Научная статья на тему 'Иностранные миссионеры в Китае XIX начала XX В. : специфика деятельности (на примере провинции Шаньдун)'

Иностранные миссионеры в Китае XIX начала XX В. : специфика деятельности (на примере провинции Шаньдун) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2727
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартынов Д. Е.

Рассматривается роль христианских проповедников в социальных, политических и интеллектуальных переменах в Китае конца XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN MISSIONARIES IN CHINA DURING THE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES: SPECIFICS OF ACTIVITIES (AS EXEMPLIFIED BY EFFORTS IN SHANDUN PROVINCE)

The role of Christian preachers in social, political and intellectual changes in China in the end of the 19th and beginning of the 20th centuries is examined.

Текст научной работы на тему «Иностранные миссионеры в Китае XIX начала XX В. : специфика деятельности (на примере провинции Шаньдун)»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ИНОСТРАННЫЕ МИССИОНЕРЫ В КИТАЕ XIX - НАЧАЛА XX В.: СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОВИНЦИИ ШАНЬДУН)

© Д.Е.Мартынов

Рассматривается роль христианских проповедников в социальных, политических и интеллектуальных переменах в Китае конца XIX - начала XX в.

Христианские миссионеры занимают особое место в ряду сил, насильственно "открывших" Китай внешнему миру и приобщивших древнюю цивилизацию к его ценностям. Католическая миссия XVII-XVIII вв. оказалась лишь эпизодом в драме противостояния двух миров, и только протестантским миссионерам в краткий период 1890-1920 гг. удалось сделаться едва ли не главным "движителем" социальных, политических и интеллектуальных перемен в стране [1, с.379]. При всей несхожести задач национальных и деноминационных христианских миссий отношение к Китаю и китайцам в общем менялось мало: и католики, и все разновидности протестантов были абсолютно убеждены в превосходстве христианства над всеми местными религиями и культурными учреждениями. По выражению Я.Эрнста: "Мы [имеются в виду европейцы-христиане. - Д.М.] определенно превосходим желтую расу, но не во всем, а единственно в том, что признаем ответственность за несение Слова и Правды Христовой" [2, с.47]. А.Бах подчеркивал, что главным в работе миссионеров было выявление недостаточного совершенства китайских моральных ценностей [3, с.1], в то время как В.Дитрих, А.Мартин [4, с.75] и Э. Фабер [5, с.2-9] искали точки соприкосновения конфуцианства и христианства, но и возможность спасения китайцев в русле их собственных традиций.

Таким образом, задачи миссионеров расширялись: восприятие Откровения оказывалось неотделимым от демонстрации образа передовой западной цивилизации. Немецкие миссионеры в данном процессе смогли найти собственную "нишу". К.Мирбт в 1910 г. отмечал, что германская миссия преследовала двойные цели: "народное просвещение на христианской основе и воспитание нового поколения молодежи" [6, с.132]. Миссионеры преподавали в так называемой Оои-уегпешеп188еЬи1е в Циндао (Шаньдун), дающей высшее образование. Это заведение посещали 129 студентов, имелся интернат для приезжих из других провинций. Делались попытки организа-

ции женского образования, для чего был открыт женский класс для 5 девушек. Осенью 1910 г. в Циндао открылся ЬеЬгап81а11;, который должен был стать центром распространения немецкой культуры в Восточной Азии. Помимо специализированных училищ, миссионеры преподавали в 246 деревенских школах, из которых 137 размещалось в храмах предков, 3 - в буддийских храмах, 106 - в частных домах [6, с.132]. Кроме того, Объединенная евангелическая миссия руководила Немецко-китайским Семинариумом с 60 воспитанниками, школой для девочек (34 ученицы), а также уездным училищем (с 36 учениками) [6, с.162-163].

Второй важнейшей задачей миссионеров в Китае была организация здравоохранения. Исторически, это было предложено в той же Германии еще в XVIII в., но англосаксонские страны перехватили инициативу, и потому в 1908 г. из 894 практикующих врачей-миссионеров 858 были англичанами или американцами, а немцев было всего 18 человек [6, с.172-173].

