№4 УДК 291+930
том 5
2023
Институт изучения исламской мысли и цивилизаций как актор процесса исламизации К в современной Индонезии
К
pj М. В. Кирчанов
Воронежский государственный университет,
Российская Федерация, 394000, Воронеж, Университетская пл., 1
^^ Для цитирования: Кирчанов М. В. Институт изучения исламской мысли и цивили-
заций как актор процесса исламизации в современной Индонезии // Вопросы теоло-^ гии. 2023. Т. 5, № 4. С. 638-655. https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.407
I—I
I Q В статье анализируются особенности развития и основные векторы транс-
формации консервативного ислама в современной Индонезии в контекстах деятельности организации, известной как Институт изучения исламской мысли и цивилизаций (Institute for the Study of Islamic Thought and Civilizations, Рц INSISTS). Предполагается, что INSISTS является интеллектуальным центром
современного исламского традиционализма в Индонезии. В статье проанализированы проблемы интеллектуальной повестки дня консерваторов, включая идеи исламизации науки, неприятие либерального ислама и критику феминизма. Анализируются основные направления активности мусульманских консерваторов, ставшие реакцией на модернизацию уммы и временный успех либерального ислама, хотя его влияние на мусульман имело крайне ограниченный характер. Автор полагает, что INSISTS стал попыткой институцио-нализации и легитимации консервативных и традиционалистских трендов в современном индонезийском исламе в форме их экспансии в пространства научного знания и политической критики. Показано, что INSISTS как формально консервативная институция фактически использует либеральный дискурс, пытаясь актуализировать проблемы современности, связанные с гендером и феминизмом, в политической повестке дня, характерной для традиционалистов. Поэтому предполагается, что консервативные тенденции в современной истории индонезийской уммы актуализируют значительный адаптивный потенциал традиционалистов.
Ключевые слова: Индонезия, политический ислам, фрагментация уммы, консервативный ислам, INSISTS, традиционализм, интеллектуалы, исламизация науки.
Введение
Индонезия занимает особое место в мире современного ислама, будучи самой населенной мусульманской страной. На протяжении своей истории ислам в этом государстве обрел ряд особенностей, связанных
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 © Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2023
g3g https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.407
с культурной и этнической спецификой. Важной характеристикой ислама в современной Индонезии является его фрагментированный характер на организационном уровне, что проявляется в одновременном сосуществовании и соразвитии модернистских и консервативных тенденций в умме. На протяжении длительного времени, в 2000 — первой половине 2010-х годов, Сеть либерального ислама была крупнейшей модернистской группой, которая выступала за решительное обновление ислама. До 2020 г. консервативные тенденции в умме были связаны с активностью Фронта защитников ислама, но запрет его деятельности привел к временной институциональной и организационной неопределенности в радикальном лагере.
Несмотря на то что эти две группы, которые представляли собой антагонистически и радикально отличные друг от друга тенденции в развитии ислама в Индонезии, интеллектуальная и политическая жизнь уммы отличается значительной динамикой. Начиная со второй половины 2010-х годов наследники либерального ислама концентрируются вокруг информационного интернет-издания Tirto, которое предлагает ярко выраженный оригинальный и концептуальный взгляд на ислам в целом и его роль и место в индонезийском обществе в частности. На противоположном полюсе уммы, с точки зрения ее идеологических предпочтений, следует локализовать Институт изучения исламской мысли и цивилизаций (Institute for the Study of Islamic Thought and Civilizations, INSISTS), который, несмотря на свое англоязычное название1, принадлежит к числу консервативных течений в исламе. ^^
В центре внимания автора в представленной статье будет активность | \ \ INSISTS в контекстах актуальной интеллектуальной и политической исто- Рн рии современной индонезийской уммы. Целью статьи является анализ де- ^^ ятельности INSISTS как организации сторонников консервативного трен- |-Н да в исламе Индонезии. В число задач статьи входят: 1) изучение основных направлений и особенностей деятельности организации; 2) рассмотрение тематической направленности проводимых ей исследований; 3) выяснение ее роли и места в культурной и интеллектуальной жизни современной уммы; 4) выявление перспектив развития INSISTS как организации, принимающей в большей мере традиционный ислам, но не его модернизированные и либеральные версии.
Современная историография имеет опыт изучения индонезийского ^^ ислама как одного из центральных факторов политического, интеллекту- 0ц ального и культурного развития страны2. Стимулом для изучения исла- ^^ мизма стало усиление в стране радикального ислама, что позволило экс- ^^
pq
1 Индонезийский Institute for the Study of Islamic Thought and Civilizations (INSISTS)
не следует путать с другой организацией со сходным названием — International Institute том 5
of Islamic Thought and Civilisation, созданной в 1987 г. в Малайзии. 2023
2 Кирчанов М. В. Мусульманская умма в Индонезии в 2021 г.: участники, процессы
и противоречия развития // Исламоведение. 2022. Т. 13, № 1. С. 5-18. №4
О
ы
F
I—I
о
том 5
2023
№ 4 пертам3 исключить Индонезию из числа тех мусульманских государств, которые были успешны в своих попытках адаптировать ценности и институты демократиии к исламу. Кроме этого, в современной научной литературе признается, что ряд факторов содействует росту радикального ислама в Индонезии как на уровне политической активности, так и интеллектуального сообщества4. Среди этих стимулов — фрагментация общества, Д \ ] исламизация студенчества, дискриминационная политика в отношении \ Г мусульман в тех регионах страны, где они не составляют большинства, ^^ внедрение законов шариата в принципы права по инициативе органов власти на локальном уровне.
С точки зрения методологии эти тенденции, как правило, рассматриваются через призму интеллектуальной истории, истории идей, археологии идей или культуральной истории. Проблемы современной истории ислама, его роли в политике периодически оказываются в центре внимания исследователей. Вместе с тем большинство публикаций, посвященных исламу в Индонезии, носят или чрезмерно общий, или частный характер,
О
и
А
о
о
с
о
что редуцирует анализ актуальной истории уммы до изучения того, как радикалы продвигают антимодернистскую повестку дня5, или тех стратегий, Р I которые власти применяют для борьбы против радикального исламизма.
В такой историографической ситуации, сложившейся вокруг изучения политического ислама6, как правило, более активно актуализируются и анализируются проблемы радикальных трендов в умме как естественной г^Ч альтернативы либеральным7 и модернистским течениям8 в то время как интеллектуальная и культурная компоненты в активности традиционалистов оказываются вне сферы внимания историков и политологов.
В современной историографии политического ислама в Индонезии активно изучаются его постепенная радикализация9, генезис фундамента-
3 Sumaktoyo N. How 'moderate' are Indonesian Muslims? // New Mandala. New Perspectives on Southeast Asia. 2019. March 27. URL: https://www.newmandala.org/how-moder-ate-are-indonesian-muslims/ (дата обращения: 09.07.2022).
