Научная статья на тему 'ИНОСТРАНЦЫ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ (ИМУЩЕСТВЕННЫХ) ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.'

ИНОСТРАНЦЫ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ (ИМУЩЕСТВЕННЫХ) ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
история права России / иностранцы / субъекты права / гражданско-правовые (имущественные) отношения / залог / недвижимость.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамова Н.В.

В статье рассматривается правовое положение иностранцев в Российской империи в XIX – начале XX как субъектов гражданско-правовых (имущественных) отношений в том числе и при залоге недвижимого имущества. Автор исследует процесс изменения политики в отношении иностранцев, проживавших на территории России, исходя из внутренней и геополитической ситуации. На основании различных нормативно-правовых актов, в том числе и архивных материалов, делается вывод о том, что в российском дореволюционном законодательстве ограничение прав было связано прежде всего с необходимостью обеспечения государственного интереса и вводилось обычно по территориальному принципу (Туркестанский край, Амурская и Приморская области). В ряде случаев расширение имущественных прав было связано с заключением международных договоров. Например: Торговый трактат между Россией и Францией 1857 г. Политика государства в отношении иностранцев кардинально меняется в начале XX века с началом Первой Мирровой войны, когда подданные воюющих с нами держав были лишены ранее данных им привилегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНОСТРАНЦЫ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ (ИМУЩЕСТВЕННЫХ) ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-413-421 NIION: 2018-0076-1/23-70 MOSURED: 77/27-023-2023-1-70

АБРАМОВА Надежда Владимировна,

аспирант кафедры истории государства и права, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия), e-mail: mrs.abramova.nadezhda@yandex.ru

ИНОСТРАНЦЫ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ (ИМУЩЕСТВЕННЫХ) ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Аннотация. В статье рассматривается правовое положение иностранцев в Российской империи в XIX - начале XX как субъектов гражданско-правовых (имущественных) отношений в том числе и при залоге недвижимого имущества. Автор исследует процесс изменения политики в отношении иностранцев, проживавших на территории России, исходя из внутренней и геополитической ситуации. На основании различных нормативно-правовых актов, в том числе и архивных материалов, делается вывод о том, что в российском дореволюционном законодательстве ограничение прав было связано прежде всего с необходимостью обеспечения государственного интереса и вводилось обычно по территориальному принципу (Туркестанский край, Амурская и Приморская области). В ряде случаев расширение имущественных прав было связано с заключением международных договоров. Например: Торговый трактат между Россией и Францией 1857 г. Политика государства в отношении иностранцев кардинально меняется в начале XX века с началом Первой Мирровой войны, когда подданные воюющих с нами держав были лишены ранее данных им привилегий.

Ключевые слова: история права России, иностранцы, субъекты права, гражданско-правовые (имущественные) отношения, залог, недвижимость.

ABRAMOVA Nadezha Vladimirovna,

Ph. D. Student of Department of History of State and Law, Faculty of Law, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

FOREIGNERS AS SUBJECTS OF CIVIL LAW (PROPERTY) RELATIONS IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES

Annotation. The article deals with the legal status of foreigners as subjects of civil law (property) relations, including when pledging real estate, in the Russian Empire in the XIX - early XX cent. The author researches how the policy towards foreigners changes in the Empire, following the internal and geopolitical situation. Various legal acts, including archival materials, show that the restriction of rights in Russian pre-revolutionary legislation was associated primarily with the need to ensure the state interest and usually introduced on a territorial basis (Turkestan, Amur and Primorsky regions). In a number of cases, the expansion of property rights was associated with the conclusion of international treaties, for example, the Trade Treaty between Russia and France in 1857. The policy towards foreigners reshapes dramatically at the beginning of the XX century with the outbreak of the First World War, when the citizens of enemy states were deprived of the previous privileges.

Key words: history of law in Russia, foreigners, subjects of law, civil law (property) relations, pledge, real estate.

Вопросы правового регулирования имущественных прав иностранных подданных, проживающих на территории России или любого другого государства, становятся особенно актуальными в наши дни. Изменения геополитической ситуации, столкновение

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

интересов различных держав - все это приводит к естественному ограничению прав иностранцев и прежде всего тех, кто относится к недружественному лагерю. В связи с этим изучение истори-ко-правовых аспектов, влиявших на правовое положение иностранцев - опыт, позволяющий

изучить тенденции и подходы к формированию политики государства в отношении иностранных подданных.

Цель работы - исследование правовых особенностей формирования и развития правового положения иностранцев в Российской империи.

Задача - определить общие тенденции, влиявшие на формирование и развитие правового статуса иностранцев в указанный период времени.

Методологическую основу работы составляют сравнительно-правовой и формально-юридический методы.

