Научная статья на тему 'Институт непрерывного гуманитарного образования: опыт учреждения нового типа'

Институт непрерывного гуманитарного образования: опыт учреждения нового типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "ДИАЛОГИЧЕСКИЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ" / РОЖДЕНИЕ СМЫСЛА / "HUMANITARIAN CAPITAL" / THE GOAL AND CURRICULUM OF THE INSTITUTE / THE ANTHROPOCENTRISM BASED ON DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Л. В.

В статье говорится о некоторых аспектах модернизации и реформации российской системы образования. Рассмотрена частная идея для дополнительного образования: предложена новая цель, новое содержание, новые качества выпускников как результат образования. Новизна всех перечисленных аспектов образования построена на идее «диалогического антропоцентризма» для учащихся, учителей и менеджмента образовательного института. Каждодневная жизнь института это решение постоянных задач рождения смысла: взаимодействие человека с техникой, природой, обществом и другим человеком. Данный подход обосновывается в работе как один из возможных путей ослабления ряда острых проблем современного постмодернистского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE COMMUNITY INSTITUTE FOR THE ARTS AND HUMANITIES

The modernization of the Russian national education system includes the support of the entrepreneurial ideas. The innovation touches upon the goal and curriculum of the Institute. The anthropocentrism based on dialogue is the subject matter of the teachers' and students' extracurricular activities. This approach is new in the field of studies of foreign languages. We call the result of such education individual's enrichment by humanitarian capital. Both the Institute educational process and the Institute management are busy finding the balance between the personal interests and technology, nature and society. Our alumni becoming human resources in economics can change our life for better. In such a way education becomes the economical category.

Текст научной работы на тему «Институт непрерывного гуманитарного образования: опыт учреждения нового типа»

УДК 371:351.851

Л.В. Журавлева, соискатель ЕГУ, г. Елец

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОГО ТИПА

В статье говорится о некоторых аспектах модернизации и реформации российской системы образования. Рассмотрена частная идея для дополнительного образования: предложена новая цель, новое содержание, новые качества выпускников как результат образования. Новизна всех перечисленных аспектов образования построена на идее «диалогического антропоцентризма» для учащихся, учителей и менеджмента образовательного института. Каждодневная жизнь института - это решение постоянных задач рождения смысла: взаимодействие человека с техникой, природой, обществом и другим человеком. Данный подход обосновывается в работе как один из возможных путей ослабления ряда острых проблем современного постмодернистского общества.

Ключевые слова: дополнительное образование, «диалогический антропоцентризм», рождение смысла.

Все мы учились по традиционной схеме: слушали, запоминали, повторяли, сдавали экзамен. В условиях рынка и условиях информационного общества с многократным ускорением появления новых знаний, эта парадигма становится вопиюще неэффективной. Все ученые и практики различных областей промышленности утверждают, что требуется срочно реформировать систему образования (отменять старые и вводить новые формы), ориентировать ее на то, чтобы научить людей самостоятельно и динамично взаимодействовать и параллельно искать и анализировать информацию для коррекции принятых решений. Причем, говоря об образовании, речь идет не только об образовании в школе или вузе, речь идет о том, что во всем мире называют “lifelong education”, т.е. системой непрерывного образования, при которой человек сам выбирает свою форму образования. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения, требует научного подхода и изучения практического опыта.

Мне, как сотруднику кафедры андрогогики Института дополнительного образования при Центре гуманитарного образования Lingua г. Сургут, в течение 17 лет практически приходится решать задачу подготовки специалистов различных сфер к взаимодействию с иностранцами. Надо сказать, что в предыдущем периоде истории нашей страны эти вопросы вообще не были в фокусе внимания работников образования. Но даже для тех стран, которые всегда изучение языков ставили на первое место, вопрос далеко не решен. Европа и Америка оказались в трудной ситуации межкультурных взаимодействий.

Сложность решения этой проблемы заключается в том, что простое знание иностранных языков не обеспечивает готовности к межкультурному диалогу. Рубеж ХХ - XXI веков ознаменовался возникновением принципиально новой социальной ситуации, налагающей неизбежный отпечаток на существование и дальнейшее развитие всех общественных институтов, и, не в последнюю очередь, на образование. Теме непрерывного образования посвящены работы зарубежных и отечественных авторов. Наши внимание привлекли исследования Б.С. Гершунского, В.И. Подобеда, П.Н. Новикова,

B.В. Серикова, А.М. Митиной, В.Г. Онушкина, Т.Г. Браже,

C.И. Змеёва, С.Г. Вершловского, Дюфора Ричарда (DuFour Richard), Икера Роберта (Eaker Robert), Фулан Микаэля (Fullan Michael), Мейера Дебора (Meier, Deborah). Автор статьи стоит на позициях, совпадающих с мнениями вышеперечисленных авторов.