4 Fanani A. F. Rising religious radicalism in Indonesia: roots and shoots // New Mandala. New Perspectives on Southeast Asia. 2021. November 17. URL: https://www.newmandala.org/ rising-religious-radicalism-in-indonesia-roots-and-shoots/ (дата обращения: 09.07.2022).
5 Solahudin. The Roots of Terrorism in Indonesia: From Darul Islam to Jem'ah Islamiyah. Cornell: Cornell University Press, 2013.
6 Formichi C. Religious Pluralism in Indonesia: Threats and Opportunities for Democracy. Cornell: Southeast Asia Program Publications, 2021.
7 Кирчашв М. В. 1ндонезшський iсламiзм як маргшальний випадок розвитку полиичного ксламу в мусульманськш кра'ш // Схвдний сви. 2021. № 3. С. 107-122.
8 Кирчанов М. В. «Изобретенные традиции» индонезийского либерального ислама 2000-х — первой половины 2010-х годов // Исламоведение. 2021. Т. 12, № 1. С. 16-29. https://doi.org/10.21779/2077-8155-2021-12-1-16-29
9 Кирчанов М. В. Радикальный ислам и умма в Индонезии в 2021 г.: акторы, процессы и противоречия // Minbar. Islamic Studies. 2022. Т. 15, № 2. С. 353-376. https://doi. org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-353-376
листских течений и их политическая история10, особенности и противоречия идеологической программы исламистов11 в более широких контекстах консерватизма и популизма12. При этом со стороны индонезийских историков и политологов высказываются сомнения относительно консолида-ционного и мобилизационного потеницала радикалов13, что свидетельствует о недооценке угрозы исламизма. В такой ситуации исламизм как форма политического ислама может восприниматься крайне односторонне и редуцироваться почти исключительно до терроризма и экстремизма, что формирует не совсем верное представление о современной индонезийской умме, так как ее политическое и идеологическое разнообразие фактически игнорируется. Вместе с тем современный ислам в Индонезии не представлен только и исключительно условными традиционалистами и модернистами, либералами или консерваторами. С точки зрения идеологических предпочтений лидеров уммы, с одной стороны, и методологических позиций многочисленных мусульманских ученых и интеллектуалов, с другой, индонезийский ислам чрезвычайно разнообразен и гетерогенен, что придает дополнительную актуальность анализу индонезийской уммы как пространства активности различных научных институций, включая INSISTS.
К
1. INSISTS как научная исламская организация
Институт изучения исламской мысли и цивилизаций представляет собой одно из лидирующих академических учреждений мусульманской направленности в современной Индонезии. Его появление следует интерпретировать в рамках широкого процесса Исламского возрождения, которое охватило индонезийское общество с середины 2000-х годов, актуали- ^^ зировав потенции консервативной части социума и его способность сохранять традиционные институты14, отторгая сам проект модернизации, который на региональном уровне оказался не в состоянии конкурировать с уммой. Среди целей Возрождения особое место занимало стремление идеологов консервативной части уммы «вернуть текстам ислама статиче-
О
ы
F
10 Кирчанов М. В. Институционализированные формы радикального ислама
О
в Индонезии 2010-х гг. // Minbar. Islamic Studies. 2021. Т. 14, № 2. С. 263-283. https://doi. ^^
org/10.31162/2618-9569-2021-14-2-263-283 П
11 Кирчанов М. В. Информационная повестка индонезийских исламистов в начале
2021 г.: исламизм на распутье // Юго-Восточная Азия. 2021. № 2. С. 130-141. https://doi. ^н
org/10.31696/2072-8271-2021-2-2-51-130-141 ф
12 Kusman A. P. Aksi Bela Islam, Populism Konservatif dan Kekuasaan Oligarki // Jurnal
Maarif. 2016. Vol. 11, no. 2. P. 43-52. W
13 AhnafM. I. Aksi Bela Islam, Akankah Mengubah lanskap Muslim Indonesia? // Jurnal
Maarif. 2016. Vol. 11, no. 2. P. 30-42. том 5
14 Lanti I. G. Examining the growth of Islamic conservatism in Indonesia: the case of West 2023 Java // S. Rajaratnam School of International Studies. 2019. July 19. URL: http://www.jstor.org/ stable/resrep19934 (дата обращения: 09.07.2022). №4
№ 4 ский идеологический характер»15, т. е. очистить индонезийский ислам от внешних влияний, приблизив его по возможности к ближневосточному исламу. Создание института стало ответом на рост либеральных тенденций в индонезийском исламе, а также ознаменовало понимание того, что молодые ученые-богословы нуждаются в направляемой консолидации и финансовом контроле над ними, иначе они могут переориентироваться на западные фонды. Институт был основан на территории соседней [ Г с Индонезией Малайзии 1 мухаррама 1424 г. (4 марта 2003 г.) в Сегамбуте, ^^ но позднее перенес свою деятельность в Джакарту. Инициаторами создания организации стали индонезийские студенты-мусульмане, которые учились в Международном институте исламской мысли и цивилизации.
Идея создания Института изучения исламской мысли и цивилизаций, вероятно, принадлежала д-ру Хамиду Фахми Заркаси, но он, скорее всего, отреагировал на общий рост консервативных настроений в умме. Появление института отразило исторически сложившиеся особенности индонезийского ислама, связанные с регионализацией общества16. Светские политические элиты, включая президента Джоко Видодо, пользуются ^^ преимущественно устойчивой и стабильной поддержкой на Центральной Р I Яве и Восточной Яве, Северной Суматре, Северном Сулавеси и в Восточной Индонезии, т. е. в наиболее населенных регионах, где численно среди населения преобладают абанганы — индонезийцы, практикующие синкретический ислам. Бали, Суматра, Западная Ява, Южный и Центральном ный Сулавеси17, наоборот, отмечены доминированием сантри, набожных мусульман, склонных поддерживать консервативные и даже радикальные элементы в умме. Три последних региона принадлежат к числу наиболее последовательных потребителей консервативного дискурса в индонезийском исламе, что усиливает не только регионализацию и поляризацию общества18, но и позволяет исламистам консолидироваться перед лицом опасности регионализма, который, по их мнению, угрожает умме.
В результате консолидации нескольких индонезийских консервативных богословов, которые в своем стремлении предложить «исламский ответ»19 на вызовы современности, отстаивали традиционный взгляд на ислам и не принимали идеи мусульманских либералов, включая Адиана Хусайни, Уги Сухарто, Аниса Малик Тоха, М. Арифина Исмаила, Сямсуд-
том 5
2023
S
s
о
е
нч
о
с
о
15 Firdaus F. Revivalisme Islam: studi pemikiran kritis Adian Husaini terhadap studi islam di perguruan tinggi islam. Surabaya: Universitas Islam Negeri Sunan Ampel Surabaya, 2014.
16 Desker B. Preacher and Protests: Islam's Conservative Shift in Indonesia // RSIS Commentary. 2022. May 27. URL: https://www.rsis.edu.sg/rsis-publication/rsis/preacher-and-protests-islams-conservative-shift-in-indonesia/ (дата обращения: 09.07.2022).
