УДК 371.8(09)
А. В. Казаков
Вятский государственный гуманитарный университет, Киров
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ С КОНЦА XIX ВЕКА И В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Статья посвящена истории появления иностранных студентов в России с конца XIX века и в начале Второй мировой войны. Первые студенты-иностранцы начали учиться в дореволюционной России в семидесятых годах девятнадцатого века. Студенты из Болгарии и Балканских государств: Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии - были приглашены для учебы в Россию в качестве помощи дружеским странам, страдавшим от турецкого гнета. Для них были назначены государственные стипендии, студенты-иностранцы освобождались от оплаты за учебу. Пришедшее к власти правительство большевиков по политическим мотивам продолжило практику обучения на бесплатной основе граждан Турции, Персии, Афганистана, Монголии. Большая часть студентов с Востока обучалось в СССР в Коммунистическом университете трудящихся Востока - специально созданном интернациональном вузе, обучавшем студентов более 73 национальностей с 1921 по 1938 годы. В 1928 году в Москве появился Коммунистический университет трудящихся Китая. С 1930 года по 1940 в СССР отучилось 500 граждан Монголии. В двадцатых годах прошлого столетия в Москве и в других городах Советского Союза учились студенты из Турции, Ирана, Афганистана и других стран. В ведущих вузах Европы в начале XX века численность иностранцев достигала 10 % от общего контингента студентов. Примерно в это же время в США на рубеже веков к 1904 году 2673 иностранных студента из 74 стран были зачислены в учреждения высшего образования США. В 1912 году количество студентов увеличилось до 5000, в 1920-1921 годах иностранных студентов насчитывалось около 8500 человек. В отличие от Европы и США, в 30-е годы прошлого века вплоть до середины XX века количество иностранных студентов, аспирантов, стажеров в вузах Советского Союза уменьшилось в связи с усилением закрытости советского общества.
Ключевые слова: иностранные студенты, учреждения высшего образования, советские высшие учебные заведения, подготовка специалистов для зарубежных стран в России
Обучение иностранных студентов в русских университетах - как одна из ступеней интеграции страны в мировое общество - имеет долгую историю.
С середины восемнадцатого века молодые люди из России ездили обучаться за государственный счет в европейские страны главным образом в Германию.
Первые студенты-иностранцы начали учиться в дореволюционной России в семидесятых годах девятнадцатого века после того, как Совет при министре народного образования в конце XIX века году посчитал целесообразным приступить к обучению иностранцев в учебных заведениях России. Вскоре в университеты Санкт-Петербурга, Москвы и в другие гражданские и духовные образовательные учреждения прибыли на учебу студенты из Болгарии и Балканских государств. Они были приглашены для учебы в Россию в качестве помощи дружеским странам: Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии, страдавшим от турецкого гнета.
Правительством императора Александра II для них были назначены государственные стипендии, студенты-иностранцы освобождались от оплаты за учебу [3].
Тем не менее обучение иностранных студентов в дореволюционной России широко распространиться не успело. Граждане России чаще сами учились за границей, особенной популярностью пользовались технические квалификации.
В то время четыре миллиона иностранцев проживало в Российской Федерации. После Октябрьской революции особым указом Совета Народных Комиссаров Российской Федерации четыре миллиона иностранцев, проживавших на территории Российской Федерации, получили возможность на бесплатное высшее образование и гарантию последующего трудоустройства на территории Российской Федерации.
Время борьбы колониальных стран Востока за свою свободу и независимость совпало с первыми годами становления советской власти.
© Казаков А. В., 2015
В это время возрастает иммиграция корейцев, китайцев, в небольшом масштабе японцев в Сибирь и на Дальний Восток. В середине 1920-х годов в Сибири и на Дальнем Востоке насчитывалось уже около 170 тысяч корейцев, то есть вдвое больше, чем в 1917 году. К этому времени двадцать процентов из них уже получили советское гражданство.
Пришедшее к власти в 1918 году правительство большевиков по политическим мотивам возобновило практику приглашения на учебу иностранцев. Уже в начале 1920-х годов в РСФСР обучались на бесплатной основе граждане Турции, Персии (нынешнего Ирана), Афганистана, Монголии.
Студенты из Монголии в 1921 году были первыми иностранными студентами в РСФСР. 500 граждан Монголии отучилось с 1930 года по 1940 в СССР. После них в двадцатых годах прошлого столетия в Москве и в других городах Советского Союза учились студенты из Турции, Ирана, Афганистана и других стран. В 1922-1923 учебном году было выделено сто мест для студентов из Ирана, а в следующем учебном году в советских университетах было выделено сто учебных мест для турецких студентов. Количество иностранных студентов постепенно увеличилось.
