Научная статья на тему 'Институт главы государства в правовой системе переходного периода'

Институт главы государства в правовой системе переходного периода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
754
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ПРЕЗИДЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / HEAD OF THE STATE / LAWFUL SYSTEM / TRANSITION PERIOD / THE PRESIDENT / POWER OF THE STATE / NATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шулькина Анна Леонидовна

В статье исследуются теоретические и исторические аспекты института главы государства в условиях правовой системы переходного периода. Автор рассматривает эволюцию политико-правового статуса главы государства в контексте сложной ситуации межтипового развития российского права на рубеже XX–XXI вв., сопоставляет различные проекты структурной трансформации национальной системы властных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE FOR THE HEAD OF STATE IN THE LEGAL SYSTEMTRANSITION

Article is dedicated to a study of the theoretical and historical aspects of the institute of Head of The State in the conditions of the lawful system of transition period. The author examines the evolution of politicallawful status of Head of The State in the context of the complex situation of the inter-standard development of Russian law on the boundary XX-XXI of substances, compares different designs of the structural transformation of the national system of imperious relations.

Текст научной работы на тему «Институт главы государства в правовой системе переходного периода»

В современной России, конечно же, трудно усомниться в значимости таких категорий, как «правовая система стабильного периода» и «правовая система переходного типа». Ясно, что ситуация рубежа ХХ-ХХ1 вв. ставит перед исследователями сложную проблему выявления сущностных характеристик переходных правовых систем, отличающих их от национальных правовых систем относительно стабильного развития государства и общества, тем более что такая исследовательская программа имеет выходы на решение иных, смежных, вопросов эволюции политико-правового пространства конкретного народа в конкретную историческую эпоху.

В.В. Сорокин пишет: «В общетеоретическом исследовании проблем переходности нельзя игнорировать принципиальные положения о том, что правовая система в стабильный период неадекватна правовой системе в условиях перехода. На переходном этапе развития общества право, правосознание и прочие компоненты правовой системы продолжают существовать, но это уже не те феномены, которые уже существовали прежде, и функционируют они в качественно иной обстановке» [1, с. 176].

Такого рода понимание переходной правовой системы, естественно, предполагает, что все имеющие правовое оформление политические институты в переходный период получают иное смысловое и функциональное наполнение, трансформируются и, скорее всего, искажаются относительно их прежнего существования и развития.

Однако типология государства в рамках самых различных подходов и концепций, конечно, включает в себя и представления о переходных правовых системах. И в отечественной, и в зарубежной литературе наряду с рассмотрением проблем, касающихся традиционных типов государства, определенное внимание уделяется проблемам типизации права и, соответственно, специфики переходной правовой системы.

Например, М.Н. Марченко отмечает, что «терминологически эти государства и правовые системы обозначаются по-разному, а именно как "переходные государства и правовые системы", "переходные состояния государств и правовых систем" и т.п.; но суть вопроса от этого не меняется» [2, с. 106]. Переходные состояния государств - это явления, общие для всех стран и политических систем. Они имеют место на протяжении всей истории развития государства и права. Конкретное же выражение «переходное состояние государственности» находит в период так называемого межтипового развития права и институтов публичной власти.

При этом не имеет принципиального значения то обстоятельство, что типология политической и правовой систем может проводиться или проводится как на формационной основе, так и на цивилизационной. Межтиповое, или переходное, состояние национальных политико-правовых институтов как объективно существующее явление сохраняется и вполне отчетливо обнаруживается в практике государственного строительства или юридической деятельности в любом случае, не зависимо от формационной или цивилизационной привязки и принятых в той или иной научно-теоретической традиции названий.

Например, В.И. Ленин (в рамках концепции «диктатуры пролетариата») достаточно подробно останавливался на концепции переходного государства и права в контексте формационных взглядов, отмечая, что некоторые государства все же не вписываются в рамки какой-либо формации и опираются на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем подобные государства неизбежно примыкают к определенному историческому типу. На переходном же этапе экономической основой данных государств являются различные модели многоукладной экономики.

Согласно сложившимся в специальной литературе представлениям под переходным типом (видом, состоянием) государства и права подразумевается не процесс их развития вообще или их постоянное «переходное» состояние как таковое, а лишь определенное межтиповое состояние, возникающее у государства и права при переходе их от одного типа к другому.

