Научная статья на тему 'Иностранный рабочий в России: экономическая необходимость и социальная реальность'

Иностранный рабочий в России: экономическая необходимость и социальная реальность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOR MIGRATION / ИММИГРАНТЫ / IMMIGRANTS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИММИГРАЦИИ / SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF IMMIGRATION / ОТРАСЛЕВОЙ ХАРАКТЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / BRANCH NATURE OF USE OF WORK OF FOREIGN LABOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перепелкина Валентина Александровна

Статья посвящена анализу миграционной подвижности трудовых ресурсов Российской Федерации и проблемам, с которыми сталкиваются как иммигранты, прибывающие в крупнейшие города и в областные центры (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области), так и население, постоянно проживающее в них. В статье особый акцент делается на городах этого кластера, где недостаток в рабочей силе в прошлом испытывали отрасли, выполняющие градообразующие функции (например, сфера промышленного производства). На основе анализа российского рынка труда рассмотрены особенности его формирования в условиях системного кризиса и рыночных преобразований экономики. Автор особо подчеркивает, что на современном этапе дефицит рабочей силы характерен для градообслуживающих отраслей (сфера торговли, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. д.). Эти же отрасли являются и основными потребителями труда иммигрантов. В целях оценки трудовой иммиграции в Россию автор рассматривает вопросы состояния и динамики трудовых ресурсов; направления трудовой деятельности иммигрантов; имеющуюся объективную потребность в иностранной рабочей силе с учетом отраслевой специфики. В статье дана оценка предмету переосмысления политики квотирования рабочих мест для иностранцев. Статья подготовлена при использовании данных Информационного центра ГУ МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foreign Worker in Russia: Economic Need and Social Reality

The article is devoted to the analysis of migratory mobility of a manpower of the Russian Federation, problems which face as the immigrants arriving to the largest cities and their regional centers (Moscow, St. Petersburg, the Moscow and Leningrad regions), and population constantly living in them. In the article the special emphasis is placed on the cities of this cluster where the labor in the past was lacked by the branches which are carrying out city-forming functions (for example, the sphere of industrial production). On the basis of the analysis of the Russian labor market features of its formation in the conditions of system crisis and market transformations of economy are considered. The author especially emphasizes that at the present stage deficiency of labor is characteristic for the city serving branches (the trade sphere, housing and communal services, transport, communication etc.). The same branches are also the main consumers of work of immigrants. For an assessment of labor immigration to Russia, the author considers questions of a state and dynamics of manpower; directions of work of immigrants; available objective need for foreign labor taking into account branch specifics. In article the assessment is given to a subject of reconsideration of policy of quoting of workplaces for foreigners. The article is prepared when using data of Information Centre of the Main Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Иностранный рабочий в России: экономическая необходимость и социальная реальность»

^ Перепелкина В. А.

§ Иностранный рабочий в России: I экономическая необходимость и социальная о реальность

о

- Перепелкина Валентина Александровна

ш Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) О Доцент кафедры управления персоналом и психологии Кандидат философских наук, доцент 480621@bk.ru

РЕФЕРАТ

Статья посвящена анализу миграционной подвижности трудовых ресурсов Российской Федерации и проблемам, с которыми сталкиваются как иммигранты, прибывающие в крупнейшие города и в областные центры (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области), так и население, постоянно проживающее в них. В статье особый акцент делается на городах этого кластера, где недостаток в рабочей силе в прошлом испытывали отрасли, выполняющие градообразующие функции (например, сфера промышленного производства). На основе анализа российского рынка труда рассмотрены особенности его формирования в условиях системного кризиса и рыночных преобразований экономики. Автор особо подчеркивает, что на современном этапе дефицит рабочей силы характерен для градообслуживающих отраслей (сфера торговли, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. д.). Эти же отрасли являются и основными потребителями труда иммигрантов.

В целях оценки трудовой иммиграции в Россию автор рассматривает вопросы состояния и динамики трудовых ресурсов; направления трудовой деятельности иммигрантов; имеющуюся объективную потребность в иностранной рабочей силе с учетом отраслевой специфики. В статье дана оценка предмету переосмысления политики квотирования рабочих мест для иностранцев. Статья подготовлена при использовании данных Информационного центра ГУ МВД России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

трудовая миграция, иммигранты, социально-экономические проблемы иммиграции, отраслевой характер использования труда иностранной рабочей силы

PerepelkinaV. A.