Работ, посвященных исследованию положения иностранцев, как субъектов гражданско-правовых отношений, на территории Российской империи, не так много. Так, например, исследованию основ предпринимательства иностранцев в России посвящена серия статей С.А. Смирнова [8, 9], а также монография И.В. Поткиной [6]. А.М. Тесленко занимался изучением правового статуса иностранцев в дореволюционной России [10, 11]. В исследованиях Е.Д. Гаврилова [1], Е.С. Самариной [7], а также совместной работе Ю.В. Герасименко, А.В. Жиляева и С.В. Шевченко [2] дан ретроспективный обзор развития норм права в отношении иностранцев, проживающих на территории России, начиная с Древнерусского государства и заканчивая современным периодом. О.И. Куприянова занималась вопросами правового положения иностранцев в России в XVI-XVIII вв. [4]. Из последних работ стоит назвать статью П.Н. Кобец, посвященную развитию законодательных основ, регулирующих правовое положение иностранцев в XVIII-XX вв. [3].

Нормативно-правовых актов, регулировавших вопросы правового статуса иностранцев в Российской империи было достаточно много. Это и Законы о состояниях, Устав Горный, Устав таможенный, международные договоры и конвенции и т. д.

Предметом данного исследования будут нормы, регламентирующие правовое положение иностранцев в Российской империи в XIX - начале XX вв.

Одно из первых определений понятия «иностранец» было дано в 1722 г. Петром I: «Иноземцы считаются те, которые приехали из иных государств, и вступили в службу. А которые породнились в России и приняли службу, те яко россияне почтены имеют быть»1.

Развитие торговли и активизация коммерческой деятельности иностранных купцов приводит к необходимости определить их положение в Рос-

1 Полное собрание законов Российской империи. 1-е собрание (Далее - ПСЗРИ-1). ПСЗРИ-1. Т. 6. № 3937. Гл. 1. П. 61.

сийской империи. При Александре I в 1807 г. были даны определения таким понятиям как «гость» и «заезжий купец». Так, гостем именовался тот иностранный купец, «который для определенных выгод оптового торга» вступал в «неполное гражданство приморского или пограничного места» и плативший помимо таможенных сборов процент с четвертью с капитала, объявляемого свыше 50 000 рублей. Заезжий купец - «есть всякой иностранец, который, вообще оптовым торгом занимаясь при одной бирже или в черте таможенной, а не внутри города, платит сверх таможенных сборов ... процент с четвертью с 25 000 рублей, если далее шести месяцев остается торговать», а по истечении года такой купец мог или вступать в обязанности и права гостя, или остаться в качестве не торгующего иностранца2. Таким образом, объем прав у иностранного гостя был шире, чем у заезжего купца.

В итоге в Свод законов Российской империи термин «иностранец» был введен, получив определенную интерпретацию, как нам представляется, составителями статей Законов о состояниях3. Так, иностранец - лицо, являвшееся подданным другой страны и не вступившее в установленном порядке в подданство России (ст. 890, гл. 1, кн. I, разд. VII, т. IX, Свод законов, издание 1832 г.).

Стоит отметить, что интерпретация законов, которые были положены в основу ст. 906 Законов о состояниях, прослеживается еще, например, в отсылке к Манифесту от 1 января 1807 г., где в ст. 11 указывалось, что «иностранному гостю там, где записался, дозволяется иметь домы в городах и за городом для жительства»4, в то время как в указанной статье Законов о состояниях было сказано, что «иностранные гости могут приобретать домы во всех городах Российской империи» (ст. 906, там же). То есть, формулировка, данная в Законе о состояниях, как нам представляется, расширяет норму Манифеста, лежащую в ее основе.

Далее, иностранцы могли покупать ненаселенные земли вне городов, за исключением тех мест, где сие дозволялось по особым привилегиям и тем лицам, которым такие привилегии даровались специальными распоряжениями (ст. 909, там же). Иностранцам запрещалось владеть деревнями, крестьянами, крепостными людьми без земли, если верховная власть не предоставила им статус российского дворянина (ст. 908, там же).

2 ПСЗРИ-1. Т. 29. № 22418. Ст. 10.

3 Свод Законов Российской империи. СПб., Законы о состояниях. Кн. I. Раздел 7 «О состояниях иностранцев». Ст. ст. 890-914.

4 Там же. Ст. 11.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

В 1824 г. было определено, что иностранный гость может торговать и жить только в том портовом или пограничном городе, где он записан. Устанавливалось, что иностранные гости не могут иметь фабрик, заводов, мельниц и никаких торговых и механических заведений или отдавать их в аренду без особого дозволения, которое предоставляется только таким заведениям, «коих польза будет признана»1. Таким образом, вопросы собственности на движимое и недвижимое имущество разграничивались, ведь торговля осуществлялась в основном путем продажи иностранными купцами движимого имущества.

Чуть позже - 30 сентября 1825 г. иностранцам (кроме евреев) было дозволено заниматься ремеслами во всех городах Российской империи. По мнению законодателя допущение иностранцев к ремеслам «может быть полезно даже и во внутренних губерниях, где число местных искусных ремесленников, особливо для фабрик потребных, не везде достаточно»2. Таким образом, прослеживается тенденция к привлечению иностранцев к тем сферам деятельности, в развитии которых особенно заинтересовано государство. Для этого привлекаются лица, обладающие определенными навыками и знаниями.

