Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: СУРОВЫЕ ГОДЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ (1917-1924)'

ГЕНЕЗИС ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: СУРОВЫЕ ГОДЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ (1917-1924) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
931
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРОКУРАТУРА / КОЛЛЕГИЯ ПРАВОЗАСТУПНИКОВ / РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ТРИБУНАЛЫ / ПРИЗЫВ В ЮРИСТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маликова Гульчехра Рихсиходжаевна

Цель статьи - анализ института прокуратуры Туркестанского края в период ее упразднения, промежуточной фазы и восстановления. Для осуществления данной цели восстановлена хронология событий и проанализированы архивные материалы периода 1917-1924 гг., хранящиеся в Национальном архиве Республики Узбекистан. Исторический метод позволил автору рассмотреть роль прокуратуры в той социальной среде, в которой происходила смена форм государственного устройства. Применение хронологического метода позволило классифицировать рассматриваемую тему на ряд проблем, имевших место при восстановлении национального института прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE PROSECUTOR’S OFFICE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: SEVERE YEARS OF REVOLUTIONARY LAW (1917-1924)

In this publication, the author examines the institute of the Prosecutor's Office of the Turkestan Territory during the period of abolition, restoration, as well as in the interval of the phase that existed between them. The purpose of the article is to analyze the insufficiently studied cycle from the biography of the domestic prosecutor's office. To achieve this goal, the author restores the exact chronology of events and analyses the archival materials of the period 1917- 1924, which are stored in the National Archives of the Republic of Uzbekistan. The historical method helps the author to consider the role of the prosecutor's office in the social environment when the government's forms was changed. Using a chronological method, it becomes possible to classify the topic into a number of problems, where each of them has its own direct impact on the restoration of the national institution of the prosecutor's office.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: СУРОВЫЕ ГОДЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ (1917-1924)»

УДК 343.195.3(575.1 )"1917/1924" DOI: 10.12737/jflcl.2021.015

Генезис прокуратуры Республики Узбекистан: суровые годы революционной законности (1917—1924)

Г. Р. Маликова

Академия Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, Ташкент, Узбекистан, pmmalikova@gmail.com, https:// orcid. org/0000-0002-3994-8953

Аннотация. Цель статьи — анализ института прокуратуры Туркестанского края в период ее упразднения, промежуточной фазы и восстановления. Для осуществления данной цели восстановлена хронология событий и проанализированы архивные материалы периода 1917—1924 гг., хранящиеся в Национальном архиве Республики Узбекистан.

Исторический метод позволил автору рассмотреть роль прокуратуры в той социальной среде, в которой происходила смена форм государственного устройства. Применение хронологического метода позволило классифицировать рассматриваемую тему на ряд проблем, имевших место при восстановлении национального института прокуратуры.

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, коллегия правозаступников, революционные трибуналы, призыв в юристы

Благодарности. Автор выражает искреннюю благодарность работникам Национального архива Республики Узбекистан, а также Юсуфали Эшову за помощь в написании статьи.

Для цитирования. Маликова Г. Р. Генезис прокуратуры Республики Узбекистан: суровые годы революционной законности (1917—1924) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 2. С. 25—40. DOI: 10.12737/jflcl.2021.015

Genesis of the Prosecutor's Office of the Republic of Uzbekistan: Severe Years of Revolutionary Law (1917—1924)

Gulchekhra R. Malikova

Academy under the General Prosecutor's Office of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan, pmmalikova@gmail. com, https://orcid.org/0000-0002-3994-8953

Abstract. In this publication, the author examines the institute of the Prosecutor's Office of the Turkestan Territory during the period of abolition, restoration, as well as in the interval of the phase that existed between them.

The purpose of the article is to analyze the insufficiently studied cycle from the biography of the domestic prosecutor's office. To achieve this goal, the author restores the exact chronology of events and analyses the archival materials of the period 1917— 1924, which are stored in the National Archives of the Republic of Uzbekistan.

The historical method helps the author to consider the role of the prosecutor's office in the social environment when the government's forms was changed. Using a chronological method, it becomes possible to classify the topic into a number of problems, where each of them has its own direct impact on the restoration of the national institution of the prosecutor's office.

Keywords: prosecutor's supervision, prosecutor's office, collegium of advocates, revolutionary tribunals, militarization into lawyers

Acknowledgments. The author expresses his sincere gratitude to the employees of the National archive of the Republic of Uzbekistan, as well as to Yusufali Eshov for assistance for writing the article.

For citation. Malikova G. R. Genesis of the Prosecutor's Office of the Republic of Uzbekistan: Severe Years of Revolutionary Law (1917—1924). Journal ofForeign Legislation and Comparative Law, 2021, vol. 17, no. 2, pp. 25—40. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2021.015

КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА, КРИМИНОЛОГИИ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Введение. История прокуратуры советского периода, как правило, начинается с Декрета об ее упразднении (1917 г.), а затем с Положения о ее создании (1922 г.). Несмотря на то что между упразднением и созданием двух законодательных актов прошло почти пять лет, современные исследователи практически не останавливаются на данном промежутке времени.

Что происходило в течение этих пяти лет? Почему данный институт был упразднен? Как государство жило в отсутствие прокуратуры? Какой орган заменил ее? В связи с чем институт прокуратуры был восстановлен? В настоящей публикации автор пытался найти ответы на эти вопросы.

Парадоксально, что упразднение проводилось без детального и системно продуманного плана, по су-

ти «вслепую», советская власть ничего не предлагала взамен ликвидируемого органа.

Что было после его упразднения? Большевики фактически ввели внесудебную систему расправы. И эта система заменяла не только прокуратуру, но и суд, не говоря уже об адвокатуре (которую воспринимали не иначе как излишнее образование). Внесудебные, чрезвычайно революционные структуры большевистской власти не отличались профессионализмом, но оставались преданными революционному делу1.

Позже выяснилось, что прокуратура — все-таки орган, стабилизирующий ситуацию в стране, а не накаляющий ее. Данное обстоятельство и послужило причиной ее восстановления.

Эти исторические уроки следует знать и помнить. Нельзя описывать историю прокуратуры, выхватывая одну часть из дореволюционного периода, другую — из революционного, следующую — из последнего десятилетия современности, и на этом строить теоретические соображения. Действуя подобным образом, мы не сможем сделать правильные выводы. Исследование каждого периода становления органов прокуратуры позволит провести аналогию с современностью.

Обзор научной литературы. Большая часть исследованных материалов основана на данных Национального архива Республики Узбекистан. Были изучены фонды Р-17 «Исполнительный комитет Туркестанской АССР», Р-25 «Совет Народных Комиссаров Туркестанской АССР», Р-38 «Народный Комиссариат Юстиции Туркестанской АССР», Р-39 «Народный Комиссариат Внутренних дел Туркестанской АССР».

Научных публикаций по истории прокуратуры советского периода Туркестанского края немного. Впервые предметом специального исследования стала работа М. Касымовой, где достаточно смело для рассматриваемого периода раскрываются вопросы возникновения и развития органов прокуратуры Туркестанского края2. В исследовании В. Р. Маннано-ва освещена проблема укрепления социалистической законности во взаимосвязи с органами прокуратуры3. К несомненным достижениям следует отнести труды М. Махбубова, в которых детально изложена история создания в Узбекистане прокуратуры и адвокатуры4.

Некоторые аспекты рассматриваемого периода освещены в современных учебниках по прокурор-

1 См.: Бровкин А. В. Прокуратура Советской России в 1920-е годы // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 7.

2 См.: КасымоваМ. Создание и развитие советской прокуратуры в Узбекистане. Ташкент, 1965.

3 См.: МаннановВ. Р. Борьба за укрепление социалистиче-ской законности в ТАССР и создание советской прокуратуры: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ташкент, 1967.

4 См.: МахбубовМ. Создание и развитие органов прокуратуры в Узбекистане. Ташкент, 2009; Махбубов М. Создание и развитие адвокатуры в Узбекистане. Ташкент, 1975.

скому надзору, где содержатся главы, посвященные истории прокуратуры, не имеющие, однако, исследовательского характера5.

Данная публикация продолжает наше исследование «Генезис прокуратуры Республики Узбекистан: "Восток — дело тонкое"»6.

Упразднение прокуратуры. Октябрьская революция разрушила старый царский режим. 1 (14) ноября 1917 г. в Ташкенте победило вооруженное восстание. Архивные материалы подтверждают, что работа прокурорского надзора не прекращалась ни на минуту даже в грозные дни 28—31 октября 1917 г.7, когда в Ташкенте начались вооруженные столкновения между войсками Туркестанского комитета Временного правительства под командованием генерала Коровиченко, с одной стороны, и революционно настроенными солдатами Ташкентского гарнизона и рабочими железнодорожных мастерских — с другой.

После Октябрьской революции Советская власть устанавливала новую законность и правопорядок: 12 декабря 1917 г. издан Декрет о реорганизации судебных установлений. Согласно постановлению Совета народных комиссаров Российской Республики «упраздняются существующие ныне общие судебные учреждения, как то Окружные суды, судебные палаты и Военные суды всех наименований»8.

Институты судебных следователей, прокурорского надзора, Присяжной и частной адвокатуры также подлежали упразднению. «В роли обвинителей и защитников допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами»9. Данный декрет должен был вступить в силу с 1 января 1918 г.