Значимость исследований в области непрерывного образования, в частности, в области человеческих взаимоотношений для теории и практики, по сути стала жизненно необходи-

мой. По словам М.С. Кагана «Впервые в истории опасность самоуничтожения человечества заставляет его осознать себя единым субъектом социального и культурного бытия, то есть порождает понимание человека как человечество. Такое понимание означает осмысление им себя не естественно-научным способом — как биологический род, и не социально-организационным — как общество, со своим базисом и надстройкой, а способом аксиологическим — как носителя единых, фундаментальных ценностей, объединяющих землян в одно целенаправленно действующее целое, при всех различиях частных ценностей отдельных народов, слоев общества, религиозных культов, профессиональных групп, поколений и полов» [1]. При этом человек не становится надприродным или надсоциальным существом. Напротив, чрезвычайно важно для выживания и дальнейшего развития человечества «распространение принципа диалога» на отношения человека к культуре, обществу и природе. «Альтернативой техницистскому самомнению человека в его отношении к природе и его религиозному самоуничижению может быть только такое к ней отношение, которое основано на дружеском уважении и бескорыстной любви - т.е. нравственном и эстетическом чувствах, и которое реализуется в его к ней диалоге. Такая позиция и есть «антропоцентризм» как методологическая, пара-дигмальная основа современного типа гуманизма» [1].

Принятие принципа диалогического антропоцентризма как одного из ключевых в XXI веке принципов, позволит, по мнению гуманистически настроенных философов, к которому мы присоединяемся, преодолеть сегодняшний кризис взаимоотношений человек-человек, человек-общество, человек-природа. В соответствии с этим принципом человек должен стать вооруженным высоким уровнем научного сознания и общечеловеческими ценностями субъектом деятельности, способным регулировать свои отношения и с отчужденными от него плодами его деятельности, и с социальными институтами, и с самой природой. Помочь современному человеку понять, что он не является пассивным инструментом того или иного бога, игрушкой космических сил, рабом общественных институтов или жертвой созидаемой им самим культуры, берется сегодня философия. Немаловажной является роль образования в формировании самосознания готового к такой роли человека.

Обращаясь к истории человечества, нетрудно заметить, что далеко не всякое соприкосновение культур является полноценным диалогом и несет в себе позитивное зерно развития.

М.С. Каган выделяет несколько позиций культур по отношению друг к другу [2; 3, с.18-19]:

1. Псевдодиалог или полное неприятие одной культурой другой. При сознательной и целенаправленной позиции изоляционизма возникают эгоцентрически настроенные культуры, не желающие контактировать с другими, якобы «неполноценными», «низшими», «некультурными».

2. Утилитарное отношение одной культуры к другой, когда одна культура навязывает свою систему ценностей, знаний и норм другой. Не происходит полноценного взаимообмена, вза-иморазвития и взаимообновления. Примером служит аккультурация как полное принятие ценностей другой культуры.

3. Полноценный полноправный диалог - диалог, построенный на взаимоуважении участвующих в диалоге культур, в котором имеет место обмен смыслами и равнозначная репрезентативность культур с целью их взаимообогащения, взаи-моразвития и взаимообновления.

