Научная статья на тему 'Институт многопартийности в Кыргызстане и особенности избирательного процесса: состояние и перспективы развития'

Институт многопартийности в Кыргызстане и особенности избирательного процесса: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1154
153
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эсенбаев Азис Эркинбекович

В данной статье предпринята попытка рассмотрения особенности института многопартийности в Кыргызстане и его роли в избирательном процессе как основного участника формирования органов государственной власти. Описывается нынешнее положение политических партий, а также некоторые плюсы и минусы в процессе ее осуществления в избирательной кампании в Кыргызстане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article an attempt of consideration of feature of institute of multi-party system in Kyrgyzstan and its role in electoral process as main participant of formation of public authorities is made. Present position of political parties, and also some pluses and minuses in the course of its implementation in election campaign in Kyrgyzstan are described

Текст научной работы на тему «Институт многопартийности в Кыргызстане и особенности избирательного процесса: состояние и перспективы развития»

ИНСТИТУТ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ И ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье предпринята попытка рассмотрения особенности института многопартийности в Кыргызстане и его роли в избирательном процессе как основного участника формирования органов государственной власти. Описывается нынешнее положение политических партий, а также некоторые плюсы и минусы в процессе ее осуществления в избирательной кампании в Кыргызстане. Ключевые слова: политические партии, многопартийность, избирательный процесс, институт выборов.

MULTI-PARTY SYSTEM INSTITUTE IN KYRGYZSTAN AND FEATURES OF ELECTORAL PROCESS: CURRENT CONDITION AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Annotation. In the article an attempt of consideration of feature of institute of multi-party system in Kyrgyzstan and its role in electoral process as main participant of formation of public authorities is made. Present position of political parties, and also some pluses and minuses in the course of its implementation in election campaign in Kyrgyzstan are described. Keywords: political parties, multi-party system, electoral process, institute of elections.

Политические партии существенно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей «заканчивались» вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не обязан был подчиняться воле своих избирателей. Он просто представитель общества. С образованием партий депутат передает свою волю партии, и опирается на ее поддержку. Поскольку партии организованы, постольку они оказались многократно эффективнее в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп: «Для политической борьбы ничего лучше партий в мире не придумано» [5, с. 62]. Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Существует множество подходов к определению сущности политических партий: понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан.); трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм); институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже) [4, с. 91-92]. Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаково. Однако можно выделить некоторые общие функции партий. Наиболее важной функцией, которые является согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур. Это функция представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти. Представляя и выражая волю, интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, т.е., обеспечивает взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, т.е. функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие

УДК 324 А.Э. Эсенбаев

Azis Esenbaev

© Эсенбаев А.Э., 2015

должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования [2].

Многопартийность является важным свидетельством укрепления демократических основ государства, обеспечения политических прав и свобод его граждан. С участием партий формируется представительный и законодательный орган государственной власти - парламент.

В условиях трансформации политической системы в Кыргызстане одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, которого является поиск нового типа взаимоотношений между властью и партиями как ключевыми участниками политического процесса. Значение этой проблемы особенно велико в условиях, когда партийная система, находящаяся на стадии становления и развития еще достаточно слаба и неустойчива.

Развитая многопартийность способствует структурированному выражению интересов и политической воли избирателей и политическому структурированию самого избирательного корпуса. Партии являются частью системы обратной связи между органами представительной власти и населением страны. Без них «невозможны ни проведение политики большинства, не защита позиций меньшинства» [6, с. 9].

Сегодня в условиях возрастания роли политических партий в политическом процессе значительно возрастает роль и влияние на процесс формирования демократического государства и принятие политических решений, прежде всего парламентских партий, которым удалось впервые сформировать депутатские фракции в парламенте Кыргызстана.

Необходимо отметить, что институт кыргызской многопартийности весьма неоднороден. Одни партии являются продуктом кризиса традиционной идеологии, другие появились в результате распада официальных партийных структур, третьи - благодаря новым правилам выборов, четвертые - вызваны необходимостью удовлетворения корпоративных интересов элиты. Однако в любом случае они отражают реальные социально-политические процессы, происходящие в обществе.

Проблема становления политических партий в Кыргызстане постепенно приобретает все большую значимость. В соответствии с новой Конституции полностью внедрена партийная система. Самое интересное состоит не в самом факте данного нововведения, а в том, насколько это будет соответствовать условиям республики, с нее клановостью. Внедрение принципа партийной системы имеет ряд плюсов и минусов.

Первый плюс. Есть основания полагать, что усиление роли партий в условиях Кыргызстана, может в значительной степени способствовать нивелированию принципа клановости при выборах в парламент и местные органы управления. Как показывает практика проведения избирательных кампаний в республике, люди очень часто голосуют за «своих», т.е., представителей своего рода. Это явление особо наглядно проявляется в сельской местности, где подавляющее большинство населения какого-либо избирательного округа приходится друг другу родственниками.

