УДК 342.5
DOI: 10.18522/2313-6138-2021-8-2-8
Хаяли Рустем Изеттович,
доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Гоголя, д. 9
Khayali, Rustem I.,
Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Crimean Law Institute (Branch) of the Academy of General Prosecutor's Office of the Russian Federation, 9 Gogol St., Simferopol', Republic of Crimea, 295011, Russian Federation
ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОМОЩНИКОВ В СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЕ: ПРАВОВОЙ СТАТУС,
СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ, ПОЛНОМОЧИЯ
♦
INSTITUTE OF PUBLIC ASSISTANTS IN THE SOVIET PROSECUTOR'S OFFICE: LEGAL STATUS, SOCIAL COMPOSITION, POWERS
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается становление и развитие института общественных помощников в советской прокуратуре. Анализируются нормативно-правовые акты, обеспечивавшие деятельность института, участие общественных помощников в работе прокуратуры. Акцентируется внимание, что данный институт сыграл значительную роль в укреплении законности и правопорядка, популяризации советского законодательства. Вместе с тем сделан вывод, что статус, полномочия, порядок формирования института общественных помощников не был урегулирован в соответствии с требованиями времени.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прокуратура; прокурорский надзор; общественные помощники; социалистические совместители.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:
Хаяли Р.И. Институт общественных помощников в советской прокуратуре: правовой статус, социальный состав, полномочия // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2021. Т. 8, № 2. С. 45-51. Б01: 10.18522/2313-61382021-8-2-8.
ABSTRACT. The article examines the formation and development of the institution of public assistants in the Soviet prosecutor's office. The article analyzes the regulatory legal acts that ensured the activities of the institute, the participation of public assistants in the work of the prosecutor's office. Attention is drawn to the fact that this institution played a significant role in strengthening the rule of law and law and order, popularizing Soviet legislation. At the same time, it was concluded that the status, powers, procedure for the formation of the institution of public assistants were not regulated in accordance with the requirements of the time.
KEYWORDS: prosecutor's office; prosecutor's supervision; public assistants; socialist part-time workers.
FOR CITATION:
Khayali, R.I. Institute of public assistants in the Soviet prosecutor's office: legal status, social composition, powers. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2021. Vol. 8, No. 2. P. 45-51 (in Russian). DOI: 10.18522/2313-6138-2020-82-8.
© Р.И. Хаяли, 2021
Введение. На современном этапе в органах прокуратуры функционирует институт общественных помощников прокурора, который играет важную роль в системе подбора кадров и создания дополнительных условий повышения эффективности деятельности прокуратуры. Общественные помощники привлекаются к оказанию содействия прокурорским работникам в реализации их полномочий в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, приказами, указаниями и распоряжениями Генерального прокурора Российской Федерации. Между тем исследуемый институт сформировался в советской прокуратуре. Научное осмысление института общественных помощников в историко-правовом аспекте позволит проанализировать основные этапы, правовой статус, социальный состав и полномочия, выявить негативные тенденции и определить положительный опыт.
Общественно-политические условия и правовые основы создания института общественных помощников советской прокуратуры. В 1920-е гг. в целях уважительного отношения к правоохранительным органам в городах и районах при участии трудовых коллективов из числа молодых рабочих предприятий и совхозов, а также колхозников формируются группы содействия органам прокуратуры. Они являлись проводниками социалистической законности, своевременно сигнализируя в органы прокуратуры о нарушениях советских законов, порядков, дисциплины и о совершенных или готовящихся преступных действиях. Группы содействия также проводили проверку жалоб трудящихся, заявлений по отдельным специальным поручениям прокурора. Во избежание нарушений законности группы действовали строго в рамках действующего законодательства и под руководством прокурорских работников.