Необходимость развития промышленности приводит к изданию серии нормативно-правовых актов с целью привлечения иностранных капиталов в эту сферу. Так, 21 декабря 1827 г. с целью стимулирования развития промышленности было установлено, что иностранцам, не записанным в иностранные гости и желающим перевести в Россию свои капиталы и свое «искусство или мастерство» дозволялось «устраивать фабрики и заводы в городах и уездах и записываться в гильдию, с надлежащим платежом без вступления в подданство на десять лет; к истечению какового срока обязаны они или вступить в подданство или продать свое заведение»3. Таким образом, развитие торговли и промышленности было сопряжено с недвижимостью. Стоить отметить стремление к закреплению собственников недвижимости, крупной недвижимости, в российское подданство. Видимо, десять лет - срок исковой давности, имевший какое-то отношение к времени обладания недвижимым имением.

21 апреля 1834 г. с целью поощрения к выращиванию мануфактурных растений в Закавказском крае право на отвод земель для разведения виноградных садов, тутовых рощ, сахарного

1 ПСЗРИ-1. Т. 39. № 30115. Гл. VI. «О иностранных гостях». § 62. § 66.

2 ПСЗРИ-1. Т. 40. № 30513.

3 ПСЗРИ-2. Т. 2. № 1631. П. 17.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

тростника, хлопчатой бумаги4, индиго5 и прочих растений, принадлежащих жарким климатам, было предоставлено не только русским подда-ным, но и иностранцам, «не требуя вступления их в подданство в течение десяти лет». При этом лицам, получившим такие земли, предоставлялось право продавать их другим лицам с сохранением целевого использования земли6.

Вопрос о том, могут ли иностранные подда-ные стороной по договорам с казной, был поднят в 1846-1847 гг. по рапорту исправляющего должность Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора в котором говорилось, что Кер-чь-Еникольский градоначальник вследствие получения им донесения от Городской Думы испрашивал разрешение в отношении иностранного купца Кулисича, состоящего в гильдии по гостиной статье, на допуск к торгам по городским оборочным статьям7. Получив рапорт, министерство внутренних дел вступило в сношение с министерством финансов ввиду того, что ст. 175 Устава Торгового Тома XI Свода Законов издания 1842 г. запрещала вступать в казенные подряды и поставки лишь иностранцам, не состоящим в гильдиях и не избравшим другого рода жизни. В документах отмечалось, что в законах не сказано, что такое запрещение распространяется на лиц, записанных в иностранные гости8. В свою очередь, министр финансов сообщал, что иностранным гостям предоставляется право торговли в России «ограниченное» и «что за сим иностранные гости не могут быть допускаемы к поставкам и подрядам, как к операциям, для исполнения коих большею частию требуется право торговли повсеместной и неограниченной»9. Таким образом, иностранцы не могли выступать стороной по договорам с казной. Можно предположить, что такое ограничение было связано прежде всего с нежеланием допускать граждан других государств к обеспечению жизнедеятельности государства последовом их участия в казенных поставках и подрядах. Подобное ограничение не влияло на поощрение иных видов деятельности иностранцев на территории Российской империи.

Как представляется, в некоторых случаях политика законодателя в отношении иностранцев была направлена на стимулирование мирного сосуществования. Например, 20 июля 1848 г. был

4 Имеется в виде хлопчатая бумага, хлопок.

5 Имеется в виду растение, используемое для получения красителя.

6 ПСЗРИ-2. Т. 9. Ч. 1. № 7016.

7 Российский государственный истерический архив (далее - РГИА). РГИА. Ф. 1287. Оп. 37. Д. 450. Л. 1. - Об. Л. 1.

8 Там же. Л. 2. - Об. Л. 2.

9 Там же. Л. 3. - Об. Л. 3. Л. 4.

утверждено мнение Государственного Совета в отношении иностранцев - собственников земель и домов в Новороссийских губерниях и Бессарабской области. В отношении поселившихся там иностранцев была допущена мера «снисхождения» и приобретенное ими недвижимое имущество допускалось «доселе оставить и на будущее время при владении теми имуществами безвозбранно, на праве полной собственности», но при переходе права собственности к другим владельцам данное изъятие теряло силу1. Но уже в 1850 г. на указанных территориях было разрешено приобретать иностранцам такое имущество по наследству2.

