О. Ю. Глухова*
ИНСТИТУТ ДИСПОЗИТИВНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ СВОБОДЫ
«Диспозитивность» как правовая категория привлекла особое внимание в середине 90-х годов двадцатого века, что объясняется особой заинтересованностью проблемами совершенствования правового статуса личности в демократическом государстве.
Чтобы понять сущность института диспозитивности, необходимо рассмотреть не только правовой аспект, но и определить то, что приняло эту правовую форму, т. е. следует раскрыть социальное содержание диспозитивности.
Социальным содержанием института диспозитивности выступает свобода лиц и их объединений в обществе - свобода, которой может пользоваться лицо или объединение лиц (индивидуальная свобода), производная от индивидуальной свободы, которая предопределяется уровнем достигнутой в обществе свободы. Поэтому следует раскрыть содержание и сущность социальной свободы.
В. П. Тугаринов охарактеризовал соотношение социальной свободы и индивидуальной как общее и отдельное, т. к. индивидуальная свобода складывается из: форм и степеней свободы действий, устанавливаемых общественным строем, государством, общественным мнением и т. д.; форм и степеней свободы выбора действий, определяемых, решаемых самой личностью непосредственно.1
Фиксация социальной свободы производится не в какой-то одной, отдельной норме права (хотя бы и основного закона), но в большой и разносторонней по своему содержанию юридических норм, составляющих диспозитивный институт. Это происходит не в силу того, что социальная свобода и социальный долг не одинаковы по содержанию у различных субъектов права, но, прежде всего, в силу того, что весьма разнообразны те отношения, в которых социальная свобода и социальный долг находят свое осуществление.2
Поскольку каждой из сторон общественной жизни соответствует
* Соискатель кафедры теории и истории государства и права Тамбовского государственного университета им. Г Р. Державина.
1 Тугаринов В. П. Личность и общество. М., 1965. С. 67.
2 Красавчиков О. А. Социальное содержание правоспособности граждан // Правоведение. 1960. № 1. С. 17.
определенная сфера свободы, социальная свобода представляет собой совокупность свобод: политической, экономической, личной и др.
Государство предоставляет позитивные права и свободы в самых различных областях общественной жизни. Разнообразны и общественные отношения, в которых может быть реализована социальная свобода, разнообразны направления свободной деятельности субъектов.
Свобода - категория многогранная, вот почему ее необходимо рассматривать в различных аспектах. Это, несомненно, должно способствовать правильному пониманию сущности такого правового института как диспо-зитивность.
Довольно широко известно определение свободы как осознанной необходимости. Познание законов действительности, законов общественного развития является одним из условий свободной деятельности личности и общества. Но эти законы сами по себе как объективные связи, отмечает В. Ф. Паркин, не делают свободными ни общество, ни личность, а только открывают возможность для такого действия.3 Данная возможность осуществляется, превращается в действительность посредством действий. Причем, реализуется, в конечном счете, только та возможность, которая совпадает с объективной необходимостью поступательного развития.4
С другой стороны, реализация необходимости предполагает существование различных возможностей, ведь и в самой объективной действительности заложены самые разнообразные возможности.5
Из связи «необходимость» и «свобода», «необходимость» и «возможность» вытекает связь «свобода» - «возможность». Следовательно, свободу можно выразить в виде определенных возможностей, обладателями которых являются отдельные лица или их коллективные образования. Свобода открывается только на основе возможного, т. е. возможности определяют свободу.6
Понятие свободы тесно связано с понятием свободы воли. Личность, кроме сознания, обладает волей, участвующей в принятии решения и его реализации посредством действий. Воля обусловлена объективными обстоятельствами, окружающей средой. Но эта детерминированность воли
3 Паркин В. Ф. Диалектика возможного и действительного // Некоторые вопросы диалектики объективного и субъективного в развитии социалистического общества. Тула, 1969. С. 68.
4 ШубняковБ. И. Свобода общества и личности. Ярославль, 1967. С. 25.
5 Молчанова Т. И. Диспозитивность в советском гражданском праве. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1972. С. 12.
6 Там же. С. 25.
не означает того, что человек лишен свободы сознательного выбора в пределах объективно необходимого и возможного.