В циркуляре № 1 наркома НКЮ РСФСР от 3 января 1923 г. подчеркивалось, что привлечение тружеников к участию в деятельности прокуратуры должно привести к воспитанию в массах сознания публично-правовой обязанности защищать закон. Первой формой участия групп содействия прокуратуре был институт общественных обвинителей, в который
подбирались лица из числа передовых рабочих и крестьян на один год. Кандидатуры обсуждались на партийных и профсоюзных собраниях трудовых коллективов, а списки кандидатов передавались в прокуратуру для окончательного утверждения. Допуск общественных обвинителей осуществлялся по особому ордеру прокурорского надзора за подписью губернского прокурора или его заместителя. Уполномочие общественного обвинителя со стороны прокуратуры означало передачу ему прокурором своих процессуальных прав при осуществлении прокурорского надзора прокурором. Право принесения кассационного протеста оставалось за прокурором [14, с. 24-25].
13 января 1926 г. НКЮ РСФСР принимается циркуляр «О распределении обязанностей между помощниками прокуроров в уезде», в соответствии с которым губернским прокурорам вменялся в обязанности по организации общественного обвинения систематический инструктаж общественных обвинителей, проживающих в уездных центрах. Эти полномочия возлагались на первых помощников прокуроров, а инструктирование общественных обвинителей в волостях — на вторых помощников [15, с. 124].
Привлечение общественных обвинителей к осуществлению функций прокурорского надзора, проведение с ними систематической учебы по практике применения советских законов способствовало созданию резерва для укомплектования постоянного штата органов прокуратуры [12, с. 15-16].
Следующий этап участия граждан в работе прокуратуры был связан с возникновением в 1929 г. групп содействия прокуратуре. В 1931 г. Уральская областная прокуратура провела работу по организации групп на основе разработанного положения, рассмотренного НКЮ РСФСР. В соответствии с первым параграфом документа группы содействия создавались в составе 3-7 человек и имели полномочия на один год. В городах группы организовывались при предприятиях, в сельской местности — при избах-читальнях. Состав групп утверждался городскими и районными прокурорами. Членами групп содействия могли быть лица, достигшие 18 лет (§ 2). Из состава членов группы избирался руководитель. Группа имела право расследовать в уголовном порядке дела о
хулиганстве, об отказе от повинностей, об убое скота, об оскорблении представителей власти, о нарушении правил учета военнообязанных, о легких телесных повреждениях, о нарушениях правил охоты. Также по поручению прокурора группы имели право реагировать на газетные заметки и даже расследовать отдельные преступления [2, с. 22-23].
По мнению Е. Ефимочкина, шестимесячный опыт работы Уральской прокуратуры с февраля 1931 г. дал положительный результат. Принятое положение о группах содействия внесло ясность в вопросах вовлечения общественности, прав и обязанностей членов. В результате проведения собраний в трудовых коллективах к 1 июлю 1931 г. в ряды групп содействия были приняты более десяти тысяч рабочих, колхозников, служащих. Из 166 районов области в 120 районах в группах состояло 8090 человек. Из них в промышленности работало 2800 и в сельском хозяйстве — 5290. Всего Уральской прокуратурой было создано 1986 групп, из них на фабриках, заводах и стройках — 441, в сельском хозяйстве — 1217. Социальный состав членов групп: рабочих — 2486, колхозников — 3962, середняков единоличников — 573, бедняков единоличников — 1060, батраков — 181, служащих — 633, прочих — 195. По партийности членов и кандидатов партии — 2074, членов и кандидатов ВЛКСМ — 1419, а также рабселькоров — 415, членов совета — 954. По результатам работы за шесть месяцев первого полугодия 1931 г. группы содействия Уральской области в 120 районах осуществили 1231 проверку различных органов. По материалам, подготовленным группами, было возбуждено 606 уголовных дел, по линии дисциплинарной и административной ответственности — 398, принесено 110 протестов, расследовано самостоятельно членами групп 382 газетные заметки. Также от имени прокуратуры представители групп 322 раза выступили в судах по гражданским и уголовным делам и 696 раз с докладами о законности перед рабочими и колхозниками. Более того, группы содействия провели по всей области проверку выполнения районными и городскими прокурорами намеченных планов работ, дали указания прокурорам, а материалы предоставили в областной аппарат. В результате наиболее активные члены групп содействия были выдвинуты прокурорами районов и го-
родов. Вместе с тем в работе групп содействия были выявлены существенные недоработки, например отсутствие должного контроля со стороны отдельных прокуроров [6, с. 14-16].