В 1853-1857 гг. решался вопрос о том могут ли иностранцы, не записанные в иностранные гости, владеть в городах домами и землями3. В материалах дела содержится список с отношения Главноуправляющего II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии к министру финансов от 15 декабря 1853 г. в котором говорилось: «Ваше Превосходительство изволите требовать заключения моего по возбужденному г. Московским военным генерал-губернатором вопросу: могут ли иностранцы, не записанные в иностранные гости приобретать в городах строения и земли. Сообразив сей вопрос с действующими у нас по сему предмету постановлениями, я нахожу, что в оных нет в сем отношении ни общего положительного воспрещения, ни прямого разрешения. Сказано только в ст. 1382 Т. IX Зак. о Сост., что иностранные гости могут приобретать домы во всех городах Российской империи. и как о подобном праве иностранцев, принадлежащих к другим званиям, в законах ничего не постановлено, то без сомнения можно выводить заключение, что иностранцам, исключая иностранных гостей, приобретение домов в городах, если не прямым, то косвенным образом воспрещено». Исключение составляют не торгующие иностранцы в Санкт-Петербурге и Москве, которые в соответствии с указами от 7 апреля 1820 г. и 13 апреля 1823 г. платят особый денежный сбор за принадлежащую им недвижимость, и иностранцы (собственники домов) в губерниях Новороссийских и области Бессарабской вследствие указов от 20 июля 1848 г. и 20 марта 1850 г.4. В документе отмечалось, что в правительстве склонялись не к распространению предоставленных прав иностранцам на владение недвижимостью, а напротив, скорее к ограничению сего права, особенно в отношении приобретения иностранцами

1 ПСЗРИ-2. Т. 23. Ч. 1. № 22456.

2 ПСЗРИ-2. Т. 25. Ч. 1. № 24009.

3 РГИА. Ф. 1287. Оп. 6. Д. 914.

4 Там же. Л. 14. - Об. Л. 14. Л. 15.

земли в южных губерниях5. При этом, если рассматривать данный вопрос с другой, точки зрения и основываться на здравых началах государственной экономии, то нет достаточной причины ограничивать право иностранцев на приобретение домов и других строений в городах. «Города наши так еще мало населены, а промышленность в них так ограничена, что чем более будет лиц, владеющих собственностью в городах, тем лучше для оных, тем более будет оживляться промышленная и торговая деятельность. Употребляемые иностранцами на приобретение и на постройку домов капиталы останутся в государстве.»6. Также еще одной выгодой для государства было бы обложение права владения недвижимостью иностранцами налогами7. То есть, предлагалось взглянуть на вопрос расширения имущественных прав иностранцев прежде всего с экономической точки зрения.

В итоге министерство внутренних дел в отношении министру финансов ответило, что не встречает препятствий по возбужденному Московским военным генерал-губернатором вопросу касательно прав иностранцев фабрикантов, не записанных в иностранные гости, на устройство фабричных заведений в городах и приобретении ими для этого строений и земель и предлагало ограничится разрешением вопроса на основании существующих законов без особого пояснения оных установленным порядком8. Таким образом, в очередной раз проявилась заинтересованность государства в экономическом росте, в том числе и посредством привлечения в промышленность иностранного капитала.

Интересно посмотреть как иногда накладывалось личностное отношение высокопоставленных лиц на проводимую политику в отношении некоторых национальностей. Например, в 1859 г. Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором был поднят вопрос в отношении французских подданных, которые не были записаны в иностранные гости, об их праве приобретать недвижимость на территории Российской импе-рии9. В документах говорилось о сомнениях, которые возникли из-за содержания первой статьи Торгового трактата заключенного между Россией и Францией 2/14 июня 1857 г. На этом основании Таврическая Гражданская палата отказала в совершении купчей крепости на дом в Ялте французскому подданному Руко, не записанному в иностранные гости10. По данному вопросу Вторым

5 Там же. Об. Л. 15.

6 Там же. Л. 16. - Об. Л. 16.

7 Там же. Об. Л. 18.

8 Там же. Л. 22. - Об. Л. 22.

9 РГИА. Ф. 1287. Оп. 37. Д. 2100.

10 Там же. Л. 1. - Об. Л. 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии за подписью статс-секретаря графа Блудова было дано следующее разъяснение: в первой статье трактата пункт 5 нисколько не противоречит пункту 3, так как первый из этих пунктов относится исключительно до торговли и промышленности, а второй определяет права французских подданных на приобретение в России недвижимой собственности1.

На основании полученного разъяснения последовал ответ Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору от Министерства внутренних дел2. Так, по Торговому трактату 1857 г. французские подданые получали особую привилегию на приобретение недвижимости наравне с российскими подданными, в том числе и право залога собственности. Это был чисто политический ход. Что же касается нежелания генерал-губернатора Новороссии продавать французам недвижимость в Ялте, то можно предположить, что это было скорее связано с поражением России в Крымской войне в 1856 г., чем с нормами Торгового трактата.

Достаточно непросто развивалось наше законодательство в отношении горнодобывающей промышленности. Так, в 1870 г., согласно Высочайше утвержденному Уставу о частной золотопромышленности, производство золотого промысла дозволялось лицам всех состояний, пользующихся гражданской правоспособностью как русским подданным, так и иностранцам3. Как представляется, данное положение было связано со стремлением государства максимально интенсифицировать добычу золота столь необходимого для развития экономики и индустриализации страны.