The Foreign Worker in Russia: Economic Need and Social Reality Perepelkina Valentina Aleksandrovna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Associate Professor of the Chair of Personnel Management and Psychology

PhD in Philosophy, Associate professor

480621@bk.ru

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of migratory mobility of a manpower of the Russian Federation, problems which face as the immigrants arriving to the largest cities and their regional centers (Moscow, St. Petersburg, the Moscow and Leningrad regions), and population constantly living in them. In the article the special emphasis is placed on the cities of this cluster where the labor in the past was lacked by the branches which are carrying out city-forming functions (for example, the sphere of industrial production). On the basis of the analysis of the Russian labor market features of its formation in the conditions of system crisis and market transformations of economy are considered. The author especially emphasizes that at the present stage deficiency of labor is characteristic for the city serving branches (the trade sphere, housing and communal services, transport, communication etc.). The same branches are also the main consumers of work of immigrants.

For an assessment of labor immigration to Russia, the author considers questions of a state and dynamics of manpower; directions of work of immigrants; available objective need for foreign labor taking into account branch specifics. In article the assessment is given to a subject of reconsideration of policy of quoting of workplaces for foreigners. The article is prepared when using data of Information Centre of the Main Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

KEYWORDS

Labor migration, immigrants, social and economic problems of immigration, branch nature of use of work of foreign labor

Тенденция концентрации населения из числа мигрантов в крупнейших городах Российской Федерации — явление объективное и неизбежное, но требующее регулирования со стороны государственных органов.

По оценкам специалистов, миграционная ситуация сегодня явно находится в состоянии системного кризиса. Приток мигрантов в последние годы стал едва ли не главным фактором внутриполитической напряженности, которая имеет явную тенденцию к ухудшению1 [6].

«Россия должна отказаться от политики сохранения занятости любой ценой. Должны быть сокращены неэффективные рабочие места. Необходимо дать людям возможность для повышения квалификации, освоения новых специальностей», — отметил Председатель Правительства России Д. А. Медведев2.

Характер и интенсивность миграционной подвижности населения определяются местом города в территориальном разделении труда и его функциями в системе расселения. До недавнего времени в городах этого кластера недостаток в рабочей силе испытывали отрасли, выполняющие градообразующие функции (например, сфера промышленного производства). На современном этапе дефицит рабочей силы характерен для градообслуживающих отраслей (сфера торговли, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь). Эти же отрасли являются и основными потребителями труда иммигрантов.

Несовершенство действующей в России системы управления миграционными процессами послужило основанием для разработки Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.3.

Исходным пунктом данного документа стал тезис о сложной демографической ситуации в России. По прогнозам ФМС, в ближайшие 15 лет усилятся процессы старения населения Российской Федерации, включая его сокращение в стратегически важных регионах: таких, как Сибирь и Дальний Восток. Без миграционного прироста численность населения России к 2025 г. может сократиться на 10 млн чел. (сегодня она составляет 143 млн чел.). Будет расти доля лиц пенсионного и предпенсионного возрастов.

Порождаемые демографической ситуацией экономические проблемы — такие, как дефицит рабочей силы, рост иждивенческой нагрузки на трудоспособное население, обострение проблем социального, пенсионного обеспечения и здравоохранения, — могут негативно сказаться на социально-экономическом развитии России. Миграция,

1 Интервью члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека А. Брода газете «Pravda.ru» от 22.08.2013. [Электронный ресурс] // Pravda.ru, Интернет-газета от 22.08.2013.

2 Выступление Председателя Правительства России Д. А. Медведева на Сочинском экономическом форуме 27.09.2013. [Электронный ресурс] // Интернет-газета. URL: 1prime.ru. 27.09.2013.

3 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента России 18.07.2012). [Электронный ресурс]. URL: http//kremlin.ru/acts/15635 (дата обращения: 02.04.2014).

о

со —

О ш

3

з экономическая активность населения, рост производительности труда и модернист зация производства — лишь частичное решение проблемы. По сравнению со стра-0 нами Запада, миграционную привлекательность (как качественную характеристику) £ России авторы Концепции считают невысокой, поскольку едут к нам в основном ^ граждане из бывших союзных республик.

° При наличии большого положительного значения, которое имеет миграция для о развития личности — обмена трудовыми навыками, обеспечения города трудовыми д ресурсами, — она не всегда протекает в соответствии с народнохозяйственными ш интересами. Высокая интенсивность современной иммиграции, ее нерациональная направленность ведут к крупным экономическим издержкам: способствуют текучести кадров, снижению производительности труда, повышают материальные и временные затраты на обучение и адаптацию иммигрантов.

