УДК 336.276
Кондратьева Е.А.,
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИИ Счетной палаты Российской Федерации
ИНСТИТУТ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ГРУППЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ1 И ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрены проблемные вопросы оценки влияния образования КГН на наполнение доходной части региональных бюджетов. Создание КГН привело к перераспределению доходов между бюджетами регионов. Ситуация осложнилась применением пониженных налоговых ставок, установленных законами субъектов Российской Федерации. Фактически использование КГН позволило снизить общую налоговую нагрузку группы. Ключевые слова: консолидированные группы налогоплательщиков, российские регионы, бюджеты, налоговые поступления от КГН, последствия, налог на прибыль организаций, мораторий
Kondrat'eva E.,
PhD in Economics, Associate Professor, Leading Researcher of the State Research Institute of Systematic Analysis
of Accounts Chamber of the Russian Federation
THE INSTITUTE OF A CONSOLIDATED TAXPAYERS GROUP AND THE BUDGETS FORMATION OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article considers the problematic issues of impact assessment of the CTG establishing to the supplement of revenue part of regional budgets. The CTG establishing has led to redistribution between budgets of regions. The situation is complicated by the application of reduced tax rates, established by laws of the constituent entities of the Russian Federation. In fact, the CTG application is allowed to reduce overall tax burden of the Group.
Keywords: Consolidated Taxpayers Group, Russian regions, budgets, tax revenues from CTG, fall-out, company tax, moratorium
Четыре года деятельности консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) - недостаточный срок для получения конкретных результатов от анализа влияния КГН на доходы бюджетов регионов и национальную экономику в целом. Хотя определенные выводы уже можно сделать. (В соответствии с российским законодательством консолидированная группа налогоплательщиков - это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности данных налогоплательщиков. Институт консолидированного налогоплательщика дает возможность крупнейшим предприятиям оптимизировать налоговое бремя путем его частичного снижения и высвобождает дополнительные средства для обновления и расширения производства. Создание института КГН задумывалось как одно из направлений совершенствования налоговой системы России и расширения инвестиционной активности компаний.)
Поступление налоговых платежей зависит от ряда факторов [13], в частности, от формулы распределения налоговых поступлений от КГН, учитывающей предусмотренную действующими правилами среднесписочную численность работников и остаточную стоимость амортизируемого имущества.
Основная часть налоговых доходов сосредоточивается в регионах Центрального федерального округа (около 40% всех налоговых доходов) и, в частности, в доходной части г. Москвы (около 20%). В бюджетах семи из 83 субъектов Российской Федерации концентрируется более половины всех собираемых налогов, большая часть которых аккумулируется в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области. Наибольший объем зачислений налога на прибыль организаций приходится на семь центральных регио-
1 Введен Федеральным законом от 16.11.2011 г. № 321-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков», который добавил в НК РФ новую главу 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков» (Налоговый кодекс Российской Федерации. № 146-ФЗ. Ч.1 // Режим доступа: http://www. ЕакопШ^о/пк/сЫ).
ии
нов, в доходах бюджетов которых аккумулируется более 50% всех поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, при этом лидирующая позиция принадлежит бюджету г. Москвы.
В 2014 г. Счетная палата РФ и ФНС РФ провели анализ результативности администрирования уплаты налога на прибыль организаций КГН. Одновременно Счетная палата РФ завершила контрольное мероприятие «Проверка результативности администрирования консолидированных групп налогоплательщиков». По итогам указанных мероприятий ведомствами были сделаны следующие выводы [3].
В 2012 г. в консолидированный бюджет РФ поступил налог на прибыль в размере 2,4 трлн руб., или 103,7% к уровню поступлений 2011 г., а в 2013 г. -2,1 трлн руб., или 88% к уровню 2012 г. При этом налогоплательщики, входящие в КГН, в 2013 г. в консолидированные бюджеты регионов заплатили 348,2 млрд руб., что на 145,7 млрд руб., или на 29,5% меньше уровня 2012 г.