Но уже 22 января 1885 г. было введено изъятие из этого правила: «Производство золотого и вообще горного промысла на материке Приморской области так и на принадлежащих к ней островах дозволяется исключительно русским подданным». При этом, право на разработку рудников и приисков до их окончательной выработки сохраняли те иностранцы, которые получили разрешение до издания данного нормативно-правового акта4. То есть несмотря на изменившийся подход законодатель с уважением отнесся к тем иностранным подданым, которые приобрели права до издания этого нормативно-правового акта.

Интересно отметить, что право золотопромышленника на золотой прииск признавалось движимым нераздельным имуществом (ст. 429430, кн. I, разд. II, Устав Горный).

1 Там же. Л. 3. - Об. Л. 3.

2 Там же. Л. 4. - Об. Л. 4.

3 ПСЗРИ-2. Т. 45. Ч. 1. № 48399. Ст. 27.

4 ПСЗРИ-3. Т. 5. № 2689.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Летом того же года, 6 июля ввиду того, что русский капитал шел неохотно в горнодобывающую промышленность было сделано послабление для Приморской области и острова Сахалин: приамурский генерал-губернатор мог выйти в Кабинет министров с предложением предоставить иностранцам и иностранным компаниям допуск к горному промыслу. То есть фактически действие указа от 22 января 1885 г. было приостановлено. Теперь на указанных территориях иностранцы могли заниматься горнодобывающей промышленностью только после получения разрешения от Кабинета министров. Уже в 1886 г. было положительно рассмотрено четыре ходатайства от крупных иностранных предпринимателей [9, с. 44].

Ограничения на отвод земли для производства горного промысла действовали и в Туркестанском крае для лиц, которым по местным узаконениям не было предоставлено право приобретения земельной собственности (ст. 267, кн. I, раздел II, Устав Горный)5.

Отдельно говорилось, что, в случае отобрания отвода у горнопромышленника, уведомляется отводовладелец и все кредиторы, значащиеся по ипотеке отвода, с правом требования проведения торгов. То есть, отвод подлежал ипотеке (залогу) (ст. 393, кн. I, раздел II, Устав Горный).

Запрет на производство нефтяного промысла иностранцами действовал по аналогии с горным промыслом и в Приморской области, а также в Туркестанском крае (ст. 267, ст. 547, кн. I, разд. II, Устав Горный).

Расширение объема полномочий иностранцев произошло при Александре II. Именным указом от 7 июня 1860 г. устанавливалось, что иностранные подданные могут приобретать всякого рода недвижимые имущества за исключением лишь тех, «коими по действующим узаконениям, могут владеть только принадлежащие к российскому потомственному дворянству и иностранцы, получившие права оного ...»6.

Расширение территорий Российской империи в XIX в. приводит в действие административно-территориальный принцип в отношении нормативно-правовых актов, касавшихся специального регулирования коммерческой деятельности иностранцев. Прежде всего речь шла о территориях Царства Польского и Туркестанского края, где сталкивались геополитические интересы России, Англии, Австрии, Пруссии и ряда других стран.

Именным указом от 14 марта 1887 г. «Об установлении особых правил относительно приобретения иностранцами в собственность или в срочное владение и пользование недвижимых

5 Устав Горный. Т. VII. СПб. Издание 1893 г.

6 ПСЗРИ-2. Т. 35. Ч. 1. № 35880. П. 3.

имуществ в некоторых губерниях западной полосы России»1 иностранцы лишались права приобретать любым способом, кроме наследования, недвижимые имущества вне портовых и других городских поселений. За иностранными подданными признавалось право принимать в залог недвижимость для обеспечения долговых обязательств, в случае же обращения взыскания, заложенная недвижимость не могла перейти в собственность кредитора, то есть права кредитора-иностранца не были защищены.

Чуть позже - 24 декабря 1888 г. был издан Именной указ о применении к иностранцам-горнопромышленникам Царства Польского Именного Высочайшего указа от 14 марта 1887 г., которым отвод площадей для добычи полезных ископаемых иностранцам и образованным на основании иностранных законов торговым и промышленным компаниям и товариществам, производился только в пределах, принадлежащих им имений в губерниях Царства Польского2.

12 июня 1886 г. были Высочайше утверждены Положения об управлении Туркестанским краем. В ст. 262 говорилось о запрещении приобретать земли и вообще недвижимые имущества в Туркестанском крае лицам, не принадлежащим к русскому подданству, а также всем лицам нехристианского вероисповедания за исключением туземцев. В примечании к статье указывалось, что данное изъятие не распространялось на уроженцев сопредельных с Туркестанским краем среднеазиатских государств3. В этой связи отметим, что Туркестанский край был местом столкновения геополитических интересов России и стран Европы, прежде всего — Англии.

Позднее, 23 мая 1889 г. было сделано изменение и дополнение к ст. 262 Положения об управлении Туркестанским краем, согласно которому, во-первых, евреи, уроженцы сопредельных с Туркестанским краем среднеазиатских государств, должны подчиняться действию общих постановлений о приобретении в Империи недвижимых имений евреями и иностранными подданными, во-вторых, под туземцами надлежало «разуметь также и евреев, водворившихся с незапамятных времен в этом крае, равно как и происходящее от них потомство»4.