31 декабря 1917 г. Совет народных комиссаров (далее — СНК) Туркестанского края издал приказ: «Действие приказа по Туркестанскому краю от 12 декабря 1917 г. об упразднении с первого января 1918 г. существующих судебных установлений симъ приостанавливается впредь до организации новых судов». Всем судебным местам и лицам предлагалось исполнять свои обязанности впредь до реорганизации. Дела политического характера изымались из ве-

5 См.: ПулатовБ. Х. Прокурорский надзор. Ташкент, 2009; Мадалиев О. М. Прокурор назорати (Прокурорский надзор). Ташкент, 2012. С. 63.

6 Маликова Г. Р. Генезис прокуратуры Республики Узбекистан: «Восток — дело тонкое» // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 4. С. 80—96.

7 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Приказ НКЮ Туркреспублики. Прокурор Ташкентского окружного суда // Р. 38. Оп. 2. Д. 10. Л. 26.

8 Национальный архив Республики Узбекистан. Декрет СНК Туркестанского края «О реорганизации судебных установлений» // Р. 25. О.1. Ед. хр. 19.

9 Там же.

дения судебных установлений и подлежали рассмотрению в местных Советах10. Советы являлись единственным монопольным носителем государственной власти и были призваны обеспечить революционный порядок на своей территории11.

Несмотря на то что приказ разрешал действующим судебным установлениям и дальше исполнять свои обязанности, перспектива для штата служащих не была утешительной. Началась большая текучесть кадров. В связи с этим весть о реорганизации суда в крае распространилась очень быстро.

Служащие организаций и другие граждане не знали, продолжают ли функционировать суды, поэтому разного рода жалобы и дела направляли в Совет рабочих, дехканских и крестьянских депутатов (далее — «совдеп»), причем количество таких жалоб с каждым днем увеличивалось.

В стране начался хаос. Старые судебные установления фактически бездействовали, а новые еще не были разработаны. Государственные органы не знали, куда направлять дела для рассмотрения уголовных преступлений.

Служащие судебных установлений ввиду неопределенности своего положения и недостаточного содействия их работе со стороны милиции, розыскной части, конвоя и прочего были вынуждены ослабить свою деятельность, а закрытие кредитов на личное содержание работников вынудило многих искать заработок на стороне, закрытие же кредитов на разъезды — лишило прокурорский надзор, суд и следственные власти возможности исполнять свои служебные обязанности12.

Система правоохранительной деятельности фактически была разрушена.

Временное продление функций старых судов. Весной 1918 г. из телефонограммы председателя СНК Туркестанкого края народному комиссару юстиции (далее — наркомюст) Штейнбергу выясняется следующее: «Правосудие в Туркестанском крае поставлено в крайне тяжелые условия. Инструкции из центра об организации новых судов не имеем. Судебные установления не упразднены, но фактически бездействуют вследствие полной неопределенности положения служащих. Представляется ли возможным продление функций старых судов на несколько месяцев, ибо при настоящих условиях, когда все творческие силы революционной демократии в крае отвлечены борьбой с контр-

10 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Декрет СНК ТАССР о реорганизации судебных установлений, циркуляры СНК ТАССР по судоустройству // Р. 39. О. 1. Ед. хр. 7. Л. 2.

11 См.: Маннанов В. Р. Указ. соч. С. 66.

12 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Приказ НКЮ Туркестанской Республики. Прокурор Ташкентского окружного суда // Р. 38. Оп. 2. Д. 10. Л. 26.

революцией и подавлением частичных восстаний местного населения, реформа судов является невозможной. В случае положительного ответа необходимо немедленное открытие кредита на выдачу содержания председателям, членам судов, прокурорскому надзору и следователям, так как согласно приказу из центра указанные категории служащих содержания лишены»13.

К июню 1918 г. жалование в фиксированных размерах получали: прокурор суда — 800 руб. в месяц; товарищ прокурора — 650 руб., им же на канцелярию и разъезду по городу выделялись 100 руб. в месяц; секретарь прокурора получал 440 руб. в месяц.

Но положение не только прокуроров, но и судебного корпуса от этого не улучшилось. Цены на предметы первой необходимости возросли на 200%. Существующая на тот период в Сыр-Дарьинской области дороговизна превышала уровень жизни в Петрограде и Москве14.

Вопросом чрезвычайной спешности являлось предоставление товарищам прокурора возможности иметь канцелярию, так как без нее дела решались в 10 раз медленнее. Смета расходов, выделенная прокурору и его товарищам, не позволяла содержать какие-либо дополнительные штаты.

Обязательные канцелярские расходы выделялись на оплату письмоводителя, разносчика пакетов, а также на покупку канцелярских принадлежностей — бланков, бумаги; почтовые расходы предназначались для отправления посылок.

Десятки уголовных дел возникали ежедневно, и отсутствие физической и материальной возможности сильно замедляли работу прокуроров, так как деятельность всех остальных работников ложилась на их плечи15.

22 февраля 1918 г. СНК Туркестанского края издал приказ: «Согласно декрету СНК Туркестанского края от 31 декабря 1917 г. № 32 Судебные установления в крае впредь до организации новых судов продолжают функционировать, а потому призываю граждан оказывать судебным местам и лицам при отправлении ими служебных обязанностей — полное содействие и всевозможную поддержку. Лица, виновные в неподчинении Судебным властям, будут караться по законам революционного времени».

В соответствии с приказом СНК Туркестанского края от 3 апреля 1918 г. № 76: «... старый судебный строй в Туркестанском крае временно сохраняется».

13 Национальный архив Республики Узбекистан. Декрет СНК Туркестанского края «О реорганизации судебных установлений» // Р. 25. О. 1. Ед. хр. 19. Л. 81.

14 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Смета на содержание состава чинов округа Ташкентского окружного суда и другие расходы // Р. 38. Д. 2. Ед. хр. 24. Л. 9.

15 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Со-

держание личного состава суда // Р. 38. Д. 2. Ед. хр. 24.

Вплоть до осуществления судебной реформы в Туркестане суд и прокуратура бывшей царской России сохранились, но под непосредственным контролем совдепа, а также Наркомюста16. Работников прокуратуры назначали или увольняли с должности приказом СНК Туркестанского края. Прокурор округа являлся руководителем всей прокуратуры округа и объединял все отрасли обвинительной и законоохра-нительной прокурорской деятельности в округе17.

Несмотря на перемену власти и правительства показатель преступности не стал меньше, следовательно, прокуратура стала востребована как никогда. Свою функцию — укрепление режима законности — она продолжала выполнять, так как именно эта функция — неотъемлемая часть нормального функционирования государства. Правда, деятельность прокуратуры осуществлялась уже в измененном виде.

Реформирование судебной системы. По инициативе Ташкентского совдепа в апреле 1918 г. образована комиссия по реформе суда, состоящая из 10 членов от совдепа и 10 — от Ташкентского судебного ведомства. Работа данной комиссии подлежала внесению на обсуждение Ташкентского совдепа, а затем на утверждение Центрального комитета. Сначала комиссия энергично взялась за разрешение поставленной перед ней задачи, но спустя некоторое время интенсивность ее деятельности значительно ослабла. Члены совдепа почти не посещали заседания комиссии, следовательно, из-за отсутствия кворума ее работа продвигалась крайне медленно.

Из обращения Ташкентского окружного прокурора Наркомюсту выясняются следующие факты: «Вопрос о необходимости ускорить судебную реформу назревает все острее и острее. Так как некоторые из местных Совдепов, не дождавшись судебной реформы во всетуркестанском масштабе, принимаются за реформу суда сами. Так, Кармакчинский участковый Совдеп решил ввести у себя в участке новые суды — причем на началах чисто местного соображения. В Кармакчах решено образование Революционного трибунала по делам чисто — уголовным — кражам, грабежам и т. п., что совершенно противоречит декрету о судах.

Равным образом Перовский совет создает у себя свою систему судов, отличную и от прежних судов, и совершенно уклоняющуюся от положения декрета о судах»18. Это означало, что ситуация вышла из-под контроля, а там, где это происходит, царит произвол, вследствие чего увеличивается преступ-

16 См.: Махбубов М. Создание и развитие органов прокуратуры в Узбекистане. С. 38.

17 Там же.

18 Национальный архив Республики Узбекистан. Декреты НКЮ РСФСР. О революционных трибуналах // Р. 38. Оп. 2. Д. 4. Л. 23—24.

ность, наблюдается падение нравов и обесценивается жизнь человека.

Аресты. Из архивных данных следственной комиссии при Ташкентской областной тюрьме: «В Ташкентской областной тюрьме содержится ряд лиц, арестованных по распоряжениям отдельных правительственных лиц и учреждений. Между тем не ясно, за что задержано данное лицо и какие обвинения ему предъявляются. Следственная комиссия испытывает большие затруднения при разрешении дел арестованных и вынуждена тратить массу времени на переписку и томить людей под стражей. Затруднения особенно увеличиваются, когда арестанты присылаются в тюрьму из других городов или с железнодорожных станций. В результате следственные действия задерживаются»19.

«Арестовывать всех, не согласных с взглядами народного комиссара Ленина и Троцкого, едва ли представляется возможным. Необходимо более вдумчиво относиться к лишению свободы граждан, так как эта мера может применяться только в исключительных случаях»20.

Предварительные следствия велись крайне медленно (из-за массовых арестов, а также нехватки профессиональных кадров). Арестанты проводили в предварительном заключении по 8—9 месяцев, иногда и больше, данный срок можно было считать установившейся нормой. Преступность в городе росла21.

