УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 343.294:343.132.2
В. Ю. Низамов
Институт реабилитации в уголовном процессе: проблемы применения и перспективы развития
В статье исследованы некоторые вопросы применения института реабилитации в уголовном судопроизводстве. Рассмотрены основания для реабилитации лица. Затронуты проблемы определения размера компенсации вреда при реабилитации, в том числе с позиции гражданского законодательства. Также подверглись анализу вопросы возврата реабилитированным лицам конфискованного имущества.
The article examines some of the issues of application of rehabilitation Institute in criminal proceedings. Considered grounds for the rehabilitation of the person. The problems of determining the amount of compensation for damage in rehabilitation, including from the perspective of civil law. Also subjected to analysis questions the return of confiscated property to rehabilitated persons.
Ключевые слова: реабилитация в уголовном процессе, основания для реабилитации лица в уголовном процессе, возврат конфискованного имущества, компенсация вреда реабилитированным лицам.
Key words: rehabilitation in the criminal proceedings, the grounds for the rehabilitation of person in criminal proceedings, the return of confiscated property, damage compensation to rehabilitated persons.
Реабилитация - важнейший институт уголовного процесса, предполагающий возмещение имущественного и морального вреда, а также восстановление различных прав лица, которого необоснованно подвергли уголовному преследованию или к которому были необоснованно применены меры уголовно-процессуального принуждения. Значимость реабилитации сложно переоценить: лицо, которого подвергли незаконному преследованию, получает реальную возможность восстановить свое доброе имя в глазах окружающих и получить компенсацию.
Статьей 8 Всеобщей декларации прав человека установлено: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентны-
© Низамов В. Ю., 2016
ми национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом»1. Статья 53 Конституции РФ детализирует это право и гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Советское законодательство не уделяло особого внимания освещению вопросов, связанных с реабилитацией, чаще полностью устраняясь от этой проблемы. Отметим, что «краеугольность» данной темы заключалась и, впрочем, заключается сегодня в необходимости признать ошибку, которую совершило государство (в лице своих должностных лиц и правоохранительных органов). А извиняться и признавать вину, наверное, всегда сложнее, чем обвинять. Именно поэтому в ранее действовавшем УПК 1960 г. ст. 58.1 «Обязанность органа дознания, следователя, прокурора и суда по принятию мер к возмещению ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями», появилась в кодексе лишь к 1981 г. В действующем УПК РФ вопросы реабилитации в уголовном судопроизводстве закреплены в гл. 18, включающей семь статей (ст. 133-139 УПК РФ).
Основополагающим в реабилитации в уголовном процессе является перечень лиц, которые имеют право на реабилитацию. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Правом на реабилитацию обладают следующие лица:
1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, т. е. приговор, выносимый судом в случаях, если не установлено событие преступления, подсудимый непричастен к совершению преступления, в деянии подсудимого отсутствует состав преступления или в отношении подсудимого коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт;
2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Такое право предоставлено государственному обвинителю в силу ч. 7 ст. 246 УПК РФ: « Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа»;
3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, которые принято называть в науке и практике «реабилитирующими», т. е. в связи с отсутствием события
1 Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 дек. 1948 г.
214
преступления; отсутствием в деянии состава преступления; отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; отсутствием заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной думы, Конституционного суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, обладающих неприкосновенностью.
Также подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено, согласно ст. 27 УПК РФ, в связи с непричастностью подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению; при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела; при отказе Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица;
4) осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям непричастности к совершению преступления, а также при наличии оснований для прекращения уголовного дела, указанных в ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Несмотря на то что данная часть содержит несколько оснований, фактически применимы только два: отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления;
5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, в случае отмены постановления суда о применении данных мер как незаконных или необоснованных.
Не относятся к основаниям, дающим право на реабилитацию, издание акта амнистии, истечение сроков давности, недостижение возраста уголовной ответственности, принятие закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния (декриминализующего), а также случай признания несовершеннолетнего, хотя и достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не способным в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. Исходя из вышесказанно-
215
го, случай возмещения вреда лицу, причиненного после декриминализация деяния, в отличие от ранее действовавшего уголовно-процессуального законодательства, в УПК РФ отдельно не регламентируется.