Теперь же по новому законодательству в депутаты будут избираться по партийным спискам, в которых, в единую партию будут включены представители сразу нескольких кланов. Изменяются также и границы избирательных округов: они становятся наибольшими по численности населения, т.е., объединяют в своих границах сразу несколько родов.

Второй плюс - это идеологизация страны. По большому счету в стране нет государственной идеологии. А ведь она является духовным стержнем государства. Даже если мы возьмем богатое государство с его материально обеспеченными гражданами, то для того, чтобы оно не развалилось, помимо материального ресурса, у официальных властей должен быть духовно-информационный ресурс - идеология. Свойство же партий - они всегда являются ее проводниками. Хотя, правда, по особым причинам, данное положение не относится к подавляющему большинству современных кыргызских партий, которые, по сути, имеют лишь одну цель - оказать политическую поддержку конкретному лицу в его борьбе за «кресло».

Третий плюс: партии потенциально могут мобилизовать население страны и направить сознание масс на решение насущных проблем государства, задать ориентиры для дальнейших действий. При этом в их потенции «привлечь» людей своими целями, программами, действиями, и «отвлечь» от таких явлений в социально-политической действительности современного Кыргызстана, как рост религиозно-экстремистских настроений, особенно на юге страны. А что касается, минусы партийной системы выражается в следующем.

1) Возможно постепенное появление двух партий, либо еще более вероятно, двух блоков партий - «юга» и «севера». Поднимаемая политиками проблема разделения страны по территориальному принципу на две части оказывает значительное влияние на современное кыргызское общество. Оно имеет как искусственное, так и естественное происхождение.

2) Строительство партийной системы может привести к кристаллизации религиозных сил в определенного рода объединения политического характера. Они, естественно, обязаны будут иметь демократический устав, и прописывать цели достижения мира и согласия, но так или иначе будут стремиться к продвижению определенных религиозных ценностей. В принципе, в этом нет ничего плохого, кроме одного: использование религиозных доктрин, норм, правил в той или иной степени, приводят к потере данными духовными установлениями своей сущностной роли в жизни людей, к превращению их в орудие в политической борьбе, причем орудие очень опасное и трудно предсказуемое. К тому же, в Кыргызстане у такого рода партий имеется определенное преимущество, так как религиозные знания в среде мусульманского населения республики ограничены, а государство является открыто светским. При этом нерешенность социально-экономических проблем населения, при отсутствии уважения и веры в отношении к официальным властям, создают благоприятную почву для деятельности различного рода религиозных организаций, а точнее экстремистского толка [1, с. 7].

На становление института многопартийности серьезно воздействует другой не менее важный институт - институт выборов. В Кыргызстане прошло два цикла избирательных кампаний, и каждый из них оказал существенное влияние, как на состояние партийного строительства в стране в целом, так и на политическое положение той или иной партии.

Первоначальный период становления многопартийности связан с началом нового избирательного цикла 2000 г., когда были парламентские выборы. Часть депутатов избирались по партийным спискам - их громко называли «четвертью парламента», от партий избиралось всего 25 % от 60 мест в Законодательной палате. Отличительной чертой этого цикла является то, что кыргызские политические партии становятся основными субъектами избирательного процесса.

Современный период развитости партийной системы в избирательном процессе связан досрочными парламентскими выборами 2007 и 2010 гг. в Кыргызстане, которые характеризованы о полном переходе на пропорциональную избирательную систему.

В условиях современного развития коммуникаций массовость партии не является главным условием ее победы на выборах. На первый план выходят возможность и способность работать со СМИ, правильное позиционирование партии, и ее лидеров, эффективное использование различных коммуникативных инструментов, способность искать и использовать ресурсы. Теоретически возможна такая ситуация, когда партия, имеющая всего несколько сот активных членов, искусно используя свои ресурсы, может обойти на выборах партию, имеющую десятки тыс. сторонников.

В конечном счете, побеждает тот, чьи идеи и образы в большей мере впечатлили и увлекли избирателей. Легче и эффективнее проникнуть в каждый населенный пункт через СМИ, а не через членов партии. А если виртуальное проникновение в умы подкрепляется еще и фактором личного убеждения, то успех у такой партии практически в кармане.

Политическая конкуренция в демократическом обществе имеет свои закономерности и, соответственно, прогнозируемые результаты. Для Кыргызстана, с его развивающейся демократией, когда регионализм и этнический фактор значительно влияют на ход политической борьбы, также имеются определенные закономерности, понимая которые, можно с большой долей вероятности прогнозировать результаты будущих выборов.