Так, на снижение поступлений налога на прибыль организаций от КГН в 2013 г. оказал влияние ряд факторов:
- замедление темпов роста экономики и индексация налоговых ставок. Недопоступления оцениваются в размере 61,1 млрд руб.;
- рост расходов по амортизационным отчислениям. В связи с вводом в эксплуатацию объектов по крупным инвестиционным проектам недопоступило 68,2 млрд руб.;
- за счет консолидации убытков внутри КГН недопоступило 16,4 млрд руб., или 11,2% от общего объема снижения.
При этом в 2013 г. от влияния КГН в 62 регионах поступления налога на прибыль увеличились, в том числе в 17 субъектах, более, чем на 1 млрд рублей. А в 20 регионах уменьшились, из них в 11-ти более, чем на 1 млрд рублей.
В связи с таким перераспределением ряд российских регионов получил прирост налога, а в ряде регионов произошло сокращение суммы налога. Наибольшее снижение налога отмечено по бюджету Москвы. В бюджет Москвы платежи налога в 2013 г. в связи с образованием КГН сократились на 34,3 млрд руб., при этом сокращение произошло почти по всем КГН, участники которых или их подразделения находятся на территории города.
Сосредоточение налоговых доходов в центральном регионе свидетельствует о неэффективности налоговой политики государства в части распределения налоговых доходов между субъектами Российской Федерации. По данным ФНС РФ, в настоящее время значительная часть субъектов Российской Фе-
дерации ограничена в налоговых доходах, размер которых на порядок отличается от размеров налоговых доходов центральных регионов. Возникла дилемма между необходимостью увеличения налоговых доходов бюджетов регионов и поддержкой государством интересов центральных регионов.
Объемы распределения региональных и «смешанных» налогов показывают нарастающие диспропорции в распределении налога на прибыль организаций между бюджетами субъектов Российской Федерации. Основной объем поступлений налога на прибыль организаций приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.
Концентрация налога на прибыль организаций (его региональная часть в размере 18% от налоговой ставки) в центральных регионах стала возможна в результате того, что крупнейшие компании разместили свои головные организации (в которых, как правило, аккумулируется прибыль) в г. Москве, а также в г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
Так, согласно рейтингу 2013 г. журнала «Эксперт» из 400 крупнейших холдинговых компаний России [10], совокупный объем реализации которых составил более 45,2 трлн руб. (73,1% валового внутреннего продукта [2]), у 309 холдингов головные организации расположены в г. Москве [11].
При оценке влияния образования КГН на наполнение доходной части бюджетов необходимо сравнивать суммы налога, полученные в старых и новых условиях.
Введение КГН позволило более справедливо перераспределить налог на прибыль организаций из субъектов - «центров прибыли» (место нахождения головных организаций холдингов) в регионы, где сосредоточено основное производство. Однако в ряде субъектов, не являющихся «центрами прибыли» - Белгородской, Волгоградской, Нижегородской областях и Пермском крае - за 2012 и 2013 гг. общие потери доходов от влияния КГН составили более 5 млрд рублей. Аналогично в Республике Карелия и Самарской области потери в 2013 г. составили более 1 млрд руб.
Создание КГН привело к перераспределению доходов между бюджетами регионов. По данным Минфина России, в 2014 г. у 53 регионов поступления налогов на прибыль организаций выросли на 61,9 млрд руб., у 32 - снизились на 127 млрд руб. В 2013 г. на выравнивание бюджетной обеспеченности регионам выделили дополнительно 50 млрд руб. Сумма бюджетных кредитов была увеличена с 80 до 230 млрд руб.
Субъекты Российской Федерации (г. Москва, Красноярский край, г. Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ -
ип
Югра), в которых произошло наибольшее снижение поступления налога на прибыль организаций в результате деятельности КГН, в основном относятся к категории высокодоходных регионов, в которых бюджетная обеспеченность в расчете на одного человека превышает среднероссийский показатель.
