ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ •
С.Т. Артёмова,
кандидат юридических наук, доцент Ульяновского государственного университета artemovast@mail. ги
Институт конституционной жалобы в системе судебной защиты основных прав и свобод человека и гражданина
-Q X
со
Аннотация: в статье исследуются обращения в конституционные и уставные суды субъектов РФ, порядок и процессуальные условия рассмотрения жалоб граждан и их объединений как основная форма защиты прав человека и гражданина.
Ключевые слова: конституционное судопроизводство, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, конституционная жалоба.
^ Summary: this article investigates the treatment of the constitutional and statutory courts of the RF
subjects, the order and procedural conditions of complaints of citizens and their associations as the main g form of protection of human rights and civil rights.
оз Keywords: constitutional litigation, constitutional (charter) courts of the subjects of the Russian Fed-
□l eration, the constitutional complaint. m s
^ Закрепляя систему прав и свобод личности, Конституция
Российской Федерации содержит и гарантии их защиты. Так, ст. 45 (ч. 2) Конституции РФ предоставляет гражданину свободу выбора способа защиты гарантированных прав и свобод. Статья 46 (ч. 1) Основного Закона < гарантирует право каждого на судебную защиту в порядке конституционен ного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. gt В соответствии со ст. 33 Конституции РФ «граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». 42 Конституции и уставы субъектов Российской Федерации, так или иначе, воспроизводят данную конституционную норму. N Говоря об определении понятия «обращение», следует отметить, что
с
о
IZ
0J
о данный термин подлежит расширительному толкованию. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»1 устанавливает, что обращением являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4). Таким образом, Закон четко называет формы 1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 19, ст. 2060.
обращения граждан — предложение, заявление и жалоба. При этом жалоба определяется как просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных или оспоренных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. В жалобе обязательно должно быть указано, в результате какого конкретного решения или действия (бездействия) произошло нарушение прав, свобод или законных интересов гражданина, созданы препятствия по осуществлению его прав, свобод или законных интересов, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
В отношении жалоб, направляемых в судебные органы, в том числе в органы конституционного правосудия, действует специальное законодательство. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»1 каждому человеку гарантируется возможность обратиться в Конституционный Суд РФ с утверждением о нарушении его основных прав и свобод. Однако следует различать конституционную жалобу и жалобу в суд общей юрисдикции на решения и действия (бездействие), нарушающие права и свободы граждан. Согласимся с предложением выделять обращения граждан с целью защиты основных прав и свобод на две категории: жалобы и заявления в органы законодательной и исполнительной власти; исковые заявления и жалобы в судебные органы2.
Право на конституционную жалобу, получившее конституционное за- $ а
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 13, ст. 1447.
2 См.: Лучин В.О, Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998. С. 14.
3 См.: Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 41—42.
° 3 с т
1 У § ^
х н
"О
и
з
крепление в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, не ограничивается только нор- с о
СП
мативным содержанием указанного положения, а имеет более глубокие § -
СЛ го
основания, уходящие корнями в конституционный статус личности, который д 0
призван отражать не только внешние признаки института прав и свобод, но ¿е
и их социально-политическую и юридическую природу3. Иными словами, о |
конституционный статус личности выступает выражением реально суще- а у
ствующей свободы граждан. $ б
Конституционная жалоба представляет собой специфическую форму об- -а §
ращения, характерную только для одной из всех процедур конституционного Ц 3
судопроизводства, когда оно возбуждается гражданином с целью защиты 3 |
основных прав и свобод, нарушаемых законом или иным нормативным а Ы правовым актом в конкретном случае правоприменения. Таким образом,
существенное значение имеют два момента: 43
1) индивидуальный характер жалобы, обусловленный конкретным слу- -
чаем правоприменения (конкретный нормоконтроль);
2) предмет жалобы, ограничивающийся областью нарушения только
Н
конституционных прав и свобод. Именно конституционное закрепление дает ^ правам и свободам человека и гражданина особые гарантии реализации и защиты, в частности, защиту в форме судебного конституционного контроля. о
_;__со
а
Среди основных функций конституционной жалобы можно выделить следующие: гарантия реализации и защиты основных прав и свобод; защита от принятия неправомерных актов органами законодательной власти; развитие конституционной теории прав человека путем их толкования.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что введение института конституционной жалобы в субъектах Российской Федерации — во многом предопределенный и неизбежный процесс, т. к. субъекты Федерации, закрепляя в собственных конституциях и уставах основные права и свободы человека и гражданина, обязаны создать соответствующий механизм их защиты, вплоть до защиты на конституционном уровне.