25 марта 1891 г. было принято Высочайше утвержденное Положение об управлении областями Акмолинской, Семипалатинской, Семире-ченской, Уральской и Тургайской и об изменении некоторых статей Положения об управлении Туркестанским краем. Так, в ст. 110 содержалось

1 ПСЗРИ-3. т. 7. № 4286.

2 ПСЗРИ-3. Т. 8. № 5664.

3 ПСЗРИ-3. Т. 6. № 3814. Ст. 262.

4 ПСЗРИ-3. Т. 9. № 6039.

запрещение совершать всякие акты на земли лицами, которые не имели права приобретать имущества в указанных областях. Статья 136 вводила запрет на приобретение земли в Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областях лицам, не принадлежавших к русскому подданству, а равно всем лицам нехристианского вероисповедания, за исключением туземцев5.

В Именном указе от 14 марта 1887 г. говорилось о запрете иностранным подданным приобретать любым способом недвижимость в десяти губерниях Царства Польского: Бессарабской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской и Подольской. Пункт 2 Указа также устанавливал правило, по которому иностранные подданные могли обеспечивать преимущественное право удовлетворения по долговым требованиям приемом в залог недвижимого имущества, но подобное обеспечение и обращение взыскания по долговым претензиям не могли иметь последствия для иностранцев в виде приобретения в собственность, вступления во владение, пользование таким имуществом. В случае, если имущество перешло в собственность при наследовании по закону, то устанавливался трехгодичный срок для продажи такой недвижимости русскому подданному6. Таким образом, прослеживается тенденция ограничения права иностранных подданных прежде всего на проблемных для государства территориях.

Указом от 18 июня 1892 г. дополнительно был введен запрет на владение недвижимым имуществом в Амурской и Приморской областях лицам, не принадлежавшим к русскому подданству7.

Особые нормы в отношении иностранцев были введены Именным указом от 29 мая 1898 г., в котором были прописаны правила владения недвижимым имуществом в некоторых местностях Кавказского края8. Пользуясь на Кавказе одинаковыми с русскими правами, иностранцы, развивавшие промышленность, получили право приобретать «для их полезной деятельности недвижимость», то есть именно для «промышленных целей», в то время как для других целей приобретение недвижимости запрещалось. В п. 3 устанавливалось, что «иностранные подданные могут обеспечивать преимущественное право удовлетворения по долговым своим требованиям приемом в залог недвижимого имущества, но подобные обеспечения и вообще обращения взыскания

5 ПСЗРИ-3. Т. 11. № 7574. Ст. 110. Ст. 136.

6 ПСЗРИ-3. Т. 7. № 4586.

7 ПСЗРИ-3. Т. 12. № 8756. III.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 ПСЗРИ-3. Т. 18. Ч. 1. № 15454.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

по долговым претензиям не могут иметь последствием для иностранцев ни приобретение в собственность такого имущества, ни вступление в действительное владение или пользование оным». Исключение составляет лишь недвижимое имущество, предназначенное для устройства или содержания фабрик, заводов или горнозаводской промышленности. Подобное послабление свидетельствует о заинтересованности русского правительства в развитии промышленности в Кавказкам крае и создании условий для иностранных инвестиций, то есть опять экономические причины ставятся во главу угла.

8 июня 1901 г. было принято Высочайше утвержденное мнение Государственного совета «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири». В п. 7 говорилось, что отводимые на основании правил земли не могут быть приобретаемы как при самом отводе, так и при дальнейших переходах их к другим владельцам, причисляемым к инородцам и лицам, не принадлежащих к русскому подданству. Отдача таких земель в залог или передача их в пожизненное владение обозначенным лицам воспрещалась1.

Политика правительства кардинально меняется с началом Первой мировой войны. Издается серия нормативно-правовых актов, ограничивающих прежде всего имущественные права иностранцев, подданных воюющих с нами государств. Согласно Положению Совета министров от 22 сентября 1914 г. «Об установлении временных ограничений в отношении приобретения прав на недвижимые имущества, а также и заведования ими, подданым государств, которые состоят в положении войны с Россией» ввиду обстоятельств военного времени воспрещалось «впредь до особого распоряжения, совершение на имя подданных тех государств, которые состоят в положении войны с Россией, всякого рода актов об установлении и перехода права собственности, права залога и права владения и пользования недвижимым имуществом.»2.

Далее, 2 февраля 1915 г. было Высочайше утверждено положение Совета министров о землевладении и землепользовании в государстве Российском австрийских, венгерских, германских и турецких подданных. Были установлены следу-

1 ПСЗРИ-3. т. 21. Ч. 1. № 20338. П. 7.

