ИНСТИТУТ КОРОНЕРОВ АНГЛИИ И УЭЛЬСА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ РЕФОРМЫ
А.Л. Лисовецкий
Магистратура юридического факультета Российский университет дружбы народов,
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Институт коронеров — один из старейших институтов уголовной юстиции Англии и Уэльса. В 2013 г. в свете очередной реформы данного института вступил в силу ряд новых нормативно-правовых актов. Таким образом, в статье дается краткое описание института коронеров Англии и Уэльса и их деятельности с учетом ключевых результатов указанной реформы.
Ключевые слова: коронеры, медики-дознаватели, органы уголовной юстиции, реформа института коронеров Англии и Уэльса.
Появившись в 1194 г. и действуя по сей день, служба коронеров, не смотря на изменения, которые она претерпела за века своего существования, является одним из старейших институтов британской системы органов уголовной юстиции.
В наши дни коронеры занимаются расследованиями определенных случаев смерти. Коронеры, являясь независимыми в своей деятельности должностными лицами, проводят расследования по факту смерти человека, произошедшего на «подследственной» коронеру территории, если:
- смерть носила насильственный, неестественный характер;
- причина смерти неизвестна;
- смерть наступила в местах заключения.
Сейчас на территории Англии и Уэльса на коронеров возлагается расследование около трети всех подобных случаев.
На данный момент деятельность коронеров регламентируется рядом актов, среди которых заменивший собой The Coroners Act (1988) The Coroner and Justice Act (2009), вступивший в силу в июле 2013 г., The Coroners (Investigations) Regulations (2013), The Coroners (Inquests) Rules (2013), The Coroners Allowances, Fees and Expenses Regulations (2013) и иные [4].
Указанные акты были приняты в свете реформы службы коронеров, наметившейся еще в начале 2000-х гг. Данная реформа нацелена на преобразование института коронеров и процессуальных основ их деятельности таким образом, чтобы сделать их более действенными, понятными и гибкими. Ориентировка при этом была взята на потерпевших, свидетелей, семьи погибших и широкую общественность, неспециалистов. Упрощению коронерских расследований со-
путствовало и сокращение сроков их проведения. Выяснение того, кто, когда, почему и при каких обстоятельствах лишился жизни (а выяснение этих вопросов и есть суть коронерского расследования) могло занимать годы, что создавало трудности не только для коронеров и иных причастных к расследованию лиц, но и для семей умерших, которые постоянно нуждались в юридических консультациях по поводу происходящего. В результате институт коронеров и процессуальные основы их деятельности претерпели ряд существенных изменений и по форме, и по содержанию. Таким образом, сведения об институте и деятельности коронеров с учетом основных преобразований, достигнутых в ходе реформы, кратко представлены ниже.
Определенная неоднозначность в том, кто же коронер должен быть по образованию, решена — все коронеры должны быть юристами. В коронеры не допускаются медики, не имеющие соответствующей юридической квалификации и пятилетней практики. Предельный возраст нахождения на службе — 70 лет [9].
Иерархически институт коронеров Англии и Уэльса отныне выглядит следующим образом:
- Главный Коронер (The Chief Coroner);
- старшие коронеры (senior coroners);
- участковые коронеры (area coroners);
- ассистирующие коронеры (assistant coroners) [1].
Указанная должность Главного Коронера была создана для Англии и Уэльса. Главный Коронер назначается лордом — Главным Судьей по согласованию с Лордом-Канцлером. На данное лицо как на главу службы коронеров возложено множество функций. Основными среди них является обеспечение повышения квалификации коронеров, дача рекомендаций коронерам в практической и правовой сферах, контроль за делами, по которым не было выполнено расследование в должный срок, надзор за передачей дел коронерам для расследования как между самими коронерами, так и от других уполномоченных лиц, создание и реализация альтернативных способов проведения посмертных экспертиз, создание кадров, осуществляющих расследования по фактам смерти за рубежом, утверждение назначенных коронеров и многие иные [6]. Помимо них Главный Коронер также председательствует в ходе апелляционного производства, поскольку с недавнего времени единственным способом оспорить вынесенное коронером заключение является судебный пересмотр [9].
Коронеры, как было сказано, осуществляют свою деятельность на установленных территориях. В ходе реформы было принято решение сделать нагрузку на коронеров более равномерной. Поскольку данные территории иногда весьма различались по площади и по количеству проживающего на них населения, данные территориальные единицы были усреднены и количественно сокращены со 111 до 97.
На каждой территории действует один старший коронер, которому подчиняются один или более ассистирующих коронеров. Если же на данной террито-
рии находятся два и более муниципальных образования, то на территории данных образований назначаются участковые коронеры.