Ряд субъектов Российской Федерации (Белгородская, Волгоградская, Нижегородская и Самарская области, Пермский край, Республика Карелия), в которых бюджетная обеспеченность ниже среднероссийского показателя, в связи с влиянием деятельности КГН нуждается в финансовой помощи в части компенсации выпадающих доходов.
Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций в значительной степени связано с применением пониженных налоговых ставок, установленных законами субъектов Российской Федерации. Такие ставки применялись участниками 8 КГН, в результате налог на прибыль организаций в бюджеты регионов был понижен за 2012 г. на 20,4 млрд руб., за 2013 г. - на 18,6 млрд руб. Применены пониженные налоговые ставки, приведшие к наибольшим суммам недопоступления налога, участниками КГН ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «НК «ЛУКойл».
Наиболее пострадавшие регионы, в которых доходы от влияния КГН уменьшились более, чем на 1 млрд руб. - Москва, Санкт-Петербург, Красноярский и Пермский край, Белгородская, Тюменская, Волгоградская, Нижегородская и Самарская области, Республика Карелия и Ханты-Мансийский АО.
Согласно данным УФНС по Пермскому краю на территории края зарегистрировано в 2012 г. 29 участников КГН, в 2013 г. - 36 участников КГН, за I полугодие 2014 г. - 35 участников КГН [12]. На территории Пермского края осуществляют свою деятельность организации, входящие в следующие КГН: ОАО «Нефтяная компания «ЛУКойл», ОАО «Газпром», ОАО «РТКомм.Ру» и др.
По итогам функционирования 9 КГН на территории Пермского края в бюджет не поступило налога на прибыль организаций в 2012 г. в размере 3308,3 млн рублей; в 2013 г. - 2171,7 млн рублей [6]. В среднем за 2011-2012 гг. общая сумма недопоступления налогов в консолидированный бюджет Пермского края в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных федеральным, региональным и местным законодательством, составила 34825273 тыс. руб., в том числе по льготам, установленным федеральным законодательством - 10158816 тыс. руб. или 29,2% от общей суммы; по льготам, установленным региональным законодательством - 24509470 тыс. руб. или 70,4%; по льготам, установленным местным законодательством - 87212,0 тыс. руб. или 0,2%; в связи с применением налогоплательщиками специаль-
ных налоговых режимов - 69775 тыс. руб. или 0,2%. В целом объем недопоступления налогов в связи с предоставлением налоговых льгот на региональном уровне составил 17,4% от налоговых и неналоговых доходов бюджета Пермского края.
Сумма недопоступления в бюджет Пермского края налога на прибыль организаций в связи с предоставлением льготы по сниженной региональной налоговой ставке по налогу на прибыль организаций за период с 2006 по 2013 гг. составила 63049 млн. руб. (с учетом инфляции (ИПЦ) - 69194,9 млн руб.). Отметим, что выпадающие доходы бюджета Пермского края по налогу на прибыль организаций в связи с созданием КГН были частично компенсированы из федерального бюджета в 2014 г. путем предоставления дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в объеме 2930,2 млн руб. [4].
В настоящий момент единая утвержденная методика оценки эффективности налоговых льгот на федеральном уровне отсутствует. К рекомендациям Минэкономразвития России и Счетной палаты РФ можно отнести только разработанные ими проекты методик.
При оценке эффективности налоговых льгот по региональным налогам и налоговым ставкам, установленным законодательством Пермского края, возможно использовать методику Правительства Пермского края, официально утвержденную Порядком от 16.09.2013 № 1223-п.
По мнению специалистов Контрольно-счетной палаты Пермского края, произвести оценку эффективности налоговых льгот только с учетом применения методики [9] Правительства Пермского края и принять решение о целесообразности корректировки и (или) отмене предоставляемых налоговых льгот практически невозможно. Для принятия решения о целесообразности корректировки и (или) отмене предоставляемых налоговых льгот, кроме методики, необходимо учитывать результаты дополнительных мер оценки.