Сегодня для России понятия национальной, этнической, конфессиональной и культурной принадлежности иммигрантов являются ключевыми. Напряженность в межэтнических отношениях провоцирует приток иного этнического и конфессионального населения, имеющего совершенно другие культурные, психологические и поведенческие стереотипы. На родине их поведение регулируется жесткими религиозными, общинными, клановыми и семейными нормами. В России же они автоматически исчезают и зачастую провоцируют конфликты.

За ужесточение требований к мигрантам неоднократно высказывался и Президент России В. В. Путин, в том числе на совещании, прошедшем в Кремле 3 октября 2013 г. при участии представителей Общероссийского народного фронта: «Правительству и законодателям необходимо подумать, в каких видах деятельности мигрантов можно заменить местными жителями: например, в сфере торговли»1.

Предметом переосмысления должна также стать политика квотирования рабочих мест для иностранцев. Попытки выяснить, на каком основании происходит определение необходимости в тех или иных количествах мигрантов в таких крупных субъектах федерации, как Москва и Санкт-Петербург, показали следующее: основанием «квотирования» не является научно или сколь бы то ни было реально существующая потребность в трудовых ресурсах тех или иных регионов. Зачастую «квоты» формируются соответствующими отделами ФМС России в субъектах. Далее заявки по квотам поступают в ФМС субъекта от соответствующих коммерческих структур; при этом никакая обоснованность не требуется.

По этой причине необходимо пересмотреть порядок формирования квот на трудовую миграцию. Он должен проводиться только на основе заявок регионов, содержащих обоснованный запрос на привлекаемую рабочую силу с указанием конкретной рабочей специальности. Следует законодательно запретить перепродажу квот как одну из составляющих коррупционного поведения представителей коммерческих структур и должностных лиц органов исполнительной власти.

Существует и ждет немедленного рассмотрения острая и так до конца не решенная проблема санитарно-эпидемиологической безопасности со стороны приезжающих мигрантов.

Разработанные в 2012 г. Правительством России меры о запрете работы иммигрантов в продуктовых сетях, а также о запрете найма иностранной рабочей силы для строительной отрасли так и остались нереализованными.

Остается нерешенным и тоже требует незамедлительного реагирования вопрос, связанный с территориями компактного проживания лиц из числа иммигрантов как зонами потенциального конфликта. Созданный при Президенте России в середине

1 Выступление Президента России В. В. Путина на встрече с руководителями отделений партии «Единая Россия» 03.10.2013. [Электронный ресурс]. URL: http//Тор.rbc.ru, Интернет-газета от 03.10.2013.

2012 г. Совет по межнациональным отношениям до настоящего времени не смог з в полной мере повлиять на стабилизацию обстановки в регионах. ^

Позиция отдельных руководителей государства в отношении отсутствия визово- § го режима с рядом государств — участников СНГ, основанная на постулате «брат- £ ских народов бывшего СССР», носит чисто популистский характер и не имеет ^ четких обоснований. Наоборот: введение визового режима со странами СНГ при ° ежегодной миграции в 10 млн чел. позволило бы России получать значительную о экономическую прибыль в размере не менее 1 млрд долл. в год [1].

Существующее, на настоящий момент, в России законодательство, связанное с ш трудовой миграцией, подлежит корректировке в целях ужесточения мер ответственности за нарушение миграционного режима в отношении как мигрантов-нелегалов, так и лиц, обеспечивающих их незаконное трудоустройство.

Необходимо введение специальных норм, определяющих ответственность со стороны работодателя. Работодатель, испытывая производственную необходимость в приеме трудовых мигрантов, обязан производить отчисления за работающих в фонды социального страхования и другие фонды социального обеспечения — для получения мигрантами в случае необходимости бесплатного медицинского обслуживания и других социальных льгот. Данное предложение было высказано группой ученых-исследователей еще в начале 90-х гг. прошлого века [3; 4].

В 2012 г. на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на миграционный учет встали 1,68 млн чел. (+133 000 чел. к 2011 г.) иностранных граждан, из них 771 900 чел. (+33 800 чел.), или 45,9% — граждан только Узбекистана. Всего в регионе одномоментно находятся около 4,5 млн иммигрантов.

Необходимо решение и еще одной проблемы — должной организации и эффективной борьбы с этнической организованной преступностью. В последнее время растут не только количество совершаемых мигрантами преступлений, но и их тяжесть.