Впрочем, несмотря на скромные масштабы, Мирбт свидетельствует, что "в Цзяочжоу Объединенная Евангелическая миссия в области ухода за больными стяжала заслуженную славу. Два заведения в Циндао посвящены памяти Э. Фабера (1839-1899) и названы его именем... В РаЬегЬо8-рйа1 в 1908 г. обратились 2272 пациента, из которых 440 были госпитализированы, а 1832 были приходящими. В клинике им. Фабера для европейцев лечились 82 человека. Кроме того, в клинику близ Циндао обратились 6978 пациентов, а госпиталь в Цзюми (Каиш1) принял 2714 человек. Клиника в Циндао возглавляется двумя немецкими врачами., в то время как госпиталь в Цзюми находится под началом медика-китайца. Этот последний также заведует наркологической клиникой для опиофагов. Берлинская миссия располагает маленькой клиникой с фельдшера-ми-китайцами в Цзымо" [6, с.172-173].

Католические миссионеры старались не отставать от своих протестантских "конкурентов".

Первый католический миссионер Нового времени прибыл в Китай еще в XVI в., и это был наваррец-иезуит Франсиско Хавьер (Ксавье), апостол Японии, один из семи первых учеников И.де Лойолы. Впрочем, ему не удалось ступить на землю Китая: в 1552 г. он умер на о.Шаньчу-аньдао, тщетно ожидая разрешения на въезд в страну... [7, с.78]. Основателем католической миссии в подлинном смысле этого слова был иезуит Маттео Риччи (1552-1610), прибывший в Макао в 1582 г. и в 1600 г. перенесший проповедь в Пекин. Однако в 1724 г. деятельность европейских миссионеров подпала под строжайший запрет китайских властей.

Протестантская миссия в Китае ведет свой отсчет с 1807 г., когда в Гуанчжоу прибыл Роберт Моррисон (1789-1834) из Лондонского Миссионерского общества. Германские миссионеры играли в процессе христианизации Китая весьма скромную роль вплоть до оккупации Циндао в 1898 г. Весьма активными были лица немецкого происхождения в католических миссиях, но их особенность была в том, что католическая церковь не была национально ориентированной. С основанием Шаньдунской миссии в 1890 г. было объявлено, что Германская империя берет ее посланников под свою охрану; только тогда деятельность миссии приобрела национальные черты. Убийство двух католических миссионеров в 1897 г. стало casus belli, после чего Германия смогла начать колониальное освоение Шаньдуна.

Признав покровительство Германской империи, немецкие миссионеры не изменили методов работы. Ч.Воскамп утверждал: "Германское правительство должно понимать свою задолженность миссионерам. Влияние миссионеров на население должно рассматриваться как благословение. Многие предубеждения китайцев были рассеяны добрыми советами и обхождением, многие сложности военной оккупации и экономической экспансии смягчены заботами членов миссии" [8, с.136].

Представляется уместным рассмотреть положение Шаньдуна в общей схеме деятельности христианских миссий в Китае. Там в 1651 г. обосновались члены францисканского ордена, купившие земельный участок в Цзинани, где был построен собор. Деятельность миссии охватывала весь северный и восточный Шаньдун. В 1724 г. миссионеры были изгнаны и смогли вернуться только после заключения Тяньцзиньского договора 1860 г.

В 1881 г., по соглашению с францисканцами, на территории Шаньдуна впервые появились германские миссионеры. Главным вдохновите-

лем их деятельности выступил епископ-вербист Йохан Баптист (фон) Анцер - одна из самых противоречивых личностей в истории христианской миссии в Китае [9].

Протестанты впервые появились в Шаньдуне в 1860 г., а германские миссии, повторимся, возникли только в 1898 г., уже после включения бухты Цзяочжоу в состав сферы влияния Германской империи. Данное явление для истории миссионерства вообще мало характерно, ибо деятельность проповедников, выступающих в роли стратегических разведчиков, зачастую служила целям колониального господства [10] (характерно, что данный парадокс будет тесно связан с Германией: аналогичную картину представило обращение в христианство Земли Императора Вильгельма, т.е. Папуа-Новой Гвинеи).

Распространение протестантских миссий в Шаньдуне выглядело следующим образом. Британское Baptist Missionary Society начало свою работу в Китае в 1845 г., а в 1859 г. его отделение открылось в Яньтае (Чифу). Тем не менее серьезная работа по обращению Шаньдуна началась только в 1875 г., и возглавил ее ирландский миссионер Тимоти Ричард, один из самых влиятельных интеллектуалов Китая конца XIX в. [11]. В 1891 г. в Цинчжоу открылось отделение самой мощной миссионерской структуры своего времени - Society for the Diffusion of Christian and General Knowledge. Данное "Общество" охватывало северо-запад Шаньдуна, а с в 1889 г. открылась миссия в уезде Цоупин, что позволило охватить территорию Центрального Шаньдуна до устья Хуанхэ. Особенностью баптистского миссионерства было широкое использование китайских неофитов для дальнейшего расширения проповеди и отсутствие специальных культовых зданий [12].