Другим, крайне затяжным явлением для арестантов из коренного населения, которые составляли наибольшой контингент заключенных в тюрьме, являлось то обстоятельство, что допрашивающие их лица не знали языка местного населения. При отсутствии финансирования для найма переводчика они вынуждены были обращаться за помощью к другим арестантам, которые кое-как могли изъясняться на русском языке. Данное обстоятельство порождало много расхождений при допросах арестованных и очень часто, находясь под стражей, они не знали, за что сидят и когда истечет срок их заключения22.

Следственные дела накапливались сотнями, правосудие существовало лишь на бумаге. Несмотря на то что следственные судьи и прокурорский надзор бились изо всех сил с целью упорядочения дел, все было тщетно, так как не было ни материальной возможности, ни сил и в результате сильно страдали ин-

19 Национальный архив Республики Узбекистан. Декрет СНК ТАССР о реорганизации судебных установлений, циркуляры СНК ТАССР по судоустройству // Р. 39. О. 1. Ед. хр. 7. Л. 41.

20 Национальный архив Республики Узбекистан. Декрет СНК Туркестанского края «О реорганизации судебных установлений» // Р. 25. О. 1. Ед. хр. 19. Л. 9.

21 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Прокурору Ташкентского окружного суда // Р. 38. О. 2. Д. 8. Л. 74.

22 Там же.

тересы населения, справедливо осуждающего отсутствие порядка, законности, власти23.

К судебным органам и сохранившимся при них прокурорскому надзору все советские структуры относились как к временному, изживающему себя явлению, и прежнего влияния у них не было. Так, из архивных материалов выясняется, что 12 июня 1918 г. краевое управление Средне-Азиатской железной дороги самовольно занимало второй этаж здания судебных установлений, в котором помещался окружной суд, прокурорский надзор и нотариальный архив. Это лишало возможности функционирования окружного суда. В судебном порядке было предписано освободить здание в течение трех дней (до 15 июня 1918 г.).

Ситуацию осложняла закрепленная в Конституции Туркестанской Республики диктатура пролетариата. А любая диктатура, как известно, верховенства закона не признает.

Новая инструкция. 16 ноября 1918 г. Туркестанский центральный исполнительный комитет (далее — ТуркЦИК) издал Декрет о коренной реформе судебной системы. В целях исполнения этого Декрета Наркомюст направил прокурору судебных палат и окружным прокурорам специальный приказ, в котором предлагалось всем судебным учреждениям (прокурорскому надзору), не прекращая и не приостанавливая своей деятельности, немедленно приступить к приведению в порядок всех дел, закончив их к 1 января 1919 г. Ответственность за исполнение данного приказа была возложена на прокурора судебной палаты и всех окружных прокуроров24.

19 ноября 1918 г. опубликована «Инструкция по выборам в народные суды Туркестанской Республики»25, согласно ст. 9 которой упраздняющийся прокурорский надзор должен быть заменен коллегией обвинителей, которые также должны были состоять при окружных судах. Количество членов коллегии обвинителей устанавливалось исполнительным комитетом областных съездов советов и через комиссариат юстиции представлялось на утверждение ТуркЦИК.

Отдельного внимания заслуживают требования к членам коллегии обвинителей, в частности: 1) иметь право избирать и быть избранными в Советы рабочих и крестьянских депутатов; 2) иметь политический опыт работы в пролетарских организациях, таких как политические партии, поддерживающие советскую власть, профессиональные союзы, классовые рабочие кооперативы, фабрично-заводские комитеты; или советских организациях, как то: советских комиссариатах, исполнительных комитетах и отделах совдепов; 3) иметь теоретическую

23 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Прокурору Ташкентского окружного суда // Р. 38. О. 2. Д. 8. Л. 81.

24 См.: Известия ТуркЦИК. 1918. 30 нояб.

25 См.: Известия. 1918. 19 нояб.

или практическую подготовку для занятия соответствующей должности.

В примечании было указано, что все избираемые лица должны безусловно удовлетворять первому условию и хотя бы одному из последних двух; кроме того, прежние деятели упраздняемых судов имеют право быть избранными в новые судебные и следственные учреждения, если они удовлетворяют указанным выше условиям26.

Выборы коллегии обвинителей, как и выборы в народные суды, должны были пройти не позднее 15 января 1919 г.

Однако коренная реформа затянулась. Об этом свидетельствует тот факт, что на заседании коллегии при народном комиссариате юстиции (далее — НКЮ), которое проходило зимой 10 февраля 1919 г., на повестке дня стоял вопрос: «О восстановлении прежнего порядка и об отпуске канцелярских денег прокурорам...»27. Только в начале 1920 г. НКЮ мог доложить правительству Республики о завершении процесса судебной системы28.

В отчете НКЮ на VII съезде Советов, проходившем 26 марта 1919 г., говорилось, что «некоторые прокуроры и помощники прокуроров... работали в полном контакте с советскими учреждениями или же непосредственно в этих советских учреждениях, а главным образом в советских следственных комиссиях и Революционных трибуналах, принося огромную помощь как честная и вполне благорасположенная техническая сила»29.

Причина ликвидации большевиками прокуратуры. Жестокая роль царской прокуратуры в Туркестане особенно проявилась при подавлении революционных событий 1905 г. В циркулярах министра юстиции 1905—1907 гг., адресованных прокурорам Ташкентской судебной палаты, настойчиво требовалось срочное расследование дел о революционных выступлениях, при их расследовании предлагалось применять упрощенный порядок и добиваться принятия самых крайних репрессивных мер. Начались аресты, обыски, наказания назначались без суда и следствия30.

В 1916 г. по указу царя местное население Туркестанского края было привлечено на работы в тылу для помощи действующей армии. Рабочие и дехкане открыто протестовали против этого. Для подавления народных выступлений был привлечен про-

26 См.: Инструкция по выборам в народные суды Туркестанской Республики // Известия. 1918. 19 нояб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Национальный архив Республики Узбекистан. Протокол заседаний коллегии при НКЮ Туркреспублики // Р. 38. Оп. 2. Д. 31. Л. 15.

28 Махбубов М. Создание и развитие органов прокуратуры в Узбекистане. С. 36.

29 Национальный архив республики Узбекистан // Р. 17. Оп. 1. Д. 208. Л. 38.

30 См.: Коммунист. 1922. № 7. С. 117.

курор Самаркандского округа31. Во второй половине 1916 г. на рассмотрение Туркестанского военного окружного суда поступили 52 дела о 1532 подсудимых, которые обвинялись в участии в мятежах и беспорядках. Из рассмотренных дел о 742 подсудимых к смертной казни были приговорены 184 человека (130 из них она была заменена каторжными работами), к каторжным работам — 70 человек, к содержанию в исправительно-арестантских отделениях — 108 человек, к тюремному заключению — 56 человек; освобождены от наказания 10 человек; оправданы 288 человек, один человек отправлен к военному прокурору для освидетельствования его умственных способностей; дело одного человека было прекращено из-за его смерти. В суде оставались не рассмотренными еще 20 дел о 788 подсудимых32.

Подсудимые являлись коренными жителями Ташкентского, Джизакского, Каттакурганского, Андижанского, Самаркандского, Ходжентского, Старо-Маргеланского, Скобелевского, Наманганского и Ко-кандского уездов. Это значило, что колоссальное количество семей остались без кормильца.

Следовательно, не только для советской власти, но и для простого народа царская прокуратура являлась органом жесточайшего подавления рабочих и трудящихся крестьян, как орган устрашения и расправы с революционным движением33, поэтому мысль о продолжении ее деятельности или создании подобного органа даже не допускалась.

Революционные трибуналы. 17 (30) января 1918 г. председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский обратился в исполком Ташкента с предложением создать отдел борьбы с контрреволюцеий. Это и заложило основу для создания революционных трибуналов (далее — РТ) в Туркестанском крае. 20 января 1918 г. была опубликована Инструкция о функциях Революционных трибуналов34.

На территории Туркестанского края было создано множество РТ. Революционный трибунал был органом расправы, политического убийства, карательным инструментом коммунистического режима. В понимании В. И. Ленина трибуналы ассоциировались «с судами, действительно скорыми и действительно революционно беспощадными к контрреволюционерам, взяточникам и дезорганизаторам, нарушителям трудовой дисциплины»35. Большевики видели в РТ

31 Национальный архив Республики Узбекистан // И. 18. Оп. 1. Д. 1262. Л. 1-3.

32 Национальный архив Республики Узбекистан. Справка по канцелярии Туркестанского генерал-губернатора // И. 1. Оп. 31. Ед. хр. 1101.

33 См.: Клейман А. Ф. В. И. Ленин о законности, суде и про -куратуре. М., 1961. С. 9.

34 См.: Касымова М. Указ. соч. С. 19.

35 Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 54. М., 1974. С. 143—144.

учреждения нового судебного органа, не связанного в своих действиях никакими юридическими огра-ничениями36.

На практике РТ на местах были подчинены партийным структурам — Советам и их исполкомам.

Образовательный уровень сотрудников РТ был достаточно низким, что сильно влияло на количество осужденных и строгость наказания. Считалось, что для достижения правды в судебных решениях не требуется юридического образования. Старые специалисты-юристы в силу классовой чужеродности обычно не вызывали доверия у новой власти, редко назначались судьями и привлекались в иных сферах управления как технический персонал37. Данное обстоятельство подтверждают и воспоминания очевидцев: «Юристы, ушедшие целиком в работу по делам Революционных трибуналов, сразу стали перед фактом существования самого дикого, самого бесконтрольного и самого беспощадного аппарата по истреблению людей, по степени их виновности заслуживающих строгого выговора, но которых, по не известным соображениям, подвергали расстрелу»38.

