 ноября 2014 г. на должность уполномоченного по правам человека назначена Юлия Валерьевна Жамбалова, директор регионального информационно-правового центра, депутат Народного Хурала Бурятии, бывший депутат Улан-Удэнского городского Совета, бывший член Молодежной парламентской ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, руководитель регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России».

Таким образом, институт уполномоченных по правам человека в Российской Федерации как новый государственный правозащитный орган состоялся и занял достойное место в правовой и политической системе современной России. Важную роль в укрепления государственности, в улучшении работы органов государственной власти, защите конституционных прав граждан и развитии гражданского общества играет этот институт и в Сибирском федеральном округе.

Литература

1. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: социально-демографический срез // Вестник Екатерининского института. — 2012. — № 1. — С. 54-60.

2. Волков Н. А. Сравнительный анализ возникновения института уполномоченных по правам человека (омбудсманов) в субъектах Российской Федерации // Российская юридическая наука: состояние, проблемы, перспективы : материалы

Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию юридического образования на Алтае. — Барнаул, 2008. — С. 19-30.

3. Волков Н. А. Становление института уполномоченного по правам человека в Кузбассе (2001-2015 гг.) // Инновации и инвестиции. — 2015. — № 10. — С. 255-258.

4. Волков Н. А., Волков Д. Н. Зарождение института региональных уполномоченных по правам человека в Новейшей истории России (1994-2004 гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 4-2 (64). — С. 196-200.

Сведения об авторе

Волков Николай Алексеевич: уполномоченный по правам человека в Кемеровской области (г. Кемерово), кандидат философских наук, доцент. E-mail: pravokuzbass@mail.ru

Information about the authors

Volkov Nikolay Alekseevich: the Commissioner for Human Rights in the Kemerovo region (Kemerovo), the candidate of philosophical sciences, the associate professor. E-mail: pravokuzbass@mail.ru

УДК 342.2; 343.8

Е. В. Лунгу

ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ, ГУМАНИЗМА И ДЕМОКРАТИЗМА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Статья посвящена исследованию особенностей реализации конституционных правоотношений посредством уголовно-исполнительных отношений. Конституционные правоотношения как базовые общественные отношения реализуются в том числе посредством иных отраслевых правоотношений. Уголовно-исполнительные отношения как вид отраслевых правоотношений также направлены на реализацию общих конституционных правоотношений. Цель исследования состоит в выяснении особенностей реализации конституционных принципов законности, гуманизма и народовластия в уголовно-исполнительных отношениях. В работе проведен анализ как законодательных норм закрепляющих конституционные принципы, так и особенности их реализации в конкретных уголовно-исполнительных отношениях. Особенности реализации данных принципов не всегда конкретизированы в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. В результате в конкретных уголовно-исполнительных отношениях содержание принципов трактуется иначе, чем это предусмотрено нормами Конституции РФ. Реализация принципа демократизма, предусмотренного Уголовно-исполнительным кодексом РФ в соответствии с конституционным смыслом вообще не представляется возможной. В заключении делается вывод о необходимости пересмотра общих принципов уголовно-исполнительного законодательства.

© Лунгу Е. В., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.