От британских баптистов не отставали американские: Southern Baptist Convention, начавшее деятельность в Китае в 1835 г., в 1860 г. попыталось закрепиться в Яньтае, а в 1862 г. основало небольшой девичий интернат в Дэнчжоу. Распространение Southern Baptist Convention шло последовательно: в 1885 г. было основано отделение в уезде Хуансянь, в 1891 г. - в Пинду, в 1903 г. - в Лайчжоу, и в 1906 г. - в Байма [12].

В 1860 г. начало свою деятельность в Китае English Methodist New Connection Missionary Society. В Шаньдуне его миссия в 1866 г. обосновалась в Лэлине, и с самого начала она была ориентирована на медицинскую помощь населению. Особенностью и этого миссионерского общества было интенсивное использование китайских прозелитов, а также глубокая интеграция с китай-

ской системой образования. Позднее общество открыло миссию в Вэйхайвэе.

Американская Пресвитерианская церковь, действующая в Китае с 1843 г., в 1872 г. открыла свою миссию в Цзинани - столице провинции Шаньдун. О ее деятельности свидетельствует знаменитый германский географ Ф.фон Рихтгофен (1833-1905) [13, с.231, 235]. Ее работа в Шаньдуне началась уже в 1861-1862 гг. в Яньтае и Дэнчжоу. Отделения миссии открылись в 1882 г. в Вэйсяне, в 1890 г. - в Ичжоу и Цзинине, в 1899 г. - в Циндао и в 1905 г. - в Исяне. Здесь также на первое место выходила медицина, а также особое внимание уделялось подготовке педагогических кадров, в частности, в Яньтае в 1898 г. открылась одна из первых в Китае школ для глухонемых. Тот же Рихтгофен восторженно писал: "Миссия в Дэнчжоу действует, как и все вообще американские миссии: меньшее внимание уделяет проповедям, нежели любви практической. Больница, школа и печатный станок -вот средства, коими они [миссионеры - Д.М.] пользуются, дабы открыть для себя сердца и души людей" [13, с.231]. Рихтгофен упоминает и единственное интернациональное миссионерское общество - China Inland Mission, имеющее с 1879 г. миссии в Нинхае и Фушани [13, с.236].

Плеяду блестящих исследователей и миссионеров поставила в Китай American Board of Commissioners for Foreign Missions. В Китай ее члены прибыли в 1830 г., и уже первые посланники - Элайджа Бриджман [14] и Дэвид Эйбил, а также Сэмьюэл Уэллс Уильямс [15], Аира Трэйси (с 1833 г.) и д-р П.Паркер [16] (с 1834 г.) сыграли знаменательную роль в развитии академической синологии XIX в., а также в распространении западной медицины в Китае. Это общество свою первую "станцию" в Шаньдуне открыло в 1880 г. в деревне Панцзячжуан (к югу от Дэнчжоу), а вторую - в 1886 г. в уезде Линьцин.

Предшественницей немецких миссий в Шаньдуне стала шведская баптистская миссия (Sallskapet Svenska Baptist Mission), основанная в 1893 г. близ Циндао, которая в 1900 г. основала мужскую и женскую школы, позднее дополненные интернатами. Кроме того, англиканская церковь в 1903 г. основала миссию под эгидой Society for the Propagation of the Gospel с головными миссиями в Тайани и Пинъине. Были представлены в Шаньдуне также независимые миссионеры и члены разнообразных библейских обществ, занимающихся пропагандой и распространением Священного Писания.

На этом блестящем фоне немецкие миссии не затерялись. Рихтгофен писал: "Немецкая протестантская миссия в некотором отношении чрез-

вычайно отличается от англо-американских. Она строго следит за образованием своих посланцев и использует только священнослужителей. Деятельность миссионеров рассматривается в сугубо религиозном духе; она должна быть движима состраданием к человечеству, не познавшему Христа. Проповедью и духовным окормлением миссионер стремится спасти своих чад. Он пренебрегает силой светской власти и существует только своей религией. Это благородная позиция, отправившая. Франциска Ксавье к языческим народам. Совершенной противоположностью выглядит практицизм американцев, а английские миссионеры находятся где-то посредине. Миссии этих наций стремятся совмещать изучение христианской религии с изучением западной культуры" [17, с.237]. Это определение почти не идеализировано; оно относится, в первую очередь, к деятельности Berliner Missionsgesellschaft. С 1898 г. в его составе действовали А.Кунце и К.Воскамп, работавшие среди хакка (кэцзя) в Южном Китае, а также В.Луцевич, работавший в Циндао.