Положение, изданное в 1920 г., закрепило сохранение РТ только в крупных центрах (столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах). Местные и армейские РТ было решено упразднить.

Согласно новому Положению на РТ были возложены дела по борьбе с погромами, взяточничеством, подлогами, неправомерным использованием советских декретов, хулиганством и шпионажем. Из ведения РТ были изъяты все дела общеуголовного характера и переданы в судебные учреждения.

При каждом РТ были учреждены следственная комиссия и коллегия обвинителей в составе не менее трех лиц, избираемых местными совдепами непосредственно или по представлению РТ или НКЮ39. 23 марта 1920 г. был издан циркуляр № 24 «О допущении членов Следкомиссий при Областных Революционных трибуналах к выступлению в качестве Общественных обвинителей в Революционных трибу-налах»40. В циркуляре была оговорка о том, что следователь не может быть обвинителем по делу, если

36 См.: Титков В. И. Революционные трибуналы как органы политической борьбы // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 3.

37 См.: Олейник О. Ю. Роль правового регулирования деятельности народных судов РСФСР в условиях гражданской войны // Вестник науки и образования. 2015. № 5 (7).

38 Арбатов З. Ю. Екатеринослав 1917—1922 // Литература русского зарубежья. М., 1990. Т. 1. Кн. 2. С. 104—109.

39 Национальный архив Республики Узбекистан. Декреты НКЮ РСФСР. О революционных трибуналах // Р. 38. Оп. 2. Д. 4. Л. 80.

40 Национальный архив Республики Узбекистан. НКЮ Туркреспублики // Р. 38. Оп. 2. Д. 73. Л. 24.

он сам вел предварительное следствие по нему. Эта мера оправдывалась колоссальным недостатком квалифицированных специалистов-юристов в стране.

Несмотря на строгие установки, революционные трибуналы не придерживались Положения, принимая к производству совершенно неподсудные им дела, например о кражах и даже гражданские дела. Были случаи, когда РТ выносили обвинительные приговоры при отсутствии в деяниях осужденных признаков преступления или проступка41.

Необходимость привлечения к работе юристов-практиков. Крайний недостаток в подготовленных работниках по вопросам права вообще и местного в частности тормозил работу и даже грозил полным ее приостановлением. В связи с этим приказом СНГ от 30 мая 1919 г. «с целью правильного использования практиков и наиболее верного их распределения в учреждения» предписывалось всем бывшим судебным следователям, мировым судьям, членам окружных судов, палат прокурорского надзора, а равно и всем остальным лицам, имеющим юридическое образование, независимо от занимаемой ими ныне должности зарегистрироваться в недельный со дня опубликования данного приказа срок в указанных приказом учреждениях.

Зарегистрированные юристы направлялись в советские организации, которые нуждались в юристах-практиках. Уклонившиеся от регистрации подлежали ответственности перед РТ42.

В 1922 г. к вопросу регистрации юристов вернулись вновь. С развитием торгово-промышленного оборота и появления новых кодексов советская юстиция стала развиваться. Специалисты со знанием своего дела снова были востребованы. СНК приняло постановление, в котором поручило Наркомюсту в кратчайшие сроки закончить регистрацию лиц, имеющих юридическое образование, служивших ранее по судебному ведомству или состоящих в адвокатуре и находящихся в настоящее время в Туркреспублике43.

Из архивных материалов выясняется, что среди зарегистрированных юристов-практиков почти не было безработных, большинство из них были трудоустроены, кто-то не работал по состоянию здоровья, большинство изъявили желание заниматься преподавательской деятельностью44. Мобилизация юристов не дала ожидаемых результатов, так как многие юристы понимали, что возвращение черевато серь-

41 Национальный архив Республики Узбекистан. Декреты НКЮ РСФСР. О революционных трибуналах // Р. 38. Оп. 2. Д. 4. Л. 153.

42 См.: Действия и распоряжения правительства // Известия. 1919. 20 июля.

43 См.: Собрание узаконений и распоряжений Туркестанской Республики. 1922. С. 20.

44 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. НКЮ

Туркреспублики // Р. 38. Оп. 2. Д. 73. Л. 20.

езными последствиями. Отсутствие адекватного законодательства, органов, осуществляющих его исполнение, полное разрушение правовых ценностей нивелировали заинтересованность юристов в государственной службе, справедливо опасавшихся возвращаться к прежней деятельности.

Курсы по повышению квалификации. Ситуация с кадрами судебных органов была одной из критических. Особенно трудными для юридической науки и образования были первые годы советской власти. Новые источники права, имевшие специфический характер, отсутствие четкого представления о том, каким должно быть социалистическое право, и различного рода левацкие радикальные теории надолго остановили развитие советского правоведения.

Издавались законы, декрет следовал за декретом, и новая власть требовала их четкого претворения в жизнь.

19 мая 1920 г. была созвана коллегия НКЮ. На повестке дня был доклад наркомюста Х. Ибрагимова о результатах командировки по ревизии народных судов в Перовском, Казалинском уездах и уездах вблизи Аральского моря. По итогам доклада была поставлена задача об открытии курсов судебных работников и о разработке Положения о них в городах Туркестанской Республики45.

20 августа 1920 г. на заседании СНК Туркестанской Республики утверждено Положение «Об инструкторских курсах судебных работников», согласно которому: 1) для подготовки кадров судебных работников при НКЮ учреждаются краевые курсы судебных работников; 2) продолжительность курса определяется в три месяца; 3) курсы разделяются на три отделения: а) народных судей; б) судебных следователей; в) правозаступников (обвинителей и адвокатов) и инструкторов46.

Занятия на курсах планировалось проводить в вечерние часы, чтобы служащие народных судов и других учреждений могли их посещать. На курсы принимались все желающие посвятить себя работе в советской юстиции, причем в первую очередь работники народных судов. Поступающие на курсы были обязаны по их окончании прослужить по избранной специальности не менее года47.

Желающих было очень много. Заявления подавали лица от 18 до 44 лет — узбеки, русские, евреи. Род занятий был у всех разным: лавочники, сапожники, крестьяне, писари, приказчики, милиционеры и т. д. У большинства заявителей в графе «образование» было указано домашнее, у кого-то среднее, у некото-

45 Национальный архив Республики Узбекистан. Протоколы заседаний коллегии Туркестанской Республики // Р. 38. Оп. 2. Д. 91. Л. 19.

46 Национальный архив Республики Узбекистан. Переписка с комиссариатом юстиции // Р. 25. Оп. 1. Ед. хр. 320. Л. 11.

47 Там же.

рых — два класса. Заявление подавали как мужчины, так и женщины48. Большевики считали, что продуктивность, присущую ценным кадрам, можно воспро -извести и в людях, занимающихся другим ремеслом.

На повестке дня стоял вопрос о жилье для курсантов, поэтому в своем письме Наркомюсту народный комиссар по национальному вопросу сообщал о приезжающих на курсы киргизах и узбеках и необходимости срочной организации для них интерната49.

6 марта 1923 г. на заседании малого СНК Туркестанской Республики на повестке дня встал вопрос об организации юридических курсов преимущественно из представителей коренного населения50.

К октябрю 1923 г. курсы судебных работников были преобразованы в юридические одногодичные курсы при НКЮ Туркестанской Республики. Занятия начались 3 октября 1923 г.

Курсанты проживали в интернате на 60 человек; их принимали согласно командировкам от организаций по результатам приемных испытаний.

Курсы могли посещать также вольнослушатели, выдержавшие приемные испытания51. В рассматриваемый период на курсы были приняты 135 человек вольнослушателей, 50% из них были коренными жителями. Занятия проводились в Государственном университете по вечерам. Лекции велись по нескольким группам параллельно на русском, узбекском, киргизском языках.

Курсанты, проживающие в интернате, обеспечивались красноармейским пайком, в интернате были оборудованы кухня и кипятилка. На содержание курсов бюджетное управление должно было выделить смету в сумме 47 395 червонных рублей. Но кредиты еще не были открыты, иных источников не было, поэтому положение слушателей курсов было критическим: курсанты спали на голых досках, продовольствие и дрова отсутствовали. Был большой недостаток в инвентаре, учебных пособиях и книгах52.

По вышеназванным причинам не все поступившие на курсы смогли их окончить. Многие в силу разных обстоятельств были вынуждены бросить обучение, некоторые были отчислены за радикальные взгляды.

Содержание учебного плана курсов представлено в табл. 1.

48 Национальный архив Республики Узбекистан. Заявления и анкетные листы граждан на курсы работников // Р. 38. Оп. 2. Д. 81.

49 Национальный архив Республики Узбекистан. Постановления ТуркЦИК // Р. 38. Оп. 2. Д. 145. Л. 197.

50 Национальный архив Республики Узбекистан. СНК ТАССР // Р. 25. Оп. 1. Д. 1523. Л. 17.

51 См.: Туркестанская правда. 1923. 29 сент.

52 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. До-

клад заведующего отделом судоустройства народного комис-

сара юстиции Туркестанской Республики о юридических кур-

сах при НКЮ // Р. 38. Оп. 2. Д. 413.

Таблица 1

Специальная часть

№ Предметы Отведенные часы

1 Общая теория права и государства 72

2 Уголовное право (общая часть) 120

3 Общая часть гражданского права и торговое право 108

4 Мусульманское право 72

5 Государственное устройство РСФСР 72

6 Уголовное право (особенная часть) 120

7 Гражданское право (особенная часть) 108

8 Законы о труде 48

9 Земельное право 120

10 Уголовный кодекс и техника уголовного судопроизводства 215

11 Судебная практика и административное право 48

Общая часть

1 Исторический материализм 96

Итого: 1199

2 Эпизодические лекции 96

Итого: 1295

В учебный план не было включено римское право. Правовое образование приводилось в соответствие с политико-правовыми реалиями советского государства. Содержание учебного плана свидетельствует, что курсанты нуждались в самых элементарных знаниях в области юриспруденции. Это означало достаточно низкий показатель качественного состава практиков, поэтому данные курсы носили статус подготовительных. Обучение начиналось с основ.