Уровень проблемности поставленной задачи достаточно высок: с одной стороны, незакончен теоретический поиск урегулирования взаимоотношений культур, с другой стороны, практика требует неотлагательного решения диалога культур. Личный вклад автора статьи в решение рассматриваемой проблемы заключается в том, что мы ставим вопрос о подготовке к диалогу культур - преодолению трудностей диалога, учету его особенностей и подготовке к принятию разных условий протекания - на теоретическом и практическом уровнях. Автор разрабатывает модель образовательной структуры института диалога культур и 17 лет возглавляет созданное ею образовательное учреждение. Данная структура построена на концепции развития индивидуальности в диалоге культур Е.И. Пассова. [4; 5] Гуманитарное образование традиционно рассматривается как образование, включающее дисциплины гуманитарного профиля. Мы же считаем, что поистине гуманитарное образование есть образование, обеспечивающее особое мышление учителей и учащихся, которое обеспечивает в настоящем и будущем безопасное взаимодействие субъектов даже с противоположными позициями. Внедрение в практику образования принципа диалогического антропоцентризма и других гуманистических оснований дает надежды на получение желаемого результата. Пренебрежение к гуманитарной методологии или ее декларирование без упорства при внедрении приводит к технократическому мышлению, при котором опасность самоуничтожения человечества вместе с достижениями цивилизации становится реальной. Таким образом, речь о гуманитарных или негуманитарных дисциплинах не идет. Гуманитарное мышление при получении знаний нужно всем. Гуманитарные дисциплины, к которым относятся знания о человеке и обществе, могут быть сами удалены от задач нас волнующих. Такие катаклизмы происходят с изучением иностранных языков. Знание иностранного языка как бы естественно направлено на диалог с другими культурами, но современная действительность дает нам примеры поступков людей, изучивших иностранные языки, в которых человеколюбие не наблюдается, а присутствуют корысть и узость мышления. Многими представителями образования по иностранным языкам, не говоря о людях, не работающих в системе, недооцениваются поистине значимые возможности развития и воспитания личности, которые могут принести искомые плоды гуманитарного мышления. К рассмотрению этих проблем в течение длительного времени призывает Е.И. Пассов в своих работах. По этим основаниям им был введен термин «иноязычное образование». К сожалению, его употребление нередко смешивается с традиционным обучением иностранным языкам. Е.И. Пассов в своей Концепции развития индивидуальности в Диалоге культур [5] отталкиваясь от традиционного смысла «обучения иностранным языкам», продвигается вперед к новому смыслу «иноязычного образования».

Для решения этой задачи в России и за рубежом сегодня создаются «открытые обществу» институты, университеты «без стен», современные региональные колледжи, функционирование которых направлено на создание обширного культурного образовательного пространства для городского сообщества. Мировые тенденции развития образования проходят по принципу «удовлетворяющего разнообразия» образовательных программ, гибко и своевременно реагирующих на образовательные запросы и потребности личности, общества, региона.

Значительную роль в создании и развитии такого культурного образовательного пространства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, на наш взгляд, играют учреждения негосударственной системы образования.

Государство держит курс на то, чтобы включить работодателей в оценку качества подготовки будущих специалистов. Это на наш взгляд правильный курс, но хотелось бы заметить по этому, если работодатели пока не объединились, чтобы предъявлять требования к государственным вузам, то с частными вузами этот разговор может быть более конструктивным. Торгово-промышленные палаты могут изменить или дополнить требования к содержанию программ по подготовке специалистов. Частные и муниципальные вузы имеют преимущества быстрого реагирования на запросы.

Если мы обратимся к передовому мировому опыту в этой области, то узнаем, что большинство университетов, например в США, - в части содержания образования не находится под контролем государства - министерств, ведомств, агентств и т.п. Вузы находятся в поиске непосредственного контакта с промышленными предприятиями и сферой услуг и зависят от управления общественных организаций, представляющих интересы торгово-промышленных палат, общественных некоммерческих организаций, ассоциаций менеджеров, профессиональных ассоциаций и т.п. Интересно посмотреть на тенденции развития негосударственных учреждений в России.

Кратко взглянем на 17-летнюю историю предпринимательской инициативы в сфере образования (г. Сургут, Ханты-Мансийский округ-Югра) на негосударственное образовательное учреждение нового типа «Центр гуманитарного образования» Лингва (торговая марка Lingua-Центр). За период с 1992 года по настоящее время положительная динамика клиентской базы Центра гуманитарного образования Лингва (от 12 человек в 1992 до 2100 человек в 2008) убедительно доказывает наличие спроса и жизнеспособного предложения в области гуманитарной подготовки жителей нашего округа. Ежегодная международная аттестация наших студентов-слушателей в готовности и способности к межкультурному Диалогу происходит посредством международных образовательных поездок по всему миру (100 человек различного возраста) и приезда аттестационной комиссии из Великобритании в мае для приема экзамена по формату Кембриджского Синдиката. Было бы наивно надеяться, что удается всем слушателям без исключения овладеть искусством межкультурного Диалога. Вместе с тем, ежегодно Лицей при Центре гуманитарного образования Лингва выпускает 50-80 человек, они становятся обладателями документа, подтверждающего международный уровень, что является веским дополнением к общему среднему образованию, а качества этих выпускников обеспечивают конкурентоспособность при поступлении в вузы и на привлекательные рабочие места. Эти «особенные» ребята, кто обеспечил себя к 17-ти годам гуманитарным капиталом, состоящим из:

• знаний мировых стандартов взаимодействия культур;

• владения несколькими иностранными языками;

• умений привлекать эти знания в различных социальных условиях;

• ценностных ориентиров для развития своей личности, значительно отличаются от сверстников своим нематериальным богатством, о котором мы напишем ниже. Это не просто знания - это жизненный опыт необходимых социальных практик: самостоятельная проектная работа с презентацией на иностранном языке (английский, французский, немецкий языки), общение с иностранными гостями, экзамен по форматам именитых университетов Кембриджского и Сорбонны, института Гете.