Исходя из связи свободы с волей человека, можно сформулировать логическую сердцевину понятия свободы. Итак, свобода есть возможность для человека мыслить и действовать не по внешнему принуждению, а согласно своей воле.7 Сказанное представляет психологический аспект, конкретизирующий философское понятие свободы. Свобода представляет собой избирательную деятельность, предполагает выбор определенного варианта поведения. Человек свободен тогда, когда он может выбирать и когда выбор определяется занятой им позицией. Но избирательный акт не является произвольным, рамки выбора обусловливаются объективной необходимостью.
Рассмотрение характеристики свободы (целеполагание, избирательность, активность), а также обусловливающие и сопутствующие ей явления (свобода воли, интерес) различными способами опосредствуются правом. Поскольку цели, интересы объективно обусловлены, а избирательность, активность, инициатива - неотъемлемые признаки свободы, возникает необходимость их учета в процессе правового регулирования общественных отношений, а именно, в процессе правового закрепления социальной свободы. А институт диспозитивности выступает таким средством правового закрепления социальной свободы.
Данная характеристика социального содержания института диспо-зитивности была бы неполной, если не подчеркнуть, что рассматриваемый институт не только особая форма проявления общих законов бытия, но и особый центр автономии и свободной деятельности человека, благодаря которому осуществляется его саморегуляция по отношению как к внутренней, так и внешней среде.
Принимая во внимание, что в рамках настоящего исследования нас интересует именно диспозитивность в праве, переводимая в различных интерпретациях как некая «свобода», возникает вопрос: как же «измерить» эту свободу, ее уровень, рамки, пределы?
Вполне очевидно, что свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость получает свое наибольшее концентрированное выражение именно в праве, в котором оно реально материализуется, объективируется, превращается в конкретные правовые институты. Именно по характеру права в данном обществе, по его развитости всегда можно судить о сущности и широте той свободы, кото-
7 Тугаринов В. П. Личность и общество. С. 61.
рую юридически признает и допускает государственная власть.
Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Еще Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. «Свобода бывает там, - писал он, - где господствует закон, а не произвол».8 Известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он видел основную цель и назначение права.9 Пожалуй, только Лев Толстой, вопреки всему, считал право насилием над личностью.10
Без права, вне права свобода могла бы оказаться «пустым звуком», остаться нереализованной и не защищенной.
В современных условиях, когда Россия переходит к рыночным отношениям, расширяется, в частности, зона экономической свободы, что соответственно влечет за собой и расширение «правового поля» для этого. Уже действует ряд законов, призванных опосредствовать указанные процессы. Это - результат общей демократизации общества.
Конституция Российской Федерации провозглашает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Гражданский кодекс закрепляет свободу договоров. Он, в частности, устанавливает, что коммерческие организации «могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом».
Но здесь важно помнить, что «право - лишь минимум человеческой свободы».11 При этом именно право является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Именно в праве свобода получает необходимую опору и гарантию, а личность - возможность удовлетворения своего интереса.
Безусловно, главное в свободе - это возможность действовать в соответствии со своим выбором. Нет выбора - нет и свободы. Но выбор этот должен быть предопределен в цивилизованном обществе нормами права и морали, а также другими социальными регуляторами.
8 Гегель И. Ф. Философия права. М., 1990. С. 28.
9 Кант И. Сочинения. М., 1962. Т. 4. Ч. 2. С. 139 - 140.
10 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд. М., 2000. С. 270.
11 БердяевН. А. Философия первенства. М., 1990. С. 90.
Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной государством в виде законов и иных правовых актов.
Следовательно, можно сделать вывод, что институт диспозитивнос-ти находит свое выражение именно в праве, т. е. системе общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер.
Кроме того, для изучения правового аспекта института диспозитив-ности необходимо четко осветить саму категорию «диспозитивность».