17 Wahid D. Kembalinya Konservatisme Islam Indonesia // Studia Islamika. 2014. Vol. 21, no. 2. Р. 375-390. https://doi.org/10.15408/sdi.v21i2.1043
18 Qodir Z., Jubba H., Hidayati M. Contesting Ethnic and Religious Identities in the 2019 Indonesian Elections: Political Polarization in West Kalimantan // Studia Islamika. 2022. Vol. 29, no. 1. Р. 111-142. https://doi.org/10.36712/sdi.v29i1.12940
19 Visi, Misi dan Tujuan // INSISTS. URL: https://insists.id/visi-dan-misi/ (дата обращения: 09.07.2022).
дина Арифа, Аднина Армаса, Искандара Арнела, Бахаруддина Абд Рахмана и Нирвана Сиафрина, возник институт, призванный выполнять не только академические исследования ислама, но и содействовать исламизации науки в целом, продвигая идеи мусульманского образования в обществе и занимаясь консультированием по вопросам, связанным с исламом, его историей и ролью в политической и общественной жизни современной Индонезии. На раннем этапе своей деятельности Институт изучения исламской мысли и цивилизаций ставил, с одной стороны, задачи академической и интеллектуальной институционализации и консолидации консервативной части академического сообщества индонезийских мусульман, что и объясняет его девиз на протяжении 2000-х годов: «Berpikir besar, berbuatlah dari yang kecil» («Мыслить — масштабно, делать — немного»). С другой стороны, в качестве важнейшей цели позиционировались исла-мизация научного знания20 и интеграция традиционной мусульманской науки с современным западным сциентизмом21.
2. INSISTS: основные теоретики исламского консерватизма в Индонезии
Сотрудники INSISTS получили религиозное мусульманское образование в Индонезии или Малайзии и в целом связаны с наиболее последовательной и консервативной частью уммы. По мнению ряда аналитиков, усиление подобных организаций свидетельствует о росте консервативных тенденций, сворачивании секуляризации и общем усилении антиинтеллектуализма в обществах Юго-Восточной Азии22, так как светские ценности и научные принципы постепенно подменяются положениями религиозной доктрины. ^^ Хамид Фахми Заркаси (род. 1958), например, родился в семье имама |~Н К. Х. Заркаси, который был основателем частной исламской школы-интерната в Гонторе. В Международном исламском университете Хамид Заркаси защитил докторскую диссертацию «Концепция причинности Аль-Газа-ли»23. Анис Малик Тоха, как и Хамид Фахми Заркаси, происходит из семьи, известной своей деятельностью в умме — его отец Ахмад Тоха приходится родственником К. Х. Сахала Махфудза, являвшемся генеральным председателем Исполнительного совета «Нахдлатул Улама» и генеральным председателем Индонезийского совета улемов.
S
Е
Ы
F
о
о
Рч
с
20 Handrianto B. Islamisasi Sains: Sebuah Upaya Mengislamkan Sains Barat Modern. Jakarta: Pustaka Kautsar, 2010.
21 Arif S. Islamic Science: Paradigma, Fakta dan Agenda. Jakarta: INSISTS, 2016.
22 SanturyF. A. Symptoms of anti-Intellectualism in Indonesian democracy // New Mandala.
New Perspectives on Southeast Asia. 2022. April 26. URL: https://www.newmandala.org/ том 5
symptoms-of-anti-intellectualism-in-indonesian-democracy/ (дата обращения: 09.07.2022). 2023
23 Hamid Fahmy Zarkasyi, M. A. Ed, M. Phil // INSISTS. URL: https://insists.id/profil-
peneliti/ (дата обращения: 09.07.2022). №4
2023
Я
о
е
нн
№ 4 В отличие от Х. Ф. Заркаси, Анис Малик Тоха защитил диссертацию
не в Малайзии, а в Пакистане. Кроме этого, с 2014 по 2018 г. он являлся ректором Исламского университета Султана Агунга в Семаранге24. Ади-ан Хусаини в том же университете, что и руководитель INSISTS, защитил докторскую диссертацию на тему «Исключительность и евангелизм Второго Ватиканского собора: критическое прочтение документов Второго Ватиканского собора в свете Ad Gentes и Nostra Aetate», которая актуали-f j зировала исламский взгляд на современный западный католицизм25. Ад-^^ нин Армас получил степень магистра за диссертацию «Учение Фахрудди-на ар-Рази о времени»26. Уги Сухарто получил религиозное образование в Малайзии, защитив докторскую диссертацию по исламской экономике «Китаб аль-Амвал: концепция государственных финансов Абу Убайда»27.
Нирван Сьяфрин Манурунг защитил магистерскую и докторскую диссертации по темам «Современная исламская мысль в Индонезии, 1970-2000 годы: критическое исследование религиозной мысли Нурчоли-ша Маджида и Абдуррахмана Вахида» и «Критика разума в современном арабском интеллектуальном дискурсе на примере работ Мухаммеда Абида ^^ аль-Джабири»28. Что касается Сямсуддина Арифа, то темами его магистер-Р I ской и докторской диссертаций являлись «Теория интуиции Ибн Сины» и «Космология Ибн Сины: исследование применения греческих философ-^^ ских идей в исламе XI века»29.
СО
3. Основные тематические направления деятельности INSISTS
Институт изучения исламской мысли и цивилизаций практически с самого начала в качестве приоритетных задач определил издание академической литературы и проведение семинаров. Примечательно то, что и семинары, и издания должны были содержать результаты исследований, выполненных не просто учеными, но верующими мусульманами.
Тематика как мероприятий института, так и его публикаций отличается определенным тематическим разнообразием, но практически все работы объединены несколькими центральными идеями, включая уверенность их авторов в необходимости 1) критики концепций исламско-
24 Dr. Anis Malik Thoha // INSISTS. URL: https://insists.id/profil-peneliti/ (дата обращения: 09.07.2022).
25 Dr. Adian Husaini // INSISTS. URL: https://insists.id/profil-peneliti/ (дата обращения: 09.07.2022).
26 Adnin Armas, M. A. // INSISTS. URL: https://insists.id/profil-peneliti/ (дата обращения: 09.07.2022).
27 Dr. Ugi Suharto // INSISTS. URL: https://insists.id/profil-peneliti/ (дата обращения: 09.07.2022).
28 Dr. Nirwan Syafrin Manurung // INSISTS. URL: https://insists.id/profil-peneliti/ (дата обращения: 09.07.2022).
29 Dr. Syamsuddin Arif // INSISTS. URL: (дата обращения: 09.07.2022).
го модернизма, интеллектуальных течений в исламе30, ориентированных на ассимиляцию западной мысли31, 2) осуждения либерального ислама32 как основной угрозы единству уммы, так как либералы, согласно мнению сотрудников института, игнорировали традиционные индонезийские ценности33, продвигая радикальную альтернативу, основанную исключительно на плюрализме34 и западном политическом и религиозном опыте35, 3) необходимости критического осмысления несуннитского ислама36, 4) выдвижения альтернативных, т. е. мусульманских по своей методологии, концепций глобализации37 и вестернизации38, 5) противостояния западной модели гуманитарного знания о Востоке39, так как оно отягощено наследием христианства40, ориентализма41 и колониализма42 и 6) продвижения идей мусульманского образования43 как универсальной альтернативы светской модели средней и высшей школы.