Большое количество часов было уделено уголовному и земельному праву, что было следствием имеющихся актуальных проблем в государстве именно в данных сферах.

Составляющая национальностей курсантов представлена в табл. 2.

Представленная на курсах многонациональность была необходима в целях выполнения циркуляра о постепенном переводе делопроизводства всех государственных органов на соответствующие языки. И конечно, в данном вопросе первоочередной задачей являлась подготовка и переподготовка местных работников.

Еще одним положительным моментом являлся тот факт, что женщины изъявляли желание посещать курсы наравне с мужчинами.

Что касается материально-финансового обеспечения, то юридические курсы имели неиспользованные кредиты по смете народного комиссариата просвещения, поэтому остро стояли проблема выдачи заработной платы лекторам, служащим и вопросы вещевого довольствия. Лекторы отказывались чи-

Таблица 2

Мусульманская

Евро-

Итого

Интерны (40)

Вольнослушатели (13)

Интерны (13)

Вольно-слушатели (46)

112

Из них

31

37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

18

>

40

47

11

39

12

51

60

тать лекции, и со временем проблема настолько обострилась, что перед курсами встал вопрос «быть или не быть»53.

20 марта 1924 г. на заседании большого СНК Туркестанской АССР (далее — ТАССР) на повестку дня был поставлен вопрос о принятии шефства над юридическими курсами. С докладом выступил заведующий курсами Уразаев. Большой Совет СНК ТАССР постановил ежемесячно выделять из средств Совнаркома для юридических курсов 300 рублей, а также разрешить использовать оставшиеся неиспользованные кредиты54.

Большевики стали понимать, что время произвола бессистемных решений прошло и необходимо уделить должное внимание подготовке и повышению квалификации юридических кадров.

Замена прокурорскому надзору. Упразднив орган царской прокуратуры, большевики, однако, не заменили их новыми в отличие от судебных и следственных органов.

Институт надзора имел место все время, но был «распылен» между различными организациями. Следовательно, необходимость в таком централизованном органе не отрицалась.

В государстве сложилась парадоксальная ситуация. Надзором за соблюдением законов занималось много разных ведомств и организаций: сами революционные массы, созданные ими совдепы, суды, органы милиции, Туркестанская чрезвычайная следственная комиссия (далее — ТурЧК55), наркоматы,

РТ, НКЮ и его органы на местах56. Функции надзора между данными органами были поделены, но согласованность и координация отсутствовали.

Из докладной наркомюста Х. Ибрагимова: «...в НКЮ почти ежедневно поступают запросы: с одной стороны от местных органов юстиции, а с другой стороны, от частных граждан жалобы на приговоры и постановления ТурЧК и его органов на местах. Равно также поступает в порядке надзора и много заявлений на несправедливость вынесенных приговоров особым отделом и его органами на местах. Большинство этих жалоб являются жалобами на отказ в применении к срочно осужденным первомайской амнистии»57.

Проблема надзора была остра и актуальна, откладывание ее на потом было чревато большими потрясениями. Данная ситуация рано или поздно привела бы к столкновению сторон по принципу «кто кого». Необходимо было найти единый оптимальный орган, осуществляющий эту функцию.

Исправительные рабочие дома. Если юридическая сторона жизни рассматриваемого периода для сегодняшнего исследователя представляет большой интерес, то для практика того времени она на каждом шагу ставила задачи, которые необходимо было решать собственными усилиями. Одной из таких задач явилось разрешение администрацией исправительных рабочих домов (ИРД — тюрьмы) Республики отпускать на всевозможные канцелярские работы и обслуживание учреждений довольно значительное количество заключенных. Критичность вопроса содержания заключенных в тюрьмах, а также дефицит квалифицированных кадров встала под таким углом, что большинство государственных учреждений нуждались в помощи со стороны заключенных.

Заключенных отпускали без охраны — под честное слово, после службы они обязаны были вернуться в ИРД. Через некоторое время постановлением ТуркЦИК заключенные были сняты со всех указанных работ, но после издания данного постановления последовали многочисленные заявления чуть ли не от всех ведомств о возвращении на работы заключенных. Обоснование всех требований о возврате была одна: крайний недостаток работников, вследствие этого катастрофическое положение учреждений. Иными словами, квалификация заключенных соответствовала требованиям работодателей на рынке труда. На повестку дня вставали проблемы дефицита кадров, в которых была потребность, но в то время заключенных под стражу58.

53 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Доклады о деятельности отдела судоустройства по заданиям XII Съезда // Р. 25. Оп. 1. Д. 1802. Л. 5-6.

54 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Совет народных комиссаров ТАССР // Р. 25. Оп. 1. Д. 1523. Л. 38.

55 Впоследствии данный орган был переименован в ГПУ (Государственное политическое управление).

56 См.: Маннанов В. Р. Указ. соч. С. 78.

57 Национальный архив Республики Узбекистан. Докладная комюста Х. Ибрагимова // Р. 25. Оп. 1. Д. 320.

58 Национальный архив Республики Узбекистан. Про-

токолы заседаний коллегии Туркреспублики // Р. 38. Оп. 2.

Д. 91. Л. 100.

5

2

0

0

5

8

0

0

0

0

2

0

2

0

2

7

0

4

0

0

2

8

3

6

Арестные дома. 13 сентября 1921 г. поступает жалоба из арестного дома г. Ташкента от лиц, содержащихся под арестом. «Арестный дом наполняется арестованными из разных учреждений, число их растет с каждым днем. Арестованные голодают (на полфунте хлеба и приварке без рыбы, масла и достаточного количества овощей). Неполучающие помощи в виде передач со стороны питаются разными отбросами, извлекая из мусорных ям и собирая их во дворе арестного дома. Половина арестованных попродали все до кальсон.

Уже появился тиф, размножились вши и клопы.

Продолжительное время без дела создает тунеядцев и вызывает расходы со стороны государства. Половина арестованных (всего 900 человек) может быть выпущена под подписку о невыезде, половина может быть немедленно по рассмотрению дел на месте отпущена совсем, из них остается часть лишь по тяжким преступлениям — против республики и бандиты.

Вопрос о разгрузке арестного дома встанет с первым дождем самым острым в санитарном отношении, так как в здании могут поместиться 300 человек — остальные пока находят приют во дворе.

Арестный дом посетила комиссия пролетариев профсоюза и пообещала разобраться во всех делах, но до сих пор нет никаких результатов»59.

С одной стороны, отсутствие единого надзорного органа, с другой — отсутствие должного финаси-рования и компетентных кадров породили массу системных ошибок.

Коллегия правозаступников. С 1 июля 1919 г. частная практика адвокатов запрещалась. Эта норма послужила основой для внесения в Декрет о народном суде существенных изменений касательно коллегии обвинителей: теперь они были переименованы в коллегию правозаступников, соединяя две противоположные функции: защиту и обвинение.

11 июня 1919 г. публикуется предписание СНК Туркестанской Республики, согласно которому областные исполкомы должны были провести «довыборы недостающего числа правозаступников... к штатам ныне существующих коллегий обвинителей при окружных народных судах, не позднее 1 июля с.г.»60.

Согласно ст. 41—42 Положения члены коллегии правозаступников избирались исполкомами и получали содержание в размере оклада, устанавливаемого для народных судей.

К этому времени суды казиев и русские суды объединились в единый народный суд, произошло комбинирование состава народных судов, в который были включены судьи, следователи и правозаступники. По мнению власти, это давало возможность успешно

59 Национальный архив Республики Узбекистан. В Совет народных комиссаров // Р. 38. Оп. 2. Д. 145. Л. 289.

60 Национальный архив Республики Узбекистан. Протоколы заседаний коллегии Туркреспублики // Р. 38. Оп. 2. Д. 91. Л. 100.

вершить правосудие на больших расстояниях, которые не всегда удавалось преодолевать из-за ограниченного количества кадров, кроме того, смешанные коллегии из русских и мусульман (коллегии народных судей, правозаступников, следственных комиссий) являлись объединением двух систем судов в единую народную.

Государство, сконструировав новые суды, взяло на себя организацию юридической помощи и суду, и населению, однако к 1 июля 1919 г. коллегия право-заступников еще не была сформирована61.

После объединения народного суда в единый суд был поднят вопрос о знании государственного языка. Были организованы специальные курсы по изучению языков; в обязанность всем судебным работникам было вменено знание обоих государственных языков62.

9 августа 1920 г. в НКЮ Туркестанской Республики поступает доклад следующего содержания: «Существующее поныне Положение о Едином народном суде требует пересмотра и согласования его с требованиями жизни в данный момент. Это обусловливается рядом фактов за двухлетний промежуток деятельности нарсудов. Одним из главных недостатков нарсудов, делающих их подчас совершенно не отвечающими своему назначению, являются: 1) расхлябанность в них, выражающаяся в бессистемности наказаний и противоречивости решений; 2) отсутствие единообразной практики, даже в одном и том же районе; 3) непонимание задач момента, как результат неподготовленности работников; 4) отсутствие живой связи между отдельными судебными районами...

