Научная статья на тему 'Институт государственной охраны императоров как часть системы внутренней безопасности Российской империи'

Институт государственной охраны императоров как часть системы внутренней безопасности Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность императора / внутренняя безопасность / дворцовая полиция / дворцовый комендант / институт государственной охраны / Министерство внутренних дел / Министерство Императорского двора и уделов / Отдельный корпус жандармов / Российская империя / security of the Emperor / internal security / palace police / palace Commandant / Institute of State Security / Ministry of Internal Affairs / Ministry of the Imperial Court and Estates / Separate Corps of Gendarmes / Russian Empire

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжова Юлия Валерьевна

В статье рассматриваются основные периоды складывания института государственной охраны как части системы органов, обеспечивавших внутреннюю безопасности Российской империи. Обращено внимание на взаимодействие охранительных структур Императора и членов императорского Дома при их непосредственном взаимодействии с рядом ведомств, включая Министерство внутренних дел. Постановка проблемы: тематика статьи позволяет по-новому подойти к осмыслению функционирования института государственной охраны в Российской империи, а выделение основных периодов его формирования позволяет определить не только его назначение, но и роль в целом в системе имперских органов. Увеличение исследовательского интереса к вопросу эволюции государственного управления Российского государства, в особенности периода абсолютной монархии, включая органы государственного аппарата в целом, подтверждается наличием определенного количества научных работ, проводимых за последнее десятилетие, что позволяет выявить особенности функционирования и специфику деятельности охранительных структур Российской империи. Дискуссионными в настоящее время остаются вопросы, не нашедшие исчерпывающих ответов на резонансные террористические акты, приведшие к убийствам Александра II, Председателя Совета министров – министра внутренних дел П. А. Столыпина и ряда других высокопоставленных лиц государства. Особый интерес в связи с этим представляет и малоисследованный в историко-правовой науке аспект, связанный с ролью Министерства внутренних дел, оказавший прямое влияние на развитие института государственной охраны первых лиц Российской империи. Методы исследования: метод материалистической диалектики, хронологический, функционально-структурный, системный, принцип историзма позволили определить ряд исторических фактов, событий, а также выявить структуру построения охраны императора и показать ее место в целом в государственном аппарате Российской империи. Вместе с тем именно функционально-структурный метод позволил показать институциональный аспект государственной охраны как части системы внутренней безопасности государства. Цель исследования: характеристика основных периодов формирования института государственной охраны императора и членов Императорского дома, акцентирование внимания на его функционировании особенно в период второй половины XIX – начала XX в. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: выявить основные этапы становления и развития института государственной охраны императора и членов Императорского дома; определить основные направления деятельности служб, выполнявших функции охраны императора. Результаты и ключевые выводы: в статье вводится в научный оборот представленная периодизация формирования института государственной охраны, дается ее характеристика. Определено, что под институтом государственной охраны можно понимать систему особых государственных органов, созданных для решения охранительно-представительских задач, направленных на осуществление непосредственной охраны и сопровождение императора и членов Императорского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of State Protection of Emperors as Part of the Internal Security System of the Russian Empire

The article examines the main periods of the formation of the institute of state security as part of the internal security system of the Russian Empire. Attention is drawn to the interaction of the security structures of the emperor and members of the imperial house in their direct interaction with a number of departments, including the Ministry of Internal Affairs. Problem statement: the subject of the article allows a new approach to understanding the functioning of the institute of state protection in the Russian Empire, and the allocation of the main periods of its formation allows us to determine not only its purpose, but also its role in the system of imperial bodies as a whole. The increase in research interest in the evolution of the state administration of the Russian state, especially during the period of absolute monarchy, including the organs of the state apparatus as a whole, is confirmed by the presence of a certain number of scientific papers conducted over the past decade. This makes it possible to identify the features of the functioning and the specifics of the activities of the security structures of the Russian Empire as a whole. Currently, the issues that have not given exhaustive answers to the resonant terrorist acts that led to the murders of Alexander II, Chairman of the Council of Ministers – Minister of Internal Affairs P. A. Stolypin and a number of other high-ranking officials of the states remain debatable. The purpose of the study is to characterize the main periods of the formation of the institute of state protection of the emperor and members of the imperial house, focusing on its functioning, especially during the second half of the XIX – early XX century. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to identify the main stages of the formation and development of the institute of state protection of the Emperor and members of the imperial House; to determine the main activities of the services that performed the functions of protecting the Emperor. Research methods: the method of materialistic dialectics, chronological, functional-structural, systemic, the principle of historicism, which allowed us to determine a number of historical facts, events, as well as to identify the structure of the emperor’s guard and show its place as a whole in the state apparatus of the Russian Empire. At the same time, it was the functional-structural method that made it possible to show the institutional aspect of state protection as part of the internal security system of the state.