Поводом для рассмотрения дела в конституционных (уставных) судах субъектов Федерации является обращение гражданина (граждан), которое отвечает требованиям, установленным законодательством об органах конституционной юстиции. Сам конституционный (уставный) суд субъекта РФ действует в условиях «связанной инициативы», он не наделен правом без повода возбуждать производство по делу, что вполне оправданно, так как никто не вправе вмешиваться в частные дела граждан помимо их воли.
Основанием для рассмотрения дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли конституции (уставу) субъекта РФ закон или иной нормативный правовой акт, примененный или подлежащий применению в конкретном деле и нарушающий, по мнению заявителя (заявителей), основные права и свободы. § Все требования к обращениям, обозначенные в законодательстве субъ-□Е ектов Федерации об органах конституционного правосудия, можно условно разделить на общие и отдельные. При этом общие требования предъявляются к любым обращениям, поступающим в конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Отдельные требования содержатся в главах законов, регламентирующих конституционное судопроизводство по отдельным категориям дел. ° В законодательстве об органах конституционного правосудия субъектов к Федерации четко сформулированы требования, предъявляемые ко всем видам т обращений. При этом требования к конституционной жалобе отдельной статьей ш не выделены. Следовательно, конституционная жалоба должна соответствовать общим требованиям, которые предъявляются к обращениям. Причем, как показывает анализ законов о конституционных (уставных) судах, во всех 44 субъектах Федерации указаны одинаковые требования, которые предъявля-
- ются к обращениям. Так, в конституционной жалобе должны быть указаны:
1) Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации, в который направляется индивидуальная или коллективная жалоба; 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе; 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке; точное название, номер, дата принятия, источник опубликования, иные данные об оспариваемом акте; 5) нормы Конституции (Устава) субъекта Федерации, а также закона о конституционном (уставном) суде субъекта РФ, дающие право на обращение в конституционный (уставный) суд субъекта РФ
к
с
с
сч
о
сч
° 1
с Т 1 У
о ^
"О
и
с жалобой на нарушение основных прав и свобод; 6) конкретные основания для рассмотрения жалобы, обозначенные законами субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах; 7) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции (Устава) субъекта Федерации; 8) требование, сформулированное в связи с жалобой на нарушение основных прав и свобод и обращенное к конституционному (уставному) суду; 9) перечень прилагаемых к жалобе документов.
К направляемой в конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации жалобе должны быть приложены следующие документы:
1. Текст акта, подлежащего проверке.
2. Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в конституционном (уставном) суде субъекта РФ в качестве представителя.
3. Перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
4. К жалобе могут быть приложены списки экспертов и иных лиц, которых предлагается вызвать на заседание конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
5. Некоторые субъекты Федерации обязывают заявителей приложить к жалобе копию официального документа, подтверждающего применение или о а возможность применения обжалуемого закона, иного нормативного правового С О акта субъекта РФ при разрешении конкретного дела (республики Адыгея, 15 о Северная Осетия — Алания, Коми, Марий Эл, Татарстан). Выдача заявите- д 1 лю копии такого документа производится по его требованию должностным л е лицом или органом, рассматривающим дело. о |
6. Документ об уплате государственной пошлины. Противоречия в дан- а у ном вопросе были урегулированы введением в Налоговый кодекс РФ главы $ О 25.3 «Государственная пошлина». Государственная пошлина при обраще- -а § нии организаций в органы конституционного правосудия субъектов РФ Ц 3 составляет 3000 рублей, а при обращении физического лица — 200 рублей 3 | (ст. 333.23). Государственная пошлина подлежит зачислению в региональный а Ы бюджет. Конституционный (уставный) суд субъекта вправе своим решением освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты 45
государственной пошлины в полном объеме либо уменьшить ее размер. -
Уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю в тех случаях, когда обращение не принято к рассмотрению. ц
Наряду с вышеперечисленными документами заявитель вправе при- ^ ложить к жалобе и иные материалы и документы, имеющие отношение к 3 конституционной оценке поставленного в обращении вопроса. Сама жалоба о и прилагаемые к ней документы должны быть представлены в количестве а от двух до семи экземпляров.
Несоблюдение указанных в законах о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации требований влечет за собой отказ в принятии жалобы к рассмотрению.
