ПРОНИНА Мария Петровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса. Нижегородская академия МВД России. Россия. Нижний Новгород. E-mail: mpronina2010@mail.ru.
PRONINA, Maria Petrovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Civil Law and Procedure. Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia. Nizhny Novgorod. E-mail: mpronina2010@mail.ru.
УДК 342.4
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
И.В. Семенова
В статье рассматривается деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина на основе анализа законов о конституционных судах республик Тыва, Татарстан, Северная Осетия-Алания и др. Являясь эффективным средством защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционные (уставные) суды в результате рассмотрения дел и вынесения решений предоставляют судебную защиту конституционных прав не только тем гражданам, которые обратились с соответствующей жалобой, но и другим гражданам, права и свободы которых нарушались или могли быть нарушены законом или нормативным правовым актом, признанным неконституционным.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; конституционные (уставные) суды; права и свободы; судебная защита; жалоба.
I.V. Semyonova. THE ACTIVITY OF THE CONSTITUTIONAL (STATUTORY) COURTS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN
The activity of the constitutional (statutory) courts of subjects of the Russian Federation in the sphere of protection of rights and freedoms of man and citizen is considered on the basis of the analysis of laws on the constitutional courts of the Republics of Tyva, Tatarstan, Northern Ossetia-Alania, etc. Being an effective remedy of protection of rights and freedoms of man and citizen, the constitutional (statutory) courts after hearing of cases and making decisions provide judicial protection of constitutional rights not only to those citizens who have addressed with the corresponding complaint, but also other citizens whose rights and freedoms were violated or could be violated by a law or a normative act recognized as unconstitutional.
Keywords: Constitution of the Russian Federation; constitutional (statutory) courts; rights and freedoms; judicial protection; complaint.
Конституцией Российская Федерация провозглашена правовым государством. Одним из основополагающих принципов правового государства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также защита этих прав и свобод. Защита прав и свобод человека и гражданина - одна из приоритетных задач в современной России.
Статья 18 Конституции РФ установила, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправле-
ния и обеспечиваются правосудием [1]. Защита конституционных прав и свобод граждан предусмотрена конституциями и уставами субъектов РФ, а также принятыми в субъектах РФ законами о конституционных (уставных) судах. Так, к примеру, ст. 18 Конституции Республики Тыва определено, что в республике подлежат защите и гарантируются права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ и Конституцией Республики Тыва [2].
Гарантия судебной защиты является эффективным средством реализации прав и свобод человека и гражданина. Граждане, чьи права
128
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)
и свободы нарушаются законами и нормативными актами субъектов РФ, обладают правом на обращение в конституционный (уставный) суд субъекта РФ путем подачи индивидуальной или коллективной жалобы, также жалоба может быть подана иными лицами, которые указаны в законе субъекта РФ. К примеру, в соответствии с Законом о Конституционном Суде Республики Татарстан (ст. 100) данным правом обладают граждане, права и свободы которых нарушены законом Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента РТ и Кабинета Министров РТ, органов местного самоуправления, и их объединения [5]. В данном случае круг субъектов обращения в суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод ограничен гражданами и объединениями граждан.
К числу лиц, которые имеют право обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод, к примеру в Республике Северная Осетия-Алания, помимо граждан и объединений граждан относятся также иные органы и лица, указанные в ч. 1 и 3 ст. 3 Закона о Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания [4]. Здесь можно отметить наличие довольно широкого круга лиц, имеющих право обратиться в конституционный (уставный) суд.
В некоторых субъектах РФ правом обращения в конституционный (уставный) суд обладает также Уполномоченный по правам человека (например, в Республике Башкортостан). Отметим также, что в ряде регионов круг субъектов обращения в суд не конкретизирован и может быть дополнен. Так, Законом о Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики определено, что с жалобой в суд могут обратиться граждане, объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в республиканском законе [3]. Тем самым на основании законов республики возможно расширение перечня лиц, обладающих правом на обращение в суд.
С момента образования конституционных (уставных) судов субъектов РФ выявилась довольно обширная практика по делам о проверке конституционности законов, иных нормативных актов по жалобам граждан, рассмотрено значительное количество дел данной категории. Анализ практики работы конституционных (уставных) судов показывает, что большинство граждан в основном обращается в конституционный (уставный) суд с защитой прав и свобод в области социального обеспечения. Многими решениями конституционных (уставных) судов сделаны выводы о неконституционности обжа-
луемых законов либо нормативных актов субъектов РФ. Рассмотрим пример.
Конституционный Суд Республики Карелия в своем постановлении от 14.01.2014 г. по делу о проверке на соответствие Конституции республики п. 11 ст. 2 во взаимосвязи с ч. 5 ст. 3 Закона республики от 17.12.2004 г. № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в связи с обращением Евсеевой Татьяны Альбертовны выявил следующее.
Согласно оспариваемой норме вышеуказанного закона работающим и проживающим за пределами городов педагогическим работникам государственных учреждений республики, за исключением работников государственных образовательных учреждений республики, предоставляется мера социальной поддержки в форме освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением независимо от вида жилищного фонда. По доводам заявителя, нарушается гарантированное Конституцией республики равноправие граждан и право на социальную защиту, ввиду того что республиканским законодателем определен разный объем прав на социальную поддержку. Данная поддержка зависит от того, является ли учреждение, в котором осуществляется профессиональная деятельность, государственным или муниципальным. Судом установлено, что подведомственность учреждений не предопределяет различий в условиях и характере деятельности ни учреждений, ни самих работников этих учреждений и не свидетельствует о существовании различий.
В сформулированной при выработке итогового решения правовой позиции суда отмечается, что, поскольку педагогические работники муниципальных учреждений социального обслуживания, которые проживают и работают за пределами городов, принадлежат к той же категории специалистов, что и работающие и проживающие за пределами городов педагогические работники государственных учреждений социального обслуживания республики, то они также имеют право на социальную поддержку в форме освобождения от оплаты жилой площади с отоплением и освещением независимо от вида жилищного фонда.
Таким образом, Конституционным Судом Республики Карелия сделан вывод о несоответствии Конституции республики обжалуемого правового предписания закона [6].
Как можно заметить на основании рассмотренного примера, те граждане субъектов РФ, где действуют конституционные (уставные)
суды, наделены дополнительными гарантиями защиты своих прав и свобод по сравнению с теми субъектами РФ, на территории которых отсутствуют либо не функционируют данные суды. Доказательством данного утверждения может послужить и статистика по рассмотрению конституционными (уставными) судами субъектов РФ дел, связанных с защитой прав и свобод граждан.
К примеру, Уставный суд Калининградской области за 2016 г. вынес 8 итоговых решений в виде постановлений. В числе субъектов, обратившихся в суд, один - гражданин, остальные заявители - депутаты. Вынесенное постановление по результатам рассмотрения обращения гражданина касалось вопроса соответствия Уставу Положения о пенсии за выслугу лет. По итогам его рассмотрения оспариваемая норма признана судом соответствующей Уставу.
Конституционным Судом Республики Марий Эл за 2016 г. вынесено 4 постановления, из которых 2 постановления вынесены по рассмотрению вопросов социального характера (запрос Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл и жалоба гражданки), связанных с оказанием мер социальной поддержки. Оспариваемые заявителями нормы признаны судом соответствующими Конституции Республики Марий Эл.
В 2016 г. Конституционным Судом Республики Дагестан по жалобам граждан вынесено 2 постановления применительно к нарушениям социальных прав. По итогам рассмотрения дел одна жалоба признана не противоречащей Конституции республики, другая жалоба признана не соответствующей Конституции Республики Дагестан. А в Республике Коми конституционным (уставным) судом в 2016 г. вынесено 3 постановления, по которым гражданами заявлялись требования о защите социальных прав. Вместе с тем в ходе рассмотрения дел все оспариваемые нормы признаны соответствующими Конституции республики.
Статистика подтверждает, что конституционные (уставные) суды востребованы в субъектах РФ. То, что граждане обращаются в органы конституционного правосудия, свидетельствует о наличии доверия к ним не только со стороны отдельных граждан, но и населения и общества в целом. Однако в последнее время заметно возросло количество дел по нарушению прав и свобод человека и гражданина, что лишний раз подчеркивает необходимость создания в субъектах РФ конституционных (уставных) судов. То, что данные суды функционируют не во всех субъектах РФ, предопределяет разный набор прав на судебную защиту посредством
конституционного судопроизводства в зависимости от места жительства граждан.