Теперь назначение всех коронеров осуществляется местными властями при последующем одобрении кандидатур Главным Коронером и Лордом-Канцлером, а не старшим коронером, действующим на определенной территории [1].
Определенные административные полномочия коронер может передавать сотрудникам вспомогательного персонала системы коронеров.
Коронеры осуществляют коронерское расследование. Коронер при этом рассматривает доказательства, имеющие отношение к умершему и обстоятельствам его смерти. Данное расследование является официальным и нацелено на установление истины. В ходе расследования проводятся заседания, на которые приглашаются необходимые для выяснения и/или уточнения произошедшего лица, а также в целях обеспечения объективности могут приглашаться присяжные. Подобные заседания, не смотря на некоторую схожесть с судебными заседаниями, не являются таковыми в традиционном понимании. Это, в частности, следует из того, что на них нет состязующихся сторон, а вопросы об уголовной или гражданской ответственности не ставятся. На подобных заседаниях собравшиеся выясняют, что произошло, а именно что привело человека к смерти и что являлось обстоятельствами ее наступления. При этом собравшиеся могут задавать вопросы дающему показания лицу [2].
Наряду со свидетелями, членами семьи обязательным является присутствие судебного медика, а при необходимости — и других сведущих лиц.
Заседания проводятся публично, если это не противоречит интересам правосудия и государственной безопасности.
Нужно отметить, что на данный момент в системе коронеров намечена тенденция к созданию в системе мест для коронеров-специалистов и их групп, которые будут сведущими в расследовании случаев определенного вида.
Выступающая проблемой затянутость проводимых расследований предотвращена путем установления сроков их проведения. Отныне срок проведения коронерского расследования составляет 6 месяцев, а в исключительных случаях он может быть продлен до 12 месяцев. Если расследование не было завершено в течение 12 месяцев, то формируется перечень всех подобных «затянутых» случаев, который передается сначала Главному Коронеру, а от него — Лорду-Канцлеру. Материалы расследования коронер хранит не менее 15 лет, кроме случаев, если Главный Коронер не укажет иное.
Также в целях экономии временных ресурсов и упрощения соответствующих процедур коронер, основываясь на результатах исследования трупа, теперь вправе решать, начинать ли расследование, если человек умер естественной, ненасильственной смертью. Исключением здесь выступают лишь случаи, когда человек мог умереть в результате чьей-либо халатности или неисполнения обязанностей по уходу.
Также необходимо отметить, что заседание с участием присяжных теперь не проводится в случаях естественной смерти в местах заключения, если, опять
же, не имело место халатность и бездействие со стороны соответствующих сотрудников данных учреждений [8].
Коронеры ведут реестр всех сообщенных случаев смерти людей, где указывают дату поступления сообщения о смерти, любую идентифицирующую умершего информацию, а также известную информацию о месте наступления смерти. После чего о факте смерти информируются личные представители и/или близкие родственники умершего. Оперативность проведения данных процедур обеспечена тем, что отныне коронеры должны быть круглосуточно доступны для решения неотложных вопросов [7].
Если труп после проведения вскрытия не может быть выдан в течение 28 дней, коронер уведомляет об этом ближайших родственников или представителя умершего [5].
Одной из целей реформы является расширение возможностей участия в процессе членов семей умерших, что выразилось, в частности, в следующем. Так называемые «заинтересованные лица», под определение которых в первую очередь как раз подпадают члены семьи умершего, могут в целях ознакомления запросить у коронера любой находящийся у него документ, который он предоставляет в максимально короткий срок, кроме случаев, если сочтет подобный запрос необоснованным или установит, что документ не имеет отношения к данному расследованию.
В интересах этих же «заинтересованных лиц» было проведено упрощение используемой терминологии, суть которого состоит в отказе от некоторых устоявшихся юридических терминов, применяемых в ходе процесса, в пользу терминов и выражений, более привычных и понятных обывателю. Задумка, послужившая основой отказа от профессиональной юридической терминологии, состояла в том, чтобы само расследование стало более понятным для семей умершего и иных неспециалистов-участников расследования, и в том, чтобы у данных лиц не возникало дополнительных вопросов по ходу расследования, что позволяет сэкономить временные и финансовые ресурсы (например, нет необходимости лишний раз обращаться к специалистам за консультациями, разъяснениями) [3].
В ходе реформы внимание было уделено профилактике случаев наступления смерти, которая теперь проводится со стороны коронеров в обязательном порядке: коронеры теперь не имеют право, а обязаны сообщать органам власти и/или организациям о ситуациях, принятие которых во внимание позволит предотвратить дальнейшие смерти. Указанные же органы и организации передают эту информацию Главному Коронеру, на основе которой им составляется ежегодный доклад, который запрашивается, а затем публикуется Лордом-Канцлером. Копию данного доклада Лорд-Канцлер направляет в Палату парламента.
