Ю.Н. Нестеренко
институт микрофинансирования
В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИя
субъектов микробизнеса
Развитие субъектов микробизнеса в значительной степени зависит от их обеспеченности финансовыми ресурсами, что, в свою очередь, определяется состоянием в стране института микрофинансирования, который включает широкий спектр финансовых услуг. Однако в практической деятельности под данным термином подразумевают только микрокредитование, не рассматривая другие элементы рынка (микрострахование, микролизинг, микроинвестирование, микроплатежи), что значительно сужает содержание этого финансового института и не позволяет в полной мере реализовать предназначенные ему социально-экономические функции.
Ключевые слова: микробизнес, микропредприятия, микрофинансирование, микрокредитование, микрострахование, микролизинг, микроинвестирование, микрорасчеты, микроплатежи.
Устойчивость национальной экономики, ее конкурентоспособность на мировом рынке в существенной мере определяются уровнем развития малого предпринимательства, которое обеспечивает шздание рабочих мест для большинства трудоспособного населения, формирование «среднего класса» и конкурентной среды, утверждение демократических принципов и установление социальной стабильности в обществе, а также поддержание экономики в сбалансированном состоянии, повышение ее инновационного потенциала, укрепление международных связей.
Особое место среди субъектов малого предпринимательства с момента принятия закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-Фз) стало принадлежать микропредприятиям, влияние которых на решение задачи самозанятости людей, формирования ими небольших, но
© Нестеренко Ю.Н., 2013
стабильных доходов, а также снижения социальных расходов государства велико.
По данным Росстата, в России на конец 2009 г. было зарегистрировано 1602,5 тыс. малых предприятий, из которых 1374,7 тыс. (86 %) - микропредприятия, число которых за последние годы стабильно увеличивается примерно на 20-22 % в год.
Годовой оборот малых предприятий (16 873 млрд руб.) почти наполовину состоит из оборота микропредприятий (8067,2 млрд руб.). Если учесть также оборот индивидуальных предпринимателей (7301,2 млрд руб.), то совокупный оборот микробизнеса почти вдвое больше оборота малых предприятий, что свидетельствует о его значимости для экономики страны.
В то же время эти данные не соответствуют количественным и качественным стандартам, принятым на Западе, где к микропредприятиям относится почти 90 % субъектов предпринимательской деятельности, формирующих реальный экономический рост.
Стимулирование деловой активности, в том числе субъектов микробизнеса, в значительной степени зависит от их обеспеченности краткосрочными и долгосрочными финансовыми ресурсами, спрос на которые со стороны малых предприятий в последние годы, по разным оценкам, в 6-8 раз превышает предложение.
Обеспечить доступность и качество финансовых услуг, диверсифицировать финансовый рынок и расширить палитру финансовых продуктов для различных категорий пользователей, с нашей точки зрения, возможно путем развития микрофинансирования.
Возникнув в 70-х годах прошлого века в развивающихся странах (Бангладеш) как способ борьбы с бедностью посредством микрозаймов, этот институт получил свое распространение в развитых странах в качестве инструмента преодоления безработицы, а в настоящеее время используется повсеместно для активизации деятельности микропредприятий, выполняя при этом как социальную, так и экономическую функцию.
Многие исследователи сходятся во мнении, что микрофинансирование включает широкий спектр финансовых услуг, однако в практической деятельности под данным термином подразумевают только микрокредитование. Такой позиции придерживается ООН, Всемирный банк, поддержало ее и российское правительство. В Федеральном законе Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» дано определение, в соответствии с которым микрофинансовую деятельность связывают только с предоставлением
юридическими лицами микрозаймов в сумме не более 1 млн руб. одному заемщику.
Однако такой подход, по нашему мнению, значительно сужает содержание этого финансового института, который, наряду с микрокредитованием, должен включать более широкий перечень услуг, в том числе микрострахование, микроинвестирование, микролизинг, микрорасчеты, денежные микропереводы, микровклады и прочие виды.