Кроме того, следует подчеркнуть, что проверка планируемой работы прокуратуры группами содействия фактически нарушала принципы прокурорского надзора.
В.Г. Розенфельд, рассматривая проблематику, не принял во внимание статью Добрынина «Не бюрократизируйте инициативы масс (Вредное положение о группах содействия прокуратуре)», опубликованную в «Еженедельнике советской юстиции» [2, с. 22-23], по мнению которого, опыт Уральской прокуратуры не только не удался, но и отражает вредную тенденцию бюрократизации масс. Добрынин считал, что группы необходимо увеличить до 10-20 человек, не устанавливая сроки перевыборов через год. В сельской местности такие группы лучше создавать при колхозах и совхозах, а не при избах-читальнях. Группа должна служить сигнализатором обо всех препятствиях, встречающихся на пути социалистического строительства, выявлять факты и совместно со следственными органами эти препятствия преодолевать. В целом автор в опыте Уральской прокуратуры в вопросе привлечения общественности в работе органов прокуратуры усмотрел бюрократический подход, втиснув в формальные рамки инициативу масс [2, с. 22-23].
Добрынину ответил П. Пальгов, приведя весомые аргументы, показывая, что положение Уральской прокуратуры о группах общественных помощников создавалось на основе постановлений СНК РСФСР «Об осодмиле» от 25 мая 1930 г., «Об общественных инспекторах» от 1 июля 1931 г. Отмечая массовость движения, автор акцентирует внимание на том, что за короткий срок в ряды групп содействия на Урале было принято десять тысяч членов [10, с. 15-16].
Положительная оценка работы Уральской прокуратуры была дана по докладу о новых формах массовой работы в постановлении пятого совещания руководящих работников юстиции и утверждена Коллегией НКЮ.
В Москве и Ленинграде первые группы содействия прокуратуре возникли во второй половине 1931 г. К июню 1932 г. в группах содействия по РСФСР числилось 110 тысяч человек [9, с. 5].
10 сентября 1932 г. коллегией НКЮ РСФСР утверждается «Положение о группах содействия прокуратуре». С принятием в 1933 г. «Положения о прокуратуре» в 1936 г. принимается новое «Положение о группах содействия прокуратуре», утвержденное прокурором РСФСР [3, с. 38; 12, с. 16-17].
В 1930-е гг. группы содействия прокуратуре массово создавались на предприятиях, заводах, фабриках, в колхозах и совхозах путем выдвижения на собраниях коллективов активных рабочих и крестьян. Список кандидатов утверждался прокурором района или города. Группы содействия через общественные, производственно-товарищеские и сельские суды добивались усиления охраны общественной собственности, повышения дисциплины труда и культурного уровня трудящихся [8, с. 17].
Другой формой участия общественности в работе прокуратуры в свободное от основной работы время была деятельность социалистических совместителей следователей и прокуроров. Они выявляли случаи халатности, волокиты в советских, хозяйственных и кооперативных организациях, когда по ним не требовалось расследование следственным аппаратом. Также по месту работы принимали жалобы и заявления рабочих, колхозников, служащих, а при необходимости проводили по ним проверки и с санкции прокурора выносили решения. Совместители по поручению прокурора проверяли законность и обоснованность содержания под стражей подследственных и о результатах проверок сообщали прокурору, принимали участие в проведении в местах лишения свободы политико-воспитательной работы, участвовали в заседаниях наблюдательных комиссий. Они имели право просматривать дела, истребованные прокуратурой, по указанию прокурора давать по ним заключения, выступать на судебных процессах в качестве обвинителей. О проделанной работе социалистические совместители регулярно отчитывались перед трудовыми коллективами и на районных совещаниях работников юстиции [12, с. 18].
Вместе с тем не во всех регионах работа групп содействия и социалистических совместителей была эффективной. Так, в Донбассе в Макеевской прокуратуре не уделялось должного внимания активу. Всего в группе состояло 45 чле-
нов, которые не в состоянии были охватить все предприятия района. Не осуществлялось руководство группы, ее работа не направлялась на наиболее актуальные проблемы. Деятельность группы осуществлялась самотеком, многие из членов группы не понимали поставленных задач. Из четырех социалистических совместителей при прокуратуре был задействован только один, а институт общественного обвинителя при прокуратуре отсутствовал [13, с. 17].