Мы уже вначале заметили, что педагогическая наука и практика остро нуждаются в поисках эффективной модели инновационных образовательных институтов. Система дополнительного непрерывного образования России обогащается от обобщения полезного опыта. В городе Сургуте этот опыт создания образовательных заведений нового типа и их научное обоснование тоже имеется. Lingua-Центр является площадкой научно-образовательного фонда «Методическая школа Пассо-ва» г. Липецк, ведущей научной идеей которого является концепция Е.И. Пассова «Развитие индивидуальности в Диалоге культур». Целью деятельности образовательного холдинга Lingua (Негосударственное образовательное учреждение и ООО Lingua), как научно-практической площадки в Сибири, является собственно определение условий, обеспечивающих эффективность создания и управления инновационным образовательным холдингом. В рамках этой деятельности, на примере развития Lingua-Центра проведено и успешно защищено семь диссертационных исследований в России и две в Швейцарии. В стадии завершения еще четыре диссертационных исследований по вопросам создания инновационного образовательного продукта и менеджмента образовательных структур.

Одно из научных исследований, проводимых в настоящее время на базе научно-практической площадки Центра гуманитарного образования «Lingua», посвящено созданию теоретической модели инновационной образовательной структуры. В исследовании выделяется новая функция региональных инновационных учебных заведений — моделирование будущего, проектирование стратегии развития, где ведущим мотивом является гуманитарное (антоним - технократичное) преобразующее влияние человека на окружающий мир.

Речь идет о создании совершенно новой модели образования, в том числе и горизонтальное объединение по ступеням образования: «дошкольное образование - школа - повышение квалификации и переподготовка специалистов», предусматривающей непрерывный многоуровневый, ступенчатый личностный и профессиональный рост посредством накопления гуманитарного капитала.

Чтобы более ясно и конкретнее представить наше видение новой модели структуры образования покажем схему этой модели.

Поясним данную схему.

Нижняя овальная плоскость разделена на четыре сектора: финансовый, научный, подготовки кадров, сектор маркетинга. Эти сектора составляют основу рождения образовательной среды, на что указывают стрелки.

Обратим внимание на ступени процесса образования. Их четыре: дошкольного, общего полного, профессионального, дополнительного. Продвигаясь по этим ступеням человек приобретает человеческий, социальный и культурный капиталы, из которых в конечном счете интегрируется гуманитарный капитал. Он является продуктом института диалога культур. Этот продукт естественно влияет на общество, в котором он использует данный продукт. Смотри стрелки вверху схемы. Но естественно, что и общество влияет на становление человека и рост

Рис 1. Модель института непрерывного гуманитарного образования.

гуманитарного капитала. Обращаем внимание читателя между обществом и образовательной средой существует взаимосвязь и взаимовлияние, что и обозначает с двух сторон схемы.

В нашем понимании, гуманитарный капитал - есть качество, интегрирующееся из человеческого, социального, культурного капиталов человека. Дополнительное образование есть источник этих капиталов. По прогнозам российских социологов к 2010 году 10-11 % работающего населения будут нуждаться в услугах дополнительного профессионального образования. Расходы индустриально развитых стран на последипломное образование постоянно растут и уже сопоставимы с расходами на высшее образование. На переподготовку специалистов отводится до 15-20% рабочего времени. Считается, что за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз. Непрерывное, особенно гуманитарное, образование сегодня, думаем, следует рассматривать как пробле-

му общегосударственного уровня, как своеобразную «формулу» устойчивого развития любой социальной системы. Российской моделью непрерывного образования может стать региональный многопрофильный комплекс, объединяющий различные традиционно понимаемые типы образовательных учреждений (дошкольное учреждение, начальная, средняя общеобразовательная школа, вуз, институт повышения квалификации) в единую систему, в котором подготовка специалистов осуществляется в единой образовательной парадигме. Проектируемая модель учреждения нового типа основывается на следующих особенностях:

• осмысление важности диалогического мышления;

• осмысление системной организации мира и необходимости получать информации не только на русском языке;

• понимание многообразия связей с окружающим миром (Россия и мир);

• понимание социально-экономических изменений в обществе;

• расширение потребностей региона в определенных профессиях;

• необходимость использования имеющихся и создании новых методических центров в местах проживания студентов;

• специфика организации образовательного процесса в условиях дифференциации обучения и образования, насыщении образовательного процесса множеством разнообразных программ и форм;

• взаимообучение учащихся.