Другой не менее важной задачей института INSISTS стали проникновение и интеграция в систему как академических, так и образовательных учреждений на территории Индонезии с целью «разъяснения истинных религиозных идей, которые считаются двусмысленными и вводят в заблуждение мыслящих мусульман»44. В рамках этой деятельности институт смог установить контакты и начать сотрудничество с Центром ближневосточных исследований Исламского университета Индонезии (Pusat Studi Timur Tengah dan Islam-Universitas Indonesia). Эти задачи институт выполнил,
30 Zarkasyi H. F. Tantangan Sekularisasi dan Liberalisasi di Dunia Islam. Jakarta: Khairul Bayan, 2004.
31 Husaini A. Islam Liberal, Pluralisme Agama dan Diabolisme Intelektual. Surabaya: Ris-alah Gusti, 2005.
32 Zarkasyi H. F. Misykat: Refleksi tentang Islam, Westernisasi, dan Liberalisasi. Jakarta: INSISTS, 2012.
33 Suharto U. Pemikiran Islam Liberal: Pembahasan Isu-isu Sentral. Shah Alam: Dewan Pustaka Fajar, 2007.
34 Armas A. Pluralisme Agama: Telaah Kritis Cendekiawan Muslim. Jakarta: INSISTS,
2013.
35 Husaini A., Hidayat N. Islam Liberal: Sejarah, Konsepsi, Penyimpangan, dan Jawabann- ^^ ya. Jakarta: Gema Insani, 2002.
36 Arif S. Bukan Sekadar Mazhab: Oposisi dan Heterodoksi Syi'ah. Jakarta: INSISTS, 2018.
37 Thoha A. M. Tren Pluralisme Agama: Tinjauan Kritis. Jakarta: Perspektif, 2005.
38 Handrianto B. 50 Tokoh Islam Liberal Indonesia: Pengusung Ide Sekularisme, Pluralisme, dan Liberalisme Agama. Jakarta: Hujjah Press, 2007.
39 Husaini A. Hegemoni Kristen-Barat dalam Studi Islam di Perguruan Tinggi. Jakarta: Gema Insani, 2006.
40 Armas A. Metodologi Bibel dalam Studi Al-Quran: Kajian Kritis. Jakarta: Gema Insani,
2005.
41 Arif S. Orientalis dan Diabolisme Pemikiran. Jakarta: Gema Insani, 2008.
42 Armas A. Pengaruh Kristen-Orientalis terhadap Islam Liberal: Dialog Interaktif dengan Aktivis Jaringan Islam Liberal. Jakarta: Gema Insani, 2003.
43 Husaini A. Pendidikan Islam: Mewujudkan Generasi Gemilang Menuju Negara Adidaya том 5 2045. Depok: YPI at-Taqwa, 2018. 2023
44 Kegiatan // INSISTS. URL: https://insists.id/program-kegiatan/ (дата обращения: 09.07.2022). №4
Я
и о
о
А
о
с
о
PQ
том 5
2023
Я
№ 4 хотя приоритет в его деятельности принадлежит исследованиям, которые, соотносясь с консервативной линией в развитии индонезийского ислама, продвигают и предлагают формально академические дискурсы, связанные с исламским богословием, но фактически направленные на идеологическую борьбу и противостояние с идеями модернистов, которые настаивают на важности и необходимости приобщения уммы к либеральным, секулярным Д \ ] и плюралистическим концепциям развития современного общества. \ Г Поэтому институт настаивает на том, чтобы в центре его деятельности
^^ имели место «прояснение и переформулировка важных концепций и методологий, которые содержатся в сокровищницах исламской мысли и цивилизации, имеющих отношение к проблемам, с которыми сталкиваются люди, включая науку (философия, эпистемология, этика), образование, историю,
о
PQ
цивилизацию, политику, экономику, социальное и гендерное равенство»45.
О
е
4. Критика либерального ислама
О
Критика современности как части проекта по трансплантации в Ин-^^ донезию западной политической культуры в современном мусульман-р Р ском консервативном дискурсе связана с неприятием либерального ислама, что стало частью консервативного поворота в индонезийском исламе, начавшемся в середине 2010-х годов46, связанного с общим ростом нетерпимости47 со стороны традиционалистов в отношении либералов и модернистов.
Мохаммад Салим, один из критиков исламского либерального проекта в Индонезии, полагает, что индонезийское общество не имеет потребности в либерализации исламской теологической и политической традиции, так как ислам обладает всеми атрибутами современности, и поэтому проект его либерализации представляется излишним. В целом неприятие либерального ислама со стороны консерваторов связано с тем, что мусульманские либералы, по их мнению, «разрушили структуру исламской эпистемологии... рассматривая ислам только как нормы и этику, не сопровождаемые шариатом... что и привело к реинтерпретации ислама в рамках типичной западной методологии с помощью герменевтики». Основная же претензия со стороны консерваторов относительно либерального ислама сводится к тому, что он фактически стал попыткой «деконструкции шари-
45 Visi, Misi dan Tujuan // INSISTS. URL: https://insists.id/visi-dan-misi/ (дата обращения: 09.07.2022).
46 Sebastian L. C., Nubowo A. The 'Conservative Turn' in Indonesian Islam: Implications for the 2019 Presidential Elections // Asie Visions. 2019. No. 106. URL: https://www.ifri.org/en/ publications/notes-de-lifri/asie-visions/conservative-turn-indonesian-islam-implications-2019 (дата обращения: 09.07.2022).
47 Bagir Z. A., Fachrudin A. Democracy and the "Conservative Turn" in Indonesia // Alternative Voices in Muslim Southeast Asia: Discourses and Struggles / eds N. Saat, A. Ibrahim. Singapore: ISEAS Publishing, 2019. P. 139-155.
ата, десакрализации текстов под маской научных, объективных, общечеловеческих и академических ценностей»48.
Кроме этого, проблематичность либеральных трендов в исламе, по мнению консерваторов, состоит в его более тесной связи с идеологией индонезийского национализма. В этой ситуации сторонники традиционализма в умме вынуждены лавировать между тем, что они склонны понимать под исламом, и теми тенденциями, которые ими воспринимаются как отступление от столпов ислама. Защита именно традиционного ислама со стороны консерваторов в Индонезии после 1998 г. стала попыткой ограниченной реставрации тех политических позиций, которые ислам занимал до установления режима «нового порядка». По мнению сторонников консервативного течения в умме, стратегия «деполитиза-ция» ислама49, выбор в пользу которой сделали элиты на протяжении 1965-1998 гг., существенно ослабила потенциал исламского фактора в политике. Дискуссия по этому вопросу между традиционалистами и либералами началась в середине 2010-х годов, когда в 2015 г. некоторые деятели уммы публично читали Коран в так называемом яванском стиле, что не только стало попыткой визуализировать «ислам Нусантары», но и привело к ответной реакции со стороны адептов традиционного восприятия ислама.