Наиболее активные участники групп содействия и социалистические совместители в последующем проходили аттестацию и становились прокурорскими работниками.
Вместе с тем необходимо обратить внимание, что институт общественных помощников во многих случаях подменял работу прокурора и не всегда был эффективен. Во многом это было обусловлено существенным ослаблением кадрового состава органов прокуратуры и ведущего направления общего надзора. Сам институт был продуктом эпохи, где многое строилось на массовости и энтузиазме граждан. Очевидно и то, что уровень образования рабочих и колхозников в общем и в части юридических знаний был недостаточным.
Накануне войны работа с группами содействия в прокуратурах не была организована на должном уровне. В отдельных прокуратурах не были поставлены конкретные задачи, отсутствовала плановая работа и инструктаж групп социалистических совместителей. Слабо был поставлен контроль со стороны областных прокуратур над работой районных прокуратур с активом [4, с. 82-83]. В то же время новые формы связей с общественностью не получили развития [3, с. 39].
Институт общественных помощников в послевоенные десятилетия. В 1960-е гг. институт общественных помощников прокуратуры возрождается и получает новое качественное развитие. Институт формировался партийными, общественными организациями, трудовыми коллективами. На основании принятых решений прокурор издавал приказ о назначении активиста внештатным следователем или помощником прокурора с выдачей удостоверения.
Вместе с тем, как отмечают исследователи, отсутствие четкой регламентации полномочий общественных помощников прокуроров и сле-
дователей приводило к тому, что их привлекали к выполнению несвойственных функций. В отдельных прокуратурах общественные помощники занимались проведением экспертиз и ревизий, что вело к неправомерной подмене ими полномочий прокуроров [12, с. 22]. В это время общественными помощниками становились студенты — будущие юристы или лица пенсионного возраста, ранее работавшие в правоохранительных органах.
Полномочия института регулировались положениями об общественных помощниках, принимаемыми прокуратурами союзных республик. Единое союзное положение с общими требованиями к данному институту отсутствовало, а это говорит о том, что отношение к данному институту, его эффективности имело отличительные особенности в зависимости от республики.
В декабре 1962 г. на основе накопленного опыта Генеральным прокурором СССР было подготовлено письмо «О формах связи органов прокуратуры с общественностью». В частности, в письме было указано на неправильную практику поручения общественным помощникам следователей самостоятельно вести следствие по уголовным делам, а общественным помощникам прокуроров — поддерживать в судах государственное обвинение. Генеральный прокурор СССР обозначил полномочия помощников прокуроров на общественных началах. Они могли проверять конкретные жалобы граждан и сигналы о нарушениях законности на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, а прокуроры по материалам их проверок обязаны были принимать меры к устранению нарушений законности. В свою очередь помощники следователей на общественных началах могли помогать штатным следователям в выполнении конкретных следственных действий [12, с. 23].
Логичнее было бы использовать в институте общественных помощников знания, умения студентов, аспирантов юридических вузов, пенсионеров, в прошлом работников правоохранительных органов. Их работа была бы более эффективной, а полученные знания позволили бы, если говорить о студентах и аспирантах, формировать кадровый резерв для органов прокуратуры. Тем более «Положение о прокурорском надзоре» от 24 мая 1955 г. в статье 52
закрепило требование: на должности прокуроров и следователей назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование. Лица, не имеющие высшего юридического образования, в отдельных случаях могут быть назначены на должности прокуроров и следователей лишь с разрешения Генерального прокурора СССР [5, ст. 222].
В.Г. Розенфельд обращает внимание на то, что исследователи В.К. Звирбуль, М.Г. Мальков, Т.Л. Маркелов, В.Г. Мелкумов, Л.А. Николаева и другие имели единую точку зрения на институт общественных помощников, задача которого заключалась при проведении общенадзорных проверок в выяснении наличий нарушений законности без права проведения ревизий и вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность [12, с. 25-26].