Обоснованными способами организации инновационных образовательных процессов, обеспечивающих подготовку качественных специалистов, являются:

• опережающий характер цели подготовки;

• гражданское воспитание на гуманистической основе, как фактор, обеспечивающий социальную и политическую стабильность в регионе; гуманитарность образовательного продукта как противостояние технократичности знаний;

• личностно-смысловая организация образовательной деятельности, нацеленная на учет психологических особенностей учащихся и преподавателей, на обеспечение психологического и социального комфорта, толерантность и дружбу между субъектами всех процессов;

• многоуровневость профессиональной подготовки и личностного роста.

В содержании организации и управления региональным инновационным учреждением обозначились следующие тенденции:

• маркетинговый подход к образовательным потребностям взрослого населения и молодежи;

• интеграция различных образовательных услуг и продуктов, сосредоточившихся в одном учебном заведении, что указывает на его многофункциональность, на действующий «принцип достаточного разнообразия».

Последние исследования выявили устремленность молодежи на профессии, способствующие продвижению в элитарные слои, связанные с властью и ресурсами — сферы финансово-контрольных служб, права, государственных органов и информационных технологий. Как правило, внешних условий для разумного выбора профессии, к которым мы относим вышеназванные, не достаточно. В связи с этим со стороны родителей старших школьников повысились требования к профориентационной работе школы, к которой мы привлекаем сту-дентов-слушателей из Института дополнительного профессионального образования. Центр гуманитарного образования Lingua считает функцию профессиональной ориентации школьников одной из наиболее важных.

Характеристиками приемов развивающих образовательных технологий Центра гуманитарного образования Lingua являются:

• овладение учеником и учреждением образовательным смыслом и целью;

• подбор образовательных продуктов, адекватных целям;

• системность, последовательность, объемность нового материала;

• учет индивидуальных способностей (индивидных -задатков и способностей, субъектных - способов учения, личностных - мировоззренческих и статусных особенностей);

• рефлексия прогресса образования;

• предложения по корректировке программы.

Качество работы персонала обеспечивается системными

предложениями по профессиональному и личностному росту со стороны менеджмента по развитию персонала Центра. Сессии повышения профессиональной культуры персонала происходят системно три раза в год внутри учреждения и в текущем режиме - вне учреждения. Такая организация обеспечивает атмосферу непрерывного образования самих сотрудников Lingua-Центра.

Гуманитарная направленность модели учреждения нового типа обеспечивается гуманистическими тенденциями в управлении учреждением. Управление учреждением строится на менеджерском подходе. Первой характеристикой этого подхода является баланс между ориентацией на продуктивность деятельности преподавателей и менеджеров и отслеживание безболезненности протекания бизнес и образовательных процессов, в упрощенном смысле, это постоянный баланс между формализмом и творчеством.

В процессе деятельности НОУ НТ «Лингва» Центр гуманитарного образования разработана нормативная документация, регулирующая деятельность регионального учебного заведения нового типа. Положения об «Академии дошкольника», о «Лицее», об «Институте дополнительного профессионального образования» при Центре гуманитарного образования регламентируют деятельность по ступеням образования: дошкольное, общее среднее (полное), профессиональное.

К сожалению, сфера частного образования в РФ слабо регулируется законодательно. Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений со стороны государства и общества проходит стадию становления, не полностью решены вопросы о нестандартных формах и новых типах учреждений и т.д. Чтобы во всем была ясность, видимо, нужен закон «О системе негосударственного образования», возможно на региональном уровне. Представляется разумным, что процедура «рождения» такого законодательного акта была бы организована в диалоге с теми, кто заинтересован в этом законе: ассоциации негосударственных учреждений при ТПП, ассоциации промышленников при торгово-промышленной палате и отдельные предприятия и учреждения.