Большая часть студентов с Востока обучалась в СССР в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ) - специально созданном интернациональном вузе, обучавшем студентов более семидесяти трех национальностей с 1921 по 1938 годы. В учебную программу с трехлетним сроком обучения входили общеобразовательные дисциплины, включающие экономическое и административно-правовое отделения, отделения партийной работы и политического просвещения; профсоюзного движения. Студенты КУТВ проходили военное обучение в летних лагерях. Кроме учебной работы, университет вел также научно-исследовательскую деятельность. Так, в 1927 году была создана научно-исследовательская ассоциация по изучению социально-экономических проблем советского и зарубежного Востока и национальных и колониальных проблем. КУТВ имел региональные отделения в Иркутске, Баку (Азербайджан) и Ташкенте (Узбекистан).
В 1928 году, по данным МИД Японии, в университете училось около 1000 иностранных студентов в возрасте от 20 до 23 лет, большинство составляли китайские студенты - 400 человек, 350 представителей национальных меньшинств Советского Союза и от 30 до 40 японцев, обучав-
шихся там без согласия японского правительства. Это были представители рабочего класса: токари, типографские рабочие, моряки, рабочие целлулоидного производства, сапожники [6, с. 30].
В 1928 году одна из самых многочисленных секций университета - китайская - была объединена с Университетом им. Сунь Ятсена. Результатом объединения стал размещавшийся в Москве Коммунистический университет трудящихся Китая. Набор будущих студентов велся в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Тяньцзине. В КУТК принимали представителей Компартии Китая и Национальной партии (партии Гоминьдана). Двухлетняя программа включала в себя:
• обучение языкам: прежде всего - русскому языку, вторым языком на выбор были французский, английский, немецкий;
• история: история развития общественных формаций, история развития китайского, российского и западного революционного движения;
• философия: курс исторического и диалектического материализма;
• политэкономия;
• экономическая география;
• основы ленинизма;
• военное дело преподавалось военными специалистами и включало как теоретическую подготовку, так и практические занятия по использованию разных видов оружия, а также летние полевые сборы в армейских гарнизонах Подмосковья.
В качестве дополнительного учреждения на базе кафедры китаеведения УТК в университете был Научно-исследовательский институт по Китаю. Бюро переводов при университете занималось переводом с русского языка на китайский трудов классиков марксизма. Для печатного издания переведенной литературы была специально создана Китайская типография.
В середине тридцатых годов прошлого века китайское отделение КУТВ было организовано заново. Незадолго до закрытия КУТВ в 1937 в связи с реорганизацией всей системы партийного просвещения произошло разделение КУТВ на две самостоятельные организации: на КУТВ, где обучались только советские студенты, и на Научно-исследовательский институт национальных и колониальных проблем (НИИНКП) для обучения зарубежных студентов, около половины которых составляли китайцы.
В ведущих вузах Европы в начале XX века численность иностранцев достигала 10 % от общего контингента студентов. Так, в Берлинском политехническом институте 9,5 % студентов
(263 из 2750) были иностранцами, в Промышленном институте в г. Лилль (Франция) - 8,5 % (31 из 364). Западноевропейские вузы получали хорошую прибыль от иностранных студентов, обучавшихся на платной основе. Например, в вышеназванном Берлинском политехническом институте студент и Германии платил в год за обучение шестьдесят марок, а студент-иностранец - сто шестьдесят марок [2, с. 90].
Примерно в это же время в США на рубеже веков увеличился поток студентов из Латинской Америки. Это был второй этап притока иностранных студентов, вызванный последствиями революции в Колумбии 1903 года. На основании данных, приведенных американским Бюро по образованию, к 1904 году 2673 иностранных студента из 74 стран были зачислены в учреждения высшего образования США. Самыми многочисленными были англоговорящие студенты из Северной Америки - 614 человек, мексиканцы (308) и кубинцы (236). В 1912 году количество студентов увеличилось до 5000 в основном за счет студентов из Китая, Японии и Вест-Индии, в 1920-1921 годах иностранных студентов насчитывалось около 8500 человек [5]. В 1919 году по инициативе корпорации Карнеги был создан Институт международного образования в Нью-Йорке, который набирал студентов со всего мира для учебы в США. Еще одним из основных источников стипендий для обучения за границей в течение 1920-х и 1930-х годов был Международный комитет образования, спонсируемый американской благотворительной организацией «Фонд Рокфеллера». Фонд содержал общежития для иностранных студентов в Нью-Йорке, Калифорнии и Иллинойсе [4].