Кандидатуры в общественные помощники прокуроров, как правило из числа рабочих, колхозников и служащих, обсуждались в трудовых коллективах. Например, в прокуратуре Свердловского района г. Перми у каждого следователя было по два-три общественных помощника, которые оказывали помощь в расследовании преступлений. В результате удалось добиться сокращения сроков и повышения качества следствия, активизировать общенадзорную работу. В качестве общественных помощников участвовали пенсионеры, бывшие работники прокуратуры, милиции, судов, а также бухгалтеры, преподаватели учебных заведений и студенты юридических вузов, которые принимали активное участие по работе с несовершеннолетними [1, с. 56-57]. Общественные помощники оказывали помощь в общенадзорной деятельности прокуратуры, в проведении собраний в трудовых коллективах, обсуждающих правонарушение членов трудового коллектива [7, с. 4].
В Москве общественные помощники вели самостоятельно следствие, нередко выполняя следственные действия: обыск, очную ставку, предъявление обвинения, составление обвинительного заключения. В отдельных случаях, например в Пермской области, общественных помощников назначали внештатными следователями. Напротив, в Украинской ССР эта деятельность была запрещена по указанию прокурора республики. На практике нормы «Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и
союзных республик», УПК союзных республик исключали возможность передачи следователем своих процессуальных полномочий другому лицу [11, с. 7].
Органы прокуратуры шире стали использовать помощь общественности в предупреждении, расследовании и раскрытии преступлений, в судебном рассмотрении уголовных дел, выявлении и устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Общественные помощники следователей и прокуроры выдвигались на работу в органы прокуратуры трудовыми коллективами. Активную роль в этой работе проводили профсоюзные и общественные организации. В качестве критериев учитывались образование кандидата, его жизненный опыт и личные и деловые качества. Например, органы прокуратуры Москвы установили тесную связь с юридическим факультетом МГУ. Московский педагогический институт также направил студентов в качестве общественных помощников в органы прокуратуры. Помимо этого, были привлечены пенсионеры — бывшие работники прокуратуры, милиции и органов безопасности. Утверждение общественных помощников оформлялось приказом по прокуратуре, и им выдавались временные удостоверения. В зависимости от степени подготовки общественные помощники из числа студентов участвовали в проведении допросов, очных ставок, обысков, в изъятии документов, в других следственных действиях. Вначале они присутствовали при допросах и других следственных действиях, затем проводили их под руководством следователя, а в последующем делали это самостоятельно. Общественных помощников также привлекали к общенадзорной деятельности. Они проверяли соблюдение законности на предприятиях, в организациях, учреждениях, совхозах и колхозах. О результатах проверки они информировали трудовые коллективы.
Общественные помощники из числа педагогов, врачей проводили большую работу по делам о несовершеннолетних. В отдельных регионах, например в прокуратурах Калининской, Оренбургской, Тамбовской областей, Хабаровского края, общественные помощники в качестве общественных обвинителей совместно с государственными обвинителями принимали участие в рассмотрении уголовных дел в судах.
В прокуратурах Московской, Магаданской областей и отдельных прокуратурах Хабаровского края общественные обвинители выступали одни без участия государственных обвинителей [7, с. 6]. При этом полномочия общественных помощников, участвовавших в уголовном процессе, регулировались приказами Генерального прокурора СССР и не были закреплены нормами процессуального законодательства или Положением о прокурорском надзоре 1955 г.
Отсутствие четкой регламентации правового статуса общественных помощников обусловило публикацию передовой на страницах журнала «Социалистическая законность», в которой отмечалось, что участие общественных помощников в расследовании преступлений могло носить только внепроцессуальный характер, то есть выступать как помощь следователю, а не замена ему. Тем более недопустимыми были подмена общественным помощником государственного обвинителя или дача заключения по гражданским делам, а также участие в суде кассационной и надзорной инстанций. Участие общественного обвинителя в судебном процессе допускалось, если преступление имело общественный резонанс и такие дела рассматривались в выездных сессиях суда с участием общественности [11, с. 7].
Едва ли правомерным было привлечение общественных помощников к следственным действиям, составлению протокола и тем более самостоятельно расследовать преступления.