В практике барьером на пути к правильному определению роли государства в сфере образования является распространенное представление о том, что образование не может быть товаром, услугой. Но такое представление устарело, хотя бы потому, что не согласуется с аксиоматическим положением о рабочей силе и квалификации как товаре, как основной составляющей рабочей силы при рыночной экономике, в которой мы живем сегодня. А если эта квалификация приобретается работником «за свой счет», то она становится предметом купли-продажи на рынке не только труда, но и образовательных услуг. В этом контексте выбирающему профессию, учреждение или программу крайне важно понимать - что в результате он получит. Знания не всегда являются капиталом,

т.е. не всегда способны быть ликвидными. Здесь требуются и умения, и социальные навыки и культурные ценности. Но и этого не достаточно - для ликвидности требуется опыт социальных практик взаимодействия с людьми. Образовательным продуктом Lingua-Центра гуманитарного образования является гуманитарный капитал, а результатом образования является готовность к диалогическому взаимодействию с другими людьми и культурами.

Как для отдельного человека образование, квалификация, культура — это основа успешной карьеры, так и для целой

Библиографический список

1. Каган, М.С.Человек как проблема современной философии.

_http://anthropology.ш/шrtexts/kagan/man.htmL

2. Каган, М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган; С.-Пб., ТОО ТК Петрополис, 1996.

3. Сысоев, П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р. Державина, 2001.

4. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация) / Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова: методическое пособие для русистов. - СПб.: «Златоуст», 2007.

5. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5-11 классы. - М.: «Просвещение», 2000.

Статья поступила в редакцию 18.03.09

УДК 37.01:001.8

Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО 0БРА300АНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛВСВФСКИХ КАТЕГОРИЙ ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО

В работе рассматриваются теоретико-методологические аспекты построения концепции непрерывного экологического образования, которая имеет общий характер, и определяет логику построения частных концепций экологического образования, учитывающих специфику регионов, но не теряющих при этом концептуальных положений и принципов. Предлагается педагогическая технология непрерывного экологического образования как механизм реализации непрерывного экологического образования.

Ключевые слова: непрерывное экологическое образование, педагогическая система, педагогические принципы.

страны ее интеллектуальный, социальный и культурный потенциал, тот уровень образования, который она обеспечивает для своих граждан — условие успешного развития в современном мире. Создать необходимые условия для развития инициативы, в том числе и в сфере образования, которая направлена на решение практических задач, стоящих перед страной — вот тот подход, который, по нашему мнению, должен быть положен сегодня в основу государственной и региональной политики в этой сфере. А в том, что образование - экономическая категория, у нас нет сомнения.

По мнению ведущих исследователей проблема экологического образования [1, 2] должна исследоваться в нескольких аспектах: методологическом, философско-социологическом, естественно-научном, психолого-педагогическом и других. При этом особую роль играют методологические исследования, так как сама методология несет в себе нормативную составляющую и ее важной задачей становится теоретическое осмысление и методологическое обеспечение исследовательской работы. Такого рода научное исследование проблемы носит опережающий характер по отношению к педагогической практике, позволяет преобразовывать и совершенствовать ее. В ходе наших многолетних исследований была разработана и представлена концепция непрерывного экологического образования, имеющая всеобщий характер, которая была реализована на примере специфического региона -Республики Алтай. Ее разработка объясняется в работе следующими обстоятельствами.

В связи с тем, что экологическая культура людей в целом в любом государстве, в том числе и в России, неадекватна экологическому состоянию природы, мы считали необходимым работать над собственной концепцией экологического образования, а не просто ссылаться на документы, в которых уже

сформулированы общие теоретические положения и установки. Такое решение можно объяснить следующими обстоятельствами: во-первых, это дает возможность определить общую направленность и ориентиры исследовательского поиска; во-вторых, отобрать актуальные именно для данного исследования положения, расставить соответствующие акценты; в-третьих, позволяет выделить ведущие факторы развития изучаемого объекта; в-четвертых, позволяет выяснить, какие аспекты существующей концепции экологического образования требуют совершенствования или коренных изменений; в-пятых, понять, почему, несмотря на то, что учеными-педагогами и практиками доказана целесообразность и необходимость экологического образования, практика его реализации, непосредственно ориентированная на формирование и развитие экологической культуры, находится на неудовлетворительном уровне. Все это вместе открывает возможность получить не только практические результаты, но и сделать теоретические приращения и выводы.

Таким образом, Концепцию мы представляли как систему идей, взглядов, установок, которая должна служить отправной теоретической базой, стратегическим ориентиром конкретного поиска, которая, будучи опосредована и проверена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.