Текст научной работы на тему «Институт государственной охраны императоров как часть системы внутренней безопасности Российской империи»

162

Yulia Valer^evna Ryzhova,

Candidate of Law, Associate Professor,

Professor of the Department of State and Legal,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: julia1806@yandex.ru

Scientific specialty:

12.00.01 — Theory and History of Law and State; History of Doctrines about Law and State (5.1.1. Theoretical and Historical Legal Sciences)

Рыжова Юлия Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: julia1806@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.01 — Теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве (5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки)

УДК 342.51

DOI 10.24412/2072-9391-2022-363-162-170

Дата поступления: 26 апреля 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 15 сентября 2022 г.

Институт государственной охраны императоров как часть системы внутренней безопасности Российской империи

Institute of State Protection of Emperors as Part of the Internal Security System of the Russian Empire

Аннотация

В статье рассматриваются основные периоды складывания института государственной охраны как части системы органов, обеспечивавших внутреннюю безопасности Российской империи. Обращено внимание на взаимодействие охранительных структур Императора и членов императорского Дома при их непосредственном взаимодействии с рядом ведомств, включая Министерство внутренних дел.

Постановка проблемы: тематика статьи позволяет по-новому подойти к осмыслению функционирования института государственной охраны в Российской империи, а выделение основных периодов его формирования позволяет определить не только его назначение, но и роль в целом в системе имперских органов.

Увеличение исследовательского интереса к вопросу эволюции государственного управления Российского государства, в особенности периода абсолютной монархии, включая органы государственного аппарата в целом, подтверждается наличием определенного количества научных работ, проводимых за последнее десятилетие, что позволяет выявить особенности функционирования и специфику

Annotation

The article examines the main periods of the formation of the institute of state security as part of the internal security system of the Russian Empire. Attention is drawn to the interaction of the security structures of the emperor and members of the imperial house in their direct interaction with a number of departments, including the Ministry of Internal Affairs.

Problem statement: the subject of the article allows a new approach to understanding the functioning of the institute of state protection in the Russian Empire, and the allocation of the main periods of its formation allows us to determine not only its purpose, but also its role in the system of imperial bodies as a whole. The increase in research interest in the evolution of the state administration of the Russian state, especially during the period of absolute monarchy, including the organs of the state apparatus as a whole, is confirmed by the presence of a certain number of scientific papers conducted over the past decade. This makes it possible to identify the features of the functioning and the specifics of the activities of the security structures of the Russian Empire as a whole. Currently, the issues that have not given exhaus-

деятельности охранительных структур Российской империи.

Дискуссионными в настоящее время остаются вопросы, не нашедшие исчерпывающих ответов на резонансные террористические акты, приведшие к убийствам Александра II, Председателя Совета министров - министра внутренних дел П. А. Столыпина и ряда других высокопоставленных лиц государства. Особый интерес в связи с этим представляет и малоисследованный в историко-правовой науке аспект, связанный с ролью Министерства внутренних дел, оказавший прямое влияние на развитие института государственной охраны первых лиц Российской империи.

Методы исследования: метод материалистической диалектики, хронологический, функционально-структурный, системный, принцип историзма позволили определить ряд исторических фактов, событий, а также выявить структуру построения охраны императора и показать ее место в целом в государственном аппарате Российской империи. Вместе с тем именно функционально-структурный метод позволил показать институциональный аспект государственной охраны как части системы внутренней безопасности государства.

Цель исследования: характеристика основных периодов формирования института государственной охраны императора и членов Императорского дома, акцентирование внимания на его функционировании особенно в период второй половины XIX - начала XX в. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: выявить основные этапы становления и развития института государственной охраны императора и членов Императорского дома; определить основные направления деятельности служб, выполнявших функции охраны императора.

Результаты и ключевые выводы: в статье вводится в научный оборот представленная периодизация формирования института государственной охраны, дается ее характеристика. Определено, что под институтом государственной охраны можно понимать систему особых государственных органов, созданных для решения охранительно-представительских задач, направленных на осуществление непосредственной охраны и сопровождение императора и членов Императорского дома.

tive answers to the resonant terrorist acts that led to the murders of Alexander II, Chairman of the Council of Ministers - Minister of Internal Affairs P. A. Stolypin and a number of other high-ranking officials of the states remain debatable.

The purpose of the study is to characterize the main periods of the formation of the institute of state protection of the emperor and members of the imperial house, focusing on its functioning, especially during the second half of the XIX - early XX century. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to identify the main stages of the formation and development of the institute of state protection of the Emperor and members of the imperial House; to determine the main activities of the services that performed the functions of protecting the Emperor.