Традиционалисты, начиная с середины 2010-х годов, последовательно выступают с критикой концептов «либеральный ислам» или «ислам Нусантары», наставая, что подобные определения отражают западную логику ориентализма50 как изобретения и воображения Индонезии в качестве элемента Востока. Критикуя попытки национализации ислама, | \ \ Акмал Сджафрил обвинил сторонников подобной стратегии в связях с либеральными исламскими теологами. В качестве альтернативы либеральным течениям традиционалисты выдвигают чтение Корана только |-Н и исключительно на арабском языке, так как «Коран был ниспослан на арабском языке, а значит, и читать его нужно на арабском языке». Кроме этого, сама идея модернистов, что «ислам в Индонезии не обязательно должен быть похож на ислам в Аравии», вызывает у сотрудников INSISTS неприятие.
Полемизируя с либералами, консервативные эксперты Института
К
О
ы
изучения исламской мысли и цивилизаций считают, что их попытки отождествления ислама и культуры являются ошибочными, так как ^^ в рамках такого восприятия «ислам может легко потерять свои характе- 0ц
С
о м
48 Salim M. Islam Liberal: Gerakan Transnasional yang dinaturalisasikan // INSISTS. 2019. September 19. URL: https://insists.id/islamliberal-gerakan-transnasional/ (дата обращения: 09.07.2022).
49 Konstruk "Pembaharuan" Pemikiran Islam di Indonesia // INSISTS. 2015. Oktober 3.
URL: https://insists.id/at-sea-minim-soluta-officiis-ei-malis-commune-eos/ (дата обращения: том 5
09.07.2022). 2023
50 Metodologi Studi Islam // INSISTS. 2015. Oktober 3. URL: https://insists.id/metodolo-gi-studi-islam/ (дата обращения: 09.07.2022). №4
том 5
2023
№ 4 ристики из-за синкретизации с другими религиями или верованиями, от которых большинство индонезийского народа давно отказалось». Основная же угроза либерального восприятия ислама, как полагает Акмал Сджафрил, связана с его попытками национализации уммы, которую он воспринимает как «нативизацию», чреватую «возвращением нЧ индонезийского народа к ценностям, которых придерживались наши Д \ ] предки в доисламскую эпоху»51, т. е. фактически к реставрации поли-\ Г теизма.
О
о и
о
о
о
PQ
5. Исламские консерваторы и вызовы современности
Несмотря на то что INSISTS позиционирует себя как консервативная организация, тематика исследований и комментариев его экспертов может ^ быть далекой от традиционалистской повестки дня, что свидетельствует
о значительном адаптивном потенциале традиционалистов. Последний позволял на протяжении 2000-2010-х годов не только оставаться в тени открытых радикалов, но и воспользоваться борьбой элит с ними, что фактически дало им возможность укрепить свои позиции в политическом Рц пространстве Индонезии. В результате к началу 2020-х годов52 исследователи столкнулись с ростом исламского радикализма как уже состоявшимся фактом, генезис и укрепление влияние которого они фактически проигнорировали в предшествующие годы.
В начале 2020-х годов аналитики института активно участвовали в дискуссиях относительно насилия и сексуального принуждения, которые развернулись в индонезийском обществе, апеллируя не только к авторитету Корана, но активно цитируя преимущественно представителей западной философии53. Включение умеренных исламистов в обсуждение фактически нравственных проблем в Индонезии на протяжении 20102020-х годов54 можно рассматривать как попытку сторонников радикального ислама начать процесс криминализации сексуального поведения, которое нельзя интерпретировать в рамках традиционной гетеросексуальной модели. Например, в июне 2022 г. институт выпустил комментарий, призванный выразить точку зрения верующих мусульман на проблему сексуальных меньшинств в Индонезии. По мнению INSISTS, мусульма-
51 Sjafril А. Wacana Islam 'Nusantara' dan Agenda Liberalisasi Islam // INSISTS. 2015. Oktober 3. URL: https://insists.id/wacana-islam-nusantara-dan-agenda-liberalisasi-islam/ (дата обращения: 09.07.2022).
52 Sebastian L. C., Hasyim S., Arifianto A. R., eds. Rising Islamic conservatism in Indonesia: Islamic groups and identity politics. London; New York: Routledge, 2021.
53 Zaman A. Makna Persetujuan dalam RUU P-KS: Sebuah Kritik // INSISTS. 2020. Juli 22. URL: https://insists.id/makna-persetujuan-dalam-ruu-p-ks-sebuah-kritik/ (дата обращения: 09.07.2022).
54 Davies S. Apa yang mendorong perubahan moral Indonesia? // New Mandala. New Perspectives on Southeast Asia. 2021. Nowember 16. URL: https://www.newmandala.org/apa-yang-mendorong-perubahan-moral-indonesia/ (дата обращения: 09.07.2022).
не могут негативно относится к гомосексуализму как модели поведения, но не вправе осуждать самих гомосексуалистов. Вместо агрессии, которая часто имеет место в мусульманских странах в отношении геев, консервативные мусульманские эксперты предлагают наставление с целью вернуть их «на прямой путь». Более того, INSISTS указывает на ненужность и недопустимость «насилия, избиения, отлучения в отношении преступников-гомосексуалистов», так как отсутствует «необходимость ограничивать их гражданскую деятельность» в силу того, что отклонением следует признавать только выбранную ими модель «сексуального поведения». Поэтому некоторые исламские эксперты полагают, что лица, «имеющие гомосексуальные наклонности, должны подчиниться воле Аллаха, хотя это и нелегко», а гомосексуализм в рамках такого восприятия воспринимается как «испытание от Аллаха», который «всегда готов принять покаяние от Своих рабов»55.