Германия к 1905 г. располагала 4 главными миссиями, 23 уездными станциями и 15 пунктами проповеди. Крещеных китайцев насчитывалось 435 чел., о них заботились 7 миссионеров-мужчин и две женщины (последние работали в Хайси в западной части залива Цзяочжоу). Миссионеры активно занимались научной работой, в частности, в свое время были известны даологи-ческие работы А.Кунце, кроме того, В.Луцевич работал в Цзимо, известном как центр разнообразных тайных обществ.

В 1884 г. в Веймаре была основана Объединенная Евангелическая миссия (Der Allgemeine Evangelisch-Protestantische Missionsverein), которая уже с 1885 г. начала деятельность в Китае. В 1898 г. главным местом ее проповеди становится Циндао [6, с.67]. Интересно, что евангелисты задались скорректированными целями: проповедь христианства и пропаганда западной цивилизации должны были учитывать местные культурные элементы. Поскольку менталитет китайцев был уже основательно изучен, "акцент делался на пропаганду Библии. как способа познания Бога, а западная цивилизация представлялась не как новая, более высокая культура, но как необходимая помощь в повседневности. Христос же при этом был не просто чудом, главным и единственным чудом мировой истории, но действием Бога, направленным на спасение всего человечества" [18].

В 1898 г. Шаньдунскую миссию возглавил Эрнст Фабер. Он переехал в Циндао из Шанхая, где с 1890 г. возглавлял немецкую общину, по-

святив себя главным образом ученой деятельности. Он был одним из известнейших синологов-миссионеров XIX в. (в 1881 г. удостоен докторской степени в Йене) [19, с.22-27]. Впрочем, современность оценивает его деятельность иначе: "Фабер был специалистом по китайской ботанике, и заслуги его в этой дисциплине намного значительнее, нежели штудии конфуцианских канонов, сильно устаревшие на сегодняшний день" [20, с.67].

Преемником Фабера на посту начальника Шаньдунской миссии был Рихард Вильгельм (1873-1930), один из крупнейших синологов XX в. [21]. Впрочем, это мало сказалось на деятельности миссии, для которой оставались первостепенными педагогика и медицина. В этот период началось сотрудничество миссионеров с китайскими властями, благодаря чему резко возросло количество начальных школ. В 1915 г. японская оккупация свела все эти успехи на нет и деятельность немецких миссий по существу прекратилась (Р.Вильгельму до 1920 г. пришлось действовать практически в подполье).

Таким образом, на материале деятельности Шаньдунских миссий можно отчетливо рассмотреть разницу в методах деятельности католических и протестантских миссионеров в Китае. По-видимому, именно немецкие миссионеры проявляли наибольшую чуткость и осторожность в общении с китайцами, что позволяло преодолевать серьезное сопротивление местных властей. Это выгодно отличало протестантов от того же Анцера, который под дулами германских орудий принудил открыть священные конфуцианские города Яньчжоу и Цюйфу для стейлианских проповедников. Тем не менее роль миссионеров при проведении колониальной политики недооценивалась, с чем связаны катастрофические последствия для миссионерской деятельности европейцев революционных событий в Китае 1920-1930-х гг.

1. Mende von Erling. Einige Ansichten uber die deutsche protestantische Mission in China bis zum 1 Weltkrieg // Von der Kolonialpolitik zur Kooperation / Hrsg. Kuo Heng-yu. Munchen, 1986.

2. Ernst J. Zur "gelben Gefahr" nebst Schlussbemer-kungen zur Missionsfrage // Zeitfragen des christli-chen Volkslebens. XXIX, 7. Stuttgart, 1904. Это обычный аргумент, многократно повторяемый разными авторами того периода.

3. Bach August H. Das heilige Edikt. Ein ethisch-politischer Traktat. Aus dem Chinesischen ubertra-gen. Kiel, 1902.

4. Dietrich Nach W. Die allgemeine Missionskonferenz zu Shanghai in China, gehalten vom 7 bis 20. Mai

1889 (1890) // Allgemeine Missions-Zeitschrift. №18. 1891.