Research methods: the method of materialistic dialectics, chronological, functional-structural, systemic, the principle of historicism, which allowed us to determine a number of historical facts, events, as well as to identify the structure of the emperor's guard and show its place as a whole in the state apparatus of the Russian Empire. At the same time, it was the functional-structural method that made it possible to show the institutional aspect of state protection as part of the internal security system of the state.

Ключевые слова: безопасность императора; внутренняя безопасность; дворцовая полиция; дворцовый комендант; институт государственной охраны; Министерство внутренних дел; Министерство Императорского двора и уделов; Отдельный корпус жандармов; Российская империя.

Keywords: security of the Emperor; internal security; palace police; palace Commandant; Institute of State Security; Ministry of Internal Affairs; Ministry of the Imperial Court and Estates; Separate Corps of Gendarmes; Russian Empire.

164

Вне зависимости от формы правления, формы государственного устройства каждое государство имеет совокупность государственных органов, обеспечивающих безопасность главы государства.

В современной России в обеспечении государственной охраны в пределах своих полномочий участвует ряд федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в области обеспечения государственной безопасности, в сфере внешней разведки, в сфере деятельности войск национальной гвардии.

Проводя историческую параллель с современностью, отметим, что в Российской Федерации государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и ряда иных нормативных правовых актов. Одним из основных принципов правовой основы государственной охраны является принцип централизованного руководства и взаимодействия органов государственной охраны с другими государственными органами.

Как известно, назначение института государственной охраны определяется тем, что для реализации на практике своих функций государству в тот или иной исторический период требуется наделение конкретных должностных лиц определенными полномочиями.

Терминами, определяющими суть рассматриваемого вопроса, являются: «государственная охрана», «органы, осуществлявшие меры безопасности императора и членов Императорского дома». Данные термины объединены между собой логической связью и применяемы в отношении лица, подлежавшего защите, с одной стороны, а с другой — органами, осуществлявшими систему охранительных мер безопасности. Это в целом и формировало до 1917 г. институт государственной охраны, для реализации которого государство брало на себя данную ответственность.

Под институтом государственной охраны можно понимать систему особых государственных органов, созданных для решения охрани-тельно-представительских задач и направленных на охрану и сопровождение императора и членов Императорского дома.

Институт государственной охраны императора включал в себя образованные специализированные в различные исторические периоды службы, призванные обеспечивать личную безопасность первого лица государства и его семью, что способствовало укреплению внутренней безопасности в Российской империи. В связи с этим особое значение имела сфера охраны императора и его семьи, которая находилась в подведомственности Министерства Императорского двора и уделов, а также Министерства внутренних дел.

Рассматривая институт государственной охраны императоров, можно выделить и его институциональные признаки:

— наличие определенных служб и подразделений, выполнявших специфические задачи по охране императоров;

— права служб и подразделений, закрепленные нормами, а также права должностных лиц, их возглавлявших;

— компетенции и пределы взаимодействия служб и подразделений, привлеченных к охране императора и членов Императорского дома;

— нормы, правила, направленные на обеспечение охраны императоров, с одной стороны, а с другой — требования, предъявляемые к лицам профессионально подготовленным и непосредственно участвовавшим в охранительных мероприятиях.

Поясним, что охрана императоров и его семьи на протяжении XIX в. и вплоть до 1917 г. осуществлялась на основе ряда мер:

— предоставление объектами государственной охраны системы мер, направленных на защиту первого лица государства, транспортного обслуживания (поезд, карета, автомобиль, яхта), а также информации об угрозе их безопасности;

— осуществление ряда мероприятий, нормативно закрепленных в секретных положениях, инструкциях и циркулярах, направленных на реализацию полномочий соответствующих государственных органов, обеспечивавших безопасность императора и его семьи;

— поддержание установленного порядка охраны уполномоченными на то должностными лицами, включая начальника охраны императора, дворцового коменданта, руководство штаба отдельного корпуса жандармов, начальника инспекции императорских поездов и пропускного режима на охраняемых объектах (императорские дворцы, автопарк, ангары с императорскими поездами).

Важным элементом информационных ресурсов являлась конфиденциальность информации с грифами «совершенно секретно» и «не подлежит оглашению», отнесенная к документированной информации ограниченного распространения.

В отношении объектов охраны — императора и членов Императорского дома разрабатывались особые охранительные мероприятия, представлявшие собой совокупность и последовательность действий, направленных на безопасность охраняемого объекта (объектов).