Такую позицию оправдывает подход, в соответствии с которым отличительным признаком для выделения совокупности финансовых услуг является целевая группа получателей. Другие характеристики -объем, сроки, условия привлечения и предоставления финансовых ресурсов и др., с нашей точки зрения, являются вторичными.
Традиционно считалось, что клиентами микрофинансовых организаций (МФО) являются беднейшие слои населения, которые в силу своего слабого финансового положения не могут обслуживаться традиционными финансовыми институтами. Доля таких групп населения в развивающихся странах, в том числе в странах БРИК, достигает 50 % экономически активного населения.
Однако учитывая, что в развитых странах и в России изначально микрофинансирование было включено в список антикризисных приоритетов как способ поддержки малого предпринимательства и борьбы с безработицей, считаем, что в качестве целевой аудитории следует рассматривать прежде всего микропредприятия и индивидуальных предпринимателей.
Мировая практика относит к микропредприятиям организации с небольшой численностью работающих и невысоким годовым оборотом. Так, в странах ЕС микропредприятие определено как предприятие, которое нанимает меньше чем 10 человек и чей размер годового дохода не превышает 2 млн евро1. В США численность работающих на микропредприятиях не должна превышать 20 человек, годовой оборот и размер активов дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятий к той или иной отрасли экономики или виду деятельности.
В Российской Федерации субъекты микробизнеса - это юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, средняя численность работников которых не превышает 15 человек, а выручка от реализации товаров без учета НДС - 60 млн руб.2
Финансовые потребности микропредприятий невелики. Они в основном нуждаются во внешних источниках финансирования для поддержания текущей деятельности, что формирует спрос на не-
большие «короткие деньги», в то время как малому предприятию с оборотом до 400 млн руб. средний микрозаем в 100-150 тыс. руб.3 практически не нужен.
Анализ свидетельствует, что потребность малого и среднего бизнеса в кредитных ресурсах до 1 млн руб. составляет всего 10 % совокупного спроса, а остальные 90 % формируют микропредприятия и индивидуальные предприниматели. В предпринимательском секторе совокупный спрос на страховые услуги оценивается в настоящее время более 200 млрд руб., в то время как охват рынка не превышает 7 %.
Однако работать с субъектами микробизнеса невыгодно как коммерческим банкам, так и страховым компаниям, инвестиционным фондам, лизинговым организациям в силу низкой рентабельности и высокого уровня риска. Получается, что на рынке финансовых услуг существует определенная свободная ниша, которую и призваны занять микрофинансовые организации (МФО).
Федеральный закон № 151-ФЗ определяет микрофинансовую организацию как юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, для которого основным видом деятельности является предоставление микрозаймов. Также нормативный акт дает МФО право осуществлять иную деятельность, в том числе выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами.
Однако в законе не определен ни круг заемщиков, ни перечень иных, кроме микрокредитования, услуг и видов деятельности МФО. Такая неопределенность имеет двоякие последствия. С одной стороны, анализ микрофинансовых организаций, присутствующих на финансовом рынке России4, свидетельствует, что какие бы уставные цели ими ни провозглашались, способ их достижения один - предоставление финансовых услуг на развитие бизнеса и предпринимательских инициатив, которое не предусматривает потребительское кредитование. В то же время за 2003-2010 гг. 55 % микрозаймов были выданы именно на потребительские нужды5. Это свидетельствует о том, что потребительское кредитование в настоящее время де-факто является основным видом деятельности зарегистрированных МФО, хотя это не соответствует заявленным в законе целям.
С другой стороны, положения нормативного акта предоставляют возможность МФО оказывать другие (кроме микрокредитова-
ния) финансовые услуги, такие как, например, микрострахование, микроинвестирование, микролизинг, гарантии в составе неосновных видов деятельности. То есть, несмотря на то что эти виды услуг законодательно не определены, ограничений по их предоставлению не существует.