Как отмечает В.Ю. Пантелеев, за 20-летнюю историю конституционное правосудие доказало свою востребованность как в сфере защиты прав граждан, так и в сфере укрепления российской государственности. Наличие конституционных (уставных) судов в субъектах РФ послужило необходимым условием существования правового государства, является средством решения вопросов, связанных с формированием единого правового пространства, гарантией реализации основных прав и свобод человека и гражданина [7]. С этим мнением нельзя не согласиться, поскольку конституционные (уставные) суды субъектов РФ предоставляют дополнительную гарантию защиты прав и свобод граждан.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ являются важным элементом системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Проводя эффективную деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, конституционные (уставные) суды тем самым фактически снимают огромную нагрузку с Конституционного Суда РФ. Конституционные (уставные) суды являются наиболее эффективным средством защиты прав человека и гражданина, так как в результате рассмотрения дел и вынесения решений судебную защиту конституционных прав получают не только те граждане, которые обратились с соответствующей жалобой, но и другие граждане, права и свободы которых нарушались или могли быть нарушены законом или нормативным правовым актом, признанным неконституционным.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек. С. 3-6.
2. Конституция Республики Тыва: принята референдумом Республики Тыва 6 мая 2001 г. // Тувинская правда. 2001. 15 мая.
3. О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики: закон Кабардино-Балкарской Республики от 12.12.1997 г. № 38-РЗ // Кабардино-Балкарская правда. 1997. 23 дек.
4. О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания: закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2001 г. № 17-рз // Северная Осетия. 2001. 5 июля.
5. О Конституционном Суде Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 22.12.1992 г. № 1708-ХП // Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1992. № 11-12. С. 188.
130
вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3(29)
6. Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 14.01.2014 г. по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия пункта 11 статьи 2 во взаимосвязи с частью 5 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 г. № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» в связи с обращением Евсеевой Татьяны Альбертовны. URL: http://ksrk. karelia.ru/?p=898 (дата обращения: 23.08.2017).
7. Иванова Н.А. Защита основных прав и свобод граждан в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. URL: http ://lawtheses.com.
8. Пантелеев В.Ю. Повышение эффективности деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 59-61.
СЕМЕНОВА Ирина Владимировна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: irina sem@rambler.ru.
SEMYONOVA, Irina Vladimirovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: irina_sem@rambler.ru.
УДК 347.965.9
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ АДВОКАТУРЫ КАК ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕЕ УЧАСТИИ В ПОСТРОЕНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
П.А. Стерхов
Статья посвящена вопросу функционирования адвокатуры как института гражданского общества и ее роли в построении правового государства. На основе анализа различных источников автор предпринимает попытку аргументированно охарактеризовать адвокатуру как институт гражданского общества, отмечает значительную роль адвокатуры в вопросах обеспечения прав и свобод граждан на протяжении всего периода ее существования.
Ключевые слова: адвокатура; гражданское общество; права и свободы; российское законодательство; адвокат; юридическая помощь; правовое государство; судебное представительство.
P.A. Sterkhov. TO THE QUESTION ABOUT THE FUNCTIONING OF THE LEGAL PROFESSION AS INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY AND ITS PARTICIPATION IN BUILDING A LEGAL STATE
The article is devoted to the functioning of the legal profession as Institute of civil society and its role in building a legal state. The author attempts to convincingly characterize the legal profession as Institute of civil society based on analysis of various sources, notes the important role of advocacy in ensuring the rights and freedoms of citizens throughout the period of its existence.
Keywords: advocacy; civil society; rights and freedoms; Russian legislation; lawyer; legal help; state legal; legal representation.
В Российской Федерации установлено, что права и свободы человека являются высшей ценностью в государстве. Данное положение установлено в Конституции - основном законе России, который принимался всенародно в 1993 г.
Закрепление в Конституции прав и свобод человека в качестве высшей ценности представляет собой особую значимость и является важнейшим положением в процессе построения истинного демократизма и гражданского об-
щества в России. Данный факт предопределил вывод, что от качества обеспечения признанных и гарантированных прав и свобод личности во многом зависит отношение граждан к Конституции как к основному закону государства, а также к самому государству, его аппарату.
Большой объем работы в механизме обеспечения прав и свобод личности возлагается и на институты гражданского общества. Тем не менее, по мнению автора, именно адвокатура, являющаяся институтом гражданского общест-