Научная статья на тему 'Институт изменения вида исправительного учреждения: недостатки уголовного и уголовно- исполнительного законодательства'

Институт изменения вида исправительного учреждения: недостатки уголовного и уголовно- исполнительного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PENAL INSTITUTIONS / ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / CHANGING OF THE TYPE OF THE PENITENTIARY / НЕДОСТАТКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / SHORTCOMINGS OF LEGAL REGULATION / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / CONVICTED PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латынин Сергей Николаевич

в статье рассматриваются проблемы правового регулирования института изменения вида исправительного учреждения в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTE OF CHANGE OF THE TYPE OF CORRECTIONAL INSTITUTION: THE SHORTCOMINGS IN CRIMINAL AND PENAL LEGISLATION

in the article the problems of legal regulation of the Institute of change of the type of correctional institutions in the criminal and penal legislation are dealt.

Текст научной работы на тему «Институт изменения вида исправительного учреждения: недостатки уголовного и уголовно- исполнительного законодательства»

УДК 343.82 ББК 67.409.13 Л27

S.N. LATYNIN*

THE INSTITUTE OF CHANGE OF THE TYPE OF CORRECTIONAL INSTITUTION: THE SHORTCOMINGS

IN CRIMINAL AND PENAL LEGISLATION

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового регулирования института изменения вида исправительного учреждения в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Ключевые слова: исправительные учреждения, изменение вида исправительного учреждения, недостатки правового регулирования, осужденные к лишению свободы.

СЕРГЕИ НИКОЛАЕВИЧ ЛАТЫНИН*

ИНСТИТУТ ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: НЕДОСТАТКИ УГОЛОВНОГО

И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Annotation: in the article the problems of legal regulation of the Institute of change of the type of correctional institutions in the criminal and penal legislation are dealt.

Key words: penal institutions, changing of the type of the penitentiary, the shortcomings of legal regulation, convicted persons.

Изменение вида исправительного учреждения является важным институтом уголовно-исполнительного права. Он составляет сущность прогрессивной системы исполнения лишения свободы и стимулирует законопослушное поведение осужденных1. Причем проблемы регулирования данного института актуальны не только в Российской Федерации, но и в других государствах2.

Основой изменения вида исправительного учреждения является прежде всего ст. 58 «Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения» УК РФ. В ч. 4 этой статьи говорится, что изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Видимо, подразумеваются два положения:

1) изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом, а не каким-либо другим органом;

2) речь идет о любом изменении вида исправительного учреждения.

Однако не уточняется, в данном случае говорится об исправительных учреждениях, перечисленных в ст. 56 «Лишение свободы на определенный срок» УК РФ (колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительная колония общего, строгого или особого режима, тюрьма) или в ст. 74 «Виды исправительных учреждений» УИК РФ (исправительная колония общего, строгого или особого режима, колония-поселение, следственный изолятор, воспитательная колония, тюрьма, лечебное исправительное учреждение, лечебно-профилактическое учреждение).

s

CD

0

1

CD ï С CD

ï

a>

s

(o

a> ï с

CD

I

С

О

ü

a>

s

CD ï С CD

* Начальник УФСИН России по Воронежской области E-mail: editor62@yandex.ru.

Q)

I

Q)

5

ГО

6

0

I

CD

1 ГО

СО

s

ГО l

<D

l

<D

I

О

<D £

Этот вопрос важен, так как определяет границы данного института. Непонятно, например, можно вышеуказанное положение ст. 58 УК РФ распространять на перевод осужденного из следственного изолятора в исправительную колонию строгого режима (и обратно) либо из лечебного исправительного или лечебно-профилакгическо-го учреждения в исправительную колонию общего режима (и обратно).

Часть 4 ст. 58 УК РФ отсылает правоприменителей к уголовно-исполнительному законодательству (то есть прежде всего к УИК РФ). Из этого логически следует, что нужно использовать «расширенный» список исправительных учреждений, определенный в ст. 74 УИК РФ.

Однако в ст. 78 «Изменение вида исправительного учреждения» УИК РФ дается далеко не полный перечень изменений вида исправительных учреждений. В этой статье указаны только переводы осужденных:

- из тюрьмы в исправительную колонию;

- исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима;

- исправительной колонии общего режима в колонию-поселение;

- исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение;

- колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

- колонии-поселения, в которую осужденные были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

- исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму.

Исходя из сокращенного перечня исправительных учреждений, определенного в ст. 58 УК РФ, в ст. 78 УИК РФ дополнительно должны были предусматриваться такие переводы осужденных, как: из воспитательной колонии в другие исправительные учреждения, из исправительной колонии строгого режима в исправительную колонию особого режима (для обратного возвращения осужденных, которые ранее были переведены в порядке поощрения), из лечебного исправительного учреждения в другие исправительные учреждения (и обратно) и т. п.