Анализ имеющихся материалов наглядно свидетельствует о том, что существующие и создаваемые каналы незаконной трудовой миграции как в Россию, так и в СевероЗападный регион обусловлены несовершенством существующего на территории Российской Федерации миграционного законодательства, регулирующего вышеуказанную область правоотношений.

Действующие законодательные и нормативные акты в виде концепций национальной безопасности и миграционной политики, федеральных миграционных программ и миграционного законодательства не способны, в конечном итоге, переломить ситуацию1. Предлагаемые радикальные законодательные инициативы по приведению миграционной политики России в русло ее наибольшей эффективности пока не дали ожидаемые результаты. Согласно данным официальной статистики, около 90% преступлений из числа совершенных иностранными трудовыми мигрантами и раскрытых органами предварительного следствия на территории России, совершались гражданами государств — участников СНГ2. Аналогичная ситуация существует и в Санкт-Петербурге (92% преступлений).

После проведения анализа имеющихся статистических данных ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и области, а также использования доступных данных ФМС России

1 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 06.12.2011); «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2006 № 109-ФЗ (в ред. от 07.06.2013); «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 (в ред. от 04.08.2011).

2 Российский статистический ежегодник ФСГС (Росстат) за 2011, 2012 гг. Рынок труда, занятость. Трудовые ресурсы. [Электронный ресурс]. URL: http//gks.ru (дата обращения: 2.04.2014).

з и Росстата1, можно сделать вывод о том, что на протяжении последних пяти лет в регионе наблюдается устойчивая тенденция роста совершаемых мигрантами пре-0 ступлений, в среднем, на 8,9% ежегодно. Вместе с тем, за этот же период отме-£ чается снижение общей преступности на территории города и области на 29,5%. ^ С 2009 по октябрь 2013 г. в регионе мигрантами совершены 12 129 преступлений, ° причем это только из разряда раскрытых (табл. 1 и 2).

о За 10 месяцев 2013 г. мигрантами уже совершено преступлений больше, чем д за весь 2012 г. (рис. 1).

ш Эти данные отражают весь спектр совершаемых мигрантами правонарушений — от подделки документов и побоев до тяжких и особо тяжких преступлений. Данные, приведенные в табл. 3, рис. 2 и 3, отражают сложившуюся криминальную ситуацию в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за последние пять лет.

Анализ данных свидетельствует о том, что тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные мигрантами за период 2008-2013 гг., составили, в среднем: в городе — 34%, в области — 35% и имеют динамику роста (как и общее количество совершаемых противоправных действий). Наиболее криминально активным, в целом, в регионе был 2009 г., что объясняется последствиями кризиса 2008 г.

К основным преступным проявлениям мигрантов можно отнести кражи, составляющие, в среднем, за период 2008-2013 г. в общей массе совершенных мигрантами преступных проявлений (из раскрытых): в городе — 24%, в области — 27%. Значительно возросло количество совершенных в городе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, — 14%.

За 9 месяцев 2013 г. на территории Санкт-Петербурга преступления, связанные с разбойными нападениями, преступления с использованием огнестрельного оружия, убийства, тяжкие и особо тяжкие преступления уже превысили показатели всего 2012 г.

В Санкт-Петербурге наблюдается динамика роста общего количества преступлений. Основной их объем (64%) совершается гражданами Узбекистана, Украины и Таджикистана. Доля мигрантов из дальнего зарубежья, совершивших преступления, крайне мала и составляет менее 1%.

Аналогичная ситуация в Ленинградской области, где гражданами Узбекистана совершены 38% преступлений. Граждане Украины совершили 18% преступных деяний, граждане Беларуси — 16%. Доля граждан дальнего зарубежья несколько выше, чем в городе (3%), но по абсолютным цифрам остается небольшой (всего 6 проявлений). Смещение акцентов в области на совершение преступлений гражданами Украины и Беларуси связано с тем, что в основном они заняты на территории Ленинградской области строительством дач и коттеджей, где и совершают преступления.

Наглядно виден рост количества совершаемых в регионе преступлений практически по всем составам УК РФ. При этом в преступной деятельности граждан Узбекистана присутствует практически весь спектр статей Уголовного кодекса России. Для граждан Таджикистана и Украины свойственны преступления имущественного характера.

Таким образом, общие размышления в контексте заявленной проблемы и анализ представленного материала позволяют констатировать следующее. 1. Нельзя не учитывать, что возрастание экономической открытости России будет способствовать значительным изменениям в миграционной подвижности трудовых ресурсов.

1 Статистические сборники ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг. и 9 и 10 месяцев 2013 г. СПб.: ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО; Российский статистический ежегодник ФСГС (Росстат) за 2011, 2012 год. Рынок труда, занятость. Трудовые ресурсы. [Электронный ресурс]. URL: http//gks.ru (дата обращения: 01.04.2014).

Таблица 1 _о

2

Сравнительная динамика преступности в России и крупнейших регионах страны а-

за 2009-2012 гг.1 9

Показатель Санкт-Петербург и Ленинградская область Москва СевероЗападный ФО Россия

2009 г.

Зарегистрировано преступлений (всего) 109 400 212 050 266 509 2 994 820

«+/-», % -4,0 0,1 -5,6 -6,7

Раскрыто (всего) 50 537 85 433 138 760 1 650 951

«+/-», % 1,9 0,4 -1,2 -3,6

Совершено мигрантами (из раскрытых) 2028 17 046 3009 57 955

% от раскрытых 4,1 19,9 2,2 3,5

Темпы прироста/снижения, % 8,1 3,8 -4,1 7,6

2010 г.

Зарегистрировано преступлений (всего) 92 757 185 911 233 237 2 628 799

«+/-», % -15,2 -12,3 -12,5 -12,2

Раскрыто (всего) 49 024 61 047 130 514 1 430 977

«+/-», % -3,0 -28,5 -5,9 -13,3

Совершено мигрантами (из раскрытых) 2176 11 848 3 162 48 992

% от раскрытых 4,4 19,4 2,4 3,4

Темпы прироста/снижения, % 7,3 -30,5 5,1 -15,5

2011 г.

Зарегистрировано преступлений (всего) 83 983 173 628 219 220 240 4807

«+/-», % -9,5 -6,6 -6,0 -8,5

Раскрыто (всего) 43 001 47 394 120 202 131 1849

«+/-», % 12,3 22,4 7,9 8,3

Совершено мигрантами (из раскрытых) 2379 8796 3353 44 956

% от раскрытых 5,5 18,6 2,8 3,4

Темпы прироста/снижения, % 9,3 -25,8 6,0 -8,2

2012 г.

Зарегистрировано преступлений (всего) 77 176 180 240 205 557 230 2168

« +/-», % -8,1 3,8 -6,2 -4,3

Раскрыто (всего) 40 624 47 240 115 936 1 252 779

« +/-», % -5,5 -0,3 -3,5 -4,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершено мигрантами (из раскрытых) 2627 8434 3649 42 650

% от раскрытых 6,5 17,9 3,2 3,4

Темпы прироста/снижения, % 10,2 -4,1 8,8 -5,1

1 Статистические сборники ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг. и 9 и 10 месяцев 2013 г. СПб.: ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО.

Таблица 2

Статистика преступности в России и крупнейших регионах страны за 10 месяцев 2013 г.1

Показатель Санкт-Петербург и Ленинградская область Москва СевероЗападный ФО Россия

10 месяцев 2013 г.

Зарегистрировано преступлений (всего) 63 606 147 011 169 393 1 867 357

«+/-», % -0,2 -1,8 -1,9 -4,4

Раскрыто (всего) 34 069 47 569 96 546 1 042 999

«+/-», % 0,9 17,7 0,4 -1,4

Совершено мигрантами (из раскрытых) 2919 9940 3878 39 698

% от раскрытых 8,6 20,8 4,1 3,8

Темпы прироста/снижения, % 63 606 147 011 169 393 1 867 357

25 000

20 ООО

15 000

10 000

5000

17 046

^ 11848

9940

___ 8796 8434

--

2028 2176 2379 2627 —"--- 2919 -■

■----- -

2009

2010

2011

2012 Юмес. 2013

■ф- Санкт-Петербург и ЛО Москва

Рис. 1. Динамика преступлений, совершенных мигрантами за период с 2009

по ноябрь 2013 г.

1 Статистические сборники ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг. и 9 и 10 месяцев 2013 г. СПб.: ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО.

Таблица 3 _о

2

Характер преступлений, совершенных иностранными мигрантами а-

с 2008 г. по октябрь 2013 г. (Санкт-петербург)1 ^

Год Всего Тяжкие и особо тяжкие Убийства Причинение тяжкого вреда здоровью Изнасилования Кражи Грабежи Разбойные нападения Связанные с незаконным оборотом наркотиков Связанные с применением огнестрельного оружия

2008 1536 535 56 35 30 422 133 89 185 5

2009 1707 755 52 38 30 356 200 83 310 5

2010 1804 712 44 33 25 430 160 79 311 0

2011 2026 631 44 59 16 437 174 98 245 5

2012 2210 660 36 51 33 546 177 85 316 2

2013 (9 мес.) 2143 672 39 45 20 521 140 92 278 7

Всего 11 426 3965 271 261 154 2712 984 526 1645 24

200

I изнасилования П тяжкий вред здоровью

П убийство П разбой Ш грабежи

Рис. 2. Динамика преступлений, совершенных мигрантами в Санкт-Петербурге с 2008

по сентябрь 2013 г.

1 Статистические сборники ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг. и 9 и 10 месяцев 2013 г. СПб.: ИЦ ГУ МВД России по СПб и ЛО.

133

о

ш

ш

О

134

14

2008 2009 2010 2011 2012 9мес. 2013

■ изнасилование □ убийство □ тяжкии вред здоровью

Н грабежи разбои В кражи

Рис. 3. Динамика преступлений, совершенных мигрантами в Ленинградской области

с 2008 по сентябрь 2013 г.

2. Россия, с ее огромными слабо освоенными территориями и вымирающим населением, оказывается в весьма невыгодном положении, поскольку южные и восточные территории страны соседствуют с государствами, имеющими высокую плотность быстро растущего населения.

3. К середине ХХ! в. в Центральной Азии, Азербайджане, Афганистане, странах зоны Персидского залива численность населения превысит 1 млрд чел. Как следствие — многомиллионные армии безработных из этих стран могут существенно видоизменить геополитическую ситуацию и вызвать мощную миграционную экспансию. В соответствии с международными нормами, Россия не сможет остаться в стороне и вынуждена будет реагировать на данную проблему [1].

4. Недостаточно контролируемая трудовая миграция как в России в целом, так и на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области способствует напряженности на рынке труда, а также значительному ухудшению криминогенной обстановки.

5. Привлечение иностранной рабочей силы, занятой во всех простейших и малоквалифицированных видах труда, является источником экстенсивного развития градообслуживающих отраслей экономики, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга. Данная ситуация не способствует поиску внутренних резервов. Отметим также, что эта тенденция наиболее ощутима в крупных городах, в которых обостряется дефицит кадров на работах с низкой квалификацией, тяжелыми условиями труда и низким социальным престижем.

6. Приоритетной становится задача снижения числа рабочих мест, не отвечающих уровню подготовки и запросам рабочих из числа коренного населения, что послужит достижению сбалансированности количества и структуры рабочих мест с наличием и составом трудовых ресурсов в крупных агломерациях.

Литература ^

1. Годин Ю. Как сохранить здоровье нации // Наш современник. 2011. № 7. о

2. Земскова А. В. Незаконная миграция как вызов глобальной безопасности (опыт работы © ФМС России по противодействию незаконной миграции) // Труды Академии управления cl МВД России. 2007. № 2. s

3. Иванова Л. В., Заверткина Е. В. Актуальные проблемы миграции в России: Аналитический ° обзор. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. н

4. Механизм управления воспроизводством населения и трудовых ресурсов: региональный ш аспект / Н. В. Базаров [и др.]. Л.: Наука, 1990.

References

1. Godin Yu. How to keep nation health [Kak sokhranit' zdorov'e natsii] // Our Contemporary [Nash sovremennik]. 2011 N. 7.

2. Zemskova A. V. Illegal migration as a call of global safety (experience of FMS of Russia on counteraction of illegal migration) [Nezakonnaya migratsiya kak vyzov global'noi bezopasnosti (opyt raboty FMS Rossii po protivodeistviyu nezakonnoi migratsii)] // Works of the Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii]. 2007. N. 2.

3. Ivanova L. V., Zavertkina E. V. Actual problems of migration in Russia: Analitical review [Aktual'nye problemy migratsii v Rossii: Analiticheskii obzor]. Domodedovo: RATI MIA of Russia [VIPK MVD Rossii], 2006.

4. Mechanism of management of reproduction of the population and manpower: regional aspect [Mekhanizm upravleniya vosproizvodstvom naseleniya i trudovykh resursov: regional'nyi aspect] / N. V. Bazarov [ets.]. L.: Science [Nauka], 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.