Несмотря на такие комментарии относительно геев, INSISTS считает необходимым не только напоминать, что «ислам является религией большинства, принятой индонезийским народом, которая регулирует нормы жизни, связанные с вопросами сексуальности и репродуктивного здоровья», но и указывать на важность и необходимость координации усилий уммы, направленных на борьбу не только против «проникновения всех форм девиантного сексуального поведения, таких как ЛГБТ [движение признано экстремистским на территории РФ], супружеская измена и аборты» в индонезийское общество, но и «радикального феминизма, секуляризма или других девиантных идеологий»56. В критике феминизма становится заметной консервативная направленность института, теоретики которого считают, что феминизм не только проник в Индонезию как часть западного влияния, но и сама модель политической культуры Запада ^^ основана на угнетении женщин57. |-Ч
В современном консервативном дискурсе индонезийского ислама неприятие феминизма связано с критикой концепта «гендер». Хамид Заркаси полагает, что во второй половине ХХ в. это понятие изменило свой смысл, что стало следствием развития постмодернизма, который стимулировал «сначала идею множественности реальностей, потом начал в ней сомневаться, что привело к потере общечеловеческого смысла и истины... таким образом, правда начала менять свое значение, то же самое и со значением
К
s
о
ы
F
о
о
Рч
с
55 Bagaimana Membela Homoseksual — Catatan INSISTS Saturday Forum // INSISTS. 2022. June 8. URL: https://insists.id/bagaimana-membela-homoseksual-catatan-insists-satur-day-forum-insaf-4-6-2022/ (дата обращения: 09.07.2022). ЧЧ
56 Shalahuddin H. Ideologi Feminis Radikal dalam RUU P-KS // INSISTS. 2021. Juli 17. URL: https://insists.id/ideologi-feminis-radikal-dalam-ruu-p-ks/ (дата обращения: том 5 09.07.2022). 2023
57 Mantovani S. L. Labelisasi itu Bernama Domestikasi // INSISTS. 2020. Nowember 9.
URL: https://insists.id/labelisasi-itu-bernama-domestikasi/ (дата обращения: 09.07.2022). №4
слова "пол"»58. Опасность ситуации, по мнению Х. Заркаси, состоит в том, что такие идеи начали проникать и в индонезийскую умму, что автоматически стимулирует ответную реакцию ее консервативной части, что проявляется в неприятии феминизма, с которым ассоциируется либеральное влияние.
том 5
2023
S
5
О О
É3
6. INSISTS как участник исламизации науки
В целом INSISTS является площадкой для продвижения консервативного взгляда на современное общество и его проблемы в Индонезии. Проявлением такой направленности следует признать многочисленные декларации Буди Хадрианто о том, что научное познание не может быть признано полным и эффективным без веры59, а также уверения Адиана Хусаини в том, что Институт изучения исламской мысли и цивилизаций является не просто научно-исследовательской организацией, но и религи-А озной, так как «напоминание о миссии Пророка и ее продолжение являют-О ся его долгом» .
^^ Поэтому магистральной тенденцией в деятельности института стали
р Р попытки исламизации науки. Алди Прадхана, например, указывает на то, что именно исламский взгляд на мир должен стать основой научной методологии, так как «мировоззрение ислама носит интегративный характер, а его потенциал все больше проявляется благодаря фундаментальности целостного исламского мировоззрения и достоверности откровения и традиции знания в исламе». Более того, некоторые индонезийские богословы указывают, что именно ислам создает наиболее благоприятные условия для развития знания, так как исторически между верой и наукой в мире ислама, в отличие от Запада, отсутствовала ситуация принципиального конфликта в силу того, что «исторически и по существу прогресс науки в исламе не основан на секуляризме. Между религией и наукой не было противоречия. Именно в исламе наука развивается в духе религии»61. В деятельности INSISTS подобные идеи восходят к самому пониманию ислама как «исключительной, а не плюралистической религии»62.
Понимая, что такие настроения в современных условиях могут восприниматься как чрезвычайно консервативные, аналитики INSISTS стремятся сформировать образ своей организации как академического инсти-
PQ
58 Zarkasyi H. F. Hegemoni Makna Gender // INSISTS. 2016. Januar 5. URL: https://insists. id/hegemoni-makna-gender-2/ (дата обращения: 09.07.2022).
59 Handrianto B. Dimensi Saintifik Peristiwa Isra' Mi'raj // INSISTS. 2022. Februar 28. URL: https://insists.id/dimensi-saintifik-peristiwa-isra-miraj/ (дата обращения: 09.07.2022).
60 Husaini A. Buya Hamka Tidak Membodohi Kita // INSISTS. 2016. Oktober 14. URL: https://insists.id/buya-hamka-tidak-membodohi-kita/ (дата обращения: 09.07.2022).
61 Pradhana A. Worldview Islam sebagai Basis Pengembangan Ilmu Fisika // INSISTS. 2020. Nowember 19. URL: https://insists.id/worldview-islam-sebagai-basis-pengembangan-ilmu-fisika/ (дата обращения: 09.07.2022).
62 Zarkasyi H. F. Islam: Toleransi Tanpa Pluralisme // INSISTS. 2015. Nowember 3. URL: https://insists.id/islam-toleransi-tanpa-pluralisme/ (дата обращения: 09.07.2022).
тута с чрезвычайно широкими интересами. Избегая обвинений в клерикализме, эксперты Института изучения исламской мысли и цивилизаций активно комментируют различные светские идеологии, но делают это преимущественно в религиозной системе координат. Дераджат Фитра, например, указывает на то, что индонезийский ислам никогда не стремился изолировать себя от светского влияния, а некоторые мусульмане внесли значительный вклад в развитие левых идеологий, о чем, например, свидетельствует то, что существует «немало мусульманских интеллектуалов, которые призывают использовать марксизм как методологию мышления для поиска решений социальных проблем мусульман сегодня, так как марксизм и ислам имеют одинаковую социальную направленность, а именно борьбу с несправедливостью и угнетением»63.
Заключение
Подводя итоги статьи, во внимание следует принимать ряд факторов, которые определяют основные векторы и траектории развития INSISTS как одной из форм интеллектуальной и научной организации современной уммы в Индонезии.
Институт изучения исламской мысли и цивилизаций стал попыткой научного и академического изучения истории ислама, его научной мысли и культурной традиции не в контексте секулярной модели академического знания, но с точки зрения самих мусульман. Поэтому активность института фактически стала попыткой уммы институционализировать независимый мусульманский голос в изучении ислама, подорвав тем самым монополию светских интеллектуалов. В этом отношении активность ^^ INSISTS интересна как попытка научного и академического самоопределе- ^^ ния уммы не просто как группы верующих, но как сообщества верующих интеллектуалов.
Научная и интеллектуальная активность INSISTS стала альтернативой либеральным тенденциям в развитии уммы. В этом отношении штудии, проводимые институтом, стали попыткой не только академической институционализации традиционного ислама, но и актуализации стремления консервативной части уммы внести свой вклад в развитие академической традиции индонезийского ислама. Поэтому, если исламские либералы в Индонезии представляли академический дискурс, основанный ^^ не только на западной, но и на секулярной модели научного знания, то Рц INSISTS транслирует и ретранслирует также вполне академический дис- ^^ курс, генетически в большей степени связанный с собственными интеллектуальными и научными традициями уммы. ^^
том 5
S
к
о
Ы
F
нч
hJQ О
63 Fitra D. Tantangan Marxisme terhadap Pemikiran Islam // INSISTS. 2020. Nowember 2023
28. URL: https://insists.id/tantangan-marxisme-terhadap-pemikiran-islam/ (дата обращения: 09.07.2022). №4
том 5
2023
№ 4 Институт изучения исламской мысли и цивилизаций стал важным
компонентом современной научной и интеллектуальной активности индонезийской уммы. Несмотря на формально декларируемый консервативный и традиционный характер деятельности, институт фактически проводит исследования, вполне соотносимые и сопоставимые по своему нЧ уровню с современными светскими междисциплинарными гуманитар-j \ j ными штудиями. В условиях кризиса и вытеснения либерального ислама f j INSISTS ассимилировал либеральный академический дискурс, модифи-^^ цировав его положения и идеи под собственные идеологические потребности и эпистемологические запросы. Такая стратегия развития INSISTS свидетельствует о значительном адаптивном потенциале современной индонезийской уммы как участника научных и академических исследований в современной Индонезии.