Правомерность установления жестких требований к конституционной жалобе была предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации1. Гражданка Л.Н. Пчелкина обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение ее конституционных прав рядом статей Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». По мнению заявительницы, оспариваемые нормы Закона создают необоснованные преграды для обращения граждан в Конституционный Суд РФ, чем ограничивают их права, закрепленные в ст. 18, 19 (ч. 1 и 2), 46 (ч. 1) и 47 (ч. 1) Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ по данному делу установил следующее. Осуществляя необходимое правовое регулирование, законодатель предусмотрел, что любое заинтересованное лицо вправе согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»2 обратиться в надлежащий суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом, соблюдая, в том числе, требования, предъявляемые к оформлению соответствующего обращения в судебные органы, включая Конституционный Суд Российской Федерации. ^ Такого рода требования применительно к обращениям, направляемым ^ в Конституционный Суд Российской Федерации, вытекают из смысла ч. 4 к ст. 125 Конституции РФ, которая определяет процессуальные условия судебной защиты основных прав и свобод граждан посредством конституци-ш онного судопроизводства. Требования, предъявляемые к жалобам граждан, не направлены на ограничение права на обращение в Конституционный ^ Суд России, а лишь устанавливают в соответствии со ст. 125 и 128 < Конституции РФ процедуру его реализации.
Таким образом, требования, предъявляемые к конституционной жалобе ^ граждан и установленные законами о конституционных (уставных) судах субъ-^ ектов Российской Федерации, не могут рассматриваться как необоснованные к препятствия к судебной защите основных прав и свобод человека и гражданина. т Вместе с тем определенные сложности вызывает требование предоставив ления информации об источнике опубликования обжалуемого акта, т. к. с нередко бывает, что нормативный правовой акт вообще не публикуется или публикуется в сборниках нормативных правовых актов того или иного 46 субъекта Федерации, которые не всегда доступны для граждан. В некоторых — субъектах Федерации закон обязывает заявителей предоставить копию официального документа, подтверждающего применение или возможность при-^ менения обжалуемого акта в конкретном деле (Татарстан, Коми, Кабардино-° Балкария и др.). Однако истребовать подобный документ было бы проще не гражданам, а конституционному (уставному) суду, в производстве которого находится дело по жалобе.
1 См.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пчелкиной Людмилы Николаевны на нарушение ее конституционных прав рядом статей Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. // Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2000. М., 2001. С. 250—253.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1.
Безусловное выполнение всех требований, предъявляемых к жалобам граждан, будет способствовать оперативному реагированию на соответствующие нарушения прав и свобод. Грамотно составленное обращение является залогом достижения заявителем успеха при подаче жалобы. Однако возлагать на граждан такую обязанность представляется весьма обременительным, особенно на региональном уровне конституционного правосудия, учитывая то, что принятое к рассмотрению обращение проверяется аппаратом суда в том числе и на соответствие критериям допустимости. Значимость этих процессуальных положений состоит в том, что они определяют степень доступности конституционного правосудия1.
На наш взгляд, целесообразно закрепить в законах субъектов РФ о конституционных (уставных) судах следующее правило: устранение некоторых недостатков формы обращения заявителем возможно на стадии предварительного изучения обращения. Это позволит устранять некоторые неточности в обращении до принятия его к рассмотрению по существу региональным органом конституционного правосудия.
1 См.: Брежнев О.В. Процессуальные аспекты деятельности Конституционного Суда Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 2. С. 12.
В.В. Попов,
кандидат юридических наук, доцент Саратовской государственной юридической академии vpopov@sgap. ги
Правовые позиции Европейского суда по правам человека по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов отношений в сфере налогообложения
Аннотация: в статье рассматриваются правовые позиции Европейского суда по правам человека, связанные с вопросами защиты прав и законных интересов субъектов отношений в сфере налогообложения в соответствии с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, правовые позиции, сфера налогообложения, права и законные интересы субъектов, защита, Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Summary: the article deals with legal positions of the European Human Rights Court connected with problems of protection of rights and lawful interests of participants of taxation relations in accordance with provisions of the Convention on Protection of Human Rights and Basic Freedoms.
Key words: European Human Rights Court, legal positions, sphere of taxation, rights and lawful interests of the subjects, protection, Convention on Protection of Human Rights and Basic Freedoms.
47
С огласно п. 3 ст. 46 Конституции РФ «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны