Научная статья на тему 'Иностранный язык как средство формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов'

Иностранный язык как средство формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехова Наталья Александровна

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки архитекторов в вузе, анализируются средства развития творческого воображения студентов в ходе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранный язык как средство формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов»

УДК 378

H.A. Терехова *

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки архитекторов в вузе, анализируются средства развития творческого воображения студентов в ходе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, творческие способности, творческое воображение, творческая личность.

Кардинальные перемены, происходящие в современном обществе, выдвигают необходимость модернизации системы профессионального образования, создающей условия для формирования личности, обладающей креативным потенциалом. Количество изменений в жизни общества, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от представителей творческих профессий качеств, позволяющих решать профессиональные задачи в ситуации происходящих изменений. В современных условиях творческая личность архитектора становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, а также адекватно на них реагировать, архитектор должен активизировать свой творческий потенциал. Однако традиционные подходы к организации архитектурного образования не учитывают в полной мере специфику и особенности профессиональной деятельности выпускников в условиях современного общества. Требуются инновационные технологии профессиональной подготовки, обращенные к проблемам развития творческой личности архитектора.

Специфика профессиональной деятельности архитектора заключается в реализации проектной деятельности. В связи с расширением сферы проектирования, переходом от проектирования отдельного объекта к проектированию среды жизнедеятельности результат выражается моделью архитектора широкого профиля, сочетающего в себе черты художника, ученого, инженера, организатора процессов труда, менеджера проекта, при этом от архитектора требуется мастерство, обеспечивающее создание индивидуального творческого продукта (проекта).

В ходе исследования потребовалась конкретизация научного представления о содержании концептуальных понятий: «творческая деятельность», «творческая личность» и «творческое воображение».

Творчество предполагает наличие способностей, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Оригинальные и нешаблонные методы решения сложных и нестандартных задач предполагают проявление творческой активности — сложного индивидуально-психологического свойства личности, стимулирующего творческую деятельность. Творческая деятельность

* © Терехова H.A., 2010

Терехова Наталья Александровна ([email protected] ), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

рассматривается нами как процесс создания качественно нового нетрадиционного метода; она выражается способами решения профессиональных задач, особым стилем деятельности, индивидуальным почерком архитектора.

Творческая личность архитектора — это такой ее тип, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество; творческая активность, которая проявляется в единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих достигать социально и лично значимых творческих результатов и которая ориентирована на самореализацию в творческой деятельности [4].

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Утверждается, что воображение формируется в процессе творческой деятельности [1]. Реализация профессиональных задач невозможна без творческого воображения, которое формируется у будущего архитектора в ходе учебного процесса специальными средствами, создающими условия для раскрытия творческого потенциала личности будущего специалиста. Исследователи рассматривают творческое воображение как процесс самостоятельного создания новых образов в ходе творческой деятельности, дающей оригинальные ценные продукты.

В толковом словаре русского языка воображение определяется как способность воображать, мысленное представление кого-либо, чего-либо, фантазия, способность к созданию новых образов, творчеству на основе материалов прошлых восприятий [2]. Психологический словарь трактует воображение как психическую деятельность, состоящую в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности; как процесс преобразующего отражения действительности [3]. Воображение как процесс создания новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий складывается постепенно с опорой на речь, внимание, восприятие, память. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание [5]. В качестве материала для развития воображения обычно выступают образы предметов, ситуаций, обстоятельств, мысли и идеи. Основным действием в процессе воображения является деятельность, поэтому при разумном планировании своей деятельности, при наличии умения управлять ею, благодаря воображению, человек может творить, а продуктом его воображения и творчества становится материальная и духовная культура. Творческое воображение студента-архитектора — способность создавать новые индивидуальные объекты в ходе творческой деятельности.

Таким образом, процесс профессиональной подготовки студентов — будущих архитекторов, интегрируя специальное содержание, методы и формы обучения, обеспечивает условия для раскрытия их творческого потенциала. Одним из таких средств является иностранный язык: в рамках данной дисциплины есть возможность использовать творческие задания и упражнения, которые требуют от студентов самостоятельной работы, проявления творческих способностей, направленных на развитие воображения.