5. The China Mission Hand-Book. Shanghai, 1896.

6. Mirbt С. Mission und Kolonialpolitik in den deut-schen Schutzgebieten. Tubingen, 1910.

7. Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002. Ксавье был в 1622 г. канонизирован, а с 1927 г. почитается как покровитель зарубежных миссий.

8. Forsyth R.C. Shantung. The Sacred Province of China in Some of its Aspects Being a Collection of Articles Relating to Shantung. Shanghai, 1912.

9. Johann Baptist (von) Anzer, кит. Ань Чжи-тай

(16 мая 1851, Вейнрид, Оберпфальц - 24 ноября 1903, Рим). Католический священник, епископ Шаньдунский, член миссионерского So-cietas Verbi Divini (вербисты или стейлианцы, по месту основания). В 1886 г. назначен Апостольским викарием в Яньчжоу. В 1890 г. искал покровительства со стороны Франции, которая обеспечивала бы охрану миссионеров вне зависимости от их деноминации и национальной принадлежности. Его апелляции к Германии дали идеологическое обоснование захватам 1898 г. Удостоен дворянства.

10. Чжан Юй-фа {МЗЕЙс- Чжун го сяндайхуа дэ цюйюй яньцзю. Шаньдун шэн, 1860-1916

Модернизация Китая в 1860-1916 гг.: социальные, политические, экономические изменения на примере Шаньдуна). Тайбэй, 1982. С. 149-169.

11. Timothy Richard, кит. Ли Тимо-тай (1845-1919). В Китай прибыл в 1869 г., проповедовал в Шаньдуне, а также в Шэньси, где участвовал в борьбе с голодом и стихийными бедствиями. Его отношение к китайской культуре и китайскому буддизму, в частности, было едва ли не самым толерантным в свое время.

12. Mende von Erling. Fur Gott und Vaterland? Die christlichen Missionen // [Электронный ресурс]: www.dhm.de/ausstellungen/tsingtau/katalog/auf1_3.h tm

13. Richthofen von Ferdinand. Schantung und seine Ein-gangspforte Kiautschou. Berlin, 1898.

14. Elijah Coleman Bridgman, кит. Би Чжи-вэй

(1801-1861). Первый американский миссионер, действующий в Китае, основатель американской синологии. Впервые дал очерк истории США на китайском языке. С 1840 г. состоял в группе миссионеров, переводящих Библию на китайский язык. С 1847 г. жил в Шанхае, где и похоронен.

15. Samuel Wells Williams, кит. Вэй Сань-вэй ЦгНЦ (1812-1884). Американский дипломат и лингвист. С 1848 г. издавал Chinese Repository, первый западный журнал в Китае. В 1856 г. опубликовал фонетический словарь кантонского диалекта с системой тонов. С 1860 г. - посланник США в Пекине. В 1877 г. вернулся на родину, став первым профессором-синологом Йельского ун-та.

16. Peter Parker, кит. Бо Цзя (1804-1888). Американский врач и миссионер. В 1835 г. основал в Гуанчжоу офтальмологическую клинику.

17. Richthofen von Ferdinand. Op. cit.

18. Определение Эрлинга фон Менде.

19. Мартынов Д.Е. Исторические воззрения Эрнста Фабера: конфуцианское учение и евангелическая миссия в Китае второй половины XIX в. // Вестник ТГГПУ. 2007. Вып.8.

20. Franke Otto. Erinnerungen aus zwei Welten. Rand-glossen zur eigenen Lebensgeschichte. Berlin, 1954.

21. Richard Wilhelm (10 мая 1873, Штутгарт - 2 марта 1930, Тюбинген). Немецкий синолог, миссионер и богослов, в 1899 г. направлен в Шаньдун. Служил священником и заведовал немецко-китайской школой. В 1920 г. вынужденно вернулся в Германию, однако в 1922-1924 гг. был приглашенным профессором Пекинского университета. С 1924 г. - профессор китайской истории и философии Франкфуртского университета. Дружил с Г.Гессе, К.Юнгом, М.Бубером, А.Швейцером, Р.Тагором. Синолог чрезвычайно широкого профиля, переводчик И-цзина, Ли-цзи и Дао-дэ цзина.

FOREIGN MISSIONARIES IN CHINA DURING THE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES: SPECIFICS OF ACTIVITIES (AS EXEMPLIFIED BY EFFORTS IN SHANDUN PROVINCE)

D.E.Martynov

The role of Christian preachers in social, political and intellectual changes in China in the end of the 19th and beginning of the 20th centuries is examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.