В таком виде институт просуществовал до середины 1980-х гг. Во второй половине 1980-х гг. в результате социально-экономических и политических реформ меняется институт общественных помощников. Лица, принимаемые на работу, как правило устраивались индивидуально и не направлялись на работу в органы прокуратуры трудовыми коллективами и общественными организациями. На основе данного института формировался кадровый резерв органов прокуратуры. В сложившихся условиях очевидно, что должны были измениться требования к форме и содержанию института. Если ранее лица, участвовавшие в качестве общественных помощников, выполняли свои полномочия без отрыва от производства, то в новых общественно-политических условиях они осуществляли полномочия на основе добровольности и безвозмездности. Учитывая прежний опыт
организации и деятельности института в различных прокуратурах, разные требования и подходы к нему, необходимо было принять единое союзное положение, определяющее статус общественных помощников. Возможно, кадровый резерв органов прокуратуры необходимо было осуществлять на основе конкурсного отбора из числа выпускников высших учебных заведений юридического профиля.
Заключение. В развитии института общественных помощников прокурора в истории советской прокуратуры можно выделить два периода, в ходе которых он претерпел качественные изменения. Первый период охватывает 1920-1930-е гг. Формы участия граждан в работе советской прокуратуры были представлены в качестве общественных обвинителей, групп содействия и социалистических совместителей. Во втором периоде, а именно в послевоенные десятилетия, институт общественных помощников переживает новый этап развития. Общественные помощники оказывали органам прокуратуры практическую помощь в общенадзорной деятельности, в работе с обращениями граждан и по делам несовершеннолетних. Данный институт сыграл значительную роль в укреплении законности и правопорядка, а также популяризации советского законодательства.
Повышение требований к образовательному уровню общественных помощников определило социальный состав института. Вместе с тем многие теоретические и практические вопросы участия общественных помощников прокуратуры так и не были разработаны и юридически закреплены. Очевидно и то, что правовой статус института общественных помощников не был приведен в соответствие с действующим трудовым законодательством.
Литература
1. Авербух М. Инициатива, рожденная жизнью // Социалистическая законность. 1962. № 1. С. 56-57.
2. Добрынин. Не бюрократизируйте инициативы масс (Вредное положение о группах содействия прокуратуре) // Советская юстиция. 1931. № 19. С. 22-23.
3. Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М.: Наука, 1964. 261 с.
4. Бундяряков Н. О работе групп содействия прокуратуре // Социалистическая законность. 1939. № 5. С. 82-83.
5. Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 9.
6. Ефимочкин Е. Группы содействия прокуратуре в борьбе за Урало-Кузбасский комбинат (опыт Уральской прокуратуры применить по всему Советскому Союзу) // Советская юстиция. 1931. № 31. С. 14-16.
7. Зарубин Н., Пахмутов А. Участие общественности в прокурорско-следственной работе // Социалистическая законность. 1962. № 9. С. 3-7.
8. Назаров Л.Я. О группах содействия прокуратуре // За социалистическую законность. 1934. № 8. С. 17.
9. Николаева Л.А., Тиги Ю.Р. Общественность и прокуратура (По материалам общенадзорной практики органов прокуратуры) / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А.А. Жданова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 46 с.
10. Пальгов П. В № 19 советской юстиции... // Советская юстиция. 1931. № 31. С. 16-17.
11. Передовая. Участие общественности в работе прокуратуры по борьбе с преступностью и другими нарушениями // Социалистическая законность. 1963. № 1. С. 3-9.
12. Розенфельд В.Г. Общественные помощники прокуроров и следователей. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1976. 86 с.
13. Хаевский. О перестройке районной прокуратуры // За социалистическую законность. 1934. № 9. С. 15-19.
14. Циркуляр № 1 от 3 января 1923 г. «О задачах прокуратуры и правилах допущения общественных обвинителей к выступлениям на суде» // Еженедельник советской юстиции 1923. № 1. С. 24-25.
15. Циркуляр № 11 от 13 января 1926 г. «О распределении обязанностей между помощниками прокуроров в уезде» // Еженедельник советской юстиции. 1926. № 4. С. 124.