УДК 34
Лобанников Е.Р.
магистрант кафедры конституционного и международного права, Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь, Россия)
Научный руководитель: Струтинская Т.А.
к.ю.н., доцент,
доцент кафедры конституционного и международного права, Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь, Россия)
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ.
РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА В ВОПРОСАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЮЖНОГО КАВКАЗА
Аннотация: в статье рассматривается институт президентской власти. Выявлена роль Президента в вопросах региональной безопасности Южного Кавказа. Институт президентской власти является одним из основных элементов политической системы многих государств.
Ключевые слова: президент, безопасность, региональная безопасность, институт президентский власти, вопросы региональной безопасности, Южный Кавказ.
Институт президентской власти является одним из ключевых элементов политической системы во многих странах мира. Он представляет собой организацию и институциональный механизм, обеспечивающий исполнительную власть и руководство государством.
Президентский институт возник в античное время и с тех пор претерпел множество изменений и эволюцию. В современном понимании президент
является главой государства, наделенным исполнительными полномочиями, и в некоторых странах также является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Он избирается народным голосованием или выбирается парламентом и представляет собой символ нации и единства страны.
Институт президентской власти представляет собой организационную и правовую структуру, обеспечивающую функционирование и осуществление полномочий президента в рамках государственной системы. Он играет важную роль в политической системе многих стран, где президент является главой государства или имеет значительные полномочия [5].
Основные черты и функции института президентской власти включают:
1. Глава государства: Президент является символом нации и главой государства. Он представляет страну на международной арене, подписывает международные договоры и выполняет другие протокольные функции.
2. Исполнительная власть: Президент наделен исполнительными полномочиями, такими как назначение и увольнение высших должностных лиц в государстве, управление армией, проведение внешней политики и т.д.
3. Законодательная власть: В некоторых системах президент имеет полномочия в области законодательства. Он может вносить законопроекты, имеет право на вето по отношению к законам, принятым парламентом, и т.д.
4. Координирующая роль: Президент координирует работу различных органов власти и обеспечивает согласованность их действий. Он может созывать и председательствовать на совещаниях, советах и прочих мероприятиях, направленных на решение важных вопросов.
5. Гарант конституции: Президент защищает конституционный строй и права граждан. Он наделяется полномочиями по обеспечению соблюдения конституционных норм и может принимать меры в случае нарушения конституционного порядка [3].
Однако, конкретные полномочия и политическая роль президента могут существенно отличаться в различных странах в зависимости от политического устройства и конституционного строя. В некоторых странах, таких как
Соединенные Штаты Америки, Франция, Россия и другие, институт президентской власти имеет сильное позиционирование и осуществляет широкий спектр полномочий. В других странах, например, в парламентских системах, роль президента может быть более ограничена, и он выполняет более представительные функции [8].
Институт президентской власти имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, президентский институт может обеспечить стабильность и силу исполнительной власти, а также эффективность и оперативность принятия решений в критических ситуациях. С другой стороны, значительная политическая власть, сконцентрированная в одном лице, может привести к авторитаризму, коррупции, злоупотреблениям и недемократическим практикам [4].
Президентский институт также предполагает систему сдержек и противовесов, чтобы обеспечить баланс власти и предотвратить возможные злоупотребления. Во многих странах президент совместно с парламентом образует баланс власти, а конституционный суд и другие независимые органы служат контрольными инстанциями, чтобы обеспечить законность и справедливость [2].
Южный Кавказ является регионом, который известен своими геополитическими и этническими конфликтами, территориальными спорами и напряженными отношениями между странами. В такой ситуации Президенты государств, составляющих Южный Кавказ, играют важную роль в принятии мер по обеспечению безопасности, сотрудничеству и урегулированию конфликтов.
Регион Южного Кавказа характеризуется сложным политическим и геополитическим состоянием. Вопросы региональной безопасности являются одними из главных проблем, с которыми сталкиваются эти страны, и роль Президентов в их решении играет важную роль.
Президенты Южного Кавказа несут на себе огромную ответственность за безопасность своих стран и народов. Они являются верховными главами,
которые принимают ключевые решения и формируют стратегию в области безопасности. Их задача — обеспечить стабильность и защиту национальных интересов.
Во-первых, Президенты активно взаимодействуют с другими лидерами региона в целях осуществления дипломатических мер по обеспечению безопасности. Они проводят переговоры, подписывают международные соглашения и участвуют в многосторонних форумах, таких как Организация стран Черного моря экономического сотрудничества (БСЭС).
Во-вторых, Президенты Южного Кавказа активно занимаются внутренней политикой в области безопасности. Они разрабатывают стратегии борьбы с терроризмом, контроля над оружием и другими угрозами. При необходимости они принимают экстренные меры, например, вводят чрезвычайное положение, чтобы поддержать безопасность региона.
Президенты Южного Кавказа полностью отвечают за безопасность своих граждан. Они содействуют развитию правоохранительных органов, которые обеспечивают безопасность жителей. Президенты также разрабатывают и реализуют социально-экономические программы, которые способствуют поддержанию стабильности и предотвращению конфликтов.
Кроме того, Президенты Южного Кавказа активно сотрудничают с международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и другими, чтобы получить поддержку и помощь в решении проблем безопасности. Президенты проводят переговоры и подписывают международные соглашения по взаимной безопасности, границам и сотрудничеству.