Согласно данным Росстата, к концу 2009 г. потенциальный рынок микрофинансовых услуг уже сформировался. Он составлял более 5 млн микропредприятий и 2,6 млн индивидуальных предпринимателей. Если учитывать крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства, то число потенциальных потребителей услуг может достигать более 20 млн субъектов, обслужить которые классические финансовые организации не могут в силу низкой заинтересованности и недостаточно широкого территориального охвата, который в основном ограничивается областными и крупными районными центрами. Поэтому для развития института микрофинансирования в стране объективно существуют потенциальные возможности, реализация которых затруднена в силу ряда причин.
«Слабое» звено микрофинансирования России - это «догоняющий» характер законотворчества и ограниченность нормативно-правовых актов, которые в настоящее время регулируют деятельность только микрокредитных организаций. Другие секторы рынка микрофинансирования не нашли отражения в действующем законодательстве.
Однако мы склонны рассматривать подобную ситуацию отчасти закономерной, ибо элементы микрофинансового рынка находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Считаем, что развитие рынка микрокредитования должно сформировать спрос на услуги микросбережений, микроплатежей, микроинвестирования и микрострахования, которые возникнут либо из потребностей клиентов, либо как способ расширения и диверсификации деятельности МФО, что вызовет необходимость создания соответствующей инфраструктуры и законодательной базы.
Не менее значима проблема низкой доступности финансовых услуг, которая связана с тремя видами ограничений:
- организационными, зависящими от низкой эффективности платежной системы в стране;
- территориальными, связанными с недостаточностью развития финансовой инфраструктуры;
- технологическими, заключающимися в несоответствии используемых ресурсов потребностям технологий удаленного обслуживания клиентов.
Для преодоления этих проблем необходимо создание сети региональных банков и небанковских депозитно-кредитных организаций, деятельность которых должна быть ограничена определенными нормативами и требованиями, в том числе по размеру собственного капитала.
Не менее важной является проблема достижения приемлемого баланса между показателями самоокупаемости микрофинансовых программ и величиной издержек на регулирование и надзор за деятельностью МФО. здесь перспективным считается дифференцированный подход, в соответствии с которым требования надзора должны увеличиваться пропорционально росту возможностей микрофинансовых организаций по привлечению средств и объему допустимых активных операций6.
В целях сокращения затрат на организацию и проведение контроля за деятельностью МФО представляется целесообразной реализация модели «делегирования функций», которая предусматривает передачу части надзорных полномочий госоргана саморегулируемой организации (СРО) при сохранении за регулятором властных полномочий в отношении СРО и ее членов, а также функции прямого надзора за СРО и выборочного - за ее членами.
В настоящее время в СРО обязаны вступать все кредитные кооперативы, однако в перспективе данное требование должно быть распространено и на другие МФО. Важным является и создание единого государственного реестра таких организаций7, что позволит унифицировать рынок, сделать микрофинансовую деятельность более прозрачной, защитить клиентов от недобросовестных игроков и повысить уровень доверия предпринимателей к МФО.
Кроме защиты своих интересов и стандартизации деятельности через СРО, микрофинансовые организации нуждаются в гибкой системе привлечения дополнительных и размещения избыточных финансовых ресурсов. Перераспределение финансовых потоков в системе кредитной кооперации, рефинансирование и поддержку ликвидности системы, организацию связи между кооперативной системой и другими элементами финансовой системы, аккумуляцию специальных фондов: стабилизационного, резервного и других, сможет обеспечить построение многоуровневой системы кредитной кооперации. Она должна включать в себя две структуры: кредитные кооперативы последующих уровней, включающие в себя только кооперативы предыдущего уровня, и кооперативные банки, что приведет к снижению стоимости услуг кредитных кооперативов и сокращению неоправданных затрат.
В сфере микрокредитования актуальной является также проблема достаточности финансовых ресурсов для МФО. Если банки и кредитные кооперативы имеют возможность привлекать вклады и взносы участников, пополняя дефицит в финансировании, то микрофинансовым организациям этот источник недоступен. Проблему могут решить изменения в законодательстве, разрешающие МФО привлекать вклады, что сформирует принципиальные изменения в принципах и характере деятельности этого финансового института.