В отличие от Европы и США в 30-е годы прошлого века вплоть до середины XX века количество иностранных студентов, аспирантов, стажеров
в вузах Советского Союза уменьшилось в связи с усилением закрытости советского общества и ростом всеобщей подозрительности по отношению к иностранцам [1]. Исключением являлись некоторые советские вузы, партийные, комсомольские и профсоюзные школы, в которые продолжали поступать эмигранты-коммунисты из Европы, приехавшие в СССР при поддержке коммунистических организаций, как правило, Коминтерна. По соображениям безопасности, этот факт не афишировался, но, по разным данным, в те годы в советских высших учебных заведениях обучалось более двух сотен студентов из Германии, Венгрии, Болгарии, Италии, Испании и других стран.
_ш_
1. Арефьев А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007. 700 с.
2. Голубев В. К., Горчаков Г. Е., Мышелов В. П., Хомяков A. M. Уроки прошлого в современном ракурсе // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 90.
3. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития: материалы к VI заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999 года (Часть I). М., 1999, с. 28.
4. James G. Overseas students in the United States: The quest for socio-cultural and linguistic models // American Studies International. 1992. 30. № 1. P. 88-109.
5. King H. H. The foreign student in America. New York: J. J. Little and Ives, 1925. 143 p.
6. Koshiro Y. Imperial Eclipse: Japan's Strategic Thinking About Continental Asia Before August 1945. Cornell University Press, 2013. 328 p.
Статья поступила в редакцию 2.02.2016 г.
Для цитирования: Казаков А. В. Иностранные студенты в России с конца XIX века и в начале Второй мировой войны // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. № 1 (5). С. 28-31.
Об авторе
Казаков Андрей Викторович, кандидат филологических наук, доцент, Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), Киров,
kazakov.andrey. nauka@gmail. com
A. V. Kazakov Vyatka State Humanities University, Kirov
FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA SINCE LATE XIXth CENTURY AND AT THE BEGINNING OF THE SECOND WORLD WAR
The article is devoted to the history of the emergence of international students in Russia since the late XIXth century and the beginning of the Second World War. The first international students appeared in pre-revolutionary Russia in the 1970s. Students from Bulgaria and the Balkan countries: Albania, Bosnia, Herzegovina, Serbia were invited to study in Russia as an aid to these friendly countries, suffering from the Turkish yoke. They received state scholarship, international students learnt for free. For political reasons the Bolshevik government authorities, which came to power after the October Revolution, continued the practice of teaching the citizens of Turkey, Persia, Afghanistan, and Mongolia free of charge. Most of the students from the East were taught in the Soviet Union at the Communist University of the Toilers of the East or KUTV - a specially created international university, teaching students of more than 73 nationalities from 1921 to 1938. In 1928 in Moscow the Sun Yat-sen University appeared. 500 citizens of Mongolia studied in the Soviet Union from 1930 to 1940. In 1920s students from Turkey, Iran, Afghanistan and other countries studied in Moscow and in other cities of the Soviet Union. In early XX century the number of foreigners reached 10 % of the total number of students in the leading universities of Europe. In the USA at the turn of the century in 1904 2673 foreign students from 74 countries were enrolled in US institutions of higher education. In 1912 the number of students increased to 5,000, there were about 8,500 foreign students in 1920-1921. In contrast to Europe and the USA in 1930s until the mid XX century the number of foreign students, Ph. D. students, trainees in universities of the Soviet Union has decreased due to the closed nature of Soviet society.
Keywords: international students, higher education institutions, Soviet institutions of higher education, training of specialists for foreign countries in Russia
_ш_
1. Arefev A. L. Rossijskie vuzy na mezhdunarodnom rynke obrazovatel'nyh uslug. M.: Centr social'nogo prognozirovanija, 2007. 700 s.
2. Golubev V K., Gorchakov G. E., Myshelov V P., Homja-kov A. M. Uroki proshlogo v sovremennom rakurse. Vysshee obra-zovanie v Rossii. 1994, no. 4, p. 90.
3. Podgotovka specialistov dlja zarubezhnyh stran v Rossii: sostojanie i perspektivy razvitija: materialy k VI zasedaniju Mezh-vedomstvennoj komissii po mezhdunarodnomu partnerstvu v oblas-ti obrazovanija 29 aprelja 1999 goda (Chast' I). M., 1999, p. 28.
4. James G. Overseas students in the United States: The quest for socio-cultural and linguistic models. American Studies International. 1992. 30, no. 1, pp. 88-109.
5. King H. H. The foreign student in America. New York: J. J. Little and Ives, 1925, 143 p.
6. Koshiro Y. Imperial Eclipse: Japan's Strategic Thinking About Continental Asia Before August 1945. Cornell University Press, 2013, 328 p.
Submitted 2.02.2016.
Citation for an article: Kazakov A. V. Foreign students in russia since late 19th century and at the beginning of the second world war. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 1 (5), pp. 28-31.
About the autor
Kazakov Andrey Viktorovich, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Vyatka State Humanities University, Kirov, kazakov.andrey.nauka@gmail.com