В связи с полной «юридизацией» системы коронеров была введена должность медика-дознавателя (medical examiner). Данное лицо играет чрезвычайно важную роль, поскольку основной груз медицинских аспектов расследования возлагается теперь именно на медика-дознавателя. Данное лицо, по своей сути
являясь судебным медиком, проводит медицинское исследование трупов и контролирует факты уведомления коронера о всех случаях смерти, подлежащих расследованию. Медик-дознаватель также подтверждает выводы о причинах, повлекших смерть [9].
Заключение, составляемое коронером по окончании расследования, завершаемого проведением заседания, отныне должно содержать следующие сведения, оформленные по установленной форме:
- имя умершего (если известно);
- медицинская причина смерти;
- как, когда, где и при каких обстоятельствах человека настигла смерть;
- выводы коронера/присяжных о данном факте смерти;
- дополнительные сведения, а именно дата и место наступления смерти, имя и фамилия умершего (у женщин также указывается девичья фамилия), пол, дата и место рождения, профессия/род занятий, местожительство.
Вывод может быть кратким и/или развернутым. Допустимые краткие выводы таковы: 1) катастрофа или несчастный случай; 2) смерть от алкоголя/наркотических средств; 3) профессиональное заболевание; 4) (не)правомерное лишение жизни; 5) естественная смерть; 6) смерть по неоднозначно установленным причинам; 7) дорожно-транспортное происшествие; 8) мертворождение; 9) самоубийство [7]. В такой лаконичной форме они и формулируются. При этом для того, чтобы вынести заключение с кратким выводом в случаях (не)правомерного лишения жизни и в случаях самоубийств требуется достижение стандарта доказанности вины по уголовным делам. В то же время для вынесения аналогичного заключения с другими краткими выводами достаточно достижения стандартов доказанности по гражданским делам.
Развернутые выводы формулируются письменно коронером и присяжными, где они излагают свое аргументированное мнение о случившемся. По объему такие выводы состоят из двух-трех предложений.
Как видно, реформа института коронеров Англии и Уэльса и процессуальных основ их деятельности действительно принесла определенные плоды, а именно привнесла большую упорядоченность и единообразие в институт коронеров и их деятельность, предотвратила излишние трудозатраты и поспособствовала тому, чтобы деятельность коронеров стала более понятна и удобна тем, кто с ней сталкивается в том или ином качестве.
REFERENCES
[1] Becoming a Coroner // The Coroner' Society Of England & Wales. URL: http://www.coronersociety.org.uk/becoming_a_coroner.
[2] Chief Coroner: Implementation of relevant parts of Coroners and Justice Act 2009 // Judiciary of England and Wales, 25.07.2013. URL: http://www.judiciary.gov.uk/media/media-releases/2013/ChiefCoronerImplementation0fRelevantParts0fCoronersAndJusticeAct2009.
[3] Coroner's Reforms // Rix & Kay Solicitors LLP, 30.07.2013. URL: http://www.rixandkay.co.uk/2013/07/30/coroners-reforms.
[4] History // The Coroner's Society Of England & Wales. URL: http://www.coronersociety.org.uk/history.
[5] Major overhaul of Coroner Services in England and Wales // GOV.UK, 24.07.2013. URL: https://www.gov.uk/government/news/major-overhaul-of-coroner-services-in-england-and-wales.
[6] Office of the Chief Coroner // Judiciary of England and Wales. URL: http://www.judiciary.gov.uk/about-the-judiciary/office-chief-coroner.
[7] Sheath J. Coroners Court Reform 2013 — Briefing Note // Brachers Law, 01.08.2013. URL: http:// www.brachers.co.uk/news/item/coroners-court-reforms-2013-briefing-note.
[8] Stark C. Coroners reforms. // Health Law From Browne Jacobson, 2013. URL: http://www.bjhealthlawyers.com/resource/coroners-reforms.
[9] Wright-Kluger A. New coronial regime from June 2013 // Health Law From Browne Jacob-son, 2013. URL: http://www.bjhealthlawyers.com/resource/new-coronial-regime-from-june-2013.
THE INSTITUTE OF CORONERS IN ENGLAND AND WALES AND THE PROCEDURAL BASIS OF THEIR ACTIVITY IN THE LIGHT OF THE REFORM
A.L. Lisovetskiy
Master's course student of the law faculty Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
The institute of coroners is one of the oldest institutes of criminal justice in England and Wales. In 2013, in the light of the yet another reform of this institute a number of new legal acts came into force. Thus, the article gives a brief description of the institute of coroners in England and Wales and their activities including the key results of the reform.
Key words: coroners, medical examiners, institutes of criminal justice, reform of the institute of coroners in England and Wales.