Причины такого неправильного положения в области юстиции несомненно кроются в том, что прежде всего в судах нет достаточного количества опытных работников (судей, следователей и правозаступников)»63. Текучесть кадров в составе судебного корпуса была очень высокой, это объяснялось тем, что административный произвол и своеволие играли видную роль во всех отраслях.

Снова возник конфликт, который некогда присутствовал между чинами административной и судебной властей в дореволюционном Туркестане.

Местная административная власть постоянно игнорировала юстицию, увлекаясь приемами военно-революционного времени и методами исключительного принуждения64. Они постоянно вмешивались в

61 См.: Борисов В. Новая судебная реформа // Известия. 1919. 15 июля.

62 См.: Инструкция по проведению в жизнь «Положения о едином суде» // Известия. 1919. 27 июня.

63 Национальный архив Республики Узбекистан. Проект декрета ТуркЦИКа об изменении Положения о едином народном суде // Р. 25. Оп. 1. Уд. хр. 253. Л. 77.

64 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Крат-

кий доклад о состоянии органов Юстиции заведующего отде-

лом судоустройства тов. Уразаева // Р. 38. Оп. 2. Д. 119. Л. 106.

отправление правосудия. Граждане служили объектом экспериментальных упражнений многих чрезвычайных и просто «порядок наводящих» учреждений, народные суды едва замечались административной властью. Административное и судебное воздействие не развивались параллельно, и первое постоянно превалировало в повседневной практике.

Судебные работники полностью зависели от местных условий, влиятельных лиц, к мнению которых судьи поневоле обязаны были прислушиваться в ущерб своей судейской совести. Если судья не сделает так, как угодно местным влиятельным лицам, то будет подвергнут гонению и репрессиям.

13 ноября 1920 г. 1-й и 2-й участки народного суда Арысского участка вынуждены были прекратить работу ввиду того, что местный исполком по неизвестным причинам без ведома народных судей выбросил все дела из занимаемого нарсудом помещения65. Народные следователи также выселялись на улицу, милиция отказывалась вручать повестки обвиняемым, нераспорядительность органов власти при исполнении судебного решения по гражданскому иску подрывала в глазах населения авторитет советской юстиции66.

Советская власть не разделяла функции исполнительных и судебных органов. Ситуацию также усугубляло полное отсутствие кодекса материального права, что в значительной степени сделало практику судов в области применения репрессий пестрой, зависящей от случайного состава заседателей. Еще одной из причин конфликта явилась организованная по положению о Едином народном суде юридическая помощь в лице коллегии правозаступников, которая также мало содействовала суду в деле упорядочения и согласования его работы с новыми правовыми началами. Фактически правозаступничество превратилось в институт консультаций и составления бумаг по судебным делам.

Собранные в одну кучу задачи коллегий правозаступников не могли нормально осуществляться без разделения работы по оказанию юридической помощи населению и защите публичного государственного интереса в самом суде67.

«Имеющаяся при совнарсудах и нарсудах коллегия правозаступников во многом не отвечает задачам момента. Эти коллегии нередко по своему составу совершенно непригодны к работе. Часто туда проникают лица, вовсе неграмотные в правовом от-

65 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Краткий доклад о состоянии органов Юстиции заведующего отделом судоустройства тов. Уразаева // Р. 38. Оп. 2. Д. 119. Л. 106.

66 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Постановления СНК Туркреспублики. Докладная записка // Р. 38. Оп. 2. Д. 119. Л. 105.

67 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Про -ект декрета ТуркЦИК об изменении Положения о едином народном суде // Р. 25. Оп. 1. Ед. хр. 253. Л. 77.

ношении и совершенно не знакомые с советским за-конодательством»68.

Кроме того, слияние в одной коллегии в лице одних и тех же членов и обязанностей представителя интересов государственной власти — обвинителя, и представителей интересов частных (обвиняемого) — защитника, безусловно, нецелесообразно. Государство должно иметь в суде своего постоянного представителя в лице общественного обвинителя, в обязанности которого должно входить наблюдение за закономерностью действий самих судебных органов. Эти представители власти должны находиться в строгом подчинении центральному органу, возглавляющему юстицию, быть проводником его предначертаний и ответственными перед ним69.

Но коллегия правозаступников не успела стать проводником. Почему?

Замена платной защиты бесплатной государственной защитой привела к тому, что тем, кто защищал, предлагались хорошие гонорары, вследствие чего правозаступники открыли приемные, стали принимать клиентов — адвокатура возродилась в нежелательной для большевиков форме70.

В июле 1920 г. на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции были подведены итоги их работы и высказано единодушное мнение об упразднении этого института71.

Новый статус «Обвинения». 1 февраля 1921 г. было опубликовано Положение о народном суде ТАССР72. В Положении обвинение получает новый статус. Ему был посвящен 5-й отдел, который так и назывался — «Обвинение». Положением устанавливалось, что обвинители состоят при отделах юстиции, они назначаются и отзываются областными исполнительными комитетами (далее — облисполком) по представлению отделов юстиции, жалование их определяется по установленной для народных судей смете наркомюстов.

Обвинители командировались отделом юстиции: 1) по требованию народных судей; 2) заявлению заинтересованных лиц и учреждений; 3) усмотрению отдела юстиции.

23 ноября 1920 г. НКЮ издал Инструкцию об организации обвинения и защиты на суде. Согласно Положению советскими обвинителями могли быть лица, способные к выступлению на публичных собраниях и имеющие политический опыт работы в проле-

68 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Проект декрета ТуркЦИК об изменении Положения о едином народном суде // Р. 25. Оп. 1. Ед. хр. 253. Л. 77.

69 Проект декрета ТуркЦИК об изменении Положения о едином народном суде // Р. 25. Оп. 1. Ед. хр. 253. Л. 78.

70 См.: Махбубов М. Создание и развитие адвокатуры в Уз -бекистане. С. 34.

71 См.: Материалы НКЮ РСФСР. М., 1921. С. 8—11.

72 Декреты и приказы Туркестанского правительства // Из -вестия. 1921. 1 февр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тарских организациях. Положение также закрепляло, что в случае недостаточности советских обвинителей, а иногда и наряду с ними суд допускает в качестве обвинителей представителей возбудивших уголовное преследование советских учреждений и профессиональных организаций73.

Таким образом была заложена основа для формирования института общественного обвинения от имени объединения или коллектива74.

1 марта 1921 г. Наркомюст принял циркуляр по финансово-хозяйственному отделу о назначении обвинителям соответствующей нормы продовольственного пайка, как для судебных работников75. Большевики, поначалу оспаривавшие многие фундаментальные принципы военного времени, все же понимали, что «...самые преданные делу революции люди будут немедленно истреблены противником, если они не будут в достаточной степени снабжены продовольствием»76.

Жалобы. На народных судей поступало много жалоб. Так, одна из них была на народных судей Сыр-дарьинской области Алексина, Никольского и Киль-дишева. Из содержания выясняется, что ими была использована бумага царского периода, в которой значились слова «По Указу Его Императорского Величества». Они обвинялись в дискредитировании народного суда77.

На самом деле отсутствие должного финансирования на канцелярские товары заставляло народных судей пользоваться оборотной стороной бумаг царского периода.

Приходилось разбираться в массе жалоб не только на народных судей, но и на дознание и сысковые требования, из-за чего затруднялась текущая работа.

В Чимкентской газете «Роста» от 26 октября 1921 г. в статье «От кого чистить партию?» было сказано, что ее необходимо очистить от следующих элементов: «совершивших преступления и осужденных партийными и советскими судами (трибуналами, но не народными судами)». Оказалось, что эта фраза не является опечаткой и позаимствована из подлинной инструкции, разработанной Сырдарьинской областной комиссией по чистке партии.

73 Национальный архив Республики Узбекистан. Инструкция об организации обвинения и защиты на суде // Р. 38. Оп. 2. Д. 69. Л. 154.

74 Данный институт существует и в настоящее время в ст. 42 УПК Республики Узбекистан.

75 Национальный архив Республики Узбекистан. Переписка по судебным вопросам, приказы СНК Туркреспубли-ки о реорганизации судов и другие материалы // Р. 25. Оп. 1. Д. 19 А. Л. 60.

76 Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 35. М., 1974. С. 408.

77 Национальный архив Республики Узбекистан. Пере-

писка по судебным вопросам, приказы СНК Туркреспубли-

ки о еорганизации судов и другие материалы. Срочно // Р. 38.

Оп. 12. Д. 145 А. Л. 209.

НКЮ вышел с ходатайством: 1) принципиально разрешить вопрос, имела ли право и основания областная комиссия по чистке партии выносить означенное постановление; 2) если не имела — в печати исправить недоразумение; 3) обсудить — могло ли означенное постановление появиться на столбцах периодической печати; 4) если последнее произошло по недоразумению, привлечь виновных к партийной ответственности78.

Подорванный авторитет сложно восстанавливается, поэтому необходимо было определить истинное положение народного суда среди прочих органов пролетарской власти.

Восстановление прокуратуры. Почему большевики опять вернулись к идее создания прокуратуры? По мнению В. Р. Маннанова, новая экономическая политика со всей остротой выдвинула перед советским государством задачу кодификации права и установления единой законности. Она и явилась основным фактором создания прокуратуры. Государство нуждалось в едином понимании законов и их единообразном применении. Если за законностью могли следить все органы советской власти, то надзор за единой законностью могли осуществлять лишь органы, не подчиненные местным органам власти и построенные на основе принципа централизации, не поддающиеся местному влиянию79.