Теоретический анализ педагогических исследований по подготовке архитекторов в вузе выявил, что иностранный язык рассматривался как средство формирования орфографических навыков (H.A. Абрамова, H.H. Волоскова, Е.И. Колесникова и др.), модель обучения репродуктивным видам письма (Н.Д. Зорина, С.С. Петрова и др.); как дополнительный ресурс развития критического мышления (В.В. Бондарева); как инструмент формирования профессиональных умений (A.A. Рыбкина). Однако нами не обнаружено работ, посвященных формированию творческого воображения студентов — будущих архитекторов средствами иностранного языка.

232

Вестник СамГУ. 2010. № 5 (79)

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Архитектура» обозначено, что для овладения иностранным языком архитектор должен знать и грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику, владея лексическим минимумом в объеме 4000 учебных лексических единиц; знать культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; уметь вести диалогическую и монологическую речь с использованием наиболее употребительных лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях; владеть монологической речью в рамках публичных выступлений.

Анализ требований показывает, что реализация знаний и умений на иностранном языке не предполагает умений, способствующих реализации творческих способностей, что создает необходимость разработки средств формирования творческого воображения, в частности проектной методики.

Среди активных методов обучения проектная методика, как доказано исследователями ( П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, В.В. Игнатьев, Е.С. Полат), способствует развитию творческого воображения: создаются условия для осуществления творческой деятельности в рамках заданной темы, самостоятельного добывания необходимой информации, прогнозирования результатов и возможных последствий применения вариантов решения профессиональных задач. Культура проектирования входит сейчас во многие области образовательной практики в виде проектных методов и проектных методик обучения. Проектный метод активно включается и в обучение иностранным языкам.

В ходе проектной деятельности на занятиях по иностранному языку создаются новые образы (эскизы), прогнозируются результаты их воплощения в жизнь, формируется ответственность за реализацию проекта — все это способствует развитию творческого воображения. На каждом этапе проектирования используются разные типы проектов: деловые, ролевые, информационные.

Деловые проекты на иностранном языке имитируют деятельность архитектора. Внедрение деловых проектов обусловлено коллективным методом обучения, что предполагает создание благоприятных внешних условий. В такой обстановке снижаются подсознательные барьеры, ослабевает внутренний контроль и облегчается включение в творческий процесс. Деловой проект отвечает запросам современной методики и легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому студенту попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные творческие способности [6].

Ролевой проект как имитационный игровой метод обучения иностранному языку характеризуется следующими признаками: наличие проблемы (задачи) и распределение ролей между участниками (например, имитируется конференция); их взаимодействие; ввод в процесс занятия корректирующих условий; оценка результатов обсуждения и подведение итогов. Использование ролевых проектов на занятиях по иностранному языку способствует формированию прогностических умений студентов-архитекторов, а также принятию нестандартных решений.

Информационные проекты способствуют развитию умений, обусловленных спецификой деятельности архитектора: обработка больших объемов информации, комплексная разработка объектов, выявление и обоснование социально значимых архитектурных проектных концепций. В процессе использования информационных проектов участники взаимодействуют в постоянно меняющихся ситуациях неопределенности; проявляют высокую индивидуальную творческую активность при поиске новой информации.

Таким образом, проблема формирования творческого воображения студентов — будущих архитекторов недостаточно разработана и требует дальнейшего изучения

с учетом специфики и особенностей деятельности данных специалистов. Формирование творческого воображения может быть эффективным при обучении иностранному языку, который способствует развитию творческих способностей.

Библиографический список

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 705 с.

2. Толковый словарь русского языка / сост. Г.О. Винокур [и др.]; под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Сов. энциклопедия, 1934. Т. 1. 1562 с.

3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерякова. М.: Педагогика—Пресс, 1999. 438 с.

4. Лук А.Н. Учить мыслить. М.: Знание, 1975. 96 с.

5. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические. Киев: Высшая школа, 1990. 144 с.

6. Теймуразян А.Л. Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам // Вестник Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. Сер.: Филология. 2006. Вып. 6. С. 334-337 с.

7. Мелхорн Х.Г. Творческое мышление и творческая деятельность студента // Современная высшая школа. 1982. № 3. 54-63 с.

N.A. Terehova*

FOREIGN LANGUAGE AS MEANS OF FORMATION OF CREATIVE IMAGINATION OF STUDENTS-FUTURE ARCHITECTS

The given article deals with the process of professional preparation of architects at the university; the author represents the means of formation of creative imagination in the process of learning English.

Key words: creativity, creative activity, creative abilities, creative imagination,creative person.

* Terehova Natalya Aleksandrovna ([email protected]), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.