На протяжении XIX — начала XX в. российских императоров охраняли Собственный Его Императорского Величества конвой, Собственный Его Императорского Величества Железнодорожный полк, Дворцовая полиция, Охранная

агентура, дворцовый комендант и ряд структурных подразделений Отдельного корпуса жандармов, деятельность которых курировал Департамент полиции Министерства внутренних дел.

Выделение периодов в становлении института государственной охраны обусловлено критериями, которые обосновывают периодизацию. В этой связи представляются следующие критерии, характерные для выделения периодизации исторического развития Российского государства в целом: форма государственного правления, время царствования монарха.

Еще одним критерием выступает совокупность социально-политических правовых отношений, сформировавшихся в Российской империи в условиях зарождения и складывания абсолютизма в России XVII в., в период абсолютной монархии XVIII и XIX вв., в особенности 1870—1890-е гг. XIX столетия, оказавших влияние на процесс усиления института государственной охраны императора и его семьи. Именно после убийства Александра II (1 марта 1881 г.) был кардинально усилен комплекс охранительных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности первого лица государства в годы правления Александра III.

Первым периодом в совершенствовании правовых основ института государственной охраны явилось создание 3 сентября 1811 г. Собственной Его Императорского Величества охраны. Вместе с тем и ранее организация охраны русских царей представляла собой достаточно сложную систему, способную реагировать на обострение различного рода внутриполитических ситуаций в империи. Истории известны лица, стоявшие у истоков создания института государственной охраны русских царей, одним из которых являлся А. С. Матвеев (в период правления Алексея Михайловича Романова «Тишайшего»). В частности, ему поручалось охранять жизнь и здоровье государя. Именно при Алексее Михайловиче в Соборном уложении 1649 г. юридически закреплялись и вопросы обеспечения личной безопасности царя.

На протяжении первого периода — XVII столетия функции охраны первого лица менялись — появилась функция так называемая «придворная», сочетавшая в себе выполнение своих непосредственных обязанностей1. Именно с XVII столетия складывалась организационно-правовая форма системы государственной охраны русского царя на законодательной основе.

Второй период был связан с XVIII в., когда в годы правления Петра I произошло усиление охранной функции. При дальних выездах Петра I уже сопровождал Стрелецкий караул.

1 Охрана царя обрела фактическую основу только в XVII в., закрепленную Соборным уложением 1649 г.

Вместе с тем в Уставе воинском от 30 марта 1716 г. затрагивались вопросы организации боевой подготовки Преображенского и Семеновского гвардейских полков, в ведение которых, помимо исполнения воинских обязанностей, входила и личная охрана Петра I. Свою деятельность полки осуществляли в соответствии с нормами караульной службы, закрепленными в Уставе воинском.

Как в петровское, так и в екатерининское время на караульную службу была возложена охрана постоянных резиденций, летних дворцов, но все еще не было образовано каких-либо профессиональных подразделений, способных качественно выполнять эту охранную функцию. Вместе с тем определенным усилением охраны явилось привлечение в содействие к караульной службе гвардейских полков: Преображенского, Семеновского, Измайловского, осуществлявших охрану Царского Села, Гатчины, дворцов в Санкт-Петербурге и в Петергофе [1].

В конце XVIII в. при Павле I была усовершенствована охрана Императорской главной квартиры.

Третий период охватывает первую половину XIX в. и связан с правлением императоров Александра I и Николая I.

18 мая 1811 г. Александр I учредил лейб-гвардии Черноморскую казачью сотню. Именно это событие положило начало Собственному Его Императорского Величества конвою.

В годы Отечественной войны 1812 г. казаки обеспечивали личную безопасность Александра I в ходе заграничных походов 1813 и 1814 гг. В послевоенное время они охраняли императора и членов его семьи при их поездках, а также участвовали в парадно-церемониальных торжествах.

При Александре I после окончания Отечественной войны 1812 г. функции охраны были изменены и преобразованы к исполнению исключительно парадных церемоний. В частности, была образована рота дворцовых гренадер, в состав которой вошли герои — участники войны 1812 г., и именно им уже в годы правления Николая I было поручено охранять императорские покои в Зимнем дворце.

При Николае I, в 1827 г., произошло дальнейшее увеличение системы государственной охраны — создание Собственного Его Императорского Величества конвоя. Эта дата представляет особый интерес, так как уже тогда были заложены основы профессиональной охраны императора и его семьи, и об императорском конвое можно говорить как о профессиональном подразделении2.

В 30-е гг. XIX в. из состава императорского конвоя была выделена должность для охра-

2 Именно его основой стала образованная 18 мая 1811 г. для сопровождения императора Александра I в период заграничных походов русской армии (1813-1814 гг.) лейб-гвардии Черноморская сотня.