В научной литературе одновременно используются два понятия: «диспозитивное» и «частное». Ряд авторов не проводят между ними различий, противопоставление таких начал невозможно, т. к. одно исключает другое.12 Другие же ученые предпринимают попытки определенным образом их соотнести и выявить специфическое содержание каждого понятия.13
Термин «диспозитивность» происходит от латинского «dispono». что в переводе означает: «располагаю», «распоряжаюсь», «усматриваю», «допускаю выбор».14
В юридической литературе диспозитивность имеет множественное значение. Употребляются следующие «родственные», как бы смежные языковые выражения: а) принцип диспозитивности гражданского права;15 б) принцип диспозитивности гражданского процессуального права;16 в) принцип диспозитивности состязательного уголовного процесса;17 г) диспозитивный метод правового регулирования;18 д) диспозитивные нормы права;19
12 Сумачев А. В. К вопросу о диспозитивности в уголовном праве М., 2002. С. 51-52.
13 Андреева О. И. Пределы проявления диспозитивности в уголовном судопроизводстве. Томск, 2000. С. 19.
14 Латинско-русский словарь / Под ред. И. X. Дворецкого. М., 1976. С. 336.
15 См. например: Советское гражданское право. М., 1968. Т. 1. С. 26; Толстой Ю. К. Принципы гражданского права // Правоведение. 1992. № 2. С. 52; Поляков И. Н. Принцип диспозитивности в деятельности судебных и общественных юрисдикционных органов, рассматривающих дела: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1976. С. 25-26 и др.
16 Боннер Т. А. Принцип дспозитивности советского гражданского процессуального права. Учебное пособие. М., 1987. С. 36-38.
17 См. например: Александров А. С. Диспозитивность в уголовном процессе. Дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1995. С. 21; Рогова О. И. Пределы проявления диспозитивности в уголовном судопроизводстве. Дисс. ... канд. юрид. наук. Томск, 1994. С. 12-13; Цыпкин А. Л. О диспозитивности в советском уголовном процессе // Советское государство и право. 1958. № 3. С. 133, 166.
18 Алексеев С. С. Общая теория права: В 2-х т. М., 1981. Т. 1. С. 295.
19 Нормы советского права. Проблемы теории. / Под ред. М. И. Байтина, В. К. Бабаева. Саратов, 1987. С. 141.
е) диспозитивность как форма правового регулирования20 и т. п.
Кроме того, термин «диспозитивность» употребляется для обозначения особого правового института, составляющего основу развития мировой системы права.21 Отдельные авторы говорят о диспозитивности как об «особом свойстве» и даже «качестве» права.22
Дореволюционные и современные исследователи отмечали, что «диспозитивность» как юридическая категория в большей степени применима в области гражданского права и процесса.23 Однако последнее время она становится объектом исследования и в науке уголовного права;24 где ее рассматривают в различных аспектах - в основном как принцип либо метод правового регулирования. В общей теории права понятие «диспозитивность» не дается и не исследуется.
Однако диспозитивность не является категорией, присущей исключительно гражданскому праву или исключительно трудовому праву или только семейному праву. Чехословацкий ученый В. Несровнал отмечает, что элементы диспозитивности есть в ряде норм гражданского, уголовного, арбитражного и административного процессов.25
Диспозитивность выступает общеправовой категорией. Свойство диспозитивности характерно для всех отраслей как публичного, так и част-
20 Алексеев С. С. Социальная ценность права. М., 1971. С. 168.
21 Бедняков Д. И. Некоторые аспекты судебно-правовой реформы РСФСР // Советское государство и право. 1992. № 1. С. 25.
22 См. например: Молчанова Т. А. Диспозитивность и гражданско-правовой договор // Сборник научных трудов Свердловского Юридического института. 1972. Вып. 18. С. 15.
23 См. например: Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса. М., 1913. Т. 1. С. 368; Ванеева Л. А. Принцип диспозитивности советского гражданского процессуального права // Вопросы развития и защиты прав граждан. Калинин, 1977. С. 98-105; Боннер А. Т. Принцип диспозитивности советского гражданско-процессуального права. М., 1987. С. 35; Юридический энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1987. С. 107; Бояринцев В. И. Соотношение публичности и диспозитивности в советском судебном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 13; Алексеев С. С. Частное право: научно-публицистический очерк. М., 1999. С. 36; КомиссароваЕ. Г. Основные начала современного гражданского законодательства. Тюмень, 2000. С. 60 и др.