2 Высочайше утвержденное Положение Совета Министров Об установлении временных ограничений в отношении приобретения прав на недвижимые имущества, а также и заведования ими, подданым государств, которые состоят в положении войны с Россией от 22 сентября 1914 г / Сборник важнейших законоположений и распоряжений, действующих с 1 июля 1914 года по 1 января 1916 года, вызванных обстоятельствами военного времени / Сост. по приказанию гл. интенданта, нач. 4-го Отд-ния Гл. интендантского упр. с. с. Джакови-чем. Петроград, 1916. № 2421. С. 185-186.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

ющие правила: во-первых, «означенным подданным воспрещается впредь приобретать в пределах всего государства Российского какими бы то ни было способами и на каких бы то ни было допускаемых общими или местными законами основаниях право собственности и иные вотчинные права на недвижимые имущества, а также право владения и пользования недвижимыми имуще-ствами, отдельно от права собственности»; во-вторых, в случае приобретения недвижимых имуществ по наследованию, указанные лица обязаны либо добровольно продать, либо уступить такое имущество в течение двух лет со времени приобретения таковых прав3.

В материалах особого журнала Совета министров, которые легли в основу указов от 2 февраля 1915 г. отмечалось, что мера о прекращении наличного землепользования и землевладения подданных враждебных нам государств должна ограничиться лишь «наиболее опасными» и «вредными» неприятельскими подданными. «Таким образом, от действия правил об обязательной продаже земельных имуществ могли бы быть освобождены уже осевшие в России турки, по своей неорганизованности, малокультурности и несомненной склонности к сближению с окружающим населением, не представляющие в огромном большинстве угрозы в военно-политическом смысле»4.

В тот же день был издан еще один нормативно-правовой акт, ограничивший право собственности на землю австрийских, венгерских и германских выходцев в приграничных местностях. Действие закона касалось как физических, так и юридических лиц5.

Отсрочка от действия закона от 2 февраля 1915 г. 1 июля этого же года была дана некоторым категориям иностранных подданных: славянам — австрийским, венгерским, германским или турецким подданным6.

3 Высочайше утвержденное Положение Совета Министров о землевладении и землепользовании в государстве Российском австрийских, венгерских, германских или турецких подданных от 2 февраля 1915 г / Там же. № 349. С. 190-195.

4 Особый журнал совета министров. 14 октября, 25 и 28 ноября, 2, 5, 16 и 19 декабря 1914 г и 10 января 1915 г О некоторых, вызываемых военными обстоятельствами, мерах к сокращению иностранного землевладения и землепользования в государстве Российском / РГИА. Ф. 23. Оп. 28. Д. 3118. Об. Л. 6.

5 О прекращении землевладения и землепользования австрийских, венгерских или германских выходцев в приграничных местностях / Там же. № 351. С. 195197.

6 От отсрочке в подчинении действию ограничительных правил узаконения 2 февраля 1915 года о землевладении и землепользовании в государстве Российском австрийских, венгерских, германских или турецких

С вступлением Болгарии 14 октября 1915 г. в Первую мировую войну встаёт вопрос о введении и в отношении болгар, пребывающих на территории Российской империи, уже действующих в отношении подданных других неприятельских стран законодательных ограничений. Отмечались особые исторические условия между «народом-освободителем» (Россией - Н.А.) и «населением освобожденной от турецкого рабства страны» (Болгарии - Н.А.) ввиду особого взаимного тяготения. Обращалось внимание, что эта особая связь за последние годы была существенно поколеблена, в широкие слои болгарского народа внесено разложение и Болгария подчинена заметному германскому влиянию. Отмечалось, что многочисленные представители русофильской партии болгар переселились в Россию. При таких условиях, конечно же, отношение русской правительственной власти к болгарам, проживающим в Российской империи, «должно быть в существе иным нежели к прочим неприятельским подданным»1.

Ввиду выше сказанного, на пребывающих в России болгарских подданых христианского вероисповедания 13 ноября 1915 г. было распространено действие правил, ранее принятых в отношении лиц славянского, французского, итальянского происхождения и турецких подданных христианского вероисповедания2.

Таким образом, ограничение прав иностранцев во время Первой мировой войны было вызвано и продиктовано условиями военного времени. При этом вводились изъятия в отношении иностранцев-христиан враждебных нам стран.

На рубеже XIX - XX вв. в российском законодательстве был сделан акцент на ограничение прав иностранцев в Туркестанском крае, Амурской и Приморских областях с целью обеспечения государственной безопасности. В основе законодательной политики лежал административно-территориальный принцип и принцип национальной

подданных, лиц славянского происхождения от й июля

1915 г. / Сборник важнейших законоположений и распоряжений, действующих с 1 июля 1914 года по 1 января

1916 года, вызванных обстоятельствами военного времени / Сост. по приказанию гл. интенданта, нач. 4-го Отд-ния Гл. интендантского упр. с. с. Джаковичем. Петроград, 1916. № 1608. С. 208-209.

1 Там же. Об. Л. 181. - Л. 182.