Право на реабилитацию должно быть установлено судом в приговоре, определении или постановлении, а следователем, дознавателем - только в постановлении. Данные процессуальные документы по смыслу ч. 1. ст. 134 УПК РФ должны содержать конкретное указание на возникновение права на реабилитацию. Одновременно реабилитируемому должно быть направлено извещение с разъяснением порядка возмещения вреда.
Особых требований к данному извещению уголовно-процессуальный закон не предъявляет, но, очевидно, речь идет об общем разъяснении права обратиться в суд за защитой своих имущественных и личных неимущественных прав.
Известно, что это обращение происходит в порядке искового производства. К исковому заявлению должны быть приложены, помимо документов, указанных в ст. 131 ГПК РФ, документы, подтверждающие возникновение у лица права на реабилитацию и возмещению вреда.
Значение при рассмотрении гражданского дела по иску реабилитированного имеет то обстоятельство, что вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством независимо от вины органа дознания, дознавателя или суда.
Считаем необходимым отметить, что случаи причинения вреда в результате оперативно-розыскной деятельности под действие института реабилитации не подпадают. Это объясняется прежде всего тем, что оперативно-розыскная деятельность не является уголовно процессуальной, поэтому возмещение такого вреда должно проходить по общим основаниям, изложенным в Гражданском кодексе РФ.
Согласно ч. 1 ст. 133 УПК РФ вред, причиненный лицу в результате уголовного преследования или применения мер уголовно-процессуального принуждения, должен возмещаться в полном объеме.
В названных документах довольно подробно регламентируется методика подсчета ущерба в части, не противоречащей действующему законодательству.
Фактически, речь идет о трех основных направлениях возмещения вреда: 1) возмещение имущественного вреда; 2) компенсация морального вреда; 3) восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
Начнем с первого. Известно, что по ст. 1082 ГК РФ возмещение имущественного вреда состоит в возмещении вреда в натуре (предоставление
216
вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи) или в возмещении убытков. Требуется обратиться к гражданскому законодательству для раскрытия понятия «убытки». В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются: 1) расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; 2) реальный ущерб, т. е. утрата или повреждение имущества; 3) упущенная выгода.
До сих пор в части, не противоречащей действующему законодательству, применяется Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда № 4892-Х, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г., а также Инструкция о порядке применения данного Положения, утвержденная Минюстом СССР, Прокуратурой СССР и Минфином СССР по согласованию с Верховным Судом СССР, МВД СССР и КГБ СССР 2 марта 1982 г.
Заявить о возмещении имущественного вреда может лицо, подвергшееся реабилитации, а также его законный представитель (ч. 3 ст. 135 УПК РФ).
Компенсация реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение:
1) заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования;
2) конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества;
3) штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда;
4) сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи;
5) иных расходов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 УПК РФ реабилитированный подлежит возмещению заработной платы, пенсии, пособий и других выплат, которых он лишился в результате уголовного преследования. При исчислении утраченного лицом заработка суд должен исходить из среднего заработка по области с учетом уровня инфляции2.
Важное с практической точки зрения обстоятельство: согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного приме-
2 Определение СК по уголовным делам Верховного суда РФ от 16 апр. 2009 г. № 36-О09-8// Бюллетень Верховного суда Российской Федерации, 2010, № 3.
217
нения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.
Согласно ч. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов России.
В суде от имени Министерства финансов России по специальному поручению могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ).
Таким образом, из содержания указанных законодательных норм следует, что надлежащим ответчиком реабилитируемого лица о возмещении вреда, причиненного ему незаконным привлечением к уголовной ответственности, является Министерство финансов России, а не Генеральная прокуратура РФ.
Размер подлежащей выплате денежной суммы, состоящей из неполученной им заработной платы с учетом ежемесячного уровня инфляции за время содержания его под стражей, определен судом в соответствии с положениями ст. 135 УПК РФ, Инструкцией, утвержденной 2 марта 1982 г. Минюстом СССР, Прокуратурой СССР и Минфином СССР.
В случае возврата конфискованного, конфискованные вещи возвращаются в натуре, а денежные средства - в размере конфискованной суммы (с учетом инфляции). Сложнее обстоит с конфискованными вещами и предметами, которые были реализованы. То же касается вещественных доказательств, которые были обращены в доход государства или уничтожены. В таком случае возмещение ущерба в гражданском судопроизводстве должно определяться судом индивидуально. С практической точки зрения не исключена возможность определения ущерба судом самостоятельно, либо с помощью назначения оценочной экспертизы.