Сохраняющиеся в жизни общества родоплеменные отношения, традиционные институты солидарности, внутреннее деление страны на северные и южные регионы и сложность межэтнических взаимодействий в стране не могут рассматриваться как явления угрожающие государственности Кыргызстана, но проявляют себя как факторы, оказывающие определенное дестабилизирующее влияние на политические процессы. Унаследованное исторической памятью неформальное правило родоплеменной солидарности, которое постепенно переросло в кланово-региональный принцип поддержки по родоплеменной принадлежности, и которое отчасти регулирует политическое поведение людей, влияет на избирательный процесс, а, следовательно, может рассматриваться наряду с проблемами в межэтнических взаимодействиях, как фактор воздействия на механизм формирования органов государственной власти.

Качественный состав кыргызстанского электората (по полу, возрасту, социальной категории и др.), отдающего предпочтение той или иной партии, к сожалению, определить невозможно, так как в нашей республике пока еще нет технических возможностей для подведения подобных итогов. К примеру, Центр политических исследований при Мичиганском университете (США) провел демографический анализ избирательной кампании 2004 года в Америке, позволивший выявить основные контингенты избирателей каждой политической партии. Например, самыми решительными сторонниками Демократической партия являются афроамериканцы, испаноязычные американцы, семьи, члены которых состоят в профсоюзах, разведенные семьи, главой которых является один родитель. Республиканскую партию поддерживают белые мужчины из рабочего класса и средних слоев населения, традиционные семейные пары, американцы с более высоким доходом. Тем не менее, новоиспеченные профессионалы - высокообразованные и имеющие ученые степени - все больше голосуют за демократов. В общем и целом, республиканцев можно считать партией религиозных и культурных консерваторов, деловых мужчин и женщин горных штатов и Среднего Запада, и атеистов и социал-либералов, жителей больших городов Восточного и Западного побережий [3, с. 19]. Можно отметить несколько моментов, которые следует учесть партиям, намеревающимся принимать участие в выборах.

- В Кыргызстане имеется значительное этническое разнообразие. Этнические меньшинства, как правило, голосуют консолидировано. Партии, позиционирующие себя как выразители интересов этнических групп, имеют достаточно хорошие шансы на успех.

- В Кыргызстане значительно влияние психологии села, и даже многие городские жители не оторвались от сельской ментальности, а имеют достаточно прочные связи с ней. При выстраивании избирательной кампании важно уловить ту грань, где находится баланс интересов сельской местности и урбанизированной части общества.

- Большое влияние на выборах по-прежнему будут иметь те, кто обладает административным ресурсом. К сожалению, разговоры о честных и справедливых выборах пока остаются в значительной мере мифом. Лишь усиление реальной политической конкуренции и возмужание гражданского общества могут переломить ситуацию.

- Пропорциональные выборы, как правило, выигрывает тот, кто имеет широкий доступ к СМИ. Но этот факт, справедлив лишь при грамотной работе политтехнологов, работающих над выстраиванием имиджа партии. Топорность работы некоторых «специалистов» может лишь повернуть ситуацию в обратном направлении.

Политические преференции избирателей Кыргызстана характеризуются неустойчивостью, а значит «перетекание» голосов от одной партии к другой будет нормальным процессом на выборах. В выигрыше будут те организации, которые заблаговременно начнут работу по формированию четкой, ясной и привлекательной для избирателей программы. Важна идентификация партии, и ее лидеров -то, чем они отличаются от других. Не будет новостью и то, что партиям понадобятся значительные ресурсы.

Таким образом, несмотря на все сложности и трудности, сегодня в Кыргызстане идет процесс развития полноценной партийной системы, а институт политических партий, без которого механизм представительной демократии работает неэффективно, должен развиваться, и ряд необходимых правовых шагов на этом пути государство уже сделало. Как будет идти последующий процесс, зависит от того, каким образом будет меняться избирательное законодательство, степени зрелости конкретных, влиятельных политиков и понимания ими сути демократических процессов, происходящих в Кыргызстане.

Библиографический список

1. Вейцель, Р. Институт стратегических исследований и прогноза (ИСАП) / Р. Вейцель, Ю. Кандаурова. -Бишкек: КРСУ, 2007.

2. Дюверже, М. Политические партии / М. Дюверже ; пер. с франц. - М. : Академический Проект, 2000.

3. Маламуд, П. Интервью с Томасом Манном об избирательной кампании 2004 г. / П. Маламуд // Выборы в США. - 2004.

4. Политические партии. Политологический словарь-справочник / под ред. Г.В. Полуниной. - М., 1996.

5. Политический журнал «Эксперт». - 1998. - № 9.

6. Путь к эффективному государству. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.