Например, незадолго до своего избрания президентом страны В.В. Путин утверждал, что Россия уже нашла свой путь - «это путь демократического развития» [3, с. 155], у него, несомненно, были для этого необходимые основания. Тем не менее ясно, что постсоветским элитам еще предстоит сделать свой выбор в решении многих кардинальных вопросов дальнейшего формирования и развития демократических политических и правовых институтов, адекватных национальным

интересам, особой (цивилизационной, этноментальной, правокультурной) логике отечественного государственного строительства.

В этом плане вряд ли можно обойти особенности переходного состояния российской правовой системы, в рамках которой и должны быть легализованы все проводимые изменения, в том числе и прежде всего - изменения системы институтов государственной власти. В связи с этим обратим внимание на то важное обстоятельство, что совершенная во многих отношениях правовая система должна обладать иммунно-адаптационными свойствами и способностью целесообразно реагировать на различные изменения в политической и социальной сферах.

Представитель социологической юриспруденции Р. Паунд писал: «Назначение кодексов состоит не только в фиксировании в авторитарной форме итогов прошлого развития права, а в значительно большей степени в том, чтобы дать юристу и суду основу для введения новых норм» [4, р. 176].

Кроме этого в переходный период следует иметь в виду, что «поскольку правовая система, в отличие от живых организмов, является менее замкнутой и самодостаточной системой, то ее саморазвитие можно запрограммировать на уровне Основного закона общества с той целью, чтобы она из, так сказать, "ниппельной" и закрытой системы превратилась бы в открытую и самосовершенствующуюся систему» [5, с. 598]. Это весьма важная для нашего рассуждения (хотя и не бесспорная) идея, тем более что именно с изменения текста конституции и начинаются те самые государственно-правовые перемены, которые и определяют содержание переходного периода: идет весьма сложный и часто длительный процесс создания в соответствии с буквой и духом новой Конституции институтов, властных и правовых отношений, нормативных актов и т.п.

Причем практика показывает, что реформаторы стремятся создать такую Конституцию, которая, по их мнению, должна либо «забегать куда-то вперед», либо вообще «претендует» на «иное общество», социум, существенно отличающийся от того, каким он сформировался веками, что и приводит потом к суждениям типа «вопрос о том, как подтянуть это правосознание (российского общества. - А.Ш.) до уровня нашей Конституции... представляется мне суперсложным» [6, с. 62-63].

В этом плане, конечно же, не случайно в настоящее время порожденное эпохой шоковых «либеральных» реформ 90-х (в том числе и в конституционно-правовой сфере) отчуждение общества и государства как центрального института политической системы сохраняется, давая о себе знать в ходе тех или иных социально-политических процессов и явлений. Традиция русской политической жизни - «власть никогда не знала своего общества» - осталась незыблемой.

С помощью многих либеральных идей в настоящее время стали не только активно оправдывать в России и других бывших социалистических государствах существующие, порою разрушительно сказывающиеся на экономической, социальной и государственной структурах отношения, но и стимулировать возникновение новых, аналогичных по своему характеру общественных отношений.

Однако политическая и юридическая функции переходного периода в том и состоят, что в нем должна вырабатываться и институционализироваться такая система властеотношений, при которой не граждане приспосабливаются к намерениям чиновников от политики, а политики, если они хотят сохранить себя в качестве таковых, соотносят свои программные заявления и конкретные действия с волеизъявлением граждан, что и является основой сохранения легитимности институтов публичной власти.

В данном контексте совершенно ясно, что важнейшая проблема переходной государственности -это политическая ротация власти и трансформация юридических механизмов ее передачи -постепенно оформляется в систему конституционных норм, демократических институтов и процедур.

Представляет безусловный интерес и сравнительный анализ стадий перехода с точки зрения соотношения правовых и политических традиций и инноваций. Именно в этом ключе многие авторы рассматривают проблему стадиальности российского права и государства 90-х гг. Причем стадии перехода могут быть выделены по различным классификационным основаниям [7, с. 85].

С институциональной же точки зрения, важнейшим критерием стадиальности является эволюция (трансформация) института главы государства.

В отношении же российской государственно-правовой «ситуации» последних трех десятилетий следует выделить несколько моментов.