166

ны императора в «высочаиших покоях» — комнатный «камер-казак». Введение данной должности положило начало при особе императора иметь постоянного телохранителя. Как свидетельствуют исторические документы, эта традиция продолжалась также до 1917 г.

В связи с железнодорожным строительством и открытием ветки Петербург — Царское Село в 1837 г. были созданы специализированные органы политической полиции первоначально в виде жандармских команд.

Четвертый период с конца 60-х гг. XIX в. был временем усовершенствования и дальнейшей специализации института государственной охраны императора.

В целях укрепления личной безопасности Александра II в декабре 1861 г. была образована при Зимнем дворце специальная команда — Городовая стража. Позднее она стала называться Дворцовая стража. Ее обязанности регламентировались соответствующими нормативными правовыми актами.

2 мая 1866 г. было совершено первое покушение на Александра II, но при этом он остался жив. В кратчайшие сроки была усилена охрана его личной безопасности. Спецификой созданной «охранительной» команды III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии являлось то, что ее сотрудники были одеты в штатское платье и лишь только в особо исключительных случаях носили форму.

Начальник охранной стражи находился в непосредственном подчинении управляющего III Отделением. Следует пояснить, что Дворцовая стража, образованная в 1861 г., была предназначена для охраны императорских дворцов и «их функции не выходили за рамки обычной караульной службы», но после покушения на императора в 1866 г. была создана Охранная стража — специализированная служба, которая обеспечивала личную безопасность императора.

В 1867 г. был сформирован специальный батальон, способный осуществлять охрану при следовании императорских поездов. Это было поручено сформированному в составе 1-й саперной бригады I Железнодорожному батальону, который осуществлял охрану императорских и литерных (т. е. свитских) поездов.

Пятый период — 1881—1917 гг. — характеризуется тем, что в основу системы охраны императора легли принципы единоначалия и централизации.

13 мая 1881 г. Высочайшим императорским указом Александра III генерал-адъютанту И. И. Воронцову-Дашкову поручалось подготовить ряд проектов по организации специализированных служб, на которые должна была быть возложена функция обеспечения личной без-

опасности императора и членов Императорского дома.

11 августа 1881 г. Александром III были утверждены проекты штатов ряда структур, ответственных за состояние охраны, и принято «Положение об охране Его Величества».

Данный период характеризуется тем, что выстраивалась принципиально новая система комплексной охраны императора и его семьи и включала в себя гвардейские полки, общеимперские службы, дворцовые службы и воинские формирования.

Именно структуры охранных команд Санкт-Петербургского отделения Министерства внутренних дел, Министерства Императорского двора и уделов, Отряд охранной агентуры, Дворцовая полиция и выполняли один из значительных объемов работ по обеспечению безопасности императора, в то время как гвардейские части, выполнявшие функции охраны еще с XVIII в., к концу XIX столетия были задействованы в качестве вспомогательной силы.

21 февраля 1885 г. было принято Положение об Императорской главной квартире и ее Канцелярии, которые были образованы вместо упраздненных Управления Императорской главной квартиры и Военно-походной Его Императорского Величества канцелярии [7]. Статья 1 Положения закрепляла структуру Императорской главной квартиры, в которую вошли:

— командующий Главной квартирой и его помощник (в звании генерал-адъютанта);

— генерал-майоры Свиты его императорского величества;

— флигель-адъютанты;

— генералы при «Особе Его Величества состоящие»;

— комендант Главной квартиры;

— штаб-офицер для поручений в звании флигель-адъютанта;

— лейб-медик императора и главный священник.

Пунктом 2 ст. 1 Положения был определен состав Главной императорской квартиры, которой принадлежали: канцелярия и Собственный Его Императорского Величества конвой.

Канцелярия Императорской главной квартиры следовала за императором во время всех его путешествий по стране и за ее пределами. В ее обязанности входили: наряд дежурных при императоре. Во время путешествий Канцелярия требовала от всех ведомств, включая Министерство внутренних дел и Военное, все необходимые сведения. Комендант Квартиры во время путешествий императора нес персональную ответственность за расстановку караула и назначение постов на здания, в которых останавливался император.

Произошли определенные изменения в 80-е гг. XIX в. и при охране императора в поез-

де. В годы правления Александра III была создана Военная инспекция железных дорог во главе с военным инспектором, которому в подчинение был отдан I Железнодорожный батальон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последовательность действий I Железнодорожного батальона была закреплена в «Инструкции I-му Железнодорожному батальону по службе охраны железных дорог и императорских поездов» от 12 января 1889 г. Впоследствии 1-й Железнодорожный батальон был переименован в 1-й Железнодорожный полк, а затем в 1915 г. — в Собственный Его Императорского Величества Железнодорожный полк.