К тому же беспредельную юрисдикцию, чинившуюся рядом «надзорных» органов, необходимо было остановить. Страна нуждалась в одном специальном органе, который осуществлял бы государственный надзор за точным исполнением законов на территории всего государства, во всех сферах жизни. По идее В. И. Ленина, таким органом должна была стать прокуратура80. Но советское законодательство того времени избегало термина «прокуратура», который в сознании народных масс был синонимом беззакония и бесчинств. Даже в 1922 г., когда на повестку дня встал вопрос об организации особого прокурорского органа — надзора, некоторые настаивали на замене термина «прокуратура» термином «укрепзак», как будто суть была в форме, а не в содержании81.

23 марта 1922 г. на заседание коллегии НКЮ Турк-республики был вынесен проект декрета о Государственной прокуратуре, по которому разгорелись серьезные прения. В заключении к проекту Комиссия законодательных предположений, функционировавшая при СНК, отметила, что проект можно при-

78 Национальный архив Республики Узбекистан. Переписка по судебным вопросам, приказы СНК Туркреспублики о реорганизации судов и другие материалы. Срочно // Р. 38. Оп. 12. Д. 145 А. Л. 214.

79 См.: Маннанов В. Р. Указ. соч. С. 132.

80 См.: Советская прокуратура. М., 1982. С. 22.

81 См.: КасымоваМ. Указ. соч. С. 29.

нять и представить в ТуркЦИК для окончательного утверждения с некоторыми исправлениями82.

9 мая 1922 г. ТуркЦИК Советов и СНК Туркестанской Республики принимает постановление № 54 «О Государственной прокуратуре»83. 3 июня 1922 г. оно было введено в действие. В некоторых вопросах Положение следовало принципу царской прокуратуры: во главе Государственной прокуратуры (далее — госпрокуратура) стоял народный комиссар юстиции.

При НКЮ был образован отдел Государственной прокуратуры, возглавляемый заместителем Нарком-юста. Штат отдела состоял из помощника заведующего отделом госпрокуратуры, инструктора, секретаря, делопроизводителя, машинистки.

В каждом областном городе Туркреспублики при народных судах были введены должности областного государственного прокурора, его помощника, являвшегося его заместителем, и одного помощника при РТ84.

Областные прокуроры назначались наркомюста-ми как по представлению местных руководящих органов, так и из числа имеющихся у них кандидатов. Увольнение и отзыв областных прокуроров производились властью Государственного прокурора Туркестанской Республики. Еще одна деталь, унаследованная от царской России: областные прокуроры могли участвовать в заседании облисполкома с совещательным голосом.

Органам госпрокуратуры предоставлялось право «приостанавливать действия, постановления и распоряжения местных органов Советской власти, явно противоречащие действующим декретам и постанов-леням»85. В случае разногласий между органами прокуратуры и учреждениями вышестоящей инстанцией являлся облисполком, при разногласии с последним облгоспрокурор мог представить дело Государственному прокурору Республики, которому предоставлялась возможность войти с представлением в президиум ТуркЦИК об отмене явно незаконных постановлений и распоряжений как облисполкома, так и народного комиссара и центрального ведомства.

На прокуратуру возлагалась обязанность наблюдать за производством предварительного следствия и

82 Национальный архив Республики Узбекистан. Переписка по судебным вопросам, приказы СНК Туркреспублики о реорганизации судов и другие материалы // Р. 25. Оп. 1. Д. 19 А. Л. 67.

83 Национальный архив Республики Узбекистан. Собрание узаконений и распоряжений Туркестанской Республики. 1922. С. 3.

84 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Постановления СНК Туркестанской Республики // Р. 38. Оп. 2. Д. 222. Л. 24.

85 Национальный архив Республики Узбекистан. Собра-

ние узаконений и распоряжений Туркестанской Республи-

ки. 1922. С. 3.

дознания всеми следственными и уголовно-розыскными органами, для чего все означенные органы обязаны были в течение 24 часов сообщать обо всех поступивших в их производство делах.

Наблюдение заключалось в проверке наличия в деянии, которое вменяется в вину кому-либо, признаков, преступления, оперативности проведения следствия, правильности избрания меры пресечения. Органы госпрокуратуры могли затребовать по любому делу все необходимые сведения как от су-дебно-следственных, так и от всех прочих органов советской власти, а также непосредственно контролировать подлинное производство по делу, опрашивать обвиняемого, осматривать вещественные доказательства.

Положение наделило госпрокуратуру следующими полномочиями: 1) проверять правильность содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и вносить представление соответствующим органам о немедленном освобождении неправильно содержащихся под стражей; 2) быть стороной государственного обвинения во всех делах, рас-смариваемых РТ; а также 3) по уголовным делам народного суда, рассматриваемым с участием шести народных заседателей, равно и по другим уголовным делам, где необходимость государственного обвинения признана судом86.

Все государственные органы и должностные лица обязаны были беспрепятственно допускать органы прокуратуры к ознакомлению со всеми делами и документами.

При областных прокурорах состояли следователи по особо важным делам.

Органы милиции обязаны были по требованию госпрокуратуры представлять требуемые наряды вооруженных сил, а в случае недостатка таковых госпрокуратуре предоставлялось право обращаться к воинским частям Государственного политического управления (ГПУ)87.

На прокуратуру возлагались большие надежды, но успех ее деятельности зависел от того, какие силы удастся привлечь в ее ряды и какие сформируются межведомственные соглашения. Щекотливость законодательной нормы была в том, что за данными условиями могло последовать открытое сопротивление исполнительных органов. Следовательно, четкую расстановку акцентов необходимо было установить на законодательном уровне.

Перед прокуратурой стояли две задачи: 1) формирование сильного и авторитетного личного состава; 2) четкое разграничение сферы деятельности органов, соприкасающихся с прокуратурой, — мили-

86 Национальный архив Республики Узбекистан. Собрание узаконений и распоряжений Туркестанской Республики. 1922. С. 4.

87 Там же.

ции, уголовного розыска, ГПУ, рабоче-крестьянских институтов.

Расхождения. 31 октября 1922 г. после отмены постановления ТуркЦИК «О Государственной прокуратуре» от 9 мая 1922 г. № 54 принято новое постановление № 130. Почему спустя шесть месяцев отменено постановление ТуркЦИК?

Дело в том, что Положение «О прокурорском надзоре» РСФСР88 и Положение «О Государственной прокуратуре» ТАССР89 имели расхождения по принципиальным вопросам (см. табл. 3).

При разработке проекта положения «О прокурорском надзоре» РСФСР вопрос о недопущении «двойного» подчинения был очень принципиальным. Председатель Совнаркома В. И. Ленин в письме И. В. Сталину писал: «Законность не может быть калужская или казанская, а должна быть единая... для всей федерации Советских республик». Необходимость установить подчинение местной прокурорской власти только центру (республиканскому прокурору) была логическим продолжением его слов90.

В ТАССР областные госпрокуроры и их помощники учреждались при областных народных судах, следовательно, областной прокурор свое представление на незаконные действия органов следствия передавал на рассмотрение народного суда. Таким образом, областное звено прокуратуры оказалось в положении «двойного» подчинения — республиканскому центру и областному суду91.

Касательно вопроса о приостановлении опротестованного постановления В. И. Ленин считал, что прокурорская власть имеет право и обязанность опротестовывать все решения местных властей на предмет их законности, без права приостановления таковых, с исключительным правом передавать дело на решение суда92.

Реальность в ТАССР требовала введения более «приземленных» мер. Так и появилась данная норма, хотя при ее обсуждении комиссия по законодательным предположениям при СНК высказала свои замечания: «...надзор не предполагает приостановление, а только сообщение надлежащей власти о нарушении закона и привлечении к ответственности»93.

88 Положение о прокурорском надзоре от 25 мая 1922 г. URL: http://museumreforms.ru/node/13809.

89 Национальный архив Республики Узбекистан. Собрание узаконений и распоряжений Туркестанской Республики. 1922. С. 3.

90 См.: Звягинцев А., Орлов Ю. Неизвестная Фемида. М., 2003. С. 266.

91 См.: Махбубов М. Создание и развитие органов прокуратуры в Узбекистане. С. 64.

92 См.: Звягинцев А., Орлов Ю. Указ. соч. С. 266.

93 Национальный архив Республики Узбекистан. Перепис-

ка по судебным вопросам, приказы СНК Туркреспублики о

реорганизации судов и другие материалы. Заключение ко-

Таблица 3

Положение «О прокурорском надзоре» РСФСР Положение «О Государственной прокуратуре» ТАССР

1 В автономных областях прокуратура автономной области организуется и действует на основаниях, тождественных с организацией и деятельностью прокуратуры при губернских исполнительных комитетах В областях при областных советах народных судей учредить должность облгоспроку-рора и его помощников

2 Принесение протеста прокурором не приостанавливает проведения в жизнь опротестованного постановления или решения Органы госпрокуратуры вправе приостанавливать действия, постановления и распоряжения местных органов Советской власти, явно противоречащие действующим декретам и постановленям

3 При областных прокурорах состоят следователи по особо важным делам с необходимым техническим штатом

4 Поддержание обвинения на суде На органы госпрокуратуры возлагается государственное обвинение по всем делам, рассматриваемым ревтрибуналами, по уголовным делам нарсуда, рассматриваемым с участием 6 народных заседателей, а равно и по другим уголовным делам, где необходимость участия государственного обвинения признана судом

Но действительность была намного сложнее и трудно поддавалась демократическим порядкам.