Для развития микрострахования необходимо сформировать спектр финансовых услуг по управлению рисками субъектов микробизнеса и стимулировать страховые компании к разработке новых продуктов для них.
Весьма перспективным видится создание агентства по страхованию сбережений пайщиков кредитных кооперативов в том виде, который существует для банковской системы. В настоящий момент сбережения в кооперативах уступают банковским вкладам по степени надежности и пользуются меньшим спросом в силу того, что кооперативы не являются участниками обязательной системы страхования сбережений пайщиков, которые, в свою очередь, не обязаны осуществлять денежные взносы в фонд обязательного страхования сбережений8.
«Слабым звеном» для расширения объемов микролизинга и микроинвестирования является отсутствие в стране источников долгосрочного финансирования. Любая инвестиционная и лизинговая компания заинтересована в наличии постоянных, готовых к использованию вливаний капитала, необходимых для проведения сделок. Однако найти источники инвестирования в нужном объеме, на относительно длительный срок и под приемлемый процент в нашей стране пока достаточно сложно.
Таким образом, микрофинансирование является эффективным инструментом решения важнейших социально-экономических проблем. Однако отсутствие законодательной базы и достаточной поддержки со стороны государства, низкий уровень самоуправления микрофинансовых институтов и их неравномерное распределение по регионам, высокая стоимость микрофинансовых услуг создают барьеры на пути решения этих проблем9.
Для развития микрофинансирования должна быть разработана эффективная государственная политика, выработан оптимальный режим управления институтом, а также внедрены механизмы регулирования с целью формирования рынка микрофинансовых услуг, наиболее полно отвечающего потребностям микробизнеса и оперативно реагирующего на их изменения.
Примечания
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. № 4427. 31 июля.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1149 «О мерах по реализации Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"» // Российская газета. 2010. № 5376. 31 дек.
Мамута М.В. Государственная поддержка микрофинансирования: принципы и перспективы [Электронный ресурс] // Финансы.ги. URL: http://www.finansy. ru/st/post_1277096479.html.
Мамута М.В. Проблемы кредитования малого бизнеса в условиях кризиса [Электронный ресурс] // Отчет по VIII Национальной конференции «Роль микрофинансирования в преодолении финансово-экономического кризиса». URL: http://conf.rmcenter.ru/2009/otchet/.
Мамута М.В. Приоритеты развития микрофинансирования и меры по расширению взимодействия микрофинансовых организаций с ВЭБ/РосБР в 2011 г. [Электронный ресурс] // МСП Банк. URL: http://www.mspbank.ru/files/ Mamuta.ppt.
Манукян Д.Г. Государство сделает микрофинансирование прозрачным [Электронный ресурс] // Фест Ньюс. URL: http://www.firstnews.ru/news/ finance/gosudarstvo-sdelaet-rynok-mikrofinansirovaniya-prozrachnym/?sphrase_ id=219307.
Организация деятельности микрофинансовых организаций: Метод. пособие. Ростов н/Д, 2010. 418 с. [Электронный ресурс] // Многофункциональная система автоматизации микрофинансирования. URL: http://www.emcomfort.ru/ Content/Materials/organization_activities.pdf?AspxAutoDetectCookieSupport=1. Тонян О.Э. Государственная поддержка микрокредитования: принципы и перспективы [Электронный ресурс] // Кредитная кооперация Чувашии. URL: http://www.creditcoop.ru/index.php?option=com_content&view=arti-cle&id=951:microcredit-gov-support&catid=40:gov&directory=1. Тилль В.А. Российская делегация по приглашению Центрального банка и Министерства экономического развития Бразилии совершила визит в эту страну [Электронный ресурс] // Финансовая группа "SIGAL". URL: https://ukcm.ru/ news/4.
2
3
4
5
6
7
8
9