Система императорской охраны дополнялась еще одним важным субъектом охраны — дворцовым комендантом. Принятое в 1905 г. «Положение о Дворцовом Коменданте» юридически закрепило переход начальника императорской охраны в подчинение министра Императорского двора, но с сохранением своих функций, на основании последующего принятого Положения 1906 г., в соответствии с которым права дворцового коменданта значительно расширялись. На дворцового коменданта возлагалось руководство всеми полицейскими органами Министерства Императорского двора в городах дворцового ведомства.

В начале XX в. последовало усиление деятельности Дворцовой полиции, в пределы ведения которой входило задержание террористов при всех возможных покушениях на императора, а также на ряд высокопоставленных чиновников государства.

В связи с событиями революции 1905—1907 гг. на должность начальника Дворцовой полиции был назначен помощник начальника Петербургского охранного отделения [2].

В 1906 г. дворцовому коменданту удалось существенно улучшить деятельность Дворцовой полиции и Охранной агентуры, выполнявшей функции наружной охраны императора. Но, как справедливо отмечает П. А. Казанцев, получалось, что единая по своей сути функция государственной охраны была распределена между двумя ведомствами, что конечно же сказывалось на качестве работы при организации ряда охранных мероприятий, но соединить это в рамках одного ведомства в условиях самодержавной России оказалось невозможным [6]. Именно дворцовым комендантом в 1915 г. было введено в действие утвержденное императором «Положение о мерах охраны Высочайших путешествий по железным дорогам»3.

Особенностью этого Положения было возложенное на дворцового коменданта руководство

3 Положение о мерах охраны Высочайших путешествий по же-

лезным дорогам. Петроград, 1915.

полицейскими структурами. При проезде императора и его семьи часть полиции была одета в форму, а часть - в статское платье. Это делалось с целью содействия чинам наружной полиции и секретной охраны. Вся деятельность охранных структур управлялась органами политической полиции.

Дворцовый комендант занимал особое положение в системе охраны императора, в функции которого, начиная с 1905 г., входило общее наблюдение за проживанием и передвижением императора и его семьи, а также общее руководство деятельностью полицейских органов Министерства Императорского двора. В 1914 г. в непосредственное подчинение дворцового коменданта вошел созданный особый (секретный) отдел при Управлении дворцового коменданта.

Выделенный нами пятый период характеризуется и как время разработки и принятия ряда секретных и совершенно секретных инструкций, закреплявших поэтапность действий по охране первого лица империи. Инструкции регламентировали пределы полномочий, данные тому или иному подразделению Министерства Императорского двора, Департамента полиции Министерства внутренних дел, или же полномочия, данные конкретному должностному лицу, например, инспектору императорских поездов, отвечавшему за надежность и последовательность подготовки императорских поездов к их следованию. В развитие этого принимался ряд правил, положений, предусматривавших чрезвычайные меры охраны императора.

Также в ведение дворцового коменданта входили вопросы проверки чинов Авиационного отряда для охранения императорских резиденций.

Отряд секретной агентуры также дополнял выстроенную систему охраны императора. Он действовал на основании принятой 10 апреля 1913 г. «Инструкции чинам Отряда секретной охраны по охране императорских величеств во время высочайших путешествий и пребывания вне мест постоянных резиденций» [4]. Остановимся подробнее на его составе, назначении и организации.

В Отряд секретной агентуры входили жандармские чины Отдельного корпуса жандармов, подведомственная дворцовому коменданту охранная агентура, часть охранной команды Санкт-Петербургского охранного отделения, чины охранных отделений, жандармских управлений.

Возглавлял Отряд один из офицеров Охранной агентуры, подведомственный дворцовому коменданту. Начальник Отряда был в тесном взаимодействии с высшим офицерским соста-

168

вом Отдельного корпуса жандармов при приеме документов о проводимых проверках подземных сооружений, квартир, занимаемых политически неблагонадежными людьми, расположенными по путям проезда императора.

Отряд секретной агентуры подчинялся представителю высшей местной административной власти. В составе низших офицерских чинов Отряда секретной агентуры на действительной службе были жандармские унтер-офицеры и чины общей полиции [7].

Особенность построения Отряда состояла в том, что с целью наибольшей мобильности и оперативности внутреннего управления он был структурно разбит на отделения. Каждое отделение имело свой порядковый номер, они были сведены в команды, во главе которых стояли жандармские офицеры, именуемые начальниками команд.