23 ноября 1921 г. утверждено Положение НКЮ «О следователях по важнейшим делам»94. Согласно Положению следователи по важнейшим делам, состоявшие при НКЮ, проводили следствие по делам особой важности, где требовалось выяснение наличия вины ответственных работников, служебные действия которых нанесли существенный ущерб интересам Республики. Они приступали к производству следствий по постановлениям Президиума ТуркЦИК, СНК, Экономического Совета, Туркбю-ро, ЦККПТ и по предложениям НКЮ95.

Во время обсуждения нормы вопрос, при каком органе будут осуществлять свою деятельность следователи по особо важным делам, встретил много споров. Облисполкомы хотели, чтобы те работали при

миссии законодательных предположений при Совнаркоме // Р. 25. Оп. 1. Д. 19 А. Л. 67.

94 Национальный архив Республики Узбекистан. Положение о следователях по важнейшим делам // Р. 25. Оп. 1. Д. 19 А. Л. 16.

95 Там же.

них96. Но при разработке проекта положения «О Государственной прокуратуре» ТАССР НКЮ решил: поскольку наблюдение за производством следствия должна была осуществлять прокуратура, то и следователи по особо важным делам в областях должны состоять при ней. В принципе это было взвешенное и логичное решение. К тому же создание госпрокуратуры подразумевало упразднение отделов юстиции как в центре, так и на местах97. Следовательно, дела необходимо было приводить в порядок.

Проходивший с 21 по 25 июля 1922 г. четвертый пленум ТуркЦИК призвал оказывать всевозможную поддержку прокурорам на местах. В своей резолюции он указал на необходимость отмены действующего Положения и предложил за основу принять Положение о прокурорском надзоре РСФСР. НКЮ было предложено разработать новое положение98.

29 октября 1922 г. ТуркЦИК и СНК отменили действующее и одновременно ввели новое Положение «О Государственной прокуратуре» Туркестанского края99, в точности повторявшее Положение центра.

Положение также затронуло вопросы отчетности прокурора. Так, согласно п. 14 он каждые три месяца должен предоставлять отчет о своей деятельности и о деятельности своих помощников прокурору области и в облисполком. Новое Положение «О Государственной прокуратуре» в Туркестанском крае поставило перед органами прокуратуры новые задачи, осуществление которых порой казалось невыполнимым.

Заключение. Зачем же нам потребовалось исследовать биографию прокуратуры?

Во-первых, необходимо понять, каким образом политический субъективизм и заблуждения в принятии решений органами государственной власти оказали разрушительное влияние на последующий ход событий. Речь идет об официальном упразднении органов прокуратуры, после которого началась череда системных непоправимых ошибок и сбоев в государственном механизме. Советы перепробовали различные формы — коллегия обвинителей, право-заступничество, обвинение, и это привело к множеству ошибок. Переделать большевики новый аппарат

96 См.: Национальный архив Республики Узбекистан. Переписка по судебным вопросам, приказы СНК Туркреспубли-ки о реорганизации судов и другие материалы // Р. 25. Оп. 1. Д. 19 А. Л. 64.

97 Там же. Л. 62.

98 См.: Национальный архив Республики Узбекистан // Р. 25. Оп. 1. Д. 748. Л. 28-131.

99 См.: Махбубов М. Создание и развитие органов прокуратуры в Узбекистане. С. 65.

за пять лет борьбы не смогли, что в итоге вызвало необходимость возрождения института прокуратуры.

Во-вторых, знание истории помогает выстраивать продуманную стратегию, в том числе в отношении кадров. Во все времена целью кадровой политики являлось сохранение их качественного состава. Разбрасывать профессиональные кадры непозволительная роскошь. Биография прокуратуры показывает причины и следствия событий: например, приход к власти очередной «элиты» сопровождался ликвидацией профессионалов и заменой их людьми, не обладающими ни опытом, ни знаниями. Следствием этого был резкий взлет не только преступности и произвола, но и стагнации во всех сферах общественной жизни.

В-третьих, нельзя назначать на должность «вершителя судеб» людей, которые не знают систему изнутри. В противном случае вдобавок к социально-экономическим и политическим проблемам может прибавиться и полнейшее беззаконие наравне с анархией. Это подчеркивается бессистемностью назначения советской властью на эти должности людей по «объявлению», следствием чего были жестокие расправы, ликвидация ценностей, нескончаемые конфликты.

В-четвертых, биография прокуратуры — это дорога во времени. Работа революционных трибуналов еще раз свидетельствует, почему законодательство в последующем запретило создание чрезвычайных судов. Данная юридическая норма была выстрадана самой историей.

В-пятых, история суровых годов революционной законности подтверждает, что в государстве принцип сдержек и противовесов должен проходить красной нитью между органами государственной власти, без вмешательства в функции кого-либо. Целью данного принципа является преодоление трудностей и кризисных ситуаций, а не обратное. Каждая власть должна строго следовать этому принципу. Необходимо признать, что данная проблема актуальна и по сей день.

В-шестых, выражение «учиться на чужих ошибках» доказывает, что для выполнения служебной деятельности следует создавать необходимые условия. Речь идет о правильном и четком разграничении обязанностей и полномочий. Эта задача актуальна и сегодня. Возложение на прокуроров несвойственных им функций и задач напрямую негативным образом действует на осуществление ими непосредственных обязанностей. Нельзя тратить свои время и силы на выполнение полномочий исполнительной власти. По сути, это не чужая ошибка, а наша собственная, только трансформированная во времени.

Список литературы

Арбатов З. Ю. Екатеринослав 1917—1922 // Литература русского зарубежья. М., 1990. Т. 1. Кн. 2. Борисов В. Новая судебная реформа // Известия. 1919. 15 июля.

Бровкин А. В. Прокуратура Советской России в 1920-е годы // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 7.

Декреты и приказы Туркестанского правительства // Известия. 1921. 1 февр. Звягинцев А., Орлов Ю. Неизвестная Фемида. М., 2003.

Касымова М. Создание и развитие советской прокуратуры в Узбекистане. Ташкент, 1965. Клейман А. Ф. В. И. Ленин о законности, суде и прокуратуре. М., 1961. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 54. М., 1974.

Мадалиев О. М. Прокурор назорати (Прокурорский надзор). Ташкент, 2012.

Маликова Г. Р. Генезис прокуратуры Республики Узбекистан: «Восток — дело тонкое» // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 4.

Маннанов В. Р. Борьба за укрепление социалистической законности в ТАССР и создание советской прокуратуры: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ташкент, 1967. Материалы НКЮ РСФСР. М., 1921.

Махбубов М. Создание и развитие адвокатуры в Узбекистане. Ташкент, 1975. Махбубов М. Создание и развитие органов прокуратуры в Узбекистане. Ташкент, 2009.

Олейник О. Ю. Роль правового регулирования деятельности народных судов РСФСР в условиях гражданской войны // Вестник науки и образования. 2015. № 5 (7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пулатов Б. Х. Прокурорский надзор. Ташкент, 2009. Советская прокуратура. М., 1982.

Титков В. И. Революционные трибуналы как органы политической борьбы // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 3. References

Arbatov Z. Yu. Ekaterinoslav 1917—1922. Literature of the Russian diaspora. Moscow, 1990. Vol. 1. Book 2. Pp. 104—109. (In Russ.) Brovkin A. V. Prosecutor's Office of Soviet Russia in the 1920. Servis v Rossii i za rubezhom, 2011, no. 7. (In Russ.) Decrees and orders of the Turkestan Government. Izvestiya, 1921, 1 February. (In Russ.) Zvyagintsev A., Orlov Yu. Unknown Themis. Moscow, 2003. 266 p. (In Russ.)

Kasymova M. Creation and development of the Soviet Prosecutor's Office in Uzbekistan. Tashkent, 1965. (In Russ.) Kleyman A. F. V. I. Lenin on the rule of law, the court and the Prosecutor's office. Moscow, 1961. (In Russ.) Lenin V. I. Complete works. 5th ed. Vol. 54. Moscow, 1974. (In Russ.) Madaliev O. M. Prosecutor's supervision. Tashkent, 2012. (In Russ.)

Malikova G. R. Genesis of the Prosecutor's Office of the Republic of Uzbekistan: "The East Is a Delicate Matter". Journal of Foreign-Legislation and Comparative Law, 2020, no. 4, pp. 80—96. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2020.033.

Mannanov V. R. The struggle for strengthening the socialist rule of law in the TASSR and the creation of the Soviet Prosecutor's Office. Dr. diss. thesis. Tashkent, 1967. (In Russ.)

Materials of the NKYU of the RSFSR. Moscow, 1921. (In Russ.)

Makhbubov M. Creation and development of the legal profession in Uzbekistan. Tashkent, 1975. (In Russ.) Makhbubov M. Creation and development of prosecutor's offices in Uzbekistan. Tashkent, 2009. (In Russ.) Oleynik O. Yu. Rol' pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti narodnykh sudov RSFSR v usloviyakh grazhdanskoy voyny. Vestnik nauki i obrazovaniya, 2015, no. 5 (7), pp. 94—99. (In Russ.)

Pulatov B. Kh. Prosecutor's supervision. Tashkent, 2009. 621 p. (In Russ.) Soviet prosecutor's office. Moscow, 1982.

Titkov V. I. Revoiutionary tribunals as organs of political struggle. Sudebnaya vlast' i ugolovnyyprotsess, 2017, no. 3. (In Russ.) Borisov V. New judicial reform. Izvestiya, 1919, 15 July. (In Russ.)

Информация об авторе

Гульчехра Рихсиходжаевна Маликова, доцент кафедры «Организация и управление прокурорской деятельностью» Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, доктор юридических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.