Таким образом, активность INSISTS в контекстах актуальной интеллектуальной и культурной истории уммы, с одной стороны, а также его конкретные академические и научные исследования, с другой, нуждаются в дальнейшем изучении, так как принадлежат к числу тех факторов, кото-^^ рые определяют основные векторы и траектории развития современной Pi индонезийской уммы.
^^ Статья поступила в редакцию 9 июля 2022 г.;
рекомендована к печати 22 августа 2023 г.
О
и
о
PQ
Контактная информация:
Кирчанов Максим Валерьевич — д-р ист. наук, доц.; [email protected]
Institute for the Study of Islamic Thought and Civilizations as an actor in the process of Islamization in modern Indonesia
M. W. Kyrchanoff Voronezh State University,
1, Universitetskaya pl., Voronezh, 394000, Russian Federation
For citation: Kyrchanoff M. W. Institute for the Study of Islamic Thought and Civilizations as an actor in the process of Islamization in modern Indonesia. Issues of Theology, 2023, vol. 5, no. 4, pp. 638-655. https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.407 (In Russian)
The presented article analyzes the features of development and the main vectors of transformation of conservative Islam in modern Indonesia in contexts of the activities of the organization known as the Institute for the Study of Islamic Thought and Civilizations (INSISTS). INSISTS is supposed to be the intellectual center of contemporary Islamic traditionalism in Indonesia. The article analyzes the problems of the intellectual agenda of conservatives, including the ideas of the Islam-ization of science, the rejection of liberal Islam and the criticism of feminism. The article considers the main directions of Muslim conservatives activity as a reaction to the modernization of the Ummah and the temporary success of liberal Islam, although its influence on Muslims was extremely limited. It is believed that INSISTS appeared as an attempt to institutionalize and legitimize conservative and tradi-
tionalist trends in modern Indonesian Islam in the form of their expansion into the space of scientific knowledge and political criticism. It is shown that INSISTS, as a formally conservative institution, actually uses liberal discourse, trying to actualize the contemporary problems related to gender and feminism in the political agenda of traditionalists. Therefore, it is assumed that the conservative trends in the modern history of the Indonesian Ummah actualize the significant adaptive potential of the traditionalists.
Keywords: Indonesia, political Islam, fragmentation of the Ummah, conservative Islam, INSISTS, traditionalism, intellectuals, Islamization of science.
References
Ahnaf M. I. (2016) "Aksi Bela Islam, Akankah Mengubah lanskap Muslim Indonesia?", in Jurnal Maarif, vol. 11, no. 2, pp. 30-42.
Arif S. (2008) Orientalis dan Diabolisme Pemikiran. Jakarta, Gema Insani.
Arif S. (2016) Islamic Science: Paradigma, Fakta dan Agenda. Jakarta, INSISTS.
Arif S. (2018) Bukan Sekadar Mazhab: Oposisi dan Heterodoksi Syi'ah. Jakarta, INSISTS.
Armas A. (2003) Pengaruh Kristen-Orientalis terhadap Islam Liberal: Dialog Interaktif dengan Aktivis Jaringan Islam Liberal. Jakarta, Gema Insani.
Armas A. (2005) Metodologi Bibel dalam Studi Al-Quran: Kajian Kritis. Jakarta, Gema Insani.
Armas A. (2013) Pluralisme Agama: Telaah Kritis Cendekiawan Muslim. Jakarta, INSISTS.
Bagir Z. A., Fachrudin A. (2019) "Democracy and the 'Conservative Turn' in Indonesia", in Alternative Voices in Muslim Southeast Asia: Discourses and Struggles. Eds N. Saat, A. Ibrahim, pp. 139-155. Singapore, ISEAS Publishing.
Davies S. (2021) "Apa yang mendorong perubahan moral Indonesia?", in New Mandala. New Perspectives on Southeast Asia. November 16. Available at: https://www.newmandala.org/ apa-yang-mendorong-perubahan-moral-indonesia/ (accessed: 09.07.2022). ^^
Desker B. (2022) "Preacher and Protests: Islam's Conservative Shift in Indonesia", in RSIS Commentary. May 27. Available at: https://www.rsis.edu.sg/rsis-publication/rsis/preach-er-and-protests-islams-conservative-shift-in-indonesia/ (accessed: 09.07.2022).
Fanani A. F. (2021) "Rising religious radicalism in Indonesia: roots and shoots", in New Mandala. New Perspectives on Southeast Asia. November 17. Available at: https://www.newmandala. org/rising-religious-radicalism-in-indonesia-roots-and-shoots/ (accessed: 09.07.2022).
Firdaus F. (2014) Revivalisme Islam: studi pemikiran kritis Adian Husaini terhadap studi islam di
perguruan tinggi islam. Surabaya, Universitas Islam Negeri Sunan Ampel Surabaya. ^^
Fitra D. (2020) "Tantangan Marxisme terhadap Pemikiran Islam", in INSISTS. November 28.
Available at: https://insists.id/tantangan-marxisme-terhadap-pemikiran-islam/ (accessed: ^
09.07.2022).
Formichi C. (2021) Religious Pluralism in Indonesia: Threats and Opportunities for Democracy. Cornell, Southeast Asia Program Publications.
Handrianto B. (2007) 50 Tokoh Islam Liberal Indonesia: Pengusung Ide Sekularisme, Pluralisme, ^^
dan Liberalisme Agama. Jakarta, Hujjah Press.
Handrianto B. (2010) Islamisasi Sains: Sebuah Upaya Mengislamkan Sains Barat Modern. Jakarta, r:
Pustaka Kautsar. ^^
Handrianto B. (2022) "Dimensi Saintifik Peristiwa Isra' Mi'raj", in INSISTS. February 28. Available at: https://insists.id/dimensi-saintifik-peristiwa-isra-miraj/ (accessed: 09.07.2022).
Husaini A. (2005) Islam Liberal, Pluralisme Agama dan Diabolisme Intelektual. Surabaya, Risalah MM
Gusti.
Husaini A. (2006) Hegemoni Kristen-Barat dalam Studi Islam di Perguruan Tinggi. Jakarta, Gema T0M 5
Insani. 2023
Husaini A. (2016) "Buya Hamka Tidak Membodohi Kita", in INSISTS. October 14. Available at:
https://insists.id/buya-hamka-tidak-membodohi-kita/ (accessed: 09.07.2022). №4
g
o
№4 Husaini A. (2018) Pendidikan Islam: Mewujudkan Generasi Gemilang Menuju Negara Adidaya
2045. Depok, YPI at-Taqwa. T0M 5 Husaini A., Hidayat N. (2002) Islam Liberal: Sejarah, Konsepsi, Penyimpangan, dan Jawabannya.