Кроме того, п. 2.5. Порядка от 16.09.2013 № 1223-п определяет, что при ухудшении ситуации в экономике Пермского края вследствие влияния обстоятельств непреодолимой силы, а также обстоятельств, являющихся следствием снижения уровня мировых цен на экспортируемую продукцию, снижения курса валют, общероссийских и мировых кризисных тенденций в экономике, оценка эффективности налоговых льгот не проводится. Однако считаем, что в указанных случаях актуальность вопроса оценки эффективности налоговых льгот становится только острее.
В результате предоставления льготы по налогу на прибыль организаций бюджет Пермского края недополучает средств от 14 до 16% от общего объема налоговых и неналоговых доходов края; объем вы-
икз
падающих доходов Пермского края в связи с предоставлением указанной льготы превышает в 1,3 раза общий объем выпадающих доходов по данному налогу регионов - Республик Башкортостан, Татарстан, областей Самарская, Нижегородская и Свердловская -вместе взятых. Наличие льготы по налогу на прибыль организаций не обеспечивает возможности региону стать одним из лидеров по показателям экономического развития (по темпам снижения промышленного производства Пермский край занимает последнее, 14-е место среди регионов Приволжского федерального округа).
По мнению Контрольно-счетной палаты Пермского края, предоставление льготы по налогу на прибыль организаций не способствует повышению заинтересованности бизнеса в расширении границ производственной деятельности и выборе Пермского края как территории для ее ведения (за период с 2006 по 2013 гг. число предприятий, центры прибыли которых были переведены за пределы Пермского края, составило 18, при этом всего одно предприятие перевело свой центр прибыли в край), а также увеличению объема инвестиций за счет собственных средств.
Кроме того, при предоставлении льготы по налогу на прибыль в целом нарушается принцип, сформулированный в Законе о Программе социально-экономического развития Приморского края: «...равные условия предоставления государственной поддержки всем потенциальным получателям...», преимущество в получении государственной поддержки в форме льготы по налогу на прибыль организаций имеют в основном высокорентабельные производства, использующие природные ресурсы Пермского края (нефтегазодобыча и переработка, производство калийных удобрений, финансовые посредники). Контрольно-счетная палата Пермского края считает, что льгота по налогу на прибыль организаций должна быть пересмотрена, в том числе с учетом выбора приоритетов в пользу поддержки ряда отраслей [5].
Нерешенные вопросы
Экономия налогов достигается за счет того, что отдельная компания, понесшая за текущий год убыток для целей налогообложения, переносит его на будущий период и уменьшает налоговые платежи в следующих налоговых периодах. При этом убыток этой же компании в составе КГН будет уменьшать совокупный финансовый результат группы уже в текущем периоде, что снизит совокупный налоговый платеж. Компании намеренно включают убыточные предприятия в консолидированную группу, чтобы снизить налоги высокорентабельного предприятия. Отсутствие эффективных механизмов налогового администрирования участников КГН позволяет им искусственно создавать убыток в том регионе, где лучше не платить налог на прибыль организаций. В 2013 г., по мнению
экспертов, именно консолидированные группы внесли самый большой вклад в сокращение уплаты налога на прибыль организаций - основного источника региональных доходов.
Негативные тенденции проявились уже в первый год консолидации, по мнению Александра Голикова, партнера BGP Ыйдайоп [5]. Механизм КГН вводился для того, чтобы распределение налога на прибыль организаций было более справедливым. «Цель налоговой консолидации - перераспределение поступлений по налогу на прибыль именно в тот регион, где прибыль создается, а не в тот, где находится головная компания», - поясняет Александр Голиков. Однако налоговая база перераспределяется в регионы, в которых действуют сниженные ставки налога на прибыль организаций. Фактически использование КГН позволяет снизить общую налоговую нагрузку группы. В рамках крупнейших налогоплательщиков такая экономия может быть огромной, но в большинстве случаев это не снижение налогового бремени в целом, а его перераспределение во времени.