Исследователи также описывают сокращенный вариант рассматриваемого института (закрепленный в ст. 78 УИК РФ), когда под изменением вида исправительного учреждения не понимаются, например, переводы осужденных из исправительных колоний в следственные изоляторы, лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения (или наоборот)3.

Если исходить из расширенного списка испра-

вительных учреждений по ст. 74 УИК РФ, то дополнительно должны быть предусмотрены такие переводы: из лечебно-профилактического учреждения в другие исправительные учреждения (и обратно), из следственного изолятора в исправительные колонии (и обратно) и т. п.

Между тем переводы осужденных между различными учреждениями прописаны и в других нормах уголовно-исполнительного законодательства:

- из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима - в ст. 140 «Перевод осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии» УИК РФ;

- из исправительной колонии в следственный изолятор - в ст. 77.1 «Привлечение осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве» УИК РФ.

Таким образом, ст. 78 УИК РФ, несмотря на свое название, регулирует только отдельные виды переводов осужденных из одних учреждений в другие, а потому не может считаться основополагающей нормой, посвященной изучаемому институту. Между тем эта норма имеет и дополнительные недостатки. Их устранение требуется для снятия противоречий практики изменения вида исправительного учреждения, описываемой в литературе4.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 78 УИК РФ предусматриваются переводы для положительно характеризующихся осужденных (из исправительных колоний в колонию-поселение и т. п.). Возникает вопрос о том, кого же из осужденных считать положительно характеризующимися: находящихся в обычных или только в облегченных условиях отбывания наказания, не имеющих взыскания или лишь поощренных и т. п.?

Только в одном п. «в» ч. 2 ст. 78 УИК РФ дается дополнительная конкретизация того, кого следует считать положительно характеризующимися - из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение могут переводиться осужденные, находящиеся в облегченных условиях содержания. Однако в других положениях этой статьи никакой дальнейшей детализации по этому поводу не приводится.

Вызывает недоумение и формулировка п. «г» ч. 3 ст. 78 УИК РФ о том, что не подлежат переводу в колонию-поселение осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа. По поводу лиц, не прошедших обязательного лечения, вопросов не воз-

ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2014. № 1 (84)

никает (это осужденные, больные алкоголизмом,

наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированные осужденные, а также осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, в соответствии с ч. 3 ст. 18 УИК РФ).

Но остается непонятным, кто же имеется в виду как «требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа»? Возможно, это осужденные, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, то есть страдающие психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя или других лиц, по ч. 1 и 2 ст. 18 УИК РФ. Тогда почему не было написано, что не подлежат переводу в колонию-поселение осужденные, к которым применяются принудительные меры медицинского характера? Может быть, речь идет об осужденных, которых нужно этапировать в лечебные исправительные или лечебно-профилактические учреждения? Тогда в соответствии со ст. 101 УИК РФ в колонии-поселения не могут переводиться осужденные, имеющие психические расстройства, больные открытой формой туберкулеза, алкоголизмом или наркоманией, а также иными заболеваниями, которые лечатся в условиях лечебных исправительных или лечебно-профилактических учреждений. В этом случае перечень таких осужденных может быть практически не ограниченным.

В ч. 5 ст. 78 УИК РФ (как и в ст. 58 УК РФ) также указано, что изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом.

Вместе с тем некоторые из переводов осужденных производятся без решения суда (например, перевод осужденных в лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения5).

Кроме того, в соответствии со ст. 77.1 УИК РФ при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказа-

ния в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) - на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя - на срок до трех месяцев. В этом случае переводы осужденных из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы в следственный изолятор осуществляются по решению должностных лиц органов предварительного расследования преступлений (но никак не суда).

С учетом изложенного очевидна потребность в дополнительном осмыслении и внесении изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство для устранения недостатков регулирования института изменения вида исправительного учреждения.

§

CD О

!

CD

С CD

5 Ш

2

Со Ш

С CD

I

С

О ■§

ш §

CD

С CD

Список использованной литературы

1 См.: Постатейный учебный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: по состоянию на 1 сент. 2008 г.: учеб. пособие / Е. А. Антонян [и др.]; под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. М., 2008. С. 284; Дроздов А. И. О формировании института изменения вида исправительного учреждения и условий содержания в нем как элемента прогрессивной системы отбывания наказаний в виде лишения свободы в России // Человек: преступление и наказание: науч. журн. / Академия ФСИН России. 2007. № 4. С. 45-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См., напр.: Скаков А. Изменение вида исправительного учреждения по законодательству Республики Казахстан // Уголовное право. 2004. № 1. С. 101-103.

3 См., напр.: Васильев А. И. Назначение и изменение вида исправительно-трудового учреждения: учеб. пособие. Рязань, 1988.

4 См., напр.: Вырастайкин В. Досрочно освобождать достойных // Преступление и наказание. 2005. № 1. С. 24.

5 См.: Кашуба Ю. А., Скиба А. П. О статусе лечебных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 1. С. 43-46.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.