2023 Jakarta, Gema Insani.
Kirchaniv M. V. (2021) "Indonesian Islamism as a marginal case of the development of political
S Islam in a Muslim country", in Oriental world, no. 3, pp. 107-122. (In Ukrainian)
Kirchanov M. V. (2021) "Information agenda of Indonesian Islamists in early 2021: Islamism at a crossroads", in South East Asia, no. 2, pp. 130-141. https://doi.org/10.31696/2072-8271-pj 2021-2-2-51-130-141 (In Russian)
O Kirchanov M. V. (2021) "Institutionalized Forms of Radical Islam in Indonesia in the 2010s", in
Minbar. Islamic studies, vol. 14, no, 2, pp. 263-283. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-2-263-283 (In Russian)
O Kirchanov M. V. (2021) "Invented traditions of Indonesian liberal Islam in the 2000s — the first
. half ofthe 2010s", in Islamic Studies, vol. 12, no. 1, pp. 16-29. https://doi.org/10.21779/2077-
W 8155-2021-12-1-16-29 (In Russian)
Kirchanov M. V. (2022). "Muslim Ummah in Indonesia in 2021: Participants, Process,, es and Contradictions of Developmen", in Islamic Studies, no. 1, pp. 5-18. https://doi. org/10.21779/2077-8155-2022-13-1-5-18 (In Russian)
O Kirchanov M. V (2022). "Radical Islam and Ummah in Indonesia in 2021: Actors, Pro-
cesses and Contradictions", in Minbar. Islamic studies, no. 2, pp. 353-376. https://doi. Q org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-353-376 (In Russian)
Q^ Kusman A. P. (2016) "Aksi Bela Islam, Populism Konservatif dan Kekuasaan Oligarki", in Jurnal
Maarif, vol. 11, no. 2, pp. 43-52. Lanti I. G. (2019) "Examining the growth of Islamic conservatism in Indonesia: the case of West Java", in S. Rajaratnam School of International Studies. July 19. Available at: http://www.jstor. org/stable/resrep19934 (accessed: 09.07.2022). Mantovani S. L. (2020) "Labelisasi itu Bernama Domestikasi", in INSISTS. November 9. Available
at: https://insists.id/labelisasi-itu-bernama-domestikasi/ (accessed: 09.07.2022). Pradhana A. (2020) "Worldview Islam sebagai Basis Pengembangan Ilmu Fisika", in INSISTS. November 19. Available at: https://insists.id/worldview-islam-sebagai-basis-pengemban-gan-ilmu-fisika/ (accessed: 09.07.2022). Qodir Z., Jubba H., Hidayati M. (2022) "Contesting Ethnic and Religious Identities in the 2019 Indonesian Elections: Political Polarization in West Kalimantan", in Studia Islamika, vol. 29, no. 1, pp. 111-142. https://doi.org/10.36712/sdi.v29i1.12940 Salim M. (2019) "Islam Liberal: Gerakan Transnasional yang dinaturalisasikan", in INSISTS. September 19. Available at: https://insists.id/islamliberal-gerakan-transnasional/ (accessed: 09.07.2022).
Santury F. A. (2022) "Symptoms of anti-Intellectualism in Indonesian democracy", in New Mandala. New Perspectives on Southeast Asia. April 26. Available at: https://www.newmandala. org/symptoms-of-anti-intellectualism-in-indonesian-democracy/ (accessed: 09.07.2022). Sebastian L. C., Hasyim S., Arifianto A. R., eds (2021) Rising Islamic conservatism in Indonesia:
Islamic groups and identity politics. London; New York, Routledge. Sebastian L. C., Nubowo A. (2019) "The 'Conservative Turn' in Indonesian Islam: Implications for the 2019 Presidential Elections", in Asie Visions, no. 106. Available at: https://www.ifri. org/en/publications/notes-de-lifri/asie-visions/conservative-turn-indonesian-islam-im-plications-2019 (accessed: 09.07.2022). Shalahuddin H. (2021) "Ideologi Feminis Radikal dalam RUU P-KS", in INSISTS. July 17. Available at: https://insists.id/ideologi-feminis-radikal-dalam-ruu-p-ks/ (accessed: 09.07.2022). Sjafril A. (2015) "Wacana Islam 'Nusantara' dan Agenda Liberalisasi Islam", in INSISTS. October 3. Available at: https://insists.id/wacana-islam-nusantara-dan-agenda-liberalisasi-is-lam/ (accessed: 09.07.2022).
o
PQ
Solahudin (2013) The Roots of Terrorism in Indonesia: From Darul Islam to Jemah Islamiyah. Cornell, Cornell University Press.
Suharto U. (2007) Pemikiran Islam Liberal: Pembahasan Isu-isu Sentral. Shah Alam, Dewan Pus-taka Fajar.
Sumaktoyo N. (2019) "How 'moderate' are Indonesian Muslims?", in New Mandala. New Perspectives on Southeast Asia. March 27. Available at: https://www.newmandala.org/how-moder-ate-are-indonesian-muslims/ (accessed: 09.07.2022).
Thoha A. M. (2005) Tren Pluralisme Agama: Tinjauan Kritis. Jakarta, Perspektif.
Wahid D. (2014) "Kembalinya Konservatisme Islam Indonesia", in Studia Islamika, vol. 21, no. 2, pp. 375-390. https://doi.org/10.15408/sdi.v21i2.1043
Zaman A. (2020) "Makna Persetujuan dalam RUU P-KS: Sebuah Kritik", in INSISTS. July 22. Available at: https://insists.id/makna-persetujuan-dalam-ruu-p-ks-sebuah-kritik/ (accessed: 09.07.2022).
Zarkasyi H. F. (2004) Tantangan Sekularisasi dan Liberalisasi di Dunia Islam. Jakarta, Khairul Bayan.
Zarkasyi H. F. (2012) Misykat: Refleksi tentang Islam, Westernisasi, dan Liberalisasi. Jakarta, INSISTS.
Zarkasyi H. F. (2015) "Islam: Toleransi Tanpa Pluralisme", in INSISTS. November 3. Available at: https://insists.id/islam-toleransi-tanpa-pluralisme/ (accessed: 09.07.2022).
Zarkasyi H. F. (2016) "Hegemoni Makna Gender", in INSISTS. January 5. Available at: https:// insists.id/hegemoni-makna-gender-2/ (accessed: 09.07.2022).
Received: July 9, 2022 Accepted: August 22, 2023
Author's information:
Maksym W. Kyrchanoff — Dr. Sci. in Historical Sciences, Associate Professor; S
С
о
о
ы
F
I—(
h-Q
о
о
Рч
с
о
PQ
том 5
2023
№4 655