Перераспределение налога на прибыль организаций в системе КГН между регионами в зависимости от удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества предприятия холдинга создает предпосылки к направлению значительного объема данного налога в тот регион, на территории которого участник КГН приобретет дорогостоящее оборудование, не учитывая долю выработки в общем объеме выработки холдинга.
Алгоритм распределения налога на прибыль организаций КГН пропорционально стоимости основных средств и численности работников представляется экономически неэффективным, так как сумма налога на прибыль организаций распределяется по регионам в долях, независимо от производственных показателей.
В связи с тем, что остаточная стоимость амортизируемого имущества может быть в значительной части самортизирована или же вообще списана, налог на прибыль организаций по КГН не распределится в доход бюджета региона, в котором данное предприятие находится. В то же время указанное предприятие может иметь значительные основные производственные фонды и вести активную производственную деятельность.
Критерии распределения налоговых платежей между субъектами не отображают реального вклада в производственную деятельность холдинга каждого участника КГН. Логично предположить, что консолидированные налоговые платежи в бюджет сокращаются за счет присутствия убыточных организаций в КГН.
Фактор КГН не влечет уменьшения платежей в целом в бюджетную систему Российской Федерации, если оценивать ее на длительном отрезке времени.
□а
Так, суммирование прибыли и убытка участников уменьшает консолидированную налоговую базу КГН и налог текущего периода. Без вхождения в КГН организации, получившие эти же убытки, уменьшили бы на них налоговую базу в последующие годы, т.е. применили механизм переноса убытков на будущее.
До вступления в КГН у организаций убыток формировал отложенный налоговый актив, который уменьшал налог на прибыль будущих периодов. В КГН консолидированная налоговая база текущего периода рассчитывается путем сложения доходов всех участников КГН и уменьшения на сумму их расходов, в результате чего получается, что весь размер убытка единовременно списывается в текущем налоговом периоде.
Как уже говорилось, консолидация финансовых результатов участников группы приводит к
уменьшению налоговой базы и сумм исчисленного налога в текущем году, но при этом сокращаются убытки, которые могли бы уменьшать поступления в бюджетную систему Российской Федерации в последующие годы.
С 2015 г. начал действовать мораторий на создание новых КГН, введенный федеральным законом № 366-ФЗ от 24.11.2014. В соответствии с ним договоры о создании КГН, зарегистрированные в 2014 г., должны были вступить в силу только с 1 января 2016 г. Но уже созданные КГН могут продолжить свою работу и во время действия моратория [8]. Правительство может на 5 лет продлить мораторий на создание новых КГН [14].
Временный мораторий на создание КГН необходим для устранения выявленных недостатков введенной системы.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. № 146-ФЗ. Ч.1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.zakonrf.info/nk/ch1
2. Валовой внутренний продукт в рыночных ценах (Российская Федерация, в текущих ценах) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/.
3. В долгосрочной перспективе фактор КГН не влечет уменьшения поступлений в бюджет. 04.07.2014. [Электронный ресурс ФНС РФ]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/4789859/
4. ЖандароваИ. Запрет на создание консолидированных групп продлят до 2019 года // Российская бизнес-газета № 1015 (36). 15.09.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/2015/09/15/gruppi.html
5. Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности налоговых льгот по региональным налогам и налоговым ставкам, установленным законодательством Пермского края, в том числе с учетом рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации» от 30.05.2014 № 30 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ksppk.ru/download/ inf/2014/z30/Zakl30-2014.pdf
6. Основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://budget.permkrai.ru/budget/principles.
7. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка результативности администрирования консолидированных групп налогоплательщиков» // Бюллетень Счетной палаты. 2014. № 9 (201) [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/news/432414/
8. Письмо ФНС России от 19.12.2014 № ГД43/26345 «О консолидированных группах налогоплательщиков» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=173685; dst=100001/.