1. Конституция СССР не закрепляла институт главы государства в его персонифицированном виде. В ней закреплялось, что «Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР» (ст. 108) и «Президиум Верховного Совета СССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, Первого заместителя...» (ст. 120). В этом плане на общесоюзном уровне в явном виде институт главы государства отсутствовал, хотя, следуя логике Основного закона СССР, таковым являлся Председатель Президиума Верховного Совета СССР, но это, как известно, только де-юре (такая же картина была, естественно, и в РСФСР, где номинальным главой государства был коллегиальный орган - Президиум Верховного Совета РСФСР). Реально же эти функции выполнял Генеральный секретарь КПСС.

2. В проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией РФ в 1990 г., уже получили отражение тенденции персонификации института главы государства как следствие установления единоличного президентства на союзном уровне. Однако в этом (так и не принятом) проекте Президент РФ объявляется «высшим должностным лицом Российской Федерации. Он возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях» (ст. 92). Главой государства Президент РФ на конституционном уровне обозначен не был, но соответствующий правовой механизм был уже запущен. Несмотря на то, что «в огромной, многонациональной и мультикультурной России единоличный глава государства с доминирующими конституционными полномочиями не может быть стабилизатором и гарантом национальной государственности» [8, с. 384].

В свете сказанного очевидно, что процесс трансформации института президентства как франко-американского образования на постсоветском политико-правовом пространстве неизбежен. Вопрос только лишь в формах и результатах такого рода изменений. В целом же, к основным факторам, обусловливающим эти «метаморфозы», следует отнести:

1) быстрое, механическое и некритическое заимствование этого института, функционирующего в странах с принципиально иными государственно-правовыми и социокультурными традициями;

2) неизбежный отход от классического понимания статуса президента, его места и роли в государстве, а также его основных функций («синдром Туркмен-баши»);

3) разочарование большинства населения России и иных государств СНГ в результатах демократического реформирования, проводимого президентами (возникновение олигархизма, феномена «Семьи» и др.).

В отношении России процессы становления института президентства и, соответственно, его трансформации имеют многоуровневую структуру:

1) на институционально-нормативном уровне происходит законодательное оформление президентской власти, механизма ее передачи (формируется конституционно-правовая основа и др.);

2) государственно-правовой уровень связан с выполнением Президентом РФ своих основных функций: гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

3) на ценностно-культурном уровне формируется механизм аксиологического закрепления значимости института президентства в правосознании граждан, связанный с осознанием его значимости в российском этноправовом и этнополитическом пространстве, создавшимся образом и президента, и президентской власти*.

Именно скрупулезный анализ каждого из отмеченных выше аспектов существования и функционирования института президентства позволит выявить его специфику в конкретном государстве, в определенное историческое время.

Стоит, например, отметить, что первый Президент РФ совершенно «не вписался» в рамки традиционной правовой и политической культуры, построенной на принципах мультисистемности, этноправового плюрализма, политической толерантности. Он так и не стал Президентом всех россиян, гарантирующим их права; живая связь между «Первым Номером» в государстве и народом (ранее поддерживаемая царской, имперской и коммунистической идеологиями) была нарушена, более того, последний, вообще, превратился в «электорат и налогоплательщиков», по сути, средство для решения личных целей весьма «узкой» по своему составу постсоветской элиты. Отличающаяся же объективной для 90-х гг. пробельностью и рядом иных (свойственных переходному типу) негативных

качеств отечественная правовая система не смогла выполнить в полной мере свои охранительно-регулятивные функции, тем более в рамках властных отношений.

Поэтому не случайно и то, что текст Основного закона писался «под.», а основная задача его состояла в укреплении позиций Президента РФ и, соответственно, его окружения, проводимого курса, результаты которого (особенно политику приватизации) Российское государство «переживает» до сих пор.

Как тут не вспомнить предыдущие периоды истории отечественного права и государства. Например, историю «Соборного Уложения 1649 г. ... хрестоматийного образца соединения нравственного начала с политическим, закона с обычаем.», являющегося образцом того, как «верховной властью должен разрабатываться законодательный акт. Показательно и то, что Соборное Уложение возникает не вдруг, но ему предшествует длительная и кропотливая работа по совершенствованию законодательства.» [9, с. 113]. Вряд ли это же можно сказать о процедуре приема российской Конституции постсоветского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.