24 Примером этого могут служить диссертационные исследования Роговой О. И. «Пределы проявления диспозитивности в уголовном судопроизводстве» (1994 г.); Александрова А. А. «Диспозитивность в уголовном процессе» (1995 г.); Масленниковой Л. И. «Методология познания публичного и частного (диспозитивного) начал в уголовном судопроизводстве» (2000 г.); Пономаренко С. С. «Диспозитивные начала в российском уголовном производстве» (2002 г.).
25 Nesrovnal V. Vztah disposicnej zasady k neh disposicnej zasady k nekorym typichy zasadam cyvilneho procesu, trest-neho arbitraznego a administrativneho (spravneho) proceso // Pravni obzor. 1970. № 3. S. 31.
ного российского права.
Вполне очевидно, что диспозитивность в гражданском праве не тождественна диспозитивности в праве конституционном, также не тождественна она диспозитивности в праве уголовном. Юридическая конструкция диспозитивности, как основанной на законе свободы субъектов права осуществлять свои гражданские права по своему усмотрению, в каждой отдельно взятой отрасли права наполняется своим специфическим содержанием, адекватным предмету правового регулирования данной отрасли права.26
Определение диспозитивности в гражданско-правовой литературе было дано О. А. Красавчиковым, который понимает ее как основанную на нормах данной отрасли права юридическую свободу, возможность субъектов гражданских правоотношений осуществлять свою правосубъектность и свои субъективные права по своему усмотрению.27 По его мнению, диспо-зитивность есть правовая свобода уполномоченных лиц приобретать права и осуществлять их по своему усмотрению.
В науке частного и публичного права большинство ученых связывают содержание института диспозитивности со свободой волеизъявления участников правовых отношений.
В юридической науке выделяют материальную диспозитивность и формальную диспозитивность.28 Под материальной диспозитивностью понимают юридическую свободу выбора поведения, содержащуюся в нормах материального права. Формальная диспозитивность представляет собой возможность по своему усмотрению распоряжаться средствами защиты материальных диспозитивных прав, закрепленную в нормах процессуального права.
Таким образом, диспозитивное начало предполагает свободу (право) распоряжения как материальными правами, так и процессуальными права-ми.29 Наличие в данном определении и содержательного, и функционального моментов позволяет охватить все важнейшие стороны рассматриваемого правового явления. Содержательный момент диспозитивности означает
26 Красавчиков О. А. Диспозитивность в гражданско-правовом регулировании // Советское государство и нраво. 1970. № 1. С. 43.
27 Красавчиков О. А. Диспозитивность и регулирование имущественных отношений // Учение В. И. Ленина об экономической роли государства и современность. М., 1969. С. 68.
28 См. например: Васьковский Е. В. Учебник гражданского процесса. М., 1914. С. 146-147.
29 Строгонович М. С. Курс советского уголовного процесса. М., 1968. Т. 1. С. 89-90; Полянский Н. Н., Строгонович М. С., Савицкий В. М., Мельникова А. А. Проблемы судебного нрава. М., 1983. С. 11-12.
свободу распоряжения материальными правами, т. е. свободу приобретать, пользоваться и распоряжаться гражданскими правами. Другим элементом диспозитивности выступает свобода распоряжения процессуальными правами. В этом заключается ее функциональная роль.
Суммируя изложенные положения относительно юридического содержания диспозитивности в праве, можно определить ее понятие.
Диспозитивность - это основанная на нормах права юридическая свобода (возможность) осуществлять субъективные права (приобретать, реализовывать, распоряжаться) по своему усмотрению в пределах закона.
Анализ сущности института диспозитивности дает возможность выделить следующие признаки рассматриваемого явления.
Во-первых, посредством института диспозитивности субъектам права предоставляется свобода выбора варианта поведения, возможность действовать по своему усмотрению. Другими словами, данный институт дает субъектам возможность своей волей, по своему усмотрению определять условия их взаимоотношений, предоставляет свободу в выборе варианта поведения. Главное в характеристике института диспозитивности - та или иная степень свободы волеизъявления субъекта.
Во-вторых, рассматриваемый институт предоставляет возможность совершения по своему выбору не любых действий, а лишь юридических. «Юридическими действиями являются проявления вовне внутреннего состояния человека, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений».30
30 Агарков М. М. Понятие сделки по советскому гражданскому праву // Советское государство и право. 1946. № 4. С. 46.