2 Там же. Об. Л. 182. Об установлении ограничительных мер в отношении болгарских подданных от 13 ноября 1915 г. / Сборник важнейших законоположений и распоряжений, действующих с 1 июля 1914 года по 1 января 1916 года, вызванных обстоятельствами военного времени / Сост. по приказанию гл. интенданта, нач. 4-го Отд-ния Гл. интендантского упр. с. с. Джаковичем. Петроград, 1916. № 2495. С. 212.

и конфессиональной принадлежности. Правовые ограничения, прежде достаточно лояльного отношения к иностранцам, в начале XX века были вызваны Первой мировой войной.

В целом политика в отношении иностранцев в Российской империи была достаточно взвешена. С одной стороны, имелась тенденция на расширение имущественных прав с целью привлечения капитала и развития промышленности. С другой стороны, на рубеже XIX - XX вв. привлечение иностранного капитала было вызвано заинтересованностью иностранцев в связи с укреплением рубля в результате финансовых реформ С.В. Витте. При этом законодатель достаточно четко разграничивал права иностранцев в отношении движимого и недвижимого имущества.

Список литературы.

[1] Гаврилов Е.Д. Основные этапы становления и развитие правового статуса иностранных граждан в России // Евразийский союз ученых. 2017. № 7-1 (40). С. 40-43.

[2] Герасименко Ю.В., Жиляев А.В., Шевченко С.В. Иностранцы в России: историко-право-вой анализ. Омск. 2016.

[3] Кобец П.Н. Развитие законодательных основ, регулирующих правовое положение иностранцев в XVIII-XX вв. // Russian Journal of Economics and Law. 2022. Т. 16. № 4. С. 790-807.

[4] Куприянова О.И. Правовое положение иностранцев в России в XVI-XVIII вв: дис. кандидата юридических наук. М., 2010.

[5] Поткина И.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России, XIX - первая четверть XX в. М., 2009.

[6] Самарина Е.С. Развитие правового регулирования положения иностранцев в России: теоретический и историко-правовой аспект: дис. на соискание степени к.ю.н. Краснодар. 2006.

[7] Смирнов С.А. Правовые основы предпринимательства иностранцев в России до середины XIX в. // Вестник ВолГУ. Серия 5. Выпуск 10. 2008. С. 16-27.

[8] Смирнов С.А. Правовой режим предпринимательства иностранцев в России в период капиталистической модернизации во второй половине XIX века // Вестник ВолГУ. Серия 5, Юри-спруд. 2011 № 1 (14) С. 39-46.

[9] Тесленко А.М. Правовой статус иностранцев в России: вторая половина XVII - начало XX вв.: дис. ...канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

[10] Тесленко А.М. Об ограничении имущественных прав иностранцев (физический лиц) в России в середине XX - начале XX в. // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. № 6. С. 119-124.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Spisok literatury.

[1] Gavrilov E.D. Osnovnye etapy stanovleniia i razvitie pravovogo statusa inostrannykh grazhdan v Rossii // Evraziiskii soiuz uchenykh. 2017. № 7-1 (40). S. 40-43.

[2] Gerasimenko Iu.V., Zhiliaev A.V., Shevchenko S.V. Inostrantsy v Rossii: istoriko-pravo-voi analiz. Omsk. 2016.

[3] Kobets P.N. Razvitie zakonodatel'nykh osnov, reguliruiushchikh pravovoe polozhenie inos-trantsev v XVIII-XX vv. // Russian Journal of Economics and Law. 2022. T. 16. № 4. S. 790-807.

[4] Kupriianova O.I. Pravovoe polozhenie inos-trantsev v Rossii v XVI-XVIII vv: dis. kandidata iuridi-cheskikh nauk. M., 2010.

[5] Potkina I.V. Pravovoe regulirovanie pred-prinimatel'skoi deiatel'nosti v Rossii, XIX - pervaia chetvert' XX v. M., 2009.

[6] Samarina E.S. Razvitie pravovogo reg-ulirovaniia polozheniia inostrantsev v Rossii: teoret-icheskii i istoriko-pravovoi aspekt: dis. na soiskanie stepeni k.iu.n. Krasnodar. 2006.

[7] Smirnov S.A. Pravovye osnovy predprinima-tel'stva inostrantsev v Rossii do serediny XIX v. // Vestnik VolGU. Seriia 5. Vypusk 10. 2008. S. 16-27.

[8] Smirnov S.A. Pravovoi rezhim predprinima-tel'stva inostrantsev v Rossii v period kapitalistich-eskoi modernizatsii vo vtoroi polovine XIX veka // Vestnik VolGU. Seriia 5, Iurisprud. 2011 № 1 (14) S. 39-46.

[9] Teslenko A.M. Pravovoi status inostrantsev v Rossii: vtoraia polovina XVII - nachalo XX vv.: dis. ... kand. iurid. nauk. Ekaterinburg, 2000.

[10] Teslenko A.M. Ob ogranichenii imushchest-vennykh prav inostrantsev (fizicheskii lits) v Rossii v seredine XX - nachale XX v. // Elektronnoe prilozhenie k Rossiiskomu iuridicheskomu zhurnalu. 2016. № 6. S. 119-124.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.