9. Постановление Правительства Пермского края от 16 сентября 2013 г. № 1223-п «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) льгот по региональным налогам и налоговым ставкам, установленных законодательством Российской Федерации». Приложение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/911543726.
10. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ ranking table/ ?table_folder=/expert400/2013/main.
11. Рейтинг крупнейших подразделений федеральных холдингов по итогам 2013 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://expert.m/ratmgs/rejtmg-krapnejshih-podrazdelemj- federalnyih-holdingov-po-itogam-2013-goda/
12. Форма № 5-КГНМ «Отчет о налоговой базе и сумме исчисленного консолидированными группами налогоплательщиков налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn86/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/4309753/
13. ХачатрянЛ.О. Консолидация налоговых платежей по налогу на прибыль: первые итоги // Актуальные проблемы налоговой политики: сборник статей участников VII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов (апрель 2015 г.) / сост. Е.Ф. Киреева. - Минск: БГЭУ, 2015 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/17488
14. http://www.klerk.ru/buh/news/432414
U03
Reference list
1. The Tax Code of the Russian Federation. № 146-FL. Part 1. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.zakonrf. info/nk/chl
2. The gross domestic product at market prices (the Russian Federation, in current prices) [Electronic resource]. -Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/
3. In the long-term perspective the CTG factor will not result in a reduction of budget revenues. 04.07.2014. [Electronic resource FST of Russia]. - Access mode: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/4789859/
4. Zhandarova I. A ban on the establishing of consolidated groups will be extended until 2019 // The Russian Business Newspaper № 1015 (36). 15.09.2015 [Electronic resource]. - Access mode: http://rg.ru/2015/09/15/gruppi.html
5. Conclusion according to the results of expert-analytical activity "Efficiency assessment of tax exemptions on regional taxes and the tax rates, established by laws of the Perm Kray, including taking into account the recommendations of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the Accounts Chamber of the Russian Federation" dated 30.05.2014 № 30 [Electronic resource]. - Mode of access: ksppk.ru/download/inf/2014/z30/Zakl30-2014.pdf
6. The main directions of budget and taxation policy of the Perm Kray for 2015 and 2016-2017 planning period [Electronic resource]. - Access mode: http://budget.permkrai.ru/budget/principles.
7. The report on the results of examination "Monitoring of the effectiveness of administration of the Consolidated Taxpayers Groups // Bulletin of the Accounts Chamber. 2014. №. 9 (201) [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.klerk.ru/buh/news/432414/
8. The Russian FTS Letter from 19.12.2014 № GD43/26345 "On Consolidated Taxpayers Groups" [Electronic resource]. -Access mode: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=173685; dst=100001/.
9. The Decree of the Government of the Perm Kray from 16th of September, 2013 №. 1223-p "On approval of the procedure of efficiency assessment to grant (planned to grant) benefits on regional taxes and tax rates, established by the legislation of the Russian Federation". App. [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/ document/911543726.
10. The rating of major companies of Russia on volume of production realization [Electronic resource]. - Access mode: http://www.raexpert.ru/ ranking table/ ?table_folder=/expert400/2013/main.
11. The rating of the major units of the Federal holdings at the end of 2013 [Electronic resource]. - Access mode: http://expert.m/ratmgs/rejtmg-krapnejshih-podrazdelemj - federalnyih-holdingov-po-itogam-2013-goda/
12. № 5-CTGM Form "The report on tax base and the accrued amount of company tax, supplying to the budget of a constituent entity of the Russian Federation by the Consolidated Taxpayers Groups" [Electronic resource]. - Access mode: https://www.nalog.ru/rn86/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4309753/
13. Khachatryan L. Consolidation of tax payments under the income tax: Preliminary results // Topical issues of taxation policy: Proceedings of participants of the VII International scientific-practical conference of young scientists and students (April of 2015) / Collector E. Kireeva. Minsk: BSEU, 2015 [Electronic resource]. - Access mode: http://edoc. bseu.by:8080/handle/edoc/17488
14. http://www.klerk.ru/buh/news/432414