Президенты Южного Кавказа также вносят значительный вклад в создание и усиление региональных механизмов безопасности. Это может быть создание совместных комиссий по безопасности, совместных учений и тренировок, обмен информацией и разведывательными данными, а также
поддержка внутренней стабильности и сотрудничества между различными силами безопасности.
Однако, чтобы успешно решать вопросы региональной безопасности, Президенты Южного Кавказа должны учитывать интересы сторон конфликта, соблюдать права человека и международное право, и стремиться к сотрудничеству и диалогу. Они должны быть в состоянии находить компромиссы и искать мирные решения, чтобы достичь стабильности и прогресса в регионе Южного Кавказа.
Южный Кавказ является регионом с высоким уровнем геополитической значимости и сложной обстановкой. В этом контексте Президент играет важную роль в обеспечении стабильности и безопасности региона. Рассмотрим роль Президента в вопросах региональной безопасности Южного Кавказа.
1. Дипломатическая деятельность: Президент осуществляет внешнеполитическую деятельность и является главным представителем страны на международной арене. Он проводит переговоры с лидерами других государств региона и сторонами конфликтов, направленные на поиск мирных решений и урегулирование спорных вопросов.
2. Участие в международных организациях: Президент представляет страну в международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других.
3. Медиация в конфликтах: Президент может выступать в роли посредника и медиатора в разрешении конфликтов на Южном Кавказе. Он проводит переговоры между конфликтующими сторонами, поощряет диалог и поиск компромиссных решений, нацеленных на достижение мирного соглашения.
4. Военно-стратегическое планирование: Президент определяет стратегические приоритеты в области безопасности и разрабатывает военно-стратегические планы. Он руководит вооруженными силами страны,
обеспечивает их готовность к действиям в случае угрозы и принимает меры по укреплению обороноспособности региона.
5. Сотрудничество с другими государствами: Президент устанавливает и развивает отношения с другими государствами в рамках регионального сотрудничества. Он активно привлекает внимание международного сообщества к вопросам безопасности на Южном Кавказе, инициирует совместные проекты и программы, направленные на укрепление стабильности и развитие региона [6].
Роль Президента в вопросах региональной безопасности Южного Кавказа является многогранным и комплексным процессом. Он должен обладать дипломатическими навыками, стратегическим мышлением и способностью эффективно взаимодействовать с другими лидерами региона и международным сообществом для достижения мирного и стабильного развития Южного Кавказа.
Президенты Южного Кавказа играют важную роль в вопросах региональной безопасности. Они участвуют в дипломатической деятельности, медиации конфликтов, сотрудничестве с международными организациями и управлении вооруженными силами. Однако, успешное достижение безопасности требует постоянных усилий, сотрудничества и мирных решений.
Таким образом, институт президентской власти играет важную роль в политической системе многих стран. Хотя его конкретные функции и полномочия могут отличаться, он обеспечивает эффективное функционирование государства, руководствуя страной во многих вопросах и представляя ее интересы как внутри страны, так и в международной сфере. В целом, институт президентской власти является сложной и важной сферой политической системы. Институт президентской власти может отличаться в разных странах и зависит от конкретной конституционной модели. Важно отметить, что реализация президентских полномочий должна соответствовать принципам разделения властей и правовому государству. Роль Президента в вопросах региональной безопасности Южного Кавказа является неотъемлемой
и крайне важной. Они являются ключевыми фигурами, определяющими стратегию и принимающими решения по обеспечению защиты интересов своих стран и народов. Их ответственность состоит в поддержании стабильности, борьбе с угрозами и создании условий для развития безопасного и благоприятного региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буторов А.С., Турава Г.М., Плиев С.М. Особенности российского влияния на обеспечение региональной безопасности на Южном Кавказе // Постсоветские исследования. 2022. Т. 5. № 8. С. 780-786.
2. Гончаров В.В. О месте и роли президента российской федерации в системе органов государственной власти // Аграрное и земельное право. - 2021.
- № 2 (194). - С. 90-94.
3. Григорьева С.В. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России // В сборнике: Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. 2018. С. 66-71.
4. Дзьоник В.Р. Возникновение, становление и развитие института президентской власти в России // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки. Материалы IV международной научно-практической конференции. Отв. ред. И.С. Кокорин. 2018. С. 75-80.
5. Джафаров, К. Ю. Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе / К. Ю. Джафаров // Молодой ученый.
— 2021. — № 20 (362). — С. 330-333.
6. Иванов С.М. Ситуация в Закавказье и ее влияние на международную и региональную безопасность. - Международная жизнь. - 2019. - № 3. - С. 114 -119.
7. Иванов С.М. Южный Кавказ в региональной геополитике //
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 11 (68) Том 2. НОЯБРЬ 2023 г. Дипломатическая служба, 2019. № 2 (83). С. 41-52.
8. Павлов С.Ю., Хизриев Р.Х. Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти // Образование и право. 2023. № 5. С. 74.
Lobannikov E.R.
North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia)
Scientific advisor: Strutinskaya T.A.
North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia)
INSTITUTE OF PRESIDENTIAL POWER. ROLE OF PRESIDENT IN ISSUES OF REGIONAL SECURITY OF SOUTH CAUCASUS
Abstract: the article discusses the institution of presidential power. The role of the President in the issues of regional security of the South Caucasus is revealed. The institution of presidential power is one of the main elements of the political system of many states.
Keywords: president, security, regional security, presidential power institution, regional security issues, South Caucasus.