В отделе II Инструкции была закреплена поэтапность расстановки постов охраны при поездках императора и его семьи по пути следования в населенных пунктах. В частности, наряд секретной охраны выставлялся по пути следования императора и состоял из 3 отдельных постов;

1 пост — по линии проезда императора;

2 пост — линия «тылового» наряда;

3 пост — особых наблюдательных постов [8].

Также в Инструкции был определен порядок действий начальников участков, обходных агентов, постовых агентов по пути проезда, особых наблюдательных постов и обязанности постовых второй линии секретной охраны4.

Институт государственной охраны императора являлся сложным исторически изменяющимся государственным институтом, структурно-функциональные изменения которого были обусловлены внутриполитическими событиями Российской империи. Сущность института государственной охраны определялась задачами и формой внутреннего устройства [3].

В связи с необходимостью решения задач по охране императора и его сопровождению была сформирована охранительная функция, направленная на охрану императора и членов Императорского дома. Данная функция реали-зовывалась рядом образованных специализированных служб, функционировавших в структуре ведомств: Министерства Императорского двора и уделов и Министерства внутренних дел. Однако степень участия различных служб, направленных на охрану жизни императора и членов Императорского дома, то есть на обеспечение их безопасности, существенно отличалась. Эти отличия выражались в деятельности Двор-

цовой полиции, следившей за благонадежностью лиц, поступавших на службу и распределявшихся для несения охраны в императорские резиденции.

К непосредственному взаимодействию с Дворцовой полицией привлекались городовые, отвечавшие за распределение постов в городе при следовании императора и его семьи. Большое значение имел резерв Петербургской столичной полиции, принимавший участие в охранительных мероприятиях5.

Таким образом, институт государственной охраны императора на протяжении длительного времени выполнял задачи, направленные на обеспечение его безопасности, охраняемых императорских резиденций, выявление и предупреждение преступных посягательств, направленных на объект охраны, организацию в пределах полномочий служб охранительных мероприятий, обеспечение необходимого сопровождения на трассах проезда императора и членов его семьи.

В конце XIX в. усиление органов государственной охраны в структуре Министерства Императорского двора и уделов было вызвано тем, что важное значение приобрели в это время должность дворцового коменданта и его аппарат — Управление дворцового коменданта.

Служба Охранной агентуры также в этот период времени претерпела значительные изменения и стала более усовершенствованной, что выражалось, во-первых, в увеличении ее штатной численности, а образованное в ее составе Регистрационное бюро занималось проверкой благонадежности лиц, которые прибывали, либо проживали в непосредственной близости от резиденций Николая II.

Занимая в государственной структуре двойственное положение, жандармерия, совмещая армейские функции с полицейскими, оказывала активное содействие в вопросе обеспечения безопасности императора. Так, на жандармские железнодорожные управления были возложены функции усиления надзора за железными дорогами, прилегающими к императорским резиденциям, и усиление самого района в целом [2]. На жандармские чины возлагались функции охраны императора и его семьи во время пребывания в Севастополе, Одессе, Кишиневе, Констанце и в Румынии, на южном берегу Крыма, в Царском Селе.

В начале XX в. произошло изменение и статуса роты дворцовых гренадер, которая ранее выполняла функцию охраны, а потом стала принимать участие в парадных церемониях,

4 Данная Инструкция была утверждена товарищем министра внутренних дел, Командующим Отдельным корпусом жандармов Свиты Его Величества генерал-майором В. Ф. Джунковским.

5 Инструкция чинам полиции при проездах Их Императорских Величеств по городу Санкт-Петербургу 24 января 1913 г. Санкт-Петербург, 1913.

ее первоначальная роль охраны была нивелирована. В это же время последовало увеличение и императорского конвоя, охранявшего Зимний дворец, а в годы Первой мировой войны определенная часть конвоя регулярно находилась в Ставке императора в Могилеве.

Таким образом, на протяжении XIX — начала XX в. институт государственной охраны выполнял специфические задачи в системе охраны императора и членов Императорского дома и был предназначен для защиты жизни и противодействия возможным угрозам (покушениям, террористическим актам).

Институту государственной охраны были присущи специфические институциональные признаки, раскрывающие особенности его функционирования в Российской империи. На протяжении длительного времени институт государственной охраны императора структурно видоизменялся, адаптируясь к новым функциям.

Лица, возглавлявшие службы охраны императора, обладали определенными полномочиями и отвечали за вверенные им направления деятельности. В конце XIX в. после убийства

1 марта 1881 г. императора Александра II им предоставлялось все больше полномочий по реализации мер, направленных на защиту жизни и личную безопасность императора и его семьи. Именно в этот период времени наблюдалась дальнейшая специализация.