Сложностей с возвратом реабилитированному штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда, на практике не возникает. Но суммы, выплаченные им за оказание юридической помощи, требуют письменного подтверждения. Истец обязан предоставить квитанции
218
и чеки об оплате услуг по оказанию юридической помощи. Каких-либо требований «разумности» расходов на юридическую помощь уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает, в отличие от гражданского процессуального законодательства.
Согласно ст. 135 УПК РФ реабилитированному возмещается имущественный вред, причиненный в результате уголовного преследования, в том числе и расходы на восстановление нарушенных прав, понесенные им после вынесения оправдательного приговора3.
На требования реабилитированных лиц, обратившихся за возмещением вреда в порядке гражданского судопроизводства, распространяется течение сроков исковой давности, установленных ГК Российской Федерации: со дня получения копии документов, указанных в части первой ст. 134 УПК РФ, и извещения о порядке возмещения вреда.
Согласно п. 10 упоминавшейся Инструкции, утвержденной 2 марта 1982 г. Минюстом СССР, Прокуратурой СССР и Минфином СССР, срок обращения в суд по ряду возмещений был ограничен до шести месяцев. Однако Решением Верховного суда РФ от 5 апреля 2004 г. № ГКПИ03-1383 положения Инструкции, сокращающие срок обращения за компенсацией вреда реабилитируемому до шести месяцев, были признаны противоречащими действующему законодательству и не подлежащими возмещению .
Реабилитированный по своему усмотрению вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда: а) в суд, постановивший приговор, вынесший постановление, определение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования; б) в суд по месту жительства реабилитированного; в) в суд по месту нахождения органа, вынесшего постановление о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования либо об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений. Но если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, то требование о возмещении вреда направляется в суд, постановивший приговор.
Компенсация морального вреда происходит в порядке ст. 136 УПК РФ. Прокурор в обязательном порядке приносит официальное извинение за причиненный вред от имени государства.
Особое обстоятельство, когда сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, об осуж-
3 Определение СК по уголовным делам Верховного суда РФ от 26 нояб. 2008 г. № 86-О08-24 // Бюлл. Верховного суда Российской Федерации. 2009. № 12.
4 См.: Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2004. № 12.
219
дении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации. В таком случае по требованию реабилитированного (а в случае его смерти - его родственников), либо по письменному указанию суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации. Как ни странно, разъяснений относительно размера и месторасположения в газете или времени трансляции «реабилитирующей» информации в СМИ закон не дает. На практике нередки случаи, когда информация об аресте и обвинениях находится, к примеру, на первой полосе печати, а информация о реабилитации - мелким шрифтом на последней.
По требованию реабилитированного, а в случае его смерти - родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства.
Возвращаясь к вопросу о компенсации морального вреда, следует подчеркнуть, что, как известно, она «фиксированного» размера не имеет. Размер вреда зависит от степени и характера физических и нравственных страданий, которые претерпело лицо, подвергнутое незаконному уголовному преследованию. Таким образом, размер компенсации морального вреда есть категория оценочная, определяемая судом индивидуально в рамках гражданского судопроизводства.
Восстановление иных прав реабилитированного, например трудовых, пенсионных, жилищных, производится в порядке применения уголовно-процессуальных норм, связанных с исполнением приговора. Реабилитированным, которые были лишены на основании судебного решения специальных, воинских и почетных званий, классных чинов, а также государственных наград, восстанавливаются соответствующие звания, классные чины и возвращаются государственные награды.
Если требование о восстановлении иных прав судом не удовлетворено или реабилитированный не согласен с принятым судебным решением, то он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Отдельная правовая норма уголовно-процессуального законодательства касается компенсации ущерба юридическим лицам, который возмещается в полном объеме и сроки, установленные гл. 18 УПК РФ.
Конечно, тема реабилитации в уголовном судопроизводстве требует дополнительных научных и практических разработок в связи с ее особой социальной значимостью.
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. -1998. - 10 дек.
2. Определение СК по уголовным делам Верховного суда РФ от 16 апр. 2009 г. № 36-О09-8 // Бюлл. Верховного суда Российской Федерации. - 2010. - № 3.
3. Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 нояб. 2008 г. № 86-О08-24 // Бюлл. Верховного суда Российской Федерации. - 2009. -№ 12.
4. Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 5.04.2004 г. № ГКПИОЗ-1383 // Бюлл. Верховного суда Российской Федерации. -2004. - № 12.