Введенная должность дворцового коменданта и юридически закрепленная «Положением о Дворцовом коменданте» 1906 г. позволила Дворцовую полицию, Сводно-гвардейский батальон, I Железнодорожный батальон, городскую полицию дворцовых городов, дворцовые (охранные) команды подчинить всецело его ведению.

Регулярное взаимодействие министерств: внутренних дел и Императорского двора и уделов позволяло придать институту государственной охраны определенный баланс, направленный в целом на его стабильность. В процессе взаимодействия двух ведомств вырабатывались совместные обязанности чинов по охране императора, нормативно закрепленная последовательность действий и полная конфиденциальность принимаемых мер охраны.

Список литературы:

References:

1. Астрахан В. И. Организация охраны рос- 1. сийских императоров в XIX в.: динамика, особенности, уроки // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.

№ 5 (49). 2012. 2.

2. Воейков В. Н. С царем и без царя: воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II. Минск, 3. 2002.

3. Гучетль А. А. Институт государственной охраны Российской империи XIX—XX вв.) (историко-правовое исследование): дис. ... 4. канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.

4. Инструкция чинам отряда секретной охраны по охране Их Императорских Величеств

по время высочайших путешествий и пре- 5. бывания вне мест постоянных резиденций. Санкт-Петербург, 1913.

5. Инструкция по осмотру владений, выходящих на пути Высочайших поездов (Извлечение) // Полиция России: документы и материалы 1718—1917 гг. / авт.-сост.: А. Я. Ма- 6. лыгин, Р. С. Мулукаев, Б. В. Чернышев,

А. В. Лобанов. Саратов, 2002.

6. Казанцев П. А. Обеспечение безопасности императора, членов императорской фамилии и высших должностных лиц Россий- 7. ской империи в 1881—1917 гг.: институциональный аспект: дис. . канд. ист. наук. Москва, 2006.

Astrahan V. I. Organizaciya ohrany rossijskih imperatorov v XIX v.: dinamika, osobennosti, uroki // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. № 5 (49). 2012. S. 42-45. Voejkov V. N. S carem i bez carya: vospomina-niya poslednego dvorcovogo komendanta gosu-darya imperatora Nikolaya II. Minsk, 2002. Guchetl ' A. A. Institut gosudarstvennoj ohrany Rossijskoj imperii XIX-XX vv.) (istoriko-pra-vovoe issledovanie): dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2014.

Instrukciya chinam otryada sekretnoj ohrany po ohrane Ih Imperatorskih Velichestv po vremya vysochajshih puteshestvij i prebyvaniya vne mest postoyannyh rezidencij. Sankt-Peterburg, 1913. Instrukciya po osmotru vladenij, vyhodyashchih na puti Vysochajshih poezdov (Izvlechenie) // Policiya Rossii: dokumenty i materialy 1718-1917 gg. / avt.-sost.: A. Ya. Ma-lygin, R. S. Mulukaev, B. V. Chernyshev, A. V. Lobanov. Saratov, 2002. Kazancev P. A. Obespechenie bezopasnos-ti imperatora, chlenov imperatorskoj fami-lii i vysshih dolzhnostnyh lic Rossijskoj imperii v 1881-1917 gg.: institucional'nyj aspekt: dis. ... kand. ist. nauk. Moskva, 2006. Keklis A. Yu. Organizacionno-pravovye osnovy deyatel'nosti Sankt-Peterburgskogo ohranno-go otdeleniya po bor'be s terrorizmom (istoriko-pravovoj aspekt). Sankt-Peterburg, 2013.

7. Кеклис А. Ю. Организационно-правовые основы деятельности Санкт-Петербургского охранного отделения по борьбе с терроризмом (историко-правовой аспект). Санкт-Петербург, 2013.

8. Обязанности чинов жандармской полиции по охране Императорских поездов. 1914 г. // Полиция России: документы и материалы 1718—1917 гг. / авт.-сост.: А. Я. Малыгин, Р. С. Мулукаев, Б. В. Чернышев, А. В. Лобанов. Саратов, 2002.

8. Obyazannosti chinov zhandarmskoj policii po ohrane Imperatorskih poezdov. 1914 g. // Policiya Rossii: dokumenty i materialy 1718— 1917 gg. / avt.-sost.: A. Ya. Malygin, R. S. Mu-lukaev, B. V. Chernyshev, A. V. Lobanov. Saratov, 2002.

Для цитирования:

For citation:

Рыжова Юлия Валерьевна. Институт государственной охраны императоров как часть системы внутренней безопасности Российской империи // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 3 (63). С. 162-170.

Ryzhova Yulia Valerevna. Institute of State Protection of Emperors as Part of the Internal Security System of the Russian Empire // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 3 (63). P. 162-170.

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.